Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Для решения судебных вопросов в храме Конфуция в Цюйфу . В подобной беседке сидел и Конфуций , когда служил в должности судебного чиновника .



Кун Цзимао — прямая наследница Конфуция в 72- м . поколении — и последний император Китая Пу И на празднике , посвящённом памяти Конфуция .



Ежегодный праздник, посвящённый годовщине рождения Конфуция. В исполнении музыкантов, одетых в традиционные наряды эпохи Великого Учителя, звучит музыка, воспитательную роль которой он так высоко ценил.


монахов и аскетов), сочетающего в се­бе и военные, и гражданские таланты.

Более того, человек, не приоб­щённый к духовным учениям и не ок­руживший себя мудрецами, не имел права сидеть на троне. Долг мудреца — предложить свой ум для решения политических проблем. Подобные предложения делались в чисто ки­тайской, конфуцианской манере -намёками, хитроумными отказами, т. е. с соблюдением всё того же Риту­ала. Эта машина «прихода во власть», запущенная ещё в эпоху Борющихся царств, действовала в течение многих веков.

Так и конфуцианство оказалось не просто отвлечёнными рассужде­ниями об идеалах гуманности и долга, но вполне практичным социальным и этическим учением. Конфуцианство


 







ИДЕАЛЬНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ

В ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ

Идеальный правитель— всегда муд­рей, человек, с которым «разговари­вает Небо». Сам Великий Учитель неоднократно приводил в пример идеальных правителей древности. Но вот что удивительно: большинст­во величайших мудрецов Китая так и не удостоились высоких должно­стей. Лао-цзы никогда не поднялся выше заурядной, хотя и почётной, должности хранителя архивов. Кон­фуций лишь однажды в течение трёх месяцев исполнял обязанности стар­шего судьи в царстве Лу.

Один из последователей Кон­фуция, Мэн-цзы, будучи в известной степени противоположностью сво­ему скромному духовному учителю, не стыдился сам предлагать себя в правители. Причём видел в этом чи­сто космическую необходимость: «Ес­ли Небо захочет, чтобы Поднебесная мирно управлялась, то именно сейчас для этого и наступило время. А кто же найдётся для этой роли лучше, чем я?». Не следует удивляться такому необычному высказыванию конфуци­анца, ведь это не просто хвастовство. Мэн-цзы считал своей миссией уста­новить мир и гармонию в Поднебес­ной и должен был её исполнить.


Правда, Мэн-цзы так и не занял вы­сокого поста, поскольку в реальной жизни честный мудрец и интеллекту­ал часто лишь мешает правителю.

Отношения Конфуция с го­сударством были странными. Он несколько раз занимал официальные посты, но понимал, что ни на одном из них так и не смог добиться вопло­щения своего нравственного идеала. Однажды его открыто спросили: «Почему вы не занимаете высокий пост?». Конфуций объяснил, как обычно сославшись на одну из самых древних книг: «„Книга истории" го­ворит: „О! Будучи просто добропо­рядочным сыном и испытывая воис­тину братские чувства к своим братьям, человек может оказывать влияние на правителя". Делая это, человек фактически участвует в уп­равлении. Так как же может возник­нуть вопрос о том, почему я не за­нимаю высокий пост?».

В другой раз Конфуций согла­сился принять пост. Какие же аргу­менты понадобились, чтобы убе­дить его? К мудрецу обратился некий Ян Хо, занимавший одну из высших чиновничьих должностей в царстве Ни и влиявший даже на по­литику царства Лу:

— Можно ли назвать человеко­любивым того, кто, накопив богатст-


ва, позволяет государству сбиться с пути? Я бы таковым не назвал его. Можно ли назвать мудрым того че­ловека, который, будучи всегда гото­вым участвовать в общественной жизни, всегда отклоняет такую воз­можность? Я бы таковым не назвал его. Дни и месяцы уходят. Время не на нашей стороне.

Конфуций ответил кратко:

— Хорошо, я приму пост.

Но что заставляет человека служить государству? Конечно же, долг. Не приказ, не закон, а внутрен­ний нравственный долг. «Долг» — ключевое понятие в проповеди Кон­фуция. Подданный должен служить государю, государь — заботиться о подданных.

Где истоки этого долга? Естест­венно, в глубокой древности, когда все жили, опираясь на нравственные понятия, которые и старался вернуть к жизни Конфуций.

Для Конфуция понятие дол­га — это продолжение человеколю­бия и справедливости как части Ри­туала.

Долг... Долг во всём, и вся жизнь — высшее долженствование. В конечном счёте долг по отноше­нию к государю, к отцу, к старшим всегда оборачивается долгом чело­века перед Небом.



стало именно той философией, кото­рая реально воплотила часть своих идеалов в жизнь.

Какая ещё философская школа за пределами Дальнего Востока может претендовать на то, чтобы править го­сударством в течение тысячелетий с небольшими перерывами?

Как ни умны были предложения Платона о переустройстве государст­ва, они оказались отвергнутыми, и платонизм не стал государственным учением. Не взошли со своими доктри­нами к трону власти ни Аристотель, ни Пифагор, ни гении духа Артур Шопен­гауэр и Фридрих Ницше. Недолго су­мели влиять на государственный курс англичанин Фрэнсис Бэкон и француз Клод Анри Сен-Симон. Величайшие русские религиозные философы Вла­димир Соловьёв, Николай Бердяев стойко сторонились государственной машины, размышляя лишь над метафи­зическими, космическими механиз­мами жизни государства.

А вот китайцы (в том числе и сам Конфуций, а в ещё большей степени



 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь