Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть IV Коммуникационное поведение. Глава 7. Позы и жесты в человеческом общении. Глава 7. Позы и жесты в человеческом общении




Конгруэнтность поз, по наблюдениям, возникает во время периодов позитивного разговора, расценивается наблюдателя­ми как индикатор гармонии и сотрудничества и определяется как действие, способствующее созданию взаимопонимания (Charney 1966; LaFrance, 1979,1985; LaFrance& Broadbent, 1976; Trout & Rosenfeld, 1980). В одном исследовании прошедший тренировку актер брал интервью у испытуемых-студентов и копировал позы и жесты некоторых из них. После интервью студенты, которых он копировал, отозвались о своем собесед­ нике значительно благожелательнее и указали на то, что они «идентифицировали» себя с ним или что он «думал как я» (Dabbs, 1969). Ни один из студентов не сообщил о том, что его


Рис . 7-18 Обратите внимание на конгруэнтность поз члена кабинета министров Джозефа Калифано и экс - президента Джимми Картера , 1977



Глава 7. Позы и жесты в человеческом общении



289


копировали. Чартланд и Бар (Chartrand & Bargh, 1999) тоже обнаружили, что копирование поз и жестов увеличивает степень приязни со стороны партнера по взаимодействию.

Бэйвлас и ее коллеги неоднократно пытались обосновать свидетельства о том, что копирование жестов и поз является признаком гармонии и сотрудничества, — и потерпели неудачу. Однако наблюдая подобное поведение, ученые пришли к выво­ ду, что оно возникало скорее во время периодов вовлеченности в разговор, чем во время сотрудничества или в периоды гармо­нии. По утверждению Бэйвлас, такое поведение является сигна­ лом того, что участники общения скорее разговаривают друг с другом, чем говорят что-либо друг другу, то есть выполняют сим­ метричные роли, а не комплементарные. Соответственно, с этой точки зрения соответствие невербальному поведению партнера по общению отражает сиюминутную вовлеченность в разговор.

Бэйвлас также изучала родственное явление, которое она назвала моторным подражанием {motor mimicry). Моторное под­ ражание, например, наблюдается, если человек, находящийся рядом с вами, роняет себе на ногу что-то тяжелое. В то время как он морщится от боли, на вашем лице отражается такая же эмпатическая реакция (рис. 7.19). Иногда мы наклоняемся в том направлении, в котором прикладывает усилия другой человек; иногда мы улыбаемся, видя радость другого. Многие годы уче­ ные верили, что это всего лишь эмпатическая реакция, основан­ ная на опосредованном переживании. Работа Бэйвлас и ее кол­ лег не отрицает факт этого внутреннего переживания, однако показывает, что моторное подражание является в первую оче- редьявлением коммуникативным. Например, гримаса боли как реакция на травму другого в экспериментах Бэйвлас напрямую зависела от визуальной доступности пострадавшего. Болеетого, паттерн и продолжительность этой реакции определялась кон­ тактом «глаза в глаза» с пострадавшим (Bavelas, Black, Chovil, Lemery & Mullet, 1988; Bavelas, Black, Lemery & Mullett, 1986).

Тенденция соответствовать поведению окружающих и подра­ жать ему (через позы, выражение лица, голос и т. д.) иногда приво­ дит к состоянию, известному как эмоциональное заражение (emotionalcontagion) , которое наступает, когда эмоциональное пе­ реживание возникает в результате подражания поведению друго­ го человека. Непременными условиями этого феномена являются сильные эмоции и хорошо развитые навыки кодирования и рас­ шифровки у общающихся (Hatfield, Caccioppo & Rapson, 1994).


Невербальное общение



290



Часть IV Коммуникационное поведение



Смешение

Другим путем исследования синхронии общения стало на­ блюдение симультанных изменений движений и речи у обоих участников диалога. Подобные исследования касались начала, завершения, скорости или направления тех видов поведения, которые рассматривались в эксперименте. Как и поведение соот­ ветствия, поведение смешения было связано с удовлетвореннос­ тью от разговора и с симпатией к собеседнику (Cappella, 1997).

Кондон обратился к исследованию поведения зацепления в результате свой более ранней работы по самосинхронии. Он сделал наблюдение, что, по-видимому, участники общения ко­ ординируют свои действия. Один человек (Davis, 1971), про­смотревший его фильмы, отмечает следующее:

Третий отрывок из фильма , который показал мне Кондон , яв­ лялся примером повышенной синхронии . Мужчина и женщина — работодатель и кандидат на должность — сидели друз напро­ тив друга . При воспроизведении пленки с нормальной скоростью последовательность их действий , казалось , всего лишь включа­ ла довольно много мелких перемещений : мужчина распрямил скрещенные ноги , а затем снова скрестил их , а женщина поерза­ла в кресле . Но когда фильм был показан на замедленном воспро­изведении , синхрония стала очевидной . На одном кадре мужчина и женщина начали одновременно наклоняться друг к другу Они прекратили этодвижение в одну и туже долюсекунды , оба под­ няли головы и затем откинулись на спинки кресел , остановив­шись на одном и том же кадре . Это было очень похоже на слож­ ный танец ухаживания у некоторых птиц или — по излюбленной аналогии Кондона — на марионеток , приводимых в движение од­ ним набором нитей . Кондон сказал мне , что повышенная синхро­ ния подобного рода часто наблюдается в общении мужчин и жен­щин . Во время ухаживания это один из способов обменяться про­ странными высказываниями , не произнеся ни слова ( с . юз ).

Тот факт, что переживания, выходящие из синхронии, име­ ют тенденцию откладываться у нас в памяти, говорит о том, как- часто мы действуем синхронно с другими. Асинхронное пове­дение может свидетельствовать о пониженном внимании, не­ достатке знаний о партнере и т. д. Синхрония общения тоже может быть предвестником обучения речи. Кондон и Сандер (Condon & Sander, 1974) обнаружили, что движения головы,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь