Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Один из лучших учеников Конфуция Жань Ю , о котором Учитель говорил : «Не знаю другого , кто был бы столь же человеколюбив» . Работа современного художника .
Конфуций С учениками . КОНФУЦИЙ О СЕБЕ Правитель области Шэ попросил Цзы-лу рассказать ему о Конфуций, но Цзы-лу ничего не ответил. Узнав об этом, Конфуций произнёс: «Почему бы тебе не сказать об этом просто так: это такой тип человека, который забывает о еде, стараясь решить какую-нибудь проблему, что повергла его в глубокие раздумья, который столь преисполнен радости, что забывает о своих заботах, и который не замечает даже натиска старости». вернуть его к изначальной природной чистоте и «незатронутости вещами». Думы благородного мужа всегда о возвышенном, о самом трепетном и недостижимом в культуре. «Благородный муж думает о Пути (Дао) и не думает о еде. Когда пашут — за этим стоит страх голода. Когда учатся — за этим стоит стремление к жалованью. Благородный муж печалится о Пути, но не печалится о бедности». По Конфуцию, чтобы размышления действительно обратились к достижению Пути, необходимо стремиться к Нему так же сильно, как голодный стремится к пище, думать о нём так же постоянно, как молодой чиновник думает об удачной карьере и о большом жалованье, ибо в этом — его будущее. Есть и другой критерий присутствия культуры в человеке — это знание меры. Животное, увидев пищу, стремится съесть столько, сколько может. Хищник будет преследовать жертву, пока сам не упадёт от истощения. Но человеку должно быть свойственно осознание меры, или, как однажды назвал это сам Конфуций, «золотой середины». Правда, он заметил: «Золотая середина — это добродетельный принцип, и является он наивысшим принципом, но народ уже давно не обладает им». Да и сам Великий Учитель никогда не требовал себе больше, чем ему было необходимо для жизни: «Рыбу ловил удочкой, а не сетью, использовал стрелу с верёвкой, охотясь на летящих птиц, и никогда не стрелял в птиц, устроившихся на ночлег». Умеренности нужно следовать и при исполнении ритуалов, считал Конфуций. Праздничная песня не должна быть разнузданной, печальная — не должна слишком ранить душу. Конфуцианство, говоря о «золотой середине», преисполнено особо осторожного отношения к жизни, стремления поступить в соответствии с Ритуалом. Даже обдумывание своего поступка следует подчинить Ритуалу. Однажды Цзи Вэнь-цзы из царства Лу признался, что трижды думает перед тем, как совершить какой-нибудь шаг. «И двух раз достаточно», — поправил его Конфуций, ибо именно дважды предписывает обдумывать предстоящий поступок Ритуал. О себе Конфуций отзывался критически. Ни разу он не назвал себя благородным мужем, считая это состояние недостижимым пределом стремлений. Философ говорил: «У благородного мужа — три пути. Но ни по одному из них я не смог пройти до конца: человеколюбивый не беспокоится; знающий не сомневается; смелый не боится». Конфуций подразумевал пути отшельника и одинокого подвижника (человеколюбие), чиновника (знание) и военного (смелость), но сам действительно не пошёл ни по одному из них — он стал Учителем. Некий высший чиновник спросил как-то раз ученика Конфуция Цзы-гуна: — Учитель — мудрец, разве не так? Цзы-гун ответил: — Да, это так. Небо наставило его Казалось бы, вполне обычное рассуждение: чем больше мудрости в человеке, тем более он умел, тем больше дел ему удаётся. Но, как ни странно, Конфуций, узнав о разговоре, сказал: «До чего же хорошо этот чиновник знает меня. Я занимал весьма скромное положение в молодости. Вот почему мне пришлось достигать умелости во многих вещах. Но должен ли благородный человек быть умел во многих вещах? Нет, абсолютно нет». Благородный человек знает, не обучаясь, он знает природно, изначально. Знает ли дерево, как расти, знает ли весна, как ей сменять зиму? Эти вопросы абсолютно бессмысленны, ибо всё заложено во внутренней природе вещей и явлений. Ей надо лишь дать проявиться, равно как путём самовоспитания человек даёт проявиться в себе благородному мужу, который обладает высшим умением, и ему не надо «быть умелым во многих делах». Он умел в одном — в собственном духе, и другого от него не требуется. Благородный человек ценим не столько за способность делать что-то, сколько за то, что воплощает в себе идеал устремлений, даёт нравственный ориентир всей китайской традиции. Идеалом становится не изматывающий труд и даже не карьера чиновника, но особая вечная работа духа — «праздные странствия внутри себя». Этот идеал выражен в традиционном китайском пейзаже: могучие потоки вод, молчаливые, мрачные и величественные горы, беседка, затерянная на горной террасе, а в ней — два беседующих благородных мужа. Ученики записали, что в дни, когда Конфуций занимался внутренним очищением, он носил одежды из грубых тканей, соблюдал строгую диету, а придя домой, никогда не садился на привычное место — в дни непрерывного отправления ритуалов, траура, очищения всё должно быть по-другому. Да и в обычные дни Конфуций питался крайне скромно, «никогда не наедался сполна ни полированным рисом, ни тонко нарезанным мясом». Однако упоминается, что он никогда «не употреблял в пищу то, что изменило свой цвет или дурно пахло, не ел никогда также и то, что плохо приготовлено, и никогда не ел не в точное время, не ел пищу, которая |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы