Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Разъяснительная проповедь. Наказ библейской непогрешимости. Наказ библейской непогрешимости
Последнее решение, которое должен принять проповедник, относится к способу чтения проповеди, по памяти или с помощью заметок. Возможно, сторонники истинного разъяснения, меньше всего уделяют внимания этому моменту. Слишком часто проповедники считают, что работы, проделанной ими в кабинете, достаточно, чтобы за кафедрой все прошло само собой. Конечно, усердный труд и изучение нельзя ничем заменить, но если проповедник будет не меньше трудиться за кафедрой, это в значительной степени вознаградит его и его паству. Джеймс Сталкер привлекает наше внимание к этому. Проповедникам не всегда удается привлечь внимание слушателей, удовлетворить их и доставить им наслаждение своей работой; и слабость заключается в средстве установления связи между исследованием и собранием — то есть, в изложении проповеди. Я прошу уделять больше внимания демонстрации проведенной работы.4* Что касается изложения, проповеднику нужно четко представлять себе свои цели. Иначе тема проповеди может получиться далекой от изученного послания и послания Писания. Дж. И. Пэкер подчеркивает этот Полезно представлять себе различие между гомилетикой («пот11у»), проповедью («зегтоп») и разъяснением («ехрозИюп»). Гомилетика («пот11у ») происходит от греческого 6^оХ1а, слова, которое, подобно латинскому зегто, означает «разговор», «беседа». От латинского слова происходит английское «зегтоп». То есть в общем смысле «зегюоп» и «пот11у» — это одно и то же. Мы же предпочитаем использовать в этом обсуждении термин «разъяснительное послание» («ехро8югутезваее»)или «разъяснение» («ехрозШоп»), чтобы безошибочно отделить ее источник, процесс и цель от любого другого вида проповеди. Но№Ц1я1.оп, «ЕхрозИогу», 62. ''Р.К.Меуег.ЕхрозИогуРг.еасНтвР^пзапаМеНюаа^еч/^ог^г.йеогкеЦ.Оигап, 1912), 100. 'в^аИсег, ГАе РгеасНег, 121. момент, противопоставляя то, какой должна быть проповедь, тому, какой она быть не должна. Задача проповедника — не побудить людей к действию, взбудоражив их умы так, чтобы они никогда не поняли, почему Бог хочет от них того, чего требует пастор (это манипуляция); и не напичкать их разум истинами, пусть ясными и жизненно важными, которые осядут там мертвым грузом и не приведут к изменению их жизни (это пустая ученость)... Задача проповеди — проинформировать, убедить и вызвать отклик на переданное послание и наставление Бога." Важен также язык, которым передается послание. Он должен быть ясным, доступным, красочным и, что важнее всего, библейским. Предупреждение, сделанное двадцать лет назад, по-прежнему актуально. Я призываю хранить верность библейской терминологии. Многие современные проповедники прибегают в своей речи к психологическим или социологическим оборотам. Они выдвигают психиатрические идеи и часто используют терминалогию психиатра, а не христианского благовестника. Они говорят о комплексах, идеях фикс, травмах, неврозах и синдромах. Я считаю, что это не те термины, которые может эффективно использовать Дух Святой.46 Другой важный момент — это динамика речи, например взаимоотношения с аудиторией и эффективность общения. Вайнс и Аллен подчеркивают три основных принципа, необходимых для каждого разъяснителя. Коротко говоря, для того чтобы сообщение, звучащее с кафедры, было эффективным, говорящий должен помнить о риторической триаде Аристотеля: логос, эфос и пафос. Надо хорошо знать предмет, и здесь необходима тщательная экзегеза. Надо хорошо чувствовать взаимоотношения оратора с аудиторией, чтобы проповедник мог говорить доступно, а аудитория знала о его искренности. Наконец, надо знать людей и то, как они реагируют на высказывания." Прежде всего, проповедник должен излагать Слово, как делал Павел в Коринфе (1 Кор. 2:1-5)."Он появился перед ними не как остроумный оратор или ученый гений; он не прибыл со своим собственным посланием; он не проповедовал, полагаясь на собственные силы. Нет, Павел свидетельствовал о Боге и смерти Христа, будучи уверенным в силе Бога и желая изменить этим посланием жизнь слушателей. Если современная разъяснительная проповедь будет лишена этой полной зависимости от Бога, ей будет недоставать божественной силы, которую может дать только Бог. «I. I. РасЬег, «№Ьу Ргеасп?», Тйе РгеасНег ап<1 Ргеас/гте, ей. Ьу 8атие1 Т. Ьо§ап (РЫШрзЬигеЬ, N. .1.: Рге8Ьу1епап апй Ее^огтеД, 1986), 9. "^ПИатЛУ. Ауег, «Тпе Аг(, о! Ейесйуе РгеасЬте», ВШМНеса 8асга 124 Уапчагу — МагсЬ 1967): 41. ^е^^у У1пез апй Паук! АПеп, «НегтепеиНсв, Ехе§ез15, апа Ргос1ата1юп», Сп8и>е11 Т1гео1оу1са1 Кешеи' 1, по. 2 (Зргте 1987): 333-34. Подробнее об этом см. Оеог^е .1. 2ете1(, «Пгз! Сопп^Ыапа 2:1-5: РаиГз Регвопа! Рага<11вП1 Тог Ргеа-сЫпв», т Nеи1 Теа1атеп1 Езваув СУУтопа ЬаЬе, 1па.: ВМН, 1991), 265-88. Подводя итоги, скажем, что из четырех шагов при подготовке разъяснительной проповеди: подготовка проповедника, исследование библейского текста и выделение его принципов, составление разъяснительного послания и проповедь — нельзя опустить ни одного, не рискуя повредить истинности или полезности изложения Слова Божьего через разъяснение. ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ПРОПОВЕДИ49 Разъяснительная проповедь лучше всего отражает библейские принципы проповеди как по содержанию, так и по стилю. Это основное преимущество. Кроме того, есть и другие, которые мы перечисляем в произвольном порядке. 1. Разъяснительная проповедь лучше всего соответствует библейской цели проповеди: передаче послания Бога. 2. Разъяснительная проповедь является проповедью духовно авторитетной. 3. Разъяснительная проповедь прославляет Слово Божие. 4. Разъяснительная проповедь способствует накоплению материала для проповедей. 5. Разъяснительная проповедь воспитывает пастора как человека Слова Божьего. 6. Разъяснительная проповедь обеспечивает наивысший уровень библейских знаний для паствы. 7. Разъяснительная проповедь ведет к библейскому образу мышления и жизни. 8. Разъяснительная проповедь способствует глубине понимания. 9. Разъяснительная проповедь заставляет обращаться к трудным для понимания текстам. 10. Разъяснительная проповедь позволяет охватывать широкие богословские темы. 11. Разъяснительная проповедь удерживает проповедников от привычных тем и не позволяет садиться на любимых коньков. 12. Разъяснительная проповедь предотвращает насаждение идей, порожденных людьми. 13. Разъяснительная проповедь оберегает от неправильного понимания библейского текста. "^атез^У. А1ехапаег, ТНоие111аопРгеасЫп.е{геут\.гА, ЕаАпЬигвЬ: ВаппегоГТги<;п, 1988), 228-53, рассматривает некоторые из этих преимуществ более подробно. См. также статью без подписи «ЕхрозИогу РгеасЫпе», ТНе Ваппег о/ Тги1Н 31 (8ер1;етЬег 1963): 9-28. 14. Разъяснительная проповедь является подражанием проповедям Христа и апостолов. 15. Разъяснительная проповедь выявляет лучшие стороны в проповеднике. ВОЗРОЖДЕНИЕ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ПРОПОВЕДИ На закате двадцатого века и перед наступлением нового тысячелетия мы должны возродить науку и искусство разъяснительной проповеди для будущего поколения. Никто не говорит, что это легко. Напротив. Ни один метод проповеди не требует такого труда. В то же время ни один другой метод не вознаграждает так обильно. Если выдвинутые предположения обоснованы, очевидно, что разъяснительная проповедь — трудная задача. Она требует более внимательного изучения Писания вообще и очень тщательного исследования конкретного отрывка. Составить разъяснительное, а не просто красноречивое выступление, привести много деталей, но не обременить ими слушателей, дать много Писания и практического применения, чтобы заинтересовать скучающие, невежественные и бездуховные умы, глубоко тронув их Библией, — конечно, это очень трудно.50 И хотя среди современных проповедников растет тенденция потворствовать потребительским настроениям и актуальности послания, мы вновь утверждаем, что библейская проповедь должна угождать Богу и быть актуальна для Его царства. Хорошенько поразмыслите над призывом Марка Стиджа к разъяснительной проповеди и обратите внимание на его библейское звучание. Господь пытается изменить жизнь людей через наши проповеди. Мы должны быть благовествователями и пробуждать людей к их высшему призванию во Христе. Мы должны быть глашатаями, передающими людям Божье послание. Мы должны быт посланцами, призывающими людей примириться с Богом. Мы должны быть пастырями, заботящимися о насыщении людей день за днем. Мы должны быть выразителями Божьих тайн, передающими людям Слово, чтобы удовлетворить все их нужды. Мы должны быть свидетелями, рассказывающими людям, что Бог сделал для них. Мы должны быть наставниками, призывающими людей жить для Бога. Мы должны быть служителями, готовящими людей к совместному с нами служению остальным. Если мы поразмыслим над каждым из этапов нашей работы, какой важной покажется проповедь! Какую великую задачу доверил нам Господь!51 ''Вгоайив, Оп 1Не РгерагаИоп, 124. 51 МаЛ ,1. 81ееее, «Сап ЕхрозНогу Ргеаспте 8011 Ве Ве1еуап1 т ТЬеве Пауз?», ТНе 8рппеПе1с1ег34 (МагсЬ 1971): 261. Хотя Р. Л. Дэбни писал это сто лет назад, мы можем сегодня согласиться с его призывом. .. .разъяснительному методу... должна быть возвращена та роль, которую он играл в ранней церкви и во времена Реформации; ибо очевидно, что это единственный органичный и эффективный путь для достижения уникальной цели проповеди — донести до людей все послание Бога.52 2 КоЬег! Ь. ПаЬпеу, 8асгес1 ННе1опс (гергт<;, ЕйтЬигеЬ: Ваппег о{ Тги1Ъ, 1979), 78-79. См. также УУаИег 1-.. ЫйеЫ, N?10 ТеЛатеШ ЕхроеШоп (ОгапД КарИа: 2оп(1егуап, 1984), 3-25. 2 Наказ библейской непогрешимости: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы