Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Явления молитвы, служащей усладой очей



 

Явление первое: искренность. Это означает, что мотивом, побуждающим раба к совершению молитвы, должно являться стремление к Аллаху, любовь к Нему, желание Его довольства, близости к Нему, желание снискать Его благосклонность, повиноваться Его приказам. Такого раба побуждает к совершению молитвы не желание получить чего-либо из благ ближайшего мира, но стремление к лику своего Высочайшего Господа, любовь к Нему, боязнь Его наказания, надежда на Его прощение и воздаяние.

Искренность необходима не только при совершении молитвы, но и в религии в целом: «Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху»1; «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне…»2. Искренность означает очищение деяния от всевозможных посторонних примесей, не связанных с совершением деяния ради одного только Аллаха. Послушание должно быть искренним, то есть чистым, лишенным грязи в виде желания, чтобы за ним наблюдали твари, и обращения не к Творцу.

Одним из плодов искренности является чистота сердца от лжи и пороков, чистота разума от наущений. Абу Сулейман ад-Дарани в этой связи сказал: «Если раб будет искренен, его покинут многие наущения».

Одним из признаков присутствия у раба искренности является равнодушие к адресованным ему похвалам и упрекам со стороны простонародья, забывание им того, что за его делами наблюдают со стороны. Более того, искренний человек будет желать того, чтобы стали невидимы его благодеяния, так же как стали невидимы и его злодеяния.

Аль-Мухасиби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Дерево, жилы которого выступают на поверхности его ствола, перестает брать из почвы влагу; его ветви оказываются неполноценными, листва высыхает, оно не дает плодов, не приносит пользы и утрачивает ценность. Если же жилы дерева расположатся глубоко и не будут доступны глазу, оно будет много впитывать влагу, наполнится водой, его жилы увеличатся, листва станет зеленой, дерево принесет хорошие плоды, которые соберет хозяин, отчего его ценность возрастет. То же будет происходить и с сердцем, если корни имеющихся в нем благодеяний будут скрыты от тварей, оно очистится от мути и увеличит воздаяние (в жизни Последней) для своего хозяина».

Явление второе: честность. Это означает опустошение рабом в молитве своего сердца ради Аллаха и направление всех усилий к тому, чтобы быть устремленным в ней к Аллаху, мобилизацию сердца для ее совершения и для того, чтобы молитва оказала на него лучшее и наиболее совершенное внешнее и внутреннее воздействие. Ибо у молитвы есть сторона внешняя и внутренняя. Внешняя сторона представлена видимыми действиями и изречениями, которые можно услышать. Внутренняя сторона – это смиренность, память о наблюдении со стороны Аллаха, опустошение сердца для Аллаха, полное устремление к Нему в молитве без отвлечения на что-либо иное. Если внутренняя сторона является духом молитвы, то сторона внешняя – ее телом. Молитва, лишенная внутренней стороны, уподобится телу без духа. Не постыдится ли раб обращаться к своему Господу посредством подобного?

Различие между честностью и искренностью. Честность – понятие более специфичное, чем искренность. Так, человек может совершать молитву, исполнившись глубочайшей искренности, но при этом не быть честным. Если искренность означает единство объекта устремления, то честность – единство самого устремления. Иначе говоря, при «честном» совершении молитвы человек не должен отвлекаться на что-либо иное. Если искренность означает избегание наблюдения со стороны тварей, то есть усердие в том, чтобы тебя не видел и не замечал никто из тварных созданий, когда ты предстаешь перед Истиной, то «честность – это стремление очиститься от внимания к самому себе». Другими словами, не следует смотреть на собственные деяния с одобрением и считать себя совершающим их искренно. Если человек узрит в своих деяниях искренность, то его следует упрекнуть в ее отсутствии. Если искренность исключает притворство, то честность – самовосторжение. Невозможно быть искренним без честности, как и невозможно быть честным без искренности; при этом и первое и второе требуют терпения.

Явление третье: следование и подражание. Под этим подразумевается стремление совершать молитву в точности так же, как совершал ее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), избегая того, что в нее привнесли люди из добавлений, уменьшений, дополнительных телодвижений и поз, которые не были переданы ни от самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ни от кого-либо из его сподвижников. То, каким образом совершал молитву Пророк, следует изучать так же, как изучают суру из Корана, и строго следить за правильным совершением молитвы, начиная от такбира и вплоть до приветствия (таслим).

Явление четвертое: благочестие. Под этим явлением подразумевается постоянная память о наблюдении со стороны Всевышнего, заставляющая поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его воочию. Это явление возникает как следствие совершенства веры в Аллаха, Его имена и качества. Словно человек видит Пречистого и Всевышнего Аллаха над небесами, вознесшимся на Своем Троне; как Он говорит, повелевая и запрещая; распоряжается делами Своих творений; как от Него низводится дело и к Нему же восходит, – все это обладающий благочестием человек видит своим сердцем. Он видит проявления Его имен и атрибутов, видит Поддерживающего жизнь, Живого, Слышащего, Видящего, Могущественного, Мудрого, Повелевающего, Запрещающего, Который любит и ненавидит, Того, от Кого не скрывается ничто из поступков Его рабов, ни их речи, ни их нутро, – «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди»1.

Благочестие лежит в основе всего поклонения, осуществляемого сердцем. Благочестие порождает почитание Аллаха, страх перед Ним, любовь к Нему, обращение, упование, смиренность перед Пречистым и Всевышним Аллахом и покорность. Благочестие изгоняет наущения, разговоры души, мобилизует сердце и устремление ради Аллаха. Степень близости раба к Аллаху находится в прямой зависимости от степени присутствия в нем благочестия. Также от благочестия зависит качество молитвы. Так, разница между молитвой двух людей может быть уподоблена разнице между небом и землей, несмотря на то что они оба выполняют одни и те же движения – стоят, совершают поясные поклоны, падают ниц.

Явление пятое: благодарность одному лишь Аллаху. Человек должен понимать, что он удостоился возможности совершать молитву и пребывать в окружении молящихся только вследствие благодеяния со стороны Аллаха, Который направил его сердце и тело к служению Ему.

Если раб поступает в соответствии с тем, чего требует повиновение Всевышнему, то заслуга здесь принадлежит одному Аллаху. Повиновение Аллаху является одним из самых величайших Его даров: «Все блага, которые вы имеете, – от Аллаха»; «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем». Благодарность Аллаху является одним из самых значимых и полезных для раба деяний. Чем больше человек будет реализовывать требования единобожия, тем в большей степени он будет благодарен Аллаху. Одно из полезных свойств благодарности Всевышнему заключается в том, что она препятствует возникновению в сердце раба самовосторжения вследствие совершения тех или иных дел и наблюдения за ними. Ибо, если раб будет осознавать, что он совершает праведные поступки исключительно благодаря благодеянию и наставлению со стороны Пречистого Аллаха, это отвлечет его от внимания к себе, восхищения собственными действиями и от превознесения над окружающими. Деяния покинут его сердце – и он не будет восторгаться собой, покинут его язык – и он не будет попрекать ими других и не будет желать получить за них большее. Таковы признаки дел, принимаемых Аллахом. Одним из плодов благодарности является вознесение хвалы Тому, Кому она полагается и Кто ее заслуживает. Раб будет считать, что похвалы достоин не он – она полностью принадлежит Аллаху, подобно тому как он будет видеть Его единственным источником тех благ и щедрот, которыми он располагает, понимая, что все блага находится в Его руках. Это происходит от совершенства веры. И не утвердится в сердце человека единобожие только лишь в результате знания и свидетельства обо всем этом. Если он твердо познает это, то благодарность Всевышнему станет присущим ему явлением. Укоренившись в сердце, это явление породит в нем любовь и радость от близости к Аллаху, тоску по встрече с Ним, удовольствие от поминания Его и послушания Ему, с чем не сравниться даже величайшее благо мирской жизни.

Явление шестое: видение собственных недостатков. Если раб приложит все свои усилия для совершения какого-либо деяния и потратит на это все свои ресурсы, он все равно допустит упущения в соблюдении того огромного права Аллаха, которым Он обладает в отношении человека. Величие Пречистого Аллаха предполагает соответствующее поклонение. И если прислуга царей и их рабы в служении своим господам выказывают почтение, уважение, стыдятся, благоговеют, страшатся, проявляют искренность, самозабвенно служа своим хозяевам сердцем и телом, то Владыка владык – Господь небес и земли – заслуживает намного лучшего к Себе отношения.

В связи с этим Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никто из вас не войдет в Рай благодаря совершенным деяниям». Сподвижники спросили: «И даже ты, о Посланник Аллаха? » На что Пророк ответил: «И даже я, если только Аллах не покроет меня Своей милостью».

Анас ибн Малик сказал: «В Судный день рабу будут вручены три списка: список с благодеяниями, список со злодеяниями, список даров, которыми его облагодетельствовал Аллах. Пречистый Аллах скажет Своим дарам: “Возьмите то, что полагается вам, из благодеяний Моего раба”. Тогда будет взят самый меньший из даров, отчего у раба не останется ни одного благодеяния. Дар скажет: “Клянусь Твоим могуществом! Я еще не забрал того, что мне причитается по праву, полностью”. И если Аллах пожелает смилостивиться над Своим рабом, наделит Его благами, простит злодеяния и увеличит благодеяния».

Размышление над смыслом молитвы, ее содержание и составляющие элементы

 

Велика разница между молитвой традиционной, которую совершает большинство людей, и молитвой истинной, которую совершает лишь небольшая их часть. Той молитвой, которая являлась усладой очей пророков, правдивых мужей, павших мучеников и праведников. «Как же прекрасны эти спутники! Такова милость от Аллаха, и довольно того, что Аллах ведает обо всякой вещи»1. Долгом человека, грудь которого Аллах раскрыл для Ислама, чье сердце озарил светом веры и облагодетельствовал благой жизнью в истине и благочестии, является – после единобожия – улучшение обрядовой стороны молитвы, размышление над ее смыслом и всем тем, что связано с ней из предваряющих (омовение и прочее) и завершающих ее (совершаемых до и после таслима) действий, например произнесением молитвословий. Также на него возлагается обязанность во всех подробностях знать то, как совершал молитву Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), с чего он ее начинал и чем заканчивал.

Начальные разделы большинства книг по мусульманскому праву посвящены вопросам омовения. Они предваряют тему обряда молитвы. Согласно единому мнению ученых, ритуальная чистота бывает двух видов: чистота абстрактная (тахарату аль-хадас) и чистота физическая (тахарату аль-хабас). Чистота абстрактная, в свою очередь, представлена малым омовением (аль-вуду’), большим омовением (аль-гусль) и их заменой – очищением песком (ат-таяммум). Обо всех этих трех вариантах очищения говорится в суре «Трапеза»: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам – быть может, вы будете благодарны»1.

‘Абдрахман ибн Насыр ас-Са‘ди в своем толковании «Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калям аль-Маннан» из данного аята извлек 50 выводов, из которых мы упомянем некоторые.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь