Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА III. РАЗУМ И ВЕРА В ЕВХАРИСТИИ
Термины, употребляемые святыми отцами
В понимании преложения Святых Даров сравнительно недавно стали вестись серьезные споры и дискуссии. Некоторые богословы стали резко выступать против термина «пресуществление» (μ ε τ ο υ σ ί ω σ ι ς ) как католического, и, в связи с этим начали выдвигать свое новое, не знакомое Церкви, понимание данного вопроса. Латинские заимствования действительно были в нашем богословии, но все же нельзя смешивать наше, так называемое, «школьное богословие» с западным богословием. Ведь Церковь всегда имеет живое святоотеческое предание и нельзя сказать, что она все это время находилась в заблуждении, под латинским влиянием. Достойно оценив работу о Евхаристии священномуч. Андроника (Никольского), прот. Валентин Асмус делает исторический экскурс, где приводит в пример, как появились призывы пересмотреть все наше богословие.[254] Конец XIX-го, начало XX-го века – это время различных реакций и движений, в частности, обновленческое движение. Не осознавая всей глубины патристического предания, эти новые борцы призывали полностью пересмотреть все русское богословие и вернуть его в «святоотеческое русло», очистив от всего католического, от схоластического восприятия догматов веры, от использования латинских терминов. Церковно-исторические памятники подвергались безжалостной и смелой критике, порой доходило до полного отрицания многих понятий только потому, что они напоминали им юридизм западной схоластики. Так, например, отрицая, так называемую, «юридическую теорию искупления», они отвергли вообще понятие «жертвы» как таковой, видя в ней терминологического врага. Голгофскую Жертву Спасителя истолковывали только как образ, имеющий переносный смысл и т. д. Данная тема представляет особый интерес для ее исследования. Стоит сказать, что об этом Таинстве всегда с большой осторожностью высказывались святые отцы, не переходя ни в коем случае границы для ума. Они всегда говорили о Евхаристии как о тайне, о чуде чудес, которое совершается Всемогущим Богом. Церковь всегда верила в действительное преложение Святых Даров в Таинстве Евхаристии, в их изменение в Тело и Кровь Спасителя. И только в бурный расцвет протестантизма стали писаться многочисленные и обширные трактаты, опровергающие «католическое учение о пресуществлении». Протестанты пытались доказать, что учение о пресуществлении никогда не было знакомо Церкви, католики говорили обратное. Сейчас мы не будем вдаваться в подробное описание истории появления этого термина и борьбы против него, так как это не входит в цель нашего исследования, скажем только, что этому вопросу посвящено немало трудов наших отечественных исследователей и профессоров. Так можно указать на некоторых из них: Три труда А. Л. Кириллова о Евхаристии. Автор конкретно исследовал догматическое учение о Таинстве Евхаристии следующих святых отцов: Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Афанасия Александрийского. Из научно-богословских работ были рассмотрены: 1. Кандидатская диссертация священномученика архиеп. Андроника (Никольского) «Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении». Работа написана и защищена автором в годы учения в МДА. В ней очень подробно исследовано учение о Таинстве Евхаристии по трудам наиболее известных святых отцов. 2. Работа В. Я. Малахова «Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии». 3. Статья Бронзова А. А. «Преложение» и «пресуществление». В этой статье Бронзов А. А. выступает как оппонент епископа Уфимского Андрея, который высказывается категорически против термина «пресуществление», называя его нецерковным, католическим, «школьным», и даже кощунственным. Автор доказывает обратное: данный термин вполне церковный, и тождественен термину «преложение». 4. Ответ проф. Гусева А. Ф. Кирееву А. А. По старокатолическому вопросу о «Филиокве» и «пресуществлении». Профессор Гусев доказывает А. Ф. Кирееву, что старокатоликам для их перехода в Православие мешает наличие учения о «филиокве» и их неприятие православного термина «пресуществление». Автор статьи считает, что этот термин ни с философской, ни с какой-либо другой точки зрения не противоречит православному учению, напротив, предельно ясно и четко его выражает. Доказывает, что отцы Церкви в слово «преложение» влагали точно такой же смысл, как и в слово «пресуществление». Оба они выражают единственно ту мысль, что под видами хлеба и вина мы действительно принимаем самое Тело и самую Кровь Христа.[255] В святоотеческой терминологии существуют различные термины, которые ясно выражают веру в реальность Таинства Евхаристии. Ясно одно: Святоотеческое понимание «преложения» не допускает иного толкования, кроме изменения самой сущности хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя.[256] Святые Отцы по-разному выражали эту веру, в разных терминах, но все они единогласно подчеркивали, что сам образ, способ преложения Святых Даров остается непостижимым. Образ совершения Таинства остается непостижим. Это Божественная тайна. Ведь не случайно святое Тело и Кровь Спасителя именуются Святыми Тайнами. Но весь лик богоносных Отцов подчеркивает, что это совершается Духом Святым. Здесь уже мы входим в область тайны, в область веры, разум здесь остается бессильным в постижении этой тайны. Рассмотрим термины, которые использовали святые отцы в учении о Таинстве Евхаристии: Свт. Кирилл Иерусалимский. «Он в Кане Галилейской некогда воду претворил (μ ε τ α β έ β λ η κ ε ν ) в вино, сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в Кровь претворяет (μ ε τ α β α λ ώ ν )»? [257] «…молим Человеколюбца Бога, да ниспослет Святаго Духа на предлежащие дары: да сотворит хлеб убо Тело Христово, а вино Кровь Христову. Ибо всеконечно то, чего коснется Дух Святый, освящается и прелагается (μ ε τ α β ά λ λ ε σ θ α ι )».[258] «Ибо как хлеб и вино Евхаристии, прежде святаго призывания поклоняемыя Троицы, были простым хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается Телом Христовым, а вино бывает Кровию Христовою».[259] Свт. Григорий Нисский. «Хлеб, освящаемый словом Божиим, претворяется (μ ε τ α π ο ι ε ι σ θ α ι ) в Тело Бога Слова».[260] «Тело, которому Богом даровано бессмертие, входя в наше тело, целое изменяет (μ ε τ α π ο ι ε ῖ ) и превращает (μ ε τ α τ ί θ η σ ) в Себя».[261] «Бессмертное Тело, когда бывает в принявшем его, все превращает (μ ε τ ε π ο ί η σ ε ν ) в Свое естество».[262] «Телу тому вселением Бога Слова сообщено Божеское достоинство, поэтому не без основания веруем, что хлеб, освящаемый Божиим словом, и ныне претворяется ( μ ε τ α π ο ι ε ῖ σ θ α ι ) в Тело Бога Слова».[263] «Ибо там благодать Слова святым делала Тело, состав которого был из хлеба и которое некоторым образом само было хлеб; и здесь точно так же хлеб, по слову апостола, “освящается словом Божиим и молитвою” (1 Тим. 4, 5), не через ядение входя и становясь Телом Слова, но прямо претворяясь (μ ε τ α π ο ι ο ύ μ ε ν ο ς ) в Тело посредством слова[264], как сказано Словом: “Сие есть Тело Мое” (Мф. 26, 26)».[265] «И явившийся Бог для того соединился с бренным естеством, чтобы общением с Божеством обожилось человечество, поэтому по домостроительству благодати посредством плоти, которая состоит из вина и хлеба, сообщает Себя всем уверовавшим, срастворяясь с телами их, чтобы единением с бессмертным и человек соделался причастником нетления. Дает же это, силою благословения естество видимого преобразив (μ ε τ α σ τ ο ι χ ε ι ώ σ α ς ) в Тело и Кровь».[266] Св. Ириней Лионский. «Чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются (γ ί γ ν ε τ α ι ) Евхаристиею Тела и Крови Христа».[267] Далее он говорит, что хлеб, «принимая Слово Божие, становится Евхаристиею, которая есть Тело и Кровь Христова».[268] Св. Иустин Мученик. «Пища, от которой питается чрез преложение (μ ε τ α β ο λ η ν ) наша кровь и плоть, - есть Кровь и Плоть Того же воплотившегося Иисуса».[269] Итак, для выражения своей веры в существенное изменение Святых Даров в Тело и Кровь Христовы святые отцы использовали разные термины: μ ε τ α β έ β λ η κ ε ν, μ ε τ α β α λ ώ ν, μ ε τ α β ά λ λ ε σ θ α ι, μ ε τ α π ο ι ε ι σ θ α ι, μ ε τ α π ο ι ε ῖ, μ ε τ α τ ί θ η σ, μ ε τ ε π ο ί η σ ε ν, μ ε τ α π ο ι ε ῖ σ θ α ι, μ ε τ α π ο ι ο ύ μ ε ν ο ς, μ ε τ α σ τ ο ι χ ε ι ώ σ α ς, γ ί γ ν ε τ α ι, μ ε τ α β ο λ η ν. Из истории Церкви известны неоднократные попытки еретиков подорвать веру в реальность Тела и Крови Христовых. Поэтому Отцы употребляли термины, наиболее ярко выражающие ту основную мысль, что в этом Таинстве происходит именно изменение самой сущности хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. Впоследствии был принят и термин «пресуществление», как особенно точно и бескомпромиссно подтверждающий этот факт. Относительно термина «преложение» архиеп. Константин говорит: «Применительно к Евхаристии термин «преложение», употребленный, в частности, в тексте Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста (μ ε τ α β α λ ώ ν – «преложив») говорит о явном онтологическом переходе из одной реальности в другую, о бытийной перемене. В данном контексте он означает сущностное, онтологическое изменение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы».[270] Термин же «пресуществление» является более поздним, он вошел в общее употребление только в XV в. Но данный термин оказался незаменимым в полемике с протестантами. Подобное явление уже было в истории Церкви с термином «единосущный». Только термин «пресуществление» оказался неприемлемым для тех, кто отрицал реальность Евхаристических Тела и Крови Христовых. Он повсеместно вошел в церковное употребление и был неоднократно одобрен и закреплен церковными соборами. Есть термины, используемые святыми отцами, которые выражают мысль о субстанциальном изменении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы даже сильнее, чем термин «пресуществление», например «μ ε τ α σ τ ο ι χ ε ι ο ῦ σ θ α ι » и «transelementari», которые выражают мысль о перемене одной стихии в другую. Надо сказать, что словом «пресуществление» не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа, чего так боятся противники этого термина. Это невозможно выразить никаким другим словом или термином, поскольку это – тайна Божия, Ему одному ведомая, и мы не можем постигнуть ее. Введение этого термина во всецерковное употребление связано с именем свт. Геннадия Константинопольского[271], который был сильным борцом за чистоту православного учения, вопреки учению католическому. Поэтому его нельзя заподозрить в том, что он заимствовал учение о Таинстве Евхаристии у католиков. Святитель, от лица Господа, говорит: «Да не будет же для вас тяжким и невыносимым понятие причастия: потому что вам не должно страшиться того, что вы едите человеческую плоть и пьете кровь в том состоянии, как они доныне существовали и каковы они у Меня, - но как в хлебе и в вине вы имеете ясть и пить их, и видимая реальность хлеба и вина содержит невидимую реальность Тела и Крови: поелику совершится пресуществление естества, дабы действовала в вас Тайна; так что внешняя Ее форма сохранится, дабы никакое чувство смятения не удержало вас от причащения…».[272] Этот термин использовали, и смело употребляли и наши отечественные святые, например свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Филарет Московский, преп. Стефан Филейский, св. Иоанн Кронштадтский и многие другие. Приведем отдельные цитаты святых отцов, употребляющих термин «пресуществление». Преп. Стефан Филейский пишет: «без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6); так и есть на самом деле: если кто не будет иметь веры в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, тот и есть иначе не возможет Плоти Его и пить Крови Его: значит тот и жизни вечной наследовать не может. В ком не будет капли Крови Христовой, тому бессмертия достигнуть нельзя».[273] Святой прав. Иоанн Кронштадтский пишет в своем дневнике: «В Животворящих Тайнах так несомненно, что хлеб и вино есть Тело и Кровь Христовы, как несомненны ваши тело и кровь и в вашем теле душа. Как у тебя тело и кровь и в теле душа, так на дискосе по пресуществлении – Тело и Кровь Христовы и в Теле и Крови – Дух Христов».[274] Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «По призывании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов, эти образы Тела и Крови Христовых пресуществляются в Тело и Кровь Христовы».[275] Итак, хлеб и вино прелагаются, претворяются или пресуществляются в самое Пречистое Тело Христово и самую Честную Кровь Его. Ведь иначе и не могут хлеб и вино соделаться истинным Телом и Кровью Господа, как только через претворение самого существа хлеба и вина в существо Тела и Крови Его. Если мы называем Святые Дары Телом и Кровью Господа, то мы называем их своими именами. Понятия «сущность» и «реальность» - понятия неотделимые. Если не происходит изменения самой сущности, то нельзя назвать предмет реальностью. Сейчас часто можно услышать вопрос: «преложение» или «пресуществление»? Ведутся различные споры, дискуссии по этому вопросу, но ведь дело не в термине, а в смысле, который он выражает. Говорят, что древней Церкви не был знаком термин «пресуществление», его выдумала католическая схоластика для подтверждения своего понимания Таинства Евхаристии. Но речь не о термине, а о том, что происходит в Таинстве Евхаристии, о существе Таинства. Происходит именно изменение самой сущности вещества. Святые отцы ввели термин «пресуществление» в церковное употребление не потому, что хотели ввести что-то новое, но потому что понимали сам смысл, который выражает этот термин. Термин «пресуществление» имеет важное значение в церковной сакраменталогии еще по следующей причине: Всем известен из церковной истории пример борьбы свт. Афанасия с арианами. Ариане соглашались с любым православным термином, под который было возможно подвести свое лжеучение. Не соглашались только с термином «омоусиос», который точно выражал бескомпромиссное учение Церкви о единосущии Сына с Отцом. Тогда тоже говорили, что этот термин не знаком ни Церкви, ни Священному Писанию, поэтому он не должен употребляться. Однако свт. Афанасий доказывал обратное: термин не был известен, но так как он выражает со всей точностью учение о Господе Иисусе Христе, он может и должен быть использован и введен во всеобщее употребление, более того, кто не принимает его, тот не православен. Он должен быть использован, поскольку не дает возможности иного толкования и понимания, кроме того, которое он выражает. Учитывая вышеизложенное, можно со всей смелостью сказать то же и о термине «пресуществление». Да, он не был знаком Древней Церкви, он нигде не встречается в Священном Писании, но при этом может и должен быть в употреблении. Не будь попыток неправильного истолкования Таинства, не было бы и необходимости в этом термине. Но как появились ложные взгляды на Таинство Евхаристии, явилась и существенная необходимость в нем. К сожалению, появились отдельные учения, не признающие существенного изменения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Чтобы подвести свою теорию под учение Церкви, его проповедники решили доказать «католическое» происхождение термина «пресуществление». Они принимают любой православный термин, но при этом остаются при своей точке зрения. Но никак не могут принять только термин μ ε τ ο υ σ ί ω σ ι ς, он не дает возможности понимать преложение Святых Даров в каком-либо ином смысле, он не дает возможности развития данного лжеучения. Цитируют мысль какого-нибудь святого отца, где он использует тот или иной термин, и этим подтверждают свои мысли. Но при этом не учитывают того, что тот же отец, чуть ниже, использует и другой термин, говорящий о его вере в сущностное изменение Даров. Возможность преложения; Для объяснения возможности преложения (или пресуществления) Святых Даров святые Отцы приводили в пример всемогущество Божие. Указывали на сотворение мира из ничего, на Таинство Боговоплощения, на чудеса Божии: претворение воды в вино, реки в кровь и др. Самый наглядный и естественный пример — претворение хлеба и вина в наше тело и нашу кровь. Свт. Кирилл приводит пример чудес Божиих, которые тоже не поддаются вопросу для разума: «как? ». Он спрашивает иудея: «Как вышел ты из Египта? Как, скажи мне, Моисеев жезл превращен был в змея? Как поражена была проказою рука, а потом снова восстановилась...? Как вода перешла в природу крови? ».[276] Примечательно, что святитель приводит этот пример, когда «вода перешла в природу крови». Много и других примеров показывает святитель, благодаря которым вопрос «как? » не имеет места, иначе надо будет отвергнуть вообще все чудеса Божии и сказать: «как? ». Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Тело поистине соединилось с Божеством, тело, родившееся от Святой Девы, не потому, что вознесшееся тело нисходит с неба, но потому, что самый хлеб и вино изменяются в Тело и Кровь Бога. Если же ты отыскиваешь тот образ, как это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святаго Духа, подобно тому, как при содействии Святаго Духа Господь для Себя и в Себе осуществил и плоть от Святой Богородицы; и больше мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божие – истинно и действенно, и всемогуще, а образ – неисследим».[277] Он же поясняет и образ совершения Таинства: «Ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым и вино и вода – Кровию Христовою? И я говорю тебе: Дух Святой приходит и делает это, что превосходит разум и мысль».[278] Св. прав Иоанн Кронштадтский говорит: «Что удивительного, если Сам Бог-Слово, Творец всего видимого и невидимого, претворяет, пресуществляет хлеб и вино в пречистое тело и в пречистую кровь Свою? В этих – хлебе и вине воплощается Сын Божий не вновь, потому что Он однажды воплотился – и этого довольно на все бесконечные веки, - но воплощается тем самым телом, которое прежде воплотилось – по подобию того, как умножил Он пять хлебов и сими пятью хлебами напитал несколько тысяч».[279] |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы