Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лейтенанта Генри Бычья Голова, младший
Бычья Голова родился зимой, названной Igmu Sakowin Wicaktepi, Когда Семь Горных Львов Были Убиты. 1. Это было зимой, когда хункпапая жили у подножия Скалистых гор. Это была трудная зима, с множеством снега. Горные львы были убиты, подкрадываясь к стаду лошадей. Это было в 1847г. Бычья Голова всегда был другом белых людей, как его отец и все его семейство. Его считали ответственным человеком, очень храбрым, тихим и уважаемым. Подобно всем сиу, он был непримиримым врагом кроу и ри. Он участвовал во многих военных походах, чтобы изгнать врага из охотничьих угодий сиу. Вместе с другими молодыми людьми он отправлялся в долгие экспедиции за лошадьми. Генри Бычья Голова был в сражении у Холма Белых Каменей в 1863. Тогда ему было шестнадцать лет. Молодые парни его возраста заботились о лошадях. Это была их обязанность – увести стадо от сражения. Бычья Голова принадлежал к общине Хункпатина, которая прибыла в Стендинг Рок после перестрелок с Сибли и Салли у Холма Белых Камней и у Убитого Оленя. Когда в 1881г прибыл майор Маклоглин, он набирал полицию – мужчин, которые были храбры, честны и надежны. Генри Бычья Голова был одним из них. Поклявшись в преданности правительству Соединенных Штатов, он, как известно, не смог выполнить свои обязанности. Это была грустная история, и его преданность правительству закончились смертью собственных соплеменников. Во время волнений Танца Призрака, требовались мужчины большой твердости, чтобы обращаться со сторонниками танца. Танцоры Призрака были настолько уверены во втором пришествии Христа, что были готовы отдать свои жизни и идти до конца, чтобы встретить Его. Правительство, получая сообщения, считало, что эти введенные в заблуждение фанатики готовились к войне. Когда повальное увлечение Танцем Призрака достигло Стендинг Рок, последние пленники, которые прибыли из Канады, первыми попали под влияние новой религии. Из Вашингтона пришёл приказ арестовать Сидящего Быка, хотя он был последним, кто поверил в это. 13 декабря 1890г генерал Майлс послал приказ майору Маклоглину и капитану Фечету схватить Сидящего Быка. Они выступили воскресным утром четырнадцатого – эскадроны F и G 8-ой Конницы и одна рота пехоты с двадцатью индейскими полицейскими. Конница имела два отделения легкой артиллерии. Тем временем, сорок индейских полицейских выступили из дома Бычьей Головы. Им было приказано арестовать Сидящего Быка, живого или мертвого. Бычья Голова был лейтенантом, Бритая Голова был сержантом. Эти мужчины подвели старого вождя к его лошади, в то время как Красный Томагавк шел в тылу. Старшая жена Сидящего Быка, которая предпочитала видеть его мертвым, чем опозоренным арестом, начала петь его песню смерти. Вождь мог подчиниться, и не впутываться в неприятности, но песня пробудила опасения старого вождя. Он понял, что конец был близок. Благодаря песне этой женщины, он знал, что его час настал. " Ho po! " крикнул вождь громким голосом. Это была команда для его воинов, чтобы принять меры. Только прозвучала эта команда – раздался выстрел винтовки. Пинающий Медведь, который наблюдал из-за угла хижины Сидящего Быка, выстрелил и попал в верхнюю часть бедра Бычьей Головы. Падая, он выстрелил Сидящему Быку в грудь. Тогда Пинающий Медведь выстрелил в Бритую Голову, и все трое упали вместе. 2. Затем, выстрелы загремели повсюду, но в этой суматохе можно было слышать песню женщины. Она не хотела видеть своего господина опозоренным. Всё так и случилось. Все заблуждения и обман о втором пришествии Христа для тех, кто молился и танцевал, был всего лишь туманом. Солдаты прибыли к месту слишком поздно. Их автоматические пушки обстреляли холм с расстояния в одну милю, и рассеяли обе стороны. Телеги прибыли на следующий день и отвезли мертвые тела к форту Ятес. Мертвые враждебные не были похоронены в течение восьми дней. Бычья Голова в течение пяти дней находился в больнице агентства форта Ятес, и умер 19 декабря 1890г. Ему было сорок три года. 3 Жена Бычьей Головы умерла всего несколько лет назад. У неё был сын, Фрэнсис Бычья Голова, и дочь, миссис Занимает Стрелы, и много внуков, которые были хорошо образованы. Танцоры Призрака, которые не входили в агентство, не получали никаких пайков, так что это правда, что они голодали.
Thithunwan, тетон лакота Часть первая Sihasapa, черноногие Глава двенадцатая Wakutemani Идущий Стрелок
Wakutemani или Идущий Стрелок, обычно называемый Жир Живота, родился в 1814г около Шайенн Ривер, Южная Дакота. Он родился в год, названный в перечне зим сиу Miwatani Tob Wichaktepi (Четверо манданов были убиты). В 1895г ему было восемьдесят один год, когда он умер в Кенэле, Южная Дакота, и был захоронен в католической миссии. Идущий Стрелок родился среди Oohenunpa, женился в общине черноногих и стал вождём в этой общине. 1 Он был худой и высокий, со светло-каштановыми волосами и ореховыми глазами. Он был приветливым человеком, дружественным и тихим. Он был мудр и осторожен в деловых отношениях. Он утверждал, что никогда не сражался с белыми людьми. В совете он был очень красноречив, и всегда призывал к миру. Он принял католическую веру, и был другом отца Де Смета, которого встретил в 1865г во время поездки в Монтану с мирной миссией. Он был одним из подписавших Соглашение 1868г. Идущий Стрелок оказал большое влияние на заключение соглашения с индейцами кроу весной 1851г. Это соглашение между сиу и кроу произошло в Берёзовой Роще (Бирч Грув), к западу от Блэк-Хилс. Мир продлился всего шесть месяцев. Одно из самых ужасных сражений произошло той осенью в охотничьих угодьях сиу. Идущий Стрелок должен был принять участие в этом сражении, поскольку все должны были сражаться. Он был ранен тремя стрелами, выпущенными одним человеком. Но, несмотря на стрелы, вонзившиеся в него, он хорошо прицелился и убил кроу, который ранил его. Спустя год после этого сражения, Идущий Стрелок был принят родителями человека, которого он убил, в качестве сына. Кроу, которые приняли его, хорошо относились к нему. Он выучил язык кроу, поскольку прожил с ними много лет. В более поздние годы он стал христианином, используя своё влияние, чтобы приобщить молодых индейцев к церкви. Он был выбран общиной, чтобы представлять их в делах племени, и четыре раза и посетил Вашингтон. Идущий Стрелок был связан со многими французскими мехоторговцами. Его племянница, мисс Серс (Кир), полукровка, была женой Примо. Много раз форт Пьер подвергался риску нападения, и ради безопасности его ворота были закрыты. Ри иногда спускались по реке в поисках неприятностей и лошадей. В те времена черноногие и их союзники поднимались на защиту торгового поста. Это черноногие перебили отряд ри, который в 1863г на лодках спустился по Миссури, чтобы украсть лошадей торговцев. Несколько недель спустя Сидящий Бык и его община прибыли с запада и украли всех лошадей торговцев из мести за потерю своих мехов годом прежде. Walcott Wakutemani После смерти Идущего Стрелка, его племянник, Волкотт Вакутемани, занял место вождя. Он родился в 1861г; ему было пятнадцать лет во время сражения с Кастером. Он принял участие в сражении на Роузбад против генерала Крука и в сражении против Кастера. Волкотт Вакутемани умер весной 1931г.
Примечания главы 12 1. Короткий биографический эскиз Воггонер является лучшим письменным отчетом об Идущем Стрелке (Wakhutemani, khute = стрелять + mani = идти; Жир Живота, Thezikzice; около 1814г – 22 мая 1897г). Первые отчеты переписи записывают его как Жир Живота, и показывают его, женатом на " Wihustewin", или Хромой Женщине, которая была на пятнадцать лет моложе его. Перепись приводит имя их дочери, Wiithanchan, буквально женщина вождь или лидер, королева. Когда кладбище в Кенэле было перемещено перед наводнением, Идущий Стрелок был среди перемещенных, и повторно перезахоронен.
Глава тринадцатая Matho Wathakpe Джон Грасс Джон Грасс родился на Гранд Ривер, Южная Дакота, в 1837г, или, как указано в перечне зим, Когда Шестеро Ри Были Убиты Тетонами. Он был сыном вождя черноногих, Атакующего Медведя, обычное прозвище которого было Phezi, или Трава. Атакующий Медведь умер в 1878г в устье Блэкфит Крик, к северу от Кенэля, Южная Дакота. Джон Грасс, или Matho Wathakpe, стал преемником и любимым лидером черноногих, у которых было три других вождя: Огненное Сердце, Wakutemani или Жир Живота, и Два Мешка. Его мать была из племени ухенонпа. В ранние дни черноногие жил около старого форта Пьер и на Бэд Ривер, где вели торговлю мехами. Под влиянием мехоторговцев они стали христианами католиками. В 1823г черноногие и ухенонпа пошли с полковником Ливенвортом, чтобы бороться с индейцами ри. С этого времени эти люди оставались лояльны правительству и мехоторговцам. Джон Грасс был одним из самых интеллектуальных мыслителей среди индейцев. Он был очень талантлив в красноречии. Я должна сказать, что он был передовым человеком, ничего не запрещая. Я слышала речи многих великих культурных и образованных белых, но, ни один, по моему мнению, не мог сравниться с Джоном Грассом. Он не был образованным, но говорил с силой, которая рождалась его убеждением; идеи, которые он озвучивал, верны для дитя природы. Он противостоял многим утверждениям правительства, и отговаривал от этого своих людей, ради интересов своей общины. Он думал, что война была глупостью, так как белых было слишком много, чтобы воевать с ними. Он знал, что если война продолжится – то закончится истреблением индейцев. Он выступал против любой дальнейшей распродажи земли индейцев. Он советовал сохранить своё имущество, но хотел понимать деловые сделки, которые происходили в мире. Он советовал индейцам заниматься животноводством, а не пытаться пробовать себя в сельском хозяйстве, поскольку дожди в их стране были слишком редки. Джон Грасс советовал майору Маклоглину превратить резервацию в животноводческую страну. Майор Маклоглин понимал мудрость его слов. Благодаря его советам рогатый скот и чистокровные лошади появились в резервации. В Дакоте всегда были хорошие пастбища, даже в самые засушливые годы. Много лет индейцы были успешными скотоводами. Были построены резервуары, где тысячи голов рогатого скота каждый год спасались от клещей. Вакцина использовалась всеми владельцами ранчо. Резервация была богатой. Из маленьких пони индейцы разводили прекрасных лошадей, достаточно сильных, чтобы пахать или выполнять любую другую работу. Все быстро развивалось. Большие стада рогатого скота отправляли на рынки Чикаго. Денег было много. Доходы мудро распределялись агентом Маклоглином, и не тратились по-дурацки. Главные усовершенствования были заметны в домах. Джон Грасс – один из ведущих образцов прогресса среди его людей; он был вторым вождём, который видел мудрость такого пути. Когда этот лидер скончался, народ потерял большого друга, который интересовался прогрессом и успехом его людей. Подобно Аврааму, стада его народа покрывали тысячи холмов, где пастухи разбивали лагеря и охраняли их. В 1889г специальные уполномоченные, возглавляемые губернатором Огайо Фостером, прибыли из Вашингтона, чтобы заключить соглашение на земли Малой Миссури. По соглашению индейцам обещали выплатить три миллиона долларов. Джон Грасс и Желчь согласились на продажу, против пожелания Сидящего Быка. Однако соглашение прошло, и было ратифицировано, несмотря на протесты Сидящего Быка. Многие вожди той осенью посетили Вашингтон, чтобы вести переговоры о продаже. Индейцы все еще получают проценты от правительства. Так что, кажется, что Сидящий Бык был прав в своём суждении. Мы ждали почти полстолетия исполнения обещания, но, по некоторым причинам, неизвестным нам, индейцам так и не заплатили. Джон Грасс никогда не воевал против правительства, но враги считали его храбрым воином. Он заслужил право носить орлиное перо, участвуя во многих сражениях против ри, кроу и манданов. На переговорах с белыми он впечатлял своим острым пониманием дел, вызывая глубокое уважение к его взглядам на вопросы. Он не был превзойден в желании лучшего для своих людей. Быстрый прогресс, который произошёл после поражения его народа, был вызван его ясным виденьем и хорошим влиянием, которое он имел на должностные лица правительства, помогавшие ему. Начиная с его смерти и смерти его друга Маклоглина, ... (стр. 322 последняя)
Глава шестнадцатая Matho Thuchuhu Медвежьи Рёбра
Вождь Медвежьи Ребра родился среди янктонаев в общине Хункпатина. Он родился в 1812г. В 1862г, в год его смерти, ему было пятьдесят лет. Он женился на дочери вождя Wanbliota общины ухенонпа. Ее имя было Makhalutawin. Позже он взял в жёны Wahatopawin, сестру Makhalutawin. Когда вождь Wanbliota умер, в 1854г Медвежьи Ребра стал главным вождём вместо своего тестя, и с того времени он стал управлять этой общиной. 1 Он отстаивал мир с США. Он обосновался около устья Бэд-Ривер, где позднее был построен западный форт Пирр. Его люди приняли католическую веру. Большинство мехоторговцев в старом форте Пьер были католиками, и этот факт сильно повлиял на индейцев. Благодаря их влиянию было образовано общество Сильных Сердец. Лидерами были Безумный Медведь, Четыре Медведя, Быстрая Птица и девять других. Это общество поклялось делать только добро, защищать правду, насколько это будет в их власти. Враждебные назвали их " Глупые Солдаты". 2 Тогда были большие разногласия и разделение среди индейцев. Некоторые хотели оставить свои охотничьи угодья, поскольку правительство хотело, чтобы они сделали это. Враждебные хотели сохранить свою землю без принятия новых соглашений. Они были удовлетворены Соглашением 1851г. Дружественные сиу жили около постов мехоторговцев. Они получали от правительства товары ренты, несмотря на то, что враждебные не хотели никаких соглашений с правительством в обмен на охотничьи угодья. Враждебные требовали, чтобы дружественные сиу больше не принимали товары ренты от правительства. Если дружественные примут что-нибудь от правительства, их будут считать врагами собственного народа, и будут обращаться соответственно. Чувство неприязни к дружественным было столь высоко, что лодки, поднимающиеся по реке с товарами, подстерегали, обстреливали и топили, чтобы дружественные не могли получить их. Судья Сэмюэль Латта из Ливенворта, Канзас, был назначен индейским агентом выше форта Юнион; он посещал лодки каждый год в течение всего своего срока. В 1862г Латта призвал брюле, Два Котла, тетонов, мниковожу (Mnikhowozu), санс арк и часть янктонаев в форт Пьер, чтобы в конце мая раздать им товары ренты. Должны были явиться более шести тысяч человек, но прибыла только маленькая фракция индейцев. Единственными, кого он встретил, были дружественные черноногие, санс арк и ухенонпа. Они боялись брать товары, доставленные на лодке. Дружественные индейцы сказали агенту, что они не могут взять то, что Великий Отец послал им, потому что большинство индейцев были против заключения нового соглашения. Они утверждали, что правительство не выполняло обещаний Соглашения 1851г. Дружественные не хотели вызывать гнев враждебных, поскольку это могло стоить им жизни. Перед лицом отказа, агент Латта приказал, чтобы лодочники выгрузили товары на берегу. Это создало большую проблему. Медвежьи Ребра был представителем собравшихся. Он сказал агенту, что был другом белого человека и правительства, что всегда выполнял их пожелания. Демонстрируя свою дружбу, на сей он примет товары ренты, хотя этим подвергает опасности свою жизнь. Но Медвежьи Ребра предупредил, чтобы агент больше не приносил товары, если их не будут охранять солдаты, и препятствовать уничтожить их. 3 Этой же весной Медвежьи Ребра и часть его общины отправились на запад, чтобы встретиться с враждебными тетонами. Они взял почти все товары, которые агент оставил на реке около Пьера. Они шли на север, пока не достигли реки Йеллоустон. Оттуда они высылали скаутов, чтобы обнаружить лагерь Сидящего Быка и его хункпапая (Hunkpaphay). Они нашли большой враждебный лагерь между Йеллоустон и Миссури, на Чери-Крик в Монтане, который впадает в Йеллоустон. Медвежьи Ребра был дружественно встречен тетонами. Он сказал Сидящему Быку, что он хотел поговорить с тетонами публично. Глашатай обошёл лагеря, чтобы собрать совет. На этом совете он объяснил, что агент выгрузил товары даже после его протеста. Он сказал агенту больше не приносить товары, поскольку они не будут приняты. Медвежьи Ребра сказал тетонам, что он уважал их пожелания, что он преднамеренно не получал товары от правительства, несмотря на их решение больше не заключать никаких соглашений, пока первое соглашение не будет выполнено. Он привез все товары, которые выгрузили около Пьера. Эти товары Медвежьи Ребра передали враждебным тетонам. Тетоны были очень довольны тем, что сделал Медвежьи Ребра. В своей речи Медвежьи Ребра предложил враждебным прекратить войну и возвратиться к форту. Его действия показали, что он принадлежал своему народу и уважал его пожелания. Когда через несколько дней Медвежьи Ребра отправился назад, его попросили забрать меха тетонов, чтобы обменять их на товары, типа ножей, топоров, шил и галантерею. Среди мехов было несколько шкурок бобров и выдр, но большинством были бизоньи шкуры. Всего было 580 бизоньих шкур, которые нужно было продать Американской Меховой Компании в форте Пьер, вместо Меховой Компании в форте Юнион. Медвежьи Ребра и его община погрузили меха на травуа. Прошло много дней и месяцев, но не было никаких известий от Медвежьих Ребер, никаких вестей о мехах, которые нужно было продать. Той осенью часть тетонов спустилась к форту Пьер, чтобы узнать, почему они не получали никаких известий. В это время почти все металлические изделия, которыми Американская Меховая Компания торговала с индейцами, были изготовлены в Питсбурге, Пенсильвания. Эти товары отправляли вниз по Аллегейни, затем по Огайо и Миссисипи в Каир, Иллинойс, затем в Сент-Луис, а оттуда по Миссури в различные пункты. В 1862г продолжалась Гражданская война между Югом и Севером. Товары на запад поставляли очень нерегулярно. Пароходы, поднимающиеся и спускающиеся по Огайо, часто топились или уничтожались мятежниками, особенно перевозившие войска или боеприпасы. Очень немногие пароходы могли пройти по Огайо. Стало обычно слышать о захвате и поджоге пароходов. Рейд Моргана прошёл по стране выше Мариетта на Огайо, и по Маскингам, захватив Федерал-Крик, Тик-Риддж, и вниз по Огайо, патрулируя реку, высматривая пароходы, которые поставляли товары для войны. Мой муж, Дж. Ф. Воггонер, хорошо помнил, как армия Моргана прошла через страну к югу от Мариетта; у него было около двадцати семей родственников, рассеянных по фермам. Большие ямы были вырыты на месте, где жили его кузены. Воггонер говорит, что многие люди оставили свои дома и нашли убежище в близлежащих городах или в своих имениях, но армия Моргана не причинила им никакого вреда, а просто прошла мимо. Люди Воггонера никогда не оставляли свои дома, они остались на своих фермах и продавали армии Моргана масло, яйца и кур, и хорошо помнят поход армии Моргана. 4 Это отступление уводит от темы, но таково было состояние по всей стране, когда начались индейские неприятности. Абсурдно думать, что индейцы знали о Гражданской войне; они не могли ни читать, ни писать, и они очень мало общались с белыми людьми. Большинство из них не знало, что война шла на востоке страны. Враждебные индейцы не могли понять, почему товары, за которые они заплатили мехами, не прибыли. Прошло достаточно времени. Они ждали шесть месяцев, в любой момент ожидая услышать известия о продаже своих мехов. Сезон подходил к концу, и нужно было что-то делать. Медвежьи Рёбра принял пять хороших, больших лошадей, которые были отправлены из Сент-Луиса в качестве оплаты за меха, которые были поручены ему. Американская Меховая Компания сказала, что испытывала недостаток в товарах, которые заказали индейцы. Примо сказал Медвежьим Ребрам, что из-за неприятностей на востоке товары поступают очень медленно. Я разговаривала с Примо об этих неприятностях, когда он жил в форте Ятес в 1903г. Он сказал мне, что во время войны они имели большие неприятности при перевозке товаров на пароходах. Во время неприятностей 1862г Примо сказал, что ему стоило приблизительно пятьсот долларов, чтобы удержать индейцев тихими. Он раздавал товары и подарки обеим фракциям. Мехоторговцы предложили несколько мешков муки, сахара, кофе и сушеного мяса, чтобы устроить мирный совет. Примо был женат на женщине ухенонпа. Она была вдовой Питера Браззо из Янктона. Госпожа Примо имела весьма большое влияние на индейцев. Она несколько раз предотвратила неприятности. 5. Враждебные, которые пришли в форт, были Matho Wasu, Phalani, Ic'ichaga, Ithunkala, Hlahyaaunla, Checa Huste и Thaloicepa. 6. Утром эти мужчины перестреляли лошадей Медвежьих Ребер. Они сидели в доме Билли Халси, когда прибыл Медвежьи Ребра, чтобы узнать, кто убил его лошадей. 7. Когда он вошел, один из враждебных схватил его, но он вырвался и выскочил наружу. Его спросили, что он сделал с мехами, которые его просили продать. Прежде, чем он смог ответить, Ithunkala схватил лошадь Медвежьих Ребер и начал хлестать её. Медвежьи Ребра приехал на одной из лошадей, которая была отдана ему за меха враждебных; это ещё больше разозлило их. Медвежьи Ребра поднял своё ружьё и выстрелил в Checa Huste, а затем Ithunkala выстрелил в Медвежьи Ребра и свалил его с лошади. Сражение началось – дружественные против враждебных. Санс арк, черноногие и ухенонпа подняли оружие против враждебных, которые оказались у ворот частокола. Большие ворота пришлось закрыть, чтобы защитить враждебных. За частоколом слышались выстрелы, так как дружественные перестреляли собак и лошадей враждебных. Дружественные таранили ворота, пытаясь войти. Примо заговорил с ними из-за ворот, пытаясь восстановить мир. Он обратился к главным мужчинам общин, которые всегда были дружественны правительству. Среди них были члены общества Храбрые Сердца, сформированного из обращённых в католическую веру. К ним обратился Примо, " Вспомните ваши клятвы, вы же Храбрые Сердца", кричал он. " Остановитесь и подумайте. Вспомните ваши обещания, вы, истинные мужчины, поклялись защищать правду. Встаньте за вашу веру, и сделайте то, что является правильным. Этот день покажет преданность вашей веры". Враждебные уже разобрали лагерь и ушли. Ithunkala пытался уйти, но его преследовали, и застрелили его и его мула. 8 Среди тех, кто собрался вокруг частокола, были Белый Бык, Kaptanyan, Nape Sica и Хромой Олень. Эти мужчины попытались восстановить мир. Затем Sintecik'a, глашатай с трубкой мира, призвал провести мирный совет; Hlahyaaunla последовал за глашатаем с трубкой мира. Сын Медвежьих Рёбер, которого звали Hogita, снял свою одежду и выкрасил лицо в чёрный цвет. Он сидел у тела своего отца с оружием в руке. К нему приблизились и предложили трубку мира. 9. Много жизней зависело от Hogita, от того, как он получит трубку. Беспокойные лица смотрели на него. Черноногие, санс арк и ухенонпа стояли с заряженными ружьями напротив враждебных, готовые стрелять в них, если Hogita откажется заключить мир. В лагере плакали женщины. Hogita принял трубку мира и закурил её. Тогда все дружественные разрядили свои ружья, одновременно выстрелив в воздух. Враждебные были свободны. Мир был восстановлен. Вожди дружественных – Трава, Два Мешка, Огненное Сердце, Убивает Орла, Безумный Медведь, Четыре Медведя, Храбрый Медведь, Пятнистый Орёл и другие были в пользу мира. Враждебные общины, стоявшие на Бэд-Ривер, направились прямо в Бэдленд. Мэри Кролер, отец которой был одним из враждебных, хорошо помнила их поспешный уход на запад. Она сказала, что они двигались на северо-запад, пока не достигли Чолки-Бьют, у истоков Сэнд-Крик в Северной Дакоте, и зазимовали там. 10. Весной они возвратились к лагерю Сидящего Быка на реке Тонг. В следующем году враждебные украли всех лошадей Примо, отомстив за потерю их мехов. В 1910г правительство заплатило Примо 3 600 $ за потерю лошадей.
Примечания главы 16 нет страниц 663-664
10. Мэри Кролер (около 1854г - 26 июня 1935г) или Женщина Идущая Накидка (Thasinamani = Идущая Со Своей Накидкой) родилась около Гранд Ривер от воина черноногих лакота, Ползуна и его жены, Лицо Подсолнечника. Когда ей было всего семнадцать лет, она участвовала в военном поход против кроу в Монтане. Мэри Кролер сегодня помнят, прежде всего, по двум событиям, зарегистрированным белыми историками: во-первых, когда ее отец выкупил белую пленницу Фанни Келли у Приносит Много. Женщина Идущая Накидка приняла ее как сестру (" Интервью с Мэри Кролер" ); во-вторых, из-за ее участия в сражении на Литл Бигхорн и ее рассказе об этом. Полукровка Фрэнк Зан взял интервью у Мэри Кролер в 1931г относительно ее роли в сражении; это интервью было издано в St Paul Pioneer Press, а позднее и было переиздано у Хардорффа, Воспоминания лакота. Она говорит о рытье thinpsinla на пути к деревне, когда солдаты прибыли. Она услышала о смерти своего брата вначале сражения: " Мое сердце упало. Месть! Месть! За смерть моего брата. Я думала о смерти моего брата, Одного Ястреба. Я побежала к близлежащим зарослям и взяла мою черную лошадь. Я раскрасила лицо темно-красной краской и заплела волосы. Я была в трауре. Я была женщиной, но я не боялась". Хардорфф, Воспоминания лакота. Женщина Идущая Накидка имела револьвер, из которого убила армейского переводчика, Исайя Дормана, который женился на женщине хункпапа, и был известен им как Сосок. Это подтвердил Лось Орла в интервью с Джоном Нейхардтом. После сражения на Литл Бигхорн Женщина Идущая Накидка отправилась в Канаду вместе со своими людьми и оставалась там до сдачи в 1881г. Затем она отправилась в Стендинг Рок и обосновалась в области Кенэля. Она имела двух дочерей, Клеменсу и Луизу. В 1923г, по Информации Семей Стендинг Рок, Мэри Кролер было семьдесят лет, она жила " на Гранд Ривер, 10 миль к западу от Буллхэда, Южная Дакота. Она жила в маленькой однокомнатной бревенчатой хижине, связанной с сараем. Она говорила: 'Теперь ни один белый не сможет украсть мое сено' ''. Мэри Кролер имела двадцать три головы рогатого скота и восемнадцати лошадей. " Она стала слишком старой, чтобы много работать, но возделывала небольшой сад и картофель, помимо маленького поля овса. Она хороший работник, но любит бродить". Ее имя также было зарегистрировано, как Ее Орлиная Накидка и, по некоторым причинам, в одном из многочисленных списков переписи она записана как Агнес Т. Кролер.
Глава семнадцатая Miwatani Hanska Высокий Мандан
Высокий Мандан родился в год, названный Ptehewansanyanpi, Когда Была Проведена Церемония, и Бизоний Рог Был Выкрашен в Белый Цвет. Это было в 1825г. В это время был голод по всей земле и суровая зима. Священник, или магический человек, провёл церемонию, чтобы приманить бизонов к лагерю. Ветра дули с востока; после молитвы и песен священника ветер внезапно переменился на западный, принеся много снега. Путешествовать было очень трудно; бизоны пришли прямо в лагерь. Следующим утром бизоны стояли с подветренной стороны каждой палатки, и было много мяса для каждого в лагере. Высокий Мандан был вождём сиу. Он отстаивал интересы своих людей; он оставался нейтральным во время неприятностей сиу. Он был ухенонпа из общины Sunkayutesni, Не Едят Собак. Высокий Мандан умер в агентстве Шайенн-Ривер, в возрасте семьдесят пять лет. 1 Примечания главы 17 1. Неясно, пишет ли Воггонер об известном лидере Два Котла или о его сыне. Его лакота имя, Miwatani Hanska, часто неправильно переводится как Длинный Мандан.
Глава восемнадцатая Zintkalakinyan Быстрая Птица
Быстрая Птица родился в год, названный Witapahata Kichizapi. В этот год шайенны сражались друг с другом (1831г). Он был ухенонпа из общины Wanuwaktenula, Убитый Случайно. Быстрая Птица не был наследственным вождём; он добился высокого положения благодаря своей храбрости. 1 Его отцом был Чаппелл, французский мехоторговец, который женился в племени и построил ранчо на Чаппелл-Крик, несколько миль ниже устья Бэд-Ривер. Этот ручей все еще носит его имя. 2. Быстрая Птица имел восемь детей, семь девочек и одного мальчика. Некоторые из его внуков всё ещё живут резервации Шайенн-Ривер. Быстрая Птица умер около реки Моро 4 июля 1905г. Он участвовал в спасении пленников Шетека в ноябре 1863г вместе с Глупыми Солдатами.
Примечания главы 18 1. Быстрая Птица (zintkala = птица + kinyan =лететь; 1831г - 4 июля 1905г) был женат, Люси (её лакота имя, возможно, Выбрасывает Их; 1837-1916гг) и Саре, Лицо Призрака (1849-1902гг). Он и Лицо Призрака, как известно, имели двух детей, и от Люси он имел четырех дочерей. 2. Дэвид Лачапелл (1804-76гг) происходил из старого монреальского семейства, которое в 1700-ых переселилось во французский город Каскаския (Иллинойс). Лачапелл прибыл в Дакоту около 1828г, и участвовал в торговле на Миссури. Со своей женой из Два Котла (имя не известно, но кажется, она родилась в 1811г), он обосновался на восточной стороне Миссури, в устье ручья, позже названного его именем, Чаппелл Крик. Этот ручей был известен лакота, как Wakpalasota из-за густого тумана, который обычно поднимался над ручьём в конце года. Позже Быстрая Птица установил собственный лагерь на противоположном берегу ручья, несколько миль выше по течению, где ручей все еще носит его имя. В своей классической книге, Ковбой Дакоты, Айк Блазингэйм вспоминает, что в 1900г белые ковбои хорошо знали о Чапелле и Быстрой Птице. Он пишет: " Лагерь Быстрой Птицы был для нас ещё одним старым индейским местом на Миссури, приблизительно три мили к северу от забора di-(нет страницы 666)
Глава девятнадцатая Mahto Topa Четыре Медведя
Четыре Медведя родился в год, названный Thahcahuste Wangluslutaca – Когда Хромой Олень Вытянул Свою Стрелу (1834г). Четыре Медведя был ухенонпа из общины Oiglapta. Он рано стал христианином. Он был одним из одиннадцати человек, которые пошли на север, к Гранд-Ривер, чтобы спасти пленников Шетека, несмотря на трудности и холод. Своих лошадей, от которых они зависели, они отдали в обмен на пленников. Какие трудности и опасности вынесли эти мужчины за правду – никогда не будет известно. За свои поступки они подверглись остракизму и насмешкам. Глупые Солдаты – прозвище, которое они заслужили. Четыре Медведя был влиятельным лидером во всех делах племени, посетив Вашингтон при подписании Соглашения 1868г. Он умер 27 марта 1909г на Вирджин-Крик в агентстве Шайенн-Ривер. 1 Глава двадцатая Sungleskasapa Черная Пятнистая Лошадь Черная Пятнистая Лошадь родился в год, названный Wozuechunpiota, " когда много историй было рассказано". Это было в 1849г. Он был ухенонпа из общины Mnisala. Когда было много свободного времени в течение долгих, холодных зимних месяцев, по традиции, его использовали, чтобы рассказывать странные истории, невозможные случаи, которые казались невероятными; все же, все знали, что это были только истории, и хотя они казались неправдоподобными – их рассказывали, как будто это случилось на самом деле. 1. Зима 1849г была долгой, и время использовалось для таких рассказов – поэтому этот год получил своё название. Одна женщина из общины Mnisala имела большой опыт, и часто рассказывала такие истории, удивляя всех сиу. Inyanothila была очень красивой молодой женщиной. 2. По традиции тех дней, она имела возлюбленного. Они часто встречались и клялись, что, как только он отправится на войну и захватит лошадей, они поженятся. Они были в хорошем положении, и могли путешествовать с собственным домашним хозяйством. Лошади в те дни были как деньги. Если мужчина женился, и не имел лошадей, то он и его жена должны были следовать в тылу передвигающегося племени. Однажды пришёл мужчина и предложил братьям двух лошадей за их сестру, Inyanothila. Лошади были приняты, и она была продана. Она должна была оставить своего возлюбленного и идти с этим странным человеком в далекую страну на западе. Она должна была обслуживать человека, который был ненавистен ей. Этот муж оскорблял её, потому что она не любила его. Inyanothila начала планировать побег от своего мужа. Всю зиму она выделывала шкуры и делала мокасины. Когда подули теплые весенние ветра, она взяла пеммикан и несколько пар мокасинов. Она сделала себе новое платье из оленьей кожи и леггины; на ее поясе висел нож. Она завернулась в лосиную шкуру и, когда ее муж ушел охотиться, направилась на восток. Много, много утомительных дней она бродила, иногда теряя направление. Она была вынуждена переплывать разлившиеся реки, подниматься в горы и спускаться в долины, пока всё ее продовольствие не закончилось. Она нашла убежище в скалах, где была вынуждена оставаться много дней, потому что была очень слаба и утомлена. Когда она лежала под скалой, то услышала скулящих волчат. Через некоторое время у входа в пещеру появился большой косматый волк и принёс щенкам добычу. Когда волк ушел охотиться, Inyanothila приблизилась к щенкам и подобрала то, что оставили волки. Она приласкала щенков и играла с ними так, чтобы они узнали ее. Вскоре даже волчица перестала бояться ее. Они привыкали к ней. Ноги Inyanothila гноились и раздулись; она должна была остаться в пещере. Время шло, щенки стали жирными и научились ползать вокруг. Она сделала дубинку и стучала ею по камням, если приближались другие животные и пытались войти, когда волчица уходила. Щенки росли, и волчица должна была приносить крупную дичь, а не куропаток и кроликов. Часто она приносила большие куски оленей. Вскоре волчица вывела своё семейство на небольшое расстояние. Сначала они были робкими, и иногда возвращались, пока не осмелели и несколько раз отлучались на полдня, но каждый раз они приносили домой то, что убили. Такова была их природа. Это было образование, которое мать преподала своему потомству. Inyanothila начала запасать куски мяса, которые приносили волки. Своим ножом она разрезала мясо на тонкие полосы и сушила на камнях. Из остатков кожи она сделала веревки и мешок, чтобы хранить пеммикан, который она повесила на дереве. Волки наблюдали за всем, что она делала, и, казалось, понимали, зачем это было сделано. Позднее Inyanothila сказала, что у волков был свой язык; хотя они не произносили никаких слов, она понимала их мысли, как если бы они говорили. Она сказала, что они были очень умны. Они думали, но не могли говорить. Inyanothila прожила с этими волками долгое время – никто не знает, как долго. Однажды волки пришли домой; к этому времени они стали большими. Она поняла, что они увидели что-то странное; они действительно выглядели беспокойными, а их шерсть на загривках поднималась дыбом. Наконец, один из ее любимцев посмотрел ей прямо в глаза; она прочитала его мысли. Он сказал ей, что ее люди были рядом, и что они отведут ее к ним. Она быстро приготовилась, а волки пошли вперед, окольным путём, по ущельям и лощинам. Достигнув высокого холма, они остановились. Поднявшись на вершину и посмотрев в долину, она увидела долгожданную картину – палатки, людей, лошадей, лающих собак и играющих детей. Плача от радости, она обняла каждого волка, и прошептала, что никогда не забудет их.
нет страницы 345
Часть третья Итажипчо, санс арк |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы