Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Размышление о созерцательности



 

340

Буддизм, как и другие религии, подразумевает некоторое количество наставлений, преподносимых в форме зри­тельной наглядности и передаваемых от наставника к ученику, и именно эти наглядные представления прида­ют истинную ценность духовным практикам через воз­можность приобщения к жизненному опыту. Несмотря на свою немногочисленность, они являются источником того, что можно назвать «знамением победы» практиче­ского знания. С помощью душевного спокойствия и глу­бокого размышления они достигают состояния медита­ции и внутреннего удовлетворения, порождая и теорети­ческое знание, которое без практики будет иметь немного вымышленный, неестественный характер. Мне остается лишь подбодрить их.

 

Размышление о вере

 

341

Не подлежит сомнению, что вера играет важную роль в любой религии. Но необходимо, чтобы вера была оправда­на достаточно вескими доказательствами. Нагарджуна1, великий индийский философ II века, говорил о том, что познание и вера должны идти рука об руку. Верно то, что, согласно канонам буддизма, вера рассматривается как источник высших перерождений и познание — как ис­точник Просветления, но говорится также, что «вера про­истекает из непосредственного чистого знания»; иными словами, необходимо знать, почему мы веруем.

 

[1] В буддизме Ваджраяны подлинный учитель, с которым у уче­ника завязываются тесные отношения, ставит своей единствен­ной целью раскрыть ученику его собственную природу. Внача­ле вера в наставника позволяет ученику более глубоко познать суть вещей, а наставнику, в свою очередь, — совершенствовать мыслительные способности ученика. В конце учитель и ученик составляют единое целое: ученик постиг настоящую природу своего собственного разума, являющегося, по сути, «совершен­ным воплощением Будды», неиссякаемым источником позна­ния и сострадания. Вот почему тот, кто придает исключитель­ное значение внешним качествам учителя, оказывается не в со­стоянии постичь окружающую реальность и воспринимает свое общение с учителем как общение с обычным человеком.

 

342

В буддизме различают три уровня веры: посвящение, уст­ремление и убеждение. Внушенная вера есть проявление восхищения, испытываемого при углублении в текст, при встрече с неординарным человеком, при восприятии ре­чей, говорящих о Будде - Вера, основанная на желании, са­ма по себе основана на духе соперничества: мы стремимся к познанию, сосредоточению, уподоблению с объектом нашего почитания. Эти две разновидности веры не явля­ются строго определенными, ибо они не основаны на ис­тинном знании. Убежденная вера основана на ясном осоз­нании того, что то, к чему мы стремимся, возможно. Такая вера основана на могуществе разума. В сутрах Будда, на­ставляя своих учеников, требует не слепо верить в то, что он говорит, а подвергать его слова испытанию верой, по­добно тому, как золотых дел мастер проверяет чистоту золота, разминая, разогревая, растягивая его.

 

343

Если наша вера не имеет прочного обоснования, то она обречена на призрачность. Некоторые приверженцы буддизма, тибетцы и другие, очень высоко ставят предан­ность духовному наставнику. Но в случае внезапной кон­чины учителя они перестают поклоняться ему. Они счита­ют, что все кончено, и центр учения закрывает свои двери. Тем не менее, по большому счету, реальное присутствие живого учителя не так уж и важно. Учитель воплощает высшую природу разума, и его снисхождение безгранич­но. Тот, кто признает такую ипостась учителя, не испыты­вает к нему человеческой привязанности. Он знает, что даже если учитель и покинул свою телесную оболочку, во­плотившись в абсолютном теле, — его деяния и благосло­вения все равно незримо присутствуют в этом мире1.

 

344

Если мы думаем, что с того момента, как наш духовный наставник покидает этот мир, у нас больше нет предмета поклонения, то это означает, что поклонение перешло в привязанность. Мы дорожим нашим учителем как дру­гом, таким же человеком, как и мы, единомышленником, близким приятелем. В этом случае, умирая, он полностью исчезает, и мы не знаем, что делать. То, что мы при этом испытываем, несомненно, не имеет ничего общего с ис­тинным поклонением.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь