Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
V. Размышления о духовной жизни
Размышления, обращенные к верующим
309 Каждый из нас волен веровать или не веровать. Но с момента, когда вы обретаете веру и следуете ее канонам, стремитесь придавать ей большое значение и избегайте непостоянства в вере. Не совершайте необдуманных поступков и старайтесь, чтоб ваши мысли соответствовали вашим словам.
310 Некоторые думают: «Если я исповедую буддизм, то я должен быть способен жить полноценной и совершенной жизнью, иначе я отказываюсь исповедовать эту веру». Такое отношение наиболее распространено на Западе. К сожалению, очень трудно достичь совершенства за один день.
311 Только в постоянном самосовершенствовании можно достичь поставленной цели — разве не это главное? Не говорите себе: «Не важно, исповедую я веру или нет, исполняю ли я обряды — это не имеет никакого значения, мне никогда не суждено добиться успеха в жизни». Поставьте перед собой цель, приложите все силы и средства для ее достижения — и постепенно вы придете к ней.
312 У каждого свои природные склонности и свои устремления, и то, что приемлемо для одних, совсем необязательно приемлемо для других. Об этом надо помнить всякий раз, когда мы высказываем свои суждения о других религиях или духовных практиках. Их многочисленность и существующие между ними различия соответствуют многочисленным различиям характеров, и даже если мы не придерживаемся такой точки зрения, то мы все равно должны понимать, что большое количество людей обрели и продолжают обретать в вере неоценимую поддержку. Будем же помнить об этом и стараться признавать заслуги всех религий. Это чрезвычайно важно.
313 Все верования основаны на характерных для них обрядах. Но, кроме обрядов, существуют еще и более фундаментальные принципы. Например, основной практикой буддизма является усмирение духа. Но так как это довольно сложная задача, требующая исключительного упорства, многие из нас придают воспитанию духа второстепенное значение. С одной стороны, они верят в каноны буддизма. Но с другой стороны, они не способны пойти в своей вере до конца. Они ограничиваются лишь выполнением обрядов, поверхностными проявлениями религиозности, и не придают большого значения духовным текстам. В тибетских обрядах очень любят использовать барабаны, колокольчики, цимбалы и другие музыкальные инструменты. Случайные люди говорят: «Вот люди, которые исповедуют буддизм! » Но в действительности эти люди придают мало значения размышлениям, помогающим рассудку освободиться из оков призрачного мира, размышлениям, открывающим духу сущность любви, сострадания, восхождения к состоянию высшего Просветления — этим основополагающим практикам, которым следовало бы отдавать все силы. Разве лее это не так? Во всяком случае это лишь означает, что мы внутренне не изменились, оставшись такими, как все.
314 Религии немного напоминают лекарства. Лекарства проявляют свою эффективность, когда мы больны, а не когда мы пребываем в добром здравии. Когда мы чувствуем себя хорошо, мы не предлагаем их другим со словами: «Вот это превосходное средство, вот это стоит дорого, а вот это — великолепного цвета! » Как бы они ни выглядели внешне, их единственное назначение — исцелять от болезней. Если в данный момент они не приносят облегчения, то совершенно бесполезно покупать их пачками. Так же и религия или духовная практика должны быть полезными в тот момент, когда наш разум находится на перепутье. Если мы демонстрируем нашу веру в момент, когда у нас все хорошо, уподобляясь большинству смертных перед лицом трудностей, — зачем это?
315 Важно прочно и разумно усвоить полученные теоретические и практические знания, дабы применять их в повседневной жизни. Этому нельзя научиться внезапно. Это приходит постепенно, в процессе занятий.
Размышления о неверии
316 Людей, не придерживающихся никакой веры, очень много. Это их право, и никто не может заставить их изменить свою точку зрения. Важно лишь, чтобы их жизнь имела смысл, то есть, по сути, чтобы они были счастливы. Чтобы они были счастливы, но не в ущерб окружающим. Если наше счастье построено на несчастье другого, то мы рано или поздно обречем себя на страдание.
317 Максимальная продолжительность жизни — приблизительно около ста лет. По сравнению с эрами геологической истории, это очень короткий промежуток времени. Если мы на протяжении отпущенного нам срока совершаем зло, то наша жизнь лишается всякого смысла. Все имеют право быть счастливыми, но никому не дано права разрушать счастье другого. Целью человеческой жизни ни в коем случае не может быть причинение страдания кому бы то ни было.
318 Даже если мы достигаем вершин познания или богатства, но не придаем значения уважению и состраданию к ближнему, наша жизнь не будет достойна человеческого существа. Жить счастливым, причиняя как можно меньше зла, — вот на что имеют право все люди и к достижению чего стоит стремиться.
319 Для большинства из нас счастье заключается в обладании материальными благами. Тем не менее ясно, что эти блага сами по себе не способны доставить нам истинное удовлетворение. Достаточно посмотреть вокруг. Можно заметить, что люди, окруженные всеми мыслимыми удобствами, принимают успокоительные средства или приобретают пристрастие к пьянству, стремясь заглушить свою тревогу. Напротив, есть люди, которые, не имея ничего, счастливы, умиротворены, они живут в добром здравии до глубокой старости.
320 Повторим, что важнее всего не сиюминутное грубое чувственное удовлетворение, а удовлетворение духовное. Вот почему быть добрым, помогать другим, сдерживать свои желания, не роптать на судьбу — все это касается не только тех, кто исповедует какую-либо религию. Я не рассматриваю это как средство угодить Богу или обеспечить себе достойное перерождение. Я говорю о том, что без этого не может обойтись ни один человек, стремящийся к обретению душевного спокойствия.
321 По мере экономического и технического развития мы ощущаем все более и более тесную связь и зависимость друг от друга. Все, что мы делаем, рано или поздно оказывает влияние на остальных людей. Состояние общества, в свою очередь, находит отражение в понятиях счастья или несчастья, индивидуальных для каждого. Уже невозможно, как прежде, довольствоваться ограниченным взглядом на вещи, принимать в расчет одну-единственную составляющую, одну-единственную причину, один-единственный фактор. В наши дни любую ситуацию следует оценивать с разнообразных точек зрения.
322 Я не призываю к отречению от своего счастья ради счастья других людей. Я говорю о том, что наше счастье и счастье тех, кто нас окружает, неотделимы друг от друга. Если мы проявляем заботу о спокойствии и счастье всех людей на этой Земле, так будем учиться смотреть на вещи более широко и уделять достаточное внимание жизненным проявлениям каждого.
323 Землю населяют примерно шесть миллиардов человек. В числе этих шести миллиардов значительная часть больше всего интересуется материальными благами и совсем не проявляет интереса к религии или духовной жизни. Люди, чуждые веры, таким образом, составляют большинство человечества, и их мысли и поступки, следовательно, исподволь играют основополагающую роль в развитии человечества. К счастью, для того, чтобы вести себя по-человечески, совсем необязательно исповедовать какую-либо веру, достаточно быть просто человеческим существом!
324 Даже животные, склонные к общественным формам поведения, привлекают тех, кто их окружает, тогда как агрессивно настроенные животные заставляют их спасаться бегством. Часто можно видеть злых собак, от которых другие, даже более крупные собаки предпочитают держаться подальше. Еще в большей степени это относится к людям. Разумеется, у тех, кто умеет владеть собой, чьи мысли благожелательны и чьи слова приятны, много друзей. В их обществе чувствуешь себя непринужденно, и даже животные тянутся к ним. Где бы они ни находились, такие люди создают вокруг себя такую приятную атмосферу, что с ними не хочется расставаться.
325 Напротив, когда мы не контролируем ход наших мыслей, наши агрессивные побуждения и жестокие поступки, то окружающие избегают нас и ощущают себя неловко при общении с нами. Их не интересует, что мы хотим им сказать, отворачиваются от нас, когда мы изъявляем желание вступить в разговор. Как же они могут радоваться или испытывать счастье в нашем обществе? Наша жизнь становится невыносимой, не правда ли?
326 Хотя нас на Земле так много, каждый из нас видит только самого себя. Мы зависим от других, добывая себе пропитание, одежду, ища свое место в жизни, стремясь к славе, и все же враждебно относимся к людям, с которыми так тесно связаны. Разве в этом не заключено удивительное противоречие?
327 Часто достаточно лишь в мыслях и поступках проявлять заботу о других для того, чтобы в этой жизни — я не говорю о будущих жизнях — мы были счастливы и наслаждались внутренней гармонией; для того чтобы всякий раз, когда мы сталкиваемся с трудностями, рядом с нами был кто-то, кто утешил бы нас словом и пришел на помощь; для того чтобы наши враги стали нашими друзьями. Когда мы думаем только о себе и враждебно относимся к окружающим, видя в них врагов, мы сталкиваемся с нелепыми трудностями, ответственность за возникновение которых лежит на нас самих. И даже если жизнь в современном обществе немыслима без соревнования, то мы можем сделать все для того, чтобы быть лучше других, — но не за счет других.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы