Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разъяснительная проповедь



Джон Мак-Артур-младший

Особое внимание, которое в последние годы. уделяется евангель­ской церковью непогрешимости Писания, влечет за собой наказ усилить позиции разъяснительной проповеди Писания. Суще­ствование Бога и Его природа приводят нас к выводу, что Его послание точно и для передачи его значения требуется адек­ватный экзегетический процесс. Поручение Христа проповедо­вать Слово Божье подразумевает передачу его значения ауди­тории, что чрезвычайно ответственно. Таким образом, вера в непогрешимость требует, прежде всего, разъяснительной про­поведи, которая не связана с гомилетикой послания. В этом отношении разъяснительная проповедь отличается от той, что практикуют те, кто не верит в безошибочность Библии.

Без сомнения, в последние годы очень важной темой было внима­ние евангельского христианства к вопросу библейской непогрешимо-

Первоначально этот очерк был написан как отклик на Международный Совет о безошибочности Биб­лии, встреча вторая (ноябрь 1982). Затем он был опубликован под заголовком «1пеггапсу апо1 Ргеаспшв:

УУпеге ЕхрозШоп апо. Ехеее81з Соте Тоде^Ьег» в книге НегтепеиИса, 1пеггапсу, ап<1 ШеВШе, ей. Ьу Еаг1 КайтасЬег апо1 КоЬег» Ргеиз. СорупеЫ; (с) 1984 Ьу (.Не 2опо.егуап СогрогаНоп. Используется с разреше­ния. Дополненный вариант был опубликован под тем же названием в ТНе Маз1ег'я 8ет1пагу ^ои^па^ 1, по. 1 (Ра111990): 13-15. Для данного издания очерк был адаптирован.

сти." Многое из написанного о непогрешимости" содержит наиболее ..ктуальные богословские рассуждения нашего поколения.

Кажется, однако, что нашей преданности концепции непогрешимо­сти чего-то не хватает в вопросе нашего практического служения. Наши евангельские проповеди в особенности должны отражать нашу убежден­ность в непогрешимости и безошибочности Слова Божьего. Но этого час­то не происходит. Фактически, в современном евангельском служении заметна сильная тенденция к удалению от библейской проповеди е сторо­ну тематического, прагматического, основанного на опыте подхода.

Разве наша проповедь не должна разъяснять Священное Писание, от­ражая нашу убежденность в том, что Библия — вдохновенное, безошибо­чное Слово Божье? Если мы верим, что «все Писание богодухновенно» и безошибочно, разве не должны мы считать, что оно «полезно для науче­ния, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготов­лен» (2 Тим. 3:16-17)? Разве не должна эта чудесная истина отражаться на наших проповедях?

Павел дал такой наказ Тимофею: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мерт­вых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и на­зиданием» (2 Тим. 4:1-2, курсив автора статьи). Любая форма проповеди, не соответствующая этому замыслу Божьему, не входит в божественный план. Дж. И. Пэкер красноречиво определяет смысл проповеди.

Проповедь предстает в Библии как рассказ о том, что Бог открыл о Себе и Сво­их деяниях, об отношениях людей с Ним, о Его заповедях, обещаниях, предо­стережениях, чтобы вызвать у слушателя или слушателей...положительный отклик.56

Единственная естественная реакция на непогрешимость Писания — проповедовать его разъяснительно. Под разъяснительной проповедью я понимаю такую, в которой значение библейского фрагмента представле­но полностью и точно, так, как оно подразумевалось Богом. Разъясни­тельная проповедь — это провозглашение Божьей истины при посредни­честве проповедника."

За десятилетний период (1977—1987) Международный Совет по библейской безошибочности провел три встречи для ученых (1978,1982,1986) и два конгресса для более широких кругов христианской об­щественности (1982, 1987) для формулировки и определения библейской истины безошибочности. РаиШ. РешЬеге, «МаШЫШуапД 1пеггапсу», ТппИу ^ои^па^ 6, по. 2 (Ра111977): 120, определяет кри­тическую безошибочность как «притязание на то, что, при знании всех фактов, Писания, в их ориги­нальном рукописном варианте и соответствующим образом истолкованные, окажутся безошибочными во всем, что они утверждают, идет ли речь о доктрине, истории, науке, географии, геологии и т. д.».

Даюеа I. РасЬег, «РгеасЬше Аз В1ЬЦса11п<,егрге1аУоп», 1пеггапсу апа Соттоп 8епзе, ей. Ьу Ко@ег К. №со1е апс1 .Т. Катзеу М1спае1э (Огапй Кар1а.э: ВаЬег, 1980), 189.

О. МагНп Ыоуог.Гопеа, РгеасЫпе апд, РгеасНега (Огапй Кар;о.8: 2опс1егуап, 1971), 222.

Положим, не все авторы разъяснительных проповедей придерживаю! ся доктрины непогрешимости Писания. Посмотрите на толкование Марко 5 и Иоанна 6, которое делает Уильям Баркли в «Ежедневных сериях изуче| ния Библии». Правда и то, что не всегда сторонники безошибочности состав вляют разъяснительные проповеди. Тем не менее, это неразумно, ибо безо<| шибочность Библии требует разъяснительной проповеди, а, если не счщ тать Писание безошибочным, она становится необязательной.     |

Зададим вопрос иначе: имеет ли значение безошибочность текста, ес| ли мы не вникаем в основные средства его передачи, то есть слова, грави матику, морфологию, синтаксис и т. д.? А если мы этого не делаем, зачев| вообще тратить время на проповедь?                         д

В своей книге, посвященной многим проблемам экзегетического богод словия, Уолтер Кайзер анализирует современное анемичное состояние! церкви, вызванное неполноценным питанием паствы, поскольку отсут­ствует разъяснительная проповедь.                           '

Не секрет, что здоровье Церкви Христовой во многих местах мира оставляет желать лучшего. Она чахла, потому что ее кормили, как мы сказали бы сей­час, «нитратной пищей»: ей на стол подавались всякого рода искусственные добавки и заменители. В результате отсутствие правильного библейского и богословского питания повлияло на то самое поколение, которому пришлось приложить много усилий, чтобы использование канцерогенной пищи или других вредных продуктов не нанесло ущерба его физическому здоровью. В то же время весь мир охватил духовный голод, связанный с недостатком под­линных посланий Слова Божьего (Ам. 8:11), причем он продолжает свирепст­вовать и остается практически неутоленным во многих Церквах.58

Лекарство от этого голода — разъяснительная проповедь. Итак, наказ понятен. Разъяснительная проповедь — декларативный жанр, в котором непогрешимость находит свое логическое выражение, а церковь — жизнь и силу. Проще говоря, непогрешимость требует разъяс­нения как единственного способа проповеди, хранящего чистоту Писа­ния и соответствующего замыслу Бога по отношению к Его Слову.

Р. Б. Кьюпер усиливает этот наказ, когда пишет: «Принцип, что хри­стианская проповедь является провозглашением Слова, должен со всей очевидностью определять содержание проповеди».59

НЕПОГРЕШИМОСТЬ, ЭКЗЕГЕТИКА И РАЗЪЯСНЕНИЕ

Постулаты и утверждения

Мне хотелось бы начать основную часть статьи с приведенных в логи­ческой последовательности постулатов, которые послужат введением и

8 УУаНег С. Ка1эег, Зг., Тошаг<1 ап ЕхеееИса1 ТНео1оеу (Огапй НарМз: ВаЬег, 1981), 7-8. "К. В. Кшрег, «8спр*ига1РгеасЫпв», ТНе 1пУаШЫе }Уогс1, ЗДгеу.еа., ей. Ьу Раи1 '\Уоо1еу (РЫ1а<1е1рЫа:

РгевЬу^епап ап(1 КейгтеД, 1967), 217.

основой моих утверждений (а также подлинным обоснованием теории не­погрешимости). ва

1. Бог есть (Быт. 1:1; Пс. 13,52; Евр. 11:6).

2. Бог — это истина (Исх. 34:6; Чис. 23:19; Вт. 32:4; Пс. 24:10; Пс. 30:6;

Ис. 65:16; Иер. 10:8 и 10:11; Ин. 14:6 и 17:3; Тит. 1:2; Евр. 6:18; 1 Ин. 5:20,21).

3. То, что говорит Бог, соответствует Его природе (Чис. 23:19; 1 Цар. 15:29;

Рим. 3:4; 2 Тим. 2:13; Тит. 1:2; Евр. 6:18).

4. Бог говорит только правду (Пс. 30:5 и 118:43, 142, 151, 160; Пр. 30:5;

Ис. 65:16; Ин. 17:17; Иак. 1:18).

5. Бог хотел, чтобы Его истинное Слово, соответствующее Его истинной природе, было передано Его людям (примеры утверждения этой очевид­ной истины — 2 Тим. 3:16-17 и Евр. 1:1).

Следовательно, мы должны рассмотреть следующие постулаты.

1. Бог дал нам Свое Слово, чтобы оно передавалось полностью, как Он его дал, следовательно, надо проповедовать все сказанное Богом (Мф. 28:20;

Деян. 5:20; 20:27). Соответственно, каждая часть Слова Божьего долж­на рассматриваться в свете целого.

2. Бог дал нам Свое истинное Слово, чтобы мы в точности передавали его. Оно должно передаваться так же, как было дано, без изменений посла­ния.

3. Только экзегетический процесс, который ведет к разъяснительному провозглашению, может удовлетворять требованиям 1 и 2.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь