Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ?



Учитель отправился в царство Вэй, а его ученик Жань Ю правил повозкой.

— До чего же здесь многолюдно, — сказал Конфуций.

— Если их так много, — сказал Жань Ю, — то что же следу­
ет сделать для этих людей?

— Дать им разбогатеть, — ответил Учитель.

— А когда разбогатеют, — продолжал спрашивать Жань Ю, —
то что бы ещё для них сделать?

— Воспитать их, — ответил Учитель.

«КУДА ДУЕТ ВЕТЕР , ТУДА И КЛОНИТСЯ ТРАВА»

Человеколюбие, гуманность и справедливость у Конфуция вполне конкретны, адресны. В этой адресности и заключается живитель­ная сила его учения — оно всегда конкретно, приложимо к жиз­ни. Ведь в любом обществе есть нарушители — бандиты, воры, убий­цы, нередки войны и грабежи, и эти проблемы надо решать вполне конкретными методами.

Однажды властительный князь Цзи Кан-цзы предложил дос­таточно простой способ решения конфликтов:

— А что, если убивать тех, кто Пути не следует?

— Если управляете, — ответил Конфуций, — зачем же уби­
вать? Если сами устремитесь к добру, то и народ станет добрее.
Нрав правителя подобен ветру, а нрав народа — траве. Куда дует
ветер, туда и клонится трава.

Конфуций решительно отвергает убийство как способ уре­гулирования дел в государстве, ибо неправедные подданные — это вина правителя, а ведь именно правитель должен воспитывать их своим примером.


которое отличает благородного мужа, «Можно быть благородным мужем и оказаться нечеловеколюбивым. Но не бывало ещё такого, чтобы кто-то, бу­дучи человеколюбивым, оказался мел­ким человеком». Не официальный пост, не воспитание, даже не образование, а такое эфемерное, вечно ускользающее качество, как человеколюбие, определя­ет «истинность» человека. Интересно, что во многих высказываниях Конфу­ций использовал понятие «жэнь» в раз­ных значениях: и «человек», и «челове­колюбие», из-за чего фразы Учителя приобретали еще большую глубину, например: «Человек — а не гуманен» (т. е. «а не человек»).

Между тем Конфуций не осмели­вался называть себя поистине челове­колюбивым и избегал обсуждать это понятие, вероятно полагая, что слов недостаточно, чтобы передать его смысл. Он старался учить личным примером, хотя ученики нередко рас­спрашивали мудреца о жэнь.

Конфуций не боялся говорить, что не знает, что такое человеколю­бие, точнее — не способен словами объяснить всю мистическую глубину этого понятия. Сколько раз ученики задавали ему хитроумные вопросы о том, можно ли считать того или ино­го человека преисполненным жэнь. Однажды Конфуций сказал, что чело­веколюбие означает «любить людей», а знание или мудрость — «знать лю­дей», Одному из учеников не удалось уловить смысл высказывания Учителя, и Конфуций уточнил: «Воспитывать прямоту и избегать искривлений. И тогда можно кривое выпрямить». Че­ловеколюбие отнюдь не «качество для себя», для удовлетворения собст­венного тщеславия, но именно «для исправления кривого», т. е. для служе­ния людям.

Человек может быть мудрым и чистым, преданным и искренним; он может быть велик сознанием и честен, но не обладать жэнь. Человеколюбие превращалось для Конфуция в мисти­ческий идеал, практически недоступ­ный обычному человеку, но тем не ме­нее вечно присутствующий как цель в жизни благородного мужа.

Чтобы достигнуть человеколю­бия, нужен нравственный подвиг, ко-


торый может потребовать от благо­родного мужа даже жертвования со­бой. Жертвы — но не унижения.

Некий Цзай Во спросил великого Конфуция:

- Если человеколюбивому ска­жут, что человеколюбие — в колодце, последует он за ним или нет?

— Благородный муж может уйти, но не может пасть, он может даже по­казаться обманутым, однако обману­тым не будет, — ответил Конфуций.

Однако человеколюбие для Кон­фуция — это не просто способность ценить и любить людей, это даже не гуманность как признание высшей ценности человеческой жизни, Оно весьма выборочно. Однажды Конфу­ций осудил Цзай Во за то, что тот со­блюдал по родителям траур лишь в течение года, а не трёх лет, как при­нято, и назвал его при этом «не обла­дающим человеколюбием».


ВЫСВЕТЛЯЙ

КУЛЬТУРНОЕ В ПРИРОДНОМ

Ранние китайские философы немало времени посвятили размышлениям об изначальной природе человека, его «природных свойствах» — син. Каковы люди от природы — добрые или злые? А может быть, никакие, абсолютно ней­тральные, и лишь в процессе жизни, когда человек соприкасается с миром, его свойства приобретают опреде­лённый оттенок? Как должен мудрец соотноситься со своей изначальной природой? Например, некоторые кон­фуцианцы считали, что благородный муж в процессе «вечного самопреодо­ления» обязан как бы окультурить свою дикую и необузданную природу, сделать её «человеческой». Даосы же, наоборот, полагали, что необходимо очистить сознание от всех наносов культуры и



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь