Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святые отцы о виде, вкусе и действии Святых Тайн



 

Часто говорят, что сущность хлеба и вина в Евхаристии остается, что не происходит существенного изменения их в Тело и Кровь Христовы. В подтверждение этого приводят следующие аргументы:

1. Видимость вещества: мы видим хлеб и вино, то есть это подвластно нашему зрению, которое нас не может обманывать.

2. Вкус вещества: мы причащаемся, но при этом чувствуем вкус хлеба и вина, причем действительно вина, так, что даже священнослужитель, потребляя Святые Таинства, чувствует опьянение.

Много и иных примеров отыскивает изобретательность разума человеческого, покушаясь на веру в Таинство Господне. Но истинный ученик Христов будет иметь веру, хотя бы и не мог он ответить на все эти доводы лжеименного разума. Для него дороже вера словам Господа, ибо он на собственном опыте познал истинность слов Спасителя. И пусть после этого его назовут односторонним невеждой, несмотря на это, он пребудет верным учению Церкви.

Доказательства:

 

1. Хлеб и вино как прикрытие Божественного Тела и Крови.

Неудивительно, что Господь Иисус Христос благоволил сохранить эту смиренную наружность – хлеб и вино. Ибо Он «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Как и во дни плоти Своей Он всем казался лишь простым человеком, но за завесой плоти скрывалось Божество. Видели «плотника», сына Иосифа и Марии, но не разумели, что Он, Отверзающий очи слепым, Воскрешающий мертвых есть Истинный Бог. Так и здесь, мы видим хлеб и вино, но по сути это уже не то, но – Тело и Кровь Господни.

Свт. Кирилл Иерусалимский говорит: «Хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оныя Тело суть и Кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился Тела и Крови Христовы».[280]

И в другом месте: «Сие узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но Тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но Кровь Христова».[281]

Святой отец призывает доверять не чувствам, а вере: «Не телесному вкусу давайте судить о сем, никак, но вере несумненной. Ибо вкушающим, не хлеб и вино вкушать повелевается, но противуобразное, Тело и Кровь Христову».[282]

В доказательство сказанного свт. Кирилл приводит слова Господа, которые всегда непреложны, а также Его чудо на браке в Канне. «Когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: «сие есть Тело Мое»; после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: «сия есть Кровь Моя»; кто когда усумнится и скажет, что сие не Кровь Его? Он в Кане Галилейской некогда воду претворил (μ ε τ α β έ β λ η κ ε ν ) в вино (Ин. 2, 1 – 10), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в Кровь претворяет»? [283]

Итак, образ совершения этого таинства непостижим и неисследим, мы знаем только, что это происходит при наитии Святаго Духа. Св. Кирилл пишет: «…молим Человеколюбца Бога, да ниспослет Святаго Духа на предлежащие дары: да сотворит хлеб убо Тело Христово, а вино Кровь Христову. Ибо всеконечно то, чего коснется Дух Святый, освящается и прелагается».[284]

И в другом месте он пишет: «Ибо как хлеб и вино Евхаристии, прежде Святаго призывания поклоняемыя Троицы, были простым хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается Телом Христовым, а вино бывает Кровию Христовою».[285]

Святые Тайны Христовы, будучи Телом и Кровью Богочеловека сохраняют для телесных чувств наружный вид хлеба и вина. Видится хлеб и вино, осязаются хлеб и вино, вкушаются хлеб и вино. Но обнаруживаются и являются Святые Тайны чрез свое действие. В этом, по мысли святых отцов, «умаление» Бога ради нас, в этом проявление смирения Христова ради нас. Действительно, что может быть смиренней образов простого хлеба и вина, а в них является Богочеловек.

Если бы мы действительно видели Тело и Кровь Христовы без всякого прикрытия, то мы не смогли бы приступить к ним и принять их в себя. Апостолы, видя неприступную славу Сына Божия на Фаворе, не могли смотреть на Него, но в ужасе закрывали глаза свои. Поэтому Господь и скрывает Себя под образом хлеба и вина, чтобы мы могли принимать Его в себя.

2. Свойства вкуса. «Опьянение».

Божественный Златоуст говорит, что Чаша Господня есть «чаша духовная, чаша спасительная, чистая чаша Крови Господней. Она не производит пьянства, не производит расслабления; ибо она не изнуряет сил, а возбуждает силы, не ослабляет нерв, но напрягает нерв, ибо она производит бодрость; она служит предметом благоговения для ангелов, предметом ужаса для бесов, предметом почитания для людей, предметом любви для Владыки.… Послушай, что говорит Давид об этой чаше духовной, предлежащей на этой трапезе: «уготовал еси предо мною трапезу, сопротив стужающим мне, умастил еси елеем главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна» (Пс. 22, 5). Дабы ты, услышав слово «упоение», тотчас не испугался и не подумал, что оно производит расслабление, он прибавил, «яко державна» и сильна. Это – новый род опьянения, который придает крепость, делает бодрым и сильным. Ибо он истекает из духовного камня; он не извращает мыслей, а прибавляет мысли духовные».[286]

Итак, причащение производит в нас укрепляющее, а не расслабляющее «упоение», бодрость духа, а не помрачение ума.

Нельзя предаваться нашим чувствам, которые легко обманываются, нужно доверять слову Господа, об этом и говорит святитель: «Слово Его непреложно, а наше чувство легко обольщается. Первое никогда не погрешает, а последнее часто обманывается. Поэтому, когда Христос говорит: «сие есть Тело Мое», то убедимся, будем верить и смотреть на это духовными очами. Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах…. Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лице Христа, образ, одежду, обувь! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе Самого Себя, и не только видеть, но и касаться и вкушать, и принимать внутрь».[287]

Свт. Григорий Нисский пишет: «Ибо, как всякое упоение вином производит обыкновенно исступление ума, преобладаемого вином, так и от упоения от вина, предлагаемого Господом… происходит душевное исступление в Божественное, - так как вместе с снедию и питием приемлется внутрь преложение от худшего к лучшему и исступление, приобщающее к очищающему все нечистое Богу».[288]

Свт. Киприан Карфагенский говорит, что Евхаристия должна совершаться исключительно на вине, как имеющем сходство с кровью, но никак не на воде. Говорит, что растворение в чаше должно быть именно «упоявающим», действие которого производит опьянение, но это не такое опьянение, какое бывает от обычного вина. «Чаша, которая упоявает, - пишет святитель, - само собою, разумеется, бывает растворена вином, ибо водою никто не может упиться. Чаша же Господня упоявает так, как известно из Книги Бытия, был упоен и Ной, напившись вина. Но чтобы показать, что опьянение от чаши Господней и Крови не таково, каково опьянение от вина обыкновенного, Дух Святой, сказавши в псалме: «чаша Твоя упоявающи», присовокупляет: «яко державна», то есть чаша Господня так упоявает пьющих из нее, что делает их еще трезвее, направляя умы их к духовной мудрости и вместо предметов земных устремляя мысль к одному Богу. И как после вина обыкновенного ум делается более свободным, душа более восторженной, забывая все прошедшие скорби, так точно после пития Крови Господней из спасительной чаши разглаживается память ветхого человека, забывается его прошедшая жизнь и место тяжкого и скорбного чувства греховности, гнетущего сердце, заступает чувство радостное о милосердии Божие».[289]

Свт. Амвросий Медиоланский доказывает возможность изменения веществ на примере Боговоплощения, когда были нарушены всякие «естества уставы». Вопреки законам природы родился Христос от Девы. «Это не позволяет ли тебе понять, сколь велико действие божественного слова? Если оно действенно в земной купели, если божественное слово действенно в других вещах, разве оно не действенно в божественных таинствах? Итак, ты узнал, что из хлеба бывает Тело Христово, и что вино с водой, в чашу влитое, небесным освящением становится Кровью».[290]

Со всей ясностью святитель поясняет, почему наши чувства нас «обманывают», почему мы не видим самую Кровь Христову и Тело Его. Он говорит: «ты, быть может, скажешь: я не вижу Кровь. Но вино имеет сходство с кровью. Так ты действительно принял подобие смерти, так и ты пьешь подобие драгоценной Крови. И это для того, чтобы никто не был поражен ужасом при виде истекшей крови, но цена нашего искупления имела бы действие. Итак, ты узнал, что то, что ты принимаешь, есть Тело Христово».[291]

И еще: «скажешь: Как это есть Его истинная Плоть? Я вижу образ, но не вижу действительную Кровь. Прежде я тебе уже говорил по поводу действующего слова Божия, как оно может изменять и преобразовывать основной естественный порядок. Более того, когда ученики не смогли вместить слов Христа о том, что Он дает им есть Свою Плоть и пить Свою Кровь, то отошли (Ин. 6, 61 – 62). Один лишь Петр сказал: «Ты имеешь глаголы жизни вечной, куда мне идти? » (Ин. 6, 69). Итак, из опасения, что еще больше других не понесут такой речи под предлогом отвращения к текущей крови, но, желая сохранить благодать искупления, ты принимаешь таинство символически, однако принимаешь благодать и добродетель того, что есть в действительности».[292]

Мы видим, что ради немощи нашей Господь скрывает Свои Тело и Кровь в образах хлеба и вина, в «символах» скрывается «действительность». Богу все возможно, Он может как хочет «изменять естественный порядок», Он может изменять и хлеб с вином в Тело и Кровь Свои.

 «Разве кто боится, - говорит свт. Киприан Карфагенский, - чтобы по причине вкушения им вина при утренней жертве от него не было запаха Крови Христовой? Вот от того-то, что братство приучается стыдиться жертвенной Крови Христовой, оно начинает уклоняться от страданий за Христа во время гонений.… Да и каким образом мы можем пролить кровь за Христа, когда стыдимся пить Кровь Христову? ».[293] Здесь святой отец говорит о запахе Крови Христовой, а не вина.

В Евхаристии мы видим чудо. Она вся – чудо. Само усвоение этой духовной Пищи происходит необычно. Если обычная пища, обычный хлеб усваивается и претворяется в нашу плоть и кровь не вдруг, но после определенных процессов, то эта Пища не так. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «… эта Кровь не так, но тотчас же напаяет душу и сообщает ей некую великую силу. Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и владыку ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную…. Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается; ею воспламеняется. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась, - и соделала небо для нас доступным».[294]

Здесь опять мы видим указание святого отца на тождество евхаристической Крови с Кровью, пролитой на кресте. Мы вкушаем ту самую Кровь, которая «омыла всю вселенную». Такова сила и действие Крови Христовой – демоны бегут оттуда, где видят «Владычнюю Кровь», а это не может быть при простом хлебе и вине. И во время земной жизни Спасителя демоны, находящиеся в людях, чувствовали Его приближение и от страха кричали (Мф. 8, 31; Мк. 1, 34; Лк. 8, 30). Бесы прекрасно понимали, Кто перед ними, они исповедовали Его Сыном Божиим (Мф. 8, 29), ибо чувствовали, что перед ними не просто человек, но Богочеловек.

Итак, этот род пищи совершенно другой, само усвоение ее происходит по-другому. К слову сказать, если бы природа хлеба и вина сохранялась, то она бы подлежала своему естественному усвоению, переработке и выходу из организма. А этого, как мы знаем, не происходит, Тело и Кровь Христовы мгновенно усваиваются человеку, проникают все существо его.

Можно привести мысли двух наших современников: свт. Гурия Таврического и св. прав. Иоанна Кронштадтского, чтобы увидеть чудное согласие всех святых отцов в образе своих мыслей. Так свт. Гурий Таврический говорит: «Заметь же и твердо верь, что хлеб и вино в Таинстве Евхаристии, при молитве и благословении священника, силою Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христову».[295]

Относительно того, что пресуществляется в Таинстве, когда нашим взорам представляется только хлеб и вино, святитель говорит: «Во всякой снедной вещи мы различаем три обстоятельства: внешний вид, вкус и существо. Питает человека не то, что видит глаз или ощущает язык, а существо вещи…. В хлебе и вине, употребляемых в Таинстве Евхаристии, по благословении священническом, остаются вид и вкус, но существо их, то есть то, что питает и входит в нашу плоть и кровь, силою Духа Святого претворяется, иначе сказать, пресуществляется в истинную Плоть и истинную Кровь Христову».[296]

И другая его цитата: «В Таинстве Евхаристии Он являет два чуда Своего могущества: и сохраняет вид и вкус хлеба и вина, и претворяет их существо в истинную Плоть и Кровь Христову. И все это для нас с тобою, снисходя нашей слабости. Ну, стал бы ты есть человеческое тело в настоящем его виде и пить свежую кровь? Это не сродно человеку, а между тем необходимо, чтобы мы принимали во внутрь себя Тело и Кровь Богочеловека. Чтобы получить спасение, ты должен соединиться со Христом, сделаться с Ним как одна плоть, одна кровь, должен проникнуться, напитаться Его Плотью и Кровью».[297]

Св. прав. Иоанн Кронштадтский призывает к вере в Святые Тайны: «При виде пречистых Таин мгновенно, без всяких посредствующих умозаключений представь, что это – самое пречистое Тело и самая пречистая Кровь Господа, так как бы в них был и обыкновенный вид и вкус тела и крови».[298] Ведь и по мысли многих древних отцов, Господь скрывает в Таинстве Свои действительные Тело и Кровь только ради немощи нашей, предоставляя нам подвиг веры.

Подведем итоги и сделаем следующие выводы из рассмотренной темы:

1. Относительно вопроса о видимости хлеба и вина. Да, мы видим хлеб и вино, но вера должна возвышаться над чувствами, верой мы должны видеть действительные Тело и Кровь. Господь скрывает Себя под смиренными видами хлеба и вина, но являет и обнаруживает Себя в действии Святых Таин. Мы не смогли бы увидеть Тело и Кровь Спасителя непосредственно, тем более принять их.

2. По поводу вкуса следует сказать, то же, что и о зрении – Господь сохраняет все ощущения хлеба и вина, предоставляя это делу нашей веры, покрывая это тайной. Иначе это не было бы и Таинством, которое всегда требует подвига веры. Что касается опьяняющего действия, то это – новый род опьянения, который придает крепость, делает бодрым и сильным, а не производит расслабления и помрачения.

 

Обвинение в антропофагии

 

Является ли Таинство Евхаристии антропофагией? Подобная мысль является дерзким богохульством. Ведь еще во времена Древней Церкви, когда вера христианская только распространялась, язычники обвиняли христиан в людоедстве и иных извращениях. Против таких обвинений неоднократно выступали христианские апологеты, в частности св. муч. Иустин Философ, св. Ириней Лионский и др.

Приведем для большей ясности свидетельство св. Иринея Лионского. Он рассказывает, что когда эллины схватили христианских рабов, то посредством пыток выведывали от них все, что те знают о христианах. Не зная, что сказать, они передали им то, что слышали, а именно то, что «Божественное причастие есть Тело и Кровь Христова, и сами воображая, что это на самом деле есть кровь и плоть, такой ответ и давали своим истязателям. Они же (эллины), принимая, что это действительно совершается христианами, внушили и другим эллинам, и мучениями заставляли мучеников Санкта и Бландину признаться в этом. И им Бландина смело отвечала словами: «Как могут допускать это люди, которые ради благочестивого подвига не вкушают даже дозволенного мяса? »[299]

Св. Ириней комментирует: «и сами воображая, что это на самом деле есть кровь и плоть» и пытается отклонить от этого обвинения, будто христиане закалают младенцев и вкушают их мясо и пьют кровь. Действительно, как это могли допустить христиане, которые не вкушают и «дозволенного мяса»?

Но это совсем не означает, что христиане не вкушают Плоти и Крови Христа Спасителя. Здесь – другое. Здесь – Таинство. Это и пытался доказать другой апологет II в. св. Иустин Философ. Он говорит: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб и обыкновенное питье, но как Иисус Христос, Спаситель наш, воплотившийся чрез Слово Божие, имел и плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом мы научены тому, что пища эта, - над которой совершено благодарение чрез слово молитвы от Него (данное), пища, от которой питается чрез преложение (μ ε τ α β ο λ η ν ) наша кровь и плоть, - есть Кровь и Плоть Того же воплотившегося Иисуса.[300]

А. Л. Катанский комментирует мысль св. Иустина: «Апологет показывает, что несправедливы клеветы, распространяемые врагами христиан, будто они едят человеческое мясо, что христиане не пьют и не едят человеческой плоти; они не закалают людей; у них вместо плоти дается хлеб, а вместо крови чаша с вином. Правда, они не считают то и другое обыкновенными пищею и питьем, а Телом и Кровию Христа; но это совсем другое дело. Эта пища – в начале простая – делается не простою, а Телом и Кровию Христовою только после слова молитвы, и когда после этого христиане вкушают ее, то они вкушают уже измененное и потому превращающееся также в наши соки, как и обыкновенная плоть и кровь».[301]

Приведем цитату свт. Кирилла Александрийского. Свт. Кирилл пишет, что иудеи предполагали, «что Он (Христос – П. Х.) призывает их к какой-то звероподобной жестокости, так что повелевает бесчеловечно есть плоть и пить кровь и заставляет делать то, что страшно даже и услышать. Не знали ведь они красоты Таинства и определенного о нем прекрасного домостроительства, но рассуждали о сем в себе самих приблизительно так: каким это образом человеческое тело может внедрить в нашу природу жизнь вечную, - и какую может принести пользу в отношении к бессмертию единоприродное с нами (Тело Христово)? ».[302]

Ученики Христа, слыша Его слова: «примите, ядите, сие есть Тело Мое» (1 Кор. 11, 24), не смутились, потому что имели перед собой пример для подражания. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Каким образом ученики, услышав это, не смутились? Оттого, что Христос и прежде много важного говорил им об этом Таинстве.… И Сам пил из чаши, для того, чтобы ученики, услыша это, не сказали: что такое, мы пьем кровь и едим плоть? – и от того не смутились. Итак…, Он Сам первый совершил это, побуждая их приступить к приобщению Таин без смущения. С этою-то целию Он и пил собственную Кровь».[303]

Замечательные мысли по этому поводу есть у архим. Рафаила (Карелина): «В православном сознании нет никакой связи между Евхаристией и человекоубийством, тем более – богоубийством. Христос установил Таинство Евхаристии еще до Своей крестной смерти, как образ наиболее тесного и глубокого соединения Бога с человеком через Иисуса Христа. Кровь Христа скорее можно (и то условно) сравнить с молоком матери, которое питает ребенка».[304]

Ведь Евхаристия – это бескровное священнодействие, здесь нет этого грубого, чувственного понимания. В Евхаристии не происходит «разделывания» Тела Христова, такая мысль богохульна, но происходит всецелое восприятие всего Христа, в каждой частице – весь Христос.

 

Разум и вера

 

Апостол Павел пишет: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы (по-славянски: «помышления низлагающе»), и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (по-славянски: «И всяко возношение, взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово»)» (2 Кор. 10, 4 — 5). Итак, разум не должен насильно вторгаться в область веры и возноситься над учением Христовым, но должен быть пленяем в послушание Гоподне.

Чтобы богословствовать о Боге, чтобы говорить о Таинстве таинств – святой Евхаристии, требуется вера. Без этого многие, пытаясь понять Таинство, изъяснить его человеческим языком, впадали в страшные заблуждения. Таинство это могут понимать в меру необходимости понимания только те, кто приобщился благодати Святого Духа, только в Духе Святом человек приходит к «видениям и откровениям Господним» (2 Кор. 12, 1). Итак, верующие в святую Евхаристию христиане удостоились быть участниками «великих и неизреченных таинств». Как пишет об этом свт. Иоанн Златоуст: «Подлинно великих и неизреченных таинств соделал Он нас участниками, - таинств, которые понимать могут только приобщившиеся Святаго Духа и удостоившиеся великой благодати " Душевен же человек не приемлет, яже Духа Божия, юродство бо ему есть" (1 Кор. 2, 14). Значит, чтобы понимать духовное, видеть сокровенное, - нужна и мудрость духовная…. Если же это есть плод откровения, в таком случае излишни все умствования, потому что углубившийся в созерцание Бога и познавший Его, ни в чем не усомнится, не будет говорить: вот это возможно, а это невозможно; не будет рассуждать, каким образом то или другое могло случиться».[305]

В другом месте он пишет: «Нет ничего хуже, как судить и измерять дела Божественные соображениями человеческими: таким образом можно далеко отпасть от камня веры и лишиться света…. Посмотри на Маркиона, Манеса, Валента и на всех, вносивших другие еретические и пагубные учения в Церковь Божию, как они, измеряя дела Божии умствованиями человеческими, стыдились домостроительства нашего спасения».[306]

Это и не удивительно, потому что «мир требует своего», и если неверующий «богослов» не сможет объяснить «миру» все Божественные тайны, он будет стыдиться «домостроительства нашего спасения».

Спустя четырнадцать столетий, в подтверждение мысли отцов, свт. Тихон Задонский скажет: «О таинстве Пресвятыя Троицы, святейшия Евхаристии и о прочиих, такожде что не открыто в святом Божием слове, любопытно не испытывай, да не в сеть диавольскую впадеши, и в ней запутаешися, и изыти из нея не можеши, и тако погибнешь. Ибо что веры единой требует, и разум наш превосходит, тое испытывать очень опасно: берегись убо испытывать того, что выше тебя. Веруй во всем так, как учит Священное Писание, и как оному следуя святая Церковь верует и наставляет».[307]

Здесь очень важно не переступать ту грань для разума, область которого недоступна ему. Здесь нужно проявить послушание Святой Церкви. Необходимо веровать, что мы вкушаем Тело и Кровь Господа, даже если наш разум внушает нам мысли неверия и сомнения, в противном случае, мы будем подлежать суду Божию за мысли неверия. Об этом так пишет св. Игнатий Богоносец: «Никто не обольщайся! И существа небесные, и слава ангелов, и власти видимые и невидимые, - и те подлежат суду, если не будут веровать в Кровь Христову».[308]

Вера должна превозноситься над разумом и чувствами. Истинные ученики Христовы, видя Его Человеком, верили, что Он – Бог. Так и теперь, истинно верующие очами видят хлеб и вино, но верят, что хлеб – это Тело Его, а вино – Кровь. Да и Сам Спаситель сказал: «Блаженны невидящие, но верующие» (Ин. 20, 29). Если бы мы видели непосредственно Тело и Кровь Христовы, то не оставалось бы места вере, это не было бы Таинством.

Св. Кирилл Александрийский говорит, что Таинство Евхаристии не является каким-то неудобовместимым вымыслом, но исполнено разума и благопристойности: «Христово таинство не имеет в себе ни неудобоприемлемости, зависящей от изобилия вымыслов, ни водянистости и резжиженности... А все то, что во Христе, есть истинно, удобоприемлемо и съедобно для ума, и ничего не заключает в себе рыхлого или водянистого. Оно приводит желающего понять к благопристойности, а не располагает к чувственным удовольствиям и плотоугодию».[309]

Св. прав. Иоанн Кронштадтский призывает к вере: «Только поверь от всего сердца, что в Тайнах – Тело и Кровь твоего Спасителя, не испытуй, не лукавь, не совопросничай – и ощутишь в сердце Христа, как Он есть. Сомнение всегда убивает душу, вера всегда животворит».[310]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учение Церкви о преложении Святых Даров вполне раскрыто в творениях святых отцов. Мы рассмотрели данный период (с I по V век) святоотеческой письменности. Убеждает одно: вера святых отцов в действительное преложение Святых Даров. Какие бы термины они не использовали для выражения этой веры, смысл всегда один, он не допускает иного толкования. Все они говорили о преложении, о претворении, о преобразовании, об изменении Святых Даров в Тело и Кровь Христовы.

Но, так как эта вера, в настоящее время, подвергается сомнению, то мы и решили со всей ясностью показать, что учение Церкви о Таинстве Евхаристии всегда пребывало неизменным. Святоотеческое понимание этого догмата не допускает иного толкования.  Все святые отцы учили, что мы причащаемся Того Самого Тела и Крови, которые имел и имеет Спаситель. Полное тождество Святых Даров с Телом и Кровию Христовыми.

Образы соединения со Христом: образ закваски, теста, воска; все понятия: причащение, приобщение, соединение, срастворение – все это выражает только одну мысль: мы существенно соединяемся со Христом в Таинстве Его Тела и Крови. Единство достигается только в Теле Христовом, посредством него, мы становимся единосущными со Христом. Без этого нельзя иметь действительное соединение, без этого невозможно сказать: «Христос во мне пребывает, и я в Нем».

Мы показали, что термин «пресуществление» очень необходим в настоящее время, так как в церковную среду вносится новое учение, не знакомое и чуждое Церкви – учение о «воипостазировании» Господом Иисусом Христом хлеба и вина. Сторонники этого лжеучения используют все сподручные материалы, чтобы доказать свою правоту. Они пытаются развить свое учение из учения святых отцов, цитируют их в своем понимании, и всячески пытаются доказать, что в Таинстве Евхаристии не происходит существенной перемены, но хлеб и вино сохраняют свою природу. Термин же «пресуществление» бескомпромиссно выражает веру в действительное преложение Святых Даров. Он вовсе не «католический», как они говорят, напротив, православный, так как, со всей точностью выражает самую суть догмата. Церковь ввела его в употребление не потому, что ввела что-то новое, но потому, чтобы сохранить «старое», сохранить православное понимание Таинства. Святые отцы понимали суть, которую выражает данный термин, потому и использовали его.

И это не просто «игра слов», а дело обстоит гораздо серьезнее: отвергается домостроительство нашего спасения. Ведь наше искупление – в Теле Христовом, Господь восстанавливает единство человеческого рода в Себе Самом. Мы становимся единосущны Спасителю по Его человечеству, как Он единосущен Отцу по Божеству. Если же всего этого нет, если не сущностно Господь присутствует в этом Таинстве, то мы не спасены, у нас нет иного способа усвоить себе Христа, соединиться с Ним.

 

ЛИТЕРАТУРА

ИСТОЧНИКИ.

 

Августин, блаж., епископ Иппонский. Мысли. Три книги блаж. Августина. СПб.: 1795. – 422 с.

Амвросий Медиоланский, свт. Объяснение Символа. О таинствах. О тайнах. Перевод с латинского студента 4 курса свящ. А. Гриня. СПб.: 2002. – 45 с.

Василий Великий, свт. Письма. М.: Изд. Моск. Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. – 560 с.

Василий Великий, свт. Творения. М.: Паломник, 1993. Ч. III. – 496 с.

Григорий Богослов, свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. Т. 1.

Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. / Редакция перевода, план-конспект, примечания и послесловие Ю. А. Вестеля. - К.: «Пролог», 2003. - 380 с.

Григорий Нисский, свт. Точное истолкование Экклесиаста Соломонова. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. - 158 с.

Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия. Кн. 6. Творения. М.: 1864.  Ч. 6. – 510 с.

Деяния Вселенских Соборов, изд. в рус. пер. при Казанской ДА. Тома 1 – 2 (I, II, III соборы, IV собор). Ч. 1. Изд. 6-е, полное. СПб.: СТСЛ, «Воскресение», 2008. – 303 с.

Дионисий Великий, св., еп. Александрийский. Творения. Издание Казанской Духовной Академии. Казань: 1900. - 190 с.

Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. Т.2. - 430 с.

Ефрем Сирин, преп. Творения. Полное собрание. Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская Епархия, 2003. Т. 4. – 479 с.

Иероним Стридонский, блаж. Творения. Ч. 16. Киев. 1901. – 390 с.

Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста в двенадцати томах. / СПб.: Издание СПбДА, 1895 – 1906 г.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Кн.1. СПбДА, 1898. Т. 1. - 899 с.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Кн. 1. СПбДА, 1889. Т. 2. - 979 с.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Кн. 1. СПбДА, 1911. Т. 7. - 912 с.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Кн. 1 – 2. СПбДА, 1902. Т. 8. – 1011 с.

Иоанн Златоуст. Творения. Кн. 1. СПбДА, 1904. Т. 10. - 992 с.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Кн. 1. СПбДА, 1905. Т. 11. – 1008 с.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Кн. 2. СПбДА, 1906. Т.12. – 1586 с.

Ириней Лионский, св. Памятники древней христианской письменности в русском переводе. М.: 1868. – 716 с.

Ириней Лионский, св. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. - 672 с.

Исидор Пелусиот, преп. Творения. Письма. Книга 1. М.: 1859. - 571 с.

Исидор Пелусиот, преп. Творения. Письма. Книга 2. М.: 1860. - 488 с.

Исидор Пелусиот, преп. Творения. Письма. Книга 3. М.: 1860. - 478 с.

Иустин Философ, св. Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник», «Благовест», 1995. – 484 с.

Киприан Карфагенский, свт. Творения священномученика Киприана епископа Карфагенского. Библиотека отцов и учителей Церкви. / Общая редакция: проф. А. И. Сидоров. М.: «Паломник», 1999. – 718 с.

Киприан Карфагенский, свт. Таинство единства Церкви: Сб. писем. / Сост. свящ. Александра Гумерова. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2008. – 368 с.: ил. – (Письма о духовной жизни).

Кирилл Александрийский, свт. Творения. Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Книга 1. О поклонении и служении в духе и истине. М.: Паломник, 2000. - 733 с.

Кирилл Александрийский, свт. Творения. Книга 2. Толкование на евангелие от Иоанна. Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Ч. 1. М.: Паломник, 2001. - 797 с.

Кирилл Александрийский, свт. Творения. Книга 3. Толкование на евангелие от Иоанна. Библиотека Отцов и Учителей Церкви. М.: Паломник, 2002. – 909 с.

Кирилл Александрийский, свт. Творения. Сергиев Посад, 1906. Ч. 13. - 501 с.

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Синодальная библиотека, 1999. – 328 с.

Прокл Константинопольский, свт. О предании Божественной Литургии. // Христианское чтение. СПб: СПбДА. – 1839. Ч. 4. – 423 с.

 

ПОСОБИЯ.

Андроник (Никольский), архиеп. Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении. / Составитель В. А. Королев. - М.; г. Фрязино: Содружество Православный Паломник, 2008. - 320 с.

Бронзов А. А. «Преложение» и «пресуществление». Петроград: 1916. – 23 с.

Геннадий Схоларий, св. Проповеди. СПб: «Издательство Олега Абышко», 2007. - 528 с.

Гурий (Карпов), свт., архиеп. Таврический: Жизнеописание. Проповеди. Акафист / Сост. протодиакон В. Марущак. – Симферополь: Н. Орианда, 2008. – 224 с., ил.

Гусев А. Ф., проф. Ответ А. А. Кирееву. По старокатолическому вопросу о «Филиокве» и «пресуществлении». Харьков: 1897. – 54 с.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М.: Паломник, 2001. Т.1. - 623 с.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М.: Паломник, 2002. Т. 4. – 783 с.

Иеремия, Патриарх Константинопольский. Ответ лютеранам. Глава X. О Вечери Господней. // Христианское чтение. СПб: СПбДА.: 1845. Ч. 1. – 479 с.

Илия Минятий, свт. Слово в Неделю Ваий. О святом Причащении. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2000. – 462 с.

Иоанн Кронштадтский, св. Мысли христианина о покаянии и святом причащении. М.: Издательство ИНТО. Синодальная библиотека Московского Патриархата. - 1990.

Иоанн Кронштадтский, прав. Священнику: Извлечения из дневниковых тетрадей / Сост. мон. Серафима (Иванова). – М.: «Отчий дом», 2005. – 280 с.

Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и Духом. - Киев – Париж, 2008. - 248 с.

Катанский А. Л. Догматическое учение о семи Церковных таинствах. Святые Отцы и Учители Церкви в исследованиях православных ученых. М.: «Паломник», 2003. – 423 с.

Кириллов А. А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях двух катихизаторов IV в.: св. Кирилла Иерусалимского, представителя школы Антиохийской, и св. Григория Нисского, представителя школы Александрийской, в связи с обстоятельствами времени, способствовавшими к раскрытию учения об этом предмете. Новочеркасск. 1898. – 81с.

Кириллов А. А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях свт. Иоанна Златоуста – статья в «Христианском чтении» за 1896 г. янв. - февр.: с. 26 – 52; май – июнь: с. 545 – 572.

Кириллов А. А. Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Афанасия Великого. Сергиев Посад: 1902. / Оттиск из журнала Богословский Вестник. Т. 3. 1902. - С. 461 – 476.

Константин (Горянов), архиеп. Доклад: «Богословские аспекты Таинства Евхаристии». / Христианское чтение. СПб.: 2008, № 8. – С. 5 – 21.

Литургия св. ап. Иакова, брата Божия. Перевод еп. Парфения Левкийского. София, 1948.

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб.: 1857. - Т. 2. / Репринт. Изд. Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем, 1993. – 514 с.

Малахов В. Я. Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 2007. – 63 с.

Никифор Феотокис, архиеп. Благословенным христианам Греции и России. – М.: Даниловский благовестник, 2006. – 344 с.

Николай Кавасила, св. О жизни во Христе. М.: Издание Сретенского монастыря, 2006. – 221 с.

Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. - 672 с.

Попов И. В. Труды по патрологии. Святые Отцы II – IV вв. Сергиев Посад, СТСЛ / МДА: 2004. – Т. 1. – 743 с.

Рафаил (Карелин), архим. О ложных взглядах на Таинство Евхаристии. // Благодатный Огонь. № 11. 2003. – С. 99 - 110.

Службы Срастной седмицы Великого поста. М.: Изд. Московской. Патриархии, 1985. – 357 с.

Служебник. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. - 592 с.

Стефан Филейский, преп. Киров (Вятка): Буквица, 2007. - 992 с.

Учебный молитвослов. Правило ко святому Причащению. / Сост. Елена Тростникова. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2006. - 272 с.

Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. – М.: Изд. Совет РПЦ, 2003. – 440 с.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви. Святые Отцы и Учители Церкви в исследованиях православных ученых. М.: Паломник, 1996. - в 3-х томах: Т.1. - 200 с.; Т. 2. - 283 с.; Т. 3. - 333 с.

 

 


[1] Иероним Стридонский, блаж. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Творения. Ч. 16. Киев: 1901. – С. 280.

[2] Киприан карфагенский, свт. Таинство единства Церкви. Письмо к Цецилию о Таинстве чаши Господней. М.: 2008. - С. 328.

[3] Там же. С. 329 — 330.

[4] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Ев. от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 48.

[5] Ефрем Сирин, преп. Творения. Т. 6. Толкование на книгу Исход. М.: 1995. – С. 380.

[6] Иустин Философ, св. Творения. Разговор с Трифоном иудеем, 40. М.: 1995. – С. 195.

[7] Там же. С. 311.

[8] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 2. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. М.: Паломник, 2001. - С. 269.

[9] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С.52 — 53.

[10] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 2. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. М.: 2001. - С. 273.

[11] Исидор Пелусиот, преп. Творения. Письмо 219. М.: Ч.1. - 1859. - С.138.

[12] Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: 2003. Т. 1. - С. 90 — 91.

[13] Кирилл Александрийский, свт. Твоерения. Кн.1. О поклонении и служении в духе и истине. Ч. III., кн. XVII. - М.: 2000. - С. 696 — 697

[14] Иоанн Златоуст, свт. Творения. О предательстве Иуды. СПб: 1899. – Т. 2. – С. 435.

[15] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседа на послание к Ефесянам. СПб: 1905. - Т. 11. Кн. 1.– С. 31.

[16] Там же. С. 389.

[17] Иоанн Златоуст, свт. Творения. О кладбище и кресте. СПб: 1899. – Т. 2. – С. 442.

[18] Афанасий Великий, свт. Цит. по кн.: Кириллов А. А. Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Афанасия Великого. Сергиев Посад: 1902. - С. 462.

[19] Там же. С. 462 – 463.

[20] Попов И. В. Труды по патрологии. Святые Отцы II – IV вв. Сергиев Посад: 2004. – Т. 1. – С. 723.

[21] Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и Духом. Киев – Париж, 2008. – С. 101.

[22] Там же. С. 102 – 103.

[23] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга 2. М.: 2001. – Ч. 1. – С. 777.

[24] Там же. С. 779.

[25] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 4 – 6. Сергиев Посад: 1906. - Ч. 13. - С. 34.

[26] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 2. Толкование на Евангелие от Иоанна. Ч.1. М.: 2001. - С. 787.

[27] Там же. С. 788.

[28] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 2. Толкование на Евангелие от Иоанна. Ч.1. М.: 2001. - С. 789.

[29] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 37.

[30] Там же. С. 46.

[31] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 71 – 72.

[32] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседы на евангелие от Иоанна. СПб.: 1902. Кн. 2. - С. 3 – 4.

[33] Там же. С. 4.

[34] Там же. Кн. 1. С. 550 – 552.

[35] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 46 – 47.

[36] Там же. С.51 – 52.

[37] Там же. С. 51 – 52.

[38] Там же. С. 48.

[39] Исидор Пелусиот, преп. Творения. Письма. Книга 3, письмо 476. М.: Ч. 3. 1859. - С.265.

[40] Там же. Книга 1, письмо 85. М.: 1860. - С. 99.

[41] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 48.

[42] Там же. С. 49.

[43] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Ев. от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 49 – 50.

[44] Там же. С. 73.

[45] Там же. С. 51.

[46] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн.1. О поклонении и служении в духе и истине. Ч. III., кн. XVII. - М.: 2000. - С. 697.

[47] Беседы на евангелие от Иоанна. Кн. 2. Указ. Соч. С. 7 – 8.

[48] Там же. С. 9 – 10.

[49] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М.: 2004. Т. 4. - С. 113.

[50] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Ев. от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 82.

[51] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Ев. от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 80.

[52] Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 4 – 6. Указ. соч. – С. 98.

[53] Там же.

[54] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа LXXXII. СПб: Т. 7, кн. 1, 1911. – С. 820 – 821.

[55] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Толкование на 1-е послание к Тимофею. Беседа V. СПб: Т. 11, кн. 1, 1905. – С. 657.

[56] Там же. Толкование на 2-е послание к Тимофею. Беседа II. СПб: Т. 11, кн. 1, 1905. – С. 771 – 772.

[57] Толкование на послание к Евреям. Беседа XVII. СПб: Т. 11, кн. 1, 1905. – С. 153.

[58] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа LXXXII. СПб: Т. 7, кн. 1, 1911. – С. 827.

[59] Иоанн Златоуст, свт. Творения. О предательстве Иуды. СПб: Т. 2, кн. 1, 1899. – С. 434.

[60] Там же. С. 423.

[61] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб: Т. 10, кн. 1, 1904. – С. 272.

[62] Там же. С. 275.

[63] Ипполит Римский, св. Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви. М.: 1996. - С. 100.

[64] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Слово XLVII. О том, что не должно недостойно приступать к Божественным Тайнам. СПб.: 1906. – Т. 12, кн. 2. – С. 884.

[65] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб.: 1904. – Т. 10. Кн. 1. – С. 273.

[66] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседа IX. СПб.: 1889. - Т. 2, кн. 1. – С. 389.

[67] Иустин Философ, св. Творения. Апология I, 65, 66. М.: 1995. – С. 97 – 98.

[68] Ириней Лионский, св. Ириней Лионский, св. Творения. Пять книг против ересей. Книга V, гл. II. М.: 1868. –   С. 580.

[69] Святой Амвросий Медиоланский. Объяснение Символа. О таинствах. О тайнах. Перевод с лат. студента 4 курса свящ. А.Гриня. СПб.: 2002. – С. 1 – 45.

[70] Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. 1993. - Т. 2. С. 300.

[71] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: 1999. – С. 330.

[72] Там же. С. 332.

[73] Там же. - С. 339

[74] Там же.

[75] Там же. - С. 335.

[76] Там же. - С. 318.            

[77] Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб.: 1863. - Т. 1. – С. 304.

[78] Андроник (Никольский), архиеп. Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении. М.: 2008. – С. 126 – 127.

[79] Исидор Пелусиот, преп. Творения. Письма. Книга 1, письмо 360. М.: Ч. 1. 1859. – С. 206.

[80] Там же. Письмо 109. Монаху Марафонию. М.: 1859. - С. 74 – 75.

[81] Там же. Письмо 123. Комиту Дорофею. М.: 1859. - С. 83 – 84.

[82] Там же. Письмо 313. М.: 1859. - С. 182.

[83] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 3. М.: 2002. – С. 27 – 28.

[84] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 4 – 6. Толкование на евангелие от Иоанна. Ч. 13, 1906. – С. 67.

[85] Там же.

[86] Иероним Стридонский, блаж. Творения. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Ч. 16. Киев. –1901. – С. 41.

[87] Там же.

[88] Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных Таинствах. М.: 2003. – С. 72.

[89] Прокл Константинопольский, свт. О предании Божественной Литургии. Христианское чтение. СПб.: 1839. Ч. 4. - С. 37 – 38.

[90] Служебник. М.: 2004. - С. 165.

[91] Там же. С. 169.

[92] Игнатий Богоносец, св. Послание к Римлянам. Глава VI. Цит. по кн.: Писания мужей апостольских. М.: 2008. - С. 305.

[93] Катанский А. Л. Указ. Соч. С.70.

[94] Там же. С. 71.

[95] Григорий Богослов, свт. Творения. Слово 45. М.: 2007. Т. 1. - С. 569.

[96] Там же. Виногралов Н., свящ. Догматическое учение свт. Григория Богослова. С. 851.

[97] Там же. – С. 851.

[98] Там же.

[99] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб.: 1911. – Т. 7. Кн. 1. – С. 829.

[100] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб.: 1904. – Т. 10. Кн. 1. – С. 273.

[101] Там же. С. 275.

[102] Там же. С. 277.

[103] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб.: 1904. – Т. 10. Кн. 1. – С. 236.

[104] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседа на Рождество Христово. СПб.: 1904. – Т. 10. Кн. 1. – С. 430.

[105] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб.: 1904. – Т. 10. Кн. 1. – С. 240 – 241.

[106] Там же. С. 242.

[107] Там же. С. 241.

[108] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседа на посл. к Ефесянам. СПб.: 1905. - Т. 11, кн.1. –– С. 28. См. также: О Статуях. Беседа 2. СПб.: 1899. – Т. 2. – С. 42.

[109] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседа LXXXII. СПб.: 1911. - Т. 7, кн. 1. – С. 820 – 821.

[110] Цит. по: Попов И. В. Труды по патрологии. Святые Отцы II – IV вв. Сергиев Посад: 2004. Т. 1. - С. 725.

[111] Климент Римский. Первое послание к Коринфянам. Глава VII. Писания мужей апостольских. М.: 2003. – с.140.

[112] Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных Таинствах. М.: 2003. – С. 72.

[113] Игнатий Богоносец, св. Послание к Филадельфийцам. Глава IV. Писания мужей апостольских. Указ. Соч. С. 297.

[114] Ириней Лионский, св. Творения. Пять книг против ересей. Книга IV, гл. XVII. М.: 1868. – С. 463.

[115] Там же. С. 468 – 469. По-гречески: «Ω ς γ α ρ α π ο γ η ς ά ρ τ ο ς π ρ ο σ λ α μ β α ν ό μ ε ν ο ς τ η ν έ κ κ λ η σ ι ν (ε π ί κ λ η σ ι ν ) τ ο υ θ ε ο υ, ο υ κ έ τ ι κ ο ι ν ο ς ά ρ τ ο ς ε σ τ ι ν, α λ λ ̉ ε υ χ α ι σ τ ί α, ε κ δ ο ύ π ρ α γ μ ά τ ω ν σ υ ν ε σ τ η κ υ ι α, ε π ι γ ε ί ο υ τ ε κ α ι ο υ ρ α ν ί ο υ ˙ ο ύ τ ω κ α ι τ α σ ώ μ α τ α η μ ω ν π α ρ α λ α μ β ά ν ο ν τ α τ η ς ε υ χ α ρ ι σ τ ί α ς, μ η κ έ τ ι ε ι ν α ι φ θ α ρ τ α, τ η ν ε λ π ί δ α τ η ς ε ι ς α ι ω ν α ς α ν α σ τ ά σ ε ω ς έ χ ο ν τ α ».

[116] Катанский А. Л. Указ. Соч. С. 110.

[117] Там же. С. 110 – 111.

[118] Там же. С. 111 – 112.

[119] Ириней Лионский, св. Ириней Лионский, св. Творения. Пять книг против ересей. Книга V, гл. II. М.: 1868. –   С. 580.

[120] Ириней Лионский, св. Ириней Лионский, св. Творения. Пять книг против ересей. Книга V, гл. II. М.: 1868. –   С. 580.

[121] Катанский А. Л. Указ. Соч. С.102.

[122] По-гречески: «Ο π ό τ ε ο υ ν κ α ι τ ο κ ε κ ρ α μ μ έ ν ο ν π ο τ ή ρ ι ο ν κ α ι ο γ ε γ ο ν ω ς ά ρ τ ο ς ε π ι δ έ χ ε τ α ι τ ο ν Λ ο γ ο ν τ ο υ Θ ε ο υ κ α ι γ ί ν ε τ α ι η ε υ χ α ρ ι σ τ ί α σ ω μ α Χ ρ ι σ τ ο υ ».

[123] Ириней Лионский, св. Указ. Соч. Книга V, гл. II. С. 581.

[124] Катанский А. Л. Указ. Соч. С. 105.

[125] Ириней Лионский. Указ. Соч. Кн.V, гл. XIV, 3. С. 616 – 617.

[126] Иустин Философ, св. Творения. Апология I, 65, 66. М.: 1995. – С. 97 – 98.

[127] Киприан Карфагенский, свт. Творения. Письмо к Цецилию о Таинстве чаши Господней. М. 1999. – С. 666.

[128] Там же.

[129] Там же. – С. 667.

[130] Там же. – С. 668.

[131] Там же. Письмо к Магну. – С. 642.

[132] Там же. Книга о падших. - С. 208 – 209.

[133] Там же. - С. 210 – 212.

[134] Там же. Письмо к клиру о молитвах к Богу. - С. 475.

[135] Там же. Письмо к Корнелию о даровании мира падшим. – С. 575.

[136] Там же. Письмо к фиваритянам с увещанием к мученичеству. – С. 566.

[137] Там же. Книга о молитве Господней. – С. 262.

[138] Дионисий Великий, еп. Александрийский. Творения. К папе Сиксту II второе. Казань: 1900. - С. 64.

[139] Там же. Третий ответ Павлу Самосатскому. С. 129.

[140] Там же. С. 133.

[141] Там же. Четвертый ответ Павлу Самосатскому. С. 135 - 136.

[142] Там же. Седьмой ответ Павлу Самосатскому. С. 150.

[143] Там же. С. 150 – 152.

[144] Ефрем Сирин, преп. Творения. Толкование на четвероевангелие. Глава 19. Молдавия, Единецко-Бричанская Епархия, 2003. Т. 4. - С. 419.

[145] Цит. по: Кириллов А. А. Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Афанасия Великого. Сергиев Посад: 1902. - С. 464.

[146] Там же. - С. 465.  

[147] Там же. – С. 466. По-гречески: «Оυ κ α ν θ ρ ώ π ο υ τ ε τ ι ν ο ς μ ε τ έ χ ο ν τ ε ς σ ώ μ α τ ο ς, α λ λ α α υ τ ο υ τ ο υ λ ό γ ο υ σ ώ μ α λ α μ β ά ν ο ν τ ε ς , θ ε ο π ο ι ο ύ μ ε θ α »

[148] Там же.

[149] Там же. По-гречески: «μ η α ν α ξ ί ο ι ς ε π ι δ ώ σ η ς τ η ν π ο ρ φ ύ ρ α ν τ ο υ α ν α μ α ρ θ ή τ ο υ σ ώ μ α τ ο ς ».

[150] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Бес.на Еванг. от Иоанна. СПб.: 1902. Т. 8. - С. 552 – 553.

[151] Там же.                                                                                   

[152] Там же.

[153] Цит. по Андроник Никольский, архиеп. Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении. М.: 2008. - С. 147.

[154] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Бес.на Еванг. от Иоанна. СПб.: 1902. Т. 8. - С. 552.

[155] Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. 1993. Т. 2. - С. 300.

[156] «Кто размыслит, как важно то, что человек еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа». Цит. по: Иоанн Златоуст, свт. Творения. О священстве. Слово 3. СПб: 1898. - Т. 1. Кн.1. – С. 426.

[157] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Толк. на Евангелие от Матфея. Бес. LXXXII. СПб.: 1911. – Т. 7. Кн. 1. - С. 826.

[158] Иоанн Златоуст. Творения. СПб.: 1904. – Т. 10. Кн.1. – С. 237.

[159] Там же.

[160] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Ев. от Иоанна, кн. 4 – 6. Сергиев Посад: 1906. Ч. 13. - С. 56 – 57.

[161] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседа IX. СПб.: 1889. Т. 2. Кн. 1. - С. 389.

[162] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Ев. от Иоанна, кн. 4 – 6. Сергиев Посад: 1906. Ч. 13. - С. 41 – 42.

[163] Там же. С. 49 – 50.

[164] Там же. С. 74.

[165] Иларий Пиктавийский, свт. О Троице. Цит. по: Попов И. В. Труды по патрологии. Святые Отцы II – IV вв. Сергиев Посад: 2004. Т. 1. – С. 724.

[166] Там же.

[167] Там же.

[168] Там же. С. 723.

[169] Там же.

[170] Там же. - С. 725. По-гречески: «et in ipsum, ut sancti mecum intelligunt, in ipsum Christum manus missae».

[171] Августин, блаж. Мысли. Три книги блаженного Августина. СПб.: 1795. – С. 377.

[172] Там же.

[173] Андроник (Никольский), архиеп. Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении. М.: 2008. - С. 130.

[174] Там же. С. 136 – 137.

[175] Там же. - С. 146.

[176] Там же.

[177] Там же. С. 200.

[178] Киприан Карфагенский, свт. Таинство единства Церкви. Письмо к Цецилию о Таинстве чаши Господней. М.: 2008. - С. 336.

[179] Там же. С. 336 – 337.

[180] Там же. Письмо к Магну о крещении новацимн и о получивших крещение в болезни. С. 315 – 316.

[181] Григорий Нисский, свт. Точное истолкование Экклесиаста Соломонова. М.: 1997. - С. 141 – 142.

[182] Исидор Пелусиот, преп. Письма. Книга 3. М.: 1860. - С. 229.

[183] Андроник (Никольский), архиеп. Указ. соч. С. 86.

[184] В греческом оригинале звучит так: «ο ὕ τ ω ς κ α ὶ τ ὸ ἀ θ ά ν α τ ο ν σ ῶ μ α ἐ ν τ ῷ ἀ ν α λ α β ό ν τ ι α ὐ τ ὸ γ ε ν ό μ ε ν ο ν π ρ ὸ ς τ ὴ ν ἑ α υ τ ο ῦ φ ύ σ ι ν κ α ὶ τ ὸ π ᾶ ν μ ε τ ε π ο ί η σ ε ν ».

[185] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Глава 37. К.: 2003. - С. 274 – 276.

[186] Там же. С. 278 – 280.

[187] По-гречески: «κ α λ ῶ ς ο ὖ ν κ α ι ν ῦ ν τ ὸ ν τ ῷ λ ό γ ῳ τ ο ῦ θ ε ο ῦ ἁ γ ι α ζ ό μ ε ν ο ν ἄ ρ τ ο ν ε ἰ ς σ ῶ μ α τ ο υ θ ε ο υ μ ε τ α π ο ι ε ῖ σ θ α ι π ι σ τ ε ύ ο μ ε ν ».

[188] По-гречески: «ὁ ἂ ρ τ ο ς ͵ κ α θ ώ ς ϕ η σ ι ν ὁ ἀ π ό σ τ ο λ ο ς ͵ ἁ γ ι ά ζ ε τ α ι δ ι α λ ό γ ο υ θ ε ο υ κ α ι ἐ ν τ ε ύ ξ ε ω ς ͵ ο ὐ δ ι α β ρ ώ σ ε ω ς π ρ ο ϊ ὼ ν ε ι ς τ ο σ ω μ α γ ε ν έ σ θ α ι τ ο υ λ ό γ ο υ ͵ ἀ λ λ ́ ε ὐ θ ὺ ς π ρ ο ς τ ο σ ω μ α δ ι α τ ο υ λ ό γ ο υ μ ε τ α π ο ι ο ύ μ ε ν ο ς ͵ κ α θ ὼ ς ἐ ί ρ η τ α ι υ π ο τ ο υ λ ό γ ο υ ὃ τ ι Τ ο ῦ τ ό ἐ σ τ ι τ ο σ ῶ μ ά μ ο υ ».

[189] Там же. С. 280 – 283.

[190] Малахов В. Я. Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии. СТСЛ, 2007. – С. 39.

[191] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 2. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. М.: Паломник, 2001. - С. 268

[192] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Ев. от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 54.

[193] Там же.

[194] Кирилл Александрийский, свт. Защищение Кирилла. Деяния Вселенских Соборов. Ч. 1. СПб.: 2008. – С. 471.

[195] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Ев. от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 55.

[196] Там же. С. 58.

[197] Там же. С. 38.

[198] Там же.

[199] Гурий (Карпов), свт. Жизнеописание. Проповеди. Акафист. Речь к причастникам Святых Таин. Симферополь: 2008. – С. 127.

[200] Иоанн Златоуст, свт. Цитр. по кн.: Андроник (Никольский), архиеп. Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении. М.: 2008. - С. 169.

[201] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 10. Кн. 1. СПб: 1904. – С. 237.

[202] Василий Великий, свт. Письмо к Кесарии о приобщении. Письма. М.: 2007. – С. 193.

[203] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 3. Нравственные правила. Правило 21. О приобщении Тела и Крови Христовых, и какое намерение оного. М.: 1993. - С. 391.

[204] Григорий Нисский, свт. Цит. по Андроник Никольский, архиеп. Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении. М.: 2008. - С. 91.

[205] Андроник (Никольский), архиеп. Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении. М.: 2008. - С. 93.

[206] Там же. С. 259.

[207] Григорий Нисский, свт. Цитр. по кн.: Андроник (Никольский), архиеп. Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении. М.: 2008. - С. 95.

[208] Там же.

[209] Ириней Лионский, св. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб.: 2008. – С. 453.

[210] Там же. С. 483.

[211] Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия. Кн. 6. Творения. М.: 1864. Ч. 6. – С. 57.

[212] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 10. Кн. 1. СПб: 1904. – С. 237.

[213] Ириней Лионский, св. Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Книга IV, гл. XVIII. М.: 1868. – С. 468 – 469.

[214] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Евангелие от Иоанна, книга 4 – 6. 1906. Ч. 13. – С. 51.

[215] Там же. С. 38.

[216] Там же. С. 39.

[217] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Ев. от Иоанна. Указ. соч. С. 75 – 76.

[218] Кирилл Александрийский, свт. Послание к Несторию об отлучении. Деяния Вселенских Соборов. Ч. 1. СПб.: 2008. – С. 195.

[219] Там же. С. 199.

[220] Там же. Защищение Кирилла. С. 439.

[221] Там же. С. 440.

[222] Там же.

[223] Там же.

[224] Святой Амвросий Медиоланский. Объяснение Символа. О таинствах. О тайнах. Перевод с латинского студента 4 курса свящ. А.Гриня. Кн.6, СПб.: 2002. – С. 30.

[225] Цит. по: Кириллов А. А. Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Афанасия Великого. Сергиев Посад: 1902. – С. 466. По-гречески: «Оυ κ α ν θ ρ ώ π ο υ τ ε τ ι ν ο ς μ ε τ έ χ ο ν τ ε ς σ ώ μ α τ ο ς, α λ λ α α υ τ ο υ τ ο υ λ ό γ ο υ σ ώ μ α λ α μ β ά ν ο ν τ ε ς , θ ε ο π ο ι ο ύ μ ε θ α ».

[226] Там же. С. 138.

[227] Служебник. Чин священной Литургии. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. – С. 81.

[228] Там же. С. 82 – 83.

[229] Там же. С. 85.

[230] Там же. С. 94.

[231] Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: 1993. Т. 2. – С. 397 – 398.

[232] Литургия св. ап. Иакова, брата Божия. Перевод еп. Парфения Левкийского. София, 1948. – С.42.

[233] Иоанн Златоуст, свт. О священстве. Слово 3. Т. 1., кн. 1. 1898. – С.425.

[234] Божественная Литургия Василия Великого. Служебник. Указ. Соч. С. 221 – 222.

[235] Там же. С. 222 – 223.

[236] Там же. С. 223.

[237] Божественная Литургия Василия Великого. Служебник. С. 236 – 237.

[238] Там же. С. 236 – 237.

[239] Там же. С. 238 – 239.

[240] Николай Кавасила, св. О жизни во Христе. М.: 2006. – С. 203.

[241] Божественная Литургия Василия Великого. Служебник. С. 241 – 242.

[242] Дидахэ. Писания мужей апостольских. Творения Святых Отцов и Учителей Церкви. М.: 2008. – С. 51 – 53.

[243] Божественная Литургия Василия Великого. Служебник. С. 252.

[244] Божественная Литургия Иоанна Златоуста. Служебник. С. 144.

[245] Там же. С. 147.

[246] Там же. С. 148.

[247] Цит. по: Катанский А. Л. Указ. Соч. С. 111 – 112. По-гречески: «κ α ι ε ν τ α υ θ α τ η ν π ρ ο σ φ ο ρ α ν τ ε λ έ σ α ν τ ε ς ε κ κ α ο υ μ ε ν τ ο Π ν ε υ μ α τ ο ά γ ι ο ν, ό π ω ς α π ο φ ή ν η τ η ν θ υ σ ί α ν κ α ι τ ο ν ά ρ τ ο ν σ ω μ α τ ο υ Χ ρ ι σ τ ο υ, κ α ι τ ο π ο τ ή ρ ι ο ν τ ο α ί μ α τ ο υ Χ ρ ι σ τ ο υ ί ν α ο ι μ ε τ α λ α β ό ν τ ε ς τ ο υ τ ω ν τ ω ν α ν τ ι τ ύ π ω ν τ η ς α φ έ σ ε ω ς τ ω ν α μ α ρ τ ι ω ν κ α ι τ η ς ζ ω η ς α ι ω ν ί ο υ τ ύ χ ω σ ι ν ».

[248] Божественная Литургия Иоанна Златоуста. Служебник. С. 159 – 160.

[249] Божественная Литургия Иоанна Златоуста. Служебник. С. 167.

[250] Там же. С. 171.

[251] Божественная Литургия Преждеосвященных Даров. Служебник. С. 292.

[252] Там же. С. 293.

[253] Там же. С. 295 – 296.

[254] Асмус В., прот. О кандидатской диссертации св. Андроника. См. Андроник (Никольский), архиеп. Указ. Соч. С. 281 – 286.

[255] Гусев А. Ф. Ответ А. А. Кирееву. По старокатолическому вопросу о «Filioque» и «пресуществлении». Харьков: 1897. – С. 37.

[256] См.: Малахов В. Я. Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии. Указ. соч. С. 30 – 31.

[257] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. О Теле и Крови Христовой. Поучение тайноводственное четвертое. М.: 1999. – С. 330.

[258] Там же. - С. 335.

[259] Там же. - С. 318.

[260] Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб.: 1863. - Т. 1. – С. 304.

[261] Григорий Нисский свт. Большое огласительное слово. Гл. 37. К.: 2003. – С. 274 – 276.

 

[262] Григорий Нисский свт. Большое огласительное слово. Гл. 37. К.: 2003. – С. 274 – 276.

[263] Там же. С. 280 – 284.

[264] В примечаниях к данному отрывку Ю. А. Вестель пишет: «Исключительно важное место, т.к. одно из первых в святоотеческой письменности ясно учит, во-первых, о претворении, или преложении, евхаристичечких Даров в Тело и Кровь Христовы, а во-вторых, о том, что это происходит посредством слова... Св. Григорий употребляет для выражения этой идеи знаменательные термины: μ ε τ α π ο ι έ ω «переделывать», «претворять», «изменять» и (в самом конце этой главы) μ ε τ α σ τ ο ι χ ε ι ό ω «менять элементарную основу», «менять по существу», «преображать». Особенно важно последнее слово, происходящее от философского термина σ τ ο ι χ ε ῖ ο ν – «первоначало», «элемент», «стихия» - и незнакомое классическому словарю, хотя Филон Александрийский употреблял его в значении превращения земли в воду…. Св. Григорий применял его для описания изменения воскресшего тела Христа, преображения тел и всего мира при последнем воскресении, духовного преображения человека в Крещении. В. М. Лурье в переводе трактата св. Григория «Об устроении человека» передает существительное от этого глагола как «перестановка элементов», а в примечаниях приводит значения: «глубокое изменение», «изменение природы», «изменение каждого из элементов». В PG и, соответственно, в РП это место звучало иначе, так что пропадал смысл преложения Даров посредством слова... (π ρ ο ς τ ο σ ω μ α τ ο υ λ ό γ ο υ μ ε τ α π ο ι ο ύ μ ε ν ο ς [PG] вместо π ρ ο ς τ ο σ ω μ α δ ι α τ ο υ λ ό γ ο υ [Srawley]) В подтверждение чтения, принятого у Srawley, которое дает приведенный у нас перевод «... претворяясь в Тело посредством слова...», Мур и Уилсон приводят три древних латинских перевода: statim a verbo transmutatus (P. Morelius, 1568); a verbo transmutatus(G. Hervetus, 1573); per verbum mutatus (P.F. Zinus, 1575). В середине XIX в., когда создавался РП, архиепископ Филарет (Гумилевский) правильно читал это место: «... не так, чтобы чрез вкушение становился Телом Слова, но внезапно претворяется в Тело словом, как сказано Словом...» (Историческое учение об Отцах Церкви. Спб, 1859, т. II, с. 199 [репр. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996]). Что св. Григорий учил о претворении хлеба и вина в Тело и Кровь посредством молитвы, ясно из его слов в другом сочинении: «Хлеб, пока (не освящен) есть обыкновенный хлеб; когда же над ним будет священнодействовано таинство, он именуется и бывает Христовым Телом».

[265] Там же. С. 280 – 284.

 

[266] Григорий Нисский свт. Большое огласительное слово. Гл. 37. К.: 2003. – С. 280 – 284.

[267] Ириней Лионский, св. Указ. Соч. Книга V, гл. II. С. 581.

[268] Там же. С. 581.

[269] Иустин Философ, св. Цит. по: Катанский А. Л. Указ. соч. С. 80.

[270] Константин (Горянов), архиеп. Богословские аспекты Таинства Евхаристии. Указ. соч. С. 15.

[271] См.: Малахов В. Я. Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии. 2007: СТСЛ – С.14.

[272] Геннадий Схоларий, свт. Проповеди. СПб: 2007. – С. 281.

[273] Стефан Филейский, преп. Творения. Киров (Вятка): 2007. – С. 176 – 177.

[274] Иоанн Кронштадтский, прав. Священнику. М.: 2005. - С. 133 – 134.

[275] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М.: 2002. – Т. 4. – С. 127.

[276] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толк. на Евангелие от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 48.

[277] Иоанн Дамаскин, преп. Точное Изложение Православной веры. – М.: 1992. – С. 222.

[278] Там же. – С. 219 – 221.

[279] Иоанн Кронштадтский, св. Мысли христианина о покаянии и святом причащении. Издательство ИНТО. Синодальная библиотека Московского Патриархата. М.: 1990 - С. 88.

 

 

[280] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: 1999. – С. 330.

[281] Там же. – С. 332.

[282] Там же. – С. 339.

[283] Там же. По-гречески: «ο ι ν ο ν μ ε τ α β α λ ώ ν ε ι ς α ί μ α ».

[284] Там же. – С. 335.

[285] Там же. – С. 318.

[286] Иоанн Златоуст, свт. Цит. по кн.: Андроник (Никольский), архиеп. Древнецерковное учение об Евхаристии. М.: 2008. – С.163 – 164.

[287] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. Творения. СПб: Т. 7, кн. 1. 1911. – С. 826.

[288] Цит. по кн.: Андроник (Никольский), архиеп. Указ. соч. С. 200.

[289] Киприан Карфагенский, свт. Таинство единства Церкви. Письмо к Цецилию о Таинстве Чаши Господней. М.: 2008. - С. 334 – 334.

[290] Святой Амвросий Медиоланский. Объяснение Символа. О таинствах. О тайнах. Перевод с латинского студента 4 курса свящ. А.Гриня. Кн.6, СПб.: 2002. – С. 30.

[291] Там же.

[292] Там же.

[293] Киприан Карфагенский, свт. Таинство единства Церкви. Письмо к Цецилию о Таинстве чаши Господней. М.: 2008. - С. 331.

[294] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседы на Евангелие от Иоанна. СПб.: 1902. Т. 8. – С. 553 – 554.

[295] Гурий (Карпов), свт. Беседы священноинока с прихожанами о достойном приготовлении к принятию Святых Таин. О Святом Причащении. Симферополь: 2008. – С. 185 – 193.

[296] Там же.

[297] Там же.

[298] Иоанн Кронштадтский, св. Священнику: Извлечения из дневниковых тетрадей. М.: 2005. – С. 96.

[299] Ириней Лионский, св. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. Отрывки из утраченных сочинений. СПб.: 2008. – С. 543 – 544.

[300] Иустин философ, св. Цит. по Катанский А. Л. Указ. Соч. С. 80. По-гречески: «τ ο υ σ α ρ κ ο π ο ι η θ έ ν τ ο ς ̉ Ι η σ ο υ κ α ι σ α ρ κ α κ α ι α ι μ α ε δ ι δ ά χ θ η μ ε ν ε ι ν α ι ».

[301] Катанский А. Л. Указ. Соч. С. 80 – 81.

[302] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 4 – 6. 1906. Ч. 13. - С. 71 – 72.

[303] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа LXXXII. СПб: Т. 7, кн. 1, 1911. – С. 820 – 821.

[304] Рафаил (Карелин), архим. О ложных взглядах на Таинство Евхаристии. Журнал «Благодатный Огонь», № 11, 2003. – С. 104.

[305] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Коринфянам. Творения. СПб: Т. 11, кн. 1. 1905. – С. 23 – 24.

[306] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на 2-е послание к Тимофею. Творения. СПб: Т. 11, кн. 1. 1905. – С. 764.       

[307] Тихон Задонский, свт. Таинства любопытно не испытывати. Наставления о собственных всякого христианина должностях. СПб: 2005. – С. 16 – 17.

[308] Игнатий Богоносец, св. Послание к Римлянам. Глава VI. Писания мужей апостольских. М.: 2008. - С. 304.

[309] Кирилл Александрийский, свт. Твоерения. Кн.1. О поклонении и служении в духе и истине. Ч. III., кн. XVII. - М.: 2000. - С. 696 — 697.

[310] Иоанн Кронштадтский, св. Цит. по: Учебный молитвослов. Правило ко святому Причащению. М.: 2006. - С. 30.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.499 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь