Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВЕЛИКОПОСТНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, БЫТ



Мы посещаем церковные службы, постимся и мо­лимся в определенное время, но всем этим мы еще не исчерпываем постный подвиг. Для того, чтобы все это


было действенным и плодотворным, требуется еще поддержка всей нашей жизни. Другими словами, тре­буется известный образ жизни, который не был бы противоположностью Посту, не раздваивал бы наше существование. В прежние времена в православных странах само общество создавало великопостную ат­мосферу жизни совокупностью обычаев и навыков, как личных, так и коллективных, рождающую то, что так хорошо выражается русским словом «быт». В те­чение Великого Поста все общество подчинялось из­вестному ритму жизни, правилам, которые постоянно напоминали отдельным членам этого общества о Ве­ликом Посте. В России, например, постоянно напоми­нал об этом особый великопостный звон церковных колоколов; театры были закрыты, прекращались ве­ликосветские приемы. Сами по себе эти внешние пра­вила, конечно, не могли возбудить в человеке покая­ния и направить его на более активную религиозную жизнь. Но создавалась известная великопостная ат­мосфера, которая' облегчала личное, индивидуальное усилие. Мы слабы, нам необходимы внешние напоми­нания, символы, знаки. Конечно, всегда есть опасность, что внешние символы сами по себе будут сочтены со­вершенным и достаточным соблюдением Поста и, вместо того, чтобы напоминать о Великом Посте, за­слонят его истинный смысл и значение. Мы уже упо­минали об этой опасности, говоря, что внешние обычаи и правила могут подменить настоящий личный под­виг. Однако при правильном подходе видишь, что эти обычаи являются как бы передаточным ремнем, соеди­няющим духовный подвиг со всей совокупностью жизни.

Мы не живем в православном обществе, и поэтому общественная жизнь в наши дни не может создать великопостной атмосферы. Мир, окружающий нас, мир, к которому мы принадлежим, не меняется Вели­ким Постом. Поэтому от нас требуется новое усилие, необходимо еще раз обдумать религиозную связь меж­ду внешней и внутренней жизнью. Духовная трагедия секуляризма, обмирщенности нашей цивилизации в том, что они вталкивают нас в подлинную религиоз­ную шизофрению: деление жизни на две части — ре­лигиозную и светскую, без какой-либо связи между ними. Поэтому для замены внешних символов и на-


 


96


97


поминаний в наши дни требуется особенное духовное усилие. Схематически это усилие можно рассматри­вать, во-первых, по отношению к нашей домашней жизни и, во-вторых, по отношению к жизни нашей вне дома.

В православном мировоззрении домашняя жизнь, семья составляют основу христианской жизни, при­менение христианских принципов в ежедневной жиз­ни. Основы христианского мировоззрения закладыва­ются в нас именно дома, в быте и духе семейной жиз­ни. Не в школе, даже не в церкви, а в семье образуется то мировоззрение, которое вначале может быть даже бессознательным, но в конце концов становится ре­шающим фактором всей нашей жизни. Старец Зоси-ма в «Братьях Карамазовых» Достоевского говорит: «...ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства». Этими воспоминаниями спасен человек на всю жизнь. Очень важно, что говорит он это, вспоминая, как мать водила его к Литургии Преждеосвященных Даров, вспоминая красоту этой службы, неподражаемую красоту великопостного на­пева «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...». В наших церковных школах проводится те­перь замечательная работа по религиозному образо­ванию детей; но она очень мало что может сделать без домашней, семейной основы этого образования. Что же должно и может быть сделано Великим Постом в домашней, семейной жизни? Так как невозможно ска­зать сразу обо всем, что случается в семье, я останов­люсь на одном пункте.

Без всякого сомнения, все согласятся стем, что се­мейный образ жизни радикально изменился под влия­нием радио и телевидения. Наша жизнь переполнена информацией о событиях в мире. Не нужно никуда выходить или выезжать, чтобы знать, что делается на свете. Весь мир постоянно в пределах нашего дости­жения. И мало-помалу элементарный опыт внутрен­ней жизни, красота этого мира просто исчезает из современной культуры. А если не телевидение, то му­зыка: музыка перестала быть тем, что слушаешь; она превратилась в какой-то музыкальный фон разгово­ров, чтения, занятий и т. д. Эта постоянная необходи­мость в музыке изобличает неспособность современ­ного человека наслаждаться тишиной, воспринимать


ее не как что-то отрицательное, как отсутствие чего-то, но именно как условие для всякого настоящего присутствия. Если христиане прежних времен жили по большей части в мире тишины и молчания, давав­ших им возможность полностью сосредоточиться на внутренней жизни, то современные христиане должны делать особые усилия, чтобы получить хотя бы суще­ственно нужное молчание и тишину, необходимые для соприкосновения с высшей реальностью. Таким обра­зом, проблема радио и телевидения в течение Вели­кого Поста — это не побочный вопрос, а в некотором смысле вопрос духовной жизни и смерти. Надо по­нять, что невозможно делить нашу жизнь между ве­ликопостной светлой печалью и переживанием модно­го фильма или спектакля. Эти два переживания не­совместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое. Однако очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых уси­лий. Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, — это решительное прекращение слушанья радио и телевидения Великим Постом. В данном случае мы не смеем предложить совершен­ный Пост, но хотя бы аскетический, который, как мы уже говорили, прежде всего означает перемену «дие­ты» и воздержание. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за передачей инфор­мации или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть пре­кращено Постом — это прикованность к телевизору, растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показы­вают. Когда я был ребенком (это было до появления телевидения), моя мать обычно запирала рояль на пер­вой, четвертой и седьмой неделе Великого Поста. Это сохранилось в моей памяти ярче, чем длинные велико­постные богослужения, и даже теперь, если я слышу музыку, передающуюся по радио Постом, это оскорб­ляет меня почти как кощунство. Это личное воспоми­нание служит только иллюстрацией того, какое впечат­ление производит в детской душе внешнее решение, сознательно принятое взрослыми. Речь здесь идет не просто об отдельном обычае или правиле, но о живом опыте, оберегающем время Великого Поста, о котором


 


98


99


надо все время помнить, чтобы не потерять, не исказить, не нарушить его. Но здесь, так же, как и при употреб­лении постной пищи, одно воздержание недостаточно: оно должно иметь свой положительный противовес.

Тишина, созданная отсутствием светского шума, нарушаемая только допустимой передачей новостей, должна быть заполнена положительным содержани­ем. Душа наша питается молитвой, но разум тоже нуждается в пище; именно разум современного чело­века подвержен непрестанной долбежке телевизора, радио, газет, иллюстрированных журналов и тому по­добное. Мы предлагаем добавить умственное усилие к чисто духовному. Мы пренебрегаем столькими ше­деврами, столькими замечательными плодами чело­веческой мысли, воображения и творчества только потому, что гораздо легче и проще, вернувшись с ра­боты домой, уставши физически и умственно, вклю­чить телевизор или погрузиться в совершенную пусто­ту иллюстрированного журнала. Было бы хорошо за­ранее наметить для себя программу для Великого Поста. Составить заранее список полезных книг, ко­торые надо было бы прочитать. Нет необходимости, чтобы все эти книги были религиозного содержания. Не все люди призваны быть богословами. Но в лучших произведениях литературы заложено столько богослов­ских мыслей, а все, что обогащает наш разум, всякий плод настоящего творчества благословляется Цер­ковью и, правильно воспринимаемое, приобретает ду­ховную ценность. В предыдущей главе я говорил о том, что четвертое и пятое воскресенья Поста посвя­щены памяти двух великих учителей христианской духовной жизни: святого Иоанна Лествичника и пре­подобной Марии Египетской. Надо понять, что в об­разе этих двух святых Церковь явно указывает нам, что Постом она ждет от нас обогащения нашего ду­ховного и умственного внутреннего мира. Чтение и духовное размышление могут помочь нам обрести этот внутренний мир и его радость. Современный секуляр-ный мир не дает нам вкусить этой радости, настоя­щего призвания человека, проявляющегося во внут­реннем, а не во внешнем мире; но без этой радости, без понимания Великого Поста как пути в глубину нашего человеческого существа Великий Пост теряет свое значение.


Кроме того, какое значение мог бы иметь Великий Пост в течение долгих часов, проводимых вне дома, во время наших разъездов, когда мы сидим за своим столом на работе, занимаемся исполнением профес­сиональных обязанностей, встречаемся с коллегами или друзьями? Тут нельзя дать никакого определен­ного рецепта, но можно привести некоторые общие соображения и рассуждения. Во-первых, Великий Пост — лучшее время, чтобы рассмотреть и взвесить невероятно поверхностный характер нашего отноше­ния к людям, к вещам, к работе. «Относиться ко всему с улыбкой», «не принимать слишком близко к серд­цу» — вот советы, ставшие на самом деле заповедями, которым мы радостно подчиняемся, а означают они: не связывайте себя, не расспрашивайте, не углубляй­те своих отношений с людьми; соблюдайте правила игры, которые состоят в соединении дружественных отношений с людьми и полного к ним равнодушия; думайте обо всем с точки зрения материальной выго­ды, прибыли, повышения; другими словами, будьте частью того мира, который постоянно употребляет ве­ликие слова «мир», «ответственность», «осторожность» и т. д., а на самом деле следует материалистическому принципу, по которому человек оценивается соответ­ственно его заработку. Великий Пост — время иска­ния смысла: смысла моей профессиональной жизни с точки зрения призвания; смысла моих отношений с другими людьми; смысла дружбы; смысла моей ответ­ственности в жизни. Нет ни работы, ни призвания, которые хотя бы понемногу не могли быть преображе­ны, не с точки зрения большей производительности или лучшей организации, но с точки зрения человеческой ценности. Необходимо стараться углубить все наши человеческие отношения, потому что мы — свободные люди, которые стали (часто сами того не сознавая) рабами систем, постепенно уничтожающих все чело­веческое в мире. И если наша вера имеет какое-либо значение, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях. Множество людей думает, что не­обходимые перемены происходят в зависимости от ре­волюций, внешних перемен в условиях жизни. Но мы, христиане, должны доказать, что на самом деле все вытекает изнутри — от веры и жизни по вере. Цер­ковь, когда она вошла в греко-римский мир, не при-


 


100


101


зывала к революции, указывая на рабство. Но рабство стало невозможным под влиянием веры и новой оцен­ки человека и всей жизни. Один святой, — а здесь свя­той означает просто человека, относящегося серьезно к своей вере, — больше может сделать, чтобы изменить мир к лучшему, чем тысяча напечатанных программ. Святой человек — единственный настоящий револю­ционер в этом мире.

Прибавим еще одно последнее замечание: Великий Пост — это время, когда надо особенно следить за всем тем, что мы говорим. Мир наш неимоверно многоре­чив, мы постоянно утопаем в словах, которые утратили свое значение, а следовательно, и свою силу. Христи­анство являет нам священное значение слова — этого воистину божественного дара. Наше слово обладает огромной силой, либо положительной, либо отрица­тельной. Поэтому мы будем судимы и за наши слова: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Матф. 12, 36—37). Если мы обдумываем и взвешива­ем наши слова, мы вновь осознаем их глубокий и свя­щенный смысл и понимаем, что иногда невинная шут­ка, необдуманно сказанная, может привести к самым бедственным результатам, может стать последней каплей, переполнившей чашу отчаяния человека и толкнувшей его на худшее. Но слово может быть и свидетельством. Случайный разговор через стол со своим коллегой может иногда лучше передать ему верный взгляд на жизнь, на других людей, на работу, чем формальная исповедь. Слово может заронить в душу возможность другого подхода к жизни/желание познания. Мы действительно не представляем себе, как мы постоянно влияем друг на друга словами, всем строем своей личности. И в конце концов люди обра­щаются к Богу не потому, что кто-то смог дать им блестящие объяснения, но потому, что они увидали в Нем тот свет, ту радость и глубину, ту серьезность и любовь, которые одни обнаруживают присутствие и силу Божию в мире.

Таким образом, Великий Пост, как мы говорили а самом начале, это время, когда человек как бы вновь приобретает веру, но также и жизнь в ее боже­ственном значении, в ее священной глубине. Воздер


живаясь от пищи, мы вновь узнаем ее вкус и науча­емся получать ее от Бога с радостью и благодарно­стью. Сокращая развлечения, слушание музыки, не­нужные разговоры и поверхностные рассуждения, мы вновь понимаем величайшую ценность отношений с человеком, с человеческой работой и с искусством. И понимаем мы все это, потому что мы просто снова поняли Самого Бога, потому что мы вернулись к Нему и в Нем ко всему тому, что Он дал по Своей бесконеч­ной любви и милосердию.

И вот почему в Пасхальную ночь мы поем:

Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя; Да празднует убо вся тварь восстание

Христово, В Нем же утверждается...

Не лиши нас этой надежды, Человеколюбче!


102


ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ОТЦА АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА*



















I. ПЕРВЫЕ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ

Священник Александр Шмеман родился в 1921 г. в Ревеле, в Эстонии. Отец — офицер лейб-гвардии Семеновского полка, мать — из помещичьей семьи Шишковых из Самарской губер­нии. Детство провел в Ревеле (1921—1928) и Белграде (1928— 1929), школьные годы — в Париже (с 1929 г.). Учился сначала во французской католической школе, затем в Русском кадетском корпусе (где директором в те годы был знаток и любитель рус­ской культуры генерал В. В. Римский-Корсаков, сумевший пере­дать эту любовь и ученикам) и, наконец, во Французском го­сударственном лицее. В первые годы учения в Богословском институте слушал также лекции в Сорбонне. С раннего детства прислуживал в церкви и был иподиаконом у митрополита Евло-гия. Это больше всего направило его на путь служения Церкви. Еще до поступления в институт близко познакомился с некото­рыми профессорами его — особенно нужно отметить влияние архимандрита Киприана и также тесное общение с В. В. Вейдле и покойным К. В. Мочульским.

Поступил в институт осенью 1940 г., через два месяца после занятия Парижа немцами. Война и оккупация окрасили годы обучения богословию в особые цвета. Это было действительно героическое время для института. Профессора читали, а студен­ты слушали лекции в нетопленых аудиториях, на голодный желу­док, сидели в пальто и рукавицах. До сих пор многим помнятся

* Статья перепечатана (с небольшими уточнениями) из жур­нала «Вестник русского христианского движения», Париж — Нью-Йорк— Москва, 1984, № 141. Первая часть статьи («I. Первые тридцать лет») подготовлена на основе автобиографической за­метки, написанной отцом Александром Шмеманом для книги о Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже, которую готовил к печати А. В. Карташев (книга издана не была). Вторая часть статьи («II. Второе тридцатилетие») представляет собой отрывок из статьи ныне покойного протоиерея Кирилла Фотиева в газете «Русская мысль» (Париж) от 22 декабря 1983 г.


лиловые от холода руки отца Сергия Булгакова и вся обстановка его последних лекций. Это была последняя группа его слутиа-телей. Он читал свое толкование Апокалипсиса, и даже боль­ше, чем его слова, запомнился весь его облик, тот необычайный свет, горение, сияние, которое исходило от него в эти последние годы. Студентов было очень мало, кучка людей, как будто совсем отрезанная от окружавшей тогда и грохотавшей действительно­сти. Может, именно потому и сохранилось от тех лет такое силь­ное впечатление, сознание служения «единому на Потребу», поч­ти вызова, а также и единства.

На втором курсе у А. Шмемана уже ясно определился инте­рес к истории Церкви. Под руководством А. В. Карташева он вы­брал темой своего сочинения Флорентийский Собор, а это, в свою очередь, вовлекло в изучение судьбы Византийской Церкви, столь мало еще изученной. С тех пор Византия стала главным предме­том занятий А. Шмемана, хотя для чтения порученных А. Шме-ману курсов он должен был работать почти во всех областях истории Церкви — от начала до наших дней. Сочинение А. Шме­мана подавалось частями, и в 1945 г. он получил степень канди­дата и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Церкви при профессоре А. В. Карташеве. В 1946 г. А. Шмеману поручено было читать часть курса. С тех Пор по­степенно А. В. Карташев передал ему всю историю Древней и Восточной Церкви.

Осенью 1946 г. А. Шмеман принял священство с оставлением при Богословском институте и приписанием к маленькому при­ходу в Кламаре в помощь архимандриту Киприану. Весной 1948 г. священник А. Шмеман сдал первую часть докторского эк­замена в виде доклада Совету о работе над историей Византий­ской Церкви. Весной 1950 г. сдал и вторую часть докторского экзамена, представив перевод с рукописи Парижской националь­ной библиотеки не изданного еще трактата Марка Ефесского. Подготовляется курс по Истории Византийской Церкви (IX— XV вв.), монография о Марке Ефесском и исследование о визан­тийской теократии.

Когда отцу А. Шмеману пришлось начать чтение лекций, курс церковной истории уже имел свой вполне определенный план и структуру. Этот план классический: ранняя Церковь, эпоха все­ленских соборов, византийский период, восточные церкви до на­ших дней. Но новые условия позволили несколько видоизменить самый метод преподавания. А. В. Карташев начал читать свой курс, когда институт еще не имел всего комплекта кафедр, по­неволе в историю Церкви приходилось вставлять и элементы патрологии, церковной археологии и канонического права. Кроме


 


104


105


того, удалось издать некоторые курсы А. В. Карташева в лито­графированном виде. Это позволило обратить большее внимание на внутреннее развитие церковной жизни, с одной стороны, отдать больше времени на отдельные вопросы —с другой. Так, например, не имея нужды рассказывать во всех деталях историю арианских и христологических споров, которую студенты узнают из печат­ных курсов, сделалось возможным посвятить лекции изучению эволюции церковной жизни: культа святых, монашества, бого­служения, отношения к миру, культуре и т. д. Стало придаваться особое значение византийскому периоду, еще мало изученному, но во многих смыслах решающему в истории Православного Во­стока. И наконец, насколько возможно, студенты начали вво­диться в исторический метод, то есть знакомиться с главными сторонами исторической работы. При малом количестве часов, которыми может располагать преподаватель истории, метод чте­ния рагз рго Ыо * не только неизбежен, но и плодотворен. Сту­денты принуждены восполнять недостающее чтением и в некото­рой мере создавать свое мнение о читаемом. Чтение же препода­вателем не только общего и, следовательно, частично компиля­тивного курса, но и специальных отделов, над которыми он сам работает, ввело студентов в научную работу, приобщило их к методу работы и к пониманию проблематики того или иного во­проса.

Обобщая, можно сказать, что в преподавании проявилось стремление: а) передать студентам основные правила историче­ской работы, б) осветить те стороны церковной жизни, о которых они могут узнать только из истории Церкви, в) дать им побольше сведений о более поздних веках восточной церковной истории, ко­торая существенно необходима для понимания современных проб­лем и трудностей церковной жизни.

II. ВТОРОЕ ТРИДЦАТИЛЕТИЕ

В 1951 г. отец Александр с женой и тремя детьми пересе­лился в США, приняв приглашение Свято-Владимирской семи­нарии в Нью-Йорке. Начался новый, блестящий период в жизни отца Александра — не только как богослова, но и как очень зна­чительного церковного деятеля. В 1962 г. он стал деканом семи­нарии (в США это высшая школа, имеющая право присуждать ученые степени), сменив на этой должности отца Георгия Фло-ровского. Более тридцати лет он был членом Митрополичьего со­вета Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки,

* Части вместо целого (лат.).

106


бывшей американской епархии Русской Церкви, ставшей после ре­волюции самоуправляющейся, а в 1970 г. получившей от Русской Церкви автокефальность. Богословские школы и университеты США наперебой приглашали отца Александра читать лекции и ве­сти семинары. Смеясь, отец Александр говорил, что потерял счет почетным докторским степеням, которые присуждали ему универ­ситеты Америки. Меньше чем за два месяца до кончины, 18 октяб­ря 1983 г., отец Александр получил почетную степень доктора богословия, которую присудила ему греческая православная се­минария Честного Креста в Бостоне.

Направление богословских интересов отца Александра начало меняться еще до того, как он покинул Париж. В самом начале пятидесятых годов он издал по-русски в Париже небольшую кни­гу, посвященную разбору таинства Крещения. Его все более привлекало литургическое богословие — наука о церковном бо­гослужении. В Америке он через некоторое время отказался от преподавания истории Церкви и полностью посвятил себя литур­гическому богословию. «Богословие нужно пить со дна Евхаристи­ческой Чаши», — говорил учитель отца Александра, прославленный богослов и великий пастырь отец Сергий Булгаков. Вслед за от­цами Церкви отец Александр неизменно повторял, что «закон веры» неотделим от «закона молитвы»: вероучение Церкви, ее Благая Весть о спасении человека и мира как новом усыновлении Богу, совершаемом во Христе Духом Святым, с наибольшей пол­нотой выражает себя в литургическом, богослужебном предании Церкви. Христианское богослужение, таинства Церкви — не сим­волы, которые отражают некую высшую, но остающуюся нам не­доступной духовную реальность. В богослужении открывается нам новая жизнь, которую принес в мир Христос, та жизнь, о которой апостол Иоанн говорит, что она была у Отца и явилась нам.

Но богослов, который во всеоружии научных и исторических методов подходит к литургическим традициям Церкви, вступает на очень трудный путь. Еще великий русский иерарх XIX века митрополит Московский Филарет (Дроздов) советовал богосло­вам не подходить к богослужебной жизни Церкви с критическим анализом. К привычным с детства формам богослужебной жизни обращена вся любовь верующего народа, и мощные силы стоят на страже их неизменности: реформы обряда, а отнюдь не сущности вероучения, породили русский раскол; а приказанный сверху пере­ход на «новый стиль» вызвал не изжитый до сих пор раскол Цер­кви Эллады... Вспоминаю шутливую фразу отца Александра: «Повторите в проповеди учение Ария, никто ереси не приметит и спорить не станет, а вот за сохранение «ектеньи об оглашен­ных» будут сражаться». Разумеется, отец Александр был слиш-

107


ком образован я укоренен в жични Церкви, чюбы зва1.ь к каким-либо скороспел» м реформам литургической традиции Церкви. Он юнорил- «Нужно осмыслить чту традицию, не менять наше восприятие богослужения, которое есть литургия — общее дейст-/ вие всею народа Вожьею в ею полноте, и Евхаристия есть тра­пеза Господня, на которую званы все, во Христа крестившиеся и в него облекшиеся, а не только те, кто «решили поговеть».

Анализу развития и становления богослужебного устава Церк­ви посвящена большая работа отца Александра, которую он оза­главил «Введение в литургическое богословие». Летом 1959 г. в Париже он представил этот труд на соискание степени доктора богословия. Академический совет Свято-Сергиевской Духовной Академии единогласно присудил отцу Александру эту степень. Оппонентами на защите диссертации были ныне покойный отец Николай Афанасьев и отец Иоанн Мейендорф, впоследствии про­фессор Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. В 1961 г. «Введение в литургическое богословие» вышло отдельной книгой в парижском издательстве «ИМКА-Пресс». Как скорбел отец Александр, что эта книга почти не была замечена, — лишь пишу­щий эти строки одозвался на нее в рецензии на страницах «Рус­ской мысли». В последующие годы выходили в свет другие книги отца Александра, написанные по-английски, они позднее появля­лись в русском переводе. Назовем среди них книгу «За жизнь мира», вышедшую по-русски совсем недавно. Это — изложение и толкование таинств Православной Церкви. В 1981 г. в Париже вышла по-русски книга отца Александра «Великий Пост». Послед­ние восемь лет жизни отец Александр работал над большим тру­дом, посвященным главному таинству Церкви — Евхаристии. Эта книга издана по-русски в Париже в 1984 г.

Об отце Александре будут вспоминать с любовью не только его друзья и ученики по церковной работе. Его не забудут и те многочисленные друзья, которые далеки от Церкви, — они ценили в отце Александре культурнейшего человека, блестящего собе­седника, верного друга. Отец Александр всегда подчеркивал, что он не считает себя ни литературоведом, ни специалистом по исто­рии литературы, но он с увлечением и блеском участвовал во встречах русских писателей и поэтов и сам писал на литератур­ные темы. Достаточно вспомнить великолепную статью, которую он напечатал в «Новом журнале», когда до нас дошла скорбная весть о кончине в Москве Анны Ахматовой. С ранней молодости отец Александр любил поэзию Блока, даже собирал свои заметки о нем, думал о книге, которая так и осталась недописанной. Но любовь к блоковекой поэзии он пронес через всю жизнь. И, ко­нечно, — поэзия Мандельштама, которого отец Александр считал


одним из величайших поэтов мира, чье значение выходит далеко за рамки только русской поэзии. Стихотворение Мандельштама о Евхаристии он хотел поставить эпиграфом к своей книге о ней.

В течение более десяти лет отец Александр был сотрудником радиостанции «Свобода» и писал не только для воскресных рели­гиозных передач, но и на литературные темы. Он блестяще вла­дел пером, а как лектор, одинаково свободно владевший рус­ским, французским и английским языками, он мог увлечь любую аудиторию. Если существует искусство неизменно говорить не­навязчиво, убедительно и свежо — о самом главном, — этим искус­ством покойный отец Александр владел в высшей степени.

Осиротевшая семья отца Александра состоит из его жены Ульяны Сергеевны, урожденной Осоргиной, и троих взрослых де­тей. Дочери — Анна и Мария — замужем за православными свя­щенниками, учениками отца Александра. Сын Сергей — журна­лист, в настоящее время он корреспондент газеты «Нью-Йорк Тайме» в Москве. Брат отца Александра, Андрей Дмитриевич Шмеман— широко известный в эмиграции церковный и общест­венный деятель — проживает с семьей в Париже.

Совершая литургию святого Василия Великого, священник молится: «Нас же всех, от единой Чаши причащающихся, соедини любовью друг ко другу...»

Незабвенный отец Александр! Вижу тебя в светлом облаче­нии, предстоящим Престолу Божьему, вижу твое вдохновенное светлое лицо. Заканчивая евхаристический канон, ты неизменно склонялся до земли, произнося священные и страшные слова: «Ма­ран — Афа» — «Господь грядет». «Ей, гряди, Господи Иисусе! » Этим ты выражал основную интуицию христианского благовестия и богословия. Христианство, утратившее эсхатологическую перс­пективу, отказавшееся от томления по Царству Божию, перестав­шее ждать того дня, когда, по слову Христа, приблизится к нам избавление наше, становится «солью, потерявшей силу», или, как говорил наш общий с тобой учитель А. В. Карташев, «банальным спиритуализмом». Да не будет этого! Возносясь от нас, оставь нам елей от своего светильника, который будет вдохновлять и питать нас в дни тяжелых испытаний. Мы, твои друзья и ученики, ждем встречи с тобой.


108


4. Преполовение (половина) Великого Поста: Крест   73

5. На пути в Вифанию и Иерусалим....................................................... 76













84 88

ГЛАВА 5. Великий Пост в нашей жизни

96 104

1. О принятии Поста всерьез...................................

2. Участие в великопостных богослужениях..

3. «...Только молитвою и Постом»................................   90

4. Великопостный образ жизни, быт..........................

Жизненный путь отца Александра Шмемана


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................   4

ВВЕДЕНИЕ

Великий Пост: путь к Пасхе.................................. 6

ГЛАВА 1. Приготовление к Посту

1. Желание (Неделя о Закхее).................................................. 10

2. Смирение (Неделя о мытаре и фарисее)...                    11

3. Возвращение в Отчий дом (Неделя о блудном сыне)....................................................................... 14

4. Страшный суд (Неделя мясопустная)....                      16

5. Прощение (Неделя сыропустная).............................     20

ГЛАВА 2. Великопостные богослужения

1. Светлая печаль..................................................................... 25

2. Великопостная молитва святого Ефрема Сирина           28

3. Священное Писание.....................................................     32

4. Триодь................................................................................... 35

ГЛАВА 3. Литургия Преждеосвященных Даров

1. Два значения Причастия..............................................      41

2. Два значения Поста......................................................      45

3. Вечернее причащение...................................................      48

4. Порядок службы.........................................................      51

ГЛАВА 4. Постное странствие

1, Начало. Великий Канон......................................           59

2, Великопостные субботы...................................................... 63

3, Воскресенья Великого Поста..-...,                                    70


110


ПРОТОПРЕСВИТЕР АЛЕКСАНДР ШМЕМАН


ПОСЛЕДНЯЯ ПРОПОВЕДЬ

Всякий, кто способен благодарить, достоин спасения

и вечной радости.

Благодарим Тебя, Господи, что изволил принять службу сию,

Евхаристию, приносимую святой Троице, Отцу, Сыну

и Святому Духу и наполняющую наши сердца «радостью, миром

и праведностью во Святом Духе» (Рим. XIV, 17).

Благодарим Тебя, Господи, что Ты открыл Себя нам и дал нам

предвкушение Твоего Царствия.

Благодарим Тебя, Господи, что Ты соединил нас друг

ко другу в служении Тебе и твоей святой Церкви.

Благодарим Тебя, Господи, что Ты помог нам преодолеть все

трудности, напряжения, страсти и искушения,

восстанавливая среди нас мир, взаимную любовь и радость

в общении Святого Духа.

Благодарим Тебя, Господи, за посланные нам страдания, ибо

они очищают нас от самости и напоминают нам об «едином

на потребу», о Твоем вечном Царствии.

Благодарим Тебя, Господи, что Ты нам дал эту страну,

где мы можем свободно служить Тебе.

Благодарим Тебя, Господи, за эту школу, где

возвещается имя Бога.

Благодарим Тебя, Господи, за наши семьи: за мужей, жен,

особенно за детей, которые учат нас, как славить имя

Твое святое в радости, движении и святой возне.

Благодарим Тебя, Господи, за всех и за все, Велик Ты,

Господи, и чудны дела Твои, и нет слова, достойного

воспеть чудеса Твои!

Господи, хорошо нам здесь быть.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.103 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь