Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Последний из общины Инкпадуты



Из записей мистера Веллса

 

Зимой 1880-81гг, после того, как сдались сиу, бежавшие в Канаду, индейцы сообщили военным властям, что странный молодой человек явился в их лагерь, ослабевший от голода и холода, и что он отказался назвать своё имя и вообще разговаривать. Власти пытались расспросить его, но он не отвечал, кроме случайных 'да' или 'нет'. Он был отправлен в больницу поста, где содержался под охраной, пока достаточно не окреп; затем его перевели на гауптвахту и каждый день отправляли работать под охраной. Лейтенант Робинсон, который был вторым офицером в лагере для военнопленных, однажды сказал мне: " Вам всегда удавалось разговорить индейцев, которые не желали говорить; разберитесь с этим заключенным".

Я ответил: " Охрана должна знать и пропустить меня к нему. Я попытаюсь заговорить с ним, но я должен быть осторожен, поскольку стоит постепенно сближаться с ним".

Несколько раз я проходил мимо него, когда он работал, специально не замечая его, но разговаривая с охраной. Наконец, я сказал этому странному молодому человеку: " Разве ты не куришь? Я не видел, чтобы ты курил".

Он сказал: " Я курю. Но у меня нет табака".

Подготовившись к этому случаю, я прихватил для него коротенькую индейскую трубку и немного табака. Из нескольких слов, которые он произнёс, я понял, что он был не тетон. По его акценту я понял, что он был санти – из племени, которое было далеко отсюда, в Небраске. Я рассказал это командиру лагеря, и он захотел узнать, откуда он прибыл. Я сказал ему, что он, должно быть, один из тех санти, которые нашли убежище в Канаде после резни в Миннесоте, но добавил, что я продолжу говорить с ним и попробую получить больше информации.

Я был терпелив, пока он не оказался более дружественным. Однажды вечером я посетил его на гауптвахте, и во время беседы сказал: " Я хочу задать тебе один вопрос. Доверяешь ли ты мне? "

" Да", ответил он. " Я полагаю, что могу доверять. Мне кажется, что ты проявляешь интерес ко мне, и я люблю тебя. Я думаю, что могу доверять тебе".

" Тогда", сказал я, " Я хочу сказать тебе, что верю тебе. Ты боишься говорить – кто ты и откуда. Но я сообщу тебе условия, по которым ты сдался американскому правительству. Правительство не может обвинить тебя в любом преступлении независимо от того, сколько американских граждан ты убил. Сдавшись, ты получил прощение, потому что эти действия ты мог совершить во время войны с правительством Соединенных Штатов и его людьми. Единственное, за что правительство может наказать тебя – убийство – если ты убил американских граждан, притворяясь их другом. Ты не можешь отвечать за любой поступок, совершенный твоим отцом или другим родственником".

Тогда арестованный спросил: " Ты сказал мне, что закон белого человека не может наказать индейца, убившего белого во время войны; тогда как быть с санти, которых повесили в Makatooze (Манкато, Миннесота)? "

Я ответил: " Это было убийство, а не война. Индейцы и белые жили в мире, когда внезапно и без всякого предупреждения начали убивать беспомощных женщин и детей. Это считается убийством, а не войной".

Тогда он сказал: " Что они сделают с Инкпадутой и любым из его последователей за убийства белых в Minnewakanbde, или на Озере Духа, Айова? "

Я ответил: " Если будет доказано, что они убили белого человека или женщину, их повесят, потому что эти убийства были сделаны, когда люди не были в состоянии войны".

Тогда он спросил: " Что будет с детьми тех, кто не совершал эти убийства? "

Я ответил: " По закону – им ничего не будет".

Он смотрел на меня какое-то время, а затем сказал: " Я скажу тебе, кто я такой. Я внук Инкпадуты, который совершил эти убийства".

Тогда я спросил его, сколько ему зим, и когда он родился. Он ответил, что, по словам матери, он родился в середине лета, после убийств на Озере Духа. Тогда я сказал ему, что он был невиновен, потому что тогда ещё не родился. Я сказал ему, что утром он будет свободен.

" Теперь", сказал я, " расскажи мне о своём отце и деде всё, что знаешь, со времени ухода в Канаду".

" Мне сказали, что санти, которые убили много белых людей в Красном Лесу, ушли в Канаду. Другие хотели убить моего отца и деда, поэтому они постоянно были в бегах. Мой дед умер давным-давно, а мой отец умер три года назад. Трое моих братьев и одна сестра мертвы, моя мать вышла замуж за чиппева. Я оставался с ними, пока мать не умерла прошлой осенью".

" Я боялся идти к санти в Канаде, поскольку знал, что они ненавидят нас. Я не смог научиться говорить на языке чиппева, так что не мог жить с ними. Как только я услышал, что все тетоны покинули Вуди Моунтайн, Саскачеван, и сдались американцам, я последовал за ними. Я долго голодал, когда нашел их лагерь. Теперь ты знаешь все обо мне". Я спросил его, кто-нибудь ещё остался из общины Инкпадуты. Он ответил, что был последним.

(Веллс, переводчик, прибыл сюда из Фарибо, Миннесота. Его отец, Грэм Веллс, был скупщиком меха, который женился на индейской женщине из племени вахпекьюте). 16

 

Миссис Бычий Призрак была его тетей, поскольку была сестрой Инкпадуты. Она и Инкпадута имели одного отца, но разных матерей. После того, как Веллс сообщил всё командиру, молодого человека освободили. Когда тетоны были отправлены в Стендинг Рок, этот молодой человек вскоре умер. Казалось, он полностью не оправился после трудностей, которые испытал при попытке присоединиться к военнопленным сиу.

Я знаю всего шесть сыновей и трех дочерей Инкпадуты, хотя, возможно, было гораздо больше детей, поскольку вождь мог иметь много жен, так как был трудолюбивым и хорошим охотником. Доктор Истман, санти, слышал, что у него было приблизительно десять сыновей и гораздо больше дочерей. Как правило, редко можно встретить много потомков одного семейства. Большинство индейцев имеет маленькие семьи; но, подобно другим вождям, возможно, Инкпадута имел других жен, которые имели детей. Инкпадута был похоронен около реки Саскачеван, которую сиу называют рекой Ирги.

Около 1851г правительство назначило Wanbdiwanyankapi вождём одной из общин вахпекьюте. Инкпадута был наследственным вождём. Как вождь, он имел право защищать своё положение, и он следовал за Wanbdiwanyankapi, поскольку он и его община охотились у истоков Де-Мойн и перебили целый охотничий отряд. По этой причине он стал изгоем.

Миссис Бычий Призрак была кузиной Инкпадуты, который был ей как брат – очень близкий родственник. 17. Ее муж умер от ран в сражении у Холма Белых Камней. Хотя она была санти вахпекьюте, но вышла замуж за Бычьего Призрака в горах Убитого Оленя, хункпапая из общины Сидящего Быка, непосредственно перед тем, как Салли напал на них. Бычий Призрак, который был известным человеком, и правой рукой Сидящего Быка во всех сражениях, умер в 1905г. Она передала большинство информации об Инкпадуте и его сражениях, когда я была с Бесси Антилопой (ее дочь). Она умерла в 1931г.

Красная Птица, другой сын, умер всего несколько лет назад.

 

Глава четвертая

Thaoyateduta

Маленькая Ворона

Тайятедута – личное имя Маленькой Вороны. Маленькая Ворона – наследственное имя четырех поколений общин мдевакантон. Тайятедута – имя, обычно используемое среди друзей, которые означали Его Народ Красный. 1

Когда в 1851г было подписано соглашение Траверс де Сиу с вахпетон и сиссетон, которые уступили свои земли в Миннесоте, Айове и Южной Дакоте (включая почти все земли к востоку от реки Биг Сиу), индейцам оставили резервацию вдоль реки Миннесота – десять миль с каждой стороны реки, начиная от Желтой Магии. Установленная цена – 1 665 000 $. Это стало основанием для ежегодных выплат пяти процентов в течение пятидесяти лет. Индейцы не понимали, что всю сумму нельзя выплатить сразу, и что 30 000 $ из 305 000 $ нужно заплатить торговцам из первых платежей. Оплата торговцам также не была объяснена индейцам. Соглашение Мендота также было подписано с вахпекьюте и мдевакантон. Большая задержка стала оправданием, чтобы продлить подписание этих соглашений, поскольку индейцы упрямо отказывались подписать их. Уступленные земли были лучшими областями не только в Миннесоте, но и в Айове и Южной Дакоте. Только когда индейцы оказались на грани голода, соглашения были подписаны. Считалось, что индейцы уступили двадцать пять миллионов акров. 2

Плохие чувства быстро распространялись среди индейцев; они поняли, что уступили целую империю, в то время как ожидаемые товары ренты поступали медленно и неохотно. Несправедливость торговцев, которые получили деньги прежде, чем они! Распространялось много ложных представлений о соглашениях. Индейцы сказали: " Правительство получило все наши лучшие земли, и теперь не заботится об оплате". В это время продолжалась война между Севером и Югом. Торговцы говорили индейцам, что эта война была причиной опоздания товаров ренты.

Маленькая Ворона ходил в школу Стивена Риггса, когда он начал работу миссионера на Желтой Магии. Маленькая Ворона научился читать и писать на собственном языке, а также умел читать и говорить по-английски, так как в течение трех лет посещал школу миссии. Миссионеры хорошо отзывались о Маленькой Вороне; он был преданным учеником и несколько раз исполнял обязанности дьякона для прихожанской церкви, поскольку он мог свободно читать Библию на собственном языке. Очень многие индейцы, слишком старые, чтобы посещать школу, учились читать на собственном языке. Маленькая Ворона и другие обучали их в своём лагере. 3

Все это показывает, что индейцы сохраняли мир. О войне с белыми не думали даже за месяц до этих событий. Хотя индейцы потребовали свои товары ренты из-за голода, никаких неприятностей не было до того, как несколько молодых людей, которые отправились в набег против чиппева, совершили убийства, вызвав неприятности.

Санти Миннесоты упрямо отказывались подписывать квитанцию, что вся сумма денег и товары ренты были выданы им – даже деньги, которые были переданы торговцам. Рамси, который был индейским агентом, отказался выдавать пайки, а торговцы отказались кредитовать индейцев, пока квитанции не будут подписаны. Маленькая Ворона был среди тех, кто отказался подписывать. Он утверждал, что торговцы не входили в их сумму. Индейцы были в плохом настроении. Они были беспомощны и не знали, что делать. Они знали, что с ними поступили несправедливо, но что они могли сделать? Только ждать, и медленно умирать от голода.

В это время военный отряд из трех молодых людей поспорил из-за яиц одного поселенца. Один из индейцев случайно разбил эти яйца. Белая женщина ударила молодого индейца за то, что он сделал. Двое других стали насмехаться над ним, и тогда он застрелил мужчину и женщину. Это случилось 17 августа 1862г.

Молодые люди, которые совершили убийство, принадлежали к общине Маленького Шестого, или Шакпе (Sakpe). Всё это случилось в Верхнем Агентстве. Шакпе взял своих молодых людей в Нижнее Агентство, где был Маленькая Ворона, и сообщил ему, что сделали молодые люди. Услышав то, что случилось, Маленькая Ворона зарычал, или даже воскликнул. Он сразу понял, что действия молодых людей Шакпе привели индейцев к серьёзным неприятностям. Белые люди потребуют жизни тех, кто убил поселенцев и, возможно, возьмут ещё больше жизней, чтобы удовлетворить свою ненависть. Маленькая Ворона сказал Шакпе: " То, что я искал, случилось". Это означает, что одна единственная трагедия привела два народа к войне. " Время пришло", сказал Маленькая Ворона. " Мы должны быстро атаковать, чтобы изгнать всех поселенцев из нашей земли и вернуть её. Мы много видели и поняли, что были обмануты. Белый человек не знает, что такое правда".

Некоторые индейцы хитро наблюдали за Маленькой Вороной. Один или двое молодых людей на несколько дней уехали домой; когда они возвратились, то привели домой прекрасных лошадей и оружие. Их расспросили. Люди общины Маленькой Вороны стали подозрительны. Некоторые из них думали, что он получил эту прекрасную лошадь от правительства. Когда его расспросили, он сказал, что купил её у поселенцев на юге. Сообщали, что Маленькая Ворона имел дело с мятежниками на Юге, и должен был повлиять на свою общину, чтобы она присоединилась к армии Мятежников.

Он очень сожалел, когда начались неприятности, так как он и санти планировали выступить на стороне Мятежников. Молодые люди, начавшие войну с поселенцами из-за разбитых яиц, испортили все его планы. Неудивительно, что он зарычал, как медведь. Он упустил шанс носить серый мундир генерала Мятежников. Маленькая Ворона был так рассержен, что, когда один из молодых людей, который начал войну из-за разбитых яиц начал хвастать, он заставил его замолчать, выстрелив ему в сердце. Инкпадута и Маленькая Ворона были врагами, пока не началась эта резня. Маленькая Ворона убил несколько человек из общины Инкпадуты по приказу агента Галбрэйта. 4. Теперь об этом забыли. Все эти причины привели к войне.

Маленький Шестой или Sakpe (Шакупи) был главным вождём мдевакантон. 5. Он был назначен на это место индейским агентом, отодвинув Маленькую Ворону на второе место. Маленькая Ворона был великим человеком. Он был активным, бдительным и осторожным, в то время как Шакпе не спешил думать и действовать. По этой причине он отправил молодых людей, которые создали неприятности, к Маленькой Вороне, чтобы решить, что нужно делать. Резню в Миннесоте описывают так часто, что я не хочу останавливаться на этом. Бесполезно рассказывать обо всех убитых, разрушенных фермах, деревнях и процветающих городах – показывая отчаяния и уныния, до которых довели индейцев. Маленькая Ворона знал, что это был их последний оплот.

Не все санти участвовали в резне. Приблизительно половина индейцев и полукровок поддержали правительство. Они помогали миссионерам и спасали тех, кто оказался в плену. Несмотря на их верность, правительство аннулировало все соглашения, заключённые с сиссетон, вахпетон, мдевакантон и вахпекьюте.

Враждебные индейцы бежали вместе с Инкпадутой, Белой Палаткой и другими, пробиваясь на запад, чтобы присоединиться к тетонам. Сибли преследовал их по пятам. Шакпе или Маленький Шестой, Маленькая Ворона, Wakhanozanzan (Священный Свет) и многие другие пошли на север, в Канаду, где Маленький Шестой и Wakhanozanzan были убит около Пембины прежде, чем достигли Канады. 6. Все говорят, что половина из них умерла от зимних трудностей. Мирные санти, состоящие из всех общин, были расположены в Кэмп Релиз под защитой военных. 7

Маленькая Ворона возвратился с канадской границы, чтобы собрать силы и соединиться с южанами. Он все еще надеялся сохранить земли, которые они потеряли. Он сказал некоторым индейцам, что южане обещали ему помощь и оружие. С этой целью Маленькая Ворона возвратился в резервацию. Военные все еще были в Кэмп Релиз. Он находился около индейского лагеря, пока не увидел всадника, который выехал за лошадьми. Маленькая Ворона сказал молодому человеку, что хочет увидеть главных мужчин по очень важному делу. Он сказал всаднику поторопиться, чтобы эти мужчины пришли и поговорили с ним. Молодой индеец передал сообщение, но и рассказал это другим. Новости в короткое время облетели весь лагерь.

Эти мирные индейцы были очень ожесточены на тех, кто напал на поселенцев и нарушил соглашение, сделав всех их бездомными. Как только они услышали, что Маленькая Ворона возвратился для совета, многие из них достали своё оружие, чтобы встретить его. Маленькая Ворона ждал их, но, когда увидел, что индейцы, вышедшие встретить его, были вооружены, он бежал. Он сразу понял, что его соплеменники не были в дружественном настроении. Когда он бросился в ущелье, по нему начали стрелять. Ему удалось ускользнуть от своих преследователей. Маленькая роща была на его пути. Индейцы окружили это место, думая, что он нашел там убежище. Хотя его тщательно искали, но не смогли найти. Через день или два охотник нашел кровавое пятно и место, где трава была смята. На небольшом расстоянии от этого места было найдено тело Маленькой Вороны. Он был захоронен там, где был найден.

Эта индейская версия смерти и похорон Маленькой Вороны была рассказана Wakhanhlayamani, который был заключен в Иллинойсе после резни в Миннесоте. Такую же историю рассказал Филип Веллс, который является членом племени санти и племянником Джорджа Фарибо. Оба они жили в резервации во время индейского восстания. Если бы, случайно, Маленькой Вороне удалось объединиться с южанами, возможно, была бы совсем другая история. Те, кто знал о смерти Маленькой Вороны от рук его соплеменников, спорят с заявлением, что он был убит фермером Ламсоном, собирая ягоды. 8

 

Глава пятая

Thiwakhan

Святой Дом

Тивакан был вождём сиссетон. Он родился на западном берегу Большого Каменного озера в апреле 1824г. В то время вождь Сладкий Маис разбивал там лагерь. Тивакан родился, когда Ливенворт поднялся по Миссури, чтобы наказать ри, которые жили в устье Гранд Ривер. Перечни зим тетонов отмечают это событие рисунком сиу, держащего в руке початок маиса.

Английское имя Тивакан – Габриэль Ренвиль. Его отец был французским мехоторговцем. Ренвиль оказал большую помощь Сибли во время кампании 1863г, будучи вождём скаутов во время экспедиции против санти. Он умер около места своего рождения в Южной Дакоте. Ренвиль и Красное Облако были настоящими друзьями, их дружба началась в 1865г. Отношения их семей были более крепкими, чем отношения близких родственников и... 1

Ihankthunwan/Ihankthunwanna

Янктоны/Янктонаи

Глава шестая

Phalaniyaphapi

Пораженный Ри

Пораженный Ри был главным вождём янктонов. 1. Он родился приблизительно 29-ого августа в 1804г. Этот год назвали Sunkemaza Awicaglipi – Когда Подкованных Лошадей Привели Домой. Подкованные лошади были таким новшеством и любопытным событием, что этот случай стоял регистрации. Пораженный Ри имел несколько потомков. У него было два сына, от которых родились миссис Хоуп, миссис Агнес Фредрик и миссис Виктория Сайммонс. Большинство из них принадлежат пресвитерианской церкви.

Пораженный Ри был вождём, которого очень уважали в его собственной общине, Igmuthanka. Хотя он участвовал во многих сражениях с врагами сиу, но был другом белых людей, и был впечатлен их знаниями и образованием, их мудростью и их производственными способностями. Он думал, что было мудро находиться с ними в хороших отношениях, и иметь преимущество от торговли и дружбы. Из-за этого он нажил много врагов. Его критиковали в других общинах, которые думали, что белые вторглись в их земли, и скоро захватят их все. После соглашения с янктонами, известное как Соглашение 1858г, он повлиял на восстановление мира в нескольких различных случаях, когда готовились нападения на поселения. 2. Вождь Грязный Медведь и его последователи были настроены против продажи любой земли.

Его деревня находилась там, где сейчас находится Янктон. В 1856г во время соглашения в форте Пьер с генералом Харни, Пораженным Ри был одним из представителей. Он, как говорят, произнёс длинную и разумную речь. Он был тверд и благороден в деловых отношениях с белыми, и пытался внушить в умы индейцев, что должен быть мир. " Это произойдёт", сказал он, " хотим мы этого или нет". Он сказал: " Белых людей столько, сколько травы в прериях – они бесчисленны, и мы будем глупцами, если думаем, что сможем противостоять им. Лучшее, что мы можем сделать – это заключить мир". 3. Многие выступали против него. Однажды он приказал выстрелить в одного из своих молодых людей, который убил поселенца. Этим он хотел показать молодым людям, что не хочет никаких ограблений поселенцев.

В это время санти имели неприятности с поселенцами, и у него наступили трудные времена, чтобы удержать молодых людей присоединиться к ним. Он произнёс несколько замечательных речей, чтобы удержать янктонов в мире – речи, которые показали серьезное основание, здравый смысл и красноречие. Благодаря его влиянию множество одиноких поселенцев около Янктона были спасены. Благодаря его влиянию около пятидесяти молодых людей завербовались в скауты.

Пораженный Ри жил и умер христианином – благородный и добросердечный человек; он умер 28 июля 1888г в возрасте восьмидесяти четырех лет. Соплеменники установили мраморный памятник на его могиле в агентстве Янктон.

Информация была получена от миссис Хоуп, внучки Пораженного Ри, теперь живущей в Гринвуде, Южная Дакота.

 

Пораженный Ри

Пораженный Ри родился в год, названный в индейском перечне зим Когда Умерло Много Ворон. Это была одна из самых холодных и тяжёлых зим, известных в истории дакота. Зима началась настолько рано, что вороны замерзали и падали с деревьев прежде, чем смогли мигрировать. Льюис и Кларк поднимались по Миссури, пытаясь обнаружить проход к Тихоокеанскому побережью. Суровая зима остановила этих путешественников. Они построили бревенчатый форт в двадцати четырех милях к северу от современного Бисмарка, около реки. Некоторые общины сиу зимовали поблизости, среди деревьев. Льюис и Кларк завербовали нескольких ри и манданов в проводники. Сиу назвали Кларка Phehinsa, или Красные Волосы; Льюиса назвали Высоким Человеком. Это были наглядные прозвища.

В один из холодных январских дней у сиу родился ребёнок. Льюис и Кларк посетили новорожденного. Кларк сказал, что желает, чтобы этот ребенок стал истинным американским гражданином, и обернул малыша флагом, который принёс с собой. Кларк напророчил великое будущее, поскольку ребенок был мальчиком. Это были пророческие слова; ребенок вырос, чтобы стать великим человеком среди своих людей. Поскольку два скаута ри сопровождали Льюиса и Кларка, один из них игриво ударил ребенка двумя пальцами, сказав, что он будет первым, кто ударил человека, который должен иметь такое великое будущее. Так что мальчик был назван в честь этого случая – Пораженный Ри. Это имя было искажено в истории до Ударившего Ри.

Пораженный Ри был янктоном из общины Thithanka Othina. Он родился в 1805г и умер в конце 1876г. 4. В молодости он считался храбрым человеком, отличившись в сражениях против врагов племени. Его община объединялась с общиной Дрейфующего Гуся и маленькой общиной вахпекьюте Белой Палатки. Эти три общины бродили вверх и вниз по Джеймс Ривер, и на запад, к реке Миссури. Они имели много столкновений с гро-вантрами и ри, вытеснив их к западу от реки Миссури. Белая Палатка, Пораженный Ри и Дрейфующий Гусь и их общины построили так называемые Земляные Дома на Джеймс Ривер, так часто упоминаемые в истории Дакота. Эти общины каждую весну обрабатывали землю, выращивая маис и овощи.

Поражен Ри не был вождём, хотя происходил из семейства наследственных вождей. Его старший брат, Маленький Солдат, имя которого встречается в документах договора, был вождём общины Thithanka Othina. Пораженный Ри был известен как великий знахарь. В молодости он проявлял большой интерес к целебным качествам трав, корней и коры. Он много лет занимался искусством исцеления, пока не узнал, что травы, корни и кора не всегда помогают. Он использовал песни и колдовство, которые гипнотизировали пациентов, а затем применял лекарство и давал наставления. Многие из его церемониальных песен были записаны рисунчатым письмом.

Лекарства хранили как самую большую тайну и передавали следующему поколению. В прошлом году умер его старший сын, Нет Сердца, иногда называемый Магический Джо. Он занимался медициной всю свою жизнь до самой смерти 27 января 1934г. Я знала, что он мог излечить укус гремучей змеи, и имел хорошее противоядие от ядовитого плюща и заражения крови, и от многих других болезней. Он всегда знал, какие травы были необходимы. 5. Гипноз использовался только для исцеления, хотя в языке сиу нет такого слова. Индейцы использовали эту силу как духовный подарок, и не применяли в других целях. При неправильном рождении ребенка эта сила всегда помогала, и при этом всегда применялась в сопровождении тыквенной погремушки, песни и колдовства. Языком откровения говорят настолько быстро, что ни один человек не может понять его. Этот вид церемонии был прекращён правительством после того, как индейцы были поселены в резервации. Это называли языческим колдовством. За последние несколько лет, после засухи, целебные травы перестали встречаться; они не могли расти в такую сушь. Прошлым летом всё семейство, приехав в фургоне, остановилось у меня на ночь. Они проделали долгий путь в поисках целебных растения, но не смогли найти их. Старик отметил, что даже травы покинули нас – лужи, вокруг которых они росли, пересохли. Скотина съела все сорняки, ничего не оставив.

Пораженный Ри имел трех жен, все из племени хункпапая (Hunkpaphaya). Самую старшую жену звали Разгорающееся Пламя; Нет Сердца был её сыном. Она была похоронена на кладбище в миле к югу от форта Ятес. Вторая жена не имела детей. Самая младшая жена родила двух сыновей, Каменного Человека и Короткохвостого Медведя, иногда называемого Полосатым Лицом, которые всё ещё живы. Их сестра, миссис Черное Облако, имеет трёх детей.

Пораженный Ри был высоким, приятным мужчиной. Он утверждал, что никогда не сражался с белыми и всегда был их другом. Во время первых поселений в Янктоне, Пораженный Ри был видной фигурой. Были дни, когда судьба маленького поселения висела на волоске. Много раз белые люди могли бежать, если бы не защита Пораженного Ри. Когда янктон Грязный Медведь появился с оружием, чтобы изгнать белых людей, Пораженный Ри собрал его людей. Он пригласил Грязного Медведя на встречу, где обсуждалось соглашение. Горячие слова прозвучали с обеих сторон. Грязный Медведь не хотел никаких договоров; он хотел изгнать или сжечь белых людей. 6

Именно на этой встрече Пораженный Ри произнёс красивую речь, сказав, что, со временем индейцы и белые должны будут жить рядом как соседи, и что было бы лучше жить как друзья. " Со своей стороны", сказал Пораженный Ри, " Я всегда был другом белых, которые живут в этом поселении, и если вы хотите бороться с ними, сначала вы должны будете бороться со мной". Он был готов защищать друзей ценой своей жизни.

Через много лет после того, как был организован округ Чарльза Микса, а небольшой город Янктон вырос, Пораженный Ри был известной фигурой в городе, и приветствовался всеми белыми. Много лет община Thithanka Othina жила там, где теперь находится Кенэль, на восточной стороне Миссури в округе Эммонс, где находились их земляные дома. Оттуда они переместились к Кэттэйл Крик, в округе Эммонс, напротив форта Ятес. Когда они жили здесь – в сентябре 1876г появились военные, которые разоружили индейцев и конфисковали всех лошадей. Хотя Пораженный Ри возражал, заявив, что всегда был другом белых, и что его нельзя считать враждебным. Однако, все лошади были конфискованы. Он оплакивал это. Некоторые индейцы смеялись ему прямо лицо.

Он умер от печали в ноябре, и был похоронен в четверти мили от леса на северной стороне Кэттэйл Крик в округе Эммонс. Великий человек был похоронен в неизвестной могиле. Он был большим провидцем, и многие вещи явились ему во сне, сделав его мудрым человеком.

 

Глава седьмая

Thathankapha

Бычья Голова

Бычья Голова принадлежал к общине янктонаев Хункпатина. Он родился в 1812г, или, как указано в перечне зим, Wounye Yuha Wanasapi. 1. Он умер в 1884г. Он был схвачен в сражении у Холма Белого Камня, потому что тогда находился с санти.

Несколько лет Бычья Голова жил напротив устья реки Моро, на восточной стороне Миссури. Он имел большое стадо лошадей и оставался там, думая, что был в самом защищённом и безопасном месте. Зимой лошади паслись среди деревьев. Генерал Стэнли, командующий военного района Дакота, вместе с Бычьей Головой принимал меры, чтобы ночью защитить солдат и их лошадей на тропе от форта Салли к фоту Райс, форту Тоттен и другим северным постам. Бычья Голова поддерживал эту станцию в течение почти пяти лет. Ему платили как скауту. Он также должен был следить за дезертирами.

Однажды он спас жизни семи дезертирам из форта Салли, приблизительно шестьдесят миль к югу. В прекрасный февральский день – перед самой метелью – он вышел за лошадьми и увидел этих мужчин. Он понял, что это были дезертирами, потому что они были без оружия и пешком. С этой информацией он поехал в форт Салли. Когда отделение, посланное поймать дезертиров, натолкнулось на них, они заблудились и почти замёрзли в снежном буране. Бычья Голова получил много рекомендаций от офицеров, с которыми он работал. Эти письма теперь хранятся у его внуков в форте Ятес.

В 1870г генерал Стэнли был командующим военного района Дакота, со штабом в форте Салли. Четырнадцатая и Семнадцатая Пехота была расквартированы в форте Рэндалл, форте Райс, форте Стевенсон, форте Рансом, форте Уодсуорт, форте Беннетт, форте Тоттен, форте Бертольд и форте Мид, а также в агентствах Ветстоун, Роузбад, Пайн Ридж, Кроу Крик, Стендинг Рок и Шайенн Ривер. Станция Бычьей Головы располагалась в центре и была очень важна. Офицеры и солдаты часто оставались там на несколько дней или недель, чтобы поохотиться.

Джордж Белден жил с ним зимой 1870-71гг, и написал известную книгу Белый Вождь. Лейтенант Генри Бычья Голова и Филип Бычья Голова, сыновья старого вождя, всегда сопровождали Белдена, когда он выезжал из лагеря. Однажды оба сына отсутствовали. Сообщали об их родственниках, убитых в сражении с гро-вантрами на реке Милк, в Монтане. Когда они ушли, Белден один поехал в агентство Шайенн Ривер за почтой. Там к нему присоединился дружественный молодой человек. Находясь на тропе Моро, в восьми милях к югу от агентства Гранд Ривер, Белден остановился, чтобы напиться воды из лужи, незнакомец выстрелил ему в голову. Антилопа, убийца, взял мула Белдена к реке Милк. Лейтенант Бычья Голова был там, и услышал, что Антилопа убил белого человека и украл его мула. Бычья Голова больше сожалел о смерти Белдена, чем о потере мула. Тело привезли в агентство Гранд Ривер и похоронили на холме, возвышающемся над устьем Оак Крик Чарльз и Джон Маккарти, Эд Донахью и Джон Хардин. Его безымянная могила находится все еще там. 2

Глава восьмая

Nasunathanka

Большая Голова

Большая Голова, главный вождь общины янктонаев Отрезанная Голова, родился зимой, названной Wichahpi Okhicamna, Движение Звезд. В этом году звезды не падали на землю, как это случилось в 1834 и 1837гг, но в течение всей ночи звёзды беспорядочно перемещались по небу, сопровождаемые вспышками. Говорят, это случилось в 1830г, согласно отчету Маленькой Собаки, хункпапая. 1

Большая Голова, обычно называемый Phazipa, был влиятельным человеком в своей общине. Он был здравомыслящим, добрым и правдивым. Майор Джеймс Маклоглин, индейский агент в Стендинг Рок, был очень высокого мнения о нем. Большая Голова умер в конце 1889г после возвращения из Вашингтона.

Во время переговоров 1889г, Большая Голова упорно убеждал своих людей сохранить землю и отказаться от всех соглашений, пока не будут выполнены предыдущие обещания. Специальные уполномоченные из Вашингтона, среди которых были губернатор Огайо Фостер, капитан Пратт и генерал Крук, угрожали войной, если индейцы не согласятся. Они сказали, что вся земля индейцев будет захвачена, если индейцы не подчинятся. Я была там тогда, и только что возвратилась из Хэмптона, Вирджиния, за год до заключения соглашения, и могла понять обе стороны – индейцев и белых.

Я знала, что индейцы не хотели расставаться с землей. Они были против новых соглашений. Они доверяли своим вождям, оттягивая время и не слушая угрозы. Я слышала, как генерал Крук сказал: " Эта страна, которую вы хотите сохранить – не вся хорошая. Приблизительно половина страны – бесплодные земли". Я слышала, как Крук сказал, что они могут захватить эту землю и отправить всех индейцев на юг в качестве рабов. Это произошло спустя всего восемь лет после того, как индейцы сдались правительству Соединенных Штатов. Их оружие и лошади были конфискованы. Резервация была полупустынной страной с редкими дождями, и они оказались в зависимости от правительственных пайков, так как вся дичь исчезла. Не было ничего, на что можно было существовать, только несколько упряжек волов, выданных правительством тем, кто согласился возделывать землю, но большинство из них были дики и неуправляемы. Казалось, это было самое мрачное время для индейцев. Какая война? Индейцы были лишены всего оружия и лошадей, и были окружены в полупустынной резервации.

Джон Грасс и Желчь, по совету Маклоглина, были первыми, кто согласился на условия нового соглашения. Все главные вожди посетили Вашингтон, где они отдали свои последние охотничьи угодья, Бесплодные земли. После возвращения из Вашингтона, вожди были унылыми. Большая Голова прожил всего месяц или два, и умер от горя.

Община Отрезанная Голова была наибольшей среди янктонаев и имела шесть вождей, среди которых Большая Голова был ведущим. Красная Рыба также был вождём собственной общины среди Отрезанных Голов. Ему было восемьдесят один год, когда он умер в 1928г, родившись в 1854г. Нет Духа, или Nagiwanica, также был вождём одной из общин Отрезанных Голов. Он и его община сражались у Холмов Белых Камней, и принимал участие в сражении около Убитого Оленя. Он прожил восемьдесят лет и умер в Стендинг Рок в 1883г. Несёт Котёл, или Chegak'in, был вождём Отрезанных Голов. Он сражался у Холма Белых Камней, и также принимал участие в сражении у Убитого Оленя. Он родился в 1838г, который был назван из-за оспы Wicahanhan. Одна община среди Отрезанных Голов была с двумя вождями, на озере Дьявола; этими вождями были Wasdaya и Matho Wakhan, или Священный Медведь. Многие из этих вождей, которые сражались во время восстания, умерли вскоре после сдачи. Их потомки, которые заняли их места, никогда не были в сражениях.

Большая Голова и его община были захвачены генералом Салли у Холма Белых Камней. Они были отправлены в старый форт Салли, и после соглашения 1868г он и часть Отрезанных Голов были помещены в Стендинг Рок, Территория Дакота. Остатки Отрезанных Голов можно найти в Девилс Лэйк, Северная Дакота; Поплар, Монтана; и Кроу Крик, Южная Дакота. Во время сражения у Холма Белых Камней Большая Голова разделился с женой и ей сообщили, что он был убит. У неё был маленький сын. Позже она стала женой Waanatan, или Атакующего, вождя мниковожу. Когда племя воссоединилось, миссис Большая Голова увидела своего прежнего мужа, живого и танцующего. Она сказала Атакующему, что хочет возвратиться к прежнему мужу. Атакующий почувствовал себя довольно плохо, но поступил как мужчина. Он нагрузил её лошадей дорогими подарками и возвратил её Большой Голове. Вожди обменялись рукопожатием и стали друзьями. 2

 

Глава девятая

Matho Gnaskinyan

Безумный Медведь

 

Безумный Медведь родился в 1838г, названный в перечне зим сиу Годом Оспы. Он умер 4 марта 1911г, когда ему было семьдесят три года. Он возглавлял общину Хункпатина верхних янктонаев. Безумный Медведь принял католическую веру. В более поздние годы он жил в месте, названном Лагерь Безумного Медведя, приблизительно десять миль выше устья Оак Крик (ручей Дуба), к востоку от Вакпала на Миссури – там, где долгие годы стояли деревни манданов. Безумный Медведь был хорошим человеком, тихим и сдержанным в манерах. Он очень рано начал проявлять интерес к религии белого человека. Он имел дело с мехоторговцами, где мог увидеть и услышать об их образе жизни. 1


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь