Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объективистски – онтологические учения о человеке.



Объективистские концепции человека отличаются от субъективистских тем, что в них человек и окружающий его мир, смысл всякого бытия познаются из самого объекта, мира, а человек понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов, сущностей, фаталистически понимается социально-историческая закономерность.

К объективистски – онтологическим учениям о человеке можно отнести структуралистскую антропологию, социобиологию, концепцию человека в философии физикализма и операционально-бихевиористское учение о человеке.

Структурализм в корне отрицает так называемый «экзистенциалистский гуманизм». Утверждается возможность нового, более широкого понимания гуманизма. «Новый гуманизм» – это задача, стоящая перед антропологией, это психологическая готовность и теоретическая способность принятия Другого, путем переосмысления самого себя.

Социобиология оформилась как самостоятельное направление сравнительно недавно, в 70-х годах. Его основная идея заключается в том, что у человека, включая его мораль, культуру, социальные институты, не может быть никаких проявлений, которые бы противоречили его биологической природе. Биологическая эволюция является фундаментом и сопутствующим процессом социальной и культурной эволюции. Социобиология представляет собой распространение принципов биологии и эволюционной теории на социальную организацию.

Физикализм абсолютизирует физическое знание, противопоставляя картину мира, рисуемую физикой, картинам мира, создаваемым на «языках» других форм культуры, в том числе на языке традиционной философии. Методологической установкой физикализма выступает редукционизм: сведение высших форм материи к нейрофизиологическим, биологическим и, наконец, физическим явлениям и процессам. Таким образом, идеалом философов этого направления является построение механистической модели человека, которая бы вписывалась в картину мира, рисуемую современной физикой.

С позиций естественных наук пытались объяснить человека и бихевиористы. В основе бихевиоризма лежит понимание человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Общеметодологическими принципами бихевиоризма стали принципы позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис: психология (как и философия) должна изучать поведение, а не сознание, которое невозможно наблюдать.

Мы попытались проанализировать объективистски-онтологические направления, существующие в западной философской мысли, рассмотрели их положительные стороны и крайности, в которые впадают философы – объективисты. Теперь же мы переходим к тем учениям о человеке, в которых делается попытка «сгладить» острые углы субъективизма и объективизма во взгляде на человека.

Синтезирующие концепции человека.

В западной философии ХХ века были попытки синтезирования субъективистско-антропологических и объективистско-онтологических учений о человеке. Примером такого синтеза могут служить некоторые концепции немецкой «философской антропологии». Представители «философской антропологии» выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение человека с целостным философским постижением. Принципиальную задачу для себя философы видели в разработке проблемы сущности человека.

Основателем направления «философская антропология» является М. Шелер (1874–1928), который в работе «Положение человека в космосе» в наиболее концентрированной форме изложил основные идеи этого направления. В концепции Шелера, сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Благодаря своей дуалистической природе человек предстает как определенная целостность, как микрокосм, находящийся в определенных отношениях с макрокосмом.

Сущности человека по иному развивает его последователь А. Гелен (1904–1976). Как и Шелер, Гелен отвергает рассмотрение человека по аналогии с животным, хотя специфику и сущность человека выводит лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику философ связывает с исключительной биологической организацией человека. Человек, по его мнению, является биологически недостаточным существом, поскольку он крайне плохо оснащен инстинктами, «незавершен» и «не закреплен» в своей животно-биологической организации. Эта биологическая недостаточность и предопределяет его открытость миру.

Человек должен сам решать задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. Культура и является определяющей сущностью человека. Отсутствие готовых средств и ресурсов физической организации человека компенсируется его «второй природой» – культурой. В основе культуры лежит духовное начало. Следовательно, сущность человека, дуалистична.

По иному к проблеме сущности человека подходит другой философ-антрополог Г. Плесснер (1892–1991). Объясняя причины и факторы, определяющие способность человека возвышаться над природной средой, осознавать свою специфику, Плесснер обращается к особенностям психики индивида.

Человек отличается от животного, как считает Плесснер, так называемой эксцентрической позицией, которая позволяет ему отделять свое «Я» от своего физического существования, и, следовательно, осознавать своюсобственную «самость», осознавать себя как личность.

Таким образом, в концепции Плесснера человек тоже рассматривается как существо дуальное по своей природе.

Мы рассмотрели три основные тенденции в западной антропологии. Можно сделать вывод, что крайние проявления объективизма и субъективизма, онтологизма и антропологизма являются равно ложными. Ведь они раздваивают единую и целостную природу человека, которая проявляет себя как в его естественных потребностях и устремлениях, так и в его социальной, культурной, духовной и нравственной жизнедеятельности. Нельзя говорить о двух самостоятельных сущностях, сущность человека едина. Чтобы познать ее, философия должна обращаться и к внешнему миру объектов, и к внутренней жизни человека, и из этих отличных, но единых по своим основаниям черпать свои представления о человеке.

 

 

ТЕМА 10. «ПОЗНАНИЕ»

Вопросы лекционного занятия:

1. Познание как предмет философского анализа.

2. Проблема познания в истории философии.

3. Предмет, объект и субъект познания.

4. Структура познавательной деятельности. Уровни и формы познания.

5. Истина, ее критерии.

Основные понятия:

Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом.

Гносеология (от греч. gnosis – познание и logos – учение) – учение о познании.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

Сущее – то, что есть; многообразие, в котором бытие является идентичным.

Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета, то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.

Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т. д. их реальность.

Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем. 1. все существующее, т. е. материальный мир и его идеальные продукты; 2. противостоящие явлениям сознания.

Субстанция (от лат. substantia сущность) – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. В обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

Познание как предмет философского анализа

Познание – это специфический вид активной деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Это активно-целенаправленное отражение действительности в сознании человека, цель и смысл которого адекватное воспроизведение и преобразование ее. Это составляет суть познавательного отношения человека к миру и является фундаментом всей ценностной системы и деятельности человека. Однако нельзя познание свести лишь к отражению. Это очень сложный процесс.

Во всех философских системах одно из ведущих мест занимает теория познания – гносеология. Гносеология как раздел философии оформилась вместе с возникновением самой философии наряду с таким фундаментальным разделом как онтология. В современной философии термин «гносеология» (греч. gnosis – знание, logos – учение) употребляется двух значениях: 1) учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности; 2) философская концепция, предметом исследования которой является научное познание и научное знание. В этом случае наряду с гносеологией широкое распространение получил термин «эпистемология», (иногда эпистемология употребляется как синоним гносеологии). Гносеология тесно связана с онтологией, категории гносеологии имеют онтологическое обоснование.

Теория познания (гносеология) изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности.Разум человека постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования природы с целью удовлетворения своих потребностей и гармоничного жизнеустройства. Поэтому человечество всегда стремиться к приобретению новых знаний. В процессе овладения тайнами бытия человек выражает творческую активность разума.

Знания человечества образуют сложную систему в рамках культуры и от поколения к поколению в виде социальной памяти различными способами с помощью механизма социальной наследственности.

Познавательную деятельность человека изучает не только гносеология, но и ряд специальных наук, в том числе такие разделы современной психологии, как психология восприятия, психология мышления, когнитивная (от лат. cognition – знание, познание, т. е. познаваемый, соответствующий познанию) психология, а также некоторые направления лингвистики, которые изучают отдельные стороны познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. В свою очередь процесс познания, ориентированный на получение знания в ходе исторического развития практики и самого познания, все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах. Знание – результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков.

Термин «знание» употребляется в трех основных аспектах: 1) способность, умение, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица, взаимосвязанная с практикой. Второй и третий аспекты входят в предмет теории познания (гносеологии).

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующих форм познания: обыденная, игровая, мифологическая, художественно-образная, философская, религиозная, личностная, научная, каждая из которых имеет свою специфику. Обыденно-практическое познание поставляет элементарные сведения об окружающей природной и социальной действительности и опирается на повседневный опыт и практику. Игровое познание формирует определенный социально-хозяйственный опыт при ролевой активности взрослого или ребенка. Мифологическое познание представляет собой бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией в виде образов. Религиозное познание опирается на обоснование природных и социальных явлений через веру в сверхъестественное. Философское познание обусловливается непосредственной эмоциональной формой отношений людей с господствующими над ними природными и социальными силами. Научное познание выступает как особая форма духовного производства (наряду с искусством и др.), целью которого является построение особой научной картины мира.

Исходным моментом всякого познания как творческого процесса является формулировка проблемы, которая уже содержит творческий момент и возникает в силу определенных затруднений человека, связанных с отсутствием каких-либо знаний, то есть с незнанием. Познавательная проблема – это то, что еще не познано, но вызывает потребность знать это. Область непознанного для человека, даже современного, очень велика и имеет тенденцию приобретать все новые и новые измерения. Человек много знает, и в принципе нет ничего такого в мире, чего бы человек не желал знать. Используя исторический подход, мы всегда можем достаточно точно оценить то, что человек той или иной эпохи уже знал, а также то, чего он еще не знал и не мог знать. Проблема познания связана не просто с непознанным, а с тем, о чем уже существует некоторое знание.

Движущей силой познавательной активности людей, как и всякой иной, являются соответствующие познавательные потребности. Впервые отчетливо такие потребности проявляются в связи с появлением философии – достаточно вспомнить известные идеалы античности: Истина, Добро, Красота. В познавательных потребностях проявляется специфическая зависимость человека от объективной действительности, нужда в таком особом предмете, как знание.

Проблемой познания может стать любой объект, любое явление действительности ранее неизученное человеком. Для постановки проблемы требуется знание некоторых фактов, то есть некоторое эмпирическое знание, или, как нередко говорят, феноменологическое знание, а также теоретическое знание, истинность которого так или иначе подтверждена ранее. Догадки, гипотезы, которые могут быть высказаны, сформулированы в отношении интересующего человека объекта, могут разрушаться, отбрасываться, не выдержав проверки, даже первоначальной критики, но факты и уже удостоверенные теоретические знания, на основе которых возникают догадки, формулируются гипотезы, остаются и могут быть использованы снова и снова для выдвижения новых гипотез, могут переходить их одной системы знаний в другую. Накопление фактов и достоверных теоретических знаний само по себе не решает новых проблем. Накопленное знание должно активно применяться для того, чтобы было найдено решение той или иной проблемы.

Итак, познание как процесс – приобретение, развитие и совершенствование человеком знания о предметах и явлениях, обусловленный прежде всего потребностью общественно-исторической практики.

2. Проблема познания в истории философии. Если обратиться к истории философии, то можно увидеть, что первые отчетливые представления о познании возникли уже довольно давно. Возможность адекватного воспроизведения реальности составляет вторую сторону основного вопроса философии – о познаваемости мира.

В рамках истории философии как ответ на данный вопрос сформировалось несколько направлений. Последовательное отстаивание положительного решения вопроса о возможности адекватного воспроизведения действительности в познавательной деятельности человека составляет гностическое (от греческих слов gnosis – знание) направление философии. Отрицание такой возможности – агностическое (от греческих слов а – не, gnosis – знание, т. е. непознаваемость) направление философии. В отличие от них скептицизм не отрицая такую возможность, так или иначе сомневается в этом, исходя из ограниченности органов чувств человека, неисчерпаемости внешнего мира и познания, а так же из постоянного их изменения.

Еще философы античности стремились выявить специфику познавательного процесса, разработать методы познания, его уровни (рассудок и разум), формы (категории, понятия и др.), противоречия и т. д. Античные мыслители создали ранние типы гностицизма, агностицизма, скептицизма и релятивизма. С разных позиций положительно решали вопрос о познании Сократ, Платон, Аристотель и др. Элементы агностицизма мы встречаем в релятивизме софистов. Протагор, опираясь на тезис Гераклита об изменчивости всех вещей, предполагал об изменчивости знаний о них, т.к. сколько людей, столько же мнений. Античный скептик Пиррон и его ученик Тимон считали, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом. Поэтому никакие суждения нельзя признать истинными. То есть софисты не отрицали познание, но отрицали истинность результатов познания.

Философия Нового времени начинается с проблемы познания, которая является сердцевиной систем Ф. Бэкона и Р. Декарта. Разработаны эмпирический (индуктивный), рационалистический (дедуктивный) и универсальный методы (соответственно Ф. Бэкона и Р. Декарта, Г. Лейбница). В скептицизме Д. Юма выражается последовательная форма агностицизма. Если античные скептики не сомневались в существовании объективного мира, ставя под вопрос истинность знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания он считал чувственным восприятием (собственными ощущениями), за пределы которых мы не можем выйти. Следовательно нельзя судить – каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности.

Огромные изменения в философию познания внесла классическая немецкая философия: трансцендентальная логика и учения о категориях и об антиномиях Канта, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга, идеалистическая диалектика Гегеля. В отличие от Юма, Кант признавал существование объективного мира, но считал познаваемыми лишь явления вещей и непознаваемой их сущность (вещи в себе). Гегель раскрыл значение диалектического метода в познании, обосновал процессуальный и конкретный характер истины.

Определенный вклад в теорию познания внесла русская философия. Это – учения о роли практики в познании, о совпадении форм мышления с формами бытия, о значении философии для научного познания (Чернышевский), о всеединстве и «цельном знании», о формах знания и истине (В. Соловьев).

Можно выделить основные концептуальные моменты диалектико-материалистической гносеологии марксизма:

1) Познание – активный, творческий, противоречивый процесс отражения действительности, который осуществляется в ходе общественной практики. 2) Теория познания есть взаимодействие объекта и субъекта, детерминированное практикой и социокультурными факторами. 3) Теория познания как совокупность знаний о познавательном процессе есть итог всей истории познания и культуры в целом. 4) Теория познания как открытая, динамичная, непрерывно обновляющаяся система опирается на данные всех форм познавательной деятельности, прежде всего частных наук.

В современной западной философии (постпозитивизме, структурализме, аналитической философии, герменевтики, эволюционистской эпистемологии) все больше дает о себе знать скептический характер решения гносеологических проблем. Исследователей все чаще привлекает состояние неустойчивого равновесия, когда всякая случайность может повлиять на дальнейший ход событий (эффект бабочки). Здесь не отрицается возможность познания явлений, но отрицается всякая закономерность. Агностицизм характерен тории познания экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Ясперс, и др.), герменевтики (Гадамер), постмодернизма (Тулмин, Гриффин) и др. Для экзистенциалиста Ясперса человек существует в таинственном непознаваемом мире. Мир – криптограмма, которую человек не способен прочитать. Следовательно, место бесплодного рационального познания должна занимать вера.

3. Предмет, объект и субъект познания. Познание – это процесс формирования нового знания. Этот процесс предполагает введение понятий «субъект», «объект» и «предмет» познания. Процесс познания диалектически сочетает в себе объективное и субъективное.

Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) – материально-технический – производство средств к жизни, труд, практика. Второй – духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта – лишь одно из многих других.

Субъект познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом познания может быть индивид, коллектив, социальная группа, человечество в целом, как носители определенного социального качества, как результат предшествующего развития общества. При этом могут встретиться самые различные трактовки социальности субъекта познания. Так, П. В. Павлов и А. В. Панин вводят понятие «система “субъект”», считая, что «в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т. п., выступающие как части, элементы системы «субъект», а не сами по себе». Компьютеры или приборы могут входить как часть субъекта, а могут быть предметом, которым пользуется субъект.

При изучении личности субъекта теория познания опирается на результаты психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины и др. наук. Недостаточно просто считать человека субъектом познания. Необходимо выявить то, что субъект познания – это всегда член общества, или совокупность людей, связанных с определенным социальным качеством. Субъект наделен сознанием, ощущениями, восприятием, способностью оперировать образами, действует в процессе практики как реальная сила, изменяющая материальные системы. Субъект познания проявляет специфическую активность в отношении своего исследования. Именно в компетенцию субъекта познания входит формулировка целей и задач исследования, выбор необходимых для этого средств. Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки его оказывают существенное влияние на познавательный процесс. Сам процесс познания во многом обуславливается исторически сложившейся структурой познавательных способностей человека, историческим уровнем развития познания, обусловленным существующими общественными условиями.

Итак, гносеологический субъект имеет социальную природу, это общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры. Общество выступает как универсальный гносеологический субъект, объединяющий субъектов всех уровней и поколений.

Объект – это то, на что нацелена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта познания. Это – явления, процессы, закономерности объективной, субъективной реальностей. На разных этапах развития общества, в рамках различных исторических типов познания и практики, в качестве объектов познания выступали существенно различные предметы и явления объективной и субъективной действительности. Объективная реальность не совпадает с объектом познания. Есть реальные системы, пока не ставшие объектами познания. Например, электроны, протоны, нейтроны, конечно же, существовали как объективная реальность всегда, но не входили в сферу познавательной деятельности человека, не были ее объектами, но с возникновением необходимого оборудования они превратились в его объект.

На современном этапе развития науки субъект вторгается в объект, грань между ними стирается. Важную роль в данном случае играют условия познания, они опосредуют отношения объекта и субъекта.

В реальном познании объект представлен всегда не в полном объеме, берется лишь в качестве некоторого предмета познания, на который непосредственно направлена познавательная активность человека. На предмет накладывается опыт субъекта. Поэтому один и тот же объект природы или общества может изучаться целым комплексом взаимосвязанных наук, изучающих этот объект одновременно, но с разных сторон, суммируя в дальнейшем полученные результаты. В науке соответствующий предмет выступает в виде набора исходных абстрактных понятий наряду с понятиями об отдельных свойствах и функциях этого же предмета.

Объекты разных наук, разных видов и родов познания могут существенно отличаться друг от друга. В отличие от природы как всеобщего объекта естествознания, предмет гуманитарного познания составляет «мир человека». Об этой же сфере гуманитарного познания М. М. Бахтин говорил, увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир, то есть другого субъекта.

Объектом, а значит и предметом познания может стать и само познание, образуя предметную область метапознания, в частности философии познания.

Итак, предметом познания является природа познаваемого объекта как целого, возможности и границы его существования, а так же отношение знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания, его социокультурный контекст, соотношение различных форм знания.

В разных философских системах субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII–XVIII веков объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект – индивид, пассивно воспринимающий объект. Такой подход характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное творческое начало. Это – индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций ощущений (Беркли Юм), или внечеловеческий субъект, творящий и познающий действительность в виде бога, мирового разума, абсолютного духа (Гегель). Кант сводит субъект исключительно к человеческому сознанию, которое понимается как чистая деятельность.

Существует также теория бессубъектного познания К. Поппера. Данная теория опирается на учение о третьем мире (первый мир – физический, второй мир – психический, третий мир – совокупность научных знаний, теорий, концепций). Третий мир возникает как результат взаимодействия физического и психического мира, существует самостоятельно, т.к. содержащиеся в нем знания объективны, не зависят от субъекта, субъект от познавательной деятельности исключается, то познание оказывается бессубъектным.

Знание, навыки, установки, предшествующие познанию, как его условие, составляют препосылочное знание. Оно может быть явным, если логически оформлено, зафиксировано в языке, а также неявным – неосознанным и невербализованным. Английский философ М. Полани назвал это личностным знанием. По сути это совокупность знаний индивидуального субъекта, содержащие явные и неявные компоненты, приобретенные на основе контактов, практических действий и совместной работы. В научной деятельности неявное личностное знание включено в теоретическую деятельность ученого и проявляется в его навыках. Препосылочное знание играет важную роль в познании, но не стоит преувеличивать его значение.

4. Структура познавательной деятельности. Уровни и формы познания. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения, жизненный опыт и практику. Рассматривая сознание как систему, можно выделить следующие сферы: познавательную, эмоциональную, мотивационно-волевую.

Познавательная сфера состоит из чувственного или сенситивного (от лат. sensus – ощущение, восприятие) познания, которое основано на внешних чувствах, выражается в способности к ощущениям, восприятиям и представлениям, и рационального познания, представляющего собой абстрактно-мыслительную деятельность, оперирующую понятиям. Итог познавательной сферы – формирование идеальных образов объектов познания. К познавательным способностям относятся: внимание (направленность познавательной деятельности на определенный объект), память (способность хранить и воспроизводить информацию об объекте), воображение (способность строить фантазии, выдвигать предположения, делать открытия).

Эмоциональная сфера включает внутренние чувства человека. Это – чувства радости, горя, любви, сострадания, ненависти и др. К эмоциональной сфере относятся аффекты (гнев, ужас, ярость), эмоциональные отношения, элементарные эмоции (жажда, голод и др.).

Мотивационно-волевая сфера включает в себя мотивы, интересы, потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также волю, представляющую собой способность к выбору цели, необходимой для приобретения новых знания.

В познавательной деятельности важная роль принадлежит бессознательному, под которым понимается совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком (сновидение, гипнотическое состояние, инстинкты). В основе бессознательного лежат стереотипы автоматического поведения.

В познании особое место занимает интуиция (от лат. intuition – пристальное всматривание). Интуиция – способность непосредственного постижения истины путем прямого, без рационального обоснования.

Философия давно уже выделила два основных уровневых компонента познания: чувственный и рациональный. Сторонники сенсуализма (от лат. sensus – ощущение, чувство) (Т. Гоббс, Д. Локк) отводили главную роль в познании ощущениям и восприятиям, а также основанным на них постановлениям (идеям), считая их единственными источниками знаний. Они были совершенно правы в том, что только посредством ощущений сознание человека связано непосредственно с внешним миром.

Рационалисты (от лат. ratio – разум, рассудок) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант, Гегель, абсолютизируя роль мышления и его форм в познании, исходили из признания способности рассудка и разума без всякой опоры на опыт, пользуясь только средствами формальной логики (иногда с добавлением так называемой рациональной интуиции), получать новое знание о мире.

Основными формами чувственного познания выступают ощущения, восприятия, представления. Исходной формой познания чувственного уровня является ощущения. Это – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств (цвета, вкуса формы, запаха и др.) предметов, а также внутренних свойств организма. Ощущение формируется как выбор из бесчисленных множеств факторов окружающей среды вполне определенный один. Благодаря ощущениям осуществляется непосредственная связь субъекта познания и деятельности с объективной реальностью.

Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает и преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Например, боль от ожога (в огне нет боли). Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъективному идеализму.

Ощущение выступает в качестве компонента более сложного образа-восприятия. Это – целостный образ материального предмета наблюдения, который неразрывно связан с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия – процесс активный и по-своему творческий.

Восприятие у человека образуется на основе ощущений, представляя их комбинацию, при непосредственном воздействии предмета на органы чувств. Оно включает в себя момент осмысленности, зависимости от уже имеющихся у субъекта знаний.

Восприятие – не есть механическая сумма ощущений, оно существует как форма активно-творческого синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности (опытом), предшествующих данному конкретному наблюдению. Например, хотя мы можем непосредственно ощущать только часть строения, но наше восприятие синтезирует в целостный образ строения и те части, которых в данный момент мы не ощущаем. Как отмечал Ф. Энгельс, орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.

Наиболее важные особенности восприятия – предметность, целостность, структурность, константность (относительное постоянство), осмысленность и активность.

На основе ощущений и восприятий в сознании человека складываются представления. Представлениями называются образы объектов, которые воспринимались человеком в прошлом и в данный момент не воздействуют на органы чувств, образы, которые сохраняются в сознании благодаря памяти. К представлениям примыкают образы воображения, являющиеся результатом творческого комбинирования, относительно свободного, произвольного создания новых образов в сознании, которые не были вызваны ни одним из ранее воспринимавшихся объектов. Образы воображения играют большую роль в познании человека, являясь важнейшими элементами любой творческой деятельности. Итак, на формирование представлений огромное влияние оказывают память, воображение, практика и деятельность человека, а также связанные с практикой ценности, цели и интересы.

Чувственный уровень познания дает знания об отдельных предметах и свойствах. Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия возможны с помощью рационального познания. Деятельность по упорядочению чувственных данных формирует определенную информационную основу для последующих процессов рациональной ее переработки, для процессов, в ходе которых формируются специфические элементы знания – идеализированные объекты. В этих объектах концентрируется информация о сущностном содержании действительности, скрытой от непосредственного наблюдения.

Рациональная ступень познания (логическое мышление) выделяет человека из животного мира. Рациональное познание включает в себя следующие формы: понятие, суждение, умозаключение. Они раскрывают существенные, необходимые, закономерные связи, природа и сущность явлений.

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражают также свойства и отношения между предметами. Например, понятия твердое и мягкое, большое и маленькое, горячее и холодное и др. (выражают определенные свойства тел), а такие понятия как движение и покой, скорость и сила и др. (выражают взаимодействие предметов и процессов природы). Предельно общие понятия – философские категории – материя, развитие, противоречие, формы и содержание и др.). Понятия выражаются в языковой форма – в виде отдельных слов, терминов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («элементарные частицы», «политические отношения» и др.). Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере науки. Научные понятия имеют сферу своего использования. В точках соприкосновения различных наук (естественных, технических, гуманитарных) формируются общенаучные понятия, которые применяются в рамках всех наук. Таким статусом обладают понятия «информация», «знание» и др.

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, процессы, предметы, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предметов (не только существенные и общие, как в понятии). Это – мысленное выражение повествовательным предложением либо истинной, либо ложной определенной идеи. В виде суждений формируются практически все научные положения, которые раскрывают объективные закономерности окружающего мира.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь