Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Из фондов краеведческого музея. совхоза-колледжа "Мокшанский"
совхоза-колледжа "Мокшанский" Это было днем, а по вечерам в балаган ходила и "интеллигенция" Мокшана, во главе с самим исправником, как почетным посетителем. Большинство женского пола в балаганы не ходило — "грех смотреть мазаных чертей", да еще с рогами. А нам так хотелось посмотреть чертей с рогами, которых частенько вспоминал отец, когда на кого-нибудь рассердится, и при этом покойная бабушка всегда крестилась и плевала через левое плечо, а когда мы спрашивали её, почему она плюет через левое плечо, она нам разъясняла, что справа у нас всегда находятся ангелы, а слева "нечистый дух", который и наводит нас на грехи, и поэтому, чтобы он не наводил ее на грех, она и плевала на него. От балагана мы подошли к карусели, там нас посадили на коней и началось катание под музыку органа, который крутила какая-то наряженная женщина. Мне пришлось прокатиться только два-три круга, у меня закружилась голова и я на всем "скаку" упал с коня. Хозяин карусели испугался, остановил верчение карусели и меня подняли, и я после долго еще "отходил" на чьей-то телеге. И после этого случая я на всю жизнь лишился удовольствия кататься на карусели, и мне без головокружения нельзя было даже смотреть на вертящуюся карусель. Я только с завистью смотрел на тех ребят, которые за три копейки получали такое "удовольствие". Когда я отдохнул, мы, всем семейством, пошли к монастырю, а дальше на кладбище, где похоронена наша бабушка, так как это входило в обязанность сродников, чтобы на могилах служить панихиды в дни ярмарки. Подойдя к "святым" воротам монастыря, мы увидели большую толпу нищих и разных "убогих", которые и сидели, и стояли у ворот двумя шеренгами, а некоторые из "убогих" и лежали, и все они гнусавили какую-то не то песню, не то Лазаря, как нам объяснили родители — трудно было разобрать слова и все до единого протягивали или руки, или маленькие деревянные чашки за подаянием, а у лежачих и некоторых сидячих чашечки стояли около "убогих" на земле. Многие подавали и бросали в чашечки медяки, за что получали: "спаси бог", и проходили дальше к самим "святым воротам", на которых была нарисована картина "Страшного суда", где наверху, в виде седого благообразного старика на облаках, в окружении ангелов, сидел сам бог — Саваоф и судил праведников и грешников. Ниже был изображен "Рай", в виде золотых входных дверей, у которых с ключом стоял апостол Петр и пропускал туда праведников — бедняков, ну, конечно, и других сословий:" в виде архиереев, попов и благообразных мужчин и женщин, а еще ниже изображен был "Ад" в виде места, где свирепствует неугасимый огонь, и в этот огонь черти с большими дубинами загоняют грешников, которые, чтобы не разбежались, окружены толстой цепью. Среди грешников больше всего преобладает интеллигенция, которая покорно идет в ад, а впереди их идут купцы — с разжиревшими мордами, и видать несколько крупных чиновников и лишь немного красномордых баб, со своими мужиками, видать, распутных. Вот им-то больше всего и достается от чертей с дубинками. А в самом низу изображены образцы вечных мучений грешников в отдельных клетках. Например, ябедник подвешен за язык, вор — кипит в котле со смолой, безбожник — подвешен над огнем за бок, революционер - подвешен за ноги над пылающим огнем, убийца — подвешен над огнем за руки и за ноги и жарится он животом вниз, блудницы - подвешены за чувствительные места и т. д. Для каждого грешника свое наказание и обещание в таком состоянии находиться вечно, так как по божьему повелению тела всех грешников и праведников будут нетленными. Здесь, у самых ворот, у калитки стояли как два изваяния монашки, в своих черных одеяниях, с постными лицами, кланялись каждому входящему и протягивали глазетные сумочки на палочках, при этом раздавался звонок от колокольчика, привязанного к палочке, с причитанием: "Подайте ради Христа на украшение обители". Многие подавали, опуская копейки в сумочку и проходили во двор. За опускаемые копейки от монашек слышали: "Христос спасет". Еще подходя к монастырю я заметил, что вокруг всего монастыря стоит высокая кирпичная стена, с башнями по углам. А когда вошли через ворота во двор, то мне показалось, что здесь вторая ярмарка — столько было народа. Большинство были женщины, и среди них всюду шныряли монашки и монахини, первые на головах носили колышки с веером позади, а вторые — цилиндры с хвостом из крепа сзади. Монахини держали себя солидно, и многие из них имели для продажи крестики и маленькие иконки Казанской божьей матери, в честь которой построен монастырь. По улице, во дворе монастыря, справа стояли деревянные двухэтажные дома, а слева две церкви: одна летняя, вторая зимняя.20 Весь двор был как бы парком, стояли высокие осины и тополя, а за домами к реке Мокше находился большой фруктовый сад, в который мы иногда "лазили", переплывая через реку. За певческим корпусом находились ворота, ведущие на кладбище, куда мы и проследовали. При входе на кладбище, как и при "святых воротах", но здесь только одна, стояла с кисетом и колокольчиком на палочке монашка и так же выпрашивала подаяние, позванивая и приговаривая: "Подайте на украшение обители". На кладбище, около монастырской стены, могилы были украшены мраморными надгробьями, чугунными плитами и металлическими и деревянными вычурными крестами с надписями, из которых видно, что под этими надгробьями покоятся видные граждане города Мокшана: купцы, помещики и крупные чиновники, так как в этом месте хоронили только по особому разрешению власть имущих. Далее уже шли могилы "прочих" с простыми деревянными крестами или совсем без крестов. Все кладбище было как сад, но больше было ветел, так как кресты делались из неошкуренных ветловых слег, которые здесь хорошо росли. Много было и сирени и черемухи, нарочно посаженных около могил и в оградах, окружающих могилы. На могилах "именитых" ограды стояли металлические, а внутри их, кругом надгробий, были цветы и скамеечки для сродников, приходящих пролить слезу по покойничку. В эти дни ярмарки на могилах кучками лежали приношения, которые забирали попы за панихиды по усопшим. Здесь были попы с причтами изо всех церквей Мокшана, они переходили от одной могилы к другой, прогнусавят скороговоркой панихиду, заберут приношения и идут дальше, чтобы успеть "охватить" и захватить побольше приношений. Приношения забирались особо доверенными лицами, следующими по пятам за попами с большим мешком, куда и ссыпались приношения, которые впоследствии делились по "совести" между причтом церкви. Мы подошли к могиле бабушки, где нас заставили помолиться и помянуть добрым словом свою бабушку, потом в "скорбном молчании" постояли, а тем временем мать привела попа с причтом и началась панихида, или, как ее называли бабы, "панафида", за которую расплатился отец, и мы всей семьей, другим уже путем, по большой дороге, проходящей около монастыря, возвратились на ярмарку, а когда мы проходили рядом палаток с фруктовыми водами, или, как тогда называли, "с сладкими водами", отец всех нас завел в одну из палаток и угостил "фруктовкой", или еще как ее называли, "шипучкой". Мы ее пили с удовольствием, но нам, ребятам, показалось мало, а отец торопился домой. Он не любил долго ходить по ярмарке, и ярмарку я в этот раз хорошо и не разглядел, но уходить мне не хотелось. По дороге в рядах нам родители накупили сластей: сусальных пряников, конфет с махорками и игрушек в виде свистулек и кукол и жестяной рожок. Когда мы возвращались домой, здесь я только увидел, сколько всякого товару и продуктов навезли на продажу, и всюду стоял шум и гам продавцов и покупателей, которые похлопывали друг друга по рукам, когда торговались в цене за штуку или аршин. Особенный шум стоял в "лошадином" ряду, где продавались лошади разных возрастов и мастей, а продавцами были преимущественно цыгане. Тут шел такой гам от криков, что отец заткнул уши, и чуть не бегом прошли мы этот ряд. И все это, конечно, сопровождалось еще словами, которые нам было не пристойно слушать. На самом выходе из ярмарки мы увидели "походных кузнецов", расположенных прямо на земле. Кузница их состояла из маленьких горнов с вделанными в них соплами небольших мехов и небольшой наковальней у горна. Кузнецы были цыгане, на этих кузницах они выделывали мелкие поковки: крючки к дверям, подковные гвозди, какие-то кольца, а основное их занятие было: насечка серпов и отбивка и заточка кос, для чего около них стояло небольшое точило. Все это приспособление приводилось в движение заказчиками. Вокруг их я, оторвавшись ненадолго от родителей, задержался и постарался рассмотреть всю их нехитрую работу. Как в лошадином ряду, все это сопровождалось гамом и криком. А в стороне, где стояли повозки этих цыган—кузнецов, толпилось много женщин и я постарался заглянуть и туда. Там, оказалось, шло гадание. Цыганки по рукам и глазам предсказывали судьбы обращающимся к ним, главным образом женщинам. Подходили к ним и пары — женихи с невестами, которые протягивали с пятаками руки, и глядя на них, цыганки болтали всякий вздор, который молодыми выслушивался по- серьезному и со вздохами за свою будущую жизнь, так как многие тогда верили им и не жалели пятаков за гадания. В общем, в этот раз мне рассмотреть всю ярмарочную обстановку не удалось, помешали родители, которые торопились домой, а одних нас оставить на ярмарке не захотели — боялись, особенно за меня, как зря любопытного "младенца". И так, пока мы шли по ярмарке, мать то и дело окрикивала меня, чтобы я не отставал от них. И только уж на самом выходе мне удалось, и то ненадолго, задержаться около цыган и цыганок. Домой возвратились еще рано, и я успел увидеться со своими дружками и поделиться с ними виденным и слышанным на ярмарке, но их ничто не удивило, так как они были уже на ярмарке, и без сопровождения родителей, и рассказали много еще нового, что я не смог увидеть. Но на мое сожаление они мне сказали, что на Ильин день, т. е. 20 июля, будет вторая ярмарка, и на ней будет еще больше всего, что и они видели. И я тут подумал, как бы мне побывать на ней без сопровождения родителей, а с ребятами, и когда я рассказал о своем желании ребятам, те с радостью согласились быть моими проводниками. Вопрос стоял в том, как мне ухитриться обмануть родителей? Близился Ильин день, а я еще не нашел способа, как удрать с ребятами, но перед самым Ильиным днем к нам приехал дядя Саша и, как всегда, привез нам подарки, а по случаю ярмарки вручил мне целых 20 копеек. Моему удовольствию не было границ, и я был уверен, что родители будут заняты больше гостем и я это использую и удеру с ребятами на ярмарку. Так оно и случилось: почти с самого утра, на Ильин день, к нам стали собираться гости и родные, про меня забыли, я и удрал на ярмарку, да еще с таким "капиталом" — в 20 копеек! У меня было такое состояние, что я ног под собою не чуял, когда шел с ребятами на ярмарку и всю дорогу хвалился своим "капиталом" перед ребятами, и мы вместе думали: чего же на эти деньги я куплю? Предложений было много, и со всеми я соглашался, нона ярмарке все перевернулось при виде того, что там продавалось. Как и на Казанскую — с родителями, так и на Ильинскую с ребятами мы начали свое "обследование" ярмарки с площади, где были балаганы и карусели. Так как у моих товарищей "средств" для посещения балагана и катания на карусели не было, то мы ограничились бесплатным зрелищем ломания клоуна на подмостках и выслушиванием зазывания "хозяина" балагана. Мы пошли по главному ряду ярмарки, где в постоянных деревянных магазинах продавались разные товары, включая и красный товар, но эти ряды были не для нас, там толпились серьезные покупатели. Мы прошли дальше, откуда было слышно посвистывание глиняных коньков и свистулек в виде дудок. В этом ряду — горшечном — продавалось, начиная от маленьких и кончая корчагами для варки браги и хранения зерна. Торговцы криком и свистом заманивали покупателей, расхваливая свой товар. Я купил здесь свистульку, у которой на конце была чашечка, и когда нальешь в нее воды, то получается красивая трель. И пока мы ходили, эта свистулька переходила из рук в руки, и каждый из нас посвистел, до тех пор, пока навстречу нам не попался полицейский, который цыкнул на нас и приказал прекратить свист, так как похоже на свист полицейского. Дальше мы прошли к "обжорному ряду", а по пути увидели, как бабы, сидя на чугунах, жарили на жаровнях "чибрики", это оладьи из белой муки, которые жарили в постном конопляном масле. Около чибриков мы только постояли, есть никому из нас не хотелось, да и не особенно приятно было смотреть, как бабы, готовящие чибрики, грязными руками месили тесто, сморкались и опять принимались месить, не вытирая рук. А кто покупал, тому они подавали чибрики, завертывая их в пыльные листья лопухов. Ели больше "деревенские", да еще уже хватившие спиртного. У "обжорки" мы остановились и посмотрели, что там творится. Обжорки — это плетневые "закуты", крытые соломой, в них на кольях столы и скамейки. А за обжорками, в берегу реки Мокши, вмазаны большие котлы, в которых варятся щи, мясо для щей готовят здесь же. На ваших глазах режут баранов, рубят на части и с капустой варят щи, которые с большой охотой едят посетители ярмарки, в особенности, если что-нибудь из привезенного для продажи продано с барышом. Здесь, в обжорке, и распивались магарычи, и поэтому из закут доносилось пение и разные не ласкающие слух выражения. В Мокше мы искупались и пошли дальше по рядам. Зашли мы в ряд палаток, где торгуют пряниками, и там я "раскошелился" и купил целый фунт "суслиных" пряников за 4 копейки. Поделился с товарищами, пряники нам показались очень вкусными, и мы в конце концов съели их все. Дальше мы услышали, как и у обжорок, пьяное пение, которое неслось из ярмарочного трактира. Это длинное деревянное здание, окрашенное в темно-коричневый цвет, с окнами без рам. Внутри мы увидели сидящих за столиками, выпивающих мужиков и изредка баб, орущих песни, слов которых не разобрать. А когда мы прошли к стене монастыря, там мы увидели небольшой домик, но подойти к нему не решались, так как около него стоял усатый полицейский, с "селедкой" на боку. И мы были свидетелями, как к этому домику двое полицейских вели мужчину, который упирался и не шел, а полицейские его подгоняли ударами шашек пониже спины или кулаков по затылку. А когда мы спросили, куда его повели, то нам ответили: в "чижовку", а что такое "чижовка", мы еще не знали. Потом мы опять вернулись к балаганам, так как там было веселее, там мы долго стояли и выслушивали "остроты" клоуна и "артистов", которые после каждого представления выходили на помост и, как выражались зрители, "ломались". Нас очень удивляло и было непонятно, что такое "мусье", как называли "артисты" друг друга. Иногда артисты выходили с "медведем", и мы боялись подойти близко к такому зверю. И только после узнали, что это был медведь не настоящий, а ряженый человек. Насмотревшись и наслушавшись всего вдоволь, мы уже к вечеру вернулись домой. Дома я получил соответствующее внушение, но, благодаря присутствию дяди Саши, без физического воздействия. А вечером дядя Саша мне сказал, что он переезжает работать в Пензу, на фабрику Сергеева (ныне "Маяк революции"), а дедушка, пока я учусь в Рамзае, остается там, и мы с ним будем жить на другой квартире, ближе к школе. А я-то думал, что с Рамзаем я распрощаюсь и буду учиться в Мокшане, но отец категорически заявил, что я поеду в Рамзай и там буду кончать начальную школу. Мать было хотела возразить, но отец ничего и слышать не хотел и даже никакого внимания не обратил на её аргументы в виде того, что дедушка выпивает и забудет меня накормить и пр. Но... надо использовать время, оставшееся до начала занятий в Рамзае. В оставшееся время я, что называется, "взял реванш". Что только мы с ребятами не проделывали? Прежде всего в одной из мазанок нашего товарища задумали открыть свой балаган, со своими клоунами и фокусниками, были и акробаты. Родители товарища во всем шли нам навстречу, освободили нам почти всю мазанку от предметов, которые там еще хранились. А мы так вычистили пол, стены и потолок, что они "блестели". В одном конце мазанки устроили "сцену", отделили ее от "зала" занавеской, которую мы выпросили у Масенковых. Занавес у нас раздвигался. Для "публики" мы наделали скамеек — доски на кольях — и надписали номера мест, все, как в настоящем балагане, только сцена была у нас без возвышения и "публике" в задних рядах было плохо видно. В своих "выступлениях" мы точно копировали тех "мусье", которые ломались перед публикой на помосте у балаганов. А фокусы состояли в том, что мы "глотали" огонь и выпускали его из рта пламенем, для чего мы заранее в рот набирали керосина, а потом зажигали спичку и на нее выпускали изо рта керосин, получался такой "эффект", что нас пообещали, при повторении этого фокуса, выгнать из нашего "театра". Публику мы пускали за плату, большей частью натурой: огурцами, морковью, бобами, горохом, но иные приносили и крендель или одну-две копейки. Я исполнял роль "мусье клоуна". Надевал я на себя разноцветные штаны и рубашку, на голове бумажный размалеванный колпак, а физиономия была измазана всеми имеющимися в нашем распоряжении красками. Мы проводили в своем театре всевозможные сцены и однажды даже изобразили на "сцене" попа. За это нам досталось от взрослых, а хозяева "театра" обещались нас лишить мазанки, так как мы на нашего попа надели крест и он благословлял со сцены "публику", что в то время считалось кощунством. Свободное от представлений время мы — "артисты" — проводили в лесу, на реке и частенько ходили всей "труппой" ловить удочками рыбу на Саранке, где в то время были садки с карасями, и хоть и редко, но нам попадались довольно крупные. Если удавалась нам рыбная ловля, то мы с надетыми на кукан карасями с шумом и криком шли с поднятыми кверху носами по улицам, чтобы все видели нашу добычу. И так близилось время моего отъезда в Рамзай, и по мере приближения этого срока мне становилось все печальнее и так не хотелось расставаться со своими закадычными друзьями, да и они мне сочувствовали, так как я во многих наших "мероприятиях" был заводилой. За эти каникулы я, наконец, познакомился с той частью Мокшана — горой, как у нас называли торговую часть города, — которая расположена на верхней половине Мокшана. Там я увидел двухэтажные красивые дома, особенной красотой и величиной отличался дом купца — помещика Быстренина, огороженный красивой оградой в каменных столбах, которая шла вдоль тротуара, и все проходившие мимо, особенно мы, ребята, с завистью смотрели на развлекающихся детей в садике перед домом. Завидовали и их игрушкам, и их одежке.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы