Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возможен ли более высокий уровень обобщения?



 

Возникает вопрос, возможен ли более высокий уровень теоретического обобщения, который объединит идеи о влиянии материальной силы, систем производства, культуры и национальных особенностей, морали и эмоций на отношения между человеческими сообществами. Учитывая эту проблему, следует обратиться к социологической концепции Н. Элиаса, которая является одним из немногих подходов, показывающим возможности построения такого обобщения.

Природа социологии процесса Н. Элиаса прослеживается в исследовании событий европейских обществ с XV по XX века. Его позиция была в основном связана с объяснением цивилизационного процесса, в котором сами европейцы считали, что занимают передовые позиции перед своими средневековыми предшественниками, а по прошествии веков и перед неевропейскими народами. Важно добавить, что Н. Элиас не использовал термин «цивилизационный процесс», чтобы подчеркнуть мнение о том, что европейская цивилизация превосходила все остальные. Основная цель заключалась в понимании долгосрочные процессов изменений, которые привели к широкому внедрению этого коллективного образа.

Н. Элиас представлял средневековую Европу как зону конфликта из-за отсутствия монополии силы. Постоянное соперничество с применением силы между соперниками привели к территориальной концентрации власти. Этот процесс привел к некоторому умиротворению на государственном уровне, что обеспечило усиление урбанизации и развитие торговли. В результате чего все больше и больше людей оказались вовлечены в сложный процесс разделения труда. Поскольку значимость обеспечения собственной безопасности путем применения силы несколько сократилась, стал проявляться более высокий уровень самоконтроля поведения государств. Ограничения на насилие были включены в доминирующие типы личности современных сообществ сначала среди светских высших классов, а затем перебросились и на другие социальные слои (Elias 1983: 556).

Изменения в эмоциональной жизни, появление стабильных монополий власти и удлинение цепочек взаимозависимости были ключевыми вопросами в рамках цивилизационного процесса. Механизмы принуждения не утратили своей прежней значимости, но они в большей степени были завуалированы, поскольку те, кто контролирует инструменты насилия отошли на второй план. В весьма спокойных социальных системах различные социальные группы пришли к мысли о то, что жестокие и насильственные действия несовместимы с их общностью, с их цивилизацией.

 

[152]

В итоге во многих обществах были ликвидированы публичные исполнения приговоров о смертной казни и насильственные наказания, а жестокость к животным и детям была объявлена вне закона. По сравнению со средневековым миром, когда высшие чины не беспокоились о ранениях и эксплуатации подчиненных, современные общества свидетельствуют о расширении сферы эмоционального определения между национальными группами.

Анализ цивилизационного процесса происходил на высоком уровне обобщения, который привел к борьбе за власть и обеспечение безопасности, изменениям в экономической жизни, изменению нравственных ценностей и человеческих эмоций в рамках единой пояснительной базы. Но нельзя сказать, что синтез завершен. В своей работе Н. Элиас не достаточно уделил внимания половой принадлежности (проект рукописи по этой теме был утрачен), но следует добавить, что в исторической социологии в целом не говорится о гендерных аспектах долгосрочных моделей социальных и политических изменений (Miller 2003). Однако Н. Элиас выделялся среди социологов своего поколения в вопросах объединения внутренней и международной политики в рамках одной теоретической системы. Красной нитью в его трудах проходит тема о том, что человеческие общества постоянно идентифицируются с конкретными единицами (группами, объединенными родственными связями, городами-государства, национальными государствами и др.), которые предлагают определенные механизмы обеспечения защиты от внутренних и внешних угроз. Ещё раз обращаясь к позиции М. Вебера относительно нравственных качеств, он утверждал, что большинство сообществ обладает двойным стандартом морали, запрещая всякое убийство представителей своей группы, но в то же разрешая, а иногда и активно поддерживая насилие в отношении внешних игроков. Таким образом, в истории нет явных примеров, которые могут быть противопоставлены цивилизационному процессу в отношениях между независимыми политическими сообществами, точнее, ограниченному успеху в умиротворении мирового сообщества и в расширении сферы эмоционального определения, включающий всех людей. Со временем изменилось количество доминирующих игроков, способных противостоять существующим угрозам. Желание ликвидировать противника с помощью силы привело к тому, что все больше территориальных монополий на власть, определенных в территориальных границах, могли оформиться в мировое государство.

Этот тезис рассматривается в качестве центрального для объяснения развития современных европейских обществ при изучении истории человечества в целом. Однако история человечества является больше, чем просто эволюцией более крупных территориальных монополий на власть или изменений в применении насилия и в структуре экономической жизни. Долгосрочные преобразования привели к более высокому уровню взаимозависимости не только между людьми внутри конкретного общества, но и непосредственно между обществами. Уничтожение противника и территориальное расширение власти, развитие экономических и социальных связей и усиление международных институтов свидетельствовали о долгосрочной тенденции к глобализации человеческого общества в целом

 

[153]

 

(Mennell 1990). Благодаря высокому уровню взаимозависимости в относительно спокойный социальных системах, назрела необходимость в создании национальных институтов для определения будущего пути развития (Mennell 2007). Усилился уровень эмоционального самоопределения между членами общества. Особенно эта тенденция проявилась там, где доминирующие группы были в значительной степени зависимы от менее сильных социальных слоев (De Swaan 1995, 1997). Центральным вопросом для социологии процессов остается вероятность подобного развития событий в мировой политике при отсутствии единой монополии на власть.

Н. Элиас утверждал, что колоссальный процесс интеграции заставил общества модифицироваться в глобальные сети взаимозависимости, создавая соответствующие проблемы для проявления большей сдержанности (не в последнюю очередь в отношении самых разрушительных инструментов силы) и готовности к сотрудничеству по большему кругу вопросов. Чувство моральной ответственности за причиненный вред другим участникам международных отношений в некоторой степени выросло. Однако нет никаких гарантий относительно того, что человечество станет более космополитичным. Социальные группы зачастую выражали свое недовольство против посягательств на чужие ценности и возможности утраты власти и влияния в результате усиления глобальной взаимозависимости. Нельзя было не считаться с возможностью возникновения националистических или ксенофобских настроений в отношении глобализации. Борьба за власть и обеспечение безопасности не закончилась. Также не было предпосылок для откладывания цивилизованных ограничений на применение силы, поскольку сообщества опасались за свою безопасность и выживание в целом. Указанные мнения не являются оптимистическими в отношении перспектив глобального цивилизационного процесса. Однако Н. Элиас добавил, что нынешние уровни взаимозависимости развиваются в том направлении, что можно было бы считать «предысторией человечества». Значительные успехи в изучении механизмов мирного сосуществования могут произойти в течение тысяч или миллионов лет, предполагая, что человечество сможет удержать свои стабильные позиции.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь