Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Заново открывая разъяснительную проповедь



Ричард Л. Мэйхъю

Современные проповедники, которых больше волнует личное влияние, чем откровение Божье, часто пренебрегают подлинно­стью библейских проповедей. Писание, вне всякого сомнения, требует провозглашения воли Божьей, которой человечество обязано повиноваться. Если человек полностью предан Слову Божьему, образец изложения требует, чтобы проповедь была верна с точки зрения Библии. Изложение предполагает экзеге­тический процесс извлечения значения, вложенного Богом в Пи­сание, и объяснение его с современной точки зрения. Библейская сущность и апостольский дух разъяснительной проповеди дол­жен учитываться при подготовке и проповеднической деятель­ности людей, недавно привлеченных к «проповедованию Сло­ва».

Семинария Господа вместе с другими2 признает громадную ответст венность «проповедовать слово», о которой говорит Павел (2 Тим. 4:2) Эта книга — результат попытки установить для проповедников двадцат первого века образец библейской проповеди, унаследованный от их пре,п шественников.3

2 Например, На<1(1оп УУ. ЕоЫпаоп, ВШ1са1 РгеасЫпу (Огапй Кар^а: ВаЬег, 1980); '\УаНег С. Ка1вег, ^ Тошагд. ап ЕхеееИса.1 ТНео1о§у (Огапй КарИз: ВаЬег, 1981); .1оЬп 8(,ои, Ве1шееп Тшо ~УУог1с18 (Огаг НарМа: Еегйтапв, 1982); 8атие1 Т. Ьоеап, ей., ТНе РгеасНег апй РгеасН1п§ (РЫШрзЬиге, N. ^ Рге5Ьу(,епап влй КеГоппес!, 1986); А1 Газо!, ЕзаепПаи /огВ1Ы1са1РгеасШп8(Стапй Кар1(18: ВаЬег, 1988

Каждое поколение сталкивается с обстоятельствами, которые Амос предрек Израилю: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я по­шлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слыша­ния слов Господних» (Ам. 8:11). Последние несколько столетий вновь подтвердили эту нужду.

ЭГ

ОБЗОР ПОСЛЕДНИХ ТЕЧЕНИЙ

Объясняя Евр. 8:10, пуританский комментатор Уильям Гоудж (1575—1653)заметил:

Следовательно, служители должны подражать Богу и, стараясь изо всех сил, наставлять людей в тайнах благочестия, учить их, чему верить и как посту­пать, и побуждать их поступать так, как они обучены. Иначе их работа произ­водится впустую. Пренебрежение этим — основная причина, по которой лю­ди совершают сегодня столько ошибок.4

Во вступительной статье к книге Гоуджа Чарлз Сперджен (1834—1892) так говорит об Англии девятнадцатого века:

Я должен добавить, что это последнее замечание со временем становится только более справедливым; именно среди необученных овец сеют смуту вол­ки католицизма; здравое учение — лучшая защита от ересей, которые вовсю свирепствуют среди нас.5

Джон Бродас (1827—1895) тоже жаловался, что в Америке нет боль­ше хорошей проповеди,6 а Дж. Кэмпбелл Морган (1863—1945) отмечал:

Самая важная работа христианского служителя — это проповедь. В наши дни основная опасность заключается в том, что из-за множества мелких забот мы забываем об одной важной вещи — проповеди.7

К середине двадцатого века положение не улучшилось, о чем свиде­тельству типичные нарекания.

Кафедра остается самым слабым местом церкви, несмотря на все большее чи­сло тех, кто поднимается на нее.8

Но слава христианской кафедры — это свет, взятый взаймы... В двадцатом веке слава покидает кафедру с тревожной быстротой... Слову Божьему отка­зано в престоле, и оно занимает второстепенное место.9

Этот образец не является уникальным, разработанным Семинарией Господа, но скорее отражает испы­танный временем способ провозглашения Слова Божьего христианскими проповедниками. (См гла­ву 3.)

''УУШгат Ооиее, Соттеп1агу оп НеЬгеша (гергт!,, ОгапД Кар1о;8: Кгеее!, 1980), 577-78.

С. Н. 8риг§еоп, «Зегтопз — ТЬе;г МаИег», Ьес1иге 5, ВооЬ 1, ЬеЛигеа (о Мы 5(ийеп(в (герпп! Сгапс) КарЫз: ВаЬег, 1977), 72.

.ТоЬп А. ВгоаДив, Оп Ше РгерагаИоп апд, ВеИуегу о/ Зегтопе (герпп1, ОгапД КарМз: АР&А, п. Д.), .с. 70.СатрЬе11Мо^еап,Р^еас/^гл^(^ер^т^,0^апаНар^а8:Ва1^е^, 1974), 11. "ЗеН О. Нау, ЕхрозИогу РгеасЫпе(йтв.п<1 Нар^в: 2опс1егуап, 1940), 14. "МетИ Р. ипеег, Рппс1р1е8 о/ ЕхрозИогу РгеасЫпе (ОгапД Кар1с18: 2оп<1егуап, 1955), 11-15.

Тем не менее, остается правдой, что «каковы бы ни были признаки современ­ной кафедры, центральное положение библейской проповеди не является од­ним из них».10

В традиции, которая ставит в центр написанное Слово, не может быть ничего важнее, чем истолкование и провозглашение этого Слова. Каждый понимает необходимость обоснованной экзегетики текста, но лишь немногие способны предложить такую экзегетику и эффективно проповедовать на ее основе."

В середине 1980-х гг. национальный Конгресс по разъяснению Биб­лии (СОВЕ) собрался и призвал вернуться к подлинному библейскому разъяснению.12 СОВЕ заявил, что американская церковь должна вер­нуться к истинно библейской проповеди, иначе западный мир будет по-прежнему скатываться к обесцениванию культуры. Говоря об уни­кальности Америки в современной культуре, Оз Гинесс с беспокойством заметил, что «...во всех моих исследованиях я наблюдал западное обще­ство, в котором церковные скамьи полны, а проповеди пусты».13

Джон Мак-Артур в своем обзоре образцов проповеди конца восьмиде­сятых замечает:

Евангельская проповедь должна прежде всего отражать нашу убежденность в безупречности и безошибочности Слова Божьего. Слишком часто этого не происходит. Фактически в современной евангельской церкви все более отчет­ливо проявляется тенденция отхода от библейской проповеди в сторону прагматического подхода к теме, основанного на опыте.14

В конце девяностых на кафедре по-прежнему присутствует очевидное стремление к уместности, результатом чего является невнимание к от­кровению Божьему. Зигфрид Мейер предупреждал христиан в 1960-е гг. о той же «современной опасности»." Он сравнивает черты своего времени с более ранними тенденциями Гарри Эмерсона фосдика, который писал в двадцатые годы: «Проповедь неинтересна, потому что не связана с реаль­ными интересами людей... Проповедь должна затрагивать реальные про­блемы».16 Мейер замечает, что Фосдик открыл шлюзы, через которые на кафедру хлынула философия и психология, наводнив ее неверием.

Тревожно то, что философия Фосдика очень похожа на совет, который дается в одной из недавних публикаций о современной проповеди.

"'Мо^пНотпё^оп, «Ехро811;огуРгеасЬте»,Ле1>1еи!апйЕхро81(ог56Уапиагу 1959): 56.

"К1упе К. 8пос1ега83, «Ехеее8;8 апй РгеасЫпе: Тпе Рппс1р1е8 апа Ргасйсе оГ Ехееез18», СоиепаШ Оиаг1ег1у 34 (Аиртз! 1976): 3. Другие комментарии по поводу упадка разъяснительной проповеди в Америке см. в Ыоуа М. Реггу, ВШ1са1 РгеасЫпе {ог Тос1ау'8 УУогЫ (СЫсаео: Мооау, 1973), 9-12.

12 Впап В1го, «В1Ы1са1 Ехр08Шоп: Весотте а Ьоз! Аг1?» СНпвИапНу То<1ау 30, по. 7 (18 Арп11986): 34.

"1Ыа.

".ТоЬп Г. МасАггЬчг, Лг., «Тпе Мап<1а(,е о{ В1ЬЦса1 1пеггапсу: Ехро8Иогу Ргеаспше», ТНе Ма81ег'и Зетшагу ЗоигпоЛ 1, по. 1 (8рппе 1990): 4.

15 ЗюеМеа Меиег, «\Упа118 В1Ые Ргеаспте?» Дпсоип(ег24 (8рг1пе 1963): 182.

16 Наггу Етег8оп Ро8(ЦсЬ, «УУЪа!, 181пе МаНер тоПЬ Ргеаспте? » Нагрет'а Мадагш 47 (,1и1у 1928): 133-41.

Люди, не посещающие церковь, являются прежде всего потребителями. Нра­виться нам это или нет, но, когда мы проповедуем, они спрашивают себя:

«Интересна мне эта тема или нет?» Если она им неинтересна, тогда то, на­сколько хорошо мы говорим, уже не будет иметь значения, их ум это не вос­примет."

Напрашивается вывод, что пасторы должны проповедовать то, о чем хотят послушать люди, а не то, что хочет объявить Бог. Такой совет зву­чит тревожно, вспомните, о чем предупреждает нас 2 Тим. 4:3: «Ибо бу­дет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихо­тям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху».

Каким же должен быть ответ? Мы утверждаем, что необходимо заново открыть и вновь утвердить разъяснительную проповедь для будущего по­коления проповедников, которые в новом тысячелетии столкнутся со всеми духовными возможностями и сатанинскими препятствиями. Мы соглашаемся с оценкой Уолтера Кайзера.

Независимо от новых установок, которые периодически предлагаются, что­бы сделать церковь более жизнеспособной, аутентичной и эффективной, нам нужно прежде всего обновленное провозглашение Писания с новой целью, страстью и силой.18

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПИСАНИЮ

После прозвучавшего предостережения против отхода от библейской проповеди единственным разумным ответом будет возвратиться к биб­лейским корням проповеди, чтобы подтвердить его важность. Когда мы пересматриваем наследие провозглашения Библии, выявляются два ос­новных момента: наказ проповедовать и манера проповеди.

Наказы проповедовать

В Евангелиях, Деяниях, Посланиях и Откровении есть много приме­ров и призывов проповедовать истину, исполняя волю Божью. Чтобы на­помнить об апостольском наследии и заново утвердить авторитет пропо­веди, основанной на Библии, мы выбрали из множества отрывков пять важных наказов в качестве примера.

Мф. 28:19-20 — «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».

"ВШНуЬе18,е*а1.,Ма8(ег(п^Соп(етро7-аг1/Ргеас/ипг(Рог11ап(1, Огее-МчНпотаЬ, 1989), 27. Похожий комментарий: «Мудрый толкователь начинает с беседы о современных нуждах человека и выбирает фрагмент, который поможет ему разобраться с ними» (Апоте\у V/. В1асЬууоо<1, ЕхровИогу РгеасШп§ /'ог ТоЛау [Ыезд Уог1(: АЫпдаоп-СоЬезЬигу, 1953], 13.

"!Ка^8е^, ЕхеееИссй ТНео1о8у, 242.

1 Тим. 4:13 — «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением».

2 Тим. 2:2 — «И что слышал от меня при многих свидетелях, то пере­дай верным людям, которые были бы способны и других научить».

2 Тим. 4:2 — «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обли­чай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».

Тит. 2:1 — «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением».

Манера проповеди

Обсуждая значение слова к^р-йоою (!сёгу5з5 — значит «я проповедую» или «я провозглашаю»), Фридрих обращает внимание, по меньшей мере, на тридцать три разных глагола, которые используются в Новом Завете, чтобы передать богатство библейской проповеди.19 В последующих стро­ках мы кратко рассмотрим четыре из них, наиболее значимые.

Кёгу.550 широко используется в Евангелиях, Деяниях и Посланиях. Иоанн Креститель (Мф. 3:1), Иисус (Мф. 4:17) и Павел (Деян. 28:31) — все занимались проповедью, обозначенной этим глаголом. Тот же род де­ятельности Павел рекомендует Тимофею, когда велит ему проповедовать Слово (2 Тим. 4:2).

Е-иаууе^со (еи১еИ2д — «я проповедую Благую Весть») является пра­ктически синонимом по отношению к ^е/-^55о(Лк. 8:1; Деян. 8:4-5). Павел и Варнава благовествовали Слово Господне (Деян. 15:35).

Март'ире.0) (таПугед — «я свидетельствую», или «я несу свидетельст­во») — юридический термин, обозначающий, что истину сообщает чело­век, знающий ее из первых рук. Иоанн Креститель свидетельствовал о Свете (Ин. 1:7-8), а апостол Иоанн свидетельствовал Слово Божие (Отк. 1:2).20

АгЗаокю (сИс/а^/сд — «я учу») фокусируется на цели и содержании пере­даваемого послания, не исключая элементов значения трех предыдущих глаголов. Иисус Христос в Великом Поручении ученикам велел им учить (Мф. 28:20). Павел рекомендовал Тимофею учить (1 Тим. 6:2 и 2 Тим. 2:2). Учение часто ассоциируется с ^ёгук&д (Мф. 11:1) и еи১еИгб (Деян. 5:42). Содержание учения фокусируется на пути Божьем (Мф. 22:16) и Слове Божьем (Деян. 18:11)."

Кроме этих четырех наиболее важных слов есть и много других, обоз­начающих библейскую манеру передачи Слова Божьего. Например, в Де­ян. 8:31 евнух-эфиоп просит Филиппа «наставить» его (65г1уею [Аос/е^еб])

"йегЬагй ГпейпсЬ, «кдриооу, е^ а1.», ТНео1о81са1 ВюНопагу о/ (йе Мет Теи{атеп1 3 (йгапс1 Кар1о;8:

Еегодпапз, 1966): 703. 20 Более подробную информацию о клриостю, еиаууеА.КэО) и (Шрторет см. в К1ааз Кита, «\УЬа<.1з РгеасЬт@

АссогДте 1о <,Ье У1еч/ Тез1атеп1?», Туп<1а1е ВиИеИп 29 (1978): 3-48. "Болееподробноой^аокюсм.вНотегА. Кеп1,,,1г., «АТ1те1оТеасп», Огасе ТНео1ое1са.иоигпа11, по. 1

(Зрппе 1980): 7-17.

относительно Исаии 53. Павел «излагал» или «объяснял» (екпбд^а [еШ1пёт1\), когда говорил о царстве Божьем (Деян. 28:23, сравни с 18:26). Павел велит Тимофею «передавать» или «доверять» (лара'п.9тцм \рагаШпёт1\) то, что он слышал от Павла, верным людям, чтобы те, в свою очередь, могли учить других (2 Тим. 2:2).

Встреча Иисуса с двумя учениками на дорог&в Еммаус добавляет еще один штрих к картине библейской проповеди. Он «изъяснял», или «тол­ковал» (51ерцг|уе'ию [сИегтёпеиб}), сказанное о Нем во всем Ветхом Завете, от Моисея до пророков (Лк. 24:27). Они, в свою очередь, поражались то­му, как Он «объяснял» или «открывал» (5шуо1у(о [й?шио;'§о]) Писание (Лк. 24:32; сравните с 24:45).

Можно изучить также дополнительные слова, как ауаууёисо, (ап১е11б — «я объявляю» или «я возвещаю») в Деян. 20:27; ауаут-уюокю (апа§тд5^6 — «я читаю») в 1 Тим. 4:13; ларака^ёю (рага1са1ед — «я настав­ляю, утешаю» в 1 Тим. 4:13; е^тууёоцои. (ехё§еота1 — «я рассказываю») в Деян. 15:12; \а\е(й(1а1вд— «я говорю »)вИн. 3:34; §ш^.еуоцси (сИа1е§ота1— «я рассуждаю, спорю») в Деян. 17:17, и фбеууо^аг (^/г^/ге^о/ио;— «я произ­ношу »)в Деян. 4:18. Тем не менее, достаточно этого краткого обзора, что­бы заключить: что объединяет все библейские термины в этом контексте, фокусируется на Боге и Писании как центре послания проповедника. Нет сомнений, что именно эта черта делает проповеди по Писанию уникаль­ными. Библейское и богословское содержание — это кте ^иа поп, или не­отъемлемое качество провозглашения Нового Завета.

На этом библейском основании можно провести идентификацию с со­временными способами проповеди Нового Завета.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ПРОПОВЕДИ

Проповеди делятся на три типа: тематические, текстовые и разъясни­тельные. Тематические проповеди обычно объединяют ряд библейских стихов и свободно связывают их с темой. Текстовые используют корот­кий фрагмент текста, который обычно служит вступлением для перехода к теме проповеди. Ни в том ни в другом случае не предпринимается серь­езных попыток толкования, осмысления, объяснения или применения Божьей истины в контексте, используемом Писанием.

Напротив, разъяснительная проповедь прежде всего рассматривает текст(ы) с учетом контекста(тов).22 Разъяснение обычно посвящено кон­кретному тексту Писания, но иногда тематико-богословское послание и историко-биографическое рассуждение могут быть разъяснительными по сути. Разъяснение может трактовать отрывок любой величины.

^Ног^оп Оау1ез, «ЕхроаНогу РгеасЫпе: СЬаг1ез Наойоп 8рш-ееоп,» РоипЛаИопа 66 Уапиагу 1963): 14, называет разъяснение «контекстуальной проповедью» в отличие от текстовой и тематической.

Один из способов дефинировать разъяснительную проповедь — это оп­ределить, чем она не является т

1. Это не комментарий слово за словом и стих за стихом, лишенный единст­ва, схемы и общей идеи.

2. Это не беспорядочные замечания и ссылки, связанные с отрывком, но не основанные на тщательной экзегетике и логическом порядке.

З.Это не масса бессвязных предположений и ссылок, основанных на по­верхностном значении отрывка, но не поддерживаемых доскональным исследованием текста.

4. Это не чистая экзегетика, какой бы научной она ни была, если она лише­на темы, тезиса, схемы и развития.

5. Это не просто структурная схема отрывка с несколькими комментария­ми, но без других элементов риторики и проповеди.

6. Это не тематические проповеди, в которых выборочно используются ча­сти отрывка, но не обсуждаются другие не менее важные части.

7. Это не нагромождение грамматических находок и цитат из комментари­ев, не объединенных в гладкое, плавное, интересное и осмысленное по­слание.

8. Это не обсуждение типа урока в воскресной школе, которое является со­держательным, информативным и пламенным, но не обладающим стру­ктурой проповеди и риторическими составляющими.

9. Это не чтение Библии, в котором соединены отдельные отрывки, рассма­тривающие одну и ту же тему, но не оформленные тщательным грамма­тическим и контекстуальным образом.

10. Это не просто обряд почитания или молитва, в которых беглые коммен­тарии, случайные замечания, бессвязные предположения и личные впе­чатления объединены в обсуждении, обладающем некоторой долей вдохновения, но не основанном на экзегетико-контекстуальном иссле­довании и лишенном элементов убеждения. Прежде чем продолжить, подумайте о значении слов «разъяснять, разъяснение, разъяснительный». Они говорят о попытке передать ин­формацию или сделать ясным, понятным нечто трудное для воспри­ятия.24 Если применить эту идею к проповедованию — это значит, что ав­тор разъяснительной проповеди должен объяснять Писание, представив текст публике, чтобы рассмотреть его значение, пояснить трудные для понимания места и сделать соответствующее применение.

Очень похожие вещи говорил о разъяснительной проповеди Жан Кальвин столетия назад.

23 Эти десять предложений взяты из Рапв П. УУЬйеаеН, Рошег т ЕхрозИогу РгеасЫпе (01а Таррап, N..1.:

Кеуе11,1963), ии-уш. 241УеЬ8(ег8'8 МШН Меш СоИевкЧе ^^с^^опа^у (ВргтвйеИ, Мава.: Мегпат-\УеЬз1ег, 1988), 438.

Прежде всего, Кальвин считал, что проповедь должна объяснять Писание. Слова Писания — источник и содержание проповеди. Как разъясни-тель, Кальвин подошел к задаче проповеди со всем искусством ученого-гума­ниста. Как толкователь, Кальвин объяснял текст, отыскивая его подлинное, истинное, библейское значение... Проповедь — не только объяснение Писа­ния, это также его применение. Подобно тому как Кальвин объяснял Писа­ние слово за словом, он и применял его, предложение за предложением, к жизни и опыту своей паствы.25

Разъяснительная проповедь определяется не столько формой посла­ния, сколько его источником и процессом, в ходе которого оно оформля­ется. Унгер точно ухватил это отличие.

Неважно, какова будет величина объясняемого отрывка, важно преподать его таким образом, чтобы его подлинное и реальное значение, вложенное в не­го конкретным библейским автором и звучащее в свете общего контекста Пи­сания, было прояснено и применено к современным нуждам слушателей — тогда это точно можно назвать разъяснительной проповедью... Важно не про­поведовать о Библии, а проповедовать Библию. «Так сказал Господь» — вот что должно быть альфой и омегой разъяснительной проповеди. Она начинает­ся с Библии и Библией заканчивается, и все, что в нее входит, проистекает из Библии. Другими словами, разъяснительная проповедь ориентирована на Библию.26

Еще два определения разъяснительной проповеди помогут пояснить, что это такое.

В идеале, разъяснительная проповедь — это «представление библейской ис­тины, выведенной на основании исторического, грамматического и контек­стуального анализа отрывка, сделанного под руководством Духа Святого, ко­торую Он [Дух Святой] применяет сначала в жизни проповедника, а затем, через него, в жизни паствы».27

В 1950-е гг. доктор Мартин Ллойд-Джоунс в Англии практически один зани­мался тем, что считал «разъяснительной проповедью». По его мнению, для того чтобы проповедь соответствовала этому определению, недостаточно, чтобы ее содержание было библейским; сообщения, которые посвящены изу­чению слов или дают беглый комментарий и анализ целых глав, тоже могут быть названы «библейскими», но при этом они не являются разъяснительны­ми. Изложить суть Библии значит не просто сообщить правильный грамма­тический смысл стиха или отрывка, но скорее установить принципы или док­трины, которые эти слова призваны передать. Истинная разъяснительная

ЗоЪл Н. ЬеИ,Ь, «Са1уш'в Оос1тте о11Ье Ргос1ата1,юп оГ 1пе ^Уогс! апа Ив З^мПсапсе Гог Тоаау т йю иеЫ.о^КесепШезеагсЬ», Нетею апс1 ЕхроеИог 86 (1989): 32, 34.

МегШ Г. ипдег, Рп.пс1р1еа, 33. См. такжеУУПИатО. Ноиаег, «РигНап НотЦейсз: АСауеа!.», СопсогсПа ТНео1о81са1 ОиаНеНу 53, по. 4 (ОйоЬег 1989); 255-70. Хаузер утверждает, что сила пуританских пропо­ведей уменьшилась тогда, когда формальная сторона послания стала преобладать над процессом его со­ставления. Когда эти факторы стали доминировать, к тому же вкупе с утомительным изложением и чрезмерно длинными посланиями, влияние пуританских проповедей начало быстро падать.

"Наааоп V?. КоЫпаоп, «УУЬа<: 1я ЕхровИогу РгеасЬше? *, ВШШНеса Засга 131 Уапчагу — МагсЬ 1974):

57. Другие определения см. в Вгоааиз, Оп (Не РгерагаНоп, 119-20 и 3. ЕЦздооа Еуапз, «ЕхрозЯогу Ргеасптд», В1ЫШНеса 8асга 111 ^апчагу — МагсЬ 1954): 59.

проповедь, таким образом, является проповедью доктрины, она затрагивает специфические истины, которые Бог хочет передать человеку. Разъясни­тельная проповедь — не просто выступление человека, который делится ре­зультатами своих исследований с другими. Проповедник должен быть по­сланцем, авторитетно передающим людям Слово Божье. В такой проповеди представляется текст, затем, с постоянным вниманием к этому тексту, следу­ет вывод, аргумент и призыв, составляющие послание, которое обладает ав­торитетностью Писания. Если так рассматривать разъяснительную пропо­ведь, то для надлежащего выполнения учительских обязанностей надо, что­бы проповедник был способен сказать вместе с Павлом; «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2:17). Это предполагает более высокий уро­вень проповеднического мастерства, но, как полагал доктор Ллойд-Джоунс, не больший, чем необходим для служения.28

Подведем итоги: для того чтобы проповедь могла считаться разъясни­тельной, необходимо выполнение следующего минимума условий.

1. Послание должно быть основано только на Писании.29

2. Послание извлечено из Писания в результате тщательной экзегезы.

3. При подготовке послания Писание правильно истолковывается в его обычном значении и контексте.

4. Послание ясно объясняет оригинальное значение Писания, соответству­ющее замыслу Бога.

5. Послание применяет сказанное в Писании к современности.

Примером проявления духа разъяснительной проповеди можно счи­тать два следующих библейских стиха.

И читали из книги, из закона, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] по­нимал прочитанное (Неем. 8:8).

Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (Деян. 20:26-27).

Особый пример разъяснения — это объяснение Иисусом в синагоге от­рывка из Ис. 61:1-2 (Лк. 4:16-22). Позже Он дал тематическое разъясне­ние о Самом Себе ученикам на дороге в Еммаус (Лк. 24:27, 32,44-47). В Деян. 8:27-35 Филипп разъясняет Ис. 53:7-8 евнуху-эфиопу. Стефан про-

^Ып Н. Миггау, В. МаШп Ыоус1^опеа: ТНе П§1И о{ РаИН 1939—1961 (ЕатЬигеЬ: Ваппег о{ Тги№, 1990), 2:261.

"К. В. Кшрег, т «8спр(,ига1 Ргеаспт§», ТНе 1п{аШЫе ТУогс?, За геу. еа., еа. Ьу Раи1 УУооНеу (РЫ1аае1рЫа: Рге8Ьу1,епап апа КеГогтеа, 1967), 253, «категорически утверждает, что разъяснение Пи­сания, достойное своего имени, является самой сутью проповеднической деятельности. Из этого следу­ет, что рекомендовать разъяснительную проповедь лишь как один из нескольких правомочных методов будет серьезной ошибкой. Недостаточно даже, как это делают многие консерваторы, представлять разъяснительный метод как наилучший. Все проповеди должны быть разъяснительными. Только разъяснительная проповедь может считаться основанной на Писании ». А. Биапе Шип, «ТЬео1ов1са1 РгезирровШопв апа РгеасЬшв: Ап ЕуапееЦса! РегзресНуе» (РЬ. Б. (Ивзег^аУоп, Ригаие ЧтуегзИу, 1973), 169-70, утверждает: «Любая проповедь, которая не дотягивает до уровня разъяснительной, и не проповедь вовсе».

изнес перед иудеями историко-биографическую разъяснительную про­поведь, прежде чем они побили его камнями (Деян. 7:2-53).

Гриэр Бойс подводит итоги определения разъяснительной проповеди.

Коротко говоря, разъяснительная проповедь требует, чтобы, на основании тща­тельного анализа каждого текста в его непосредственном контексте и в рамках книги, к которой он относится, вся мощь современной экзегетической и бого­словской учености была направлена на изучение нами Библии, Задача пропо­ведника — не щегольнуть на кафедре своей ученостью. Напротив, проповедник должен без сомнений опираться на твердое знание текста и выходить на кафед­ру, по крайней мере, как «делатель неукоризненный, правильно преподающий слово истины».

Заключительный шаг проповедника — самый важный и самый опасный. Его за­дача — точно изложить послание Библии и применить к современной жизни. В этот момент надо задействовать все свое мастерство. Мы должны понимать, что точное изложение текста само по себе не гарантирует эффективности пропове­ди. Мы должны также помнить, что нельзя жертвовать точностью изложения текста ради того, что мы считаем актуальностью. Современные проповедники слишком часто идут на эту жертву, в результате чего проповеди превращаются в собрание морализаторских советов, основанных на их собственных, неавтори­тетных, а подчас и немудрых мнениях, и последних достижениях психологии. Разъяснительная проповедь, в которой послание должно совпадать с темой тек­ста, возвращает проповедника к его истинной задаче: провозглашать Слово Бо­жье в Библии и через нее.30

ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗЪЯСНЕНИЯ

Понять библейские основания и определение разъяснительной пропо­веди очень важно и сравнительно легко. Настоящие трудности начина­ются, когда мы из класса выходим на кафедру. Проповедник может ясно понимать процесс разъяснения, тем не менее, у него может не хватать ма­стерства для разъяснительной проповеди.

В рамках данной дискуссии, мы предполагаем, что процесс разъясне­ния включает четыре стандартных элемента: подготовку проповедника к разъяснению, обработку и исследование библейского текста, составле­ние разъяснительного послания и проповедь. Все эти четыре фазы заслу­живают равного внимания и должны быть полностью эффективны в гла­зах Бога и собрания.

Подготовка проповедника к разъяснению31

Источником разъяснительных посланий должен быть Бог, поэтому человек, который передает сообщение, должен находиться в близком об-

"Огеег УУ. Воусе, «А Р1еа 1ог ЕхровНогу РгеасЫпе», СапаШап ^ои.^па^ о/ ТНеЫо^у 8 Уапиагу 1962):

18-19.

31 Доктор Мартин Ллойд-Джоунс посвящает целую главу этой теме в своей книге РгеасЫпв апс1 РгеасНегз (Огапа КарЮв: 2оп(3еп/ап, 1972), 100-20.

щении с Ним. Только тогда послание будет точным, ясным и прочувство­ванным.

Есть по меньшей мере семь стадий подготовки, которые должен прой­ти человек, желающий провозгласить с кафедры волю Божью.

1. Проповедник должен действительно быть рожденным свыше верующим в Иисуса Христа. Он должен быть одним из искупленных чад Божьих (Ин. 1:12-13). Если человек хочет эффективно доставить личное посла­ние небесного Отца, он должен быть Его истинным духовным сыном, иначе послание неизбежно будет искажено.

2. Проповедник должен быть помазанным и одаренным Богом для служе­ния учителя и проповедника (Еф. 4:11-16 и 1 Тим. 3:2). Если Бог не пред­назначил человека к провозглашению истины, он сможет полагаться только на человеческие способности и потерпит поражение.82

3. Проповедник должен иметь наклонности и подготовку для исследова­ния Слова Божьего. Иначе он не сможет выполнять наказ 2 Тим. 2:15 и «верно преподавать» истины Слова Божьего.

4. Проповедник должен быть зрелым верующим, с устоявшимся благочес­тивым характером (1 Тим. 3:2-3).33

5. Проповедник должен полагаться на Бога и Духа Святого, прося о боже­ственном прозрении и понимании Слова Божьего (1 Кор. 2:14-15). Без просвещения и силы Духа послание будет относительно слабым.34

6. Проповедник должен постоянно находиться в молитвенном общении с Богом, чтобы видеть Слово во всей его полноте (Пс. 118:18). Очевидно, лучше всего обращаться за разъяснениями к автору книги.35

7. Проповедник должен сначала пропустить суть послания через свое соб­ственное мышление и жизнь, и только потом проповедовать его другим. Ездра был прекрасным примером этого: «Потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде» (Езд. 7:10).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь