Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


От чувственного к умственному (интеллектуальному).



У.Джемс —автор замечательного практического пособия ≪ Психология

в беседах с учителями ≫ [27], где немало страниц посвящено

вниманию —дал и указания относительно того, как ≪ укреплять

внимание в детях ≫ , делать его более устойчивым.

Само по себе произвольное внимание долго удерживаться не

Может и подвержено колебаниям (см. разд. 2.1.8). Поэтому если на

Учеников просто прикрикнуть, то они на мгновение станут внимательными,

А потом снова отвлекутся. Нужно их заинтересовать так,

Чтобы они не могли отвлечься. Для этого необходимо сообщить

Искусственную привлекательность предмету занятий, который не

Привлекает внимания сам по себе, непосредственно, иначе говоря

—ассоциировать его с чем-то, что ребенку интересно и известно

заранее, но продолжает вызывать у него любопытство. ≪ Талант

" интересного" учителя, —считал У.Джемс, —состоит в основанном

На симпатии угадывании того, какого именно рода материал

Способен заинтересовать воспитанника, и в проницательном

Умении находить связующие пути от этого материала к тому,

что надо изучить в следующий момент ≫ [27, 87].

В свою очередь поддержание интереса и, как следствие, внимания

К изучаемому предмету может быть обусловлено только

Непрерывным изменением этого предмета, которое У.Джемс возводит

в универсальное педагогическое правило: ≪ Всякий объект

Внимания должен постоянно показывать новые стороны, возбуждать

Новые интересы —словом, изменяться. От неподвижного, застывшего

предмета внимание неизбежно улетит прочь ≫ [27, 83, 84].

Это педагогическое замечание У.Джемса касается внимания в

Аспекте сосредоточенности, удержания требуемого направления

Внимания и сохранение необходимой его степени в течение опре-

Деленного времени. А как быть с таким свойством внимания, как

направленность, и таким аспектом, как избирательность! Вспомним,

что для ее объяснения У.Джемс использует понятие ≪ преперцепции

≫ —предвосхищения объекта внимания (см. разд. 2.1.9).

Предвосхищать же человек может то, что ему некогда у к а з а л и,

то, для чего у него есть в уме готовые образы — ≪ преперцепторы ≫ :

≪ Мы обыкновенно видим лишь те явления, которые преперципи-

руем ≫ [26, 185]. Об этом писал и Н.Н.Ланге: произвольное внимание

возможно только тогда, когда у человека есть предварительное

Знание о предмете и его отличительных особенностях.

Следовательно, отличая какие-то объекты или стороны окружающей

Действительности, взрослый тем самым организует внимание

Ребенка. Ребенок узнает, что в классе следует обращать внимание

На доску и на то, что рассказывает учитель, а не на кляксу

В тетради соседа и не на бант на макушке у соседки, за который

Так хочется потянуть. А в картинной галерее —на картины и скульптуры,

а не на смешные очки на носу у ≪ музейной старушки ≫

(впрочем, и из этого взгляда ≪ не по назначению ≫ многое может

получиться: достаточно вспомнить, к примеру, записные книжки

наблюдательнейшего И.Ильфа).

Когда ребенок становится старше, взрослый старается ему показать,

Что в картине интересны не только изображенные на ней

Домик, человечек и собачка. За любой картиной стоит особая техника,

Особый стиль художника, который отличает его от других мастеров,

особые автографы эпохи, в которую была написана картина:

например, строгие линии классицизма или прихотливые

Извивы барокко. Проходит совсем немного времени, и ребенок начинает

Различать эти детали в других картинах. Не исключено, что

Он многократно видел и сами эти картины, и их отдельные детали

Раньше, но попросту не замечал, поскольку, согласно У.Джемсу,

не мог ≪ преперципировать ≫ .

Вывод У.Джемса прост и парадоксален одновременно: ≪ Наше

внимание привлекается старым в новом ≫ [27, 87]. Однако и новое

постепенно становится ≪ старым ≫ , по мере того как человек учится

Выделять в предметах все больше и больше сторон. А чем больше


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь