Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экология и глобальные проблемы современности



С первых шагов своей осознанной истории люди задумывались над тем, каковы природные истоки самого человека и сообщества людей, какова его связь с природой, каким должно быть его отношение к природе? Все эти вопросы не получали однозначного ответа. По мере накопления знаний о самом себе, об окружающей его природе, своем месте в этой природной системе человек менял взгляды на характер своих отношения с природой. Обращение к истории позволяет проследить ход изменения этих взглядов в самом широком диапазоне: от провозглашения идей о неразрывной связи и единстве человека с природой до возведения человека на недосягаемый ни для каких других живых существ постамент, с которого он, якобы, может неограниченно распоряжаться природой по собственной воле и разумению. Однако подобные представления сравнительно быстро развенчивались самим естественным ходом истории.

Реальные отношения человека с природой свидетельствуют о том, что как бы ни стремился человек возвыситься над природой, пренебречь природными условиями своей жизни, объективно он подчиняется этим условиям и зависит от них. Возможно, в отдельных случаях сложившаяся ситуация ограничивает его замыслы, заставляет отказываться от намеченных планов, но, невзирая ни на какие сиюминутные сложности, человек должен прийти к сознательному уяснению неустранимости этого факта.

Характер сложившихся природно-человеческих отношений традиционно составляет предмет внимания философии, которая выясняет наиболее общие принципы структуры природы и организации самого человека, используя при этом возможности онтологического описания и гносеологического объяснения.

По мере накопления практического опыта, формирования зачатков познания складывалось в разной степени приближающееся к реальному представление о взаимоотношениях человека и природы.

Сегодня мы пока еще далеки от возможности выносить категоричные суждения о путях создания оптимальных взаимоотношений человека с природой. Научная философия, обозначив методологические направления в решении этого вопроса, исходит из необходимости всестороннего познания всех факторов природного бытия и социального развития. Ее собственные методы в данной связи ограничены ее предметом.

Мы можем говорить об усиливающимся быстрыми темпами влиянием человека на природу как в масштабе региональных пространств, так и биосферы в целом. Речь идет о возрастающей роли человеческого фактора. Взаимодействие человека с окружающей природой давно переросло формы разумного потребления, не наносящего ей ущерба. Наука при этом не всегда оказывалась подготовленной к анализу сложных процессов преобразующей природу деятельности человека. Не всегда рекомендации, предлагаемые учеными, соответствуют социальным потребностям, а главное – возможностям, которыми на сегодняшний день располагает общество. К тому же и сами рекомендации основываются на промежуточных, далеких от широких теоретических обобщений сведениях, еще не в полной мере отражающих фундаментальные закономерности, научные принципы познания эволюции живой природы.

Возрастающее воздействие индустриализации на природу поставило ряд проблем, обращенных непосредственно к человеку, разработка которых требует социально-биологического подхода.

Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, от которых зависит сохранение цивилизации – возникли в процессе нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой. Первоначально противоречие между обществом и природой выступало как различие, потому что воздействие человека на природу мало отличалось от воздействия на нее других живых существ. Люди, добывая для себя сравнительно небольшое количество пищи, не нарушали естественных кругооборотов в сложившихся геобиоцинозах.

С появлением человека разумного развиваются совершенно новые взаимоотношения между человек и окружающей средой. Развитие техники, а также стихийное и хищническое использование природных богатств людьми усилило их «давление» на природу. А уже в Древнем мире это привело к опустыниванию обширных пространств Малой и Средней Азии, Средиземноморья.

Беспощадная эксплуатация природных богатств в Америке, Африке, Австралии началась с эпохи Великих географических открытий, что существенно повлияло на биосферу всех континентов. Развитие мощной индустрии в Европе привело к экологическим бедствиям в этом регионе.

Разрушающее воздействие на природу оказывает хозяйственная деятельность человека. Корни этого воздействия уходят в далекое прошлое, когда закладывались основы действующей ныне индустриальной модели общества.

Возникновение крупного машинного производства открыло широкие возможности для удовлетворения потребностей человека. Все современное материальное богатство человечества покоится на постоянно совершенствующейся научно-технической базе.

Однако с самого начала индустриальной эпохи ей были свойственны черты, содержавшие в себе зародыш будущих негативных последствий. Прежде всего – это расточительное использование сырьевых и энергетических ресурсов. Отношения человека с природой осмысливались чаще всего с точки зрения альтернативы: человек над природой или природа над человеком. Господствующей стала концепция покорения человеком природы: человек – хозяин всей планеты.

На иных позициях стояли передовые ученые. Так, В. И. Вернадский, исследуя противоречия между человекам и природой, видел их разрешение в опоре на Разум, науку, технику и в создании новой цивилизации, неотделимой от нравственности, защищающей все живое, подчеркивающей самоценность жизни.

С конца XIX в. начинается современный, наиболее интенсивный этап воздействия человека на природу. Нарастая как цепная реакция, разрушающее воздействие общества на природу во второй половине XX века достигло глобальных масштабов. Возникла реальная угроза самому биологическому существованию человечества. В конечном счете, все другие глобальные проблемы современного мира – энергетическая, продовольственная, демографическая и др. – неотделимы от главной – экологической.

Промышленные предприятия, энергетические комплексы, транспорт каждый год выбрасывают в атмосферу планеты более 30 млрд. тони двуокиси углевода, до 700 млн. тонн паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма.

Возрастает интенсивность горных разработок, что ведет к техногенной трансформации природных ландшафтов. Если объем переработанной горной массы на весь период развития человечества до начала XX века составил около 50 млрд. тонн, то в настоящее время он достигает 150 миллиардов тонн в год. Перераспределение горной массы на поверхности земли способствует развитию в земной коре гравитационных напряжений, что приводит к медленному, но непрерывному оседанию почвы и инициирует землетрясения.

Создание обширных водохранилищ привело к изменению уровня грунтовых вод и водно-солевого баланса окружающих территорий.

Иным стало и геохимическое воздействие человека на природу. Уже сейчас в мире используется около 7 млн. химических веществ, как синтезированных, так и природных.

Только в воды Мирового океана ежегодно попадают 6-10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов. А с учетом их стоков с суши – свыше 20 миллионов тонн. Вынос твердых вредных веществ в океанские воды возрос до 20 млн. тонн в год.

Противоречия между обществом и природой в наше время достигли своей кульминации. Однако смотря на это продолжается жесточайшая эксплуатация природы со стороны людей, использующих, для этого новейшие достижения науки и техники.

Современный научно-технический прогресс меняет технологии производства настолько быстро, что прежде чем экологическая система возвращается в положение равновесия, в биосферу попадает количество отходов, которое она не в состоянии переработать.

Человек оказался как бы в ловушке современной научно-технической революции. Известный эколог Б. Коммонер назвал современного человека «технологическим», у которого ДДТ (дихлордифенилтрихлорметилметан) и углекислота в тканях организма и свинец – в костях.

Однако, анализируя проблемы экологии, необходимо отчетливо представлять себе, что без мира искусственного не было бы мира и социального. Жизнь современного общества невозможна без промышленности, индустриального сельского хозяйства, энергетики, средств сообщения и без многого другого. Поэтому преодоление экологической опасности надо искать не на пути сдерживания или, более того, «запрещения» прогресса, а на пути оптимизации взаимосвязи и взаимоотношений естественного и искусственного миров при условии сохранения поступательного развития общества.

В последнее время большое внимание уделяется экологической стратегии и тактике человечества.

Никогда еще на протяжении своей истории человечество не сталкивалось со столь многими угрозами его существованию, как в конце XX века. Проблемы окружающей среды – взаимосвязанный комплекс проблем, решение многих из которых необходимо уже в ближайшее время, что предполагает проведение скоординированной мировой стратегии. И если человечеству удастся объединить свои усилия – по сути будет первая благодатная глобальная революция.

Никогда прежде человечество не обладало такими знаниями, умениями для построения лучшего мира. Но трагедия состоит в том, что оно пока не в состоянии реализовать свои потенциальные возможности.

Особенности развития человечества таковы, что любые новые знания, любая технология удваивается человечеством достаточно быстро. Разрушительное воздействие на окружающую среду требует решительного изменения методов и форм отношений между человеком и природой. Современному человечеству необходимы не всемерная интенсификация использования природных ресурсов, а их сохранение и приумножение в интересах будущих поколений, поддержания равновесия между индустриальным развитием и биологической устойчивостью природной среды, которое обеспечит сохранение жизни на Земле.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

• Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. кол.: И. Т. Фролов [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 623 с.

• Вернадский, В. И.Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 575 с.

• Дриш, Г.Витализм. Его история и система / Г. Дриш; пер. с нем. А. Г. Гурвич. – 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2007. – 280 с. – (Из наследия мировой философской мысли)

• Фомичев, А. Н. Проблемы концепции устойчивого экологического развития. Системно-методологический анализ / А. Н. Фомичев. – М.: URSS, 2009. – 216 с.

• Хесле, В. Философия и экология / В. Хесле. – М.: Ками, 1994. – 205 с.

• Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб заведений / Ю. Л. Хотунцев. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

• Идея эволюции в биологии и культуре / отв. ред. Баксанский О. Е., Лисеев И. К. – М.: Канон-плюс, 2011. – 640 с.

 

ТЕМА 5. « ОБЩЕСТВО»

Вопросы лекционного занятия:

1. Системный подход к анализу общества.

2. Социальные отношения.

3. Основные подсистемы общества.

4. Социальные институты.

5. Социальные группы.

6. Социализация.

Основные понятия:

Общество – исторически сложившаяся и обособившаяся от природы часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе своей деятельности. В широком понимании слова – это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности.

Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Система – категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами системы превышает энергию их связей с элементами других систем, и задающая онтологическое ядро системного подхода.

Социальные отношения – это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.).

Социальный институт – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Институционализация – учреждение новых общественных институтов; правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.

Социальная группа – любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

Социализация– процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Интернализация – термин для обозначения процесса освоения индивидом или группой людей социальных ценностей, норм, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем она, он или они взаимодействуют. В результате интернализации структуры, внешние по отношению к данной личности или группе, превращаются в их внутренние регуляторы поведения.

 

1. Системный подход к анализу общества. Категория «общество» является одной из ключевых для социальных наук. Общество это сложная категория, характеризующаяся совокупностью различных признаков.

О. Конт рассматривал общество как целостный социальный организм и считал, что оно определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов. Общество, по мнению О. Конта образуется из совокупности семей, в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство – все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья – это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не ассоциация. Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.

Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, самое главное условие нашей социальной жизни. Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию.

Г. Спенсер сформировал представление об обществе как организме. Это позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия между ними и рассматривая общество как сверхорганический организм, т. е. как специфическую организацию [3, с. 90].

Г. Спенсер указывал на сходства социальных и общественных организмов. Точно так же, как и биологический организм, общество увеличивается в своих размерах, растет. По мере роста и биологического, и социального организмов изменяется и усложняется их внутреннее строение. И в биологическом, и в социальном организмах усложнение структуры влечет за собой все углубляющуюся дифференциацию функций их различных органов. Одновременно в ходе эволюции второго и третьего процессов развивается и усиливается взаимодействие и взаимное влияние всех составляющих структуру органов. И в обществе, и в биологическом организме, когда жизнь целого расстраивается, отдельные части могут какое-то время продолжать собственное независимое существование. В то же время, пока не произошло никакой катастрофы, сокращающей жизнь агрегата, жизнь целого бывает гораздо продолжительнее жизни отдельных составляющих его единиц.

О. Конт одним из первых в социологии разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей. Г. Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Возникший в 1950–60-е гг. структурно-функциональный анализ – один из способов системного исследования общества, социальных явлений и процессов. Здесь общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение.

Социальная структура общества рассматривается как нечто стабильное, главное и определяющее в социальной жизни. Здесь не индивиды, а социальные институты оказываются основными элементами социальной реальности. Социальное исследование сводится к анализу социальных ролей, социальных институтов, позиций, статусов и т. д.

Современное изучение общества в рамках социальных наук основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей [4, с. 43].

2. Социальные отношения. Социальные связи человека представляют собой взаимодействия, состоящие из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. Постепенно, в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются устойчивые социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями [8, с. 105].

Социальные отношения – это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Социальные отношения – это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

Под социальными отношениями С. С. Новикова подразумевает широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т. д. В данной системе можно выделить следующие элементы: – субъекты связи – два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

– связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

– определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля [6, с. 298–300].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь