Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К. МАРКС ОБ «УНИЧТОЖЕНИИ ТРУДА»
«...Труд есть лишь выражение человеческой деятельности в рамках отчуждения, ...разделение труда есть не что иное, как отчужденное полагание человеческой деятельности...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 140.) «Труд кажется совершенно простой категорией. Представление о нем в этой всеобщности – как о труде вообще – является тоже весьма древним. Тем не менее " труд", экономически рассматриваемый в этой простой форме, есть столь же современная категория, как и те отношения, которые порождают эту простую абстракцию». (Соч., т. 12, с. 729-731.) «При всех прошлых революциях характер деятельности всегда ос-тавался нетронутым, – всегда дело шло только об ином распределении этой деятельности, о новом распределении труда между иными лицами, тогда как коммунистическая революция выступает против существующего до сих пор характера деятельности, устраняет труд...» (Первая глава «Немецкой идеологии». Новое издание, с. 31-32[76].) «Труд есть та сила, которая стоит над индивидами; и пока эта сила существует, до тех пор должна существовать и частная собственность» (с.45). «Превращение личных сил (отношений), благодаря разделению труда, в силы вещные... может быть уничтожено... только тем, что индивиды снова подчинят себе эти вещные силы и уничтожат разделение труда» (с.59). «... Пролетарии, чтобы отстоять себя как личности, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования, которое является в то же время и условием существования всего предшествующего общества, т. е. должны уничтожить труд» (с.62). «Таким образом, на одной стороне – совокупность производительных сил, которые приняли как бы вещную форму и являются для самих индивидов уже не силами индивидов, а силами частной собст-венности... На другой стороне находится противостоящее этим производительным силам большинство индивидов, от которых оторваны эти силы... Единственная связь, в которой они еще находятся с производительными силами и со своим собственным существованием, – труд, – потеряла у них всякую видимость самодеятельности и сохраняет их жизнь лишь тем, что калечит ее» (с. 69). «Только современные пролетарии, совершенно лишенные вcякой самодеятельности, в состоянии добиться своей полной, уже не ограниченной, самодеятельности... Только на этой ступени самодеятельность совпадает с материальной жизнью, что соответствует развитию индивидов в целостных индивидов и устранению всякой стихийности. Точно так же соответствуют друг другу превращение труда в самодеятельность и превращение прежнего ограниченного общения в такое общение, в котором участвуют индивиды как индивиды. Присвоение всей совокупности производительных сил объединившимися индивидами уничтожает частную собственность» (с.70-71). (Выделения в тексте сделаны С. Платоновым. – Ред.)
85.06.12-13 (ПИСЬМО А. А.)[77]
Глубокоуважаемый А. А.! Последнюю нашу беседу мы начали с абстрактного утверждения, что текущий момент таит в себе как большую надежду, так и грозную опасность, однако не успели его конкретизировать. Цель нашей[78] записки – восполнить этот пробел и тем самым попытаться перебросить первые мостки от слов к делу.
I
Мы переживаем «междуцарствие» – предсказанный Марксом переход от «царства естественной необходимости» к «царству осознанной необходимости», от развития, осуществляющегося независимо от чьей-либо воли через развертывание диалектического противоречия между производительными силами и отчужденными производственными отношениями, – к развитию, осуществляемому только сознательно, только по воле субъекта, опирающегося на осознанный им механизм управления развитием и движимого логикой противоборства с антагонистическим субъектом. Для перехода к «Царству II», как известно, требуются вполне определенные политические и экономические предпосылки. Политические предпосылки были завоеваны нами 70 лет назад. Принято считать, что минули десятилетия с тех пор, как напряженным трудом на-рода созданы и экономические условия перехода. Однако все это лишь предпосылки. Для вступления в социализм на их основе теперь не-обходимо нечто качественно иное, требуется главное – «действительное коммунистическое действие» (Маркс). Действительное коммунистическое действие и деятельность по восполнению недостающих необходимых предпосылок для него по своей сути не могут не быть принципиально противоположными – подобно возведению высотного здания по отношению к рытью котлована для него. Завоевав право строить и место для строительства, подготовив необходимый котлован, мы фактически уже давно бессмысленно углубляем его сверх меры, не приступая к возведению самого здания, не понимая необходимости встать к кульману, подогнать башенный кран, взять мастерок, отложив лопату. Сущность «Царства II», сущность действительного коммунистического действия – «уничтожение отчуждения» (Маркс, 1844 г.), что равно «уничтожению разделения труда» (Маркс и Энгельс, 1846 г.), или же, наконец, «уничтожению частной собственности» («Манифест», 1848 г.), а следовательно – уничтожению производственных отношений как отчужденных отношений между людьми в процессе производства, превращение их в нормативно-определенные отношения между элементами прежних производительных сил, и тем самым – превращение производственных отношений в производительные силы. В противоположность этому сущность «междуцарствия», переходного периода – завершение развития недостающих производительных сил, закономерно сопровождаемое – в качестве платы – невольным высвобождением соответствующих им производственных отношений и возрастающей утерей контроля над ними. Призывать к «совершенствованию социалистических производственных отношений» было бы смешно, когда бы не было так грустно. Это абсолютно тождественно призыву «совершенствовать социалисти-ческую частную собственность».
II
Объективно обусловленная линия на «наведение порядка» в этих условиях требует для своей реализации с самого начала не только детального понимания сути и экономических закономерностей процесса снятия производственных отношений в экономике переходного типа, но кроме того – и это абсолютно необходимо, – специальных мощных средств нормативного управления этим процессом. Лимитирующим моментом в большей степени является отсутствие понимания, так как при его появлении нужные средства могли бы быть развернуты в течение 3-5 лет. К сожалению, приходится прямо сказать, что в отсутствие таких средств жесткая линия на наведение порядка в существующей экономике, близкой к границе утери контроля, с большой вероятностью может привести к деструктивному эффекту, который далеко превзойдет эффект так называемой «работы по правилам» – новой формы забастовочного движения, применяемой в сильно регламентированных отраслях государственного сектора экономики стран Запада. Едва ли лучшая судьба, в условиях, когда вместо уничтожения производственных отношений считается необходимым их «совершенствовать», уготована научно-техническому прогрессу. Ставить могучий двигатель НТП на все более теряющий управление экипаж производительных сил, не предваряя (и даже хотя бы не сопровождая) этот шаг «действительным коммунистическим действием», то есть развертыванием мощного нормативного механизма контролируемого снятия производственных отношений – исключительно опасно. Самый лучший исход этой неподготовленной попытки, на который только можно надеяться – очередная неудача в деле «внедрения НТП» и потеря еще десятилетия развития. Мы опять разобьемся о границу «междуцар- ствия» и свалимся обратно в переходный период. Времени на ус-воение этого жесткого урока нам историей уже не отпущено.
III
...В настоящее время наша экономика, для которой характерна нарастающая гипертрофия производительных сил переходного типа, приближается (как мы уже писали и говорили) к границе потери контроля над процессом воспроизводства, разрушения инвестиционного цикла вследствие экспоненциального (лавинообразного) нарастания дефицитов. Механизм этого явления аналогичен (но противоположен по знаку) механизму «великой депрессии» 1929-33 годов, которая послужила одной из решающих причин перехода стран ГМК в качественно иное состояние. Необходимо сделать все возможное и невозможное для того, чтобы мы осуществили переход к новому типу развития заранее, сознательно, минуя экономическую катастрофу, поскольку ее механизм теперь доступен для изучения, и объективных причин для ее повторения нет. Это именно тот случай, когда история учит – и беспощадно карает за непонятые и неусвоенные уроки. Мы сейчас не в состоянии предугадать (хотя при наличии упомянутого комплекса специальных средств это и теоретически и практически вполне возможно) точные сроки такого опасного поворота событий. Однако следует сказать со всей уверенностью: для нас сохране-ние существующего типа развития еще хотя бы на пятилетие подобно игре с Историей в «русскую рулетку». Говоря о «нас», мы говорим тем самым и о судьбах основанного Марксом мирового коммунистиче-ского движения, и о перспективах начатого Лениным социалистического строительства, и о деле подлинного освобождения всех «освободившихся» стран и народов.
IV
На вопрос «что делать? » можно в принципе ответить очень крат-ко: окончательно выйти из «царства естественной необходимости», полностью превратить коммунистическую идею уничтожения частной собственности (а не только ее «упразднения») в материальную, про- изводительную силу. Как известно, в «Царстве I» идеи становятся материальной силой, когда овладевают массами. В «Царстве II» этого недостаточно. Здесь они становятся материальной силой только тогда, когда, во-первых, осознаются, берутся на вооружение правящей пар-тией, и, во-вторых, материализуются в комплексе специальных мощ-ных средств социально-экономического нормативного проектирова-ния, посредством которого только и осуществляется, и становится воз-можным общественное развитие коммунистического типа. Переживаемый момент «как бы случайно» содержит в себе все возможности для осуществления этого перехода (именно упущенные моменты такого рода история не прощает). Это – глубокое осознание партией и народом необходимости крутых качественных перемен. Это – новое, прогрессивное руководство, открытое для новых идей. Это ат-мосфера творческого поиска, связанная с подготовкой новой редакции Программы. Это физически ощутимое возросшее давление внешних и внутренних проблем. Это, наконец, определенное ослабление парали-зующего мысль влияния общественных наук, которые в их нынешнем состоянии порождены объективными условиями затянувшегося пере-ходного периода и которые – вне зависимости от благих субъективных побуждений – вместо того, чтобы быть посредником между партией и теорией Маркса-Ленина, превратились в забор, отгораживающий их друг от друга. Однако такие моменты неизбежно предоставляются на очень короткий срок. Уже после опубликования проекта новой редакции Программы (а фактически – после его окончательного внесения) неизбежно на несколько лет должно наступить окостенение зафиксированных позиций и точек зрения. В течение всего этого времени ничего уже нельзя будет изменить. Срок, отпущенный для осуществления воздействия на наше развитие, составляет едва ли более двух-трех месяцев, а скорее всего он еще меньше.
V
Однако в чем именно может состоять это воздействие? Мы (авторы данной записки) должны сложить с се- бя на этом месте все полномочия (нами же самозванно узурпиро-ванные). Мы полностью отдаем себе отчет, что всякая новая идея – даже при условии ее абстрактной истинности – может быть присвоена и ус-воена партией только во вполне определенной конкретно-исторической форме. Нынешняя форма предлагаемых идей (включая нас самих как часть этой формы) для такой цели непригодна. (Примечание: Что касается проблемы «авторства» – ее просто не существует. Отношение «авторства» – как частный случай одного из типов производственных отношений – будет уничтожено, снято в рамках одной из коммунистических формаций. Новые идеи в марксизме вырабатываются только при посредстве таких не принадлежащих никому «средств производства», как совокупная общественная практика и социалистическая культура, и уже по одному этому не могут «принадлежать» какому-то частному лицу. Поэтому подлинные обществен-ные науки при социализме будут «общественными» ровно в том смысле, в каком ею станет собственность на средства производства. Работа «подземного крота» – механизма смены типов развития на стыке двух эпох проявляется как последовательность все более жестоких встрясок общественного организма, каждая из которых либо побуждает «полусубъекта» переходного периода стать полноправным субъектом, создать и пустить в ход средства научного управления развитием, либо толкает его к краю пропасти. После каждой такой встря-ски будет появляться все большее количество домотканых теоретиков по нашему образцу, подобно тому, как – в старинной гипотезе Опарина о зарождении жизни – после каждого грозового разряда в атмосфере, насыщенной сложными химическими соединениями, образуются молекулы аминокислот.) Огромной удачей (видимо, не более «случайной», чем все остальные случайности переживаемого момента) было то, что в Вашем лице нам встретился тот исключительно редкий пока «открытый» тип личности, для которой ее собственная уникальность, внутреннее богатство, освоенные ею пласты культуры служат не преградой, блокирующей восприятие внешних идей, а мощным средством их адаптации, синтеза и развития. Это не комплимент, а констатация, поскольку накопленный за последние два года опыт работы со многими выдающимися людьми показал, что именно из-за внутренних субъективных барьеров восприятия при зна-чительных затратах времени и сил удавалось добиться лишь срав-нительно небольшого продвижения. И конечно, мы бы не были марк-систами, если бы не осознавали проявившуюся здесь исключительную роль того узлового пункта, который Вы занимаете в системе общест-венно-политической практики, в комплексе общественных отношений – как внутренних, так и международных. Но тем самым у нас есть все основания надеяться, что именно Вы сможете преобразовать абстрактное «чувство исторической ответственности» в последовательность конструктивных и прагматических действий, в оперативное хирургическое вмешательство, которое разорвет замкнувшийся цикл развития. Именно Вы в состоянии определить направление дальнейшего развития, а также «дозу», меру, форму, конкретные точки инъекции этих идей для их незамедлительного превращения в производительную силу.
Все мы испытываем на себе наваждение обыденности, ту иллюзию, что сложившийся ход вещей незыблем и будет сохраняться вечно, что с назревшими переменами можно не спешить. Из истории хорошо известно, чего могут стоить подобные иллюзии и во что они обходятся. Мы не имеем больше ни права, ни возможности проверять, действительно ли наш сегодняшний шанс – последний.
85.07.05 (ЭНЕРГИЯ, ИНФОРМАЦИЯ И СТОИМОСТЬ)
Происходящий на протяжении «предыстории» естественноисторический процесс образования из «дочеловеческой природы» общественно-природных производительных сил есть процесс возникновения – на базисе совокупности различных природных форм движения – трех качественно новых форм движения «социальной материи». Энергия есть качественно-определенное отношение между различными формами природного движения, используемыми в качестве «сил» в рамках технологии[79]. Соответственно, в рамках организации существует информация как новое качественно-определенное отношение на множестве различных форм энергии. Наконец, в рамках экономики возникает и расширенно воспроизводится стоимость – новая качественная определенность, новое отно-шение, элементарными кирпичиками-элементами для которого служат различные формы информации. Рост производимой обществом стоимости означает в конечном счете увеличение количества и разнообразия форм движения природы, превращаемых в общественные производительные силы. Информация и энергия при этом опосредуют экономику и природу: никому пока не удавалось непосредственно превратить стоимость в потребляемый предмет природы (услугу или же товар), не соотнеся ее предварительно с величиной энергии, определяемой технологией их производства, – величиной, закодированной в информации в виде знаков на монетах или купюрах. Отчуждение, собственно, состоит в том, что человек, не познавший законов, управляющих движением стоимости, информации и энергии, сам является на протяжении всей предыстории лишь их рабом, агентом, песчинкой, включенной в их круговорот. В составе технологии человек играет малопочтенную роль лошади в чигире – роль производителя мышечной энергии. Однако, хотя современное общество, далеко еще не избавившее человека от этой первобытной доли, склонно окружать романтическим ореолом фигуры инженера и банкира – они оба не более чем агенты процессов производства информации и стоимости, порабощенные чуждыми силами организационных и экономических законов. Познать эти законы – значит осуществить их редукцию, сведение к законам предыдущего, нижележащего уровня, подобно тому, как законы термодинамики, определяющие температуру газа, были сведены к законам статистической механики, определяющим скорость движения молекул. Уничтожить отчуждение – значит осуществить подобную «редукцию» на практике. Место стихийного эфира экономических отношений, который заполняет промежутки между организациями, осуществляя таинство самовозрастания стоимости, должна занять организация, занятая обработкой и производством нормативной информации, причем, делающая это таким образом, что в объединяемом ею хозяйственном механизме производимый каждой из единиц прибавочный про-дукт не только не пропадает, но и в целом расширенно воспроизво-дится. В результате экономисты исчезают вместе с экономикой, а все народное хозяйство превращается в единую организацию, которая, однако, «каким-то чудом» обеспечивает уже не простое (как положено нормальной организации), а расширенное воспроизводство.
85.11.27 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы