Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.



«Вот происхождение неба и земли» - давайте подытожим все, что было сделано Богом в первые шесть дней Творения.

«30. Сказано, что прежде, чем Древний из Древних, Сокровенный из Сокровенных утвердил части Царя (т.е. различные члены и пути Микропросопа) и диадемы диадем (т.е. различные покровы, ограничивающие избыток Света), не было ни начала, ни конца (т.е. не было ни передачи, ни восприятия)»[257].

«По мере развития цивилизации людьми выработаны более или менее стройные космогонические системы. В философском отвлечении эти системы обыкновенно в начале начал признают божество единое, всемогущее и само в себе довлеющее. Соединяясь с волей или с воображением, божество создает материю. Затем от воздействия на материю воли или силы, или мысли, каковые понятия все представляют атрибуты божества, создается и устраивается мир и все земное. Как мы видим, всюду друг другу противопоставлены противоположные начала, как-то: сила центростремительная и центробежная, отталкивание и притяжение, положительный и отрицательный полюс, активность и пассивность, бытие и небытие. Выражая все эти силы наиболее абстрактным образом, скажем, что основные начала мира суть: первое – энергия, движение, а второе – инерция, бездействие. Мировую энергию можно изобразить в виде точки, а инерцию в виде круга с бесконечным радиусом. Итак, мы имеем силу или волю в беспредельном пространстве. Сила, распространяясь в пространстве, должна прежде всего найти себе точку опоры. Поэтому она противопоставляет себе себя самоё и разделяется на силу активную, действия, и силу пассивную, сопротивления. Если бы одна из этих сил поглотила бы другую, то и она потеряла бы точку опоры и потерялась бы в пространстве. Посему необходимо, чтобы между ними было равновесие, но если эти силы будут нейтрализовать друг друга в неподвижном равновесии, то движение, а стало быть, и жизнь, также прекратится. Итак, необходимо, чтобы при борьбе этих сил они встречались не на прямой линии и не в одном месте, а разбились на части и сталкивались друг с другом неравномерно, так, чтобы между ними было подвижное равновесие, как в работающей машине, и чтобы движение постоянно возобновлялось реакцией столкновения в бесконечной производительной работе. Поэтому энергия прежде всего должна разделиться на тысячи атомов и монад. Они проникают пространство и под влиянием силы сопротивления, двигаясь по всем направлениям взад и вперед и всюду реагируют, оживляют пространство и создают материальные формы. После этого они, повинуясь закону синтеза и гармонии, объединяются, организуются и снова поднимаются к центру энергии»[258]. На материальном плане неравномерность распределения материи в пространстве необходима, чтобы создавать формы, отдельные материальные объекты.

Анализируя далее комментарий Фабра д,Оливе, изложенный им в книге «Восстановленный еврейский язык», С. Тухолка пишет: «В начале Бог, через элохимов, т.е. через свои силы или атрибуты, сотворил в принципе небо и землю. Таким образом, земля существовала лишь в потенциальной возможности бытия, а не в реальном, материальном виде. При этом центростремительные и центробежные силы, или силы притяжения и растяжения, были над всеобщими потенциальностью и пассивностью. И Бог устроил дифференциацию материи и выделил в природе разум, долженствовавший управлять ее эволюцией. И Бог разделил пассивную материю, бывшую в потенциальном состоянии, и создал эфир, и верхняя часть этой материи представляла воздух (небо), а нижняя – воду (море), и вода была осушена огнем и появилась земля. И на земле появились растения. Затем Бог создал солнце, луну и звезды, дабы эти светила распространяли духовный свет на земле и служили мерилом времени. Затем вода и воздух породили рыб и птиц, а земля разных животных. Но весь этот мир существовал еще только в потенциальном, а не в реальном виде. Затем бог сотворил в своей тени потенциальность Адама, т.е. человеческий род, внеся в него и мужское начало (интеллект) и женское (волевую способность). Сотворив мир в принципе, Бог в седьмой период вернулся в свое прежнее состояние. Таким образом, тогда природа и человек существовали еще только в концепции Бога, а не в реальном бытии».

«Для мудрецов Индии и Египта все видимое развитие было лишь внешним аспектом мира, его отраженным движением. И они искали объяснения его в аспекте внутреннем в движении прямом и изначальном. Они находили его в другом порядке законов, который открывается нашему разуму. Для древней науки безграничная вселенная не была мертвой материей, управляемой механическими законами, она была живое целое, одаренное разумом, душой и волей. Это великое тело вселенной имело для неё бесконечное число органов, соответствующих его бесконечным способностям.

Как в человеческом теле все движения происходят от мыслящей души и от действующей воли, так в глазах древней науки видимый порядок вселенной был лишь отражением порядка невидимого, т.е. космогонических сил и духовных монад всех царств, видов и родов, вызывающих своей беспрерывной инволюцией в материю эволюцию жизни.

В то время, как современная наука рассматривает лишь внешнее, поверхность вселенной, наука древних храмов имела целью раскрыть внутреннюю суть, распознать скрытый состав вещей. Она не выводила разума из материи, но материю из разума. Она не приписывала рождение вселенной слепому сцеплению атомов, но зарождение атомов объясняла вибрациями мировой Души. Она подвигалась концентрическими кругами от общего к частному, от Невидимого к Видимому, от чистого Духа к организованной Материи, от Бога к человеку. Этот нисходящий порядок Сил и Душ, обратно пропорциональный порядку восходящему Жизни и Тел, представлял онтологию или науку об общих свойствах сущего и составлял основу космогонии.

Все великие посвящения Индии, Иудеи и Греции, посвящения Кришны, Гермеса, Моисея и Орфея знали – под различными формами – этот порядок начал, сил, душ и поколений, которые исходят из Первопричины, от неизреченного Отца. Нисходящий порядок воплощений одновременен с восходящим порядком жизни, и он один служить к пониманию последнего. Инволюция производит эволюцию и объясняет ее»[259].

Вторая глава Книги Бытия ставит еще один интересный вопрос: начиная с четвертого стиха, Моисей вводит древнееврейское имя Яхве, которое часто транслитерируется как «Иегова». По ветхозаветному преданию это имя было открыто Богом Моисею в богоявлении при горе Хорив. Когда Моисей, которому бог явился в неопалимой купине, спрашивает его, «как ему имя», бог отвечает речением: «Я есмь сущий» (Исх. 3, 14). Но перевод «Сущий» имеет некоторый оттенок бытийности, стабильности, в то время как точное значение имени Бога на иврите «Я стану», что сразу же переносит акцент на динамику и развитие.  Имя Яхве связано с именем Элохим каждый раз, когда оно используется в главе второй, и звучит как Яхве Элохим, - «Господь Бог», что, возможно, не совсем точно, поскольку имя Яхве восходит к глаголу «hvh» - быть, жить. Тогда действительно более приемлемы эпитеты «сущий», «живой». Слово же «Господь» больше указывает на признак власти, всесилия, могущества. В древнееврейском языке эл (ал) – это бог, но бог безличный. В первой главе используется множественное число от эл – элохим. В связи с этой разницей в обозначении Бога в библейской критике возникли условные наименования авторов двух источников текста Библии – Элохист и Яхвист.
Основоположником этой гипотезы является французский библеист Ж. Астрюк, который обратил внимание на различия в употребляемых в еврейском тексте имен Бога. На самом же деле, можно предположить, что различные наименования Бога относятся к различным его функциям. В иудаизме для обозначения этих функций или аспектов применяются 72 имени Божьих. Каббала использует 10 имен Бога для обозначения их соответствий каждой из сефирот Древа Жизни, символизирующих состояния сознания и планы бытия, где это сознание действует. Слову «Бог» или «боги» больше соответствует термин «Элохим», слову «Господь» - «Адонай». «Эти боги — Элохим — суть формообразующие влияния, посредством которых творческая сила выражает себя в Природе»[260].
По мнению Ю. Вельхаузена, книги Моисея имеют четыре источника, а, следовательно, и четырех авторов.

 «При чтении Библии нетрудно заметить, что имена Бога весьма различны: Господин, Господь Бог, Отец и ряд других. Оказывается, их использование — не художественный прием, устраняющий повторения, а точные метафизические термины. В конкрет­ном имени мы постигаем аспект рассматриваемой Божествен­ной силы вместе с уровнем, на котором она действует»[261].

«Berashith Вara Elohim» – «В начале элохимы сотворили» Кем являются эти элохимы «Книги Бытия»?

«Va-Yivra Elohim Ath Ha-Adam Ве-Tzalmo, Be-Tzelem Elohim Bara Otho, Zakhar Vingebah Bara Otham» – «И элохимы сотворили Адама по Своему собственному Образу, по Образу элохимов сотворили Они их, Мужскими и Женскими сотворили Они их» Кто они, эти элохимы? Обычный английский перевод Библии передает слово элохим словом «Бог»: в нем существительное множественного числа переведено единственным числом. Единственное приводимое оправдание такой подмены звучит как-то неубедительно, оно заключается в том, что это слово несомненно множественного числа, но оно не должно применяться в смысле множественного числа: что оно «множественное в обозначении превосходства». Но это только голословное утверждение, ценность которого может быть справедливо проверена посредством Книги Бытия, I, 26, переведенной в ортодоксальной версии Библии так: «И Бог (элохимы) сказал, «Сотворим человека по нашему образу, по нашему подобию». Здесь налицо четкое признание факта, что «элохим» не есть «множественное превосходства», но существительное множественного числа, обозначающее больше, чем одно существо. Чтобы отыскать действительное значение символизма, заключающегося в слове элохим, мы должны обратиться к ключу еврейской эзотерической доктрины, к малоизвестной и еще меньше понятой «Каббале». Там мы найдем, что это слово представляет собою две соединенные мужские и женские Силы, равные и неделимые, сочетающиеся в вечном союзе для поддержания вселенной – это великие Отец и Матерь, Природа, в которых преобразуется Вечно Единое, прежде чем вселенная может существовать. Ибо «Каббала» учит, что прежде чем божество не приспособилось таким образом – т. е. как мужское и женское – Миры вселенной не могли существовать; или словами Книги Бытия, что: «земля была бесформенна и пуста». Таким образом, устроение элохимов является концом Бесформенности и Пустоты, и Тьмы, ибо только после этого устроения руах элохим – «дух элохимов» – может вибрировать над ликом Вод. Но это только очень малая часть той информации, которую посвященный может извлечь из «Каббалы» в отношении этого слова «элохим»[262].

«Вселенная – это материя, упорядоченная и систематизированная разумом Бога. Она была создана, когда Бог произнес собственное имя – при звуке которого свет и небеса вырвались из небытия. Имя Бога само является созидательной силой. Каково это имя, известно только самому Богу»[263].

«Еврейское слова Иегова, что значит Бог и пишется ה ו ה י (справа налево).  Принципом слова является иероглиф ו (о), знак духовного света, а субстанцией его двойной знак  ה (е), выражающий абсолютную жизнь. Это соединение е-о-е дает глагол «быть» в абсолютном смысле. Перед этим словом поставлена буква י (i), знак проявления в вечности. Таким образом, i -е-о-е выражает абсолютную одухотворенную жизнь в ее вечном проявлении в мире, что и представляет идею Божества. Обыкновенно верховное божество рождает меньшие божества, изображающие его качества, и эти последние занимаются мирозданием. Первая троица в космогонии, - это первоначальное мужское начало, соединяющееся с первоначальным женским началом, и их произведение. В Индии, согласно Ведам, верховное божество – Атма (дух) соединяет в себе оба пола. Его активное начало, воздействуя на его же пассивное начало, рождает Нару. Нара, или Нус, или Мана, то есть дух творца. После Атма рождает Вираджа, или Буддхи, то есть мысль творца, и Кали, то есть солнце или время, представляющие уже материю, но наиболее тонкую. Впоследствии появилась другая теогоническая система, а именно: верховное существо Парабраман или Атма не имеет пола, но, соединяясь с волей, он создает Омо-Браму, или слово. Омо-Брама, соединяясь с Атмой, производит последовательно Браму, Вишну и Шиву, из коих первый создает мир, второй сохраняет, а третий разрушает его. В Египте верховный бог Аммон Ра, символ коего есть Солнце, был двуполым. Его женское начало носило имя Мут. От Аммона и Мут родился Хонсу. Вот первая троица. Бог Пта (строитель), происходивший от Аммона же и изображавший его разум, устроил мир, созданный Аммоном в виде хаоса.. в Греции верховное божество Уранос (небо) соединяясь с Геей (землей), рождает Кроноса (время). Кронос, соединяясь с Реей (представляющей водное божество), рождает Зевса. В отвлечении мироздание представляется в следующем виде. Два начала производят третье. 1-е есть мужское начало, дух, или мысль, или воля; 2-е есть женское начало, материя, или производительная сила природы. Далее, в большинстве теогоний мы замечаем существование так называемых тримурти, - это троица богов, происходящих от высшего божества и разделяющих власть над вселенной. В Индии: Нара, Буддхи, Кали или Брама, Вишну, Шива; в Египте: Аммон, Пта, Осирис. В Ассирии: Илу, Ну, Бел. В Персии (маздеизм): Зеруане, Ормузд, Ариман. В Греции: Зевс, Посейдон, Аид. В Риме: Юпитер, Нептун, Плутон. Впоследствии тримурти принимают иной характер и представляют уже не трех братьев, а отца, мать и сына, например, в Египте: Осирис, Изида и Гор. Эти божества всюду имеют более или менее одинаковые черты. Первое мужское божество – небо, творец мира в принципе, или творец материи (хаоса). Первое женское божество – земля или материя, или воля, или иллюзия. Второе мужское божество – устроитель мира, заступающий со временем на место своего отца. Третье мужское божество – бог, приближающийся к человеку. Он представитель света и знания он обуччает людей искусствам и наукам и дает им законы. В Египте Аммон и Изида рождают Осириса, Осирис и Изида рождают Тота, иначе называемого Гермесом. В Фивах Аммон и Мут рождают Хонса, Хонс и Мут рождают Гарт-Гата. В Финикии и в Ассирии Илу и Милитта-Таут рождают Бела, Бел и Милитта-Таут рождают Нисроха-Сальмана (спасителя). В Греции Кронос и Гея рождают Зевса, Зевс и Майя (иллюзия) рождают Гермеса»[264].

7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Сравним этот стих с аналогичным текстом вавилоно-аккадского эпоса о сотворении мира «Энума элиш»:

«Мардук, речи богов услышав,

Сердцем задумал искусное сделать,

Уста открыл он и молвит Эйе,

Что в сердце задумал, в уме замыслил:

«Кровь соберу я, скреплю костями,

Создам существо, назову человеком.

Воистину я сотворю человеков».

«Не было человека для возделывания земли» - эти слова не надо понимать буквально, представляя человека лишь как землепашца или садовода. Под «землей» подразумевается материя, субстанция, которую человек, как связующее звено между «небом» и «землей», должен «возделать», то есть преобразить и наполнить божественным смыслом и сознанием. Это относится ко всем областям жизни человека – и к материальной культуре, и к духовной. Есть существенная разница в том, какой энергией, какой мыслью наполнит человек материю. П.Д. Успенский говорит, что есть принципиальное различие между камнем в стене тюрьмы и камнем в стене храма.

 «Он (Высочайший) извлек из своей собственной сущности бессмертное дыхание, которое не погибает в существе, этой душе существа он дал Ахамкара (самосознание), верховного водителя. Затем он дал душе этого существа (человека) разум, образованный из трех качеств и пять органов восприятий»[265]. «Этими тремя качествами являются Разум, Сознание и Воля. Они соответствуют Мысли, Восприятию и Озаренности»[266]. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» - все религии и учения взяли это изречение Протагора на вооружение. Но мир, действительно, построен по единому принципу и, поскольку он заложен и в человеке, мы можем, заглянув в себя, увидеть весь мир. Раввинская литература и «Зогар» описывают размер Адама до грехопадения как «равный по ширине целому миру».  Именно «Адам Кадмон» (ивр. ‏— «первоначальный человек») — в каббале название первого (высшего) из пяти духовных миров, созданных после Первого Сокращения. Сознание архетипичного Адама, поскольку оно еще не стало индивидуальным, а следовательно, ограниченным формой и связанным с ней «эго», было безгранично, то есть равно всему Творению.

«71. А тайна человека смертного и земного подобна тайне Божественного и бессмертного Человека, ибо сотворен он по образу Бога на земле. В форме тела его заключен Тетраграмматон. Голова – Йод, руки и плечи подобны Хе, торс – вау, а ноги – Хе конечная. И как внешний облик человека соответствует Тетраграмматону, так животворящая его душа соответствует десяти сефирот; а поскольку последние находят свое выражение в троице, состоящей из Венца, Царя и Царицы, то и душа также состоит из трех частей. Первая из этих частей – Нешама, высочайшая ступень бытия, соответствующая венцу (Кэтер) и символизирующая высшую триаду сефирот, именуемую миром разума,  вторая – Руах, вместилище добра и зла, соответствующая Тиферет, нравственному миру. Третья – Нэфеш, животная жизнь и желания, соответствующая Йесод и материальному, чувственному миру. Все души предсуществуют в мире эманаций и в своем изначальном состоянии являются андрогинными, но, спускаясь на землю, разделяются на мужские и женские и вселяются в различные тела»[267].

8. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

Здесь возникает сразу несколько вопросов. Начнем с того, что первая глава излагает нам процесс инволюции, происходивший в мире замысла – Ацилут. Все последующие главы расшифровывают эти события и их отражение на все более низких уровнях бытия. И в то же время, соответствие этих событий видно достаточно четко, хотя на первый взгляд они могут показаться противоречивыми. Например, в первой главе или сотворение человека относится к шестому дню, а во второй Бог создает человека сразу после неба и земли, не упоминая о создании земли, светил, растений и животных. Но давайте вспомним Каббалу, которая говорит, что первым явлением Божества, универсальным архетипом всего сущего является Адам Кадмон – предвечный человек, первый, высший из пяти духовных миров, символизирующий всеединство, первичный эскиз, конспект всей эманации, содержащий в нерасчлененной цельности всю полноту миров и времен.

«524. В чем здесь причина? В том, что подобие человека заключает в себе все сущее и все сущее распределяется по образу его»[268].

«106. И гласит предание: есть Эдем, сияющий над Эдемом. Горний Эдем сей не открыт, а потаен в сокровенности, и не разделяется на пути.

107. дольний Эдем разделяется на пути, а именно на тридцать два направления путей своих.[269]

108. но, хотя Эдем сей и разделяется на пути свои, никто не знает его, кроме Микропросопа.

109. Горнего же Эдема и путей его не знает никто, кроме самого Макропросопа»[270].

Но Адам Кадмон – это только сам принцип бытия, андрогин, двойственность в единстве, которая необходима для проявления Абсолюта. В первой главе мы наблюдаем постепенное усложнение мысли Бога от простого к сложному – от «безвидной земли» к человеку, и в то же время от наиболее общего к наиболее индивидуализированному. Вторая глава «Бытия» рассказывает о раскрытии, развертывании дейсвия сефир Ход и Нецах: «В Ход, однако, появляются индивидуаль­ности и наличествует непрерывность существования. В Не­цах весь разум является групповым, а в Ход находятся истоки человеческого разума»[271].

С другой стороны мы видим также и акцентирование на последовательном разделении единой духовно-материальной субстанции или энергии Бога: неба от земли, вод от вод, суши от вод. Но разделенные принципы сами по себе не в состоянии действовать, развиваться. Дух не может проявить себя вне материи, так как ему не на что воздействовать. Материя не может развиваться самостоятельно, так как она инертна и нуждается в активном воздействии Высшего Сознания, направляющего ее. Естественно, что все эти разделения условны и необходимы только для нашего понимания сущности происходящих процессов, так как на самом деле не существует материи, абсолютно отделенной от духа. В каждой самой примитивной частице, в камне или песчинке в латентном состоянии все равно присутствует сознание. Каждый объект просто обязан иметь центр сознания, обеспечивающий его функционирование, его целостность, связующий воедино все его компоненты, без которого его форма просто рассыпалась бы и пришла в состояние недифференцированной субстанции. Поэтому во второй главе автор нам и рассказывает о соединении «праха земного», то есть субстанции земли, или ее принципа, с «дыханием Бога», то есть сознанием. Без этого соединения невозможен процесс эволюции. «Эволюция» - происходит от лат. ēvolūtiō «развёртывание, раскрытие», от ēvolvere - «разворачивать, раскатывать, выкатывать, катить», восходит к праиндоевр. wel(w)e- «крутить, валять». Кроме того, в слове «эволюция» ясно слышится «-воля-», т.е. направленность этого развертывания.  Что бы ни говорили сторонники материализма по поводу заложенного в самой материи стремления к развитию, но эволюция как процесс совершенствования должна иметь определенную цель, идеал, к которому стремится все мироздание. Но целеполагание относится к сфере сознания, и возникнуть в неодухотворенной материи такое стремление самостоятельно не может. Следуя принципу «из ничего ничего не возникает», можно утверждать, что сознание не могло бы возникнуть из материи, если бы оно изначально не присутствовало в ней в непроявленном состоянии. Именно символику этого процесса объединения духа и материи мы замечем в 7 стихе. Сопоставляя тексты первой и второй глав, мы можем соотнести его со 2 стихом первой главы «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою», то есть тот же процесс внесения информации, энергии в пассивную воспринимающую субстанцию. Здесь придется вернуться к стиху «но пар поднимался с земли» - в еврейском оригинале стоит слово ’ed, что обозначает источник, переведенное как «пар». Латинский и греческий переводы также используют именно слово «источник». Но что является источником для принципа земли? Только принцип сознания Бога, который «орошал все лице земли». «Он поднимается из земли к небу и снова опускается в землю и получает силу всех вещей, как высших, так и низших»[272]

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке». Этот текст соотносится с 9-м стихом первой главы, где говорится о возникновении суши, т.е. дифференциации, выделении какого-то относительно независимого плана в общем океане энергии, субстанции, имеющего самостоятельное значение в общей структуре бытия. Применение здесь не просто обозначения «Бог», а имени собственно «Яхве», которое, как уже было сказано, имеет смысл «быть», «жить», говорит о том, что речь идет уже не об абстрактных идеях, архетипах, а о мире Творения. В то же время, исследователи абсолютно зря ищут его следы в Индии, Африке или Месопотамии. Рай – это не место, рай – это состояние. На его внеземную природу указывает само его название: на русском – от индоевропейского корня raj - сиять, блестеть. На латыни и по-гречески paradisum и παράδεισον соответственно. Значимая часть слова «парадиз» производна от греч. πᾰρά и санскр. पर и имеет смысл «вне», или преодоление границ, пределов чего-либо, и от корня r â j - «сиять», «блестеть».   На востоке – в латинском переводе звучит как principio, в греческом - ἀνατολὰς, что также имеет значение «начало, исток, возникновение». Греческое слово ἐφύτευσεν – «насадил»- имеет также значение «породил, произвел». Тогда можно аллегорически понимать этот текст в том смысле, что Бог выделил в неупорядоченной стихии земли некий план, предназначив его для упорядочения, совершенствования, «возделывания ее человеком». Но если в первой главе процесс разделения вод и возникновения суши абстрактен и обезличен, то во второй он несет в себе психологическую окраску. Дело в том, что понятие «Эдем» израильтяне сближали со словом е’den — «наслаждение». Это же оттенок заметен в латинском переводе, где используется эпитет voluptatis – «удовольствие, наслаждение». Некоторые исследователи выводят происхождение слова «Эдем» от глагола ṭaḫādum - «давать изобилие».

Здесь не мешает вспомнить индуистское понятие «сат - чит – ананда» - «бытие – сознание – блаженство». Эти три понятия разделены только в нашем сознании для более четкого уяснения их смысла. В реальности же они неотделимы друг от друга и используются для обозначения единой сущностной природы личного аспекта Парабрамана – Ишвары. В христианстве они могут соответствовать трем ликам или ипостасям триединого Бога. Такое понимание поможет нам лучше осознать то обстоятельство, что Бог насадил Эдем не для чьего-либо удовольствия, а что наслаждение является самой природой Бога. Но как надо правильно понимать это наслаждение и как оно связано с сознанием и бытием? Все авторы, которые пишут о состоянии просветления, обязательно упоминают как одну из его составляющих чувство радости, счастья, экстаза, основанного не на логическом, а на внутреннем понимании сущности бытия и своего единства с ним.

«Сущность просветления и мудрости совершенного человека, путь к высшей стадии самопознания заключаются в органическом слиянии с природой, со всей вселенной».[273] «При слове «просветление» воображение рисует какие-то сверхчеловеческие подвиги, что очень импонирует нашему эго. Однако просветление – просто ваше естественное состояние, в котором вы чувствуете единство с Бытием, связь с чем-то неизмеримым и не подверженным разрушению. Бытие – это вечная и вездесущая Единая Жизнь, стоящая за мириадами форм жизни, подверженных рождению и смерти. Бытие присутствует внутри всего живого как его сокровенная невидимая и не подверженная разрушению сущность. И, значит, оно доступно вам прямо сейчас как ваше собственное глубочайшее «Я», как ваша истинная природа. Но не пытайтесь постичь его умом. Не старайтесь понять. просветление – это и есть осознание Бытия, пребывающего в состоянии «чувственной реализации. Просветление – это состояние целостности и единства. Оно означает единство с жизнью в ее проявленном аспекте, с миром, а также со своим глубочайшим «Я» и непроявленной стороной жизни – иными словами, единство с Бытием»[274].

 «Чувство экзальтации. То, что это чувство неизбежно сопровождает сатори, вызвано тем обстоятельством, что оно представляет собой устранение ограничений индивидуального существования, и такое устранение – не просто отрицательное явление, но весьма положительное, имеющее огромную важность, потому что оно означает безграничное расширение индивидуальности»[275].

«Говоря вообще, состояние просветления можно описать как действительное постижение Всеединства и связи нашей с Единым. Атом света, способствующий образованию луча, как бы сознает свою связь с центральным солнцем; капля в океане на один миг как бы чувствует свое единение с океаном Духа. Индусы говорят о более интенсивном проявлении этого вторжения света духовного Разума в человеческое сознание как о «сиянии Брамы». Преобладающей эмоцией при этом состоянии является состояние сильной радости – гораздо сильнее того, какое когда-либо ощущалось – чувство абсолютной радости. И воспоминание об этой великой радости – отражение ее света – остается навсегда в душе»[276].

«б) В тот же самый момент человек как бы купается в чувстве радости, уверенности, торжества и освобождения.

в) Одновременно или непосредственно следуя за эмоциональным подъемом в момент пробуждения космического сознания, на человека нисходит интеллектуальное Просветление. Как вспышка молнии рисует его сознанию в одном общем абрисе ясное понятие значения и цели вселенной. Человек не просто начинает верить, но он видит и знает, что вселенная в действительности есть реальное живое присутствие»[277].

«и поместил там человека, которого создал». Но почему Богу нужен был именно человек, а не корова, собака или блоха? В данном случае человека надо понимать как принцип, первую форму, в которой происходит раскрытие самосознания до такой степени, что он становится способным целенаправленно преображать материю, «возделывать землю». Отделение «неба» от «земли» не позволяет духу непосредственно влиять на материю, для этого необходимо какое-то связующе звено, которым и является человек, объединяющий в себе и дух, и материю. Но человек – это не просто инструмент, орудие Бога, автомат, бездумно выполняющий чью-то волю. Он обладает самосознанием и является существенным элементом процесса эволюции. От него зависит, каким будет преображенная материя завтра. Пока, честно говоря, у  него не очень хорошо это получается, да и сам он далеко не всегда сознает свое божественное предназначение и задачу. Человек – это не вершина Творения в том состоянии сознания, в котором он находится на сегодняшний день. Он вершина как принцип, объединяющий две полярности в единство.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь