Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учение Церкви о преложении Святых Даров в Таинстве Евхаристии по трудам святых отцов I – V вв.



 

 

Кандидатская диссертация

студента III курса

Санкт-Петербургской

Духовной Академии

чтеца Павла ХМЕЛИНИНА.

 

Научный руководитель –

иеромонах Мефодий (ЗИНКОВСКИЙ),

кандидат богословия.

 

 

Санкт- Петербург

2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА I. БОГООТКРОВЕННОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ЕВХАРИСТИИ.

 

1. 1. Ветхозаветные прообразы Таинства Евхаристии.

1. 2. Откровение Господа Иисуса Христа о Таинстве Евхаристии.

1. 3. Неверие иудеев или вопрос «как? ».

1. 4. Вера апостолов.

1. 5. Установление Таинства Евхаристии.

 

ГЛАВА II. УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ПРЕЛОЖЕНИИ СВЯТЫХ ДАРОВ.

 

2. 1. Действительность присутствия Тела и Крови Христовых в Евхаристии.

 

2. 1. 1. Хлеб или Тело?

2. 1. 2. Тело Христово есть Хлеб.

2. 1. 3. Тождество Святых Даров с Телом и Кровью Христовыми.

2. 1. 4. Действительное соединение со Христом в Таинстве Евхаристии.

 

2. 2. Действенность Евхаристии.

 

2. 2. 1. Противоядие.

2. 2. 2. Евхаристия и искупление.

2. 2. 3. Евхаристия и воскресение.

2. 2. 4. Плоть не просто человека.

 

2. 3. Литургические свидетельства о преложении Святых Даров в Таинстве Евхаристии.

 

ГЛАВА III. РАЗУМ И ВЕРА В ЕВХАРИСТИИ.

 

3. 1. Термины, употребляемые святыми отцами.

3. 2. Святые отцы о виде, вкусе и действии Святых Тайн.

3. 3. Обвинение в антропофагии.

3. 4. Разум и вера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

                                

 

«Верую, Господи, и исповедую,

яко Ты воистину

Христос, Сын Бога Живаго…

Еще верую, яко сие есть самое

Пречистое Тело Твое и сия есть

самая Честная Кровь Твоя…».

 

Свт. Иоанн Златоуст.

 

Такими словами подготавливает себя человек к Таинству Евхаристии, к соединению в этом Таинстве с Телом и Кровью Спасителя. Вера и исповедание – вот единственный критерий готовности человека приступить к Страшным Таинствам Господним и вкусить Тела и Крови Христовых. Без этой веры, без этого исповедания да не дерзает приступать человек! Так всегда учили святые отцы, так всегда наставляли и наставляют они в своих творениях.

Почему Божественные догматы всегда требовали непременно подвига веры человека, «распятия» его мысли, послушания всякого разума перед учением Христовым? Почему Божественный догмат – всегда тайна для человека? Насколько постижима эта тайна, и есть ли такая надобность постичь ее разумом?

Работа, к которой мы приступаем, очень важна, и требует серьезного осмысления. «Преложение Святых Даров в Таинстве Евхаристии…». Так называется выбранная нами тема. Ее изложение в контексте творений святых отцов Древней Церкви – вот задача, поставленная перед нами.

Тема, представленная нашему вниманию, имеет весьма актуальное значение в настоящее время. Она затрагивает само «сердце» церковной сакраментологии, являясь, в то же время, ее основанием и завершением. Преложение Святых Даров в Таинстве Евхаристии. Что это такое? Это – догмат Церкви, это – вера Церкви в действительное преложение, изменение, пресуществление Святых Даров в истинную Плоть и Кровь Христа Спасителя. Как дорог этот догмат сердцу всякого верующего, как он важен для каждого члена Церкви! Эта значимость Таинства не ограничивается только знанием догмата о Евхаристии, она приобретает весь свой смысл только во внутреннем, органическом единстве этого Таинства. Но почему, тема о «преложении» имеет такое актуальное значение для нас сегодня?

К большому сожалению, в церковной среде возникали и возникают далеко нецерковные учения, взгляды, разного рода комментарии догматических творений святых отцов. На «стенде» богословия появляются новые «теологумены» новых «богословов», не знакомые Церкви, и потому не являющиеся церковными. В частности появились лжеучения, подвергающие серьезному сомнению веру христианина в действительное преложение Святых Даров, в действительное присутствие Тела и Крови Христовых в Евхаристии. Появились серьезные нападки на догмат Евхаристии, дерзкие «вторжения» в область непостижимого, кощунственные и богохульные высказывания в адрес христиан, верующих в Таинство Евхаристии. Все чаще стали слышны смелые утверждения, что термин «пресуществление», используемый Церковью вот уже около пятисот лет, «нецерковный», «католический», «грубый» и т. д. Кратко сказать, враг бьет по самому сердцу Тела Христова, по самому центру церковной жизни. Ведь если только допустить сомнение в Богооткровенном учении, если только допустить духовную близорукость, то можно потерять все и остаться без Христа. Именно это и пытается сделать враг, чтобы поколебалась наша вера, основанная на «камне» и, лишенная всякого основания, пришла в негодность и потеряла свою силу (Лк. 14, 34 – 35). Все это не подвигнет ли нас серьезно задуматься над происходящим и принять соответствующие меры к устранению данной проблемы?

Итак, мы видим, насколько актуальна в настоящее время данная тема. Мы видим, как важно быть твердым в своем исповедании, храня тем самым верность Христу и Его учению. Необходимо серьезно задуматься над тем, как мы участвуем в Евхаристии, исповедуем ли мы действительность присутствия Христа в этом Таинстве, веруем ли мы, что вкушаем Плоть и Кровь Его. Только испытав себя, мы можем, таким образом, есть от хлеба сего, и пить из чаши сей. «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 28 – 29). 

 

Актуальность работы заключается в следующем:

1.  Неправильное «истолкование» термина «преложение» и появление, в связи с этим, лжеучения о «воипостазировании».

2. Отсюда:  Подрыв веры в действительное преложение Святых Даров, сомнение в действительном присутствии Тела и Крови Христовых в Евхаристии;

3. Необходимость отстаивания православного термина «пресуществление» для сохранения точного понятия о существе Таинства Евхаристии.

 

Задачи исследования:

 

1. Засвидетельствовать то, что уже было раскрыто в творениях святых отцов. Показать, что учение Церкви о Евхаристии всегда пребывало неизменным. Святоотеческое понимание этого догмата не допускает иного толкования. Это мы рассмотрели в контексте данного периода (с I по V вв.). Следует заметить, что основа, на которой будет построена работа – учение святых отцов, только на них мы опираемся и только их мысли важны для нас. Причина ясна – святые отцы выражают истинное учение Церкви, сохраняя во всей чистоте Ее Предание.

2. Показать единство мнения святых отцов в понимании Святой Евхаристии. Все они учили, что мы причащаемся Того Самого Тела и Крови, которые имел и имеет Спаситель. Полное тождество Святых Даров с Телом и Кровию Христовыми.

3. Показать, что учение о «воипостазировании» хлеба и вина Богом Словом в Свою Ипостась является новым, незнакомым и чуждым Церкви. Все святые отцы понимали в Таинстве действительное изменение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа, какими бы терминами они ни пользовались.

4. Показать, что православный термин «пресуществление» бескомпромиссно выражает веру в Таинство и потому должен быть использован и всячески отстаиваться.

 

Сделано:

 

В I-ой главе работы, на основании исследования творений святых отцов, мы показали Богооткровенность учения о Таинстве Евхаристии.

Проследили святоотеческую мысль о том, что откровение Спасителя о Таинстве Евхаристии следует понимать именно буквально.

Привели примеры из Ветхого Завета с их толкованиями, которые прообразовали Таинство Евхаристии и, в частности, преложение Святых Даров.

Во II-ой главе было рассмотрено учение Церкви «о преложении» по трудам святых отцов первых веков. Четко сформулировано православное понимание Таинства Евхаристии, где действительно, по факту преложения происходит изменение Святых Даров в Тело и Кровь Христовы. Освященные Святые Дары имеют совершенное тождество с Телом и Кровию Спасителя. Показано, в каком смысле нужно понимать наименование Тела Спасителя «Хлебом». Показали важность участия в Таинстве Тела и Крови Господних как единственного источника нашего спасения, ибо, по мысли святых отцов, в Теле Христовом наше «противоядие». На основании трудов отцов Церкви мы увидели, что правильное понимание Таинства Евхаристии имеет решающее значение в деле спасения человека, в деле его искупления, и обратно, непонимание этого, неверие в Тело и Кровь Господни ведет к погибели, так как человек лишается плодов искупления, оставаясь неисцеленным.

На примере литургических текстов мы увидели, что весь смысл церковных молитвословий имеет характер убежденной веры в действительное преложение Даров.

В III-ей главе мы представили все возможные «pro et contra» веры и разума в Таинстве Евхаристии. Показали, как изобретательность человеческого разума может противиться истинной вере в Тело и Кровь Спасителя. Привели основные «обвинения» ревнителей новых «евхаристических концепций» с их возможными вариациями и комментариями. Показали, что вера Церкви в Евхаристию всегда пребывала неизменной, хотя изменялись сами термины, выражающие эту веру.

 

Основные источники:

 

В основном работа базируется на следующих отцах: св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский, св. Киприан Карфагенский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Богослов, свт. Кирилл Александрийский, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Амвросий Медиоланский, св. Дионисий Александрийский, преп. Исидор Пелусиот, преп. Ефрем Сирин, и др.

Были рассмотрены и некоторые основные научные работы, в частности по вопросу взаимоотношения терминов «преложение» и «пресуществление». Этому вопросу посвящено немало трудов наших отечественных исследователей и профессоров. Так можно указать на некоторых из них:

Несколько исследований А. А. Кириллова о Евхаристии. Автор конкретно исследовал догматическое учение о Таинстве Евхаристии следующих святых отцов: Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Афанасия Александрийского, преп. Ефрема Сирина.

Из научно-богословских работ были рассмотрены:

1. Кандидатская диссертация священномученика архиеп. Андроника (Никольского) «Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении». Работа написана и защищена автором в годы учения в МДА. В ней очень подробно исследовано учение о Таинстве Евхаристии по трудам наиболее известных святых отцов.

2. Работа В. Я. Малахова «Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии».

3. Статья Бронзова А. А. «Преложение» и «пресуществление». В этой статье Бронзов А. А. выступает как оппонент епископа Уфимского Андрея, который высказывается категорически против термина «пресуществление», называя его нецерковным, католическим, «школьным», и даже кощунственным. Автор доказывает обратное: данный термин вполне церковный, и тождественен термину «преложение».

4. Ответ проф. Гусева А. Ф. Кирееву А. А. По старокатолическому вопросу о «Филиокве» и «пресуществлении».

5. Курсовое сочинение студента IV курса ЛДА прот. А. Скобея «Учение св. Иоанна Златоуста о Евхаристии». Ленинград: 1957.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь