Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые географические объекты дакота



В прошлом, во время своих путешествий по равнинам, сиу проходили множество ориентиров. Все реки имели названия, а так же холмы, и где они были расположены. Место обычно называлось в честь какого-нибудь события. Миссури называли Грязной Рекой. Чтобы описать все потоки, которые впадают в Миссури в Дакоте, потребуется слишком много времени, потому что каждый маленький ручей имел своё название, но основные имена и названия в Южной Дакоте следующие: Джон Грасс Крик; этот ручей находится в четырех или пяти милях к северу от Кенэля. Он имеет пять или шесть разных названий. Сначала его называли Ручьём Черноногих. В устье этого ручья были руины старого французского поста, где черноногие проводили свою торговлю. Когда отец вождя Джона Грасса обосновался здесь, его назвали Грасс Крик. Часть этого ручья называют Мэйджор Крик; дальше, четыре или пять миль выше, его называют Джо Буш Крик. Мэйджор и Джо Буш были белыми мужчинами, которые обосновались здесь со своим женами полукровками.

Следующий поток называли Файр Херт Крик, потому что Огненное Сердце жил здесь. Следующий ручей называли Коррал Крик. Обычно вся резервация приходила на этот ручей, чтобы забить бычков, выданных им правительством во время Маклоглина. Маленький ручей в миле к югу от форта Ятес, теперь названный Ван Миль Крик, в начале восьмидесятых называли ручьём Длинного Солдата, когда он жил там. Длинный Солдат был одним из самых жестоких враждебных в резервации; однажды он отказался от товаров рент и попытался бросить майора Хьюджеса в реку. Ему воспрепятствовали сделать это кавалеристы, прибывшие на помощь агенту.

К северу от агентства – Поркьюпайн Крик; несколько миль выше – Баттл Крик. Баттл Крик – место, где сиу и ри провели своё последнее сражение. После этого сражения ри отступили за реку в своих бычьих лодках, и некоторое время жили на Бивер Крик, в современном графстве Эммонс. Затем – Кэннонбол Ривер, названная из-за множества круглых валунов по берегам. Индейцы называют её Рекой Гравированных Камней из-за гравированных камней, разбросанных у Типи Бьют, к югу от Нового Лейпцига. Херт Ривер, которую сиу называю Thachanta Wakpa, названа из-за двух меленьких камней в виде сердца около её истоков. Бурнт Вуд Крик – несколько миль к северу от Бисмарка, сиу называли Changuyapi. Следующая будет Mina Wakpa, или Найф Ривер. Следом, дальше на север – Малая Миссури. Эта река имела несколько различных названий: шайенны назвали её Рекой Антилопьей Ловушки, Wokaihe'yunio'he. Здесь шайенны загоняли антилоп прежде, чем прибыли сиу. Шайенны говорят, что антилоп гнали через гребень, где были сделаны огороженные ямы. 1. Сиу назвали эту реку Рекой Толстых Деревьев. Все эти потоки – к западу от Миссури.

Индейцы с Миссури, собираясь посетить озеро Дьявола, направлялись к Ястребиному Гнезду, которое было расположено на полпути от реки до озера. Озеро Дьявола сиу называли Святым Озером, Mniwakhan. Сентинэль Бьют (Стражи) – весьма известный ориентир. Его называют из-за Двух Встречающихся Холмов, Paha akichyuta. Рэйни Бьют был ещё одним ориентиром, как и Вайт Бьют. Есть множество таких холмов, и их истории могут заполнить всю книгу.

 

Глава тринадцатая

Белый бизон

Белый бизон – священное животное. Он очень редкий и его трудно найти. Только раз в несколько лет встречается белоснежный бизон с розовыми глазами. Это альбинос, хотя часто встречаются не чисто белые. Только белоснежные используются в церемонии поклонения бизону.

Когда убивают белого бизона – его шкуру выделывают священным способом. Стрела, которой он был убит, очищается в дыму душистой травы. Нож, который используется при снятии шкуры – обрабатывается подобным образом. Шкура снимается так, чтобы ни одна капля крови не осталась на ней. Только женщины, которые были известны своей непрочностью, выбирались для выделки такой шкуры. Сняв шкуру, её расстилают на земле, на чистой траве, и прикалывают деревянными колышками. Затем начинается выделка. Существует инструмент, сделанный из лосиного рога с острым лезвием на конце. Этим инструментом удаляется вся плоть и сухожилия, пока шкура не становится необходимой толщины. После того, как это сделано, шкуру намазывают составом из печени и мозгов, и оставляют в таком состоянии на день или два. Раз в день шкуру увлажняют смесью из мозгов и печени, пока она не становится мягкой и гибкой. Затем в неё втирают пепел твёрдых пород дерева и оставляют на несколько дней.

Затем начинается настоящая работа: для этого используют широкое лезвие. Смочив шкуру водой – начинается очистка. Шкуру растягивают на двух стойка семи или восьми футов. Очистку нужно сделать быстро, иначе шкура засохнет и станет твердой. Это тяжёлая работа, и когда кто-то начинает её – нет времени для отдыха или остановки. Даже лучшие работницы за неделю выделывают одну шкуру. Не каждая женщина достаточно сильна, чтобы выделать шкуру. Выделка шкуры – самая тяжёлая работа.

Большого доверия заслуживает женщина, которая могла идеально выделать шкуру; женщина, которая небрежна и невнимательна, не может хорошо выделать шкуру. За такую работу мехоторговцы платили индейцам всего один доллар.

В 1830-ых и 1840-ых, торговцы придумали хитрое устройство, которое стягивало бизоньи шкуры в компактные пакеты, чтобы их было удобно перевозить на плоскодонках. В течение долгого времени останки одной из таких лодок находились на северной стороне реки Ларами, около холма, который получил своё название. Его всё ещё называют Роухайд Бьют.

Последний белый бизон в резервации Стендинг Рок был убит около Поллока, Южная Дакота, на восточной стороне Миссури, в местности, которую обыкновенно называют Блу Бланкет Вэлли (долина Синего Одеяла). 1. Чарли Челюсть (Okichizethawa) убил этого бизона, когда ему было тринадцать лет. Он продал шкуру вождю Костяная Дубинка, который много лет хранил её. 2

История племени / Ее жизнь

 

Глава четырнадцатая

Смерть от Судороги

Холера, которая была неизвестна в Америке, обрушилась на сиу, словно ужасный ураган. Она пришла с юга с горячими ветрами, которые принесли болезнь как огонь, как пожар в прерии. Она уносила слабых и сильных, молодых и старых; это была эпидемия. Погода была подходящей для болезни: как говорят, было холодно, дождливо, а затем наступила жара – что было явным признаком распространения лихорадки.

Смертность уменьшила сиу до одной трети – сколько их было в минувшие дни. Некоторое говорили, что мормоны, которые проходили через страну в 1847г, принесли болезнь, другие говорили, что золотоискатели 1848г были переносчиками. Болезнь начиналась с приступа раздражительности (от разлития желчи), а через несколько часов страдальцы были охвачены всеми признаками холеры. Они умирали после нескольких часов болезни.

Те, кто помогал страдающим, используя все известные средства и устройства, так же заболели и умерли; очень немногие возвращались. Сиу впервые заразились на реке Платт, около форта Ларами; отсюда болезнь распространилась на север, от деревни к деревне. Здоровые оставляли больных, матери оставляли своих детей, которые заразились. Паника охватила всё племя; они бежали на север, оставляя тех, кто умер, завернув в одеяла или шкуры. Целые деревни были сметены; оставляли палатки и лагеря, где умерли целые семейства, и никто не приходил, чтобы похоронить их.

Запах тления мертвых тел распространялся на много миль, а над пустынными палатками кружились канюки; иногда стаи ворон вылетали из вершин палаток. Это было время опустошения, которое помнят те, кто пережил эпидемию. Тех, кто просил помощи – убивали, когда они приближались к здоровым людям. Таким способом некоторые нашли быстрый конец. Миссис Пятнистый Хвост была одной из оставшихся в живых; она рассказала о состоянии, которое было тогда.

Когда эпидемия спала, правительство послало известие всем народам, приглашая встретить специальных уполномоченных, чтобы заключить соглашение по Орегонской Тропе, проходящей по стране сиу в 1851г. Смертность была настолько велика, что сиу боялись, что правительство узнает истинную численность племени. Индейский агент настаивал на переписи. Если станет известно, что их осталось так мало, они думали, что с ними не будут считаться как с народом, достойным внимания; они знали, что каждому человеку будет выдано пособие, оглала думали, что это уловка.

Когда приходили переписчики – в палатке было семь или восемь детей. В следующей палатке, в которую они входили, было столько же. В каждой палатке появлялись те же самые дети. Они тихо выходили и незаметно переходили в следующую палатку. Таким образом, получилось весьма внушительное число. Это было сделано, чтобы скрыть истинную численность сиу. Это соглашение полностью никогда не выполнялось, ничего не было получено от рент – только то, что было выдано в первый раз. 1

В перечнях зим сиу мы находим, что оспа обрушивалась на них несколько раз. В 1818 и 1819гг ужасная оспа посетила все индейские деревни; в 1837г они снова заразились той же самой болезнью. Через шесть лет эпидемия обрушилась на сиу снова в 1844г. Некоторые выздоровели, в то время как сотни умерли от этой ужасной болезни, так как не было никакого известного средства. Только когда прибыли миссионеры, которые знали, как лечить – оспа была укрощена. 2

 

Глава пятнадцатая

Нападение на макино около ручья Сожженного Дерева (Changuyapi)

Жозефина Воггонер, Kel. Dron, Южная Дакота. 1

 

После нападения генерала Салли на сиу у Холма Белых Камней в 1863г, хункпапая перешли на западный берег Миссури, к густо заросшему большому изгибу реки, где большой холм возвышается на ручьём Сожженного Дерева (Changuyapi). Это приблизительно семь миль к северо-западу от современного Бисмарка, где в последние годы река разделилась, образовав большой остров. Внезапно и неожиданно, как думали индейцы, необоснованное нападение застало их с мясом, сохнущим на помостах, и шкурами, закрепленными к земле для просушки, и неготовых к защите. Они не принимали никакого участия в резне в Нью Улме, и только знали об этом от нескольких беженцев санти, которые прибыли к ним в поисках убежища, и многие из них не имели никакого отношения к войне в Миннесоте. Таким образом, без очевидной причины, племя хункпапая было изгнано и лишено большинства своего имущества. Они были в плохом настроении, не желая встречаться со своими врагами.

На ручье Сожжённого Дерева краснокожие и их семейства стремились в максимальной степени восполнить потери трагедии, которая случилась с ними, и были заняты, исправляя палатки и лагерное снаряжение. Потеряв продовольствие, многие молодые мужчины отправились охотиться, в то время как старики выполняли более легкую работу в большом лесу. Беженец санти, слишком старый для охоты, пошел ловить рыбу, разместившись на бревне на берегу Миссури. Внезапно, разбуженный от летаргии появлением макино, или плоскодонной лодки приблизительно тридцати футов длиной, приходящей изгиб, он почувствовал опасность. Хункпапая не были настроены на встречу – он должен был предупредить этих белых. Тем временем лодка быстро спускалась вниз по течению. Столкновение на реке было ещё одним моментом; лодки буксировали веревками, которые тянули мужчины или лошади, а люди в лодке использовали шесты. Они были очень длинными. В лодке было приблизительно дюжина мужчин, и, кажется, две женщины.

Сигнализируя белым, чтобы они продолжали быстро спускаться вниз по течению, старый санти был встречен выстрелом с лодки, и упал, смертельно раненый. Услышав выстрел, хункпапая бросились к берегу реки, обнаружив санти в страшной беде. Он сказал им: " Я махнул им, чтобы они продолжали спускаться вниз по течению, но они выстрелили в меня". Затем последовала перестрелка между белыми и хункпапая. После прекращения огня, индейцы подплыли к лодке, которая остановилась на наносном острове, обнаружив золотоискателей, мертвых или серьезно раненых. Раненых добили, поскольку индейцы не были знакомы с термином, часто используемым против них самих – " пленных не брать". Женщины были взяты в плен, и следующим утром одна из них была убита за то, что ударила одного из индейцев каблуком.

Оружие, продовольствие, одежда, одеяла и боеприпасы были захвачены. Затем всё, что не считалось ценным, было выброшено на острове. На борту было много золота, но они не знали, что это такое, и выбросили его вместе с остальным. Один индеец нашел кофейник, наполненный золотом, которое он выбросил, не видя в нём никакой ценности. Другой индеец, по имени Дикобраз, полагал, что независимо от того, что это такое, оно должно иметь ценность, так что набил им свой пояс – приблизительно 2 000 – 3 000 $ в золотом песке и самородках. Позже он обменял это в форте Бертольд на два одеяла, ружьё, порох и боеприпасы. 2

После этого сражения хункпапая отступили к Холму Стража (Сентинэль Бьют). Салли постоянно преследовал их. Этот гигантский ориентир, с его естественными укрытиями из камней и ущелий, был выбран индейцами, как лучшее место для сражения, так как конфликт был неизбежен. Эти два больших холма были известны индейцам как Холмы, что Смотрят Друг на Друга. 3

 

Миссис Воггонер – дочь Чарльза Маккарти, который служил в Территориальном Собрании, и был первым шерифом округа Берлай, утонувшего на реке Миссури в декабре 1874г, исполняя свои обязанности. Маккарти и Бен Аш имели платную конюшню там, где сейчас расположена церковь Маккэйба, а его дом теперь находится на ферме Фолконера к югу от форта Линкольн. После его исчезновения, индейская жена и маленькая девочка возвратились к своему народу в Стендинг Рок. Получив образование в институте Хэмптона, она возвратилась домой и писала и переводила письма для Сидящего Быка. Позже она вышла замуж за солдата из форта Ятес, Фрэнка Воггонер.

 

Глава шестнадцатая

Резня Граттана

 

После резни Граттана 19 августа 1854г, индейцы разобрали лагерь и переместились на север. 1. Той ночью Быстрый Медведь, брат миссис Бордо, пошел за водой к ручью, недалеко от дома. На берегу реки Ларами он нашел раненного солдата и принес его в частокол Бордо. Резня Граттана произошла в четверти мили от лагеря Бордо, и в девяти милях к востоку от форта Ларами. Быстрый Медведь запряг лёгкую коляску; он и Бордо привезли раненного солдата в Ларами, чтобы он мог получить медицинскую помощь. Джеймс Бордо (француз) сказал часовому, что с ними был раненый солдат, так что ворота были открыты, и они поехали прямо к больнице.

Командир поста, капитан Флеминг, попросил Бордо вырыть траншею и похоронить солдат – кроме Граттана. Он попросил Бордо той же ночью доставить тело Граттана. Бордо обещал сделать это, но сказал: " Я хотел бы получить несколько одеял, чтобы завернуть каждое тело и защитить их от грязи". Ему дали одеяла и непромокаемый брезент, чтобы завернуть мертвых. Миссис Сьюзен Беттельён, тогда Сьюзен Бордо, ещё не родилась, но она часто слышала от своих родителей о том, что случилось там, и она часто играла с другими детьми на могилах, которые ее отец выкопал в полумиле от их дома.

Бордо запряг волов и через день после сражения выкопал длинную, глубокую траншею приблизительно семь футов шириной и тридцать футов длиной. Он выкопал её прямо там, где стоял армейский фургон. Скребком он выкопал яму пять или шесть футов глубиной. Почти весь день ушёл на это. К вечеру он привязал к упряжке большую сырую шкуру бизона; он перекатил на неё мертвые тела и перетащил их к могиле. Это было в разгар лета – 18 августа – стояла сильная жара, и в течение всего дня тела лежали на солнце и начали раздуваться. Бордо сказал, что все мертвые почернели прежде, чем он похоронил их. Он завернул тела в одеяла и непромокаемый брезент, а затем засыпал их землей. Ночью тело Граттана было доставлено в гарнизон. К настоящему времени миссис Беттельён не знала, перезахоранивали ли тела или нет. 2. После этой трагедии ее люди жили там в течение двенадцати лет.

Бовэйс жил приблизительно в четырех милях к западу от Бордо, и гораздо ближе к форту Ларами. Место Бовэйса также было огорожено частоколом, с большими, просторными зданиями из бревен. Здесь хранились все товары ренты, которые доставляли из Сент-Джо на Миссури. Это были одеяла, муслин, ситец, хлопчатобумажная ткань, шерстяные товары, мужские рубашки, нитки, тарелки, горшки, и много других предметов, которые должны был выдать в ноябре – почти всё это было захвачено. Бовэйсу, маленькому, крупному, тучному мужчине, который едва мог ходить, сказали убираться, и он был рад спасти свою жизнь.

Дом Бордо был выбран для проведения Танца Солнца, и по этой причине индейцы там разбили свой лагерь. В гарнизоне Ларами было только две или три роты солдат. В форте ворота были закрыты, поскольку гнев индейцев был разбужен, и это был вопрос времени, чтобы уничтожить весь гарнизон.

Из поста Ларами солдаты обычно отправлялись охотиться, иногда принося индейский скальп. Пропавшего индейца находили его люди, но никто не знал, кто совершил убийство. Каждый солдат заставы хотел захватить индейский скальп. Лейтенант Граттан был одним из тех, кто хотел заполучить скальп; он стремился начать сражение. Бордо часто слышал разговоры солдат в гарнизоне и предупреждал их. В тот день он предупредил Граттана, когда они остановились напиться, но такой был дух тех ранних дней границы – дикой жизни, опасностей и волнений. В настоящее время это сочтут предательством и возмутительным варварством.

 

Глава семнадцатая

Форт Ларами и Хорс Крик, 1865г.

 

В 1865г правительство попыталось переместить индейцев от форта Ларами к реке Миссури, куда теплоходы могли легко доставлять обещанные товары. 1. Возможно, это можно было легко сделать, если бы индейцы были помещены в Южной Дакоте на свободной земле, но пароходные компании согласились доставлять товары только до агентства понка в Небраске. Индейцы понка, которые жили на Понка Крик в течение многих лет, были перемещены в Оклахому, страну, в которой они никогда не жили и не были приспособлены. Брюле и оглала должны были занять их место.

Но теперь сердца индейцев были плохими, так как той весной в Ларами солдаты повесили индейцев. Сначала, Четыре Антилопы нашёл беспризорную лошадь в своём стаде; он был шайенн. Он ехал на лошади, когда скаут из гарнизона увидел его и сообщил об этом. Солдаты из Ларами пошли за лошадью, так как это была кавалерийская лошадь. Они взяли с собой молодого человека – Четыре Антилопы – и вместо попытки найти лошадь, они повесили его в четверти мили к западу от Ларами. На одной ноге у него была гиря и цепь. Вскоре тяжелая гиря оторвала его ногу. Госпожа Беттельён видела его много раз, висевшего и раскачивавшегося на ветру; никто не смел снять его и похоронить, поскольку охрана сторожила его. Четыре Антилопы носил красный носовой платок, заколотый большим серебряным медальоном, который он получил при Соглашении. На весеннем солнце, когда тело раскачивалось и вращалось, этот медальон блестел и сиял, словно зеркало. Казалось, он посылал сигнал бедствия племени. Эмигранты, проходящие по дороге, которая была поблизости, могли легко увидеть его. 2

Через месяц или два, Черная Нога и Два Лица, оба были мниковожу, также были захвачены и повешены рядом с Четырьмя Антилопами. Все путешественники, идущие запад по Орегонской Тропе, могли видеть это ужасное зрелище. Во время набегов, совершённых шайеннами и сиу, госпожа Юбенкс была захвачена шайеннами. В 1864г Два Лица и Черная Нога прибыли в форт и провели с командиром беседу. Два Лица поклялся в преданности американскому правительству. Он хотел школы, церкви и сельскохозяйственные инструменты. Он сказал, что он и его община были хорошими индейцами, так что командир выдал им сахар, кофе, муку, бекон и другие вещи, типа пороха, одеял и одежды.

Два Лица и Черная Нога оставили Ларами и отправились вдоль Платт на восток. В это время караван мехоторговцев из воловьих упряжек направился в Сент-Джозеф. Там был Джеймс Бордо, Бовэйс и дюжина других мужчин. У них было приблизительно восемьдесят или девяносто волов и лошадей, которые были выпущены свободно пастись; только одна лошадь, принадлежащая Энтони Бордо, была привязана. Это был вечер, походные костры разложены, готовился ужин, как вдруг раздались крики и вопли. Группа индейцев на прекрасных лошадях окружила всех волов и лошадей. Единственная лошадь, оставшаяся в лагере, принадлежала Энтони Бордо. Джеймс Бордо сказал сыну, " Энтони, ты должен поехать в форт Митчелл и сообщить, что с нами случилось". Форт Митчелл был всего в семи или восьми милях к югу от реки Платт. Энтони вскочил в седло и полетел к форту Митчелл. Было слишком темно высылать отряд, когда он достиг форта, но следующим утром, на рассвете, отделение кавалерии выступило. Солдаты добрались до лагеря мехоторговцев и галопом поскакали за индейцами. Индейцы думали, что были в безопасности; они были среди песчаных холмов Небраски. Они забили жирного вола и ели, когда наблюдатель с холма закричал, " Солдаты приближаются! " При этом сообщении все бросились к своим лошадям. У них было время, только чтобы бежать. Волы и лошади были оставлены. Лидерами этой группы были Два Лица и Черная Нога. В поспешности несколько предметов были оставлены; среди них – маленький клочок бумаги, письмо, датированное за два или три дня до этого ограбления. Это была рекомендация Двух Лиц и Черной Ноги от командира форта Ларами. В письме было сказано, что они были образцовыми индейцами и все, кто встретит их, должен помогать им. Это письмо послали назад, офицеру, информировать в Ларами, кого он так высоко рекомендовал.

Два Лица и Черная Нога забыли о рекомендации. Зимой 1865г Два Лица выкупил у шайеннов пленную госпожу Юбенкс. Весной он и Черная Нога привели пленницу в гарнизон, чтобы получить обещанную награду. Их немедленно приказали повесить. Они были помещены на гауптвахту, пока строился эшафот. Напрасно госпожа Юбенкс умоляла сохранить жизнь Двух Лиц. Этот высокий, красивый мужчина покорил ее сердце. Она просила командира сохранить его жизнь. " Он был добр ко мне! " кричала она. Но офицер был непреклонен. Их повесили в пятницу, 26 мая 1865г. Охрана была поставлена, чтобы никто не мог забрать тела для похорон. Эти мертвые тела должны были использоваться для примера.

В воскресенье, 11 июня, две роты солдат сопровождали брюле Пятнистого Хвоста и оглала Красного Облака в длительной поездке к агентству понка в северо-восточной Небраске. Все мехоторговцы и полукровки, которые были женаты на индейских женщинах, должны были идти; Ларами больше не был индейским агентством. Говорили, что там было 185 палаток. Полукровки имели много лошадей и рогатого скота, которых они взяли с собой. Французские мехоторговцы и полукровки разбили лагерь с военными, чтобы защищать друг к друга.

Лагерь разбивали каждые несколько миль. Первый лагерь был в восьми или девяти милях от Ларами, на месте Бордо, следующий лагерь был приблизительно пятнадцать миль ниже Колд Спрингс, следующий лагерь был приблизительно через семнадцать миль, и они разбили лагерь в устье Хорс Крик. Следующим утром офицер поехал вдоль индейских палаток с переводчиком Ником Джанисом. Он использовал довольно грубый язык, проклиная всех краснокожих и называя их имена. Кто-то из лагеря выстрелил в него и свалил капитана Фоутса с лошади. Немедленно индейцы бросились туда, где он упал, и усыпали его стрелами; затем они напали на солдат.

Это было 14 июня; госпожа Беттельён была там со своим отцом и матерью, и видела тело капитана Фоутса. Она сказала, что в нём торчало около сотни стрел. В перестрелке было убито четыре солдата, и четыре ранено, обе стороны то отступали, то снова нападали. Пока шло сражение, женщины покинули лагерь, запрягли лошадей в травуа и пересекли Платт. Река была глубокой, но индейцы знали место, где можно было хорошо переправиться. На мелководье стояли вехи, но лошади так стремительно пересекали реку, что ко времени, когда половина из них переправилась, другие уже плыли. Солдаты попытались переправиться следом, но некоторые чуть не утонули, так что они не смогли преследовать убегающих индейцев.

Индейцы направились прямо на север. Их нельзя было убедить жить в земле понка. Впоследствии, брюле и оглала решили жить в агентстве у Вилера, напротив Янктона. Здесь индейцам снова не понравилось. Много алкоголя провозили пароходы, и среди мужчин распространилось пьянство, они были полностью деморализованы. Каждую ночь случались драки и убийства, так что они возвратились к Кроуфорду, Небраска.

В 1870-ых Красное Облако был в форте Робинсон. Когда прибыл специальный уполномоченный, чтобы успокоить индейцев, Пятнистый Хвост сказал ему, " Вы должны поставить индейцев на колеса, чтобы им бы легко передвигаться всякий раз, когда вы захотите переместить нас на новое место".

Наконец, Пятнистый Хвост решил остаться в агентстве Роузбад. Возможно, они также были на западе, поскольку только через год или два после того, как брюле возвратились, железная дорога достигла Валентайна, Небраска, и агентство Красного Облака было установлено семьдесят или восемьдесят миль к западу от агентства Роузбад. 3. Переданные агентству Ветстоун, Маленькая Рана и Два Удара возглавили отряд воинов, которые утверждали, что пошли охотиться и совершили ужасное нападение на пауни, которые также охотились. 4

 

Часть вторая

Глава восемнадцатая

Сражение Вагон Бокс

Когда весной 1934г я была в Хот Спрингс, то получила шанс переговорить с Глупым Лосем, оставшимся в живых в сражении Вагон Бокс. Я очень хотела встретиться с ним. Он прибыл из резервации Роузбад, чтобы обследовать глаза в больнице. Он был брюле сиу. Айзек Беттельён, который хорошо его знал, представил меня ему. Мы провели Глупого Лося в женское отделение, в комнату мистера и миссис Беттельён. Они были членами общины брюле из Роузбад. Мистер Беттельён был скаутом американской армии вместе с Глупым Лосем во время повального увлечения Мессией в 1890г. Глупый Лось, когда я встретила его, получал пенсию тридцать долларов в месяц.

После того, как Глупый Лось и Беттельён провели длинный разговор, в котором я была заинтересованным слушателем, я сказала Глупому Лосю, что хочу задать ему несколько вопросов. Я вручила ему доллар. Я спросила, был ли он в сражении у фургонов 2 августа 1867г, около форта Фил Керни. Я сказала ему, что читала много отчетов этого сражения от белых людей, и нескольких индейцев. Я сказала ему, что хотела знать, сколько индейцев было там и как долго продолжалось сражение.

" Ладно", сказанный Глупый Лось, " Это было небольшое сражение и длилось не очень долго".

Я спросила его, правда ли, что полторы тысячи индейцев были убиты, и Красное Облако был ранен. После этого Глупый Лось усмехнулся. (Я читала книгу Сайреса Брэди об индейских сражениях). Он сказал, что там не было полторы тысячи индейцев, и Красное Облако не участвовал в этом сражении. 1

Он рассказал о сборе племен сиу на реке Роузбад в Монтане. В те дни была традиция, когда объединялись почти все общины сиу. Это был праздник, когда они имели бизонов, или другую дичь, типа оленей или лосей. Во время большого сбора проходили танцы, торговля или обмен подарками. Там бы черноногие, Два Котла, санс арк, мниковожу (Mnikhowozu) и хункпапая (Hunkpaphaya), которых считали северными индейцами. После этого сбора они оставались на севере, в то время как оглала, брюле и шайенны оставались на реке Платт, в Вайоминге.

После этого сбора некоторые санс арк и мниковожу пошли на юг, чтобы продать свои меха. Несколько южных племен остались на север, чтобы охотиться. Было смесь общин, которые напали на фургоны. Глупый Лось сказал, что было восемьсот или семьсот воинов, или меньше. Он сказал, что он никогда не считал их, так как был не уверен в их численности. Он сказал, что они неожиданно натолкнулись на лесорубов. Эти лесорубы начали готовиться к защите. Их фургоны уже были соединены и поставлены в круг, куда белые отступили в бегущей перестрелке. Сиу и шайенны совершили несколько нападений. Несколько молодых воинов угнали правительственных мулов и лошадей, оставив белых пешими, а постоянный ружейный огонь у фургонов был слышан на Малой Сосне.

В это время конные индейцы быстро кружили вокруг загона, намереваясь заставить белых израсходовать все патроны. Несколько индейцев попытались пробиться к загону; некоторые были убиты, сбиты прямо с лошадей. Сражение продолжалось. Индейцы попытались выманить белых на открытое пространство, но не смогли сделать этого. Около полудня прибыл молодые скауты, и сообщили о подкреплении, которое выступило на помощь лесорубам из форта Филу Керни.

Индейцы отступили, когда начали стрелять пушки. В этом сражении шестеро индейцев были убиты, и столько же были ранены. Они не знали, сколько белых было убито. Глупый Лось сказал, что Кольцевой Бык и Короткий Лысый Орел были с ним в то время. Говорят, что брюле были в этом сражении, но было несколько санс арк, итазипчо, шайеннов и даже несколько хункпапая. Несколько лет назад я слышала, что Прилетающий рассказывал ту же самую историю. Красное Облако не был в этом сражении, и при этом он никогда не был ранен, хотя был лидером во многих сражениях, как сказал мне Глупый Лось.

 

Глава девятнадцатая

Молодость

Гранд Ривер – Эппл Крик – Стендинг Рок, 1870-75гг. 1

 

Джордж Белден был автором, написавшим несколько книг. Среди них одна, под названием " Белый Вождь", была написана в лагере Бычьей Головы. Он изучил жизнь и обычаи индейцев. Статьи, которые он писал, посылали из агентства Шайенн Ривер, которое было установлено у слияния реки Шайенн с Миссури для итазипчо, мниковожу и ухенонпа.

Однажды, когда Белден ехал из агентства, куда он отвозил несколько писем, его сопровождал молодой индеец, который, казалось, был дружественным и общительным. Проехав приблизительно двадцать миль, они остановились, чтобы напиться из ручья. Индеец, которого звали Белая Антилопа, напился первым, а затем достал из-под рубашки револьвер и выстрелил Белдену в голову, когда тот пил. У Белдена был странной масти мул, который принадлежал одному из сыновей Бычьей Головы; мул был цветом оленьей кожи с чёрными пятнами на боках. Белая Антилопа взяла мула, седло и все имущество, и направился к Тополю, в Монтану, где разбивали лагеря враждебные индейцы.

Путешественники прибыли в агентство Гранд Ривер и сообщили, что случилось на дороге. Мой отец, Чарльз МакКарти, Джон Диллон; Джони МакКарти, мой дядя и Эд Донахью пошли за телом. Грубая сосновая коробка была сделана вместо гроба. Белден был захоронен на краю холма в полумиле к северу от места, где однажды было агентство и военный пост.

Позже, на Тополе, сын Бычьей Головы, который был владельцем этого мула, увидел, что он привязан позади одной палатки. Молодой Бычья Голова спросил, кому принадлежал этот мул. Ему сказали, что Белая Антилопа только что вернулся с Миссури. Он утверждал, что убил белого человека и захватил мула. Бычья Голова строго переговорил с Белой Антилопой и забрал мула к дому своего отца. 2

Мой отец нанял несколько мужчин, которые перевозили бревна для строительства. Он также нанял мужчин, рубили деревья для пароходов. Дрова перевозили упряжки мулов и лошадей. У отца была упряжка волов, которая перевозила бревна. Эта упряжка всегда была последней, которая покидала лес. Джо Буш (Пауэрс? ) управлял этой упряжкой. Волы были настолько жирными и медлительными, что Джо всегда был последним, и возвращался в темноте. Однажды ночью он задержался дольше обычного, и двое мужчин отправились на поиски. Они встретили Джо, идущего только с одним волом. Джо сказал, что встретил двух индейцев. Он сказал, " Хау, хау", но они не ответили. Они застрелили одного из волов. Он стоял и смотрел, как они свежевали вола, которого убили, пока они не сказали ему khigla. Тогда он оставил их, посчитав, что было гораздо благоразумнее выйти из леса. В стране не было никакого закона, так что такие эпизоды случались каждый день, и ничего нельзя было сделать.

Однажды в гарнизоне Гранд Ривер ожидали очень важное сообщение. 3. Зимой почта приходила нечасто. Обычно она приходила из Сиу Сити в Янктон, из Янктона в Вилинг, в Пьер, в форт Салли и вверх по Гранд Ривер. Почту доставляли верхом, в седельных сумках. Это была рискованная поездка; между станциями не было никаких мест для остановки, постоянно мело, и не было никаких дорог. Только пограничник, хорошо знающий страну, мог совершить такую поездку. Для мужчины это считалось подвигом, чтобы добраться вовремя. На открытых равнинах приходилось бороться с ветром. Можно было отморозить нос, щеки и уши, а с почерневшего лица всю зиму кожа отваливалась струпьями. В те дни люди не понимали, как можно было путешествовать за небольшую плату, когда дороги были неизвестны, с опасностью для жизни, одиночеством и трудностями. Мужчины, которые выдержали опасности тех времен, никогда не получали заслуженную награду.

В 1871г в ущелье образовался ледяной затор, который сковал реку в течение двух или трех дней. Когда затор прорвало, река была почти в милю шириной. Большие льдины врезались в берег и деревья. В то же самое время пошёл снег – зловеще, тихо падали тяжелые хлопья, которые внезапно превратились в потрясающую снежную бурю. Льдины переворачивались с оглушительным грохотом, подобно отдаленным раскатам грома; треск, лязг и шипение льда продолжались во время шторма. Командир поста, шагая по берегу реки, остановился, узнав, что полукровка курьер пытается передать сообщение через реку. Множество солдат, мехоторговцев и индейцев стояли небольшими группами, всадники носились туда-сюда, большие собаки жалобно скулили, поскольку все с тревогой ожидали, что можно было сделать. Лодка, высланная в таком потоке льда, будет сокрушена в мгновение ока. Солдаты говорили между собой, что не было никакой возможности. Наконец, командир обратился к полукровке переводчику и сказал, " Спроси этих индейцев, есть ли среди них кто-нибудь, кто переправится через реку? Я ожидаю важную почту, которая должна была выйти месяц назад".

В прошлом некоторые индейцы переходили реку по льдинам, но эта река была настолько широка, что никто не пожелал войти в этот бурный поток. Они собрались вокруг, не говоря ни слова. Некоторые рассмеялись, как будто этот вопрос был шуткой. Другие тихо переговаривались друг с другом. Из всех присутствующих солдат, командир никому не предложил рискнуть своей жизнью. Через некоторое время казалось, что решение было принято. Широкогрудый индеец среднего роста, мускулистый и стройный, слепой на один глаз, обратился к переводчику и сказал, " Спроси этого человека, что он даст, чтобы получить почту".

" Ну, я даже не знаю", ответил командующий. " Спроси его, возьмет ли он сто долларов, в противном случае, что он хочет? "

Выслушав это, индеец медленно ответил, " Мне ничего не надо. От денег нет никакого прока в моём племени. Мы оставались здесь всю зиму, вдали от охотничьих угодий. Мои люди голодают больше месяца. Они хотят есть. Продовольствие – вот, в чем они нуждаются".

Услышав о состоянии индейцев, командующий сказал, обратившись к переводчику, " Я не знал, что индейцы страдают от голода. Я впервые слышу об этом. Так или иначе, спроси этого человека – как его имя? "

" Бычий Призрак", сказал переводчик.

" Скажи Бычьему Призраку", продолжил командующий, " что я дам его людям четыре коровы, и каждому семейству выдам муку, фуражное зерно, сахар, зеленый кофе и немного сухарей. Если он возвратится с почтой, я дам ему пятьдесят долларов".

" Хау, я пойду", сказал Бычий Призрак.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь