Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Размышления о необдуманных поступках
286 Часто случается, что наше восприятие реальности не соответствует действительности, и мы, не желая лгать, выражаем его в наших суждениях. В Тибете рассказывают историю одного человека, которому посчастливилось поймать рыбу огромного размера и у которого интересовались, какого же размера она была. Он, подкрепляя слова жестами, отвечал, что рыба действительно была огромна. Другие настаивали, требуя уточнить, какого размера в точности была рыба. Тогда размер становился уже скромнее. А если серьезно — так какого же размера все-таки была рыба? На этот раз рыба решительно становилась маленькой. Нельзя утверждать, что тот человек лгал с самого начала. Он просто не придавал значения тому, что сам говорил. Это кажется невероятным, но встречаются люди, которые постоянно выражают свои мысли почти так же. Жители Тибета привычны к этому. Когда они что-нибудь рассказывают, им нет надобности приводить доказательства, ибо никто и не пытается узнать, откуда и каким способом человек узнал ту или иную новость. Людям, у которых есть такая склонность, следует уделять больше внимания своим словам.
287 В некотором смысле немногословие можно считать достоинством, в особенности тогда, когда нам нужно сказать нечто важное. Речь — одна из основных отличительных способностей, которой наделены представители рода человеческого. Понятия и слова, которыми мы пользуемся, создают искусственное одностороннее представление о вещах, тогда как предметы, которые определяются словами, обладают бесчисленным количеством постоянно изменяющихся граней, что порождает в свою очередь неисчислимое количество причинно-следственных связей. Когда мы даем название какому-либо аспекту реальной жизни, мы мысленно упраздняем все остальные и определяем избранный предмет только к нему относящимся словом, позволяющим распознать его. Затем, в зависимости от того, для чего предназначен объект, мы выбираем отличия: вот этот хорош, а этот — плох, и так далее, тогда как в действительности невозможно наделить присущими только ему свойствами что бы то ни было. Из этого проистекает определенное, в лучшем случае предвзятое, а в худшем — совершенно искаженное — видение реальности. Как бы ни был богат человеческий язык, его реальные возможности очень ограниченны. И только объективный опыт позволяет познать истинную природу вещей.
288 С этой проблемой расхождения между понятием и реальностью нам приходится сталкиваться во многих областях нашей жизни, например, в политике. Политические деятели предлагают простые способы решения сложных проблем, возникших под влиянием многочисленных факторов. Политики поступают так, словно рассчитывают найти решение возникающих проблем с помощью определений и понятий, например, таких, как марксизм, социализм, либерализм, протекционизм, и других. Среди массы причин и условий, повлиявших на возникновение данной ситуации, они выбирают одно или два, не принимая во внимание множество остальных. Таких людей никогда невозможно по-настоящему привлечь к ответу, и виной тому — множество недоразумений. По моему мнению, это и является основной причиной всех проблем. К сожалению, мы вынуждены уделять внимание словам и понятиям — иного выбора у нас нет.
289 Лучше использовать речь тогда, когда это необходимо. Много говорить тогда, когда в этом нет насущной необходимости, — это все равно, что выращивать разные сорные травы в собственном саду. Разве мы не стремимся к тому, чтобы их было как можно меньше?
Размышления о злословии
290 Вообще, если кто-либо критически настроен по отношению ко мне, даже норовит оскорбить меня, я охотно принимаю его критику, лишь бы она была благожелательной. Если мы замечаем чью-либо ошибку, но тем не менее говорим ему, что все хорошо, — такая «помощь» совершенно бессмысленна. Если мы скажем ему, что в его проступке нет ничего серьезного, — но тут же злословим за его спиной, — это тоже нехорошо. Скажем человеку то, что мы о нем думаем, ему в лицо. Постараемся прояснить то, что необходимо нуждается в пояснениях. Отделим истину от неправды. Если мы сомневаемся, поделимся нашими сомнениями. Даже если наши слова покажутся жесткими — найдем в себе силы произнести их. Мы придадим нашим словам ясности, и исчезнет повод для пересудов. Если же мы будем прибегать лишь к слащавым любезностям, то сохранятся основания для ложных слухов. Лично я предпочитаю откровенность и прямоту.
291 Однажды кто-то сказал мне: «Как говорил Мао Цзэдун, необходимо обладать мужеством для того, чтобы мыслить, для того, чтобы говорить, и для того, чтобы действовать». Действительно, необходимо уметь мыслить для того, чтобы работать и что-либо предпринимать. Мы также должны смело выражать свои мысли и воплощать их в поступках. Если мы ничего не предпринимаем, то никакое развитие и исправление ошибок невозможно. Но в то же время необходимо отдавать себе отчет в том, что из того, что мы намереваемся сказать или совершить, можно извлечь пользу.
292 Если мы причиняем человеку своими словами или поступками страдание или наносим обиду, прикрываясь самыми благими намерениями, — такой избранный нами чрезвычайно жестокий способ окажется совершенно бесполезным. Может быть, для этого человека важнее смиренная ложь во спасение!
293 В буддистской духовной практике Хинаяны обозначены семь неблаговидных поступков и слов — убийство, кража, распутное поведение, ложь, клевета, жестокость и непоследовательность. Напротив, в буддизме Махаяны даже такой неблаговидный поступок, как убийство, может считаться оправданным, если он совершен во имя благоденствия окружающих и не обусловлен никаким эгоистическим желанием
294 Я считаю, что необходимо всегда стремиться говорить правду. Это может оказать положительное влияние даже тогда, когда истина выражена в довольно жесткой форме. Но нужно стараться избегать критиковать или обидеть кого-либо, каким бы то ни было способом — будь то пагубным намерением или пренебрежительным отношением. В этом случае наши слова принесут лишь страдание, что неблагоприятно отразится на нашем состоянии и на обстановке в целом, создав удушающую атмосферу.
Размышления о жестокости
295 Мы часто становимся причиной чужих страданий по собственному неведению, не догадываясь о душевных муках окружающих нас людей. Например, мы редко осознаем, что животные тоже способны испытывать наслаждение или страдание. Мы не можем понять и истинной причины страданий наших сородичей, если мы не переживаем страданий сами. В самом деле — ведь страдают они, а не мы. И только говоря себе: «Когда меня избивают, когда меня оскорбляют, я испытываю страдания, подобные страданиям того-то и того-то...», мы можем помочь себе представить, что они чувствуют.
296 Некоторые совершенно не задумываются о последствиях своих слов или деяний для окружающих. Они считают, что главное — это их возможность удачного решения проблемы в собственную пользу. Это происходит опять лее из-за недостаточной сознательности. Чем больше страданий мы причиняем другим, тем больше причин для нашего собственного мучения. Кроме того, причиняя страдания другим, мы причиняем сами себе двойное страдание.
297 Если мы совершили по отношению к кому-либо неблаговидный поступок — раскаемся в этом. Найдем в себе силы признать собственные ошибки, не предаваясь мыслям о том, что, совершив проступок, мы исключили для себя возможность возврата к полноценной жизни. Не будем стремиться забыть наш проступок, но не позволим себе самоуничижаться и терзаться угрызениями совести. Не будем казаться безразличными, дабы сделать вид, что стремимся все забыть. Постараемся простить сами себя; «Я совершил оплошность в прошлом, но это больше не повторится. Я человек и способен сам отвечать за свои поступки и загладить свою вину». Если мы отчаялись, значит, мы не простили себя.
298 Постараемся найти возможность встретиться с тем, или с той, кому мы нанесли обиду. Скажем им искренне: «Я был к вам несправедлив» я причинил вам много зла, простите меня». Если он примет наше раскаяние и не будет хранить в душе обиду, - разве это не соответствует тому, что в буддизме принято называть «искупительной исповедью»?
299 Для этого совсем необязательно придерживаться религиозных воззрений. Достаточно лишь протянуть руку тому, кому мы причинили страдание, признать свою вину, выразить свое искреннее сожаление — и загладить обиду. Разумеется, для того, чтобы это стало возможным, необходимо взаимное стремление к душевной открытости с обеих сторон.
300 Я не считаю, что человеку от рождения свойственно желание творить зло. Мы не одержимы этим желанием с самого момента появления на свет. Оно в нашем сознании возникает впоследствии. Гитлеру пришла мысль считать евреев никчемными существами, которых необходимо уничтожать, и эта мысль затмила все остальные и уничтожила всякую способность к состраданию.
301 Всякое враждебное отношение к окружающим спекулятивно. Согласно канонам буддизма, это явление рассматривается как вымышленное, искусственное, надуманное по отношению к тому, что существует на самом деле. Появляется мысль, которая кажется правильной, ей придают большое значение, на ее основе разрабатывают целую программу действий и осуществляют ее, не задумываясь о страданиях, причиняемых окружающим.
302 Чтобы убедить тех, кто таким образом попадается в плен собственных заблуждении, изменить свое отношение, вначале нужно обратиться к их основным человеческим качествам и попытаться разубедить, насколько возможно, в правильности их воззрений. Только тогда можно с успехом попытаться их вразумить. Если наши усилия тщетны, остается лишь действовать силой. Но не всякой силой: даже если окружающие совершили тяжкие преступления, они все равно заслуживают человечного отношения к себе. Если мы стремимся к тому, чтобы в один прекрасный день их воззрения изменились, — это единственный возможный способ достичь нашей цели.
303 Любовь — это главнейшая возможность совершенствовать живые существа, даже если они преисполнены негодованием или ненавистью. Постоянно проявляйте любовь, неизменно, неустанно — и вы сможете победить их. Это требует много времени. Необходимо обладать неистощимым терпением. Но если ваши намерения искренни и если ваша любовь и сострадание неизменны, то вы непременно добьетесь своего.
Размышления о равнодушии
304 Равнодушие, особенно по отношению к другим, — один из самых худших пороков, какие только существуют. Думать только о себе и не интересоваться тем, что происходит с теми, кто нас окружает, с нашими ближними — это признак умственной ограниченности, крайней узости мышления, духовной пустоты.
305 С самого момента появления на свет мы зависимы от других. Счастье и будущее всего мира, все блага, которыми мы обладаем, любой предмет, которым мы пользуемся, даже наше элементарное выживание каждый день являются результатом людского труда. Разумеется, молитвы и духовные практики тоже играют немаловажную роль, но все же основным средством созидания мира является человеческий труд.
306 Все предметы и явления, существующие в этом мире, связаны между собой отношением взаимозависимости. Мы не найдем ничего, существующего само по себе и только для себя. Поэтому невозможно рассматривать свой личный интерес без учета интересов других.
307 Все, что мы делаем, каждое мгновение порождает новые обстоятельства, которые, в свою очередь, способствуют возникновению новых жизненных ситуаций. Что бы мы ни делали, мы вольно или невольно включены в цепочку причинно-следственных связей. Так же и наши будущие лишения и радости определяются совокупностью причин и условий в настоящем, даже если мы и не осознаем всей сложности этого сплетения. Таким образом, на нас возложена ответственность как по отношению к самим себе, так и по отношению к окружающим.
308 Равнодушный человек, не заботящийся о благополучии других и не задумывающийся над истоками своего собственного счастья создает свои несчастья собственными руками.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы