Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Молниеносные критические атаки на эмоциональные расстройства



Преимущество атаки "Фигня! (Ничего не поделаешь!) (Ну, не повезло!)" на любое из ваших эмоциональных расстройств заключается в том, что она действительно может работать немедленно, и при последовательном использовании эта атака имеет глубокие философские эффекты на ваше мышление и образ жизни. Если вы беспокоитесь и подавлены, если вы враждебны и обижены, если вы мешкаете и "ленивы", и если вы открыто и решительно отслеживаете свои внушающие страх убеждения и активно противостоите им, вы будете почти всегда ощущать сильное чувство освобождения, облегчения, и структурной перестройки. Если вы действительно верите, даже временно, что являются фигнёй следующие вещи: если вы терпите неудачу, если другие считают вас никчёмным и если мир жесток, — то вы немедленно потеряете свое беспокойство, ненависть и низкую фрустрационную (166:) устойчивость (толерантность). После прохождения данного процесса много раз, восстанавливать эти пагубные чувства будет всё сложнее, даже при том, что Активирующие События вашей жизни, в пункте A, продолжают быть исключительно трудными.

Существуют также другие мгновенные атаки, которые вы можете применить на своих возмущённых чувствах, хотя они могут занять более длинный промежуток времени, чтобы привести к желаемым и длительным результатам. Первый вид — рационально-эмоциональное воображение. Часть методики воображения была изложена много лет назад И. Бернхаймом и другими пионерами в области гипноза, а также Эмилем Куэ и его соратниками в области самовнушения. В последующие годы методика получила развитие в трудах Д. Бранде, Р. Ассаджиоли, Н. Пила, М. Мальца, и других авторов и психотерапевтов, присваивавших методике различные названия, такие как "позитивное мышление" и "воображение".

В оригинальной версии, воображение или позитивное мышление состоит из прерывания человеком своего негативного мышления — такого как представления себя неудачником, некомпетентным, или ничего не стоящим неряхой — и вместо этого преднамеренно представляя себя преуспевающим человеком, который выполняет работу очень хорошо. Я использовал этот метод много раз с моими клиентами, и не сомневаюсь в его эффективности. Те, кто используют данный метод последовательно, демонстрируют тенденцию отхода от идей собственной бесполезности и несостоятельности в сторону осознания себя хорошими, преуспевающими людьми.

У данного метода позитивного мышления имеются несколько ограничений: (1) он скорее маскирует, (167:) нежели заменяет осознание себя неудачником и вошью. Вполне реально вообразить себя успешным и привлекательным человеком, но, тем не менее, продолжать ощущать себя неудачником. (2) метод ложно подчеркивает успех как меру человеческого совершенства. Это своеобразный урок: "Вы можете преуспеть, и поэтому вы не экскременты. Но если вы начинаете делать последовательно плохо снова, вы спускаетесь обратно к экскрементам!" (3) Данный метод не является философски нацеленным в глубину или реструктурирующим. Он не в состоянии объяснить эмоционально расстроенному человеку, что тот действительно не может быть никчёмным, кроме как по произвольному определению в его голове; что он в любом случае не должен оправдываться (хотя это прекрасно, если человек исправляет свои слабые стороны); и что любого рода самооценка, или оценка человека в полной или глобальной манере, является недозволенной и, в конечном счете, пагубной. (4) метод представляет из себя паллиатив. Поскольку человек, часто использующий положительное мышление, сохраняет фундаментальную философскую идею о том, что он был бы довольно никчёмным, если бы он потерпел неудачу или был бы осужден другими, то он должен воображать себя преуспевающим и любимым. Он редко доходит до состояния, когда автоматически принимает себя за человека, склонного ошибаться, независимо от того, преуспевает ли он или нет, одобрен ли другими.

Обычные поверхностные и паллиативные формы позитивного мышления, ввиду свойственных им ограничений, были заменены многими выдающимися психотерапевтами, включая Д. Котэла, А. Лазаруса, и Mакси К. Молтсби, доктора Молтсби-младшего и меня, в последние годы в ряде публикаций особенно подчеркнувших (168:) использование рационально-эмоционального воображения, которое ушло намного дальше позитивного мышления и которому может быть быстро обучен практически любой нуждающийся человек.

Вы можете использовать рационально-эмоциональное воображения следующим образом. Всякий раз, когда вы твёрдо уверены, что не способны сделать что-либо, и это вас гложет и унижает, вообразите в вашей голове, что (1) вы в состоянии сделать это и фактически уже делаете и (2) когда вы терпите неудачу, то вы отнюдь не вошь, и это очень плохо, что вы терпите неудачу, но никаких ужасных последствий не последует.

Первая часть этой методики рационально-эмоционального воображения представляет из себя то же самое, что и обычная форма позитивного мышления. Вместо того, чтобы изображать себя — как вы часто невольно себя заставляли — неспособным делать что-то (например: успешно выступать на публике или представляться президенту вашей организации), вы практикуете воображение картин того, как вы способны делать именно это вполне хорошо. Если вы продолжите практиковать этот вид позитивного мышления, то вы зачастую будете в состоянии сделать то, что ранее считали для себя невозможным. После некоторого времени вы будете делать это уже очень хорошо, и спустя более длительное время, при любом столкновении с данной задачей, уже без беспокойства и депрессии вы автоматически будете предполагать, что способны выполнить эту задачу. Негативное мышление является столь обычной и естественной, — хотя и нездоровой, — частью человеческого существования, что практика позитивного мышления часто способна минимизировать или фактически устранить его и помочь сделать вас намного более эффективными во многих отношениях.

Именно вторая часть рационально-эмоционального воображения (169:) является наиболее важной и уникальной для Рациональной Сенситивности. Независимо от того, как красиво и как часто вы изображаете себя преуспевающими в, скажем, выступлении на публике, есть времена, когда вы вынуждены потерпеть неудачу. Вы, я продолжаю настаивать, человек, а не сверхчеловек; и все люди неизбежно терпят неудачу. Поэтому, пытаться обучаться методикам, результатом которых является полное искоренение неудач, или даже их сведение до минимума — является утопией; вы вряд ли добьетесь абсолютного отсутствия неудач.

Рациональная Сенситивность, однако отстаивает точку зрения, что ничто, да, именно ничто не является священным и крайне важными, включая последовательный и глубокий провал. Множество вещей, включая успехи, имеют большую значимость — это означает, что достойное или превосходное выполнение какой-либо задачи привнесут значительную удовлетворенность. Таким образом, во что бы то ни стало, пытайтесь выполнять возложенные задачи должным образом, в первую очередь для удовольствия, а не для самооправдания.

Но когда вы терпите неудачу, — вы терпите неудачу. Это жестоко! Но едва ли это является катастрофой! Именно этому обучает Рациональная Сенситивность; и именно этому вы можете самостоятельно обучиться при помощи продолжительного рационально-эмоционального воображения. Во время рационального энкаунтер-марафона продолжительностью в уикенд, который я проводил некоторое время назад с группой людей, среди которых были бизнес руководители и собственники, один тридцатипятилетний вице-президент был сильно раздражён своими коллегами в своей компании и многими другими руководителями, с которыми он должен был продолжать иметь дело. "Но они являются дерьмом!" он продолжал повторять группе людей, участвующих в марафоне. "Они невозможно глупы! И они продолжают действовать злобно и пытаться прикончить меня. Конечно, я ненавижу их! Я рад, что их ненавижу!" (170:)

При опросе группы, однако, этот вице-президент признался, что у него очень сильно болел желудок, и что он упустил отличную сделку для его компании из-за разгневанности на некоторых из ее клиентов, и что, несмотря на его тяжелую работу и его талант в области финансов, его компании, возможно, скоро придется избавиться от него, если он продолжит вести себя как ребёнок. Таким образом, группа попыталась убедить его в том, что ему не стоит ненавидеть кого-либо, будь то человек внутри фирмы или же человек извне, и что он может законно чувствовать себя исключительно раздражённым их поведением, но не принижая их в своей голове. Он отчасти согласился с группой, сказав: "Хорошо. Но как я могу фактически сделать то, что вы мне говорите? Как я смогу изменить свою философию и прекратить заводить себя?"

После непродолжительной дискуссии о том, как бы он мог противостоять и подвергать критическому Дискутированию — в пункте Д — своё иррациональное Верование — в пункте B — что другие должны и обязаны действовать благоразумно и немстительно, я дал ему следующее домашнее задание рационально-эмоционального воображения: "каждый день, в течение как минимум следующих нескольких недель, отводить пять минут на практику нижеописанного образа. Вообразите себе, так ярко, как вы можете, картину, когда вы разговариваете с кем-либо из вашей организации или из сторонней, — с людьми, которые, как вы считаете, продолжают действовать глупо и злобно. Обратите внимание в вашем воображении, что именно они делают и говорят, к чему вы относитесь неодобрительно. Обратите внимание на поступки, которые чаще всего выводят вас из себя. Затем вообразите себя спокойно выслушивающего их, отмечая про себя, что они ведут себя глупо и ужасно, и убеждаете себя: "Это фигня! Они такие, как они есть! (171:)

Они всегда были такими, и, скорее всего они останутся таковыми. Сурово!" Далее представьте себя, продолжающим спокойно выслушивать их, воспринимая этих людей с их жалкими чертами, но только раздраженным, а не разгневанным или тем или иным образом расстроенным. Представили ли вы себе картину, которую должны будете воображать в течении минимум пяти минут ежедневно? Они выполняют именно то, против чего вы так возражали, но вы спокойно думаете об этом, и отказываетесь раздражаться на эти действия. Далее, вы действуете по-отношению к ним благоразумно и предпринимаете наилучшие меры, которые вы могли бы предпринять. Теперь никаких оправданий! Минимум пять минут репетиций каждый день — ярко воображая в своей голове их плохое поведение, как вы спокойно относитесь к нему, и что вы можете сделать, чтобы справиться с этим успешно".

Этот вице-президент согласился на задание по рационально-эмоциональному воображению, и сообщил на встрече участников марафона (которая обычно намечается спустя несколько недель после проведения рационального энкаунтер-марафона в Институте Углублённого исследования Рациональной Психотерапии), что, он, за некоторым исключением, выполнял это задание в течение пяти минут в день на протяжении нескольких недель. "Сначала", сказал он, "я делал это без энтузиазма, и это всё же дало сравнительно неплохой результат. То есть я раздражался на глупое и плохое поведение людей заметно меньше. Но тогда, поскольку я видел, что это действительно работало, я начал выполнять это с большим количеством энергии и живости, и скоро я действительно начал видеть людей по-другому. Я начал осознавать, что они склонны ошибаться, и что это совсем не ужасно. У меня стало хорошо получаться воображать себя, спокойно реагирующим на людей, независимо от того, как плохо они (172:) ведут себя; и я убедил себя в том, что я смог бы действовать таким образом. Совсем скоро у меня уже получалось почти всегда реализовывать эти воображения. И теперь, только в случае большой провокации, я, возможно, отступлюсь от них. Мои партнеры на работе поражены изменениями во мне; и некоторые наши клиенты отметили это в разговоре со мной или с другими сотрудниками организации. Это теперь действительно становится частью меня! Я теперь не только знаю, что могу действовать как взрослый, когда другие вокруг меня действуют как дети, я также вижу точно, почему я должен реагировать именно таким образом. Я сказал бы, что мои взгляды на жизнь меняются!"

Рационально-эмоциональное воображение может быть использовано во многих подходах по преодолению ваших настоящих или потенциальных расстройств. Прежде, чем вы потерпите неудачу в некоторой задаче, например в написании хорошего отчёта, вы можете вообразить себя отказывающимся от самопорицания в случае неудачи. И когда, написав отчёт, он оказывается посредственным, вы можете вообразить себе, как вручаете его, и его не одобряют, и вам это неодобрение не нравится, но вы все еще не чувствуете себя разрушенными, повреждённым, и вообще это не стоит того. Тогда вы можете изобразить себя (1) пишущим лучшие отчёты в будущем и (2) принимающим с достоинством своё неумение, в случае, если отчет получается плохим.

Существует, однако, малое количество потенциально раздражающих Активирующих Событий, к которым рационально-эмоциональное воображение не может быть успешно применено. Вы можете ярко представить себя принимающим трудные решения, беря на себя значительные риски, проходя невозмутимо через общественные дела, имея дело с глупостью или безумием вашей супруги(-га) и детей, включая сексуальные неудачи, если они случаются, и философская акклиматизация к фактически любому виду трудностей или беспокойств, которые вероятно могут наступить. Во что бы то ни стало (173:), убедите себя, неуклонно используя рационально-эмоциональные воображения, что вы можете сделать много вещей, которые ранее казались вам невыполнимыми. Действуйте дальше, и докажите себе что, даже когда вы терпите неудачу, это совсем не ужасно, и вы совсем не ужасный человек. Когда вы начнете работать над тем, чтобы спокойно реагировать на свои неудачи в каком-либо деле, то вы продолжите практиковать начатое и, в конечном счете, вероятно преуспеете. Но успех, повторюсь, не является первостепенной важностью; это просто хорошо, просто повезло, и просто важно. Если рациональное воображение сможет донести до вас эту идею, то это будет лучшая из услуг, предоставленных когда-либо в вашей жизни.

Другая простая, прямая, и немедленно применимая методика помощи при эмоциональных проблемах, связанных с опозданием, промедлением, инертностью, и обычным бездельем — это установление списков подкрепления. Этот метод по существу был развит известным психологом Б. Ф. Скиннером, который проделал огромную работу над списками подкрепления с животными и людьми, и доказал окончательно, что если человек (или голубь) поощряется каждый раз, когда совершает определенный поступок и наказывается (или по крайней мере, лишается поощрения) каждый раз, когда он не делает этого, его поведение может измениться значительно, таким образом, они ведёт себя "естественно" и добровольно совершают подкреплённое действие. Многие Бихевиоральные психотерапевты, особенно Ллойд Гомм и Арнольд Лазарус, использовали этот принцип, комбинируя его с теорией подкрепления Д. Премака.

Премак выяснил, что подкрепляющий стимул, который способен помочь человеку изменить его поведение, не должен быть первичным (174:) подкрепляющий стимулом — таким как пища, вода, или половое влечение. Таким стимулом может служить почти любой вид вторичного подкрепляющего стимула — любое действие, которое не вызывает у человека сложностей и приносит удовлетворение. Л. Гомм обнаружил, что если у маленьких детей спросить, какие действия для них являются полезными, — они ответят, что им нравится гулять вокруг дома, говорить с другими, или кричать. Тогда, если учитель хочет акцентировать их внимание на классной работе, скажем, на десять минут (деятельность, которую дети часто определяют не очень легкой), она может сказать им: "Слушайте, дети. Если вы сосредоточите своё внимание в течение следующих десяти минут, то я с радостью позволю вам прогуляться вокруг школы, поговорить с другими, или покричать". Поощрение детей таким методом позволяет успешнее привлечь их внимание, чем при использовании других учебных методов.

Вы можете использовать списки самоподкрепления, чтобы побудить себя выполнять почти любой вид трудной или дисциплинированной деятельности. Таким образом, если составление бизнес-отчётов представляет для вас трудности, и вы продолжаете избегать их, — можете сказать себе: "Достаточно откладывать. Позвольте мне видеть то, что я действительно люблю делать и легко делаю почти каждый день. М-м-м. Еда. Слушание музыки. Разговоры с моими друзьями. Игра в гольф. Хорошо… И я разрешу себе пообедать только после того, как проведу, по крайней мере, два часа, занимаясь бизнес-отчетом. И этот совсем не ерунда! Минимум два часа в день за отчетом — или никакого обеда!"

Точно так же вы можете организовать себя для выполнения любого типа затруднительных задач, таких как: сидение на диете, воздержание от курения, разговоры с вашим боссом о повышении, наведение порядка на и в вашем столе, описание (175:) новой кампании по продажам — путём выполнения какой-либо лёгкой, приятной работы, только после того как будет выполнена вся сложная. На одном из воркшопов для руководителей, организованных Институтом Рациональной Жизни, присутствовал помощник управляющего умеренно большой компании обрабатывающей промышленности. "Как?" ― спросил он меня и группу собравшихся руководителей, ― "как я могу заставить себя отвечать на жалобные письма, которые я время от времени получаю? Черт, у меня в ящике сейчас лежит минимум 30 таких, и некоторые из них пылятся там уже в течение многих месяцев. И вы знаете, как это происходит. Сначала они жалуются. Потом они жалуются на то, что их жалобы остались без ответа. Далее они жалуются на то, что их первые два письма остались без ответа. И так далее, почти до бесконечности! Что, черт возьми, я могу сделать?"

При решении его проблемы было использовано несколько методов. Мы объяснили ему что, если бы он действительно ответил на первоначальную жалобу, даже если бы он ответил плохо и не удовлетворил жалобу, то это едва сделало бы его ужасным человеком. Это только означало бы, что он сделал плохую работу; или, возможно, что нет такого ответа, который бы удовлетворил этого специфического человека. Но, так или иначе, он, будучи человеком, едва бы был вошью.

Во-вторых, мы показали ему, что он имел типичную низкую фрустрационную устойчивость. Он продолжал глупо твердить себе: "Ответы на письма — это такой геморрой! Это вообще не моя обязанность, поскольку она была незаконно присвоена мне начальником. Почему я должен выполнять работу, которую обязан выполнять он? Писать ответ на данные письма не просто сложно, а очень сложно, и я не должен выполнять что-либо настолько (176:) сложное! Я думаю, что я просто оставлю эти чертовы письма накапливаться и дальше, чтоб посмотреть, не забыл ли кто-либо ещё о них".

Мы объяснили ему, как Дискутировать эти иррациональные идеи, спрашивая себя: "Почему я не должен выполнять эту тягостную задачу, даже при том, что это было несправедливо со стороны генерального директора вешать данное задание на меня? Кто я такой, чтобы требовать абсолютной справедливости в мире? И почему так трудно отвечать на письма такого плана? Разве это не намного тяжелее для меня не отвечать на них, и просто придумать себе дополнительное задание? Забудут ли авторы этих писем о них, если я просто оставлю их накапливаться? Способно ли такое уклонистское поведение сделать меня хорошим, пусть даже кратковременно?"

Заставляя его бросить вызов своей основной иррациональной философии этими способами, семинарная группа также предложила ему простой список самоподкрепления. Они побудили этого руководителя прервать половые отношения со своей женой, до тех пор, пока не будут даны ответы на все письма. Так как он был человеком с высокой сексуальной активностью и очень любил совокупляться со своей женой, потребовалось всего несколько дней для того, чтобы ответить на все жалобные письма; и в течение следующих шести месяцев, как он мне позже сообщил, не было такого, чтобы он немедленно не ответил на письмо. Тем временем, его сексуальное мастерство стимулировалось умением отвечать на письма, и его отношения с женой были на высоте! Как он выразился в своём письме ко мне: "Я не уверен, за что я вам и семинарской группе больше благодарен: за значительно меньшее беспокойство по поводу писем, или же за те прекрасные перемены в моей семейной жизни (177:), вызванные новой моделью работы. Впервые придя на ваш воркшоп для руководителей, я и представить себе не мог, что полученные результаты будут такими чертовски сексуальными! Но я не жалуюсь!"

Списки самоподкрепления могут быть эффективно использованы в огромном множестве ситуаций. В течение последних нескольких недель я помог некоторым своим клиентам написать отчёты, составить планы продаж, посетить общественные собрания, быть нежными с их членами семьи, отремонтировать их офисы, бросить курить, и массу других задач, которые были признаны ими трудновыполнимыми, — составляя с ними списки самоподкрепления и контролируя выполнение. Кроме того, когда я использовал этот метод совместно с методом "Фигня!" и методикой рационально-эмоционального воображения, описанных в общих чертах в этой и предыдущей главе, начали происходить значительные перестройки персональных структур нескольких людей. Ни одна из этих методик, используемых отдельно или вместе, не является панацеей для всех эмоциональных проблем. Но, при условии упорного и постоянного применения, они способны помочь человеку пройти длинный путь по преодолению его самых глубоких и продолжительных проблем.

Почему бы не пробовать эти методики и не убедиться? (179:)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь