Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основы духовно-нравственного воспитания. Князькова Валентина Викторовна ОГБОУ «Школа-интернат № 89» г.Ульяновск



«В душе каждого ребенка таится желание

свободной театральной игры, в которой он

воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активирует его мышление, тренирует

память и образное восприятие, развивает

воображение и фантазию, совершенствует речь».

Антипина Е.А.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития .У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Искусство занимает ведущее место в воспитании подрастающего поколения. Театрализованная деятельность относится к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, которая предполагает особый психологический климат, построенный на сотворчестве взрослых и детей. Театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку в основе её лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества.   

Театральное искусство близко и понятно детям с ОВЗ, ведь в основе театра лежит игра. Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств.

Театральная игра – это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребёнком накопленного социального опыта данного общества. И, таким образом, взрослый в социальном взаимодействии выступает как носитель культуры общества и самой игровой культуры. Таким образом, именно в такой игре ребёнок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы. И поэтому театральная игра рассматривается как важнейшее средство адаптации и социализации, как одна из наиболее оптимальных для социального развития ребёнка, форм организации его деятельности и, следовательно, как средство вхождения его в микросоциум - это ближайшее окружение человека (семья, друзья, школа, соседи).

Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же развития у них коммуникативных навыков. Необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе стало очевидно. В связи с этим в школе-интернате были введены занятия по театрализованной деятельности, а так же составлена программа «Театральный диалог». Она разработана для занятий по театральной деятельности с детьми среднего школьного возраста 9-14 лет с ОВЗ. При использовании новейших технологий на основе федеральных государственных требований с учетом обновления содержания по различным программам.

Цель занятий театральной деятельностью:

Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства.

Задачи:

1. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Развитие эмоциональной сферы детей.

3. Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы.

4. Помочь овладению коммуникативными навыками.

5. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями.

6. Помочь овладением средствами образной выразительности.

Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

-знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются

-развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление

-активизируется собственная речь

-активнее и успешнее формируются навыки невербального общения

-обогащается словарный запас

-совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений

-развивается эмоционально-волевая сфера

-корректируется поведение

-формируется самостоятельность и активность

-дети проявляют свои творческие возможности

- укрепляется взаимодействие в триаде ребенок - родитель-педагог

 Инсценирование сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, причём в бытовых ситуациях, совпадающих и их смысловым содержанием.

Полученный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Всё, что развивает театрализовано-игровая деятельность и есть творческий потенциал. И когда у ребёнка он более или менее развит, тогда ребёнку легче идти на контакт, взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности. Ещё важно отметить, что кроме творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей зависит от степени взаимодействия детей в творческом процессе.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.

Таким образом, в процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше взаимодействию с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь