Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Действительное соединение со Христом в Таинстве Евхаристии



 

В Таинстве Святой Евхаристии происходит действительное соединение со Христом. Эта действительность такова, что мы реально пребываем во Христе, соединяясь с Ним самым теснейшим соединением, а Он с нами. Как и Сам Господь засвидетельствовал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). И это неудивительно, потому что мы – члены реального Тела Его – Церкви, эта органическая связь единого организма. Святитель Иоанн Златоуст так пишет по этому поводу: «Для того Он смесил Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас (выделено нами – П. Х.), чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою. Это есть знак самой сильной любви».[150]

Далее святитель говорит еще более буквально: «Христос, чтобы ввести нас в большее содружество с Собою и показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами Плоти Его, и соединяться с Ним (выделено нами – П. Х.), и насыщать Им всякое желание».[151]

Христос Сам желает именно этого соединения, кровного родства, которое мы приобретаем в Евхаристии. Он говорит: «Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови; и эту Плоть и Кровь, чрез которые Я сроднился с вами, Я опять преподаю вам».[152]

Итак, Господь дал нам возможность соединяться с Ним самым теснейшим образом, причем телесно, посредством Его Святой Плоти. Мы становимся сотелесниками Христу, как говорит апостол: «мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 30). Свт. Иоанн Златоуст приводит слова Спасителя, которые Он как бы так говорит христианину: «Я соединил и сочетал тебя с Собою; яждь Меня, сказал Я, и пий Меня. И горе держу тебя и долу соединяюсь с тобою…. И опять Я сошел на землю, - не просто смешиваюсь с тобою, а соединяюсь, снедаюсь, раздробляюсь на малые части, чтобы произошло великое растворение и смешение и соединение; ибо соединяемое пребывает в своих пределах, а Я воедино слился с тобою (выделено нами – П. Х.). Я не хочу быть чем-то средним; хочу, чтобы мы оба были одно».[153]

Мы соединяемся с Господом не как-то абстрактно, в «Духе Святом», мистически или еще как-то, а действительно, самым делом. Это факт. Как говорит свт. Иоанн Златоуст: «Итак, чтобы не любовию только, но и самым делом быть нам членами Плоти Христовой, будем соединяться (ά ν α κ ε ρ α σ θ ω ̃ μ ε ν ) с этою Плотию. А это бывает через пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить Свою великую любовь к нам».[154] Чтобы соединиться со Христом «самым делом» и стать частью Его, «членом Его», необходимо причащаться той «пищи», которую Он даровал нам.

В другом месте говорит подобно: «Ибо недовольно было для Него, того, что Он соделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самым делом соделывает нас Своим Телом (выделено нами – П. Х.). Какой пастырь питает овец собственными членами? Но Христос…. питает нас собственною Кровию, и чрез сие соединяет нас с Собою».[155]

Здесь важно иметь в виду образ Церкви как единого Тела Христова, где каждый христианин является членом Христовым. Не случайно апостол Павел сравнивает Таинство Церкви с Таинством Брака. (Еф. 5, 22 – 33). Ведь в браке происходит соединение двух любящих друг друга людей в одну плоть. Так и в Церкви: В Евхаристии мы соединяемся в одно Тело Христово. При соединении мужа и жены в одну плоть, конечно, не происходит «превращения», но соединение, даже внешне люди становятся похожими друг на друга и никто с этим не спорит. Мы привели это сравнение к тому, что при соединении со Христом, мы становимся одним телом, членами друг другу, Церковью.

Свт. Иоанн находится в благоговейном трепете при мысли о священнодействии Тела Господня. И это не просто благоговение перед богослужением, а это есть реальное сознание того, что ты, иерей, присутствуешь близ Божественного Естества[156], и не только это, но и прикасаешься, раздробляешь и вкушаешь реально Живого Иисуса Христа. «Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая эту Плоть, - говорит он, - уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною Кровию? Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься Трапезою! При виде Чего трепещут ангелы, и на Что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, Тем мы питаемся, с Тем мы сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом».[157]

Говорит: «при виде Чего трепещут ангелы», и неудивительно, потому что это то же самое Тело Христово, Тот же Господь, Который воплотился. И тогда ангелы Господни не смели взирать на столь страшное таинство, как Творец твари облекается плотию.

Свт. Иоанн Златоуст четко проводит ту мысль, что мы соединяемся со Христом именно таким же образом, как Его собственное Тело соединено с Ним Самим. Поэтому, причащаясь, мы «составляем то самое Тело», мы «делаемся Телом Христовым», ибо «все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17). Апостол пишет: «Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть» (1 Кор. 11, 16)? Свт. Иоанн Златоуст толкует это место: «Почему не сказал причастие? Потому что хотел выразить нечто большее, показать великое единение. Приобщаясь, мы не только делаемся участниками и сообщниками, но соединяемся со Христом. Как Тело Христово соединено со Христом, так и мы чрез этот хлеб соединяемся с Ним».[158]

Говорит, что в Евхаристии происходит то, чего не было на кресте. Сказано: «кость не сокрушится от Него» (Ин. 19, 36). А в Евхаристии мы «преломляем» Тело Христово. «Чего Он не претерпел на кресте, то претерпевает в приношении для тебя, и дает преломлять Себя (выделено нами – П. Х.), чтобы исполнить всех.… Что я говорю: «общение»? – продолжает он, мы составляем самое Тело Его. Что такое этот хлеб? Тело Христово. Чем делаются причащающиеся? Телом Христовым, не многими телами, а одним телом».[159]

Образы соединеия со Христом, используемые святыми отцами:

 

Святые Отцы для большего уяснения таинства единения со Христом приводят много различных примеров. Например, образ теста, или образ воска. При этом они ссылаются на слова Священного Писания. Господь говорит: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13, 33). И апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 6 – 7). Свт. Кирилл Александрийский, ссылаясь на эти места Священного Писания, пишет: «Точно также и евлогия (евхаристический хлеб) все наше тело, подобно тесту, замешивает в себя и наполняет своею силою, так что и Христос пребывает в нас и мы также в Нем, ибо со всею справедливостию можно сказать, что и закваска находится во всем тесте и тесто подобным же образом оказывается во всей закваске».[160]

 Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Тайны срастворяются с сущностью тела».[161] Ранее уже отмечалось, что Евхаристия усваивается не как обыкновенная пища, но сразу проникает все существо человека, происходит существенное единение со Христом.

Свт. Кирилл Александрийский сравнивает соединение со Христом с воском: «Подобно тому, как если кто соединит один воск с другим, то один воск он, конечно, увидит оказавшимся в другом; точно таким же, полагаю, образом и приемлющий Плоть Спасителя нашего Христа и пиющий Его Честную Кровь, как Сам Он говорит, едино с Ним становится, как бы сорастворяясь и соединяясь с Ним чрез это восприятие (Крови и Плоти Христа), так что он во Христе и обратно – Христос так же в нем».[162]

Следовательно, Христос в нас пребывает не только духовно, но и природно, то есть телесно. Как один кусок расплавленного воска соединяется с другим и становится уже одним воском, так посредством приобщения к Плоти и Крови Спасителя мы с Ним соединяемся, а Он с нами. Наша тленная природа не могла сама по себе наследовать жизнь, так как имела в себе «семя тли», а не жизни. Итак, если бы наша природа не сочеталась телесно с Телом Того, Кто есть Жизнь по природе, то невозможно было бы ей и оживотовориться, она бы так и осталась в узах смерти и тления. Как пишет свт. Кирилл: «Совершенно непричастными и чуждыми жизни святой и блаженной остаются те, кои чрез таинственное благословение (Евхаристию) не приняли Иисуса. И это потому, что Он есть Жизнь по природе, поскольку родился от Живого Отца. Но точно также животворно и святое Его Тело, неизреченным образом соединенное с животворящим все Словом. Посему и считается Его (Телом) и как Одно Оно (Слово) мыслится вместе с ним (Телом)... И если животворна была Плоть Спасителя, как соединенная с Жизнью, сущей таковою по природе, то когда вкушаем ее, тогда имеем жизнь в себе самих, соединяясь и мы с ним, как и она соединена с вселившимся в нее Словом».[163]

Чудо Божия домостроительства в том, что воплощенное Слово соделало нас причастниками Своей Плоти, которая есть Жизнь по природе. В другом месте святитель говорит о том, что сама по себе «плоть не пользует нимало» (Ин. 6, 63), но Плоть Христа животворна, ибо она есть Плоть Того, Кто Жизнь по природе. Св. Кирилл говорит: «хотя сама по себе природа плоти немощна, поскольку дело касается до ее возможности животворить, но она будет в состоянии совершать это, имея в себе животворное Слово и нося в себе всю Его силу. Ведь она есть Тело Жизни по природе, а не какого-либо одного из земных... Ведь это не плоть Павла или Петра, или кого другого будет совершать в нас, но исключительно и единственно Плоть Спасителя нашего Христа, в коей вселилась “вся полнота Божества телесно” (Кол. 2, 9). И в самом деле, странно было бы, если мед сообщает свое качество тому, что по природе не обладает сладостию, и может превращать в себя (в свое свойство сладости) все то, к чему будет примешен, а о животворной природе Бога-Слова думать, что она не возводит до собственного качества тело, в коем она вселилась».[164]

Святой отец дает понять, что мы причащаемся плоти не простого человека и не одного из святых, но Плоти Самого Сына Божия. Он называет это «странным», когда кто-то удивляется тому, как Плоть Христова преображает вкушающего ее в свое качество.

О единстве нашей природы с природой Тела Спасителя замечательно рассуждает св. Иларий Пиктавийский: «пребывает ли ныне в нас Христос по истине природы или по согласию воли? Ибо если верно, что Слово стало плотью, и если верно то, что мы принимаем Плоть Этого Слова в Евхаристии (et vere nos Verbum carnem cibo dominico sumimus), то почему же нужно считать, что Христос пребывает в нас не естественным образом (quomodo non naturaliter manere in nobis existimandus est), когда Он, родившись Человеком, воспринял уже неразделимую природу нашей плоти и в таинстве Причастия соединил для нас природу Своей Плоти с природой вечности? (et naturam carnis suae ad naturam aeternitatis sub sacramento nobis communicande carnis admiscuit) Таким образом, мы становимся единым целым, поскольку Отец в Сыне, а Сын в нас. Потому всякий, кто отвергнет пребывание по природе Отца в Сыне, прежде отвергнет свое природное соединение со Христом или же Христа с ним, потому что Отец в Сыне. А Сын в нас, благодаря чему Бог делает нас единым целым во Отце и Сыне (unum in his esse nos faciunt). И если верно, что Христос воспринял плоть нашего тела и стал в действительности Человеком, родившись из Марии, и если мы принимаем в таинстве Евхаристии истинно (nosque vere sub mysterio carnem corporis sui sumimus), то каким же образом единство Отца и Сына связывается с их волей, когда таинство совершенного единства обнаруживает природное свойство Бога? ».[165]

Здесь свт. Иларий прямо дает понять, что пребывание Отца в Сыне по природе так же естественно, как и наше природное соединение со Христом. В Евхаристии мы принимаем Плоть Самого Слова, поэтому Христос пребывает в нас «естественным образом». Отвергающий природное единение со Христом, отвергает Его природное соединение с Отцом. Ибо как то – верно и истинно, так и это.

В другом месте святой отец говорит: «Мы говорили бы нечестиво и неразумно об истине пребывания в нас Христа по естеству (de naturalim enim in nobis Christi), если бы не научились от Него Самого. Ибо Он говорит: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6, 55 – 56). Нет места сомнению в истинности Тела и Крови (de veritate carnis et sanguinis non relictus est ambigendi locus), ибо теперь в исповедании Самого Господа и по нашей вере это истинная Плоть и истинная Кровь (vere caro est, et vere sanguis est). И мы находимся во Христе, а Христос в нас, когда мы принимаем Его Тело и пьем Его Кровь».[166]

Господь открыл нам, что Евхаристия – это Его Тело и Кровь, в этом нет, и не может быть сомнения. А пребывать во Христе и со Христом реально возможно только через Его Плоть и Кровь.

«Каково то единство по естеству в нас по принятии Причастия (Quam autem naturalis in nobis haec unitas sit), Сам Христос свидетельствовал так: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин.6, 56). Ибо не будет так, что кто-то будет пребывать во Христе, а Христос не будет, но Господь воспримет в Себя плоть причащающегося, как воспринял Свою собственную плоть (ejus tantum in se assumptam habens carnem, qui suam sumpserit). А о таинстве Своего совершенного единства Господь учит далее: «Как послал Меня Живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня, жить будет Мною» (Ин.6, 57). Итак, Сын живет Отцом, и таким же образом мы живем Плотью Его (eodem modo nos per carnem ejus vivimus), как Христос живет Отцом.… Поэтому цель нашей жизни такова, чтобы иметь в себе, хотя мы и телесны, плотью пребывающего Христа (Haec ergo vitae nostrae causa est, quod in nobis carnalibus manentem per carnem Christum habemus). И благодаря этому мы одержим победу над грехом и смертью, потому что Сын живет Отцом. Если же мы естественным образом живем плотью Христовой, то есть приобретаем природу Его плоти (Si ergo nos naturaliter secundum carnem per eum vivimus, id est, naturam carnis suae adepti), то почему же тогда Сын не должен через Духа иметь в Себе Отца, ведь Сам Сын живет Отцом? ».[167]

Св. Иларий убеждает, что иметь подлинное единство со Христом возможно только через Плоть Спасителя, ибо «никто в Нем не будет, если в нем Он раньше не будет, имея в Себе воспринятой плоть только того, кто принял Его Плоть». И в Евхаристии мы причащаемся Христа именно «природно», природы Его человечества. Мы «живем» только тогда, когда «получим природу Плоти Его».[168]

Патролог И. В. Попов, на основании приведенных выше цитат пишет: «Из приведенных выдержек легко видеть, что в реальности евхаристического Тела и Крови у Илария нет ни малейшего сомнения, и что это убеждение он считает всеобщим и непререкаемым не только среди членов Церкви, но и среди своих противников – ариан. И на этом непререкаемом основании он строит свое доказательство природного единства Отца и Сына. Поэтому Евхаристическое Тело и Кровь Христа для него есть то же, что Сам Христос».[169]

Свт. Иларий Пиктавийский в книге «Против Констанция» восклицает: «Клирики побиваются палками, диаконов секут плетьми, и к Самому Христу, в чем со мной согласятся святые, простираются руки! ».[170] Здесь ясно, что под Христом, на Которого простираются руки, разумеется Евхаристия.

Блаж. Августин пишет подобно свт. Иларию: «Пищу жизни яст и чашу вечности пиет тот, кто во Христе пребывает, и в ком Христос обитает. Ибо не соединяющийся со Христом ни Плоти Его не яст, ни Кровь не пиет, хотя толь великой важности тайну в суд свой повседневно, не рассуждая его, приемлет».[171] Для истинного соединения со Христом необходимо Плоть Его есть и пить Кровь Его, и наоборот.

 Жизнь истинную имеет только тот, кто причастен Жизни, то есть Христа, в Его Плоти и Крови. А в более узком смысле живет только Тело Христово, только в Теле жизнь, вне Тела ее нет. В Евхаристии мы становимся Телом Христовым, бываем причастниками Жизни. «Тело Христово есть жизнь верным, - пишет блаж. Августин, - ежели Его Тело ясти не нерадят. Убо желающий жить по духу Христову, да будут сами Тело Христово, о нем же живет только Тело Христово».[172]

В Евхаристии мы соединяемся со Христом духовно и телесно. Священномуч. Андроник (Никольский) пишет: «Для того Христос и установил это Таинство, чтобы общение с Ним было не только духовное, но и телесное, всецелое срастворение существом Христовым».[173] Если во времена Ветхого Завета было запрещено вкушение крови, так как в крови – душа, то Христос, установитель Нового Завета, призывает к вкушению Его Крови – в ней Душа Его. В Крови Своей Спаситель заключил с нами Новый Завет, теперь не запрет, но призыв: «пейте от нее все! ». Почему это так необходимо? Потому что необходимо существенно соединиться со Христом, как с Его Телом, так и с Его Кровью – Душой. Священномуч. Андроник пишет: «Кровь Христова, входя в нашу душу, срастворяясь с нашим существом, очищает его и становится неиссякаемым источником живота... Кровь смешивается с самым существом души, делая ее крепкою и чистою и доводя ее до неописуемой красоты».[174]

В Евхаристии мы причащаемся Христу духовно и телесно. Плоть Христова соединяется с наше плотью, и Кровь Христова, Душа Христова соединяется с нашей душой, сообшая ей бессмертие. Так «мы чувственным образом причащаемся Христа посредством Святой Плоти и Честной Крови Его», - цитирует слова свт. Кирилла Александрийского архиеп. Андроник.[175] Далее он приводит цитату Тертулиана: «плоть питается Телом и Плотию Христовою, дабы душа насытилась сущностью своего Бога».[176] А также слова преп. Ефрема Сирина: «С плотию нашею срастворена Христова Плоть..., в составе нашем животворящая Плоть Его, Его в нас часть».[177]

 

Соединение во Христе друг с другом;

 

Не случайно в Таинстве Евхаристии вино соединяется с водой, это есть образ единения Христа с народом. Об этом так пишет святитель Киприан Карфагенский: «Так как Христос, понесший на Себе грехи наши, по существу понес на Себе всех нас, то ясно, что водою означается народ, а вином – Кровь Христова. Смешение в чаше воды с вином показывает союз народа со Христом, верующих – с Тем, в Кого веруют. Вода и вино после смешения в чаше Господней так неразрывно и тесно соединяются между собою, что не могут отделяться одно от другого. Так же ничто не может отделить от Христа Церковь, то есть народ, составляющий ее, твердо и непоколебимо пребывающий в вере и связанный всегдашнею нераздельною любовью. Поэтому-то при освящении чаши Господней нельзя приносить ни одной воды, ни одного вина. Если бы было приносимо одно вино, то Кровь Господня осталась бы без нас, а если бы приносима была одна вода, то народ оставался бы без Христа. И потому Таинство духовное и небесное совершается только тогда, когда то и другое смешивается и неразрывно соединяется одно с другим».[178]

Здесь говорится о существенном единстве, а именно Христа и Церкви, Главы и Тела. Как глава не может быть отделена от тела, но составляет одно тело, так Христос не может быть без Церкви, без Своего собственного Тела.

Итак, говоря о существенной необходимости соединения воды с вином, свт. Киприан намекает на то, что и Тело Христово не может быть разделено, оно имеет природное соединение.

Святой Отец делает и другое сравнение: «Ибо как многие зерна, вместе собранные, смолотые и замешанные, образуют один хлеб, так точно образуют одно и то же тело многие верующие, соединяясь во Христе, сем Небесном Хлебе».[179]

И в другом месте: «и самое таинство жертвы Господней указыват на христианское единодушие, скрепленное твердою и неразделимою любовью. Ибо когда Господь называет Телом Своим хлеб, составленный из соединения многих зерен, то тем указывает, что народ наш, образ которого он принял, составляет одно целое, и когда Кровью Своею называет вино, выжатое из виноградных кистей и многих ягод и слитое в одно, то это означает, что и стадо наше также составлено из многих, соединенных в одно».[180]

Свт. Григорий Нисский пишет: «Ибо каково по природе то, чего приобщаются, в то же самое необходимо прелагаются и причащающиеся… то, к чему привержены мы любовию, тем и делаемся, или благоуханием Христовым, или зловонием. Возлюбивший прекрасное сам будет прекрасен; потому что благость Пребывающего в нем в Себя претворяет приявшего ее. Посему-то всегда Сущий предлагает нам Себя в снедь, чтобы мы, прияв Его в себя, соделались тем же, что Он. Ибо говорит: “Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво” (Ин. 6, 55). Посему, кто любит сию Плоть, тот не бывает другом собственной своей плоти, и кто с любовию расположен к сей Крови, тот соделается чистым от крови чувственной. Ибо Плоть Слова и Кровь, какая в этой Плоти, имеют в себе не один какой-либо благодатный дар, - но сладостны для вкушающих, желательны для вожделевающих, достолюбезны для любящих».[181]

Преп. Исидор Пелусиот говорит, что при крещении мы не только имеем искупление нашего плененного естества, не только получаем врачевство от язвы и избавляемся от наказания, это было бы не так важно, если бы не было большего. Ибо в крещении естество наше «искуплено, освящено, сподоблено всыновления, оправдано, соделано наследником Единородного, и стелесником Его чрез причащение Священных Таин, стало Телом Его и соединилось с Ним, как тело с главою».[182]

То есть больший смысл в Таинстве Крещения есть тот, чтобы приобщиться Священных Таин и тем самым стать сотелесным Христу, стать «Телом Его», соединиться с Ним как тело с главой.

Хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа, но следует помнить, что в этом Таинстве Христос присутствует не только Телом и Кровью, но и всем существом Своим. Душа Христова нераздельно соединена с Телом Его, а Тело и Душа с Божеством, которое ипостасно соединено с Его человечеством. Все святые отцы учили, что мы всецело соединяемся с Господом в Евхаристии.

Подведем следующие итоги данного раздела:

Подлинное единство достигается только в Теле Христовом, единосущие со Христом по человечеству может быть только через Плоть Его. Все понятия, которые использовали святые отцы: единение, причащение, смешение, срастворение, - составляют одно. Вне Тела Христова и Крови Его не может быть действительного, природного единения. Если это отвергать, то никакого «соединения», «срастворения» быть не может. А именно это и происходит в Таинстве Евхаристии и даже более того: мы становимся «сотелесниками», «сокровными» Христу.

Отцы по-разному употребляли выражения, объясняя образ соединения со Христом:

Христос «смесил» Себя с нами, «растворил» Тело Свое в нас. Происходит «соединение», «сочетание», «слияние во едино». Он «сообщает» Себя нам, «соделывает» нас Своим Телом, так, что мы – «члены этого Тела», Он «питает нас Собственною Кровью», чтобы соединить нас с Собой существенно. Происходит не просто «причастие», но «великое соединение и смешение», не просто «общение», но делаемся «участниками», «сообщниками» Плоти Его, более того – мы «составляем Тело Его».

Образ «закваски» и «теста» - образ теснейшего единения, так, что уже не различить, где закваска, а где тесто, - они полностью соединились. Святые Тайны «срастворяются с сущностью» нашего тела. Образ «воска» также выражает это единение. Если взять два куска воска и соединить их, то они полностью сольются. Это – природное единение, как Отец в Сыне, так мы во Христе.

Мы увидели, что в учении святых отцов нет никакой двусмысленности, и каким бы они не называли образ соединения со Христом, суть они понимали одинаково: соединение со Христом – только в Теле и Крови Его.

 

Действенность Евхаристии

     

Здесь мы выделили четыре аспекта:

1. Евхаристия есть наше «противоядие», оно направлено против того яда, который мы приняли, усвоили и развили в своем естестве.

2. Евхаристия есть наше искупление. Не участвуя в Евхаристии, мы лишаемся плодов Искупления.

3. Евхаристия есть залог нашего воскресения. В ней мы имеем в себе Тело Христово, – которое «Жизнь по природе», и в жизнь преображает причастников его.

4. В Евхаристии мы принимаем Плоть не просто человека, который просто подобен нам, но Плоть Непорочного Христа, которая чужда всякого тления и порока.

Противоядие

 

Грех внес разделение между Богом и человеком. Человек потерял богообщение, остался лишь плач «о потерянном рае». Согрешив, мы приняли в себя семя тления и смерти, мы приняли «закваску злых дел». После этого смерть вошла в наше существо, пропитав его насквозь своим ядом. Для спасения человека, для его искупления и исцеления необходимо было «противоядие», взамен тому злу, той порче, которую он усвоил своему естеству. По мысли святых отцов, таким «противоядием», таким спасением для человека является Тело Христово, непорочное и нетленное Тело Агнца, не имеющее в себе порока, порчи или «нечто от таковых». Очень подробно о таком «противоядии» учит свт. Григорий Нисский. Приведем отдельные выдержки из его творений.

Священномуч. Андроник (Никольский) цитирует свт. Григория Нисского: «Итак, как скоро не стало совершаться причастие Бога, необходимо последовало отчуждение от жизни, это же было бы крайним из зол; то вследствие сего Творец всякого блага производит в нас врачевание от зла... К врачеваниям от такого недуга служит усвоение Богу и вступление снова в жизнь».[183]

Человек состоит из души и тела, поэтому не только душа нуждается в спасении, но и тело. А это возможно, если мы и душой и телом усвоим себе Христа Спасителя. Душа соединяется с Богом посредством веры, а тело иным образом – через Тело Христово. Усвоение себе Бога необходимо для нашего исцеления и спасения, потому что мы приняли в себя яд греха, семя тления, и нам необходимо противоядие. Потому что такое противоядие, «будучи принято нами, - говорит свт. Григорий Нисский, - своим противодействием отразило вредность отравы, прежде этого сообщенную телу. Что же это за противодействие? Не иное что, как то Тело, которое оказалось сильнейшим смерти и послужило началом нашей жизни. Ибо как, по слову апостола, малая закваска все смешение делает подобным себе (1 Кор. 5, 6), так и Тело, которому Богом даровано бессмертие, входя в наше тело, целое изменяет и превращает в Себя (здесь и далее, по всей цитате выделено нами – П. Х.).[184] Как по примешении тлетворного к здоровому все срастворение стало ни к чему не годным, так и бессмертное Тело, когда бывает в принявшем Его, все превращает в Свое естество. Но невозможно чему-либо стать внутри тела иначе, как вошедши во внутренности ядением и питьем. Поэтому необходимо возможным для естества способом через Тело принять в себя животворящую силу».[185]

Итак, мы приняли в себя яд, который все существо человека испортил и превратил в «свое». Следовательно, нам нужно противоядие, которое есть Тело Христово, оно все претворяет в свое качество, т. е. все делает здравым. В этом отношении замечателен евангельский образ «кваса», который все смешение делает тестом.

Только причастие к бессмертному и нетленному Естеству может даровать нашему телу бессмертие и нетление. Только Тело Христово имеет такую благодать, которую сообщает причастникам его. Далее свт. Григорий Нисский говорит, что человек сам по себе не может существовать, но требует поддержание жизни через пищу, преимущественно через хлеб, а также вода, подслащаемая вином. «Ибо когда бывает это во мне, соответственно своим свойствам делается кровью и телом, по претворении пищи пременяющей силой в вид тела».[186]

Святитель задается вопросом, каким образом это Тело Христово оживотворяет весь человеческий род? Как оно, будучи одно всем разделяется, но само не умаляется? И сам же отвечает, приводя в пример существование всякого тела вообще, которое возможно только через пищу, преимущественно через хлеб. Так и Слово Божие, «вступило в единение с естеством человеческим и, будучи в нашем теле, не иной какой новый состав устроило естеству человеческому, но обыкновенными и приличными средствами продолжало существование Тела Своего, снедью и питьем поддерживая его самостоятельное существование (ипостась)». Пищей для человека бывает хлеб, так и Тело Спасителя поддерживалось хлебом. Отсюда: «кто видит хлеб, тот некоторым образом видит человеческое тело, потому что хлеб, будучи в теле, делается телом, так и там богоприемное Тело Принимавшего в пищу хлеб в некотором отношении было с Ним одно и то же по причине, как сказано, в естество тела преложенной пищи …. Но Телу тому вселением Бога Слова сообщено Божеское достоинство, поэтому не без основания веруем, что хлеб, освящаемый Божиим словом, и ныне претворяется (μ ε τ α π ο ι ο ύ μ ε ν ο ς ) в Тело Бога Слова».[187]

Тело Спасителя, по сути, тоже было хлебом, «освящалось же обитанием Слова». Хлеб в Его Теле, «претворившись», принял Божественную силу, ибо «благодать Слова святым делала Тело, состав которого был из хлеба». А в Евхаристии хлеб, по слову апостола, «освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 5), «не через ядение входя и становясь Телом Слова, но прямо претворяясь в Тело посредством слова[188], как сказано Словом: “Сие есть Тело Мое” (Мф. 26, 26)». Для всякого тела необходима и влага, которая сочетается с пищей и «прелагающей силой обращается в кровь».

Святитель делает из сказанного следующий вывод: «Явившийся Бог для того соединился с бренным естеством, чтобы общением с Божеством обожилось человечество, поэтому по домостроительству благодати посредством плоти, которая состоит из вина и хлеба, сообщает Себя всем уверовавшим, срастворяясь с телами их, чтобы единением с бессмертным и человек соделался причастником нетления. Дает же это, силою благословения естество видимого преобразив (μ ε τ α σ τ ο ι χ ε ι ώ σ α ς ) в Тело и Кровь ».[189]

На протяжении всей цитаты свт. Григория Нисского прослеживается та мысль, что как пища «прелагается в естество тела», так и в Евхаристии происходит чудесное преложение естества хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Естество «видимого», то есть хлеб и вино, преображается в Тело и Кровь. Святитель использует глагол «μ ε τ α σ τ ο ι χ ε ι ώ σ α ς » («преобразив»), по мысли Малахова В. Я., [190] это очень сильное выражение, так как обозначает перемену одной стихии в другую, и, по своей сути этот термин равен термину «μ ε τ ο υ σ ί ω σ ι ς » (пресуществление).

Хорошо о Теле Господнем, как противоядии, говорит свт. Кирилл Александрийский: «Славною и Честною Кровию мы утверждаем земной дом свой, то есть тело, изгоняя из него происшедшую от преступления мертвость чрез причастие жизни. Ибо причастие Христа доставляет нам жизнь и освящение».[191]

 Эта «мертвость», которую мы имеем, изгоняется через «причастие жизни», то есть к Телу Христову. Иначе и быть не может. Как пишет свт. Кирилл: «Невозможно было, чтобы Тот, Кто есть жизнь по природе не победил тление и не преодолел смерти. Посему, хотя явившаяся чрез преступление смерть и вынуждает человеческое тело к тлению, но поелику в нас является Христос посредством Своей Плоти, то без сомнения мы воскреснем. Ведь невероятно, даже более – невозможно, чтобы Жизнь не животворила тех, в ком она будет... Господь наш Иисус Христос чрез Свою Плоть скрывает в нас жизнь и влагает бессмертие как бы некое семя, всецело уничтожающее в нас тление».[192] В приведенной цитате видна удивительная схожесть с мыслями св. Иринея Лионского о воскресении тел, цитированных в предыдущих главах. Через Плоть Христову в нас скрыта жизнь и бессмертие, как некое семя, залог будущего воскресения.

Почему тот, кто вкушает Тело Христово, имеет в себе жизнь? Потому что «Плоть Христова имеет в себе Слово, которое есть жизнь по природе». «Я, говорит, явившийся в нем, очевидно посредством Моей Плоти, воскрешу ядущего в последний день».[193]

Значит, мы вкушаем Того Самого Иисуса, Который – Жизнь по природе, Который есть Богочеловек Христос Господь. Противоядие в том и заключается, что Христос воспринял «наше», в Себе исцелил и обожил и, уже это исцеленное «наше» мы воспринимаем в Таинстве Евхаристии. Свт. Кирилл называет Тело Спасителя не только «собственным» Его, но и «собственным» нашим.[194]

Если истинная пища есть Плоть Его, то истинное питие – Кровь Его. «Истинное подлинно питие есть Честная Кровь Христа, всецело, до основания искореняющая тление и отталкивающая вселившуюся в человеческой плоти смерть, ибо это есть Кровь не просто одного из обыкновенных смертных, но Самой Жизни по природе. Посему мы и телом и членами Христа называемся, как принимающие в себя чрез благословение (Евхаристию) Самого Сына».[195]

Как Плоть Свою Господь всю преобразил в жизнь, «так и принимающий Меня посредством приобщения Моей Плоти, будет сохранять жизнь в себе, всецело преобразуясь в Меня, могущего животворить...».[196]

 «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51). Господь искупил нас в Своей Плоти, дав ее за нас в выкуп. Святитель пишет от лица Христова: «Умираю, говорит, за всех, чтобы всех оживотворить чрез Себя и выкупом за плоть всех сделал Я свою (плоть), ибо смерть должна умереть в смерти Моей, и совосстанет, говорит, со Мною падшая природа человека. Для сего-то Я и стал подобным вам человеком».[197]

 Далее свт. Кирилл поясняет, каким образом Спаситель мог искупить всех посредством Своей Плоти. Ибо Плоть Богочеловека тем и отличается от нашей, что не имеет в себе тления, греховной порчи, будучи ипостасно соединена с Богом Словом. «Христос, - пишет свт. Кирилл, - дает за жизнь всех Свое Тело и опять вселяет нам чрез него жизнь, а как совершается это, скажу по мере сил. Поелику Животворное Слово Божие вселилось в плоти, Оно преобразовало его в собственное качество, то есть жизнь, и, все всецело соединившись с ним неизреченным образом единения, явило его животворным, каково и Само Оно есть по природе. Посему Тело Христово животворит тех, кои становятся причастниками его, ибо изгоняет смерть, когда является между умирающими, и удаляет тление, нося в себе Слово, совершенно уничтожающее тление».[198]

Противоядие заключается в том, чтобы причаститься Тела и Крови Господа и, таким образом, усвоить себе Христа Спасителя. В этом исцеление нашей природы, наше обновление. Через грех мы лишились жизни, которая от Бога, мы потеряли способность к вечной жизни. Свт. Гурий (Карпов), хотя наш современник, но он также выражает эту мысль: «Чтоб оживить в нас убитое грехом духовное чувство и снова ввести в общение с Собою, Господь вводит в нас Тело Свое и Кровь, а с ними и Свой Дух и Божественную силу. Ими врачует наши духовные немощи; оживляет, развивает, укрепляет способность к жизни в общении с Богом».[199]

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «... Он привнес Свою Плоть, которая хотя по естеству такая же (как прежняя), но чужда греха и исполнена жизни, и всем преподал ее, дабы питаясь ею и отложив прежнюю мертвенную плоть, мы уготовились посредством этой трапезы в жизнь бессмертную».[200]

 И в другом месте говорит: «Он не просто дал Свое Тело, но вместо прежней плоти, которая по естеству своему происходила из земли, была умерщвлена грехом и лишена жизни, Он привнес, так сказать, другой состав и другую закваску – Свою Плоть, которая хотя по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни, и всем преподал ее, дабы, питаясь ею, и отложив прежнюю мертвенную плоть, мы уготовились посредством этой трапезы в жизнь бессмертную..., ибо мы делаемся причастниками Самого Христа».[201]

Все дети ветхого Адама неизбежно рождаются в смерть. Но Христос, новый Адам, является нашим родоначальником, Он заменил нашу плоть и кровь, которые мы переняли от ветхого Адама. Следовательно, чтобы наследовать плоды искупления, мы должны «заменить» наши плоть и кровь на Плоть и Кровь Богочеловека.

Родившись духовно во Христе в крещении, мы стали иметь естественную потребность и в духовной пище, чтобы жить. Эту пищу нам и даровал Христос в Таинстве Своего Тела и Крови. В одном из писем свт. Василий одобряет ежедневное приобщение верующих: «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову»[202], чтобы иметь в себе постоянный источник жизни и освящения. Ибо «для самой вечной жизни необходимо причащение Тела и Крови Христовых».[203] Это было настолько очевидно и настолько важно для христиан первых веков, что Тело Христово хранилось в домах верующих, чтобы не лишаться общения со Христом. Если бы это были только символы, то зачем все это? Приобщились бы один раз и тем засвидетельствовали свое единение со Христом. А здесь – готовность и желание ежедневного причащения.

Итак, противоядие заключается в том, что мы усваиваем Тело Христово своему естеству, обновляемся в нем. Оно – источник бессмертия и нетления, входя в наше тело, «изменяет» и «превращает» его «в Себя», в «Свое качество».

Наследовать бессмертие и нетление возможно только через причастие к Бессмертному и Нетленному Естеству.

Христос – Жизнь по природе. Он воспринял «наше», поэтому Тело Его не только Его «Собственное», но и «собственное» наше. В Нем мы имеем «новую закваску» - Плоть Христову, в Нем мы имеем «другой состав», который Он сообщает нам.

Возродившись духовно в Крещении, мы необходимо стали иметь потребность и в новой, духовной Пище.

Евхаристия и Искупление

 

Реальное усвоение Христа Спасителя через приобщение Его Плоти и Крови есть единственный способ вступления человека в непосредственное общение с Богом. Ибо «естество человеческое не может вступить в непосредственное общение с Богом и потому имеет нужду в сродном с Ним по природе голосе, чрез который могло бы усвоить себе горнюю силу».[204] Мы имеем только одного Посредника между нами и Богом, это есть «Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2, 5).

Усвоение Христа есть единственный способ причастия плодам искупления. Прилепляясь ко Христу, усвояясь Ему, мы имеем тем самым искупление от греха, истребление порочности в своей душе, ведь Христос тем и отличен от нас, что не имеет в Себе порочности, не имеет никакой тленности и это освящение Он сообщает нам в принятии Его Плоти и Крови. «Христос тесно сроднился с нами, - пишет архиеп. Андроник, - и «истребил» в нашем существе всякую смерть духовную, почему «люди не остаются уже грешными и мертвыми по своим страстям, но, восстав силою Слова, навсегда пребывают бессмертными и нетленными». Так, сочетаваясь Христу, мы искуплены, исполненные Его силою на духовную жизнь».[205] Он же дает следующее определение искупления: «Искупление есть усвоение Христом Себе нас, а наше в Нем спасение – усвоение нам себе Христа».[206]

Свт Григорий Нисский говорит: «Мы от таинства научились и веруем, что естество человеческое спасено чрез единение с Словом»[207] Тот, Кто стал за нас «клятвою», Кто понес на себе наши «немощи и болезни», Тот «не оставил при Себе без исцеления греха, и клятву, и немощь». Напротив того, «клятва изменилась в благословение и все вообще, что ни есть в естестве нашем немощного и тленного, срастворившись с Божеством, соделалось тем, чем есть Божество».[208]

Св. Ириней Лионский пишет: «Когда Господь искупил нас Своей Кровью и дал Свою душу за души наши и Свою плоть за плоти наши, и излил Духа Отца для воссоединения и общения Бога с человеком, Бога полагая к человекам через Дух, а человека, с другой стороны, привлекая к Богу через Свое воплощение и несомненно и истинно Своим пришествием даруя нам нетление через общение с Богом, - то разрушаются все учения еретиков».[209]

В Плоти Христовой мы имеем примирение с Богом и прощение грехов. Только во Христе наше спасение, как и говорит св. Ириней: «мы спасены Плотью Господа нашего и Его Кровью».[210]

Св. Ириней Лионский таинство искупления человечества Спасителем ставит в прямую зависимость с Таинством Евхаристии. Приобщиться спасительным плодам искупления рода человеческого возможно лишь через Христа и только во Христе, а именно – через «Тело Плоти Его». Ибо Господь в Самом Себе обновил и исцелил человеческую природу. Он один обладал совершенной природой человека, которая не имела в себе скверны или порока, или «нечто от таковых». Эту то обновленную природу мы и усваиваем себе, становимся едиными с Ним, вечно Бессмертным, вечно Животворящим, по мысли многих святых Отцов, «становимся и сами Телом Христовым».

По мысли свт. Григория Нисского, неведавший греха Господь, чтобы уничтожить грех мира, Сам «соделывается грехом». Также и плоть, принявшая Господа, соделывается Господом, « претворяясь чрез срастворение (выделено нами – П. Х.) в то, чем она не была по естеству». То есть, как Господь взял на Себя грехи всего мира, взял все «наше», чтобы дать нам «Свое». Из сего научаемся, - продолжает далее свт. Григорий, - что и Бог не явился бы во плоти, если бы Слово не стало плотию, и облекавшая Его человеческая плоть не претворилась бы к Божественному, если бы видимое не соделалось Христом и Господом».[211]

Наше искупление и исцеление состоит в том, что Спаситель исцелил нашу природу в Себе Самом, ибо Плоть Его «исполнена жизни» и потому чужда всякого порока и тления. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Он не просто дал Свое Тело, но вместо прежней плоти, которая, по естеству своему происходила из земли, была умерщвлена грехом и лишена жизни, Он привнес, так сказать, другой состав и другую закваску – Свою Плоть, которая хотя по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни, и всем преподал ее, чтобы, питаясь ею и отложив прежнюю мертвенную плоть, мы уготовились посредством этой Трапезы в жизнь бессмертную».[212]

Понятно, что для усвоения себе этой исцеленной природы и обновления необходимо причаститься этой природы во Христе. А это никаким другим способом не может произойти, как только непосредственным приобщением к Евхаристии. Без Евхаристии искупление остается нереализованным, мы не участвуем в искуплении. Без этого не исцеляется наша природа, мы так и остаемся подверженными тлению, не имеющими в себе жизни.

Таким образом, усвоение Христа есть единственный способ усвоить плоды искупления. Прилепляясь ко Христу, усвояясь Ему, мы имеем тем самым искупление от греха, истребление порочности в своей душе, ведь Христос тем и отличен от нас, что не имеет в Себе порочности, не имеет никакой тленности и это освящение Он сообщает нам в принятии Его Плоти и Крови.

 

Евхаристия и Воскресение

      

Евхаристия как залог нашего воскресения;

Святой Ириней Лионский говорит, что залогом нашего воскресения служит святая Евхаристия, ибо принимая Животворящие Тайны Христовы, мы усваиваем себе Тело Господа, усваиваем Самого Живого Христа, Который есть «Воскресение и жизнь» (Ин. 11, 25). «Каким образом они говорят, - удивляется св. Ириней, - что плоть подвергается истлению и не участвует в жизни, - плоть, которая питается от Тела и Крови Господа? Пусть они или переменят мнение свое или перестанут приносить названные вещи. Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обычный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей: из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения».[213]

Относительно Евхаристии и нашего воскресения хорошо говорит свт. Кирилл Александрийский: «при воскресении мертвых Спаситель оказывается действующим не словом только и не одними божественными велениями, но присоединял к этому как сотрудника некоего и Свою святую Плоть, дабы показать ее способною животворить и как уже бывшую едино с Ним, ибо это было действительно Его собственное, а не другого кого, Тело».[214]

Приводя в пример воскрешение дочери Иаира, свт. Кирилл Александрийский говорит, что это произошло вследствие прикосновения к ней Плоти Христовой, когда Он взял ее за руку. А поэтому «если чрез одно только прикосновение Святой Плоти оживотворяется подвергшееся тлению, то не в тем ли большем изобилии приобретем мы животворное благословение, когда станем и вкушать ее? Ведь она преобразит, без сомнения в свое качество, то есть в бессмертие, тех, которые делаются причастниками ее».[215]

Тело наше освящается Телом Христовым, соединяясь с ним, а ни как-нибудь иначе. Как говорит тот же святой отец: «надлежало не только душе воссозидаться чрез Святаго Духа в обновление жизни, но и грубому сему и земному телу посредством такого же, сродственного ему, приобщения (к Телу Христову) освящаться и призываться к бессмертию».[216]

Понятно, что как душа «воссозидается» через Святого Духа, так и тело должно освятиться и обновиться через «сродственное» ему, то есть, через Тело Христово.

Итак, Плоть Христова есть залог нашей жизни и будущего воскресения. Не приобщающийся этой Плоти, не имеет в себе источника жизни и нетления, но предоставлен полностью своему падшему естеству.

Плоть не просто человека

 

Необходимость принятия Христа обусловлена тем, что мы принимаем Плоть не простого человека, но Богочеловека. Его Плоть нераздельно соединена с Божеством. Только Им мы спасаемся, только во Христе удостаиваемся называться, в подлинном смысле, «богами по благодати». Конечно, плоть сама по себе не может животворить, не может доставить нам что-либо, будучи ничем, от нас не отличной, но в том-то и дело, что Плоть Сына Божия отличается от нашей плоти своим соединением с Божеством, своим нетлением, своим непричастием тлению и пороку. Замечательно по этому поводу мыслит свт. Кирилл Александрийский: «Природа плоти сама по себе была бы не в состоянии животворить, так как в таком случае, что же большего будет иметься в Том, Кто есть Бог по природе? Но и во Христе она мыслится не отдельно и сама по себе, ибо имеет соединенным с собою Слово, Которое есть Жизнь по природе. Когда же Христос называет ее животворною, то свидетельствует о животворной силе не столько ее, сколько Себя Самого или Своего Духа; ибо чрез Него и Тело Его животворно, поскольку Он преобразовал его в Свою силу. Как это совершилось, это ни уму не понятно, ни для языка неизреченно, но должно быть почтено молчанием и верою, превышающею ум».[217]

В своем послании к Несторию свт. Кирилл пишет, что, совершая Бескровную Жертву, мы вспоминаем смерть Христову, Его воскресение и вознесение. «Мы, - говорит он, - приступаем, таким образом, к таинственным благословениям и освящаемся, причащаясь Святой Плоти и Честной Крови Христа, Спасителя всех нас; принимаем не как обыкновенную плоть (да не будет! ), не как плоть человека освященного, и сопряженного с Словом единением достоинства, или сделавшегося обиталищем Божества, но как Кровь поистине животворящую и собственную для Самого Слова. Ибо Оно, как Бог и Жизнь по естеству, и став едино с Своею Плотию, явно сделало ее животворящею».[218]

В этих словах св. Кирилл показывает, что мы причащаемся действительно животворящей Крови Христовой, той самой, которая «собственна для Самого Слова». Потому она и животворна, что не простому человеку принадлежит, а Самому Слову. Поэтому, кто не исповедует Плоть Господа животворной, тот подпадает под «одиннадцатый анафематизм» свт. Кирилла.[219]

То же говорится и о Теле Спасителя: «Ибо хотя Его Тело сродно нашим телам, то есть одинакового существа, потому что родилось от Девы, но разумеется и называется, как я сказал, собственным Его. А как Слово Бога Отца есть жизнь по природе, то и Тело Свое соделало животворным; поэтому оно сделалось для нас животворящим благословением».[220]

Примечательно, что в полемике со св. Кириллом Несторий не отвергает буквальное понимание слов Господа о Своей Плоти (Ин. 6, 47 – 53), напротив, ссылается на них в подтверждение своего учения, будто Христос – человек, но никак не Бог. Он говорит: «Ведь не сказал: " ядый Мое Божество и пияй Мое Божество"? " Ядый Мою Плоть, - говорит, - и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем". Помните, что это сказано о Плоти. Но я никогда не толкую превратно».[221] Итак, мы видим, что Несторий, который «никогда не толкует превратно», спрашивает: «Что ядим, - Божество или человечество? », подразумевая «человечество». Свт. Кирилл говорит об этом: «Ибо он разрушает образ соединения для того, чтобы Тело Христово оказалось обыкновенным, а не принадлежащим Тому, Кто может все животворить».[222] Святой отец, в подтверждение мысли о Плоти Христовой, называет это Таинством Тела и Крови (ἀ ν θ ρ ω π ο φ α γ ί α ) и говорит, что его невозможно понять человеческим рассуждением, а только «неиспытующей верой».[223]

Приведем свидетельство свт. Амвросия Медиоланского: «Я есмь, сказал Он, Хлеб живой, сшедший с небес» (Ин. 6, 41). Однако же плоть не сошла с небес, иначе говоря, Он принял плоть от Девы здесь, на земле. Как же Хлеб сошел с небес, и Хлеб живой? Ибо Господь наш Иисус Христос имеет часть и в Божестве и в теле, и ты, принимающий Его Тело, посредством сей пищи, причащаешься Его Божественной природе».[224] Божественной природе никак нельзя быть причастным, как только посредством Христа, только через Него мы соединяемся с Богом.

Свт. Афанасий Великий говорит: «И мы обожаемся, причащаясь не тела какого-либо человека, но приемля Тело Самого Слова».[225]

Кровь Богочеловека нетленна, потому что это Кровь не просто человека. Вот что говорит св. Дионисий Великий: «Итак, во всем показали мы потоку беззакония, что святая Кровь Бога нашего Иисуса Христа нетленна и не есть кровь подобного нам смертного человека, но Кровь Бога истинного, Который есть поток сладости для всех, почерпающих из него».[226]

Мы увидели, как святые отцы единогласно заявляют: мы причащаемся Плоти и Крови Сына Божия, но Плоти не одного из человек, а Плоти, соединенной с Богом Словом. По этой причине Плоть Его животворна, так как чужда всякой скверны и порока, всякого тления и порчи. Наше же естество само по себе имеет в себе «семя тления», подвержено порче и всякого рода пороку. Мы утверждаем, что учение святых отцов таково: мы существенно причащаемся истинного Тела и Крови Христовых. В этом наше спасение и искупление, в этом наше обновление и исцеление. Если бы не было природного соединения со Христом в Таинстве Евхаристии, то мы не спасены, но находимся все еще в своем падшем состоянии, не могущем доставить нам никакой жизни.

Поэтому те, кто утверждает, будто нет нам никакой пользы от действительного причащения реальной Плоти Христовой, так как она ничем не отличается от нашей природы, весьма заблуждаются. Его природа отлична от нашей именно своей непричастностью тлению, порче и пороку, как и Сам Спаситель засвидетельствовал: «Ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14, 30).

      


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.134 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь