Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРИСВОЕНИЕ ПРИРОДЫ КАК ОТЧУЖДЕНИЕ



 

«История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»[37].

– Как?! – восклицает правоверный адепт диалектики сельфактора и сноповязалки, которому помогло


сохранить невинность 129-е сте­реотипное издание «Самоучителя по историческому материализ­му». Для того ли он путем регулярного и упорядоченного умерщвле­ния плоти убедил-таки дух возвести свою шаткую надстройку на же­лезном базисе саморазвивающегося зубила, чтобы телеологические козни вновь ввергли его в пучину пагубных для пищеварения сомне­ний?

Что же касается Ноттингемских чудо-интерпретаторов – на их бо­евом счету значатся Геракловы подвиги, затмевающие известное тол­кование откровенно эротической «Песни песней» как смиренного об­ращения верующего к богу. Посему для них не составит ни малейшего затруднения истолковать и это положение марксизма с требуемой сте­пенью «гибкости», продиктованной текущей конъюнктурой.

Материалистическое понимание истории выглядит великой пре­мудростью только для извращенного сознания. Частную собствен­ность – эту господствующую «абстракцию»[38], которая лишь в итоге всего процесса отчуждения приобретает реальное бытие в качестве конкретно-всеобщего, обыденный рассудок принимает за исходное бытие, основу всего сущего. Не удивительно поэтому, что возвраще­ние к действительной основе – «деятельному человеку» – воспринима­ется им как переворачивание с ног на голову, погружение в сущност­ные слои и т. п. диалектические ухищрения.

Уже в 1844 году Маркс доказал, что чуждый спекуляции почтен­ный буржуазный экономист, исходящий из бытия частной собственно­сти как из эмпирического факта, тем самым уже и стоит на голове в приятном обществе немецких идеологов, исходящих из Бытия абсо­лютной идеи.

«В прямую противоположность немецкой философии, спускаю­щейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, ...для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и разви­тие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процес­са... Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идео­логии и соответствующие им фор-


мы сознания утрачивают види­мость самостоятельности. У них нет истории, нет развития...»[39]

«Каждый отдельный производитель в мировом хозяйстве сознает, что он вносит такое-то изменение в технику производства, каждый хо­зяин сознает, что он обменивает такие-то продукты на другие, но эти производители и эти хозяева не сознают, что они изменяют этим об­щественное бытие... Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объек­тивно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от ва­шего общественного сознания, не охватываемая им полностью нико­гда»[40].

Человеческая история есть история человеческой деятельности. Деятельность, в свою очередь, выступает в определенных конкретно-исторических формах. Эти формы являются общественными. В этом качестве они опосредуют человека с его деятельностью, а следова­тельно, обретают по отношению к нему самостоятельность, власть над ним[41]. Эта власть выражается двояким образом. С одной стороны, фор-ма деятельности индивида навязывается ему обществом извне, в качестве господствующего способа деятельности, в качестве отчуж­денной от него и захватившей над ним власть производительной силы. С другой стороны, его отношения с другими индивидами в процессе совместной деятельности точно так же выступают как господствую­щие над ним, как предписанная, навязанная извне форма общения.

В этом-то и скрыт ответ на вопрос, почему именно производи­тельным силам (а не наоборот – производственным отношениям) свой-ственно «имманентно развиваться». Производительная сила есть «суб­станция-субъект» именно потому, что ее субстанцией является ма­те­риальная деятельность, субъектом которой выступает живой, дея­тель­ный, присваивающий природу человек.

Здесь мы сознательно оставляем в стороне саму диалектику раз­вития и смены форм деятельности, точное установление, в чем именно состоит определяющая роль


средств производства и т.д., с тем, чтобы сосредоточиться только на одном аспекте материалистического пони­мания истории, а именно – на развитии форм присвоения приро­ды че­ловеком.

«Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорга­ническое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предме­том и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно – природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело»[42].

«Всякое производство есть присвоение индивидом предметов при-роды в рамках определенной формы общества и посредством нее»[43].

Определенный способ производства есть процесс присвоения об­ществом природы, присвоения, опосредованного основным производ­ственным отношением данного способа производства. Природа при­сваивается не в абстрактно-доисторической, давно несуществующей форме, а в общественно-определенной, в форме основного производ­ст-венного отношения.

Однако что здесь выступает в качестве «природы», то есть содер­жа­ния, присваиваемого в этой форме?

Общество, на определенном отрезке исторического развития ста­новящееся тождественным своему господствующему способу произ­водства и в этом качестве неразложимое на абстрактные «природу без общества» и «общество без природы», представляет собой органиче­скую целостность, выступает как субстанция-субъект дальнейшего общест-венного развития.

Это развитие (источник и механизм которого здесь не рассматри­вается! ) протекает через возникновение в недрах господствующего способа производства новой основной формы деятельности и затем – становление нового основного производственного отношения.

Борьба нового способа производства с прежним и его победа оз-начает присвоение обществом самого себя через форму нового ос­нов-ного производственного отношения. Новым содержанием, присва­ивае-мым в этой форме,


является, таким образом, уже не доисто­риче­ская, а очеловеченная «природа» в форме, то есть в оболочке ис­торически предшествующего основного производственного отноше­ния. Новый способ производства в качестве «общества» присваивает прежний в качестве «природы». При этом новая основная форма дея­тельности присваивает прежнюю в качестве своей производительной силы.

Таким образом, то, что присваивается обществом в качестве при­роды в рамках определенного способа производства, представляет со­бой как бы «матрешку», в самой сердцевине которой скрыта абстракт­но-девственная, дочеловеческая природа, присвоенная в форме основ­ного производственного отношения первичного, архаического способа производства. Каждому способу производства, взятому в историче­ской последовательности, соответствует новый слой этой матрешки – его основное производственное отношение, выступающее как форма присвоения предшествующего способа производства, а следовательно – в его оболочке – и всех предшествующих способов, вплоть до ис­ходного, архаического, который, подобно ореху, заключает в своей скорлупе нетронутые деятельностью человека фейербаховские «ко­ралловые острова»[44].

В результате развития производственной деятельности между аб­страктной природой и присваивающим ее абстрактным индивидом воздвигается цепь посредников, вложенных друг в друга типов произ­водственных отношений, отражающих историческую последователь­ность способов производства. Присвоение природы оказывается ее отчуждением и наоборот.

«...Присвоение, освоение выступает как отчуждение, а отчужде­ние выступает как присвоение...»[45]

«...Для рабочего, который посредством труда осваивает природу, это освоение ее оказывается отчуждением...»[46]

«Промышленность является действительным историческим от­ношением природы, а следовательно и естествознания, к человеку…

Становящаяся в человеческой истории – этом акте возникновения человеческого общества – природа является действительной приро­дой человека; поэтому природа, какой она становится – хотя и в от­чужденной форме – благодаря промышленности, есть истинная ан­тропологическая природа»[47].

Теперь мы можем дать точный ответ на вопрос о том, в какой форме должна быть представлена «анатомия человека» для того, чтобы она могла послужить «ключом к анатомии обезьяны»[48]. Анатомия капи­тала как увенчанная им самим иерархия сопод-чиненных типов производственных отношений как раз и выступает как палеонтология всех исторически предшествующих способов производства. Именно планом разработки такой анатомии является известный «план шести книг», который Маркс не успел реализовать. Но с точки зрения решае­мой нами задачи – установления после-довательности этапов отчужде­ния – в качестве средства в равной степени могут быть использованы как «анатомия», так и «палео-нтология»: эта последовательность, взятая в одном отношении, вы-ступает как историческая последовательность господствующих про-изводственных отношений различных способов производства, а в другом – как иерархия типов производственных от­ношений, под-чиненных капиталу.

«...Более простая категория может выражать собой господствую­щие отношения менее развитого целого или подчиненные отношения более развитого целого, т.е. отношения, которые исторически уже су­ществовали раньше, чем целое развилось в ту сторону, которая выра­жена в более конкретной категории. В этом смысле ход абстрактного мышления, восходящего от простейшего к сложному, соответствует действительному историческому процессу»[49].

«...Наш метод показывает те пункты, где должно быть включено историческое рассмотрение предмета, т.е. те пункты, где буржуазная экономика, являющаяся всего лишь исторической формой процесса производства, содержит выходящие за ее пределы указания на более

ранние исторические способы производства... Эти указания наряду с правильным пониманием современности дают в таком случае также и ключ к пониманию прошлого: это самостоятельная работа, к которой тоже мы надеемся еще приступить»[50].

Мы стоим перед проблемой установления сущностных этапов от­чуждения, поставленной уже в «Экономическо-философских рукопи­сях 1844 г.», заняться решением которой Марксу так и не довелось.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь