Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 1. «ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ»



 

Вопросы лекционного занятия:

1. Понятие и структура мировоззрения

2. Понятие и сущность философии.

3. Становление и развитие философии как самостоятельной науки.

4. Структура и основные разделы философского знания.

5. Философия как теория и метод научного познания.

6. Функции философии в системе культуры.

7. Философия и наука.

 

Основные понятия:

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

Ценность – термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности.

Диалектика – это учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности и при каких условиях они переходят друг в друга.

Философия – это теоретическое мировоззрение, т. е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу.

1. Понятие и структура мировоззрения. Точкой отсчета возникновения мировоззрения стало выделение человеком собственного «Я» из внешнего «мира».

Мировоззрение как личности, так и социальных групп, будучи системой наиболее общих представлений, понятий, взглядов об окружающем мире и о себе, формируется под воздействием множественных факторов, которые определяют отношение личности или общества к действительности. Оно как ядро самосознания личности, совокупность его ценностных ориентаций, принципов, убеждений, жизненных позиций, выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире.

Мировоззрение, возникшее на определенном этапе развития сознания, выделения человеком себя от мира, носит социально-исторический характер. Виды мировоззрения: индивидуальное (личности) и общественное мировоззрение, которое находит преломление в формах общественного сознания, идеологии, в общественном идеале, общественной позиции. Составные элементы мировоззрения – знание, ценностная ориентация, убеждение, система ценностей и т. д.

Структура мировоззрения. Мировоззрение не механический набор знаний, а целостная система взглядов на мир, как сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания может быть структурировано по различным критериям. Следует различать (но не противопоставлять) психологическую и гносеологическую структуру мировоззрения, психологическая структура – система знаний, взглядов, ценностных ориентаций, убеждений, которые выражаются в системе оценок, отношении человека к миру, в выборе жизненной позиции. Основную роль в формировании мировоззрения играют знания, содержание которых определяет гносеологическую структуру мировоззрения: естественнонаучные (физические, биологические и т. д.), математические, гуманитарные (социологические, эстетические, экономические, экологические) и т. д.

Мировоззрение имеет два уровня: 1) жизненно-практический или эмоционально-образный; 2) рационально-теоретический или логико-рассудочный. Эмоционально-образный уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте, зависит от национальных и религиозных традиций, уровня образования, культуры, профессии, включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека; помогает ориентироваться в жизни, характеризуется отсутствием систематичности, обоснованности, присутствием предрассудков.

К рационально-теоретическому уровню мировоззрения наряду с наукой принадлежит и философия. Философию необходимо отличать от здравого смысла. В отличие от эмоционально-образного уровня логико-рассудочный создается сознательно.

Классифицируя мировоззрение в психологическом плане в его структуре соответственно можно выделить следующие компоненты: 1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения). 2. Миропонимание (научное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями). 3. Мироотношение как совокупность ценностных установок человека по определенным жизненным вопросам формируется на основе мироощущения и миропонимания.

При классификации мировоззрения в гносеологическом плане в структуре мировоззрения соответственно можно выделить следующие компоненты: 1) познавательный; 2) ценностно-нормативный; 3) морально-волевой. Мировоззрение имеет прямой выход на практику.

Конкретно-историческое общество является носителем следующих типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, художественное, натуралистическое, обыденное, научное, а также сциентистское, антисциентистское. Обыденное мировоззрение формируется стихийно, на основе непосредственного жизненного опыта; религиозное мировоззрение базируется на догматах религиозного миропонимания; научное мировоззрение формируется на основе познания законов развития природы и общества. Сциентизм рассматривает науку и прежде всего естественнонаучное знание как главный фактор прогресса и решения социальных проблем. Антисциентизм выступает против абсолютизации роли науки в жизни человека и общества, более того, он их противопоставляет. Философское мировоззрение – предельно обобщенный взгляд на мир, основанный на универсальных принципах и законах бытия. Оно в значительной степени зависит от позиции, определяемой решением основного вопроса философии.

Мировоззрение может быть: по содержанию – научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным; мифологическим и научным, религиозным и философским; в познавательном отношении – догматическим и скептическим; в организационном плане – коллективистским (альтруистическим) и индивидуалистским, оптимистическим и пессимистическим, рациональным и интуитивным; системным и бессистемным, последовательным и непоследовательным; в этическом плане – моральным и аморальным; и т. д.

Любое мировоззрение носит конкретно-исторический характер. Оно всегда, соответствуя требованиям исторической эпохи и традициям каждого общества, реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах.

Выделяются следующие исторические типы мировоззрения: 1) мифология; 2) религия; 3) философия. Ученые считают, что первой исторической формой мировоззрения является миф. Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение, закон) – это универсальная, не расчлененная, единая форма общественного сознания на ранних стадиях первобытного общества. Выделяются космогонические мифы – о происхождении вселенной, космологические мифы – о устройстве вселенной. Миф – первая форма культурной деятельности человека, разных народов, направленная на постижение мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение, выливающиеся в предписание действий, первая попытка ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, наиболее важных явлений природы, человека, общества, об обобществлении и объяснении мировой гармонии, безличной необходимости и др.

Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, как совокупность представлений, знаний о действительности, конкретного социального опыта, содержал ответы, необходимые при жизнедеятельности человека. Возникновение мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из бесформенного состояния, как превращение из хаоса в космос. Миф создавал возможность постижения мира как некоего организованного целого. Он объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических и правовых взглядов, художественных представлений, зарождающихся философских воззрений и нравственную, эстетическую, эмоциональную их оценку. Для мифологического сознания характерен антропоморфизм: личное отношение к природе, восприятие ее как живого, мыслящего и чувствующего существа. Природа в мифах представляется «по образу и подобию». Вещи наделяются «телом и душой», такими человеческими качествами как чувства, желания, способы поведения. Взаимоотношение с природой есть общение с себе подобным. Например: «Дул злой ветер». Он иррационален, плод фантазии, а не рассудка, абстрактного мышления. В мифе нет деления на субъект и объект.

Мифология доминировала в духовной жизни первобытного общества как универсальная форма общественного сознания. Миф совмещает два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и определение будущего), что обеспечивало связь поколений, прошлого и настоящего. Люди верили в реальность мифа, что определяло нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливало гармонию между миром и человеком. Мифы – это своеобразное выражение и хранение исторической памяти. Поэтому знание прошлого рождало в сознание людей образ будущего.

В наше время идет пересмотр отношения к мифам. Чаше всего к ним начали относиться к культурному наследию, содержащей совокупность знаний об истории и культуре прошлого, выраженной в кодах, символах не понятной нам.

Миф в рамках культуры выполнял многообразные функции: 1) духовная связь между поколениями; 2) формирование коллективных представлений общества; 3) закрепление в обществе системы ценностей; 4) формирование в обществе форм поведений; 5) единение человека и мира.

Элементы мифологии играют важную роль в сознании современного человека. В рамках современного художественного мышления мифологизм рождает новые образы: НЛО, «снежного человека» и т. д., так как миф достоверен не доказательством, а силой непосредственного переживания (С. Н. Булгаков).

Мифологическое сознание имеет следующие характерные черты: 1) синкретичность, т. е. слитность, нерасчлененность объективных знаний о мире, объекта и субъекта, зачатков религиозных верований, искусства; 2) отсутствие противоречий; 3) отсутствие причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

В мифологическом сознании присутствуют: а) метаморфоза; б) ассоциацивность (дыхание < => душа, сон < => смерть); в) телеологичность, т. е. связь идет не от причины к следствию, а от цели к причине; г) символичность, т. е. присутствуют не понятия, а конкретные символы; д) коллективность, т. е. миф - продукт коллективного сознания; е) авторитарность, т. е. отсутствует возможность личного проявления индивида, не допускается критика своих положений.

Угасание первобытных форм общественной жизни привело к тому, что миф как особая ступень развития общественного сознания сошел с исторической сцены. Но поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти – унаследовали от мифа религия и философия, которые в поисках ответов на эти вопросы избрали разные пути.

На ранних этапах развития общества наряду с мифологией существовала и религия. Слово «религия» пришло в европейские языки из латинского. Существует несколько точек зрения на его происхождение. Впервые оно встречается в трактате Цицерона (106–43 гг. до н. э.) «О природе богов» и определяется как благоговение и почитание человеком высших сил – богов (II, 71). Он выводит его от глагола religere – вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, перечитывать, что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым почтением». Лактанций (ум. 330 г.), известный христианский писатель и оратор, считал, что слово religio происходит не от religere, а от religare (связывать, соединять).

Как форма общественного сознания религия формировалась благодаря становлению у людей абстрактного мышления. Религия – форма мировоззрения, основывающаяся на вере в первичность сверхъестественного мирового начала. Наиболее распространены следующие определения религии:

– фантастическое отражение в форме неземных внешних обстоятельств, господствующих над человеком (Ф. Энгельс);

– опиум для народа (К. Маркс);

– вера в сверхъестественное (Плотин);

– особое чувство зависимости человека от бесконечного (Р. Шлейермахер);

– олицетворение и умилостливание тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Дж. Фрейзер);

Специфика каждого развитого религиозного учения – культовая система, т. е. наличие обрядовых действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным, догматичность, опора на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы и не терпит критики своих доктрин. Основное назначение религии – помочь человеку в преодолении трудностей бытия и возвышение его до вечного Абсолюта. Религия исходит из неполноты и несовершенства человека и предлагает идеалы и пути совершенствования, восхождения к высшей целостности и спасения, придает смысл и устойчивость человеческому бытию, культивирует вечные ценности (любовь, доброта, терпимость, сострадание, справедливость) как связь человека и общества со священным, сверхъестественным Абсолютом (Богом, богами, главной святыней), источником и образцом совершенства. Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер, что связано с низким уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы.

Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем миф, религия и философия. В отличие от мифа философия предлагает иные решения мировоззренческих проблем: 1) вместо образа – рациональные понятия; 2) философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта); 3) в философии есть причинно-следственные связи.

На базе абстрактного мышления наряду религией базируется и философия. И философия и религия несут особую функцию – миссию «очеловечивания» мира, стремление к Абсолюту, гуманизм, этическое содержание. Основное различие между философией и религией в том, что всякая религия опирается на веру в сверхъестественное и авторитет, не допускает сомнение и плюрализм мнений, а философия все подвергает сомнению и стремится к рациональному обоснованию, опирается на плюрализм мнений и динамично развивается. Согласно мнению многих исследователей, религия – генотип культуры, из нее вырастает вся культура, в том числе и философии. Гегель, рассматривая отношение философии и религии, называл философию «мыслящим сознанием», а религию «представляющим сознанием». Это значит, что религия обращается, прежде всего, к сердцу и душе человека, а философия – к разуму. Отличает религию от философии сакрализация (сакральный от лат. sacer, sacri – священный) базовых ценностей. В религии освоение мира осуществляется через его разделение на «посюсторонний» – земной, естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Религиозное познание протекает как откровение, философская – деятельностью разума.

Для согласования своих действий с миром человек рефлексирует (оценивает) их, пытается обосновать. Следовательно, он философствует. Философия в отличие от других форм мировоззрения опирается на весь единый совокупный опыт развития человечества и выражает это в специфическом категориальном аппарате.

Философия – это сфера сознания, которая ориентирована на предельно общие вопросы бытия, как теоретическое основание мировоззрения рассматривает мир как целостность, но постоянно обосновываясь на теоретичность, обладает большей степенью научностью, чем просто мировоззрение. Другими словами, философия есть системно-рационализированное мировоззрение, т. е. совокупность взглядов субъекта на мир в целом и на свое место в этом мире.

Вывод: философия как учение о мире и месте человека в нем, является теоретической основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления - методологией научного познания и практической деятельности, формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, концентрированное выражение духовной культуры в абстрактно-теоретической, категориальной форме.

2. Понятие и сущность философии. Часто студенты, еще не приступившие к изучению философии, задаются вопросом: «Зачем нам нужна философия? » Известный русский философ XIX века К. Д. Кавелин в статье «Философия и наука в Европе и у нас» задавался этим вопросом: «...нельзя ли нам вовсе обойтись без философии...? ». «Что нам в этой философии...? ». «Точные науки – другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остается истиной и теперь... А философия? ». Ответ Кавелина актуален и в наши дни: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем...». Ответ на этот вопрос студент сам может получить только в процессе серьезного изучения курса философии и при условии освоения проблем, получивших освещение не только в лекциях и учебнике, но и в широком круге философской, естественнонаучной, социологической литературы, так как состояние философии в полной мере отражает уровень развития науки и всей культуры.

Философия (от греч. рhi1ео – люблю и sophia – мудрость) – одна из древнейших областей человеческого знания. По свидетельству письменных источников, слово «философия» (любовь к мудрости) впервые встречается у Гераклита, а первый, кто назвал себя философом, был Пифагор (II-я пол. VI в. – нач. V в. до н. э.). Для своего времени слово было новым и незнакомым. Пифагор разделил людей на честолюбцев, стяжателей и философов. Первые стремятся к славе, вторые – к наживе, а философы, подобно зрителям на играх, лишь созерцают, ищут истину. Но ареной для них служит весь мир, вся Вселенная. Они называются философами – любителями мудрости, а не софосами – мудрецами, потому что только одно божество может обладать мудростью, а человеку свойственно лишь стремление к ней.

Философия есть свободная, бескорыстная деятельность, ориентированная на истину, притягательную саму по себе, а не на утилитарность. Философия то, без чего невозможно обойтись человеку в жизни. Ведь не хлебом единым жив человек! На вопрос «Что такое философия? » в истории философии получены разнообразные ответы. Ясно только одно – единой дефиниции философии нет и вряд ли таковая вообще возможна. Среди множества дефиниций можно выделить следующие:

Философия – это знание «единого во всем» (Платон).

Философия – это попытка понять «первые основания и причины» (Аристотель).

Философия – это наука о последних целях человеческого разума (Кант). Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. Философия начинается там, «где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления» (Гегель).

Философия – прорыв из бессмысленного к миру смысла (Н. Бердяев).

Философия – познание Универсума (Ортега-и-Гассет).

Философия – это обнажение и самообнажение (Ортега-и-Гассет).

Философия означает – быть в пути (К. Ясперс).

С философствованием человек обретает свои истоки, связь с всеобщим, совершенным Абсолютом. Существенными чертами философии являются: всеобщность, рефлексивность (рефлексия – размышление, деятельность самопознания, принцип мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок), теоретичность, абстрактность, научность, плюрализм, критичность, рационалность, последовательность, системность, наличие категориального аппарата. К фундаментальным проблемам философии относятся такие «вечные проблемы»: как дух соотносится с материей? Конечен или бесконечен мир? Что такое человек и каково его место в мире? Как человек познает окружающий мир и самого себя? что есть истина и заблуждение? В чем смысл человеческой жизни? Все ли в мире предопределено, или кое-чему (нашей воле, например) дана свобода? Что такое добро и зло? Объективна или субъективна красота? Иными словами, красота – это чувство человека или объективное свойство предметов? Сладость – это качество самих предметов (меда, например) или это состояние наших вкусовых рецепторов? В чем счастье человека? Что такое любовь? Философское знание – не есть знание в привычном научном смысле, а – мудрость, размышление (рефлексия культуры). Итак, философия – самопознание, самосознание эпохой своего культурного достижения на основе специфических (обобщенных) категорий.

Философия выглядит как одно из самых странных занятий человека – она, в сущности, способ существования, образ жизни его. Она не приносит материальных благ, а дает духовное удовлетворение. Ей привержены ищущие смысл, истину, добро, красоту. Философия призывает человека к глубокому самосознанию («познай самого себя», Сократ; человек мера всех вещей, Протагор). Философия как внутренняя, духовная рефлексия культуры, стремится проникнуть в смысловое содержание явлений, интерпретировать (интерпретация – истолкование, разъяснение смысла) происходящее, найти сущность и закономерность явлений, обеспечивая при этом неисчерпаемую самобытность философского знания.

Философию можно даже определить как творчество в сфере отвлеченных понятий, как саморазвертывание мысли в ее самопроясняющеми познающем отношении к тому, что есть. Это системно-рационализированное мировоззрение. Главные качества классической философии – это рациональность и системность. Но философия не сводится к рационально-логическим постулатам и выводам. В ней присутствует мироощущение, умонастроение, защита определенных ценностей. Философское видение мира неразрывно с переживанием, оно вовсе не есть бесстрастное созерцание сущего, холодное абстрагирование. В этом отношении философия близка как к религии, так и к искусству.

Бертран Рассел считал философию чем-то промежуточным между теологией и наукой, открытой для атак с обеих сторон. Язык философии, занимая серединное положение между образностью мифа и знаково-понятийным теоретическимаппаратом науки, имеет не только знаково-денотативный, но и символический характер. Для большинства, философских категорий невозможно указать их денотаты (от лат. denote – обозначаю), то есть обозначаемые предметы в физической реальности. Ученый, философ П. Юшкевич, сравнивая научные понятия с философскими, писал: «Совсем иной характер носят философские понятия. Они какие-то мерцающие, точно звезды, то сжимающие свой пучок света, то снова разжимающие его. Они полны намеков и обетований: «сущее», «бытие», «становление» – это не сухие отвлеченные термины логики, это сложные символы, под которыми, помимо их прямого смысла, скрывается еще особенное богатое содержание».

Итак, философия – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука – научное мировоззрение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Ее цель – обустройство человека в жизни и мире.

Смысл философии – определение места человека в мире.

Сущность философии – познание мира и человека, поиск абсолютной универсальной истины о всеобщем.

Содержание философии – разнообразные размышления (рефлексия) индивидуального и общественного сознания над всеобщими («вечными») проблемами в системе «мир – человек». Она выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Назначение философии – поиск смысла бытия человека в мире, обоснование его действий, а в конечном счете в возвышении человека до подобия Абсолюта и вписывание его в бытие всеобщего, в обеспечении его совершенствования.

Сущность философии можно типологизировать по следующим критериям:

I. По способу познания: 1. Гносеологический (истоки и традиции философских направлений; соотношение субъекта и объекта познания; отношение к логике, к разуму). Материализм – идеализм, рационализм – иррационализм. 2. Методологический (метафизика – диалектика). Метафизика – вечность вещей и связей между ними, статичность мира. Диалектика – качественное развитие и взаимосвязанность мира. 3. Религиозный (опора на веру). 4. Атеистический – отрицание бога. 4. Научный (отношение к науке). Сцеинтические – антисцеинтические. 5. Мировоззренческий и психологический (оптимистические и песси-мистические).

II. По способу философствования: 1. Созерцательный (философ вслед за событием объясняет его сущность – античная философия). 2. Умозрительный (восточная философия; ориентация на мистику, на иррациональное – «неоплатонизм»). 3. Социально-преобразовательный (деятельный - марксизм).

III. По типу форм мировоззрения: 1. Духовно-мистический эзотивизм (познание тайного, внутреннего – Древний Восток). 2. Космоцентризм (античность). 3. Теоцентризм (средневековье). 4. Пантеизм, антропоцентризм (Возрождение). 5. Гносеоцентризм, механицизм (Новое Время). 6. Просветительство (Франция). 7. Объективный Дух (Гегель, Шеллинг). 8. Человекобожие (I половина XIX века, Фейербах, русская религиозная философия). 9. Революционно-преобразовательная деятельность (Ленин).

Итак, философия (от греч. – любовь к мудрости) – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия как мировоззрение и теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в образной или фантастической форме. Философия изучает мир сквозь призму человека, будучи человеческим измерением мира, в качестве духовной рефлексии. Философия – это взаимосвязь мира и человека. Кант писал: «есть два предмета, которые вызывают изумление: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне».

Философия – это наука (научное мировоззрение), ориентированная на универсально-теоретическое познание наиболее общих закономерностей строения, существования, развития мира (природы, общества, человека и его мышления). Философия является методологической основой познания и практического освоения действительности.

3. Становление и развитие философии как самостоятельной науки. Философия как тип человеческой деятельности и познания сформировалась более 2, 5 тысяч лет назад. Примерно в VII–VI вв. до н. э. почти одновременно в нескольких тогдашних культурных центрах – в Китае, Индии позднее в античной Греции происходит автономизация, выделение философского мировоззрения от мифологического. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия и произошел генезис философии. К. Ясперс этот период истории человеческой цивилизации назвал «осевым временем», в которое зародились философские учения и некоторые из этих учений (буддизм и др.) стали впоследствии религиями.

Основные факторы становления философии:

1. Политический – формирование ранних рабовладельческих государственностей.

2. Социальный – разделение общества на классы и социальные группы, противостоящих друг другу и нуждающихся в единой идеологии совместной жизни.

3. Культурный – возникновение письменности.

4. Интеллектуальный – выделение грамотных, образованных людей, занимающихся только умственным трудом.

5. Экономический – становление рабовладельческого хозяйствования, создавшее условия (продовольственные излишки) для обеспечения лиц умственного труда всем необходимом для жизни.

6. Психологический – формирование у людей абстрактного мышления.

7. Научный – накопление научно достоверных знаний для рационального объяснения процессов действительности.

К источникам зарождения философии можно отнести: 1) народное творчество в целом; 2) развитие мифологического мышления и переход к абстрактному, логическому мышлению; 3) накопление практически-опытного и научно-теоретического знания.

Основные концепции происхождения философии: 1. Мифогенная (философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа, как итог накопления научных знаний. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия – рационализация мифа (Гегель, Лосев, Коннфорд). 2. Гносеогенная (философия возникла в результате обобщения знаний (космогонии, медицины и т. д.) (Богданов). 3. Теологическая (философия – реализация человеком дара божьего).

Причины зарождения философии: 1. Необходимость теоретического понимания действительности. 2. Разделение труда (отделение умственного труда от физического). 3. Внутренний интерес человека к творчеству, познанию и созерцанию мира, стремление к свободному освоению мира.

Объект философии – система «мир< => человек» как целостность.

Предмет философии – всеобщее в системе «мир< => человек», имеет две противоположные, но взаимосвязанные между собой подсистемы – «мир» и «человек».

Взаимоотношения подсистем «мир» – «человек» имеет четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. Отсюда разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика, логика и т. д.

Предмет философии формировался и менялся в тесной связи с развитием всех сторон жизни общества, самой философии и познавательной активности человека на протяжении всей истории.

Впервые раннегреческая философия определила стратегию развития философского учения, его предмет: единая основа, сущность (субстанция) (VII–I вв. до н. э.) мира как целостности, причины всех изменений (Фалес – вода, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы).

Для Платона философия изучает мир идей (три идеи – истина, добро и красота). Аристотель (384–322 г. до н. э.) назвал философию наукой, «которая носит название мудрости», и предметом которой является «сущее, начало и причины существующей реальности». В философии софистов и Сократа происходит автономизация человека от мира и предмете философии обретает классическую форму.

В период средневековья (V–XV в.) с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы предметом философских рассуждений становится бог. Концепцию философии и ее роли выразил византийский мыслитель Иоанн Дамаскин (675–753 г.): «Философия есть познание сущего».... «Философия – служанка теологии (богословии)».

Потребностью эпохи развития нового (капиталистического) способа производства и социально-политических перемен, в центре внимания предмета философии Возрождения (XIV–XVI в.) и Нового времени (XVII – середина XIX в.) – человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.

Немецкая классическая философия (XVIII–XIX вв.) дает обоснование научного статуса философии. Согласно И. Канту, в центре материального, духовного и идеального стоит человек. Предмет философии сводится к одному –«Что такое человек? ». Проблема здесь в сопоставлении себя и мира. Г. В. Ф. Гегель (1770–1831 г.) характеризует философию как «объективную науку об истине» («Лекции по истории философии»), содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы («Эстетика»). Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (но в рамках идеалистической системы) способствовала превращению философии в методологию.

В марксизме (XIX–XX вв.) диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления. Согласно Энгельсу, философия изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления.

Современная западноевропейская философия (экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т. д.) проблему сущности, предмета, функции философии переводит на человека (субъект). Сформировавшийся в XIX в. позитивизм, принявший в XX веке форму неопозитивизма, противопоставляет философию науке и отводит ей вспомогательную роль анализа положений и языка науки. Вся проблематика современной философии вращается вокруг проблемы человека.

В нашей стране наиболее распространенным стало понимание философии как особого способа теоретической деятельности, направленной на выработку целостного мировоззрения.

Итак, предметом философских размышлений является мир и человек в их сложных отношениях, всеобщие проблемы в системе «мир – человек».

Основной вопрос философии. На результатах поиска предмета философии, содержащего три ключевых элемента: природу, общественную жизнь и человека, строится основной вопрос философии – отношение человека к миру. Отсюда троякое отношение человека к миру:

1) познавательное;

2) практическое;

3) ценностное.

Каждое из этих отношений решает свой вопрос (И. Кант):

1) Что я могу знать?

2) Что я должен делать?

3) На что я могу надеяться?

Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос философии: что есть человек?

Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на монистов - материалистов и идеалистов; дуалистов и полисубстанциолистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков, агностиков (последние отрицают возможность познания действительности) и скептиков (сомневаются в возможности познания органами чувств и истинности знаний).

С этой точки зрения философия – это теоретически разработанная система общих взглядов на мир и место человека в нем, опирающиеся на различные формы отношения человека к миру.

4. Структура и основные разделы философского знания. Философия представляет собой сложное дифференцированное целое. Уже на ранних стадиях ее существования можно было говорить об отдельных сторонах философского знания, связанных с рассмотрением природы бытия, познания, нравственности и т. д. С развитием философии эти стороны становятся относительно обособленными компонентами философии, находящимися между собой в определенных взаимоотношениях. Достаточно четкая дифференциация компонентов философского знания и ее осознание в качестве неотъемлемого принципапостроения философских систем возникают в философии Нового времени (Декарт, Лейбниц, Вольф). Именно в философии Нового времени складывается ставшее традиционным членение философии на следующие разделы: 1) онтология – философия бытия (учение о фундаментальных принципах существования природы); 2) гносеология – теория познания (обсуждает вопросы познания действительности); 3) аксиология – философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни; 4) этика – учение о нравственности; 5) эстетика – учение о прекрасном; 6) логика – учение о законах правильного мышления; 7) философская антропология – учение о природе, сущности человека; 8) социальная философия – учение об обществе; 9) диалектика – учение о развитии; 10) философия культуры – учение об общих законах культуры и др.

5. Философия как теория и метод научного познания. Любое научное знание, опирающееся на законы и принципы, представляет собой единство теории и метода; с одной стороны, сама теория, логика которой определена этими законами, становится методом исследования, с другой, эта теория своим содержанием помогает выработке новых методов и способов исследования проблем. Теория – система идей, взглядов, направленных на познание, объяснение явлений, процессов объективного мира, – отвечает на вопрос, что является предметом исследования, раскрывает его природу, сущность, всесторонние связи. Основным требованием является ее истинность и практическая ценность. Метод – совокупность способов, средств, инструментарий, ориентированных на достижение цели в области познания и практического освоения действительности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь