Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Легендарная встреча Конфуция и Лао - цзы . Гравюра . I в . до н . э .
Резная деревянная табличка в храме Конфуция с текстом священного изречения : «Путь , соответствующий Великому единению» . Великое единение — идеал Конфуция , в соответствии с которым можно привести людей к гармонии . Резьба выполнена в 1917 г . не выходил из дома и не принимал пищи. Но примечательно, что основными носителями конфуцианской доктрины стали не они. Ученики Конфуция, как и положено благородным мужам, предпочитали не выставлять себя на люди, быть «скромными с достоинством», умели ценить себя и быть гордыми (один из учеников утверждал, «что его можно даже убить, но шапку он не снимет»). ...Старость потребовала от Конфуция не меньшего мужества, чем моло- дость. Нет, никто не подвергал его насмешкам, как когда-то в юности. Он был окружён уважением правителей, поклонением простых людей и почитанием учеников. Но вот в 482 г. до н. э. у 70-летнего Конфуция умирает сын, не доживший до 50 лет. Через год умирает его лучший ученик Янь Хуэй, которому Конфуций, вероятно, хотел передать школу. Последний год жизни Конфуций посвящает только беседам с учениками. Успел ли он передать всё, что знал, су-
мел ли показать своим ученикам прямой путь общения с Небом через внутреннее, непосредственное ощущение, до конца ли раскрыл для них идеал древности — наверное, эти вопросы волновали 73-летнего Учителя. Однажды мудрец, не говоря ни слова, вошёл в свой дом и лёг в постель. Шесть дней пролежал он не вставая, а на седьмой день мир потерял Великого Учителя. Но он оставил учение, и, обращаясь к нему, люди вновь и вновь встречаются с Конфуцием. УТОПИЯ КОНФУЦИЯ В сознании Конфуция жила мечта об идеальном государстве, в котором будет построено общество Великого единения - - датун. Современные учёные называют эту концепцию социальной утопией (от греч. «и» — «не» и «topos» — «место, которого нет»), т. е. тем, чему не найдётся места на Земле. Конфуций — не первый китайский мудрец, который мечтал о всеобщем благоденствии. Ещё в древнейшей книге "Записки о Ритуале» говорится об обществе, где нет воров и грабителей, где одинокие, старцы, вдовы находят помощь и заботу, молодые имеют возможность проявить себя. Там нет смут, волнений, наводнений и пожаров, все сыты и довольны жизнью. «Канон Жёлтого императора» — важнейшая книга древности по китайской традиционной медицине и искусству продления жизни — добавлял к этому, что люди в идеальном государстве ведут правильный и скромный образ жизни, рано встают и рано ложатся и никогда не нарушают своего распорядка. Впрочем, не было на Земле общества, в котором не возникала бы своя утопическая доктрина. Однако в Китае она обладала одной очень интересной чертой. Оказывается, Великое единение уже существовало на Земле, и не нужно придумывать ничего нового, достаточно взглянуть в прошлое на несколько веков. Великий Учитель даже называл время существования на Земле Великого единения — III тыся- челетие до н. э., когда царствовал полулегендарный правитель Шунь. В Китае не было философии отвлечённой, далёкой от жизни. Китайские мудрецы умели удивительным образом связывать мир видимый, каждодневный, изменчивый и мир метафизический, вечный и неизменный, мир чистого духа и сокровенного знания. Можно быть одновременно политиком и философом, великим стратегом и мистиком, как, например, знаменитый военачальник Сунь-цзы (VI—V вв. до н. э.). Такая двойственность нехарактерна для европейской культуры, требовавшей от человека жёсткого выбора: или политик, или отшельник. А вот Китай, наоборот, почитал человека в равной степени высокодуховного и социально активного (это отнюдь не исключало существования отшельников, Большой зал с беседкой |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы