Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 4. «ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА»



Вопросы лекционного занятия:

1. Философское понимание природы (краткий обзор историко-философской мысли).

2. Многообразие природы. Диалектика живой и неживой природы.

3. О понятии «жизнь». Философский смысл проблемы.

4. Антропный принцип и современное естествознание. Значение антропного принципа в осмыслении проблемы происхождения жизни.

5. Взаимодействие общества и природы

6. Экология и глобальные проблемы современности

 

Основные понятия:

Антропный принцип в космологии определяет характер соотношения сторон системы «Вселенная – человек». Наличие во Вселенной человеческого разума является оценочным критерием современного состояния Вселенной. Методологическое значение антропного принципа для астрономии: результаты астрономических исследований признаются верными в том случае, если они не противоречат условиям существования разумного наблюдателя (человека) во Вселенной. Значения мировых констант должны точно соответствовать условиям существования жизни.

Биосфера – область распространения жизни на Земле. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы.

Витализм (от лат. Vitalis – жизненный, животворный, живой) – идеалистическое течение в биологии, историко-философские корни которого уходят к идеям Платона о бессмертной душе и представлениям Аристотеля о форме как особой творческой силе, имеющей цель в себе (энтелехии).

Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, от которых зависит сохранение цивилизации – возникли в процессе нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой.

Механицизм обычно определяют как установку на исчерпывающее объяснение всех природных явлений с позиций механики; рассмотрение живых существ и социальных явлений как особого рода машин, в которых все сложные феномены являются комбинацией механических устройств.

Ноосфера (сфера разума) – гипотетическая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития.

Природа рассматривается в трех аспектах: во-первых, как синоним понятий «мир», «Вселенная», «материя», во-вторых, как совокупный объект науки, изучаемый естествознанием, в-третьих, как система естественных условий существования человека.

Устойчивое развитие – развитие общества, которое удовлетворяет потребности настоящего времени и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Экологическая безопасность – совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку.

Экологический кризис – особый тип экологической ситуации, когда 0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F" среда обитания одного из 0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B8%D0%B4" видов или 0%9F%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F" популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.

Экологическая проблема– это изменение 0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0& action=edit& redlink=1" природной среды в результате 0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5& action=edit& redlink=1" антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природных систем (0%9B%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82" ландшафтов) и приводящее к негативным социальным, экономическим и иным последствиям.

1. Философское понимание природы. В философском понимании категория «природа» рассматривается в трех аспектах: во-первых, как синоним понятий «мир», «Вселенная», «материя», во-вторых, как совокупный объект науки, изучаемый естествознанием, в-третьих, как система естественных условий существования человека. Чаще всего природой считается та часть Вселенной, окружающего мира, которая изучена, осознается и используется обществом для жизнедеятельности. Такое понимание природы постоянно изменяется в связи с расширением масштабов познания и освоения мира. Вместе с развитием познания и освоения природы развивались и философские воззрения на нее.

Античная философия космоцентрична. Природа по существу отождествляется с космосом, частицей которого выступает человек. Гармоничный и совершенный Космос противостоит стихии Хаоса. Задача человека – строить свою жизнь в соответствии с законами природы.

Средневековая христианская философия рассматривает природу как творение Божье, но более низкое, чем человек – единственное существо, наделенное душой. Божественное начало человека – его душа – пребывает в постоянном борении с греховным природным началом – телом. Поэтому природа рассматривается не просто как неодушевленное начало, противостоящее человеку, но нередко – и как источник зла, который необходимо подчинить и преодолеть.

Эпоха Возрождения. Человеку открывается красота и гармония природы, она начинает выступать для него как источник радости и наслаждения. Философия и эстетика романтизма представляют природу как убежище от пороков развращенной цивилизации.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии.

В XX веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И.. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа разрабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что к XX веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени.

Представители аналитической философии стремятся реализовать научный, а также научно-технический подход к природе. Ее содержание интерпретируется на основе данных естественных наук. Природа – это то, что описывается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в XX веке по сравнению с Новым временем в естественных науках достигнуты впечатляющие успехи.

Герменевтическая философия рассматривают природу как включенную в бытие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической практической деятельности.

Краткий исторический обзор показывает, что человек всегда находился и находится в некотором соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства, в том числе и философию.

2. Многообразие природы. Природа бесконечно разнообразна, ее конкретные проявления можно классифицировать самым различным образом. Однако самая общая классификация предполагает выделение живой и неживой природы.

Неживая природа охватывает ту совокупность явлений действительности, которая не отвечает признакам живого. Она может быть представлена как минимум трояко:

– как единство микромира, мегамира и микромира,

– как совокупность веществ и физических полей,

– как единство почвы, воздуха и других материальных элементов в условиях Земли.

Живая природа представлена флорой (растительный мир) и фауной (животный мир). Она выступает как более высокая ступень развития материи в сравнении с неживой природой, поскольку животные и растения обладают способностью усваивать соответствующие вещества, избирательно осваивая окружающую среду, приспосабливаться к ней, воспроизводить собственный вид и род. Современная классификация растительного и животного мира на Земле основана на существовании от 10 до 30 млн. биологических видов, многие из которых еще не известны ученым. Они объединяются в 12 типов растений и 23 типа животных.

Диалектика живой и неживой природы проявляется, прежде всего, в их сходстве и различии, а также в их взаимосвязи.

Диалектика живой и неживой природы. Могут быть выделены следующие общие признаки живой и неживой природы. Во-первых, как неживая, так и живая природа являются материальными системами и существуют объективно. Во-вторых, они подчинены общим законам движения и развития объективной реальности. Это и общие законы диалектики, это и законы механического, физического, химического движения материи, которые в опосредованном виде проявляются и в живой природе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь