Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НА СТУПЕНЯХ МАСОНСКОГО ХРАМА



БУРАТИНО

НА СТУПЕНЯХ МАСОНСКОГО ХРАМА

Культура – вечная вдова.

Супруг покоится в Мемфисе.

Н.Клюев

Информационно-издательский дом «АРС»

Москва 2005

 


 

 

Сказку А.Толстого «Золотой ключик» по современной терминологии можно отнести к форме талантливого ремейка. Неужели писателю, создавшему к 1936 году такие шедевры как «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита» не хватало «романа» о приключениях деревянной куклы, чтобы в 1937 году стать членом Верховного Совета СССР? Что двигало пером легендарного «красного графа» при создании им новой версии сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» вместо того, чтобы своим авторитетом способствовать её переизданию?

Арсений Веста открывает перед нами эту, казалось бы, прекрасно известную книгу, и знакомые с детства страницы превращаются в… магическую колоду карт Таро, с которой не расстаются гадалки, адепты секретных масонских учений, а также маги и мистики всех времён и народов.

Возьмём же и мы книгу А.Весты, чтобы своими глазами убедиться в том, что: «все совпадения с реальными лицами и событиями не случайны!»

Издатель

 

ББК 63.3 (2 РОС)

В 38

ISBN 5-98794-002-8 © А. Веста, 2005

© ООО «ИИД «АРС», 2005

 

© Обложка и коллажи В.А.Пономарёв

 

Ступень I «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК». 2

Ступень II «СУМАСШЕДШИЙ ШАРМАНЩИК». 6

Ступень III БЕГСТВО ПУЛЬЧИНЕЛЛЫ... 9

Ступень IV «…УЖЕЛЬ ВДОВИЦУ ПОЛЮБЛЮ?». 14

Ступень V ТЕАТР ГОСПОДИНА САТАНЫ... 17

Ступень VI «ПЕНЬКОВАЯ ТРОПКА». 24

Ступень VII ЗВЕЗДА МАЛЬВИНЫ... 26

Ступень VIII КОЛЕСО ФОРТУНЫ... 29

Ступень IX «РУКА МИСТЕРИЙ». 31

Ступень X ЗЕЛЁНЫЙ РЫБАК.. 32

Ступень XI САПОГИ ПАПЫ КАРЛО.. 34

Ступень XII КРУГИ НА ВОДЕ.. 39

Ступень XIII ТЕНЬ ОТЦА РОЗЕНКРЕЙЦЕРА.. 42

 

 


Ступень I «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»

Я сегодня смеюсь над собой…

Мне так хочется счастья и ласки,

Мне так хочется глупенькой сказки.

Детской сказки наивной, смешной.

А. Вертинский

 

Наивные и смешные сказки помещаются в самой глубокой и «нежной» части нашей памяти. Рядом почивают священные мифы, родительские заповеди, заветные образы и символы. Не в этом ли причина жгучего интереса к реликвиям и артефактам древности, который не угаснет в человечестве, до тех пор, пока оно будет с волнением вглядываться в свой чистый исток.

Древность обладает магическим притяжением, и всякий из нас хоть на миг превращается в ребёнка, жаждущего открытий, когда речь заходит о загадках ушедших эпох. Соблазн тайного знания издавна служит безотказной приманкой и надёжной ловушкой для искателя истины, и едва коснувшись запретного плода, мы отрезаем себе путь назад и попадаем в круг особых интересов, идей и целей, и каждый шаг на этом пути становится открытием.

Сознаюсь, что головокружительный восторг первооткрывателя, с которого, собственно, и начинаются приключения Буратино, довелось испытать и мне. Всего лишь однажды сунув нос, куда не следует, мы оба оказались по ту сторону реальности, хотя и изрядно затянутой паутиной, но от этого не менее притягательной. Однако лёгкий флирт с Изидой, богиней Истины и тайного знания, ещё никому не сходил с рук.

Всё началось с сумасбродной мысли: написать приключенческий роман, используя в качестве схемы сюжета расклад карт Таро из Марсельской колоды в 22 карты. Это что-то вроде ребуса, логической задачки, в которой старшие Арканы Таро после нескольких манипуляций складываются если не в идеальные грани философского камня, то хотя бы в элегантный карточный домик. Но против ожиданий, жёсткая заданность расклада сложилась в прочный скелет, который успешно оброс мышцами, и энергично оснастился всем необходимым для жизни в литературных эмпиреях. Оставалась сущая безделица: найти забавные эпиграфы к каждой карте-главе. Дело оказалось не из лёгких, и уж точно не из весёлых. Уже второй аркан «Жрица», означающий «тайное знание» со всеми его атрибутами: непроницаемым занавесом и символическими ключами к секретным доктринам едва не потопил весь замысел. Но беззвучный вопль о помощи был услышан: завеса болотной ряски заколыхалась и из тёмных глубин показалась «змеиная голова» с магическим золотым ключиком к запечатанным вратам. «Да ведь это черепаха Тортила! Вот так встреча!». Так мудрая Тортила вручила мне спасительный ключ. Из разрозненных попыток осмыслить дар Изиды и родилась эта работа.

Греческое слово «мистика», или латинское «аркана» имеют одинаковое значение – «тайна». Тайна рождает неодолимое притяжение. Давно замечено, что запреты и умолчания только разжигают любопытство. Так было со времён наших прародителей, и на протяжении тысячелетий ничего не изменилось. Должно быть, поэтому богиню Истины – царственную Изиду-Уранию изображают или дерзко обнажённой, или скрытой непроницаемым покровом.

Но испокон веков Изида была дамой строгой и избирательной. Вот как описывает служителей Изиды Плутарх: «Ведь не по длине бороды и не по грубости привычек распознаётся философ. Но и не тщательное бритье и изящная одежда составляют суть последователей Исиды. Подлинным последователем и слугой этой Богини является тот, кто, услышав и поняв правильно историю Богов, ищет скрытые истины и проверяет целое разумом и философией». Это мнение древнего мужа об истинных любителях мудрости полностью соотносится с нашей дальнейшей задачей.

Шалости с тайным знанием и попытки похвастать своим знакомством с Изидой-Уранией соблазнительны, но опасны. По преданию, смельчак, рискнувший бросить взгляд под её покров, больше никогда не улыбался. По всей видимости, свою дань Изиде принёс и Алексей Толстой, автор сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Интрига присутствует уже в самих мотивах сотворения этого примечательного произведения. Сказка была написана в 1936 году, когда творческая судьба Алексея Толстого складывалась как нельзя более благополучно.

Неужели писателю, создавшему к тому времени такие шедевры как «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита» не хватало сказки о похождениях деревянной куклы, чтобы в 1937 году стать членом Верховного Совета СССР? Что двигало пером легендарного «красного графа» при создании своей версии сказки грациозного весельчака Карло Коллоди вместо того, чтобы своим непререкаемым авторитетом способствовать переизданию «Приключений Пиноккио»? При этом сам маститый писатель называет свою книгу «романом для детей и взрослых», осторожно намекая на особый статус сказки.

С лёгкой руки своего «крёстного отца» маленькая деревянная кукла с полосатым чулком на голове быстро вырастает до культовой фигуры советской эпохи, триумфально шагающей по просторам страны. Оперативно написана и поставлена кукольная опера, а уже через три года после выхода книги, на «Мосфильме» снят художественный фильм при активнейшем участии автора сказки.

Сам Алексей Толстой объясняет своё обращение в детство подкупающе искренне: «Когда я был маленький, – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино).

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.

Теперь через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».

Однако не всё так просто... С приключениями Пиноккио Алёша, точнее, Алексей Николаевич, мог познакомиться не ранее 1908 года, в возрасте достаточно зрелом для любителя сказок. Ему уже исполнилось двадцать пять, когда книга наконец-то появилась в России, если, конечно, не учитывать возможность чтения сказки на итальянском или другом языке[1].

Рисунок:

Обложка Киевского изд. «Приключения Пиноккио» (1908 г.) и титульный лист «Золотого ключика»

«Пиноккио» на одном из романских диалектов означает «кедровый орешек». Не правда ли замечательное имя? Справедливости ради, сознаемся, что через тридцать лет Алексей Толстой камня на камне не оставил от сюжета «Приключений Пиноккио», и главное отличие истории Буратино от похождений его литературного собрата – присутствие некой важной тайны.

Если цель итальянского сказочника – показать по возможности ярко и трогательно, как сквозь пережитые приключения, страдания, слёзы и любовь деревянный мальчишка с неотёсанным характером превращается в настоящего человека, то у Алексея Толстого главное – отыскать заветную дверцу и попасть туда, где ещё никто не бывал. Поэтому, автор выстраивает почти детективный сюжет, в котором перипетии поиска дверцы превращаются в некий мистический ритуал, при этом философские и оккультные символы выглядывают из детской сказки, как озорные рожки. И это притом, что наивная, псевдоромантическая сказочка, повествующая о триумфе революции в отдельно взятом кукольном театре, была написана для детворы отчаянно молодой страны победившего атеизма.

В этом свете любые заигрывания с оккультизмом (масонство в Советской России находилось под запретом и жёстко преследовалось), отдают изощрённой провокацией, и ставят автора в особые отношения не только с царственной Изидой, но и с бдительной Цензурой и её старшей сестрой Юстицией. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку! – говорили римляне. Алексею Толстому было многое дозволено, «и «Здесь какая-то тайна…», как выразился Буратино. Но каждая тайна жаждет быть раскрытой, и время пришло.

Итак, при идеальном раскладе, средства обязаны быть достойны цели, и можно предположить, что сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино» написана как иллюстрация к таинственной азбуке – картам Таро.

Колода карт Таро – конспект герметических наук и оккультных символов, описывающий путь профана по ступеням масонской лестницы от кандидата в аспиранты и далее, подозрительно напоминает «книжку с большими буквами и занимательными картинками», которую получил Буратино из рук мастера папы Карло. Однако всё по порядку, тем более что именно порядок – одна из главных загадок Таро.

Идея взять расклад Таро за основу литературного творения не нова. По свидетельству авторитетов в этой области, многие писатели мистических книг организовывали свои сочинения таким образом, но их читатели зачастую об этом не догадывались, так как Таро никогда в этих книгах не упоминалось. Так, например, книга Элифаса Леви «Догма и ритуал высшей магии», вышедшая в 1853 году, была написана по плану Таро. Апостол мартинизма маркиз Клод де Сен-Мартен свой классический труд организовал по тому же плану. Но это – творения мистические, в то время как у нас в руках – детская сказка.

Детская сказка всегда суггестивна. Её образы падают, подобно камешкам в пруд, на самое дно нашего подсознания, и рельеф этого дна, его таинственные гроты, рифы и впадины в течение всей жизни остаются загадкой для нас, и любые попытки взлома этой запретной кладовой, будь то гипноз, или одитинг Рона Хаббарда чреваты глубокими травмами.

Зачем это делается

Б. И. Николаевский

(Из записи беседы с масоном Александром Яковлевичем Гальперном, 1928 год)

Зима 1912-13 гг., кроме организационной работы, особенно важной тогда в новой Государственной думе, была закончена работой по выработке устава организации. Автором его явился С. Д. Масловский-Мстиславский, много руководящих указаний ему дал С. Д. Урусов, вообще, повторяю, игравший очень видную роль в жизни организации. Разработанный проект устава был разослан по ложам для обсуждения и затем, после согласования предложенных изменений Верховным Советом, был предложен на утверждение конвента 1913г.

… Конвент этот, после обсуждения и внесения поправок, принял предложенный проект устава и поручил Верховному Совету изыскать способ конспиративного издания его – такой, который не вскрывал бы факта существования организации и в то же время давал бы членам возможность хранить этот устав вполне легально, не навлекая подозрений полиции. Такой способ позднее был найден и устав в 1915, кажется, году был отпечатан в виде приложения к книге Сидоренко «Итальянские угольщики». Написана эта книга была Мстиславским в форме якобы исторического исследования об итальянских карбонариях 20-30-х годов XVIII века[2]; конечно, она была очень поверхностной компиляцией, к тому же с искажениями, так как нужно было историю подгонять к нашему уставу, печатавшемуся в приложении в качестве исторического документа. Но поставленным изданием цель – опубликование устава без обнаружения тайны существования организации – была достигнута. По этому уставу можно установить структуру нашей организации.

Рисунок.

Спор Алексея Толстого и Пиноккио об авторстве.

Что же такое «Золотой ключик» в свете нашего предположения: изящная насмешка над профанами, или даже над самим «усатым полицейским» от литературы? А может быть, это тайное послание «до востребования», или некая эстафетная палочка, которую раз в столетие передают друг другу Посвящённые?

 

Ступень VII ЗВЕЗДА МАЛЬВИНЫ

 

…И сквозь её девический сосок

проклюнулся берёзовый листок.

А.Вознесенский, «Мальвина»

 

После принятия мук (12 карта «Висельник») и инициатической смерти на древе (13 карта «Смерть») Буратино, в соответствии с логикой Посвящения, получает Откровение: Звезда Мальвины восходит на рассвете, и высвечивает сокровенные образы галереи Изиды.

Стезя богини Истины и Знания – это путь чистоты, гармонии, любви, порядка и равновесия, Но как соединить куклу с фарфоровым личиком и женственную стихию космоса? Для этого и существуют говорящие детали. К примеру, в фильме снятом по сказке А. Толстого в 1939 году на киностудии «МОСФИЛЬМ» режиссёром Александром Птушко, крошка Мальвина щеголяет в тёмном плаще со сверкающими звёздами (главный атрибут Изиды-Урании), а на площади киношного городка уверенной рукой декоратора-Хирама установлены колонны Соломонова храма: неизменные Иахин и Боаз, в образе «мировых деревьев», но эта смачная деталь уже для гурманов.

От третьей, до двадцать первой карты колоды «самая красивая кукла Карабаса Барабаса» меняет наряды и маски, но всегда остаётся тем, что она есть.

Мальвина на лоне щедрой и невинной природы это третья карта колоды – «Царица». Девочка с голубыми волосами – тоже маленькая Царица Флора. Цветы и насекомые, грызуны и земноводные, птицы и рыбы, весь этот мир земной материи беззаветно принадлежат Её Божественному Величеству. Благородный Артемон (у Коллоди – пудель Медоро) с обожанием служит ей. Царица Флора – один из аспектов Изиды. Дабы подчеркнуть Её плодородие, Царицу часто изображают беременной. Подобно языческой Кибеле, она и любовница, и вечно девственная матерь всего сущего.

Платонический союз Мальвины и Пьеро составляет сюжет шестой карты – «Любовники» или «Искушение». «Мальвина и Пьеро сидели на сырой тёплой кочке в камышах. Сверху их прикрывала паутиновая сеть, замусоренная стрекозиными крыльями и высосанными комарами». Паутиновая сеть – это защитный покров, в старинных вариантах Таро он представлен ветвями райского древа и осеняющим знаком свыше. Вокруг парочки звенят весёлые голубые птички, пестрят цветочки: но нельзя забывать, что диада девственных душ обитает в саду Искушения. В философских колодах Таро тема искушения обыгрывается как выбор пути «по духу» или «по плоти». Юноше, под прицелом ветреного Амура, предстоит мучительная борьба между влечением к неприступному целомудрию и радостями плотского обладания.

Мальвина вкупе с верным Артемоном, это уже сюжет следующей карты: «Сила». Она стоит либо на восьмом либо на одиннадцатом месте. На карте красивая девушка лаской усмиряет льва. Над её головой – знак бесконечности, иногда он представлен в виде шляпки с затейливыми полями. Заметим, что и в лесной чаще Мальвина не расстается со своим «красивым бантом в голубых волосах». Бант всё тот же знак космического равновесия, необходимая принадлежность Божественной касты в Таро. Голубой цвет – цвет совершенства. У Карло Коллоди сказочные эмпиреи занимает безымянная «Фея с волосами лазурнейшей голубизны». Голубой с золотом хитон – знак высокой ступени Посвящения, и к этому символическому сочетанию цветов мы ещё вернёмся.

Львиный экстерьер Артемона подчёркнут писателем с особой тщательностью: «Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель Артемон. Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На передней лапе – серебряные часы».

Бант – всё тот же аналог лемнискаты и ленты Мёбиуса, а сам Артемон совмещая в себе признаки собаки и льва, проявляет человеческий разум и высоту чувств. Если бы Алексей Толстой наделил Артемона парой крыльев, то перед нами явился бы… Сфинкс! «Наиболее древние представители человечества изваяли этот символ Природы, одновременно бесстрастный и пугающий своей неразгаданной тайной… Это – земная Изида, сама Природа в живом единстве различных своих царств. Разгадка сфинкса есть человек, микрокосм, божественный проводник, который включает в себя все элементы и силы Природы»[6].

Однако провидеть за символами реальность дано не каждому, ибо, справедливо замечает Д.В. Веневитинов:

Природа не для всех очей

Покров свой тайный подымает.

Мы все равно читаем в ней,

Но кто, читая, понимает?

Рисунок:

Изида-Мальвина. Арканы: «ЖРИЦА», «СИЛА»

Колонны Иахин и Боаз. В руке – Роза Розенкрейцеров.

Сфинкс – одна из ключевых фигур Таро. Он то является во всём своём великолепии (10 карта «Колесо Фортуны»), то распадается на четырёх «вещих животных» (21 карта «Мир»). Впервые они явились в видении библейскому пророку Изекиилю, эти же существа упомянуты в Апокалипсисе святого Иоанна, они же служат знаками четырёх колен Израилевых, и символами евангелистов. Напомним, четыре священные фигуры это бык, орёл, лев и человек. Задавая трёпку полицейским псам, и катаясь колесом по полю брани, Артемон решительно замещает собой Сфинкса, вращающего «Колесо Фортуны».

В своём исследовании мы помещаем «Силу» на восьмое место в колоде, и это вполне согласуется с зодиаком: Лев – зодиакальный знак августа, восьмого месяца года. Он соседствует с сентябрьским знаком Девы: так нежность ранней осени усмиряет солнечного Льва.

Но аллегория Силы имеет и сакральный смысл: целомудрие призвано главенствовать над страстями. С древнейших времён девственность почиталась состоянием «равно ангельским», устремляющим все духовные и физические силы к недостижимому совершенству божества. Карты Таро часто называют зеркалом судьбы, но «дьявольские картинки» отражают также эпохи и нравы. Со временем, мистическое понимание девственности, как «печати на грани миров ангелов и человеков» впало в забвение, и бастионы некогда неприступной фортеции Невинности сокрушили волны мирских страстей. В современных колодах «Силу» олицетворяет Геракл с увесистой дубиной, или атлет, удушающий льва в могучих дланях. Изменилось и место «Силы». В большинстве современных колод, «Сила» стоит на одиннадцатом месте, подменяя собой «Справедливость», что весьма символично и в социальном аспекте, где сила ломит силу, не вдаваясь в тонкости теологии.

Четырнадцатая карта «Умеренность» или «Время» продолжает галерею Изиды. За бесконечными заботами Мальвины о чистоте, за кукольными кофейниками и чашками, едва проглядывают контуры величественной фигуры этой карты.

На карте девушка (или ангел во плоти?) переливает воду из чаши в чашу: потоки льются навстречу друг другу, не перемешиваясь и не проливаясь. Это зодиакальный символ Водолея, или вечного движения вод бытия. Солнечный Гений выравнивает и гармонизирует космические потоки. «Эти два потока называются Духовный поток и Волна жизни. Духовный поток зарождается в сердце Бога. Отдельные его искры, души людей, нисходят в материю, чтобы бороться с нею и превзойти ее»[7].

Но фокусы с переливанием на этом не заканчиваются. О, ужас! Пьеро нечаянным взмахом рукава опрокидывает кофейник, и хорошенькое платьице Мальвины испорчено! Сюжет семнадцатой карты «Звезда» или «Звезда Волхвов» («Звезда Магов») отчасти иллюстрирует эту трагикомическую ситуацию: На берегу, среди сияющих звёзд обнажённая девушка, воплощение вечной женственности, изливает воду из двух кувшинов: золотого и серебряного. Но это нечто большее, чем сакральное омовение. «Когда нет дождя, то найдётся утешительница, вечно юная, вечно девственная, чтобы излить на землю влагу обеих гностических полярностей» – писал вдохновлённый очаровательной картинкой Г.О.Мёбес.

Защитники египетской теории происхождения Таро иного мнения о двух кувшинах. Известно, что Нил образуется слиянием Белого (прозрачного) Нила и Голубого (мутного) Нила. На египетских фресках и карте «Звезда» они изображались двумя струями, истекающими из двух сосудов.

Вокруг девушки на семнадцатой карте кружит хоровод из семи звёзд, реже рисуют падение звезды или кометы. Курт де Гебелин рассматривал звезду на карте, как Сириус (Сотис), другие семь звёзд представляют собой семь священных планет древних. Он полагал, что женская фигура символизирует Изиду, наполняющую водой Нил. Подьём воды в «реке жизни» всегда сопровождается появлением на небе звезды Собаки (Сотис). (Вот и для Атемона нашлось подходящее место в небесном пантеоне!) Нагота Изиды на карте означает, что Природа ещё не облачилась в свои зелёные одеяния до подъёма Нила. Цветущий куст, птицы и бабочки на карте означают рост и возрождение, сопровождающие подъём воды. Египтяне отождествляли Осириса с Нилом, а Изиду с прилегающей к нему землёй.

Сбежав от Мальвины, Буратино так и не может разорвать притяжение великого женского начала, одного из полюсов Таро. Золотой ключик он получает из лап черепахи Тортилы: «Буратино шлёпнулся в воду, и зелёная ряска сомкнулась над ним». «Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха Тортила с подслеповатыми глазами».

Так в раскладе вновь возникает «Жрица». Это, простите за каламбур, явление Истины из тины. На этот раз мистическая завеса представлена ряской, а святилище – глубинами пруда. Змеиная голова над «океаном иллюзий» также весьма уместный символ. По выражению гностиков, яйцо духовного змея, отложенное под кожей, после мучительного вызревания прорастает мудростью и всеведением: «Черепаха Тортила знает великую тайну…»

При внимательном прочтении сказки в фигуре и жестах Тортилы можно обнаружить и намёк на карту одиннадцатую (восьмую). Это «Справедливость» или «Юстиция»: «С поднятой лапой черепаха опустилась в воду». Воздетая к небесам лапа Тортилы и меч Правосудия одинаково апеллируют к Высшему Судье. Примечательно, что эта фраза против всяких правил взята автором в кавычки.

Но «карта возмездия» отчасти связана и с Мальвиной. В словаре имен напротив имени «Мальвина» стоит пометка: «новое календарное – из Французского Мальвина. Древне германское маль – справделивость и вин – друг. И присутствие справедливого возмездия, несомненно, ощущается. В конце сказки Добро торжествует. «Карабас Барабас так и остался сидеть в луже под дождём», дабы остудить свой адский темперамент, Мальвина продаёт билеты в театр жизни, и в этом мире больше нет жгучих тайн и сокрытых истин. Изящную партию Мальвины завершает 21 карта «Мир» или «Открытая истина»: Девичья фигурка парит в облаках под охраной Сфинкса в четырёх ипостасях его природы.

Что же за дивный предмет получил Буратино от хранительницы древней тайны. Элифас Леви в книге «Догма и ритуал высокой магии» так характеризует драгоценный ключ: «Универсальный ключ магии, есть ключ всех древних религий, ключ каббалы, и Библии, ключ Соломона. Этот ключ, который много столетий считался потерянным, теперь найден, и мы имеем возможность открыть гробницы древнего мира и заставить древних мертвецов говорить, увидеть памятники прошлого во всём их блеске, понять загадку сфинкса, проникнуть во все святилища. У древних пользование этим ключом разрешалось только главным жрецам, и секрет его сообщался только высшим посвященным».

Ключ, о котором идёт речь, представляет, по мнению мистиков, иероглифический и числовой алфавит, выражающий буквами и числами ряд всеобщих и абсолютных идей. Дабы не увязнуть в силках Каббалы вспомним о другом «Утерянном ключе». В масонской символике это – «имя Бога», великий «тетраграмматон».

В более широком смысле «Утерянное Слово» трактуется, как сам Человек отказавшийся от познания даже самого себя, и через это отпавший от Бога. По легенде, мистический пароль, иначе «ключ», требуют назвать убийцы Хирама, но мастер гибнет, не открывая заветного знания.

Но «Золотым ключиком» отпираются и вполне земные дверцы. «Золотой Ключ» – название масонской ложи инсталлированной Иваном Ивановичем Панаевым, братом литератора В.И.Панаева, в 1783 году в Перми. Вполне вероятно, что её отделения существовали и в уездных городах Поволжья, где прошло детство и юность А. Толстого.

Ныне ложа «Золотой Ключ» возрождена, так что слово «товарищи» в устах Мальвины, звучит, вполне по-масонски.

Рисунок:

Карточный домик. Арканы:

«БАШНЯ», «ЗВЁЗДА», «СУД»

Товарищ – традиционное обращение масонов друг к другу. Помните, у Александра Сергеевича, соприкоснувшегося с масонством ещё во времена своей Одесской командировки? – «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья…»

Этот же «пленительный свет» негасимо сияет и в символах карт Таро (семнадцатая карта – «Звезда магов»). А рядом, на шестнадцатой карте, с «Башни» разбитой молнией падают «обломки самовластья». Значит, и само Таро, как философская система, вполне может претендовать на гипотетическое звание «золотого ключика» к загадкам литературы и истории.

Рисунок:

Масонский золотой ключ всезнания

 

Ступень VIII КОЛЕСО ФОРТУНЫ

 

Чу! Бесы мельницей стучат,

Песты размалывают души…

Н.Клюев

 

Каждый аркан, ставший благодаря изображению на картах Таро видимым и ощутимым, несёт в себе не только некий космический принцип, универсальное начало, но и даёт «формулу закона человеческой деятельности по отношению к духовным и материальным силам, сочетание которых производит все явления жизни». (Мэнли П.Холл).

По мнению некоторых исследователей культурных истоков человечества, мистерии Египта содержали тонкое символическое толкование арканов Таро (хотя скорее наоборот). Это же своим авторитетом подтверждает и Эдуард Шуре, описывая чувства посвящённого в зале магических фресок:

«Священная живопись, которую он только что видел, все эти таинственные образы, сфинксы и кариатиды, вереницей проходили в его воображении. Почему же одно из этих изображений снова и снова возвращалось к нему, преследуя, как галлюцинация?

Перед ним упорно вставал десятый символ, который изображал колесо, подвешенное на своей оси между колоннами. С одной стороны на него поднимался Германубис, гений добра, прекрасный как молодой эфеб; с другой стороны – Тифон, гений зла бросался вниз головой в пропасть. Между обоими, на самой вершине колеса, виднелся Сфинкс, держащий меч в своих когтях».

Это «Колесо Фортуны», представленное на десятой карте – символ вечной космической битвы. В сказке Алексея Толстого эта карта спроецирована как драка Артемона, (он же «сфинкс») с двумя полицейскими псами.

Рисунок:

Карта Таро «КОЛЕСО ФОРТУНЫ»

Колесо Фортуны имеет восемь спиц, на которых, со сдвигом в 45 градусов, на иврите и латыни написано слово «Таро», при этом каждая надпись образует равносторонний крест. Тифон показан сброшенным с колеса, при этом незыблемо стоит «Ось мира» с невозмутимым Сфинксом на северном полюсе, сжимающим в лапе меч правосудия. Спицы колеса напоминают направления компаса. Так и мистический центр мироздания проходит через каждое живое человеческое сердце. Поэтому каждый из нас – маленькая Шамбала, Центр Мира, верховная ставка в битве добра и зла.

Во Вселенной всё вращается, и возвращается на круги своя, но уже на новом уровне, чтобы затем начать новый круг. Интуитивно силу «колеса» ощущают и животные: «Благородный Артемон, любивший всё благополучное, схватив зубами свой хвост, вертелся под окном, как вихрь из тысячи лап, тысячи ушей, тысячи блестящих глаз». Даже драка не обходится без того, чтобы не покататься колесом: «Лиса плотно обхватила его лапами. И они оба некоторое время катались клубком по пустырю. Кошачья и лисья шерсть летела клочками в лунном свете».

Беря за основу «дух» карты, её философский смысл, «Колесо Фортуны» можно соотнести и с проделками Арлекина над беззащитным Пьеро. «Колесо сансары» вращается непрерывно. Борьба жизни и смерти – его двигатель. Поворот колеса и… «Все втроём покатились кубарем».

 

Ступень IX «РУКА МИСТЕРИЙ»

 

И заплачут шишками сосны

Над моей пропащей могилой.

Н. Клюев

 

Не знаю, удалось ли мне убедить вас в глубочайшей мистической и мифологической подоплёке сказки, но возможности и повороты её сюжета не будут исчерпаны, пока не опустеет кладовая оккультных образов.

В некоторых папирусах, иллюстрирующих посмертное вхождение души в зал Осириса, умерший несёт на голове сосновую шишку. Известно, что греческие мисты имели при себе трость, с набалдашником в виде сосновой шишки, так называемый жезл Вакха.

В древних культурах шишковидную железу, священный третий глаз, олицетворяющий всеведение, в сакральных целях замещали шишкой. Наш предыдущий экскурс в историю «символизма сосны» оказался вполне уместен. Сосновая шишка венчает мизинец «руки мистерий». Эта рука, покрытая многочисленными символами, касалась неофита, когда он входил в Храм Мудрости. Понимание знаков, нанесённых на длань, наполняло неофита неизведанной прежде силой духа. Посредством этой символической руки кандидат поднимался к новой жизни.

Удар сосновой шишкой по лбу и появление огромной «шишки» соответствует начальному этапу духовного пробуждения: «На лбу у директора кукольного театра багровела огромная шишка».

Карабас Барабас – типаж мало симпатичный, но весь наш мир полон «индивидуальностями на разных ступенях духовного развития», и низшие ступени этой пирамиды всегда шире венчающей её вершины. Но всё во Вселенной, по бесстрастным законам космической эволюции, обязано восходить, невзирая на свою временную духовную нищету и вульгарность форм. Возможно, что и Карабас Бабрабас после кармической отработки станет «добрей и милей»[8].

Логично, что сразу за происшествием с сосной, бородой и шишкой наступает «Воскресение мёртвых» (двадцатая карта), важнейший этап в масонском посвящении. Краткое описание этой карты таково: по зову архангельской трубы отверзаются каменные гробницы и ликуют воскресшие. Этот аркан также связан с тайной магического восстановления вещества в реторте алхимика. Но Алексей Толстой, помещая Буратино в кувшин с костями, намекает не на древний ритуал погребения в керамических сосудах, и не на алхимический процесс восстановления материи внутри «философского яйца», но, главным образом, на драму мистериальной смерти. «Кувшин, где сидел Буратино поставили между директором кукольного театр и продавцом лечебных пиявок. На голову Буратино посыпались обглоданные кости и корки…» Далее следует «воскрешение»: «Карабас Барабас схватил со стола кувшин и бешено швырнул его об каменный пол. Из соколков и кучи обглоданных костей выскочил Буратино».

В некоторых вариантах колоды Таро двадцатая карта зовётся «Суд». Её тайный смысл: освобождение духовной природы человека из могилы материального существования. Ритуал «второй смерти» некогда разыгрывался в Камере Царя в недрах пирамиды. Здесь кандидат погребался в громадном каменном саркофаге. Эта комната была промежутком между материальным миром и духовными сферами.

«В то время как тело неофита лежало в гробу, душа его парила, как сокол с головой человека, в небесных просторах, открывая для себя вечность Жизни, Света и Истины, в то же время попирая иллюзорность смерти, мрака и греха»[9].

Буратино верхом на петухе составляет сюжет седьмой карты «Победитель», или «Триумфатор». Её эзотерическое название «Колесница Гермеса», а смысл обрисован следующей сентенцией: хотя земные деяния впечатляют, необходимо помнить об относительной ценности этих побед и достижений.

Петух не просто «синьор главнокомандующий»: у него ещё и «генеральский хвост». Петух есть олицетворение мужской силы, и седьмая карта имеет явный фаллический оттенок, подчёркнутый в строе египетского Таро недвусмысленной готовностью к воспроизводству. Овладение плотскими страстями довольно сложный этап испытаний. Дрогнет рука колесничего, «и кони-страсти пожрут своих седоков…»

«Ты остался победителем в первых испытаниях. Ты восторжествовал над смертью, над огнём и водой, но ты не сумел победить самого себя. Ты дерзающий стремиться на высоты духа и познания, ты поддался первому искушению чувств и упал в бездну материи», – пишет Э.Шюре о кандидате, не совладавшем с упряжкой, и павшем с «Колесницы Гермеса».

Значение седьмой карты: «Исполнение Великих планов, неукротимое движение к совершенству».

Рисунок:

«КОЛЕСНИЦА».

Магистральный путь эзотерики

 

Ступень X ЗЕЛЁНЫЙ РЫБАК

 

На берегу сидел рыбак, ромашками заросший

Ловил он раков и салак резиновой калошей.

Ю.Мориц

 

История с зелёным рыбаком, в руки которого попадает Пиноккио сходна с положением Буратино в лапах голодного Карабаса Барабаса, которому ничего не стоит изжарить свой каннибальский ужин, используя в качестве полена подвернувшегося деревянного человечка. Зелёный рыбак в сказке Толстого раздваивается на два персонажа, огненного и водяного, но со схожими функциями. Их прародитель довольно гадок с виду: «И тут он (Пиноккио) увидел, как из пещеры вышел рыбак, который был так исключительно безобразен, что напоминал морское чудище. Вместо волос у него на голове торчал толстый пучок зелёной травы, всё его тело было зелёного цвета, и глаза зелёные, и зелёная длинная предлинная борода. Он был похож на гигантскую зелёную ящерицу, вставшую на задние ноги».

Для начала рыбак превращает Пиноккио в подобие мумии: «Пиноккио стал белый сверху донизу. Словно гипсовая кукла». И юмор у этого чудища, естественно, садистский. «Быть изжаренным в кампании это всегда приятно…», – утешает Зелёный Рыбак Пиноккио.

Дуремар у Толстого, тоже зелен, как молодая ряска. Нелепая фигура продавца лечебных пиявок словно списана с сюжета тринадцатой карты Таро – «Смерть». Дуремар занят тем что рыщет по болотам, собирая сачком поживу. Изредка он нанимает «бедного человека», чтобы собрать пиявок «на живца» и всё это за четыре сольдо в день: настоящий живоглот, и имя у него соответствующее: Дур – «глупость», Мар – «смерть», представленная в пантеоне славянских богов Мареной. В вольной интерпретации это имя означает «глупая смерть».

Итак, в сказку входит «длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок. На нём было старое зелёное пальто, на поясе болтались щипцы, крючки и шпильки. В руках он держал жестяную банку и сачок».

В некоторых строях Таро на тринадцатой карте явлен всадник Апоклипсиса верхом на бледном коне. В руках всадника плещет чёрное знамя. В египетском Таро – пеший скелет сжимает в костлявых дланях символическую косу. Согласитесь, сачок Дуремара одинаково похож и на флаг и на косу, а вся его тощая фигура, жалкая и зловещая одновременно, явно напоминает символический скелет с косой, традиционный символ смерти.

«А смерть, лишь продолженье бала из света в сумрак переход». Поэтому и смысл карты «Смерть» в целом позитивен: постоянное возобновление вселенной, распад, за которым следует восстановление на более высоком уровне выражения.

В конце книги Дуремар намеривается попроситься в театр Буратино «зажигать свечи или мести пол». Тоже весьма характерные занятия для «усталой смерти».

Дуремар, труженик стоячих водоёмов – добытчик и поставщик гирудина на нужды народной медицины. «Безобразнейший сморчок» связан с миром болот, сферой «низшего астрала», следуя терминологии оккультистов. Он воплощает собой первоначальный аспект смерти (до сорока дней), когда освобождённое звёздное тело обретает полузабытый опыт и знания на уровне предковых миров. Болото – это кладовая времён и гениальная мастерская Природы:

«Полюби эту вечность болот.

Никогда не иссякнет их мощь

Этот злак что сгорел, не умрёт.

Этот куст без истления тощ…»

А.Блок

Тринадцатая карта Таро соответствует тринадцатой букве еврейского алфавита ? (мем) с цифровым (нумерологическим) значением 40. Число 40 одно из самых «востребованных» магических чисел. Смерть или обратные «роды в астрал» длятся около сорока часов, за ними следуют сорок дней подготовительного, вернее приспособительного периода. В православной традиции по умершему заказывают сорокоуст, принято считать, что за сорок дней душа проходит сорок монастырей.

Мокрый, хлюпающий Дуремар дополняет адское чистилище Карабаса. Недаром он всё время жмётся к его очагу, ведь горение и гниение это один и тот же окислительный процесс, но протекающий с разной скоростью. Пламя – символ «мытарств» и испытаний. Дьявольский очаг Карабаса Барабаса – это ложный свет, увлекающий неопытные души к «земному кубу», в колесо воплощений и странствий по низшим мирам, и, в дальнейшем, прямиком в сачок к Дуремару.

И в заключение немного о «говорящих» деталях: Продавец лечебных пиявок одет в зелёное пальто. Зелёный – символический цвет Земли. Значит, перед нами труженик земного плана, а его «пиявочки», о которых он говорит с такой нежностью, – неусыпные черви, помощники в деле очистки, «лечения» и преобразования земной субстанции для её дальнейшего использования во благо жизни.

До чего же элегантен Алексей Толстой не только в обрисовке образов, но и в подборе мелких аксессуаров! Так творить мог человек очень любящий жизнь, и её преходящий блеск, человек солнечно мудрый, но по-детски светлый душой. Что же двигало пером писателя: задание некой тайной организации, или сердечное влечение, широта творческой натуры?

На протяжении столетий «Всевидящее око» мировой масонерии прицельно выбирало себе талантливых и ярких адептов. Однако в двадцатом веке масонство стало уже величиной частично виртуальной, приобрело интеллектуально-духовную направленность, и если нам хорошо известна масонская степень максима Горького (30º, Шевалье Кадош), то о степени посвящения Алексея Толстого, выступающего в роли милосердного просветителя по принципу: «хочешь – кушай, а не хочешь – сказку слушай», – у нас данных нет. Однако имеются сведенья Российского (1905 г.) и зарубежного происхождения (Германия, 1922 г.) подтверждающие его масонство.

Одно можно сказать с уверенностью: не буквы магического алфавита, нумерология, или аллегории каббалы завлекли тонкого душеведа в оккультные арканы. Главный интеллектуальный магнит Таро – сам Человек в его разнообразных отношениях к миру: ноуменальному и феноменальному, Божественному и грубо-физическому.

Рисунок:

Нашейная лента (кордон) степени Кадош

(рыцаря белого и чёрного Орла)

 

Ступень XII КРУГИ НА ВОДЕ

От розы и змеи рождён,

Я помню сладостный Сарон

И голубой Геннисарет.

Где несмываем лёгкий след

Стопы прекраснейшего мужа…

Н.Клюев

Чтобы упав, погаснуть навсегда

Как луч на дне пруда…

А.Вертинский

 

Место и время появления самого первого «Марсельского» Таро неизвестны, хотя в Европе Таро имело знаменитых «первооткрывателей». Попробуем выстроить легенды о происхождении карт Таро в хронологическом порядке упоминаемых в них исторических и легендарных лиц и событий, начиная с древности.

«Ещё в те времена, когда Гермес ходил по земле с людьми, он доверил своим последователям священную Книгу Тота. Эта книга содержит секреты процесса, посредством которого может быть осуществлено возрождение человечества. Кроме того, в книге содержится ключ к остальным его сочинениями, которых по преданию насчитывается около 36 000 томов. Ничего определённого неизвестно относительно содержания книги, кроме того, что её страницы были покрыты странными иероглифами и символами, которые тем, кто ознакомился с ними, и знает, как их использовать, дают неограниченную власть над духами воздуха и подземными божествами…», – именно так, интригующе-загадочно, охарактеризовал книгу Тота Мэнли П. Холл, глубокий знаток оккультных учений древности знаток истории оккультных тайных тайн карт Таро в порядке их старшинства – «Утверждается, что книга Тота на самом деле есть таинственная книга Тарот из Богемии – странная книга из семидесяти восьми листов с эмблемами, которой обладали цыгане с тех пор, как они были изгнаны из их древнего храма Серапиума в Александрии (согласно Секретной Истории, цыгане были изначально египетскими жрецами)». От себя добавим, что цыгане называют своей родиной загадочную страну: «Маленький Египет», а их верховное божество зовётся «Фараун». Обворожительных цыганок, расцветивших песнями и нарядами снежные просторы России, называли «египетскими девами».

Папюс в своей книге «Цыганское Таро» рассказывает схожую историю происхождения карт:

«Египту угрожало нашествие чужеземцев, и, неспособный более отразить их, он готовился достойно погибнуть. Египетские учёные (по крайней мере, так утверждает мой таинственный информатор) собрались вместе, чтобы решить, каким образом сохранить знание, которое до сих пор ограничивалось кругом посвящённых людей, как спасти его от гибели.

Сначала хотели доверить это знание добродетели, выбрав среди посвященных особо добродетельных людей, которые передавали бы знания из поколения в поколение.

Но один жрец заметил, что добродетель – самая хрупкая вещь на свете, что её труднее всего найти, и чтобы сохранить непрерывность преемства при всех обстоятельствах, предложил доверить это знание пороку.

Ибо последний сказал он, никогда не исчезнет, и можно быть уверенным, что порок будет сохранять это знание долго и в неизменном виде.

…Были выгравированы металлические пластинки с таинственными фигурами, которые некогда обучали самым важным тайнам: с тех пор азартные игроки передавали Таро из поколения в поколение гораздо лучше, чем это сделали бы самые добродетельные люди на земле».

Один из постулатов Таро вполне созвучен рассказу Папюса. «Даже зло, в конечном счёте, служит добру», иначе говоря: «Всё – к лучшему».

Множество легенд различно описывают происхождение Таро, но в основе своей они, не противоречат друг другу: «Вполне вероятно, что карты Таро были картами магической и философской мудрости, перенятой Тамплиерами от сарацин, или же одной из мистических сект, процветавших в то время в Сирии. По возвращении в Европу тамплиеры, во избежание преследования, скрыли тайное значение символов, используя страницы своих магических книг как средство развлечения и игры», – писал русский исследователь Таро П.Д.Успенский.

Есть и другие свидетельства: «Эти карты были вывезены возвращающимися домой воинами, которые привезли с собой много приобретённых на Востоке обычаев и привычек, и это является довольно точно установленным фактом. И это не противоречит мнению многих авторов, что цыгане, которые начали бродить по Европе примерно в то же время, ввели в обычай карты, которые использовались ими для тех же целей, что и сегодня – для предсказания судьбы», – писал Дж. Ренселлен в своей «Книге дьявольских картинок».

Один из переводов слова «Таро» означает «царский путь», что имеет ясные этимологические корни в смысле пути познания не только в семитских языках (в иврите – «Тора» (תּוֹרָה) – «учение»; в арабском – «Тарика» («путь, дорога»). «Тарикат» – «путь мудрости», название восточного ордена суфиев (сравните: София – «мудрость»).

Таро и в самом деле напоминает конспект множества оккультных традиций и наук, записанных на одних и тех же листах. Здесь и отголоски пифагорейской нумерологии, магический алфавит и кабалистика, эмблемы герметических орденов, алхимические и зодиакальные символы, египетский мистицизм и христианское учение, психические архетипы, и много такого, до чего не в силах дотянуться робкая догадка автора этого исследования. Но если принять утверждение Папюса, то надо признать, что главные арканы Таро не образуют сейчас той логической последовательности, в которой они находились когда были вшиты в обложки священной книги Тота. Возможно, египтяне или даже их арабские наследники спутали карты специально, чтобы лучше сохранить свои секреты.

К сожалению, символика Марсельского Таро, имеет мало проекций известных в наше время артефактов египетской древности (за исключением некоторых реминисценций в самой колоде, которые вполне могут оказаться поздними вставками) и оперирует, в основном образами средневековой Европы. В этом вопросе (когда речь заходит о тайных святилищах, следы которых до сих пор ещё не удалось обнаружить) нам приходится полагаться только на добросовестность изложения многочисленных авторов. Создаётся впечатление, что главное – не достоверность, а желание передать сам дух египетской мистики, дух Таро. Наиболее красочно и романтично это удалось Эдуарду Шюре. Достаточно сказать, что его книга «Великие посвящённые» многие годы была настольной книгой Горького. Умирающему «Буревестнику» читали главы из этой книги.

Книга Эдуарда Шюре написана настолько увлекательно, что всего несколько десятилетий назад представляла реальную идеологическую опасность: найденная при обыске, или переданная кому-нибудь для чтения в годы строгого надзора за умонастроениями она могла стать поводом для партийного разбирательства и даже ареста.

Ниже приведены несколько фрагментов из книги «Великие посвящённые», описывающие ритуал посвящения неофита в тайну египетских мистерий: «…В промежутках между кариатидами виднелись на стене два ряда символических фресок, по одиннадцать с каждой стороны, нежно освещаемые хрустальными лампами, которые были утверждены в поднятых руках прекрасных кариатид.

… Под каждой из картин виднелись буква и число. Двадцать два символа изображали двадцать две первые тайны (Арканес) и составляли азбуку оккультной науки, то есть абсолютные принципы, ключи, которые становятся источником мудрости и силы, если приводятся в действие волей.

Эти принципы запечатлевались в памяти благодаря их соответствию с буквами священного языка и с числами связанными с этими буквами. Каждая буква и каждое число выражают на этом языке троичный закон, имеющий своё отражение в мире божественном, мире разума и мире физическом… В одном из залов храма тянулись в два ряда священные изображения, такие же, как те, что ему объясняли в подземной пещере в ночь первых испытаний: они изображали двадцать две тайны бытия. На этих тайнах, которые давали лишь угадывать на пороге оккультного обучения, основывалось всё богопознание; но нужно было пройти через все посвящения, чтобы вполне понять их.

Ему разрешалось лишь прогуливаться в этой зале и размышлять над символическими изображениями. Он проводил там длинные часы уединения. Посредством этих образов, целомудренных и важных, невидимая неосязаемая истина проникала медленно в сердце ученика. В немом общении с этими молчаливыми божествами без имени, каждое из которых, казалось, стояло во главе одной из сфер жизни, он начинал испытывать нечто совершенно новое: сперва углубление в суть своего существа, а затем отделение от земного мира, как бы вознесение над всем земным».

«Позади каждого из них он провидел как бы молнией освещаемые ряды идей и образов, внезапно выступающих из темноты. Он начинал подозревать в первый раз внутреннюю суть мира, благодаря таинственной цепи причин. Таким образом, от буквы к букве, от числа к числу, учитель объяснял ученику смысл таинственного состава вещей и вёл его через Изиду Уранию к колеснице Осириса, от молнией разбитой башни к пылающей звезде, и, наконец, к короне магов».

Подобно шахматам, Таро содержит элементы философского осмысления жизни. Двести лет назад философ и алхимик Раймонд Люлль, ему, кстати, приписывали «изобретение» Таро, в своей книге «Великое искусство» предложил схему «философской машины». С помощью этой машины можно было ставить вопросы и получать ответы. Машина состояла из концентрических кругов и расположенных в них в определённом порядке слов, обозначающих различные идеи. Когда слова устанавливали в определённое положение, чтобы сформулировать вопрос, другие слова давали ответ на него. Таро имеет много общего с этой «машиной». По своему замыслу это как бы «философские счёты», или «зеркало судеб» оправленное в двадцать два символа.

«Человек, попавший в заключение и не имеющий никакой книги, кроме Тарот, – пишет Элифас Леви, – если он знает, как использовать её, мог бы в несколько лет приобрести универсальное знание и был бы способен вести разговор по любому предмету с несравненной учёностью и неисчерпаемой выразительностью («Трансцендентальная магия»).

Французский философ и мистик Сен-Мартен («Неизвестный философ») назвал свой главный труд «Натуральной таблицей отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной». Эта книга содержит 22 главы, которые все вместе являются комментарием к 22 картам Таро.

Книга Сен-Мартена произвела сильнейшее впечатление на современников. Доктор Папюс заметил, что «неизвестный философ» обнаружил таинственные звенья, связывающие Бога, человека и вселенную. Таро оказалось не только сокровенным языком для выражения сложных абстрактных идей, но и изысканной гимнастикой ума, развивающей его комбинаторную и ассоциативную способность. По утверждениям приверженцев этой традиции, практика Таро приучает человека к мышлению в мире высших понятий и сфер.

Рисунок:

КРЕСТ ПРАВОСУДИЯ

Варианты карты «Справедливость» в колодах Таро

(по часовой стрелке: Кейс, 1931 г. (карта XI), Вирт, 1889 г., Папюс, 1909г., Нэпп, 1929 г.; в центре – Уэйт, 1910г.)

Колоды карт Таро вариативны, они отличаются своим «строем», то есть стилем изображений. К сожалению, эзотерический символизм почти исчез в современных интерпретациях карт. Особым доверием у практиков пользуется колода Роджера Уэйта, изданная в 1910 году. Эта колода отличается изменённым взаиморасположением карты «Сила» и «Справедливость». В данной работе использован именно порядок и строй Роджера Уэйта. Мы даже в праве предположить, что именно эту колоду использовал А.Толстой в качестве «наглядного пособия».

И ещё немного о «волшебных числах». Магия числа «двадцать два» очень сильна. Большинство пишущих о Таро исходят из гипотезы, что 22 главные карты представляют собой буквы Магического, (еврейского) алфавита. Есть утверждение, что главные карты колоды иллюстрируют события Книги Откровения, так как Апокалипсис Святого Иоанна также содержит 22 главы.

Отделить случайные совпадения от умысла довольно сложно. В исторических анналах встречается упоминание о двадцати двух иерофантах, высших священников, представляющих 22 административные провинции древнего Египта, по 11 на Нижний (Северный) и Верхний (Южный) Египет. Времена Древнего Египта канули в Лету, однако вспомним самую популярную на планете игру – футбол. Именно там 22 игрока разделённые на две команды по 11 человек гоняют по полю мячик. Мистическая подоплёка этой игры, собирающей у экранов телевизоров миллиарды зрителей во время чемпионата мира, проста: двадцать два иерофанта точными пассами решают судьбу крохотного земного шарика на мистическом поле судьбы.

Цифра одиннадцать, в аспекте карты Таро «Справедливость» («Сила»), коварна по-своему. Достаточно вспомнить теракт 11 сентября 2001года. Башни-близнецы Нью-Йоркского торгового центра – тоже образуют цифру «одиннадцать» – являя собой, модернистские колонны Иахин и Боаз у врат коммерческого Храма из которого, в своё время, самому Христу пришлось изгонять торгующих. Возможно, жажда справедливости, и попытка восстановить равновесие на чашах весов всемирной истории, и является главным поводом глобальных террористических акций, однако и в выборе даты акции, и в выборе объекта атаки видны мистическая предначертанность, основанная на дьявольском расчёте и осведомлённости.

Подробному исследованию феномена Манхэтэнских башен-близнецов на фоне парадигмы оккультной перестройки мира посвящена книга Отто Ноегарда «Полдень Магов». Вне всякого сомнения, теракт, подготовленный мировой закулисой, обязан быть вписан в оккультную историю говорящих знаков и чисел.

Воистину: «Имя и число правят миром».

 

Рисунок:

Магический квадрат ЮПИТЕРА

(А. Кирхер, 1652 г.)

БУРАТИНО

НА СТУПЕНЯХ МАСОНСКОГО ХРАМА

Культура – вечная вдова.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 1406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.189 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь