Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. Начнем анализ с начала стиха: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему». Но какой образ может быть у без-образного Бога? Его безграничность и бесконечность аксиоматически предполагает отсутствие формы и образа. Тогда как же понимать эти «образ и подобие»? Бог проявляет себя в объективном мире или, точнее, как объективный мир, путем манифестации трех существенных качеств или атрибутов - бытия, сознания и энергии. Именно эти три фундаментальных принципа являются основой и для человека. В веданте и других эзотерических учениях они представляют собой три высшие тела человека – атма, буддхи и манас – составляющие его индивидуальность. Человек, как правило, отождествляет себя с физическим телом, проявляющим его личность – социальный статус, возраст, пол, образование, характер, чувства и мысли. Именно поэтому он и Бога пытается представить в человеческом облике. Но все перечисленное относится к эго, низшему «я», которое не есть истинный бессмертный человек. Но бог, имеющий форму – это ограниченный, не истинный бог: «Советуйся с ним только тогда, когда он не имеет ни формы, ни облика». «Когда он имеет форму, не обращай на него внимания», учит Пселл, «но когда он без формы, повинуйся ему, ибо тогда он есть священный огонь, и все, что он раскроет тебе, будет истинным»[242]. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Мужчина и женщина – это всего лишь отражение более общих дуалистичных принципов: активный – пассивный, дух – материя, небо – земля, интеллект – воля, разум – чувства, логика - интуиция. В греческом переводе «мужчина» обозначен словом «άρσεν» - произносится «арсен», родственно праиндоевропейскому ar-ti- «искусство, наука». Символизирует интеллект, логическое мышление, активность. Женщина представлена словом «θῆλυ» - произносится «фили». Сразу же напрашивается ассоциация с английским «feeling» - чувство. Есть и другие ассоциации: фило-софия, фила-тедия, фило-логия, славяно –фил. То есть корень «фил-» означает любовь. Символизирует собой пассивный, воспринимающий женский принцип, ощущения, эмоции. Нервная система человека обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс. Она связывает воедино чувствительность или восприимчивость, интеллект и двигательную активность. Здесь в психологии отражается метафизический процесс рождения из диады триады: впечатления, представляемые восприятием, обрабатываются интеллектом и приводят к результату, выраженному в действии – Отец и Мать рождают Сына. Мозг человека делится на два полушария: основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление и анализ. Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие отвечает за воображение, понимание метафор, эмоции, мечты, обработку невербальной информации. Оно отвечает также и за мистику и религиозность. Таким образом, левое полушарие соответствует мужскому принципу, правое – женскому. Каббалистически творение человека как общего принципа и мужчины и женщины как начал, составляющих этот принцип, доводит конкретизацию принципов Ход и Нецах до логического завершения, поскольку человек на сегодняшний день является высшим из известных нам носителей сознания. Слово «человек» на старославянском языке звучит как человече. Чело (высшее качество, верх) – голова, мозг как орган, объединяющий дух и материю, сознание как посредник между ними. Чело - восходит к праиндоевропейскому kel «подниматься, расти»; ср.: греч. κολωνός «холм», лат. celsus «возвышающийся, высокий», collis «холм», готск. hallus — то же, др.-исл. hallr, лит. kélti, keliù «поднимать», kálnas «гора». Отсюда же келья – как место для духовного роста, чела – ученик. Век – срок, данный в конкретном воплощении для духовного роста. Еще одна версия: что это слово происходит от старославянского слова целовече, которое происходит от санскритского корня solwo- «целый, весь». То есть объединяет в себе Тело, Душу, Дух. «Атаман становится все более чистым в человеке. Ведь он наделен разумом в наибольшей степени. Он говорит о том, что знает, он видит то, что он знает, он знает, что будет завтра, он знает этот мир и то, что не есть мир. Будучи столь совершенным, он через смертное стремится к бессмертному»[243]. В латинском языке «человек» как вид обозначен словом Homo – от греческого ὅμοιος — подобный, похожий, что является прямым указанием на слова Библии «по образу и подобию». В английском и немецком языке слово «человек» звучит как «man», «Mensch», - производно от санскритского корня man — думать. Таким образом, само этимологическое значение указывает и определяет основную задачу и функцию человека, хотя на сегодняшний день можно проследить этимологию большинства людей не до санскритского корня, а разве что до слова «money» или «monkey». «и наполняйте землю, и обладайте ею» - на латыни слово «обладайте» передано как «subjicite». С точки зрения психических состояний это можно понять как «станьте субъектом», то есть включите все перечисленное в свое личное ментальное пространство, осознайте свое единство с ними, сделайте их своей частью. Любой субъект, от атома до галактики, может распоряжаться только теми энергиями, которые включены в его личную сферу действия. Рыбы, птицы, гады, звери, скот символизируют собой низшие состояния сознания, инстинкты, страсти. Земля символизирует материю как таковую, субстанцию. Определения действий, использованные далее в тексте стиха - «господствуйте, владычествуйте» - говорят опять же не о бесконтрольном использовании природных ресурсов, уничтожении целых видов животного и растительного мира, а о доминировании «высшего Я» над своими чувствами и мыслями, поскольку не может быть господином над другими тот, кто не стал господином над самим собой. Русским словом «владычествуйте» переведено греческое «Άρχετε» - управляйте, произносится «архэтэ», что по ассоциации направляет нас к архе – базовому принципу, первооснове, к архонтам - начальникам, управляющим в древней Греции, которые как раз и должны были проводить в жизнь общества основные нравственные законы; «άρχω» как раз и имеет смысл «идти вперед, вести». Наконец, можно вспомнить и про индийских архатов, что с санскрита переводится как «достойный», то есть тот, кто сумел воплотить в себе этот фундаментальный божественный принцип. Очень интересно описан шестой день в «Книге Святых тайн Еноха»: «И был вечер, и было снова утро, день шестой. В шестой день повелел Я Моей мудрости[244] создать человека из 7 частей: плоть его – от земли, кровь его от росы м солнца, очи его – от бездны морской, кости – от камней, ум – от бысроты ангельской и облаков, жилы его и волосы – от земной травы, душа его – о духа Моего и от ветра. И дал Я ему 7 чувств: слух – плоти, зрение – очам, обоняние – душе, осязание – жилам, вкус - крови, костям – стойкость, уму – сладость». Принцип семеричности основан на анализе семи направлений пространства: два противоположных направления для каждого измерения (север – юг, запад – восток, зенит – надир) плюс центр. Этот особый порядок из шести подвижных и одного неподвижного элементов проецируется на неделю как модель семеричности во временном протяжении. «Три» - во многих культурах является числом, относящимся к Небу, и символизирует высшую троицу богов: «В большинстве теогоний мы замечаем так называемые «тримурти», - это троица богов, происшедших от высшего божества и разделяющих власть над вселенной. В Индии: Нара, Буддхи, Кали, или Брама, Вишну, Шива; в Египте: Аммон, Пта, Озирис; в Ассирии: Илу, Ну, Бель; в Персии (маздеизм): Зеруане, Ормузд, Ариман; в Греции: Зевс, Посейдон, Аид; в Риме: Юпитер, Нептун, Плутон. Впоследствии тримурти принимает иной характер и представляет уже не трех братьев, а отца, мать и сына, например, в Египте: Озирис, Изида и Гор»[245]. Число четыре ассоциируется с Землей - по причине четырех сторон света, четырех стихий. В оккультной геометрии символ Неба – треугольник, символ Земли – квадрат, а символ материального творения – крест в круге. Следовательно, семь — это число, выражающее сумму Небес и Земли. Этому же принципу соответствует пирамида – четырехугольное основание и треугольные стороны. Забегая вперед, все-таки необходимо сказать, что «цифра 7 есть символ Земли и Жизни Вечной. Этот двойной глиф выражен в геометрических фигурах следующим образом: – Треугольник и Квадрат, символ Семеричного Человека»[246]. 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. Надо помнить, что Бог – это не диетолог, и его меньше всего интересовало, сколько калорий и витаминов получит человек и не растолстеет ли он. «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле» - дословно в греческом переводе звучит как «всю траву зелени, которая есть над всей землей. «Зелень» обозначен словом χλωρὸν –«хлорон» - «зеленый». От этого слова производно другое - хлорофилл, зелёный пигмент, окрашивающий хлоропласты растений в зелёный цвет. При его участии осуществляется процесс фотосинтеза, преобразования энергии света в энергию химических связей органических веществ. Аллегорически это можно трактовать как: «Я дал вам средства для трансформации высоких духовных энергий в доступные вам формы для познания их». «Траву, сеющую семя» - дословно звучит как «σπόριμον σπεῖρον σπέρμα» - «семенную сеющую семя». Как мы уже выяснили, семя в переносном значении имеет смысл «принцип, начало, источник». «Я дал» - δέδωκα, звучит «дэдока». Ассоциации наводят мысль на связь с дедукцией, то есть способу мышления от общих положений к частным выводам. Происходит от глагола deducere - «спускать вниз», далее из праиндоевропейского de- + dūcere - «водить, вести». Аллегория понятна, поскольку весь текст первой главы как раз и говорит об инволюции – движении от самых общих принципов к индивидуальным проявлениям этих принципов. Соединяя все эти символы вместе, можно понять текст стиха так: «Я спустил вниз (приспособил для вашего понимания) божественный свет, истину, принципы, законы для того, чтобы в этом виде вы были способны воспринять его». На биологическом плане вопрос питания также имеет свои соответствия. Надо постоянно помнить, что принцип «как вверху, так и внизу» действует на всех планах, повторяясь во всем разнообразии в самых различных аспектах своего проявления. Как Логос воспринимает, ассимилирует и воплощает в реальность сознание и энергию Абсолюта, точно так же и человек воспринимает сознание и энергию Логоса. Основная функция человека как энергетической структуры – это переработка более грубой, материальной энергии в психическую энергию, какой и является приобретенный нами опыт, то есть в процессе эволюции мы поднимаем самую грубую физическую энергию до информационного уровня. Для поддержания своей жизнедеятельности и развития человеку необходима энергия самых различных видов: интеллекту нужна своя пища, поступающая в виде информации, душе нужны впечатления, ощущения и эмоции. Физическое тело также нуждается в разнообразных видах энергии. Определенную часть ее мы получаем из солнечного света и воздуха. Другую часть мы получаем из пищи. Но вот вопрос – что содержит эта пища? Каждый атом Вселенной несет в себе в той или иной форме сознание и энергию Логоса, которые нам и необходимы, даже если мы этого и не осознаем. Вспомним «subjicite» - «обладайте ею». Обладать той или иной энергией можно только подчинив ее себе, ассимилировав ее. Макс Гендель в книге «Лекции о христианстве розенкрейцеров» приводит очень любопытную теорию питания. Он говорит, что каждый атом пищи, которую мы потребляем, несет в себе сознание. И пища тем лучше усваивается, чем легче мы подчиняем это сознание своему «я», то есть чем ниже проявленный уровень сознания этой пищи. «Очевидно, что чем слабее сознание клетки, тем проще его побороть, и тем дольше она останется в подчинении. Сознание растений похоже на глубокий сон без сновидений. Поэтому Эго легко побороть растительные клетки и сохранить их в подчинении долгое время; отсюда большая поддерживающая сила растений. В животной пище клетки становятся уже индивидуализированными, и поскольку животное имеет тело желаний, дающее ему страстную природу, легко понять, что когда мы едим мясо, труднее побороть клетки, которые имеют животное сознание. Поэтому при мясной диете требуется большее количество пищи и более частое питание, чем при овощной или фруктовой диете. Если бы мы сделали еще один шаг и съели мясо плотоядных животных, мы бы чувствовали себя голодными все время, поскольку в нем клетки стали исключительно индивидуализированными, следовательно, они будут искать свободу и достигают ее намного быстрее»[247]. Мы есть то, что мы едим. Наше сознание развито настолько, насколько наше тело в состоянии принимать и ассимилировать божественный свет, преображая его в энергию своего собственного сознания. В растении солнечная энергия присутствует непосредственно. В животных она уже опосредована – мы получаем энергию Солнца из растений, съеденных животными, через питание их мясом. И если Бог дал травы людям, чтобы они выстраивали себе тела, проводники, способные воспринимать изначальную энергию Жизни, то современная индустрия питания полностью лишила нас этого. Все продукты, предлагаемые производителями на сегодняшний день, большей частью не содержат ничего натурального, а в целях снижения себестоимости (но не цены) напичканы химическими заменителями, не несущими в себе вообще никакой жизненной энергии, а только засоряющими шлаками наш организм. Мы едим мертвую пищу, отупляющую нас. Это хорошо заметно на уровне общества. При всех недостатках социализма мы питались действительно натуральной пищей, и уровень личного сознания у каждого отдельного человека был неизмеримо выше, чем сейчас. Теоретически человек способен воспринимать божественный свет непосредственно, но для этого ему необходимо выстроить соответствующие физические и сверхфизические проводники. Постепенно повышая частоту вибраций потребляемой пищи, он может перейти на другой уровень питания, получая чистую энергию из воды, воздуха и света. Постепенно соответствующим образом изменится и химический состав самого физического тела. «3. Он – Брахман, он – Индра, он – Праджапати и все эти боги и пять великих элементов: земля, ветер, воздушное пространство, вода, свет; и эти маленькие разнообразные существа от того или иного семени – рожденные из яйца, и рожденные из чрева, и рожденные из пота, и рожденные из ростка; и лошади, коровы, люди, слоны; и все, что дышит, и движущееся [по земле], и летающее, и неподвижное. Все это ведомо познанием, утверждено в познании. Мир ведом познанием, утвержден в познании. Познание – Брахман»[248]. В заключение надо остановиться на символике дней Творения. Совершенно различные учения, начиная от древних китайцев и пифагорейцев, кончая каббалистами, приписывают числам символическое или мистическое значение. «Некоторые математики считают, что числа были изобретены людьми, другие же, не менее компетентные личности, полагают, что числа существуют независимо, сами по себе, а в меру разумные смертные лишь замечают их»[249]. «В оный день, когда над миром новым И орел не взмахивал крылами, А для низкой жизни были числа, Патриарх седой, себе под руку Единица, символизирующая первый день Творения, не является первым числом, перед ней стоит ноль. Перед единицей есть только пустота, или небытие, мысль, абсолютное таинство, непостижимый Абсолют. Ноль олицетворяет непроявленное состояние, потенциал, еще не подвергшийся дифференциации, вечность, беспредельность, абсолютность действительности. Он обозначает полноту абсолютного Единства. Когда он изображается в виде эллипса, он символизирует Космическое Яйцо, его стороны символизируют инволюцию и эволюцию, нисхождение и восхождение, разворачивание и свертывание. В первый день Бог творит небо и землю и их результат – свет. Символом Единицы служит не имеющая размеров математическая точка. Эта точка — ЕДИНОЕ на пути к порождению всего сущего. В то же время она несет в себе двойственность непроявленных неба и земли. В Китае это Единство изображается в виде символа Тай-цзы – Великого Предела - круга, заключающего в себе отрицательный и положительный потоки инь и ян. Число 1 - это Единица или Монада, первое движение бездны, проявление Универсального Ума, или Логоса, создающего объективную действительность, метафизическое пространство. Единица — это прежде всего воля к проявлению, творящее Божество, само находящееся в состоянии однородного нерасчлененного бытия. Оно обеспечивает переход мира из состояния сна (Пралайи) в состояние активного Бытия. Форма единицы имеет фаллическую, осевую, активную символику. В своем метафизическом аспекте единица выступает духовным принципом, проявляющимся из непроявленного состояния, первотолчок, первое движение и начало всего. В аспекте космическом единица предстает символом единства и активности природы. В психологическом аспекте единица символизирует собой активную духовную или творческую волю человека. Второй день Творения – разделение вод. Для появления числа 2 нужно разделение единства. Число 2 рождается лишь тогда, когда две единицы (два целых) помещены рядом друг с другом. Но так как ничто не имеет существования вне единства, то единство должно проецировать отражение вне себя или внутри себя. Так возникает разделение в самом единстве, которое символизирует также грех, отклоняющийся от первоначального блага. Двойка символизирует различие, чередование, конфликт, зависимость, в то же время ведущие к созданию полярностей, влечению, равновесию. Все, что проявляется, — двойственно и образует пары противоположностей, без которых жизнь не могла бы существовать: свет — тьма, огонь — вода, рождение — смерть, добро — зло. И в то же время кажущиеся противоположности противопоставляются друг другу только с нашей точки зрения. В самой своей сути они все равно представляют единство, хотя и выраженное разными способами. Характерно соотношение 1 и 2 в ведической традиции. Число 2 в ней выступает как символ противопоставления, разделения и связи, с одной стороны, и как символ соответствия или гомологичности противопоставляемых членов — с другой. Третий день - появление земли, появление растений. Число 3 в геометрии символизирует плоскость, которая определяется тремя точками. Графически число 3 выражается треугольником. Другие символические значения числа 3: множественность, творческая сила, созидание, обновление, рост, движение вперед, преодолевающее двойственность, внешнее выражение, синтез. Число 3 имеет сакральный смысл во всех религиозных системах, олицетворяясь троицей верховных богов: в индуизме Брахма – Вишну – Шива; в египетской мифологии Осирис – Исида – Гор, в христианстве Бог- Отец, Бог- Сын, Бог- Святой Дух. Каждая из этих троиц символизирует необходимое количество существенных составляющих для объективного проявления: бытие, сознание, энергия. Троичность может быть разделена на двойственность и единство, суммой которых является. Тройка — «небесное» число, символизирующее душу, четыре — тело. В сумме три и четыре дают семь, образуя священную семерку. В веданте и эзотерике индивидуальность состоит из трех высших принципов: атма – дух, буддхи – интеллект или духовная душа и высший манас, который отвечает за то, чтобы чувственные данные поступали к субъекту познания в определенной последовательности, и чтобы желания субъекта без промедления передавались соответствующим «исполнительным органам». Интересно, что санскритский термин «manas» обозначает не активную познавательную способность, как «ум» в европейской традиции, а бессознательный инструмент, деятельность которого направляется сознательной душой. Таким образом, создание земли как раз и означает появление такого «проводника» от материи к высшему духовному сознанию. Четвертый день – создание светил. Из четырех точек образуется первая трехмерная фигура- пирамида. Само слово «пирамида» происходит от pyra – огонь, костер. Как мы уже выяснили, создание светил находит свое отражение в структуре человека: солнце – высшее «Я», луна – низшее эго. Но и то, и другое всего лишь отражают или являются проводниками высшего духовного света, то есть светила призваны, чтобы «осветить», «сделать видимой, понятной» низшие планы материи. С другой стороны, это указывает нам на основополагающую сущность огня, иди электричества, в проявленном мире. Число четыре символизирует стороны света, четыре стихии, четыре времена года. В алхимии четыре первоэлемента распределяются по их отношению к четырем состояниям материи: твердому, жидкому, газообразному, огненному. Все твердое называется «земля», все жидкое — «вода», все газообразное входит в категорию «воздух», все огненное, то есть тепло и свет, — в категорию «огонь». В психологии также выделяют четыре состояния сознания: сон без сновидений, сон со сновидениями, бодрствование и турийю – транс. Е. П. Блаватская пишет, что число четыре является эмблемой нравственной справедливости и божественного равновесия. Пятый день – создание рыб, пресмыкающихся, птиц. Число пять символизирует пять первоэлементов. У древних китайцев это были огонь, вода, земля, дерево и металл. В системе пифагорейцев это Огонь, Вода, Воздух, Земля, Эфир. В йоге это пять видов энергии человека: прана, апана, вьяна, самана и удана. Также и пять оболочек человека – физическая (аннамайа), жизненная – (пранамайа), умственная – манамайа), интеллектуальная (виджнянамайа), переживающая опыт (анандамайа). Учитывая, что рыбы, пресмыкающиеся и птицы символизируют собой низшие состояния сознания, логично их отождествление с пятью чувствами человека. Графически число пять изображается пентаграммой. Первые известные изображения пентаграммы происходят из Шумера и древнего Египта. Нарисованные на глине пятиконечные звезды, найденные в развалинах древнего города Урука, по мнению ученых, датируются примерно 3500 г. до н. э. Символ пентаграммы встречается в религиозных и магических традициях многих народов. Для евреев она ассоциировалось со священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Бога. Ранним христианам пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа, также она символизировала Троицу и Двойную природу Христа (Божественную и человеческую). Звезда-пентаграмма, пятиконечная звезда, наверное, наиболее известный оккультный символ. Она символизирует защиту и баланс. Её концы обозначают четыре стихии - Огонь, Воздух, Воду, Землю - и соединяющий их элемент Духа. Также пятерка символизирует медитацию, религию. Элифас Леви в книге «Учение и ритуал высшей магии» писал: «Пентаграмма, которая в гностических школах называется Пылающей Звездой, является знаком интеллектуального всемогущества и самодержавия. Это Звезда Магов; это знак Слова, создавшего плоть, этот абсолютный магический символ представляет упорядоченность, либо беспорядок, Священного Ягненка Ормузда и Святого Иоанна, либо проклятого Козла Мендеса. Это освящение или профанация; это Люцифер или Венера, звезда утренняя или вечерняя. Интересно, что траектория движения Венеры напоминает пентаграмму.
Это Мария или Лилит, победа или смерть, день или ночь. Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет Сатану в виде козла на шабаше; когда восходит один конец - это знак Спасителя». Чтобы понять причины такого толкования, следует обратиться к трудам древних каббалистов. Согласно ним, перевернутая пентаграмма - это «Зеир Анпин», Микропрозоп или «Малый Лик Господа», который образуют на Древе Жизни шесть нижних Сфирот: Хесед-Гебура-Тиферет-Нетцах-Ход-Иесод, отделенных Пропастью от трех Высших Сфирот. Однако «Зеир Анпин» это также одно из названий Тиферет, Божественного Сына, через соединение с которым наш мир (нижняя Сфира - Малхут) мог спастись. Отождествляя Христа с Тиферет, христианские каббалисты вполне логично могли отождествить с ним и всю перевернутую пентаграмму в целом. Как сказано в раннехристианском сказании «Страсти апостолов Петра и Павла»: «Упросил Петр, чтобы распяли его вверх ногами, ибо считал, что не достоин он быть распятым так же, как Господь и учитель его Иисус Христос, Сын Божий, распят был». Надо сказать, что перевернутая пентаграмма не есть символ зла как такового. Она просто является зеркальным отражением высших принципов в низших. Шестой день – сотворение «души живой» - зверей, скота и человека. В последовательном творении от растений, рыб до животных и человека мы видим идею постепенного усложнения форм и все большее раскрытие сознания. Шестерка - число союза и равновесия. Графическое выражение — шестиугольник или шестиконечная звезда, образованная сплетением двух треугольников: одного — вершиной вверх (мужское начало, огонь, небо), другого — вершиной вниз (женское начало, вода, земля). Эта фигура известна как Звезда Давида, или печать Соломона, она символизирует совершенное равновесие, иногда считается символом человеческой души. Шесть означает гармонию, совершенное число в пределах десятки: 1 + 2 + 3 = 6. По учению пифагорейцев, число 6 символизирует сотворение мира. В Каббале — творение и красота, Тиферет, шестая сефира. У китайцев шесть — численное выражение вселенной (четыре стороны света, верх и низ образуют шесть направлений); шесть чувств (шестым является ум), символ космического равновесия и божественной симметрии, выражающий соединение противоположностей, единство полярностей, выбор разнонаправленных путей. В своем божественном аспекте шестерка выступает как символ закона аналогий, выраженного на герметическом языке: «Нижнее аналогично верхнему, и верхнее аналогично нижнему». Китайская пророческая книга «И-Цзии» основана на шести прерывистых и непрерывных линиях, сочетание которых составляет систему из 64 линейных гексаграмм и символизирует единство полярных сил. Рассмотренная метафизическая картина творения мира нисколько не противоречит существующим концепциям ученых о возникновении мира – теории Большого взрыва и расширения Вселенной. Надо только постоянно помнить о том, что все явления, действия на материальном плане представляют собой отражение ментальных процессов, происходящих на более высоких планах. Так же, как Абсолют расширяет себя из точки, создавая пространство – сферу своей деятельности, так и метагалактика также началась с явления, напоминающего колоссальный взрыв вещества, обладавшего огромной температурой и плотностью. В развитии Вселенной ученые выделяют четыре стадии: адронная эра, лептонная эра, эра излучения и эра вещества. Такое четверичное деление соответствует уже рассмотренным нами каббалистическим мирам: Ацилут, Бриа, Иецира, Асиа. В восточной традиции это соответствует сатья-юге, двапара-юге, трета-юге и кали-юге. В европейской мифологии это золотой, серебряный, бронзовый и железный век. Человек в своем единстве соединяет высшие и низшие принципы и его задачей является познание и одухотворение материи. «Небеса пребывают на земле, но в земном образе, земля же пребывает на небесах, но в небесном образе». «Бог по своей сути полностью лишен добра и зла. Он полностью лишён положительного или отрицательного. Бог несовершенен, потому что совершенство — это ограничение для всепродолжающейся, постоянно изменяющейся кипучей жизни. И эта Всесущность любит вас так сильно, что она позволила вам сотворить иллюзии совершенства и несовершенства, добра и зла, положительного и отрицательного. И через ваше восприятие она стала тем, за что вы её принимаете. Таким образом, Бог, будучи совокупностью всего, что есть, являет собой и правильное и неправильное, красивое и некрасивое, божественное и отвратительное. Вы — единственное творение, которое является совершенным дубликатом того, что есть Отец, ибо вы — это Отец в расширенной форме самого себя. Всё, что есть Отец, безгранично присутствует в составе его любимых сыновей. Когда в вашем начале мысль, узрев себя, расширилась, она стала принципом мысли под названием «свет». Свет был сотворен первым, потому что, когда мысль зрима и расширена, она всегда снижается до вибрационной частоты, которая излучает свет. Свет, таким образом, — это первая, заниженная форма зримой расширенной мысли. Ваше подлинное наследие уходит своими корнями в тот момент, когда родился свет, ибо каждая частица света, рождённая от первой зримой мысли, стала индивидуумом, Богом, сыном. Поэтому в момент сотворения все стали так называемыми «лучистыми существами». Этот божественный свет, являющийся вашим первородным и постоянным телом, есть Дух вашего существа или то, что я называю Богом вашего существа, ибо ваш Дух — это Бог, Божественный Разум в единственном числе Когда вы созерцаете мысль и пропитываете её эмоцией, мысль расширяется до вибрационной частоты света. Если вы замедляете движение световых частиц и уплотняете их, вы создаёте электрум — электромагнитное поле, имеющее положительный и отрицательный полюса; вы называете это электричеством. Если вы замедляете и уплотняете мысль ещё больше, за пределами электромагнитных полей электрум коагулируется в грубую материю. Грубая материя, в свою очередь, коагулируется в молекулярные и клеточные структуры, называемые формой. И форма удерживается мыслью, образ которой сотворила душа как идеал творения. Всё создаётся следующим образом: берётся то, что не обладает скоростью, — мысль, и расширяется до того, что обладает скоростью, — а это — свет; затем свет замедляется до тех пор, пока вы не создадите и то, и это, и всё вокруг вас. Мысль не имеет чувствительности, чтобы ощутить сущность более низкой вибрации. Для того чтобы Боги могли нюхать цветок, держать цветок, украшать себя цветком, чтобы они могли познать его красоту и ощутить яркость его окраски, они должны были создать вещественное средство, вибрирующее на такой же скорости, на какой вибрирует цветок. Таким образом, воплощение, названное «человек», было сотворено после того, как всё другое уже было создано, чтобы Боги могли чувствовать и осязать свои творения и выражать свои творческие способности через грубую материю — или через то, что называется «твёрдость массы», — через мысль в её самой низкой форме».[251] Помимо метафизической символики Пятикнижие содержит в себе также и космологические аллегории. «Не следует забывать, что астрология - один из ключей к мудрости. Ключ этот сокрыт в законе соответствий и аналогий природы и человека. Мельчайшая деталь атома находит свой увеличенный образ в солнечной системе, а огромный холст истории солнечной системы кратко изложен в атоме. Между ними стоит человек, чтобы спроектировать на себя два этих экрана и прочитать свою собственную историю. Солнце, Луна и Земля живут в каждом из нас в качестве принципов точно так же, как живут они в каждом из атомов нашего земного шара. В составе человека, являющегося лишь потенциальной солнечной системой, развившейся из атома, они живут в виде трех принципов, или начал – духа, души и тела. Дух в нас – это истинный центр сознания, а потому представляет истинное солнце, которое всегда невидимо. Наш ум получает эту искру духа и отражает ее на мир материи в виде мысли, слова и дела. Потому этот лунный (отражающий) принцип в нас – он отражает роль луны. Наше физическое тело – это масса, на которой мы живем, и потому представляет землю. Слово «зодиак» означает группу существ. Эти образы животных и человеческих существ высоко символичны и содержат ключи к историям, периодически повторяющимся в ходе этого творения. Образец человека находится на небесах, и с помощью этого ключа человек говорит с Богом на языке небес. Все это является для человека единственным писанием, с помощью которого он может узнать Волю Бога, а все писания лишь скопированы оттуда человеком. Это откровение Бога человеку, и потому это – евангелие. По этой причине книга небес, как и ее копии, - это безличные божественные писания, открытые человеку. Зодиак – это книга мудрости веков, а планеты указывают требуемую эпоху. Зодиак можно сравнить с циферблатом часов, где планеты служат стрелками, с разными скоростями отмечающими промежутки времени»[252]. Я полагаю, что для каждого, кто читал Библию, заметно невооруженным взглядом, что процесс Творения или инволюции практически в деталях совпадает с эмбриональным процессом зарождения и развития человека. Небо и земля - мужчина и женщина через Эрос – любовь – порождают результат – ребенка, символизированного светом. Земля – яйцеклетка – была «безвидна и пуста», с ней соединяется сперматозоид как носитель активного творческого принципа, пробуждающий ее к действию, развитию. Монада, искра Божия – непроявленная индивидуальная духовная сущность - нисходит на физический план и начинает создавать свое тело. В женском организме, ставшим пространством творения, посреди «нижних вод» образуется «суша» - зародыш. Небо - «Твердь посреди воды» - ДНК, содержащаяся в зародышевой клетке, несет в себе информацию о программе своего развития, хранит память о наследственных признаках отца и матери – неба и земли. Вполне возможно, что ДНК содержит информацию не только о развитии человеческого организма, а полностью весь Высший План Творения: об истории и принципах его создания и последующем развитии, о целях, которые преследует Высший разум. Монада представляет собой высший духовный принцип, высшее «Я» человека, соответствующее Солнцу. Кармическая память, как личная, так и родовая, записанная в генах, наследственные признаки, составляют эго – низшее личностное «я», соответствующее Луне. Единая зигота – оплодотворенная клетка – начинает делиться. «Да праизрастит земля» - в греческом переводе используется слово «Βλαστησάτω» - «властисато» - оплодотворенная яйцеклетка (зигота) делится на две дочерние клетки, называемые бластомерами. Дальнейшее развитие «семени» проходит в своем эволюционном развитии через стадии рыб, рептилий, животных, создавая все более совершенные проводники для божественного света истины, сознания, пока, наконец, не достигнет человеческой стадии самоосознания. Точно такой же процесс проходит на социальном уровне. Аморфное первобытное человечество постепенно оформляется в роды, племена, фратрии. Эти первобытные общественные структуры постепенно с повышением сознания становятся отдельными государствами, нациями. Но и эти государства и нации в конечном счете должны слиться в единый социальный организм, в то же время не теряя своей индивидуальности. Это не глобализация, то есть не слияние на экономической основе промышленно-финансовых монстров, это единение на духовном фундаменте, осознание всеми членами общества своих взаимосвязей и взаимозависимости как с другими людьми, так и со всем миром в целом. Человек действительно создан по «образу и подобию» и в своей сущности отражает все метафизические принципы, на которых зиждется космос. Энергетической основой человека являются чакры, центры пересечения энергетических каналов – нади -, через которые осуществляется взаимный энергоинформационный обмен с космосом. Обратите внимание, что цвета чакр полностью соответствуют световому спектру. . Последовательность расположения чакр полностью повторяет процесс Творения. Высшая чакра – сахасрара – символизирует и отражает непроявленный Абсолют, находясь вне тела человека над макушкой. Вообще-то сахасрара не считается чакрой, а относится к трансцендентному уровню, являясь высшей сущностью, включающей в себя все остальные чакры. Сахасрара (санскр.«тысяча») изображается в виде лотоса с 1000 лепестков. Символически ей соответствую цвета белый – как цвет, включающий в себя все остальные цвета - и фиолетовый как символ высшей духовности. Трансцендентный Абсолют проявляет себя через призму своего отражения – Логоса – разлагающего недифференцированный белый цвет на спектр различных вибраций, соответствующих определенным цветам, символически представляющих различные планы бытия и уровни сознания Аджня – санскр. «центр управления», «неограниченная власть», «дворец знания», Логос, Бог-Сын, сознание Бога и творец мира. Аджня расположена в центре головы и совпадает по своему местоположению с шишковидной железой, которая, по мнению оккультистов, является «мостом» между низшим человеческим «эго» и высшим «Я». Обратите внимание на наличие в названии чакры корня «джн», который означает знание, память, опыт. В Аджна-чакре сходятся три главные нади (энергетических канала)— Сушумна, Ида и Пингала. Изображается в виде лотоса с 96 лепестками. Цвет- синий. Дальше Логос творит пространство-энергию, которые символизирует чакра вишшудхи (санскр. «очистка»), расположенная в области горла. Изображается в виде лотоса с 16 лепестками. Цвет – голубой. Дальнейшая последовательность чакр отражает четыре состояния материи – четыре стихии - по мере ее материализации и уплотнения. Анахата (санскр. «божественный звук») находится в области сердца, символизируя стихию воздуха. Цвет зеленый. Эта чакра любви изображается в виде лотоса с 12 лепестками. Манипура (санскр. мани- «драгоценность», пур – «город») расположена в районе солнечного сплетения, символизируя стихию огня. Цвет – желтый. Изображается в виде лотоса с 10 лепестками. Свадхистхана (от санскр. сва — «собственный», адхистхана — «жильё») соответствует стихии воды и находится в нижней части живота. Цвет – светло-красный или оранжевый. Изображается в виде лотоса с 6 лепестками. Муладхара (от санскр. мула — корень, основа и адхара — фундамент, базис, опора), символизирующая стихию земли, находится в районе промежности у основания позвоночника. Цвет красный. Изображается в виде лотоса с 4 лепестками. Количество лепестков в лотосе означает энергии, за которые отвечает та или иная чакра. Общее количество лепестков в шести нижних чакрах составляет 4 + 6 + 10+ 12 + 16 + 96 = 144. Если умножить 144 на 1000 (количество лепестков сахасрары), то как раз получатся те самые 144 000 избранных, которые спасутся. Аллегорически имеются в виду те, кто сумел раскрыть в себе все заложенные в нем изначально энергии. «Каждая Форма на Земле и каждая крупица (атом) в Пространстве в своих усилиях к самооформлению стремится следовать образу, данному для этого в «Небесном Человеке». Инволюция и эволюция атома, его внешние и внутренние рост и развитие, все имеет одну и ту же цель –достичь состояния Человека; «монады» в ее абсолютной полноте в пробужденном состоянии – как кульминацию завершения божественных воплощений на Земле»[253]. «Неизреченно-совершенный – Ты! Предвечно-властный во Вселенной – Ты! И в малом, и в великом- Ты во всем, - Суть бытия, Ты в бытии самом. Ты – все, и все в Тебе, иного нет. Вот истина, - другого слова нет! Не может разум мой тебя объять… Несведущему как Тебя познать? Ты – явное и тайное, незрим, Но живо все присутствием Твоим. Миротворенье – белая тетрадь, Где книгу жизни начал Ты писать. И первым словом «Разум» в книге той Строкою заблистало золотой. В конце тетради слово «Человек»; Так завершающего Ты нарек. Явилась жизнь, возник сознанья свет И вечной жизни в будущем завет. И вера в справедливость возросла И жажду знанья разуму дала»[254].
В сущности, весь процесс Творения можно свести к вопросу, который задает себе Бог: «Что Я есть? Кто Я есть?» и в Творении как в зеркале он видит свое отражение. Посмотрите в зеркало и скажите – нравится вам это отражение? Можете ли вы с полным правом назвать себя отражением Бога на Земле? «А теперь, возвращаясь к главному пути нашей мысли, – остановимся на первых лучах рассвета начинающегося дня Брамы. Это поистине начало, потому что еще ничего нельзя видеть, – нет ничего, кроме пространства. Никакого следа материи, силы или ума в том виде, как мы понимаем эти термины. В этой части Бесконечного Пространства, – т.е., конечно, в этой «части» Бесконечного Ума Абсолютного, Единого, так как даже пространство является только «понятием» этого Ума, – есть одно «ничто». Это «самое темное время перед рассветом». Учения йогов говорят нам, что вначале Абсолют создал мысленный образ или мыслеформу мирового ума, т.е. мировое начало ума. Здесь проводится различие между мировым началом ума и самим Бесконечным Умом. Бесконечный Ум – безгранично выше своего создания мирового начала ума, и последний – такая же эманация первого, как и материя. В этом отношении не должно быть ошибок, – Бесконечный Ум есть Дух; мировое начало ума есть «материал», частями которого являются все конечные умы. Мировое начало ума было первой идеей Абсолюта в процессе сотворения мира. Это был материал, из которого образовывались все конечные умы. Это – мировая ментальная энергия. Учения йогов говорят нам, что из этого ментального начала было развито мировое начало силы или энергии. А из этого мирового начала силы развилось мировое начало материи. Санскритские термины этих трех начал следующие: Читта или мировое начало ума; Прана или мировое начало энергии; и Акаша или мировое начало материи. Учения йогов говорят нам, что Абсолют «мыслью» вызвал к существованию Читту – т.е. создал ментальный образ или мыслеформу Читты, мирового начала ума. Эта Читта конечна, и подчинена законам конечного ума, наложенного на нее Волею Абсолюта. Все, что конечно, – управляется законами, наложенными великим Законом, который мы называем Абсолютом. Затем началась великая Инволюция, необходимая, прежде чем стала возможной эволюция. Повинуясь наложенным на него законам, ментальное начало облеклось тогда началом энергии или Праны, и возникла к существованию мировая энергия. Затем, следуя тому же закону, Прана облеклась в Акашу, т.е. мировое начало материи. Процесс инволюции совершался началом, облекавшимся в более низкое начало, созданное им внутри самого себя – и так далее – до тех пор, пока не была достигнута самая низшая плоскость. Заметьте разницу: это совершали "начала, как начала", а не индивидуальные живые формы или отдельные существа. Здесь не было ни деволюции, ни падения вниз, только инволюция или облечение одного начала в другое начало. Индивидуальная жизнь еще не появлялась и не могла появиться, пока не начался процесс эволюции. Если бы Абсолют создал сначала высшие существа и заставил бы их затем опускаться в низшие и низшие формы, тогда весь процесс был бы жестокой, бесцельной вещью, достойной одного из злых Божеств, созданных воображением невежественных людей. Но это невозможно. Все усилие божественной воли было ясно направлено к поднятию» индивидуальных «Я» до все высших и высших форм. Ради создания подобных «Я», вероятно, и был вызван процесс «инволюции» начал, и последовавший за ним удивительный эволюционный процесс. В процессе инволюции от ее исходного пункта, лежащего в ментальном начале – до самой низшей точки, достигнутой ей в грубых проявлениях вещества – есть очень много постепенных этапов. И инволюционное стремление шло от высших степеней конечного ума, спускаясь все ниже и ниже на плоскость материи и силы, переходя от высших начал к низшим; когда была достигнута плоскость материи, она, разумеется, сначала показала высшую степень проявленного вещества – самую тонкую форму эфира или Акаши. Потом свойства материи опускались все ниже и ниже, пока не достигли самой грубой формы; тогда наступила короткая пауза и уже после нее начался процесс эволюции или движения по восходящей линии. Импульс начальной Воли или Мысли истощил свое понижающее давление и началось давление вверх или стремление ввысь. Но тут проявилась новая сила. Этой новой силой было стремление к индивидуализации. Во время нисхождения движение шло в массе, т.е. целыми началами (принципами) без раздробления на части или на отдельные центры. Но с первым же движением вверх проявилась тенденция к созданию центров энергии или действующих единиц, которая потом, по мере развития эволюционного движения, передавалась от электронов к атомам, и от атомов – к человеку. Грубая материя послужила материалом для образования более тонких и более сложных форм; эти последние в свою очередь составляли комбинации и образовывали еще высшие формы и т.д. и т.д. Формы энергии действовали точно таким же образом, а также и проявления центров ума или сознания. Но все стояло в связи друг с другом. Материя, энергия и ум образовали тройственное начало и действовали в зависимости одно от другого. И работа их была все время направлена к созданию все высших и высших «форм» – высших и высших единиц, – высших и высших центров. Но в каждой форме, в каждом центре или единице проявлялись все три начала – ум, энергия и материя. И в каждой единице присутствовал вечный Дух. Ибо Дух должен быть во всем, так же, как все должно заключаться в Духе. Таким образом, процесс эволюции с тех пор продолжался непрерывно и будет продолжаться еще долгие периоды времени. Абсолют выражается все в более и более высоких «Я», которым он дает все более и более тонкие и сложные оболочки. И как мы увидим в этих чтениях далее, эволюция идет не только по линиям физическим, но и ментальным. Она касается не только «тел», но и «душ», которые также от времени до времени делают шаги вперед и воплощаются в тело для того, чтобы пройти свой эволюционный путь. Конец же и цель всего этого, по-видимому, заключается в том, чтобы «Я» могли достигнуть той стадии, где они начинают сознавать истинных «Себя», т.е. дух внутри себя и свое отношение к духу Абсолютного, и затем, дальше и дальше до таких плоскостей жизни и бытия и до такой деятельности, о какой даже самые высоко развитые люди нашей расы не могут мечтать. Как говорили некоторые древние учителя йоги: «Люди эволюционируют в сверх-людей, и сверх-люди в богов, боги в сверх-богов, и сверх-боги в нечто еще более высокое, пока от простейшей частицы материи, заключающей в себе жизнь, до высшего существа – до самого Абсолюта – не будет бесконечной лестницы существ, которых всех будет проникать один Дух. Этот Дух есть во всем и все есть в Нем». И точно так же, как раньше существовало стремление к образованию индивидуальных душ из общего принципа, так дальше должно наступить примирение индивидуальных душ; потому что индивидуальная душа, развиваясь и раскрываясь теряет свое чувство отдельности и начинает чувствовать свое тождество с Единым Духом; а, раскрываясь дальше, она вступает в сознательное единение с Богом. Духовная эволюция не значит «рост Духа» – потому что Дух не может расти; он уже совершенен. Выражение это означает раскрытие индивидуального ума, пока ум не увидит в себе Дух. Существует только Единый. Единый – есть Дух. В Бесконечном Уме этого Единого Духа возник мысленный образ или мыслеформа нашей Вселенной. Возникнув из мысли об умственном начале, переходя к энергетическому началу и затем к началу материальному, шел инволюционный процесс творения. Затем начался идущий вверх эволюционный процесс и образовались индивидуальные центры или единицы. Эволюционный процесс стремится к раскрытию «Я», ведет к реализации живущего там Духа. Начиная сбрасывать оболочку за оболочкой, мы ближе и ближе подходим к Духу, находящемуся внутри нас, который есть единый Дух, проникающий все вещи. Это – значение жизни, – тайна эволюции. Вся вселенная заключена в Уме Единого. Нет ничего за пределами Бесконечного Ума. Нет никакого «вне», потому что Единый есть «Все» во всем; пространство, время и законы – это только мысленные образы в этом Уме, точно так же, как виды формы и явления. И по мере того, как Я раскрывается и приходит реальное ощущение самого себя, его мудрость и сила растут и расширяются. Я вступает во владение все большей и большей частью своего наследства. Но необходимо помнить, что весь этот эволюционный процесс есть лишь возвращение к исходной точке. Это восхождение после нисхождения. Это не сотворение, а раскрытие. Нисхождение было совершено началами в целом; восхождение совершается индивидуализированными центрами, вышедшими из начал. Материя проявляется все в более и более тонких состояниях и выказывает все большую и большую подчиненность энергии или силе. А энергия или сила показывают все большее и большее присутствие ума в ней, но нужно помнить, что ум есть и в материи самых плотных состояний. Так должно быть, потому что то, что возникает из чего-нибудь, должно содержать в себе его элементы. Космическая эволюция продолжается и должна продолжаться еще долгие периоды времени. И с дальнейшим ходом эволюции должны появляться все более и более высокие формы. Эволюция идет не только по материальным линиям, но перешла также и на плоскости ума, действуя одновременно по духовным линиям. И конец и цель эволюции, по-видимому, заключается в том, что каждое Я, после опытов многих жизней, может раскрыться и развиться до такого состояния, в котором оно станет сознательным по отношению к своей реальной сущности и ощутит, как реальность, свое тожество с Единой Жизнью и Духом»[255]. Мы рассмотрели один из возможных вариантов процесса создания и структуры мира. Но вполне возможно, что мир совершенно другой. Например, индуизм, буддизм и даосизм, поднимаясь по ступеням реальности от материального мира к духовному, приходит к понятию абсолютной пустоты как источника мироздания и «пустоте пустоты». Таким образом, в распоряжении Абсолюта нет никакого «подручного материала» из которого Он мог бы творить, кроме Его собственного сознания. И вполне возможно, что наш мир – это даже не огромная голограмма, а безудержная фантазия Логоса. Не случайно восточные мудрецы ввели понятия майи – иллюзии, и лилы. Основатель философской школы адвайта Шанкара использует понятие лилы для описания всей реальности как результата творческой игры Брахмана. Логос может оперировать только своим сознанием, поэтому возможно, что он целенаправленно «спускается» до состояния полной бессознательности, так как «бессознательному сознанию» легче внушить, что окружающая его иллюзия – это реальность. Может быть, то, что мы принимаем за материю, есть лишь обман наших чувств, ощущений. И, поднимаясь по ступеням осознанности, мы проникаем все глубже и глубже в эти уровни реальности, которые на самом деле всего лишь состояния сознания.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы