Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основы духовно-нравственного воспитания. Матвеев Максим Александрович МКУ ДО Чердаклинский ЦДО



Тема духовно-нравственного воспитания одна из вечных, но в то же время относительно молодая тема в нашем социуме. Вечность данной темы обусловлена словом «духовность». Духовность, это есть то, что никак неразделимо с религиозным мировосприятием, с поиском и восстановлением утраченной связи с Богом, а значит эта тема вечна и актуальна во все времена. Понятие нравственность, если о нем говорить в историческом разрезе, новое, но несущее в себе, с одной стороны все те же смыслы, что и духовность, с другой стороны более поверхностные, основанные на философии человекоцентризма, понятия. 

Тем не менее, эти темы можно подвести под один знаменатель, т.к. обе они говорят о выборе человека между добром и злом. Только в одном случае человек это делает самостоятельно, в другом - с Божественной помощью.

По словам великого русского писателя Ф.М. Достоевского: «дьявол с Богом борются, а поле битвы сердца людей», и это несомненно так. Если мы оглянемся вокруг, то заметим, что нас окружают великие плоды человеческого труда, любви и милосердия. С другой стороны - ужасные поступки, преступления, рукотворная злость все тех же людей. К сожалению, приходиться констатировать тот факт, что зла в мире стало больше. Поиски того с чем это связано обречены на неудачу, т.к. современный глобализированный мир настолько динамичен, что отследить и выявить причинно – следсвенную связь очень тяжело. Причина не одна… 

Примером может послужить трагедия в г. Керчь. Юноша, который вместе со своей жизнью забрал жизни своих сверстников. Трагедия произошла в период расцвета жизни. И ответить на вопрос, «Что послужило причиной?», никто ответить не может! Их много…

Может на этом трагичном примере мы попытаемся выявить самые животрепещущие проблемы нашего социума, а значит и воспитания, и образования!?

Семья! Неполная! Растила мама-одиночка!

Мировоззрение! Был воспитан в традициях тоталитарной секты!

Закрытый! Непрофессиональный подход педагогов и психологов, которые его сопровождали в образовательных организациях!

Постоянный троллинг и унижение со стороны сверстников! Восприятие этого факта, как данность!

Покупка оружия! Как это вообще могло произойти?

Самостоятельно соорудил профессиональную взрывчатку! Хаус в информационном пространстве!

Увлечения! Был зависим от компьютерных игр!

И таких проблем можно привести еще с десяток!

Но я бы хотел обратить внимание на проблему несогласованности образовательных организаций и родителей в процессе воспитания.

Эта проблема становится все более и более явной. Дети «попадают» в образовательные организации совершенно «незрелыми», ни психологически, ни морально, ни духовно, ни физически.

С самых ранних лет ребенок попадает в неестественную для него среду с отсутствием переданного социального опыта от родителей. К огромному сожалению, даже в этих «неестественных» условиях для ребенка родители не пытаются компенсировать это общением с педагогами и воспитателями по поводу стратегии воспитания детей. Живой, здоровый и слава Богу… А что дальше…

В этих условиях мы как сфера дополнительного образования, а в частности спортивное объединение Косики каратэ МКУ ДО Чердаклинский ЦДО. Мы постоянно проводим беседы с родителями, именно по поводу, стратегии воспитания детей. Чтобы родители и педагоги смотрели в одну сторону и желали для ребенка одного.

В момент поступления ребенка в объединение проводится родительское собрание, где рассказывается не только образовательная сторона, но и какие воспитательные моменты заложены в программу. Таким образом, в программу по восточным единоборствам, по умолчанию, заложены такие воспитательные цели как: мужество, братство, смелость, уважение к старшим и друг другу, уважение к иным, традиционность. Помимо этого, тренер является также носителем «воспитательного материала», т.к. в образовательном процессе он передает не только знания, но и собственный жизненный опыт.

К тому же, после каждого занятия проводится беседа со спортсменами. Данная беседа может нести рефлексирующий характер, а может иметь совершенно, на первый взгляд, отстраненную тему.

Семейные мероприятия, походы, турниры и праздники являются вспомогательным элементом, т.к. помогают установить коммуникацию не только с детьми, но и с родителями, что является обязательным моментом в процессе совместного воспитания.

Мне думается, конфликты между родителями и педагогами - это есть большой показатель их несогласованности на поприще воспитания детей. Этого необходимо избегать и устанавливать договорённости, ведь педагоги и родители могут быть совершенно разных взглядов.

Подводя итоги, у педагогов и родителей должна быть одна «картина мира». В недалекое время моральной платформой для воспитания детей была философия православного христианства, что обуславливало стабильный хороший результат в воспитании. В настоящее время «идеологии воспитания» и единых принципов, устоев и ценностей в процессе воспитания нет. От этого и видимые беды в процессе воспитания.

Выход есть: устанавливать собственную «образовательную экосистему» в детском коллективе, совместно с родителями, которая должна быть гласной и согласованной.

Педагоги и родители должны идти к одной цели – воспитать «человека в человеке»…                                                                                                        

   

 

 

126. Давайте поговорим о нас. Лукина Марина Владимировна, Соболева Александра Владимировна МБУ ДО Г.Ульяновска «ЦДТ №1»

Мы очень много говорим о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Что ж давайте порассуждаем. С одной стороны, это очень сложный философский вопрос, требующий серьёзных размышлений. А с другой, обычно довольно четко можем определить нравственно поступил человек или нет. С незапамятных времён источником нравственности служили священные писания. В христианстве именно десять заповедей определяли моральный кодекс человека. По мере того как развивается культура и человечество, в обществе появляются новые морально этические нормы.

 Толковый словарь Ожегова С. И. гласит: «Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интеллектуальных интересов над материальными». Нравственность же – это свобода, позволяющая человеку осуществлять действия, направленные на установлении добра по собственному внутреннему его побуждению.

Можно ли говорить о поступках детей с точки зрения нравственности? Наверное, нет. Детские поступки определяются критериями – «нравится», «не нравится». Первыми учителями для детей становятся родители и, конечно, же мы педагоги. Человек учится всю свою жизнь, не только получает необходимые знания, но само воспитывается, осваивает новые ценности.

И наша основная задача установить взаимосвязь работы педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Духовность и нравственность два абсолютно разных по значению понятия. Но если рассматривать глубинный смысл этих представлений и особенности их влияния на формирование становления личности каждого человека, то сквозь истоки их возникновения прослеживается тонкая взаимосвязь. А если рассматривать процесс воспитание детей, то эти два понятия становятся его неотъемлемой частью.

 Каждый ребенок, взрослея, становится осознанным гражданином нашего государства. Но до того, как дети достигают совершеннолетнего возраста, ответственность за них несут родители. Отсюда следует, что азы духовно нравственного воспитания должны быть заложены в семье.

 Первое, что нужно привить родителям своим детям – уважение к старшему поколению, знакомым, родным, педагогам. Лучший метод воспитания в данном случае – это собственный пример. Если взрослый, войдя в помещение, поздоровается, уступит место в транспорте пожилому человеку или беременной женщине, то и ребенок, даже если не сразу, а со временем, но начнёт инстинктивно следовать этому положительному примеру.

Мама и папа – идеал для ребенка, лучший пример для подражания. Не зря народная мудрость гласит, что контролировать, учить и воспитывать ребенка бесполезно, в первую очередь стоит начать воспитывать себя. Именно поэтому работа по духовно-нравственному воспитанию детей станет более эффективной, если родители дома, а педагоги в образовательных учреждениях будут вести ее параллельно. Качество усваиваемой детьми информации возрастёт многократно.

Для налаживания взаимосвязи между родителями и педагогами по вопросам духовно-нравственного воспитания необходимо организовывать индивидуальные беседы, круглые столы, клубы выходного дня, родительские собрания, семинары и другие мероприятия. Главная задача педагогов в организации данной работы – это найти отклик среди родителей, показать значимость и заинтересованность образовательного учреждения в этом вопросе.

Необходимо объяснять и напоминать родителям, что они обязаны быть достойным примером для подражания своих отпрысков. Уважительное отношение к педагогу со стороны родителей повлечёт за собой проявление уважения со стороны ребенка, положительного поведения во время занятий, заинтересованности и как следствие – повышение качества усваиваемого материала, что может быть основной мотивацией для взрослых.

Вопрос обсуждения родителями поведения и работы педагога при ребёнке тоже является немаловажным. Детям сложно сохранять уважение к педагогу, о котором отзываются в негативную сторону. Кроме того, ребенок, подражая родителям, тоже начинает со временем обсуждать педагогов, перестает их слушать, здороваться. Данный пример является показательным, как родители невольно могут отрицательно повлиять на духовно-нравственное воспитание своего любимого чада.

А из положительных примеров можно привести заботливые и уважительные взаимоотношение в семье. Сохранение атмосферы взаимовыручки и поддержки в любой ситуации всегда положительно сказывается на эмоциональном настрое ребенка, его желание в дальнейшей жизни помогать и выручать сверстников, товарищей, педагогов. Те положительные отношения, которые складываются между всеми членами семьи ребенка – это основная модель, которую ребенок привнесет в окружающий мир, образовательное учреждение, везде, где он будет находится. Вот почему так важно азы духовно нравственного воспитания закладывать именно в семье.

Теперь поговорим немного о духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста образовательном учреждении дополнительного образования.

 Каждый педагог мечтает о том, чтобы дети к нему проявляли уважение, выходили с его занятий с новыми знаниями, готовые воплощать их в жизнь. Но все чаще с данными вопросами начинают возникать трудности. Использование возможности корректировать поведение ребенка под влиянием родителей не всегда бывает уместно и эффективно. В таких ситуациях педагоги могут надеяться только на себя, используют индивидуальные беседы с детьми, напоминания о правилах поведения в обществе, уважительном отношении к людям более старшего возраста. В таком русле протекает работа по духовно нравственному воспитанию дошкольников в повседневной жизни.

Учреждения дополнительного образования подразумевает более узкую специфику работы, чем учреждения общеобразовательные. По этой причине с педагогами дополнительного образования дети проводят времени меньше, свободная деятельность сокращена, основной акцент направлен на занятия. Но тем не менее именно на занятиях и в перерывах между ними педагог успевает закладывать фундамент духовно-нравственного воспитания.

 На примере сказочных героев, любимых персонажей, игровых ситуаций ребёнок учится взаимодействовать с окружающим миром, людьми, сверстниками. У детей начинают формироваться понятия что такое «хорошо» и что такое «плохо». Именно педагог дополнительного образования может объяснить, а на примере конкретных ситуаций, вымышленных персонажей еще и показать, что кроме уважения к окружающим нужно проявлять вежливость, учтивость, тактичность, эмпатию.

Все эти сложные для понимания ребенка слова не запомнятся им, но самое главное, что на практике они будут применимы. Ребёнок поймёт сам принцип действия, будет знать, как можно поступить в той или иной ситуации, осознает значимость взаимовыручки между сверстниками, проявления сочувствия, оказания посильной помощи тому, кто в ней нуждается. Четкое ощущение недопустимого поведения, жестокости, агрессии, неуважения, безразличия к беде ближнего, несдержанности, будет постепенно формироваться в итоге работы, проделанной педагогами, поддерживая правильное развитие процесса нравственно-духовного воспитания.

Особое внимание следует обратить на сокращение пагубного воздействия современных технологий на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Эпоха технического прогресса привела нас к тому, что взрослое население планеты не может обходиться без гаджетов, будь то телефон, планшет, ноутбук и т.д. Дети, подверженные пагубному влиянию сильнее, чем взрослые, не могут сопротивляться современной моде, проводя за телефонными и компьютерными играми слишком длительные промежутки времени. Дошкольники не являются исключением, бесконтрольный неотрывный просмотр мультфильмов, видео и онлайн игр приводит к отставанию в духовно-нравственном развитии.

Дети, с их пока еще неустойчивой психикой и не совсем сформировавшимися моральными устоями, потребляют благодаря телевидению и интернету большое количество информации, которую взрослые не всегда успевают или считают нужным объяснить. Плачевные последствия, с которыми в дальнейшем начинают складываться родители, уже трудно поддаются корректировке.

У детей стираются границы дозволенного. Благодаря неправильным играм, игрушкам, мультфильмам и видеофайлам детям прививается жестокость, жадность, нетерпимость к близким, отсутствие интереса к труду и творчеству, нежелание помогать родителям, лень. В данной ситуации остро встает вопрос о духовно-нравственном воспитании.

В таких случаях очень сложно воздействовать на ребенка беседой или замечанием, но попытаться можно. Личный пример помогает в данной ситуации эффективнее. Но главное наставление, с которым бы хотелось обратиться родителями это контроль за детьми, так часто остающимися наедине с гаджетами, сокращение времени их использования и замена бесполезного и вредного потока информации, поступающего из интернета и телевидения, на материал несущий духовно-нравственную ценность для детей.

Звуки природы, пейзажи, советские фильмы и мультфильмы, развивающие видео-уроки – всё это положительно влияет на становление личности ребенка, будущего осознанного гражданина нашей страны. Взрослые, в первую очередь родители, и только во вторую очередь педагоги, имеют огромное влияние на ребенка, но недооценивать влияние гаджетов и средств массовой информации не стоит. Вот почему так важно в современной жизни проводить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, а родителям и педагогам взаимодействовать в данном вопросе, для получения наиболее эффективного результата.

 

Соотношение духовно-нравственного и физического воспитания в жизни современного общества. Лошаков А.В., педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ №1

Духовно-нравственное воспитание всегда было одним из главных факторов социализации личности, ее осознанного включения в различные сферы жизни подрастающего поколения.

Среди методов системы духовного и физического воспитания особое место занимают единоборства, призванные обеспечивать не только общее физическое развитие, но и нравственно-волевое воспитание. Оно рассматривается как одно из важных средств воспитания молодежи, когда через совершенствование внутренней гармонии, преодоления внутренних психологических барьеров, работе над собой развиваются и укрепляются физические качества человека. В единоборствах, прежде всего, большее значение придается духовной стороне, чем технике исполнения приемов. Тренировка всегда означает, прежде всего, работу тела и духа, в процессе которой личность развивается как физически, так и духовно. 

Но как показывают наглядные примеры, которые на каждом шагу встречаются в нашей повседневной жизни, юные спортсмены, да и просто молодежь, делая основной акцент на развитии внешних физических показателях, часто забывают о нравственной составляющей, что вызывает у личности регресс гуманности, кризис духовности. Накаченные мускулы, рельеф, мощный удар, хорошая растяжка, кубки, медали, кровопролитные бои, собирающие многотысячную армию фанатов и поклонников, многомиллионные гонорары – вот что становится для многих критериями эффективности и показательности. В погоне за этим спортсмены начинают забывать о моральной составляющей тренировок, о том, что прежде всего целью является духовный рост личности, укрепления нравственных основ.

Увеличение числа верующих в особенности среди детей и молодежи, а также возрастание православных учебных заведений приводит людей к необходимости понимания и переосмысления современного состояния физической культуры с православных позиций. Возникающие вопросы не дают покоя для верующих людей: нужно ли физическое воспитание христианину, и если да, то, как совместить спорт и православие, какие тут направления и границы? Но мало кто может дать внятные ответы. Поэтому, я считаю, что возникла необходимость создания православно-спортивной культуры, которая бы привела к совершенствованию верующих в духовном и физическом плане. В жизни все взаимосвязано, и физическая культура тесно соприкасается с духовной культурой общества и личности, в частности. Ведь в человеке, как в Иисусе Христе, соединены божественное и физическое начало.

Чтобы понять и раскрыть смысл православно-спортивной культуры, попробуем обратиться к библейскому учению о главном назначении человека, смысл которого заключается в том, что освобождаясь от греха и соединяясь с Богом, он спасает свою душу и обретает бессмерную жизнь в Царствии Божьем. Что бы очиститься и спастись от грехов, человек должен стремиться всем своим существом – духом, душой и телом. При этом Дух должен быть главенствующим в этом значении. Так как телесная оболочка играет относительную ценность в отношении к духовному аспекту, так и ценность и место физического воспитания в совершенствовании личности верующего будут определяться не тем, какие физические качества развиваются, а сколько вкладывается в ее духовное становление. Но это совсем не означает, что должно происходить умаление силовых, спортивных качеств совершенствования личности, определяющего суть и специфику этого процесса. Данный процесс носит комплексный, взаимодополняющий характер, где каждый элемент не должен иметь самостоятельный характер. Физическая культура должна содействовать формированию целостной личности и, прежде всего, ее духовной составляющей.

Главной целью православно-спортивной культуры является совершенствование и содействие православному развитию личности, которое базируется на принципах, гармонично сочетающие православное воспитание личности с физической культурой. Приоритет духовно – нравственного начала – основной принцип, так как со спецификой физкультурной и особенно спортивной деятельности, в которых могут быть как позитивные черты, так и негативные качества, когда высок уровень состязательности, что в свою очередь, значительно повышается психическое напряжение, провоцирующее различные конфликтные ситуации. Часто можно наблюдать такую картину, когда на занятиях спортивными или подвижными играми, на спортивно – массовых мероприятиях спортсмены, под влиянием эмоций, начинают проявлять нездоровый азарт и несдержанность, вплоть до оскорбления противника, агрессии и грубости, применения необоснованного физического насилия к противнику. Такое поведение недопустимо, ибо каждый уважающий себя спортсмен должен обладать высокими моральными качествами, внутренним самообладанием и не поддаваться вводить себя в гнев. Здесь уже на первый план выходит духовно – нравственное воспитание спортсмена, определяющее основные идеалы, ценности, а в конечном счете и смысл жизни человека.

Следующий принцип обуславливает взаимосвязь физического воспитания с христианским образом жизни. Данный принцип связан с предыдущим и должен осуществляться совместно с ним. Все, кто занимается физической культурой и спортом должны быть причастны к жизни Церкви, а значит и к христианскому образу жизни. Но современная жизнь, со всеми ее грехами и соблазнами, подобно ржавчине, медленно и верно разъедает все слои общества, и в первую очередь, детей и молодежь, поэтому наша задача заключается в том, что бы охранить их от этого тлетворного влияния. Поэтому можно рекомендовать, чтобы физкультурные и спортивные клубы и секции создавались при церковных общинах и братствах под духовным наставничеством священства. Так же могут практиковаться и другие организационные формы. Например, такая, когда священники и монахи приходят в светские спортивные клубы и секции и проводят беседы с их руководителями, тренерами, организуют конференции и совещания со спортсменами об основах христианской религии и вероучения.

Так же тренировки и занятия физкультурой и спортом по мере возможности должны быть регламентированы в соответствии с церковным образом жизни, например, время тренировок и дозировку физических упражнений следует соотносить со временем богослужений, молитв и постов, тренировки заканчивать не позже, чем за два часа до богослужения, а нагрузки в дни богослужений и длительных постов снижать.

С духовной позиции нет большой разницы между, например, жимом штанги и гантелей, ударами по мешку или физическим трудом на огороде. К тому же во всех случаях верующий может продолжать молиться. Любой спортсмен может мысленно обратиться: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. В стародавние времена именно так делали святые отцы: их руки работали, а ум непрестанно был обращен к Богу и твердил молитву. В этом смысле даже обычная утренняя зарядка может стать своего рода духовной службой. Воистину чистому – всё чисто.

Необходимо делать различие в таких понятиях, как «спорт высших достижений» и спорт, как массовая физическая культура. Так «спорт высших достижений» – это отдельная категория, которая базируется на сверхчеловеческих нагрузках для достижения чемпионских результатов, имеющих материальную составляющую и мало общего со здоровьем, а массовая физическая культура – это естественная потребность социальной, современной жизни с ее загрязненной экологией, вредным питанием, сидячим образом жизни и т.д. Дозированные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни всегда разумны, и необходимы. Что касается экстремальных, спортивно – зрелищных видов спорта, то рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, ненависть, жажда чрезмерного обогащения. Профессиональный спорт уродует, калечит слабого человека, делает его товаром, своего рода гладиатором, сражающимся/играющим и т.д. по приказу своего владельца. В этом – огромная несвобода человека. Не говоря уже о бесконечных травмах, перегрузках, стрессах.

Но есть спортсмены, показывающие православное отношение к спорту. Например, Федор Емельяненко. Его православная вера и духовная сила в совокупности с физической подготовкой помогают в любых ситуациях оставаться христианином, даже, несмотря на его участия в боях без правил, где высок уровень спортивной ненависти, жажды победы любой ценой и получения материального вознаграждения за бои. Емельяненко говорит словами полководца А.В. Суворова: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Так же следует брать во внимание, что не исключается возможность занятий единоборствами, когда люди занимаются ими не для достижения чемпионских сверхрезультатов и не для того, чтобы привлечь внимание публики или пощекотать нервы острыми ощущениями, а в связи с профессиональной деятельностью или подготовкой к ней, а также защите Отечества. Поэтому, занимаясь спортом, мы должны прославлять Бога, молить о прощении всех грешных, с уважением и патриотизмом относиться к Родине и показывать положительные стороны здорового образа жизни. Каждый день, каждую тренировку, очередную победу, всю свою деятельность без остатка мы должны посвящать Единому Богу.

Резюмируя все написанное, можно сказать, что несмотря на все изменения в свете проводимых реформ в образовании, не все из которых в лучшую сторону, я все же считаю, что у людей еще достаточно благоразумия, желания и возможностей для их изменения или, хотя бы, для смягчения кризиса, поразившего их. Основной путь этого преображения видится в создании православно-спортивной культуры, которая будет базироваться на православных нормах и ценностях. Такая физическая культура, которая должна стать для людей источником здоровья, высокой работоспособности, средством здорового отдыха, а также содействовать физическому и духовно-нравственному совершенствованию личности. Верующий не должен покланяться культу чемпионства, наживности и победы любой ценой. Недопустимо, чтобы спорт ломал здоровье, уродовал и даже убивал людей; служил отправной точкой к достижению славы, делая из спортсменов кумиров и идолов. Спорт нельзя превращать в зрелище, разжигающее низменные инстинкты и страсти. Спорт не должен быть школой безнравственности, напротив, он призван стать школой высокой моральной ответственности, духовности, воли и мужества.

Необходимо наладить работу по привлечению детей и молодежи в храмах и приходах к занятиям физической культурой и спортом с целью приобщения их к жизни Церкви и здоровому образу жизни. Только таким образом, мы сможем мотивировать молодежь к занятию православно-спортивной культурой и воспитать ее «здоровой» и «чистой» в духовном и физическом плане.

Не забывайте, что наше тело – это всего лишь внешняя, материальная оболочка, представляющая собой храм, в котором живет наша душа. И если мы хотим, что бы наши души были чистыми и светлыми, то должны содержать свой храм в надлежащем порядке. Спорт – это всего лишь одна из дорог в нашей жизни. Но если мы пойдем по этой дороге, не забывая о духовности, прославляя Бога, укрепляя свою веру в него, молясь и благодаря, тогда этот путь приведет нас к счастью.

 

127. Воспитание толерантности на занятиях по иностранному языку у учащихся младшего школьного возраста. Кульчева Ольга Александровна Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №1»

Зарубежные и отечественные исследователи рассматривают толерантность как терпимость и уважительное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Когда же и с чего начинать воспитание толерантности? Как научить детей быть толерантными? Как сформировать у детей навыки толерантных отношений?

Считаю, что чем раньше педагог поможет ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности его сверстников, тем проще будет ребёнку в дальнейшем успешно адаптироваться к окружающему его миру. Такой предмет как “Английский язык”, как никакой другой, представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия. Общение на английском языке - это межкультурное взаимодействие. Можно ли достичь взаимопонимания, если мы не знаем (а иногда и не хотим знать), что наш собеседник отличается от нас уже потому, что родился и вырос в другой стране, в другой культуре? Очень важно донести до ребёнка, что чужая культура — не хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.

Считаю, что использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания толерантности. Диалог культур представляет собой обмен опытом и мнениями, изучение ценностей, традиций представителей других национальностей. Обучение общению на иностранном языке в контексте диалога культур предусматривает решение определенных коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач. Среди них мы можем выделить следующие: культурологический или познавательный аспект (активизация знаний учащихся о стране и культуре изучаемого языка; дополнение новыми знаниями и сравнение двух культур (своей и страны изучаемого языка); развитие способностей учащихся сопоставлять свою страну и страну изучаемого языка в условиях иноязычного межкультурного общения); учебный аспект (формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся; развитие умения читать тексты лингвострановедческого содержания; развитие умения перевода и работы со словарем); развивающий аспект (развитие способностей использования иностранного языка в контексте диалога культур; развитие творческих и интеллектуальных умений при работе со странокультуроведческой информацией; развитие лингвострановедческой и речевой наблюдательности, воображения, логического и ассоциативного мышления; развитие коммуникабельности и самостоятельности); воспитательный аспект (формирование представлений о диалоге культур, требующей взаимоуважения к другим культурам, терпимости к разным этносам и расам; формирование готовности к изучению истории и культуры страны изучаемого языка; воспитание патриотизма и чувства гордости за собственную страну и культуру; развитие потребности к сотрудничеству).

Использование технологии диалога культур на занятиях по иностранному языку является одним из наиболее эффективных средств профилактики и борьбы против национальной неприязни. Важно, однако, чтобы данная технология не ограничивалась лишь сопоставлением родной и зарубежной культуры, а также исключала сравнения типа «хорошо-плохо».

Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Поэтому, например, изучая символику Великобритании, мы одновременно изучаем и символику России, и символику Ульяновской области. Некоторые из учащихся на занятиях впервые сталкиваются с такими понятиями как герб, узнают о том, что многие детские книги, которые они любят читать, написаны зарубежными авторами («Винни-Пух и все-все все», «Пряничный человечек», «Питер Пэн» и др.).

Важное место в воспитании толерантности занимают праздники. Праздники – это средство восстановления гармонии в нашей повседневной будничной жизни. В своей работе мной широко применяются различные формы занятий, но особенно моим учащимся нравятся занятия – праздники с использованием технологии диалога культур. На уроках мы изучаем праздники как народов англоговорящих стран, так и русские народные праздники (Рождество, Пасха, Масленица). Так, сравнивая традиции празднования Пасхи в России и Великобритании, дети нередко приходят к удивительному выводу: как много ОБЩЕГО между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Всё это способствует укреплению морально – психологической обстановки, приобщению детей к национальной и мировой культуре, способствует общению, дружбе, сближает учащихся, мобилизует их творческие возможности.

Изготовление поделки «Ангел» на занятии, посвящённом празднованию Рождества.

Формирование толерантности у детей - многогранный процесс, наполненный массой трудностей. Сложнее всего сформировать толерантность именно в аспекте взаимодействия людей-представителей различных национальностей и религий. Как правило, (чаще всего, неосознанно) у ребёнка проявляется биологический инстинкт агрессии по отношению к «не таким, как мы». «Другой» у них ассоциируется с категориями «чужой» и «плохой, неприемлемый». Именно перемена мест этих категорий, психологическое преобразование «чужого» в «другого», и является важнейшей задачей толерантного воспитания. Отчасти этому способствует тот факт, что наше объединение «Занимательный английский» посещают ребята разной национальной принадлежности. Несмотря на то, что большую часть детей составляют русские, среди них также можно встретить татар, украинцев, узбеков, цыган, и пр. Благодаря специфике предмета «Английский язык», на занятиях ребята имеют возможность общаться не только с педагогом, но и друг с другом (например разыгрывая диалоги, в ролевых играх, во время проектной деятельности). Совместная деятельность очень сближает детей, и таким образом они перестают видеть в детях другой национальности «чужого». Общение на иностранном языке есть взаимодействие культур, поскольку, с одной стороны, говорящий старается быть понятным именно носителям языка (даже если общение происходит в искусственных условиях, т.е. в учебном процессе, учащийся старается употреблять речевые модели и лексику, максимально приближенные к реалиям изучаемого языка), с другой, его речь наполнена особенностями родной культуры.

Для получения запланированных результатов важным шагом становится приближение и понимание мира, культуры и менталитета другого народа. Поэтому помимо изучения лексики, грамматики, чтения текстов и выполнения различных упражнений, учащиеся также знакомятся со страноведческой информацией. К сожалению, на школьных уроках у учителя не всегда есть время рассказать о культуре страны изучаемого языка. На занятиях в нашем объединении «Занимательный английский» мы знакомимся также с природой и климатом Великобритании, с традициями и обычаями страны, достопримечательностями, известными людьми. Благодаря этому английский язык будто «оживает», ведь как любой другой язык – он лишь часть культуры, которая теперь становится для учащихся более понятной.

Таким образом, занятие по иностранному языку, проводимое в контексте диалога культур, – ключ к воспитанию толерантного человека, который готов впитывать в себя богатства мирового и отечественного культурного наследия, уважать различные мировоззрения, а также человека, способного и готового осуществлять межкультурное общение на иностранном языке.

 

128. Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях объединения "Юный любитель природы". Глухова Мария Ивановна МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ»

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовно-нравственное воспитание - это воспитание человека, который старается жить в согласии со своей совестью. К.Д.Ушинский писал: «Безнравственный человек – значит бессовестный».

«Главное предназначение человека — изменить мир к лучшему!»

Экологическое объединение «Юный любитель природы»» проводит свою работу на протяжении 5 лет, объединение посещают ребята в возрасте от 9 до 12лет. Дети познают основы экологической науки, знакомятся с разнообразием растительного и животного мира нашей планеты, узнают о взаимосвязях и удивительных явлениях природы.

Одна из самых важных задач экологического объединения - привить детям любовь к природе и родной планете, пробудить в них интерес к «братьям нашим меньшим» – животным и растениям, пробудить лучшие человеческие качества личности ребёнка.

Полученные знания и человеческое отношение ко всему живому, понимание ценности жизни, видение красоты объектов и явлений природы – это залог бережного отношения к растительному и животному миру. Понимание необходимости охраны бесценных богатств флоры и фауны, надежная защита для всего живого в будущем.

Цель объединения: формирование экологически грамотной, всесторонне развитой, творческой личности, осознающей идеи гармонического взаимодействия «общества и природы», «человека и окружающей среды», осознающей меру ответственности за состояние всех живых организмов на Земле.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

С развитием новых технологий, в круговороте жизненной суеты обесцениваются лучшие человеческие качества. Чем жёстче наша жизнь, чем выше её темп, тем меньше в ней остаётся места добру, любви, пониманию и справедливости, всё чаще встречаются проявление жестокости, эгоизма, малодушия.

Нельзя воспитывать ребёнка пару часов в день, процесс воспитания – непрерывная, целостная динамическая система, основным компонентом которой является личность ребёнка.

Процесс воспитания продолжается всю жизнь, воспитывая всесторонне развитую, экологически культурную личность невозможно обходить стороной направление воспитания общей культуры, духовно-нравственные аспекты. Результат воспитания – воспитанная личность, и то, каким станет ребёнок, в не меньшей мере зависит от того, как мы его воспитаем, какие ценности заложим, какие качества мы сможем развить в нём.

Поэтому все свои усилия я направляю на воспитание в детях доброты и милосердия, доброго отношения не только к самому себе, к людям, доброго бережного отношения к природе, к своей малой Родине, к своей стране, ко всему живому, как раз это и предполагает духовно-нравственное воспитание. Всё это способствует развитию таких качеств в человеке, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям, любовь и бережное отношение ко всему живому.

Для учащихся была разработана система занятий о Красной книге Ульяновской области. Ребятам были предложены видеоролики и мультфильмы, красочные презентации и игры по данной теме, выводы после полученной информации ребята делали сами. Учащиеся стали задумываться о сохранении природы родного края. Поступили предложения о проведении экологических акций в защиту растительного и животного мира, о сборе подписей жителей посёлка в защиту природы.

 Разработаны занятия по духовно-нравственному воспитанию, одной из лучших разработок является внеклассное мероприятие «Собачья верность», направленное на пробуждение в детях общечеловеческих и нравственных ценностей. В нём затронуты все аспекты духовно-нравственного, патриотического и экологического воспитания личности.

Сухомлинский В.А. писал: «Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства». Она раскрывает человеку глаза не только на тонкие оттенки прекрасного, делая его более чутким к этим оттенкам, но и пробуждает чуткость к сердцу другого. Любуясь красотой жизни, человек становится бережней с ней.

Каждое наше занятие нацелено на то, чтобы изменить вековую потребительскую традицию отношения к природе, чтобы ребята поняли и приняли совершенно иное сочувственное и уважительное, доброе, бережное отношение. В понимании того, что природа не просто источник всей нашей жизни – духовной, материальной и физической, а наша жизнь «Нам не прожить на свете без природы…». Мы должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась.

Сухомлинский В.А. разработал методы воспитания через природу, и они с большим и неизменным успехом применялись в его школе. Его опыт воспитания детей через союз с природой уникален. Любая система имеет структуру, созданную основными ее элементами. Такими структурными элементами педагогической системы Сухомлинского были: природа (непременное и постоянное взаимодействие с ней), сопереживание (не только человеку, но и всему живому), творческая мысль (именно самостоятельная, творческая мысль) и созидательный труд (не только полезный труд, но и созидающий в самостоятельных усилиях познания и творчества).

Вот уже на протяжении многих лет я стараюсь придерживаться этой системы воспитания детей, она ни разу не подвела, потому что в ней заложены все самые важные аспекты воспитания личности ребёнка, конечно очень многое зависит от того какие мы выбираем методы и приёмы.

Психологи наблюдениями и специальными экспериментами доказали, что в основе формирования личности ребёнка лежит его собственная активность, его собственная деятельность. Для того, чтобы развивать творческий потенциал каждого ребёнка, чтобы развивать творческую мысль, на занятиях использую приёмы декоративно-прикладного и художественного творчества, внедряю методы исследовательской и проектной деятельности. Занятия с новым материалом выстраиваю по принципу моделирования проблемных ситуаций, решению экологических задач, постановке проблемных вопросов, создание игровых моделей с использованием ИКТ. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

Нельзя всё делать за ребёнка, нельзя весь материал преподносить целиком, всегда должна оставаться тайна, какая-то недосказанность, недорешённость, чтобы всегда появлялось желание узнать, а что же дальше… проявлялся интерес к познанию, творчеству и саморазвитию.

Традиционные подходы к нравственному образованию учащихся в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед педагогами стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Духовно-нравственное развитие ребёнка будет иметь место только в том случае, если ребёнок сам включён в процесс обучения, воспитания, познания и творчества, очень многое здесь зависит от мотивации, т.е. процессов, определяющих движение к поставленной цели.

Любое занятие нашего объединения всегда интересно, познавательно, отличается многообразием форм, приёмов и используемых методов. Новое интересное – всегда привлекательно, ритмичное чередование разнообразных видов деятельности не утомляет, никогда не забываю о возрастных особенностях и детских интересах, поэтому всегда нахожусь в поиске новых интересных методик и экспериментов. Нередко использую нетрадиционные формы обучения: соревнования, экскурсии по экологической тропе, путешествия, спектакли, игры-путешествия, викторины, походы, выпуск экологических листовок и газет, коллективное творчество и пр. Предлагаемые мною конспекты занятий, викторины, занимательные игры и задачи, задания для выполнения на экологической тропе и пр. - это оригинальная модель воспитания природой, способствующая духовно-нравственному развитию детей.

Создается творческое пространство (образовательная среда) для самореализации внутреннего творческого потенциала учащегося, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей. Снятие состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях познавательно-игровой деятельности. Самое важное в моей работе - научить ребят жить в гармонии с самим собой, с окружающим миром, с обществом, любить жизнь, своих родных и близких, беззаветно любить свою Родину и родную природу, быть добрым (духовно развитым) культурным, экологически грамотным, ответственным человеком.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Каждый день дети преподносят сюрпризы, удивляя и восхищая, конечно бывают и огорчения, но мы учимся: они - у меня, а я – у них. Духовно-нравственное воспитание помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Я горжусь своими ребятами, я радуюсь самому незначительному их успеху, когда мы вместе – у нас получается всё!

 

Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей и подростков через художественное и декоративно-прикладное творчество. Герасимова Татьяна Юрьевна МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Дом детского творчества»

Дополнительное образование является для большинства детей и подростков образовательной средой, содержащей в себе стимулирующие факторы развития внутренних новообразований личности в деятельности в мотивационном и смысловом плане.

 Разделяя мнение А.К. Бруднова, о том, что «дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей», считаем, что воспитательный процесс в условиях дополнительного образования акцентирует внимание ребенка на нравственном совершенстве, делает возможным развитие внутреннего личностного потенциала. Направленность воспитательного процесса определяет первичность духовно-нравственных свойств и качеств личности, а также реализацию задатков и способностей ребенка в конкретном виде деятельности.

Гармонично развитая личность формируется посредством обучения, воспитания и развития. В рамках духовно-нравственной сферы складывается система ценностей, идеалов и соответствующие им возрастные потребности.

Духовно-нравственная сфера проявляется главным образом через компоненты: эстетические чувства, отражающие способность личности воспринимать чувственно выраженную духовность и нравственную основу, ее исходные намерения и устремления.

Однако развитие личности, определяющее цели духовно-нравственного воспитания предполагает единство жизнедеятельности, сознания и самосознания ребенка, формирование его ценностной сферы. Ведущая роль в этом процессе отводится созданию условий для организации взаимодействия детей и педагога. Эффективность работы педагога определяется тем, в какой мере он дает импульс для самообучения, самовоспитания и самосовершенствования личности ребенка, в результате которого ребенок овладевает рядом компетенций, выраженных в способностях:

- принимать существующие общепризнанные духовно-нравственные ценности, как основу личностного смысла и поведения;

- к творческой деятельности, как способу самореализации и достижения положительного результата;

- к самопродвижению и самореализации, преодолению препятствий и сохранению веры в свои собственные силы, в себя в трудных жизненных ситуациях;

- позитивного восприятия окружающий мир;

- коммуникативного общения и эффективного взаимодействия с другими людьми в коллективе;

- овладевать знаниями в области отечественной и зарубежной культуры, идентифицировать себя как социально-ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Моделирование содержания воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования осуществляется в следующих направлениях:

- формирование и совершенствование духовно-нравственных качеств личности ребенка как первоосновы;

- формирование культурно-исторических компетенций, способности идентификации с отечественной культурой;

- формирование художественного вкуса и оценочных критериев, опирающихся на духовно-нравственные и эстетические идеалы.

Реализация содержания духовно-нравственного воспитания средствами художественного и декоративно-прикладного творчества осуществляется в следующих направлениях:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, человеку в нем, человеку и культуре;

- формирование потребности изучать, воспроизводить традиции культуры, ее самобытность через собственное творчество;

- формирование умения самостоятельно осуществлять художественно-творческую деятельность, создавать новую художественную реальность.

Динамика процесса духовно-нравственного воспитания средствами художественного и декоративно-прикладного творчества находит отражение в степени принятия ребенком таких основополагающих ценностей, как «добро», «вера», «надежда», «любовь», «красота», «Отечество», «творчество», «духовность», «искусство», «традиции» и связаны с индивидуальной направленностью личности, и таких ее качеств, как достоинство, ответственность, справедливость, порядочность.

Для интеграции образовательного процесса и воспитательной работы в учреждении создано единое образовательное пространство, в котором насыщенная образовательная среда обеспечивает ребенку свободу выбора видов детской деятельности и возможность творчества. С этой целью в творческих объединения художественной направленности «Изобразительное творчество», «Мир прекрасного», «Волшебный бисер», «Народные промыслы», «Умелые руки», «Школа ремесел» в объеме программ дополнительного образования детей реализуются цели и задачи духовно-нравственного воспитания на основе межпредметных связей образовательных областей культурология, естествознание, а также истории родного края и нашей Родины.

Систематизация воспитательных мероприятий по направлениям деятельности творческих объединений, связанных с развитием художественного и декоративно-прикладного творчества, познавательного, целостного, коммуникативного потенциала личности позволяет сформировать «годовой круг» участия детей и подростков в таких мероприятиях, в том числе, посвященных календарным и праздничным датам, к примеру: «День народного единства», «День независимости России», «День матери», «День пожилого человека», регионального значения «Угра – пояс Пресвятой Богородицы», всероссийских акций «Фронтовые письма», «Знаменосцы русской славы» и другие.

Одним из ярких мероприятий является ставшая уже традиционной и получившая статус муниципального мероприятия конкурс-выставка творческих работ пасхальной тематики среди обучающихся муниципальных образовательных учреждений «Многоликий символ жизни». Конкурс-выставка проводится в целях выявления и поддержки талантливых детей, развития детского творчества, повышения культурно-эстетического уровня обучающихся, сохранения традиций народного творчества и формирования основ духовно-нравственных ценностей. Его основные задачи: воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине посредством приобщения детей к традициям русской культуры, создание условий для самовыражения обучающихся через художественной и декоративно-прикладное творчество, выявление и поддержка талантливых и одаренных детей. Участники конкурса-выставки дети и подростки в возрасте от 5 до 18 лет. Для участия в конкурсе-выставке участники представляют творческие работы пасхальной тематики по двум номинациям: «Художественное творчество» и «Декоративно-прикладное творчество». В первой номинации представляются живописные и графические работы, вторая представлена декоративными композициями, выполненными в различных техниках из разнообразных материалов (бумаги, соленого теста, пластики, глины, бисера, ткани, лент, нитей, природного материала и т.д.). Главным критерием оценки является использование традиционных элементов народного творчества в конкурсной работе.

Конкурсу-выставке уже десять лет, но каждый год представленные творческие работы не перестают удивлять разнообразием отражения заданной темы. Экспозиция конкурса-выставки демонстрируется в витринах образовательного учреждения и является событием в жизни города.

Таким образом, в образовательном учреждении созданы условия для организации воспитательного процесса на основе организации воспитательной среды и воспитывающей творческой деятельности, а также осмысления ребенком окружающей его реальности и своего предназначения. Первые позволяют выстраивать взаимодействие ребенка с окружающим миром, вторые активизируют осмысление ребенком своей деятельности направленной на себя, общество, в котором ценностно-смысловое поле создает условия для самопознания, самоопределения и саморазвития.

Следовательно, организации деятельности детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования обуславливает формы воспитания в контексте духовно-нравственного становления личности.

 

 

130. Духовно-нравственное воспитание в дополнительном образовании. Вершинина Наталья Николаевна, Селедкина Оксана Викторовна, МБУ ДО ЦДТ №1, г. Ульяновск

Актуальность проблемы духовно-нравственного развития личности в сегодняшней России имеет предмет общественной и даже государственной политики. Ведь от того, на основе каких нравственных ценностей воспитывается подрастающее поколение, зависит будущее общества, сохранение России как перспективной, самобытной нации. Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся наиболее связана с их личностью, её чувственной, эмоциональной, ценностно-ориентированной стороной. Почему же сейчас складывается ситуация безнравственности в обществе? Возможно, проблема имеет различные причины. Большинство из нас, а это семья и педагоги далеки от высот духовно-нравственной культуры. Бездуховный педагог, владеющий даже самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих учащихся. Педагог, прежде всего, сам должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в ней призвание - вести к свету, истине, добру.
    Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Многонациональность нашей страны и её вероисповеданий требует выделения для изучения основ духовно-нравственного воспитания общечеловеческих ценностей с их индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники, радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на территории России должен знать и почитать культуру и традиции нашей страны. В настоящее время учащиеся по-разному понимают нравственные нормы и понятия. Ребёнок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Поэтому необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, мировоззрения ребёнка.

Духовность же определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В своём сочетании они составляют основу личности человека. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это наша малая Родина, наш народ и его история, семья, труд, искусство, религия, природа. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять и внешним разрушителям. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Проблема воспитания нравственности и духовности в учреждениях дополнительного образования решается путем вовлечения учащихся в объединения различной направленности, в которых они имеют возможность определиться со своим местом в обществе, быть интересным для окружающих, создать условия для развития творческой личности.

Основные задачи, стоящие перед педагогом дополнительного образования и способствующие решению проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся: формирование таких чувств, как доброта, забота, сострадание, других основ морали, кроме того воспитание у учащихся стремлений сохранять и продолжать традиции своей семьи, любить свою Родину, сохранение и приумножение культурных и семейных ценностей.

Развитию этих ценностей способствуют активное участие педагогов и учащихся в различных конкурсах, в мероприятиях, посвященных памятным датам, государственным праздникам, семейным и историческим традициям. Сложность их заключается в необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа. Многие данные мероприятия проводятся традиционно в образовательных учреждениях: это многочисленные концерты, посвященные Дню учителя, Дню матери, 23 февраля, Дню Победы, Дню защиты детей и т.д. Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.

Также духовно-нравственное воспитание в нашем учреждении осуществляется непосредственно через образовательную деятельность. Без сомнения, почти в каждой дополнительной общеразвивающей программе прописана цель духовно-нравственного воспитания. Но есть объединения, в которых формирование духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира является основополагающим, и вокруг этого момента строится все обучение. И тут важно для педагога определить тот стержень, который позволит дойти до сердца ребенка, а значит направить их на дела, подвиги, и как результат деятельности - успехи.

Детское объединение «Изостудия», «Юный художник», «Палитра» рисуют природу родного края, портреты дорогих людей, участвуют в конкурсах «Рождественские Арские чтения», «Святые заступники Руси» и другие. Ребята из объединения «Мастеричка», «Самоделкин», «Фантазия», «Подружка», «Волшебный клубок» изучают и хранят традиции родного края в декоративно-прикладном искусстве.

И также сами педагоги нашего Центра принимают активное участие во всероссийских конференциях по духовно-нравственному воспитанию, например, организуемых духовно-просветительским центром села Арское Ульяновской области, где делятся своим педагогическим опытом по работе с учащимися в данном направлении.

Таким образом, мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями на примере родителей, взрослых, их окружающих. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, где формируется полноценная личность. Необходима система по духовно-нравственному воспитанию, которая помогает создать условия для формирования духовно-нравственных качеств учащихся. Нравственность заключается в современном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро ”, - писал И.Песталоцци.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.134 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь