Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Атрибутивные (определительные) отношения.



Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются между словом со значением предмета, явления, события и словом со значением признака: быстрое течение, искупительная жертва, подлинное знание, Един Бог. Строго говоря, определительные отношения включают в себя большое количество различных отношений характеризации предмета по различным признакам. Атрибутивные отношения реализуются как всловосочетаниях с согласованным, так и несогласованным атрибутом. Рассмотрим несколько примеров из НЗ:

ὁ ἀγαθὸς ἄνθρωπος ἐκ τοῦ ἀγαθοῦ θησαυροῦ τῆς καρδίας προφέρει τὸ ἀγαθόν

Добрый человек из доброй сокровищьницы сердца достает доброе [Лк 6:45];

 

Ἐγώ εἰμι ὁ ποιμὴν ὁ καλός

Я – добрый пастырь  [Ин10:14];

 

ὁ ὄφις ὁ ἀρχαῖος

Змей древний [Отк 20:2];

 

οὐκ οἴδατε ὅτι ναὸς θεοῦ ἐστε καὶ τὸ πνεῦμα τοῦ θεοῦ οἰκεῖ ἐν ὑμῖν;

Не знаете, что храм Бога [вы] есть и Дух Бога обитает в вас? [1Кор 3:16].

 

§6. Квантитативные (количественные) отношения.

Одной из разновидностей атрибутивных отношения являются отношения квантитативные, или количественные. Квантитативные отношения устанавливаются между словом со значением предмета, явления, события и словом-числительным, обозначающим количественный параметр: один человек, три дерева, два Завета. Приведем примеры из текста НЗ:

Σπλαγχνίζομαι ἐπὶ τὸν ὄχλον ὅτι ἤδη ἡμέραι τρεῖς προσμένουσίν μοι καὶ οὐκ ἔχουσιν τί

φάγωσιν

Умилосердился над народом, потому что уже три дня были с Ним, и не было у них еды

[Мк 8:2];

 

κατὰ πρεσβυτέρου κατηγορίαν μὴ παραδέχου, ἐκτὸς εἰ μὴ ἐπὶ δύο ἢ τριῶν μαρτύρων

Обвинение на пресвитера не иначе принимай как при двух или трех свидетелях  

[1Тим 5:19].

 

§7. Позессивные отношения (отношения обладания).

Позессивные отношения, также как и отношения квантитативные, являются разновидностью атрибутивных отношений. Они устанавливаются в словосочетаниях между словом со значением чаще всего одушевленного предмета, выражающим обладателя, и словом обозначающим предмет обладания; например: сын отца; член церкви; церковь Божья. Приведем соответствующие примеры из НЗ:

 

οἵ ποτε οὐ λαὸς νῦν δὲ λαὸς θεοῦ, οἱ οὐκ ἠλεημένοι νῦν δὲ ἐλεηθέντες

Вы – некогда не народ, теперь же народ Бога (= народ, принадлежащий Богу)

[1 Пет 2:10];

 

οὐ δύνασθε ποτήριον κυρίου πίνειν καὶ ποτήριον δαιμονίων· οὐ δύνασθε τραπέζης κυρίου

μετέχειν καὶ τραπέζης δαιμονίων

Не можете чашу Господа пить и чашу бесов; не можете в трапезе Госпда

участвовать и в трапезе бесов. [1Кор 10:21];

 

Ἐγένετο ἄνθρωπος ἀπεσταλμένος παρὰ θεοῦ, ὄνομα αὐτῷ Ἰωάννης

Появился человек, посланный Богом, имя ему (его) Иоанн [Ин 1:6].

§8. Комплетивные отношения.

Комплетивные отношения – общее название для широкого круга отношений, при которых одно слово требует по смыслу другого, поскольку мысль остается незавершенной; например неправильными являются предложения: Я очутился.* Я оказался.* Данные предложения не завершены в смысловом отношении, поскольку глаголы «очутиться», «оказаться» требуют дополнительных распространителей.

 В общем смысле комплетивные отношения – это отношения взаимного дополнения. Особенность данных отношений заключается в том, что главное слово в словосочетании с точки зрения лексической семантики не несет основной смысловой нагрузки; грамматически зависимый же компонент, наоборот, семантически более значим (например: Он ухватился за край одежды. Смысл данного предложения в том, что кто-то ухватился за чью-то одежду; слово край в данном случае выступает только как уточняющий компонент, хотя грамматически подчиняет себе слово одежда). Приведем несколько примеров из НЗ:

Ἔνοχος θανάτου ἐστίν

Достоин смерти [Мф 26: 66];

ἀπέχεσθαι εἰδωλοθύτων καὶ αἵματος καὶ πνικτῶν καὶ πορνείας

Воздерживаться от идоложертвенного , и от крови, и от удавленины, и от разврата

[Деян 15:29];

 

ὁ παθὼν σαρκὶ πέπαυται ἁμαρτίας

Страдающий плотью перестает грешить [1Пет 4:1].

 

§9. Партитивные отношения (отношения части/целого).

Партитивные отношения – это отношения части/целого в словосочетаниях, где выделяется какой-либо предмет, признак и т.п. из ряда подобных предметов, признаков и т.п. Например: каждый из нас; один из многих; лучший из лучших. Партиивные отношения можно рассматривать как разновидность комплетивных отношений. В русском языке данные отношения не вызывают сложности в понимании, поскольку могут конкретизироваться с помощью предлога. В греческом языке данные отношения в словосочетаниях далеко не всегда имеют такую конкретизацию. Например:

 

λέγω δὲ τοῦτο, ὅτι ἕκαστος ὑμῶν λέγει, Ἐγὼ μέν εἰμι Παύλου, Ἐγὼ δὲ Ἀπολλῶ … .

Говорю же это, потому что каждый из вас говорит: я Павлов, я Аполлосов …

[1Кор1:12];

Τίνι γὰρ εἶπέν ποτε τῶν ἀγγέλων, Υἱός μου εἶ σύ … .

Кому из ангелов когда-либо сказал ... [Евр 1:5];

 

ὁ μάρτυς ὁ πιστός, ὁ πρωτότοκος τῶν νεκρῶν καὶ ὁ ἄρχων τῶν βασιλέων τῆς γῆς

Свидетель Верный, Первородный из мертвых и Правитель из царей земли [Отк 1:5];

 

Τότε πορευθεὶς εἷς τῶν δώδεκα, ὁ λεγόμενος Ἰούδας Ἰσκαριώτης, πρὸς τοὺς ἀρχιερεῖς

Тогда один из двенадцати (= один из числа двенадцати), по имени Иуда Искариот,

пошел к первосвященникам …  [Мф 26:14].

 

Специфика данных отношений в греческих текстах заключается в том, что в подобных словосочетаниях отсутствуют, с точки зрения русскоязычного языкового сознания, необходимые конкретизирующие предлоги, что вызывает ощущения «неправильности», недоскзанности; напрмер: ὁ πρωτότοκος τῶν νεκρῶν ‘Первородный из мертвых’. Перевод на современный русский язык требует употребления необходимого по смыслу предлога.

Задания и вопросы по темам лекции.

1. Дайте определение понятия «синтаксические отношения».

2. Чем синтаксические отношения отличаются от синтаксических связей?

3. Приведите примеры субъектных и объектных отношений в словосочетании.

4. Каким способом можно определить субъектные и объектные отношения в неоднозначных словосочетаниях?

5. Дайте определение атрибутивных (определительных) отношений.

6. Дайте определение комплетивных отношений.

7. Охарактеризуйте партитивные отношения (отношения части/целого). Объясните специфику этих синтаксических отношений в текстах на языке оригинала НЗ.

Лекция 15 . Обстоятельственные синтаксические отношения.

План лекции.

1. Характеристика обстоятельственных отношений.

2. Обстоятельство места.

3. Обстоятельство времени.

4. Обстоятельство причины.

5. Обстоятельство цели.

6. Обстоятельство условия.

7. Обстоятельство уступки.

8. Обстоятельство образа действия.

 

§1. Характеристика обстоятельственных отношений.

Обстоятельственные отношения выражаются в словосочетаниях в зависимой синтаксической позиции с различными признаковыми значениями. Обстоятельство характеризует действие или состояние со стороны условий осуществления, а также определяет активный или пассивный признак в качественном либо в количественном отношении. По значению традиционно обстоятельства имеют свою классификацию. Различаются следующие обстоятельства: места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия. Рассмотрим данные виды обстоятельств на примерах текстов Нового Завета.

Обстоятельство места.

Обстоятельство места характеризует действие либо событие в целом по местонахождению, направлению, начальному и конечному пунктам движения (в Иерусалиме, на крыле храма и т.п. ):

 

χρηματισθεὶς δὲ κατ' ὄναρ ἀνεχώρησεν εἰς τὰ μέρη τῆς Γαλιλαίας

Получив же откровение в сновидении, удалился в пределы Галилеи [Мф 2:22];

 

καὶ ὥρμησεν ἡ ἀγέλη κατὰ τοῦ κρημνοῦ εἰς τὴν θάλασσαν

И ринулось стадо с крутизны в озеро [Мк 5:13];

 

Ἰησοῦν υἱὸν τοῦ Ἰωσὴφ τὸν ἀπὸ Ναζαρέτ

Иисус Сын Иосифа из Назарета [Ин 1:45].

 

Отдельно выделим обстоятельство квазиместа, как способ выражения различных переживаний, состояний ощущений и т.п. посредством их локализации, например, в органах тела:

 

καθώς ἐστιν δίκαιον ἐμοὶ τοῦτο φρονεῖν ὑπὲρ πάντων ὑμῶν, διὰ τὸ ἔχειν με ἐν τῇ καρδίᾳ ὑμᾶς

Так правильно для меня это мыслить о всех вас, чтобы иметь мне в [своем] сердце вас

[Флп 1:7];

 

καὶ τὰ τέκνα αὐτῆς ἀποκτενῶ ἐν θανάτῳ· καὶ γνώσονται πᾶσαι αἱ ἐκκλησίαι ὅτι ἐγώ εἰμι ὁ

ἐραυνῶν νεφροὺς καὶ καρδίας, καὶ δώσω ὑμῖν ἑκάστῳ κατὰ τὰ ἔργα ὑμῶν 

И детей ее поражу смертью, и узнает каждая церковь, что я проникаю в сокровенные

и явные мысли, и воздам каждому по делам их [Отк 2: 23].

Обстоятельство времени.

Обстоятельство времени фиксирует момент времени или временной отрезок описываемого события, состояния и т.п. (очень рано, в четвертую стражу ночи и т.п.):

μέσης δὲ νυκτὸς κραυγὴ γέγονεν, Ἰδοὺ ὁ νυμφίος, ἐξέρχεσθε εἰς ἀπάντησιν αὐτοῦ

Среди ночи крик раздался: «Вот жених! Выходите на встречу ему!» [Мф 25:6];

 

καὶ τῇ ἐνάτῃ ὥρᾳ ἐβόησεν ὁ Ἰησοῦς φωνῇ μεγάλῃ

В двятом часу закричал Иисус громким голосом [Мк 15:34];

 

νηστεύω δὶς τοῦ σαββάτου

Пощусь дважды в неделю (= в течение недели) [Лк 18:12];

 

καὶ ὁ Κορνήλιος ἔφη, Ἀπὸ τετάρτης ἡμέρας μέχρι ταύτης τῆς ὥρας ἤμην τὴν ἐνάτην

προσευχόμενος ἐν τῷ οἴκῳ μου

Корнилий сказал: «Вот четвертый день до этого часа, как я молился в доме моем … » 

[Деян 10:30].

Обстоятельство причины.

Обстоятельство причины определяет основание (не мотив) действия:

 

Πόσοι μίσθιοι τοῦ πατρός μου περισσεύονται ἄρτων, ἐγὼ δὲ λιμῷ ὧδε ἀπόλλυμαι

У скольких работников отца моего хлеба в достатке, я же от голода здесь погибаю

[Лк 15:17];

 

ἐπεὶ οὖν τὰ παιδία κεκοινώνηκεν αἵματος καὶ σαρκός, καὶ αὐτὸς παραπλησίως μετέσχεν τῶν

αὐτῶν

Поэтому, как дети причастны к крови и плоти, так и Он стал причастником их … .

[Евр 2:14];

 

ὁ οὖν Ἰησοῦς κεκοπιακὼς ἐκ τῆς ὁδοιπορίας ἐκαθέζετο οὕτως ἐπὶ τῇ πηγῇ

Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника [Ин 4:6];

 

καὶ αὐτὸς ἱλασμός ἐστιν περὶ τῶν ἁμαρτιῶν ἡμῶν

И Сам Он есть умилостивление за грехи наши [1Ин 2:2];

 

καὶ ἔκραξαν φωνῇ μεγάλῃ λέγοντες, Ἕως πότε, ὁ δεσπότης ὁ ἅγιος καὶ ἀληθινός, οὐ κρίνεις

καὶ ἐκδικεῖς τὸ αἷμα ἡμῶν ἐκ τῶν κατοικούντων ἐπὶ τῆς γῆς;

И закричали они голосом громким, говоря: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, ты

не судишь и не мстишь за кровь нашу живущим на земле?» [Отк 6:10].

 

Обстоятельственные значения, как, впрочем, и другие отношения далеко не всегда определяются однозначно. Так, например, словосочетание θανάτου δὲ σταυροῦ ‘смерти же крестной’ может быть истолковано как причина, место, образ действие и т.п.:

 

ἐταπείνωσεν ἑαυτὸν γενόμενος ὑπήκοος μέχρι θανάτου, θανάτου δὲ σταυροῦ

Смирил себя, став послушным до смерти, смерти же крестной [Флп 2:8].

§5. Обстоятельство цели.

Обстоятельство цели выражает намерение осуществить действие:

 

ἐγὼ μὲν ὑμᾶς βαπτίζω ἐν ὕδατι εἰς μετάνοιαν

Я крещу вас в воде для покаяния [Мф 3:11];

 

καὶ λέγει αὐτοῖς, Δεῦτε ὀπίσω μου, καὶ ποιήσω ὑμᾶς ἁλιεῖς ἀνθρώπων

И говорит им [Иисус]: «Следуйте за Мной и Я сделаю вас ловцами людей»] [Мф 4:19];

 

ἦλθον γὰρ διχάσαι ἄνθρωπον κατὰ τοῦ πατρὸς αὐτοῦ

Ведь Я пришел разделить человека с отцом его [Мф 10:35];

 

καὶ ἤγειρεν κέρας σωτηρίας ἡμῖν ἐν οἴκῳ Δαυὶδ παιδὸς αὐτοῦ

И воздвиг нам рог спасения в доме Давида, отрока Своего [Лк 1:69];

 

Ἕνεκεν σοῦ θανατούμεθα ὅλην τὴν ἡμέραν, ἐλογίσθημεν ὡς πρόβατα σφαγῆς

За Тебя умерщвляют нас целый день, считают нас за овец для заклания [Рим 8:36];

 

στῆτε οὖν περιζωσάμενοι τὴν ὀσφὺν ὑμῶν ἐν ἀληθείᾳ, καὶ ἐνδυσάμενοι τὸν θώρακα τῆς

δικαιοσύνης, καὶ ὑποδησάμενοι τοὺς πόδας ἐν ἑτοιμασίᾳ τοῦ εὐαγγελίου τῆς εἰρήνης

Итак, стойте опоясав чресла ваши в истине и облекитесь в броню праведности, обув

ноги в готовность благовествовать мир  [Ефс 6:14-15].

Обстоятельство условия.

Обстоятельства условия, представляют собой связанный тип употребления двух и более предикативных основ, выражающих возможность или допущение одного действия в зависимости от другого действия. Семантически различаются четыре вида обстоятельств условия: реальное условие; ирреальное условие; футуральное условие; итеративное условие. Рассмотрим данные условные предложения подробно.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь