Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ПРЕЛОЖЕНИИ СВЯТЫХ ДАРОВ В ТАИНСТВЕ ЕВХАРИСТИИ



 

Чтобы говорить о преложении Святых Даров, необходимо сначала дать точные определения что такое «Святые Дары» и что такое их «преложение». Святые Дары – хлеб и вино, принесенные верующими для совершения Таинства Евхаристии. Всякое произрастание земли есть дар Божий, и, хотя мы и приносим все в дар Богу, но это и есть уже Божие. Они называются «Святыми», потому что приносятся в воспоминание Господне и будут претворены в Святое Тело и Кровь Спасителя.

«Преложение» есть изменение, пресуществление Святых Даров в истинное Тело и Кровь Господа. В дальнейшем это и будет показано в творениях святых отцов, начиная с I-го по V век.

Святая Церковь всегда обладала и обладает неизменной истиной, которую она имеет непосредственно от ее Главы и Основателя, Господа Иисуса Христа. Отцы Церкви во все времена призывали христиан соблюдать во всей чистоте слова Господа, Его Откровение, ничего не изменяя и не вводя нового, но соблюдать так, как передал Сам Господь. Ап. Павел пишет к Коринфянам: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите, когда только будете пить в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».» (1 Кор. 11, 23 — 25).

Спаситель открыл о Таинстве Святой Евхаристии Своим ученикам. Он Сам установил это Таинство, а апостолы были свидетелями и непосредственными участниками этого Таинства. Господь заповедал хранить это Таинство и совершать его в воспоминание о Господе.

То, что Господь открыл Своим апостолам, впоследствии было объяснено в Церкви Духом Святым через святых отцов, как и обещал Спаситель: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во Имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26).

Действительность присутствия Тела и Крови Христовых в Евхаристии

Самый занимательный нас вопрос заключается сейчас в следующем: присутствует ли действительно Христос в Евхаристии? То, чего мы причащаемся, является ли реальным Телом и Кровью Христа Спасителя? Или все это только метафора, аллегория и Тело Христово вовсе не Тело, в собственном смысле этого слова, и Кровь Его вовсе не Кровь? Итак, хлеб или Тело? На эти вопросы человека мы и попытаемся изложить с предельной точностью учение Церкви Христовой по творениям святых отцов.

                                

Хлеб или Тело?

      

Церковь всегда исповедовала, что после освящения Святых Даров хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа. Во второй половине XVII века было осуждено как ересь учение о том, что освящение происходит в момент произнесения слов Христовых («Сие есть Тело Мое..., Сия есть Кровь Моя...»). Церковь назвала это «хлебопоклоннической» ересью, когда хлеб пребывает хлебом, а не Телом Господа. Поэтому всех поклоняющихся хлебу до его освящения, а именно – до призывания Святого Духа, называли хлебопоклонниками. Ссылаясь на это, можно сказать, что Церковь никогда не считала евхаристический хлеб обыкновенным хлебом, но Телом Христовым. Приведем по этому вопросу отдельные цитаты святых отцов:

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Не утверждай, что это простой хлеб и вино; это – Тело и Кровь, согласно Владычнему изречению; не суди о деле по вкусу…, принимай Тело Христово с великим страхом, чтобы какой-нибудь маргарит не выпал из твоей руки…. Подобным образом приступай и к Святой Крови».[64]

 Свт. Иоанна Златоуста не случайно называли «доктором Евхаристии», потому что он как никто другой особо ярко представил в своих творениях учение о Таинстве Евхаристии, учение о действительном преложении Святых Даров в Тело и Кровь Господа. Его буквальное понимание слов Господа о том, что «сие есть Тело и Кровь Христовы», порой доходит до такой конкретизации, что уже не остается никакого сомнения в его вере. Он прямо говорит: «Хлеб был преломлен Им (на Тайной Вечери) равно за всех и соделался Телом равно за всех».[65]

Евхаристический хлеб нельзя уподобить хлебу обыкновенному, это совершенно два разных рода пищи, они даже усваиваются совершенно по-разному. «Не полагай, что это хлеб, - говорит Златоуст, - и не думай, что вино, потому что они не выходят из человека, как прочие роды пищи. Нет, не рассуждай так! Но подобно тому, как воск, соприкасаясь с огнем, ничего из себя не теряет, и ничего не получает, так точно думай и здесь, что Тайны срастворяются с сущностью тела (выделено нами). Поэтому и, приступая, не думайте, будто вы принимаете Божественное Тело от человека, а представляйте, что вы принимаете Божественное Тело как бы огонь из клещей самих серафимов, которых видел Исайя, спасительную же Кровь станем принимать как бы касаясь устами Божественного и Пречистого ребра (выделено нами)».[66]

Св. Иустин Мученик говорит: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение чрез молитву слова Его, и от которой чрез уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть – как мы научены – Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб и благодарил и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть Тело Мое; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: это есть Кровь Моя, и подал им одним».[67]

Св. Ириней Лионский говорит, как бы, в обратном порядке: «чашу от сотворенного Он назвал (ο μ ο λ ό γ η σ ε ) Своею Кровию, от которой он орошает нашу кровь. И хлеб от творения исповедал (δ ι ε β ε β α ι ώ σ α τ ο ) Своим Телом, которым укрепляет наши тела».[68] То есть само вещество Господь благоволил наименовать Телом и Кровью Своими.

Свт. Амвросий Медиоланский пишет: «Ты, быть может, скажешь: это мой обычный хлеб. Но этот хлеб есть хлеб до священных слов; как только произойдет освящение, хлеб становится Телом Христовым (здесь, и далее в цитате выделено нами – П. Х.).… Прежде освящения это не было Телом Христовым; но после освящения это уже Тело Христово…. Итак, ты узнал, что из хлеба бывает Тело Христово, и что вино с водой, в чашу влитое, небесным освящением становится Кровью.… Накануне, сказано, Своих страданий Он взял хлеб в Свои святые руки. Прежде освящения это хлеб; но как только произнесены слова Христа, это уже Тело Христово. Послушай, как Он говорит: «Примите, и ешьте все от него, ибо сие есть Мое Тело». И прежде слов Христа чаша наполнена вином и водой; но как только начали действовать слова Христа, оно становится Кровью, искупившей людей. Смотри же каким образом слово Христово способно изменять все. Затем сам Господь сказал нам, что мы принимаем Его Тело и Его Кровь. Разве нам следует сомневаться в истинности Его свидетельства? … Итак, не напрасно ты говоришь «аминь», но исповедуешь, что принимаешь Тело Христово. Когда ты приходишь, священник говорит тебе: «Тело Христово». И ты отвечаешь: «аминь», то есть «истинно». Уста исповедуют то, что хранит сердце…».[69]

Св. Лев Великий пишет: «Сказав: сие есть Тело Мое, показывает, что освящаемый в таинстве хлеб есть самое Тело Господа, а не образ. Ибо не сказал: сие есть образ, но – сие есть Тело Мое; таинственным действием претворяется, хотя нам и кажется хлебом».[70]

Приведем несколько цитат св. Кирилла Иерусалимского, в которых он с особой ясностью хлеб и вино Евхаристии именует Телом и Кровью Христовыми. Свт. Кирилл говорит: «Хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оныя Тело суть и Кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился Тела и Крови Христовы».[71]

«Видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но Тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но Кровь Христова».[72]

«Не телесному вкусу давайте судить о сем, никак, но вере несумненной. Ибо вкушающим, не хлеб и вино вкушать повелевается, но противуобразное, Тело и Кровь Христову».[73]

«Когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: «сие есть Тело Мое»; после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: «сия есть Кровь Моя»; кто когда усомнится и скажет, что сие не Кровь Его? Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (выделено нами – П. Х.) (в греческом оригинале это звучит так: «Τ ο υ δ ω ρ π ο τ ε ε ι ς ο ι ν ο ν μ ε τ α β έ β λ η κ ε ν »), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в Кровь претворяет («ο ι ν ο ν μ ε τ α β α λ ώ ν ε ι ς α ί μ α »)»? [74]

Образ совершения этого таинства непостижим, мы знаем только, что это происходит при наитии Святаго Духа. Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «…молим Человеколюбца Бога, да ниспослет Святаго Духа на предлежащие дары: да сотворит хлеб убо Тело Христово, а вино Кровь Христову. Ибо всеконечно то, чего коснется Дух Святый, освящается и прелагается (μ ε τ α β ά λ λ ε σ θ α ι ) (выделено нами – П. Х.)».[75]

И в другом месте он пишет: «Ибо как хлеб и вино Евхаристии, прежде святаго призывания поклоняемыя Троицы, были простым хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается Телом Христовым, а вино бывает Кровию Христовою».[76]

Св. Григорий Нисский говорит: «Поистине думаю и верую, что и ныне хлеб, освящаемый словом Божиим, претворяется (μ ε τ α π ο ι ε ι σ θ α ι ) в Тело Бога Слова (выделено нами – П. Х.)».[77]

В приведенных цитатах мы видим удивительное согласие святых отцов в понимании Таинства Евхаристии. Все они говорят, что хлеб и вино являются таковыми только до их освящения, как только происходит освящение, это уже Тело и Кровь Христовы. Здесь – область сокровенного, где мы не должны доверять своим чувствам, «не судить о деле по вкусу», «вера должна побеждать чувства». Таинство совершается Духом Святым, «все, чего Он коснется, освящается и прелагается».

Тело Христово есть Хлеб

 

В предыдущей главе мы рассмотрели, как святые отцы понимают Таинство Евхаристии. Основная мысль та, что это не хлеб, но Тело, и не вино, но Кровь, хотя то и представляется нашим чувствам. В этом разделе мы постараемся показать, в каком смысле святые отцы употребляли наименование «Хлеб», когда речь шла о Теле Христовом.

Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6, 48), «Я хлеб живой, сшедший с небес» (ст. 51). Все отцы Церкви говорят о том, что, возродившись духовно в Таинстве Крещения, мы стали иметь потребность и в пище духовной. Эта пища вечной жизни, залогом которой она является.

Священномученик Андроник (Никольский) приводит цитату свт. Иоанна Златоуста, где Плоть Христова именуется Хлебом, питающим наше существо и сообщая ему истинную жизнь: «Подобно тому, как хлеб телесный питает наше тело, доставляя ему соки для жизнедеятельности; так и Тело Христово, Тело обоженное, питает наше существо, и дух и тело, доставляя ему соки жизни небесной, Христовой, Божественной. Ибо Плоть Христова ради Бога Слова есть хлеб, равно как и этот хлеб ради наития на него Духа бывает хлебом небесным... хлебом животным».[78]

 По данному вопросу приведем несколько цитат преп. Исидора Пелусиота: «Господь называется хлебом, - пишет он, - Сам Себя нарицая сим именем, по разумению первоначально открывающемуся, как соделавшийся для всех спасительною пищею, а в смысле таинственном, как вложивший квас в человеческое смешение, очистивший, и как бы испекший оное огнем Божества Своего, и соделавшийся единым с ним Лицем и единою достопокланяемою Ипостасию».[79] «Хлеб», - так как Он – новая, спасительная Пища, необходимая «новой твари».

В другом месте он пишет: «Если Бог и Спаситель наш, вочеловечившись, предал нам, что Всесвятый Дух восполняет Собою Божественную Троицу, в призывании во время крещения сопричисляется к Отцу и Сыну, как освобождающий от грехов, и на таинственной Трапезе простой хлеб делает собственным Его воплощения Телом (выделено нами – П. Х.); то как же ты, поврежденный в уме, учишь, будто бы Дух Святый создан…».[80]

И еще: «так мы, на плащанице освящая хлеб предложения, обретаем, без сомнения, Тело Христово (выделено нами – П. Х.), источающее для нас то нетление, которое, по воскресении из мертвых, даровал погребенный Иосифом Спаситель Иисус».[81] То есть, после освящения перед нами уже не хлеб, но истинное Тело Христово, то самое, которое обвил плащаницей Иосиф, и которое воскресло.

Преп. Исидор в одном из своих писем, предостерегая от неразумного употребления вина, пишет: «пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровию Христовою (выделено нами – П. Х.)».[82]

Святитель Кирилл Александрийский говорит от лица Христова о тождестве сего Хлеба и исторического Тела Спасителя: «вкушающий этот Хлеб, то есть Меня, или Плоть Мою, жив будет во век».[83]

И в другом месте говорит: «Вкушающих Его Он ставит выше смерти и тления. Бесспорным опять доказательством может быть подтверждено то, что этот хлеб есть с неба, очевидно подается чрез Христа, то есть Тело Его, ибо вкусившему Он сообщает жизнь во век».[84]

В каком же смысле то, чего мы причащаемся, есть хлеб? В том смысле, что это есть Хлеб Небесный, что Плоть Христова есть Хлеб Жизни. Об этом так пишет Свт. Кирилл Александрийский, указывая на Христа: «Намереваясь уже приступить к учению о Таинстве, и сначала беседует о Своем Божестве, говоря: «Аз есмь Хлеб Животный», ибо это сказано не о Теле. О Теле Христос говорит под конец: «И хлеб, его же Аз дам, Плоть Моя есть» - а теперь говорит о Божестве. Ибо Плоть Христова ради Бога Слова есть Хлеб (выделено нами), равно как и этот Хлеб ради наития на него Духа бывает Хлебом Небесным».[85]

Блаж. Иероним, толкуя молитву Господню, «хлеб насущный» называет хлебом «сверхсущностным» (supersubstantialem): «хлеб, стоящий выше всех сущностей и превосходящий все твари».[86] Он называет этот хлеб «особенным» (ε ξ α ί ρ ε τ ο ν ) и говорит: «Когда мы просим, чтобы Бог дал нам хлеб особенный, особливый, то просим Того, Который говорит: «Я есмь хлеб живой, сшедший с неба» (Ин. 6, 51)».[87] Здесь ясно, что блаж. Иероним под «хлебом особенным», который «выше всех сущностей», разумеет Христа – «Я есмь хлеб».

Итак, Сам Господь называет Себя «Хлебом». Теперь мы видим, что «Хлеб» - это только наименование Тела Его, наименование, с точностью выражающее необходимость соединения с Богом. Как хлеб земной является необходимой пищей человека, без которой он умирает, так и Хлеб Небесный – Плоть Христова и Его Кровь есть истинная, существенная Пища. Вот истинно необходимая Пища для вечной жизни, вот истинно Небесная Пища для жизни «небесной», без нее человек умирает. Возродившись в Крещении, человек необходимо нуждается и в Пище, совершенно иной, нуждается в Хлебе Жизни. Св. Игнатий Богоносец взывает: «Хлеба Божия желаю, Хлеба Небесного, Хлеба Жизни, - Хлеба, которое есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама, и пития Божия желаю, Крови Его, которое есть любовь нетленная и жизнь вечная».[88]


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь