Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Литургические свидетельства о преложении Святых Даров в Таинстве Евхаристии



 

Начиная с проскомидии, все чинопоследование Божественной Литургии носит жертвенный характер.

Берется просфора, в образ Агнца, и начинается проскомидия: «Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию: на кресте пригвоздився и копием прободься…».[227] Совершается это «в воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса». Все собой символизирует жертвенное служение Христа, Его вольное страдание и смерть: «Яко овча на заколение ведеся. И яко агнец непорочен, прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Яко вземлется от земли живот Его. Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение. Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода…».[228] Священник молится, чтоб по молитвам Богородицы Господь принял эту жертву в пренебесный Свой жертвенник.[229] Эти слова указывают на имеющее совершиться преложение.

Молитва предложения: «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа, пославый Спаса и Избавителя и Благодетеля, благословляюща и освящающа нас, Сам благослови предложение сие и прими е в пренебесный Твой жертвенник».[230]

Богослужение Литургии свидетельствует о тождестве «исторического» и евхаристического Тела Христова. Во всех древних Литургиях, начиная с Литургии апостола Иакова находится молитва, обращенная к Богу Отцу, чтобы Он ниспослал Пресвятого Своего Духа на Святые Дары и Его нашествием освятил их, преложил в Тело и Кровь Христовы.

Священство молится во время Литургии, «чтобы снисшел Дух Утешитель, - пишет преп. Ефрем Сирин, - и освятил Дары, предлагаемые на земле, а как скоро принесены, соделавшиеся страшными Тайнами, исполненными бессмертия, потому что предстоящий иерей совершает молитву о всех, тогда души приступают и в страшных Тайнах приемлют очищение от скверн».[231]

 

Литургия св. ап. Иакова;

 

Представляет особый интерес обратиться непосредственно к чину самой Литургии. Так, например, в Литургии Апостола Иакова мы видим как архиерей молитвенно призывает Святаго Духа на предлежащие Святые Дары: «… сего Духа Твоего Пресвятаго ниспосли, Владыко, на нас и на предлежащие дары сия, яко да посетив святым и благим и славным Своим пришествием освятит и сотворит хлеб убо сей Тело Святое Христа… и чашу сию Кровь Честную Христа».[232]

В этот момент «предстоит священник, - пишет свт. Иоанн Златоуст, - низводя не огонь (подобно пророку Илие), но Святаго Духа».[233] Итак, снисходит Святой Дух и Его действием хлеб становится Святым Телом Христовым, а вино самой Честною Кровью Его.

 

Литургия свт. Василия Великого;

 

Во время «Херувимской песни» священник тайно читает молитву «Никто же достоин». В ней говорится о Христе, как Архиерее, предавшем нам Таинство Святой Евхаристии: «… непреложно и неизменно был еси Человек, и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и бескровныя жертвы священнодействие предал еси нам…». Далее он молится: «… удовли мя силою Святаго Твоего Духа, облеченна благодатию священства, предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело и Честную Кровь…, но сподоби принесеным Тебе быти, мною грешным и недостойным рабом Твоим, Даром сим: Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш…».[234]

В Великий Четверг на литургии вместо «Херувимской» поется: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими. Не бо врагом Твоим тайну повем…».[235] «Днесь», то есть «сейчас», совершается Твоя Тайная Вечеря, на которой и я присутствую. Это – тайна, о которую нельзя «поведать» перед неверующими и врагами Божиими.

В Великую Субботу вместо «Херувимской» поется песнь Великой Субботы: «… Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…».[236] Эта песнь имеет жертвенный характер, отождествляется Голгофская Жертва и Евхаристия. Вспоминаются слова Спасителя: «И, взяв хлеб и, благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 19 – 20). Итак, Тот, Кто идет на вольное заклание ради нас, Тот нам дает вкушать это Тело и эту Кровь.

В молитве свт. Василия Великого во время евхаристического канона мы также находим указание на единство Жертвы Спасителя со Святыми Дарами.[237] В ту ночь, в которую Господь был предан, Он взял хлеб в Свои руки и, указывая на него, молился Богу Отцу: «благодарив, благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом рек: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Аминь. Подобнее и чашу от плода лознаго приемь, растворив, благодарив, освятив, даде святым Своим учеником и апостолом рек: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Аминь».[238]

Непосредственно перед эпиклезой священник читает молитву: «Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы грешнии… дерзающее приближаемся святому Твоему жертвеннику: и предложше вместообразная Святаго Тела и Крове Христа Твоего, Тебе молимся, и Тебе призываем, Святе святых, благоволением Твоея благости приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащие Дары сия, и благословити я, и освятити, и показати».[239]

Привлекает внимание то, что до освящения Святых Даров они именуются «вместообразными» Тела и Крови Христовых. То есть до освящения это только образы Тела и Крови, но после это - самое Тело и самая Кровь Христа. Как и говорит священник, знаменуя святой хлеб: «Хлеб убо сей, самое Честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», а благословляя чашу: «Чашу же сию, самую Честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Излиянную за живот мира». Благословляя все вместе, говорит: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь».

Св. Николай Кавасила делает следующее изъяснение: «После этих слов все священнодействие окончено и совершено: дары освящены, жертва уготована, великого и священного Агнца, закланного за грехи мира, мы видим лежащим на священном престоле. Ибо хлеб Тела Господня уже не образ, не дар, представляющий только вид истинного дара, уже носит в себе не изображение некое спасительных страданий, как бы на картине, но есть сам истинный дар, само Всесвятое Владычнее Тело, истинно принявшее все оскорбления, поношения, раны, распятое…. Подобным образом и вино есть сама Кровь, истекшая из прободенного тела. Это та Плоть и Кровь, которые соединены Духом Святым в одно Тело, рожденное от Святой Девы, погребенное, воскресшее в третий день, восшедшее на небеса и сидящее одесную Отца».[240]

Совершилось преложение Святых Даров. Далее священник молится, чтобы мы, причащающиеся от единого Хлеба и Чаши, были соединены и друг с другом в общении Святого Духа, и чтобы не в осуждение причастились Тела и Крови Христа.[241]

Памятник I-го века «Дидахэ» мало сообщает об образе благодарения: «Что же (касается) благодарения, благодарите так. Прежде о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, о святой лозе виноградной Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего; Тебе слава во веки. О преломленном же (Хлебе): Благодарим Тебя, Отче наш, о жизни и знании, которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего; Тебе слава во веки. Как был этот (Хлеб) преломленный рассеян по горам и, собранный стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. Пусть же никто не ест и не пьет от Благодарения вашего, кроме как крещеные во Имя Господне. Ибо об этом сказал Господь: Не давайте святыни псам».[242]

Здесь заставляет обратить на себя внимание образ хлеба, который был собран из многих зерен и стал единым хлебом. Проводится параллель между единым хлебом и единством Церкви, которая тоже состоит из многих членов, но суть одно Тело, Тело Христово. Вспоминаются слова ап. Павла: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 16 - 17).

Перед причащением священник читает тайную молитву «Боже наш…  научи совершати Святыню во страсе Твоем, яко да чистым свидетельством совести нашея приемлющее часть Святынь Твоих, соединимся Святому Телу и Крови Христа Твоего: и приемше их достойне, имамы Христа живуща в сердцах наших, и будем храм Святаго Твоего Духа…».[243]

В этих словах, обращенных к Богу Отцу мы видим, что посредством причастия к Евхаристии мы соединяемся со Христом, имеем Его «живуща» в себе, то есть Он пребывает в нас Своими Телом и Кровью.

Литургия свт. Иоанна Златоуста;

 

В первой и второй молитве перед «Херувимской» песнью священник молится, чтобы достойно принести бескровную Жертву за всех людей и неосужденно приступить и причаститься Святых Таин Христовых. В молитве приношения, по поставлении Святых Даров на престоле, иерей молит Бога принять наши духовные жертвы и чтобы Святой Дух вселился в нас и на предлежащие Дары.

Во время евхаристического канона Священник молится: «С сими и мы блаженными силами… Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом рек: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Аминь. Подобнее и чашу по вечери, глаголя: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Аминь».[244]

Далее вспоминаются страдания, смерть и воскресение, восшествие на небо и второе пришествие Христа Спасителя, Того Самого, Который все это должен был испытать на Себе и Который теперь будет предлежать на престоле для вкушения верными.

Начинается эпиклеза: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, ниспосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащия Дары сия».[245] После призывания Святаго Духа произносятся слова, после которых хлеб бывает Телом, а вино Кровью Христовыми: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив (μ ε τ α β α λ ώ ν ) Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь».[246]

Св. Ириней Лионский говорит: «… приношение Евхаристии не плотское, а духовное и посему чистое. Ибо мы приносим Богу хлеб и чашу благословения, благодаря Его за то, что Он повелел земле произрастить эти плоды в пищу нам и затем, совершив приношение, призываем Святого Духа, дабы Он явил (по-гречески: α π ο φ ή ν η ) эту жертву – и хлеб Телом Христовым, и чашу Кровию Христовою, дабы принявшие сии вместообразы получили оставление грехов и жизнь вечную».[247]

Глагол «α π ο φ α ί ν ω » имеет значение: являть, обнаруживать, показывать. То есть, мы призываем Святаго Духа, чтобы Он явил эту жертву Телом Христовым, а чашу Кровью Христовой. Он, как бы, обнаруживает в хлебе и вине, в этих образах Тело и Кровь Христовы, они действительно в них сокрыты.

В молитве, которая читается перед возгласом «Святая Святым» говорится: «…Иже горе со Отцем Седяй, и зде нам невидимо спребываяй: и сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людем».[248] Из этих слов видно, что свт. Иоанн Златоуст обращается в молитве к Тому Самому Иисусу Христу, Который одновременно седит одесную Отца и, в то же время, здесь нам невидимо соприсутствует. Как это может быть, если не признавать того факта, что «историческое» Тело тождественно евхаристическому?

Когда диакон приступает к Святым Тайнам, он просит преподать ему не хлеб, но «Честное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», также и священнику. Подобным образом говорится и о принятии Крови Христовой. Здесь он даже исповедует, что приступает к Бессмертному Царю и Богу, принимая Его Тело и Кровь. Также читается молитва свт. Иоанна Златоуста: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго.… Еще верую, яко сие самое есть Пречистое Тело Твое, и сия самая есть Честная Кровь Твоя…».[249] Из этой молитвы видно, как понимал Евхаристию сам святитель: в Святых Тайнах он видел действительно Христа, Сына Бога Живаго, Который под видом хлеба преподает нам самое Пречистое Тело Свое, а под видом вина самую Честную Кровь Свою.

После причащения в Чашу опускаются все частицы, которые были вынуты за людей со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».[250] То есть грехи наши очищаются Кровью Христовой, той самой, которая была пролита за нас, и которая теперь на престоле.

 

Литургия Преждеосвященных Даров;

 

Перед выносом Святых Даров читается тайная молитва: «Владыко Святый, Преблагий, молим Тя… достойны нас сотворити подъятия Единородного Твоего Сына и Бога нашего, Царя славы: се бо Пречистое Его Тело и животворящая Кровь в настоящий час входящия, на тайней сей предложитися имут трапезе, от множества воинства небесного дориносимыя: их же причастие неосужденно нам даруй…».[251] Подымаются Преждеосвященные Святые Дары, но молим о достойном поднятии Сына Божия, Царя славы, Которого дориносят воинства небесные. Опять же видим отождествление Святых Даров с Телом и Кровью Господа.

Вместо «Херувимской» поется песнь «Ныне силы небесныя», где говорится: «… се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится…».[252] Как во время земной жизни Спасителя ангелы всегда соприсутствовали и служили Господу, так и теперь служат Ему, потому что «входит Царь славы», и Жертва, уже совершенная, износится.

Об этом чудесном Таинстве говорится и в следующей молитве: «...призри на ны недостойныя рабы Твоя, иже святому сему жертвеннику, аки херувимскому Твоему предстоящия престолу, на нем же Единородный Твой Сын и Бог наш предлежащими страшными почивает Таинствы...» Иерей молится, чтобы чистой совестью и сердцем «Божественных сих причащающееся Святынь, и от них оживотворяеми, соединимся Самому Христу Твоему, истинному Богу нашему…».[253] Как херувимы предстоят пред престолом Божиим на небе, так и мы перед святым жертвенником, на котором в Святых Тайнах Сам Христос пребывает.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь