Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть IV. Коммуникационное поведение. Жесты , связанные с речью. Жесты , связанные с речью
Жесты , связанные с речью Связанные с речью жесты, иногда называемые иллюстратора ми (illustrators), прямо соотносятся с речью или сопровождают ее. Значение и функции этих жестов раскрываются по мере того, как мы изучаем их связь с сопутствующей разговорной речью. При попытке систематизации различных типов связанных с речью же стов использовалась различная терминология (Efron, 1941/1972; Ekman, 1977; Kendon, 1989; McNeill, 1992, 2000; Streeck & Knapp, 1992), но так или иначе были выявлены четыре общих типа 1. Жесты, связанные с референтом говорящего — конкрет ным или абстрактным. £■-**■ 2. Жесты, указывающие на отношение говорящего к рефе ренту. 3. Жесты, используемые как визуальное выделение слов го ворящего. 4. Жесты, способствующие регуляции и организации разго ворного диалога между двумя участниками. Жесты , связанные с референтом Как уже говорилось, мы используем жесты для описания содержания нашей речи. Иногда это движения, изображающие со вершенно конкретные референты; иногда же референтами жес- тового указания оказываются пространные, абстрактные идеи. Указывающие движения, например, помогают описать опре деленного человека, определенное место или определенную вещь, о которых идет речь. Референт может находиться в непосред ственном окружении беседующих, а может быть более отдален ным, как в случае, когда вы говорите: «И где ты был до этого?», указывая пальцем в направлении того места, о котором идет речь. Жесты, рисующие форму или движение референта, и жесты, ко торые отображают пространственные отношения, могут исполь зоваться с целью помочь слушателю визуализировать черты конкретного референта. Когда вы говорите: «Мне пришлось отогнуть эту ветку назад», показывая, как вы это сделали, ваш жест тесно взаимосвязан с конкретным семантическим содержанием речи. Если жесты, связанные с референтом, обрисовывают референт путем начертания фигуры в пространстве (например, подобие песочных часов, что обозначает «хорошо сложенная женщина»), можно задаться вопросом, в самом ли деле этот жест является связанным с речью. Чтобы прийти к утверждению, может ли та- Глава 7, Позы и жесты в человеческом общении 275 кой жест быть независимым от речи, нужно, чтобы 70% членов той группы населения, которая использует данный жест, распо знали значение «хорошо сложенная женщина», столкнувшись сжестовым изображением вне речевого контекста. Жесты , указывающие на отношение говорящего к референту Эти жесты не столько характеризуют характер того, о чем идет разговор, сколько отражают ориентацию говорящего на референт. Расположение ладоней может указывать на совершенно разное отношение к собственному посланию (рис. 7.10). Например, ла дони направлены вверх, когда человек чувствует неуверенность («Я думаю» или «Я не уверен»); ладони направлены вниз, когда человек уверен в своих словах («точно» или «безусловно»); ла дони направлены наружу, к слушающему, когда человек делает заявление («Позвольте сказать...» или «Тише»); ладони направ лены к говорящему, когда тот описывает идею («У меня появилась замечательная мысль...»). Положение ладоней может иметь другие связанные с речью ассоциации, например, говорящий поворачивает руки ладонями вверх, когда оправдывается, умоляет или даже предчувствует близость приветствия. Жесты ладоней |
Рис . 7 Л \ Характерный жест генерала Шарля де Голля , воспринимаемый многими как «удержание контроля над предметом Обсуждения» |
Колебательные движения рукой предполагают, что говоря щий «не уверен» или «может пойти любым путем». У Шарля де Голля, бывшего президента Франции, был знаменитый хва-
276
Часть IV Коммуникационное поведение
тательныи жест, который многие понимали как желание конт ролировать предмет обсуждения (рис. 7.11).
Пунктуационные жесты
Пунктуационные жесты подчеркивают, акцентируют и орга низуют важные сегменты разговора. Таким сегментом может быть отдельное слово или большая единица высказывания (например, подведение итогов или ввод новой темы). Когда эти жесты исполь зуются для подчеркивания определенного слова или предложе ния, они часто совпадают с главным голосовым ударением. Пунк туационные жесты могут также разбивать речевой поток на части. Когда мы говорим о ряде вещей, мы может передавать дискрет ность ритмичными рубящими движениями рук, например: «Мы должны учитывать А (жест), В (жест) и С (жест)». Иногда еди ничный рубящий жест после С указывает на то, что С следует рас сматривать отдельно, или на то, что А, В и С следует рассматри вать как группу Легкий наклон головы может сопровождать жес ты рукой. Удар рукой или кулаком в воздухе или по другому объекту тоже является способом постановки ударения if визуаль ного подчеркивания определенного сделанного акцента (рис. 7.12).
Пунктуация, безусловно, может сопровождаться и другими движениями. Одним из таких проявлений является «Поднятие взгляда» (но не «Поднятие бровей», обсуждаемое в главах 2 и 12) (Bull & Connely, 1995; Walker & Trimboli. 1983). Как выясни лось, мгновенное поднятие век говорящего без участия бровей чаще всего наблюдается при произнесении имен прилагатель ных и используется для постановки акцента на них.
Пунктуационные жесты
Интерактивные жесты
Категории жестов, о которых мы говорили до сих пор, были ориентированы на содержание монолога говорящего. Интерак тивные жесты требуют присутствия второго участника диалога и помогают регулировать и организовывать диалог как таковой.
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы