Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ступень VII ЗВЕЗДА МАЛЬВИНЫ



 

…И сквозь её девический сосок

проклюнулся берёзовый листок.

А.Вознесенский, «Мальвина»

 

После принятия мук (12 карта «Висельник») и инициатической смерти на древе (13 карта «Смерть») Буратино, в соответствии с логикой Посвящения, получает Откровение: Звезда Мальвины восходит на рассвете, и высвечивает сокровенные образы галереи Изиды.

Стезя богини Истины и Знания – это путь чистоты, гармонии, любви, порядка и равновесия, Но как соединить куклу с фарфоровым личиком и женственную стихию космоса? Для этого и существуют говорящие детали. К примеру, в фильме снятом по сказке А. Толстого в 1939 году на киностудии «МОСФИЛЬМ» режиссёром Александром Птушко, крошка Мальвина щеголяет в тёмном плаще со сверкающими звёздами (главный атрибут Изиды-Урании), а на площади киношного городка уверенной рукой декоратора-Хирама установлены колонны Соломонова храма: неизменные Иахин и Боаз, в образе «мировых деревьев», но эта смачная деталь уже для гурманов.

От третьей, до двадцать первой карты колоды «самая красивая кукла Карабаса Барабаса» меняет наряды и маски, но всегда остаётся тем, что она есть.

Мальвина на лоне щедрой и невинной природы это третья карта колоды – «Царица». Девочка с голубыми волосами – тоже маленькая Царица Флора. Цветы и насекомые, грызуны и земноводные, птицы и рыбы, весь этот мир земной материи беззаветно принадлежат Её Божественному Величеству. Благородный Артемон (у Коллоди – пудель Медоро) с обожанием служит ей. Царица Флора – один из аспектов Изиды. Дабы подчеркнуть Её плодородие, Царицу часто изображают беременной. Подобно языческой Кибеле, она и любовница, и вечно девственная матерь всего сущего.

Платонический союз Мальвины и Пьеро составляет сюжет шестой карты – «Любовники» или «Искушение». «Мальвина и Пьеро сидели на сырой тёплой кочке в камышах. Сверху их прикрывала паутиновая сеть, замусоренная стрекозиными крыльями и высосанными комарами». Паутиновая сеть – это защитный покров, в старинных вариантах Таро он представлен ветвями райского древа и осеняющим знаком свыше. Вокруг парочки звенят весёлые голубые птички, пестрят цветочки: но нельзя забывать, что диада девственных душ обитает в саду Искушения. В философских колодах Таро тема искушения обыгрывается как выбор пути «по духу» или «по плоти». Юноше, под прицелом ветреного Амура, предстоит мучительная борьба между влечением к неприступному целомудрию и радостями плотского обладания.

Мальвина вкупе с верным Артемоном, это уже сюжет следующей карты: «Сила». Она стоит либо на восьмом либо на одиннадцатом месте. На карте красивая девушка лаской усмиряет льва. Над её головой – знак бесконечности, иногда он представлен в виде шляпки с затейливыми полями. Заметим, что и в лесной чаще Мальвина не расстается со своим «красивым бантом в голубых волосах». Бант всё тот же знак космического равновесия, необходимая принадлежность Божественной касты в Таро. Голубой цвет – цвет совершенства. У Карло Коллоди сказочные эмпиреи занимает безымянная «Фея с волосами лазурнейшей голубизны». Голубой с золотом хитон – знак высокой ступени Посвящения, и к этому символическому сочетанию цветов мы ещё вернёмся.

Львиный экстерьер Артемона подчёркнут писателем с особой тщательностью: «Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель Артемон. Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На передней лапе – серебряные часы».

Бант – всё тот же аналог лемнискаты и ленты Мёбиуса, а сам Артемон совмещая в себе признаки собаки и льва, проявляет человеческий разум и высоту чувств. Если бы Алексей Толстой наделил Артемона парой крыльев, то перед нами явился бы… Сфинкс! «Наиболее древние представители человечества изваяли этот символ Природы, одновременно бесстрастный и пугающий своей неразгаданной тайной… Это – земная Изида, сама Природа в живом единстве различных своих царств. Разгадка сфинкса есть человек, микрокосм, божественный проводник, который включает в себя все элементы и силы Природы»[6].

Однако провидеть за символами реальность дано не каждому, ибо, справедливо замечает Д.В. Веневитинов:

Природа не для всех очей

Покров свой тайный подымает.

Мы все равно читаем в ней,

Но кто, читая, понимает?

Рисунок:

Изида-Мальвина. Арканы: «ЖРИЦА», «СИЛА»

Колонны Иахин и Боаз. В руке – Роза Розенкрейцеров.

Сфинкс – одна из ключевых фигур Таро. Он то является во всём своём великолепии (10 карта «Колесо Фортуны»), то распадается на четырёх «вещих животных» (21 карта «Мир»). Впервые они явились в видении библейскому пророку Изекиилю, эти же существа упомянуты в Апокалипсисе святого Иоанна, они же служат знаками четырёх колен Израилевых, и символами евангелистов. Напомним, четыре священные фигуры это бык, орёл, лев и человек. Задавая трёпку полицейским псам, и катаясь колесом по полю брани, Артемон решительно замещает собой Сфинкса, вращающего «Колесо Фортуны».

В своём исследовании мы помещаем «Силу» на восьмое место в колоде, и это вполне согласуется с зодиаком: Лев – зодиакальный знак августа, восьмого месяца года. Он соседствует с сентябрьским знаком Девы: так нежность ранней осени усмиряет солнечного Льва.

Но аллегория Силы имеет и сакральный смысл: целомудрие призвано главенствовать над страстями. С древнейших времён девственность почиталась состоянием «равно ангельским», устремляющим все духовные и физические силы к недостижимому совершенству божества. Карты Таро часто называют зеркалом судьбы, но «дьявольские картинки» отражают также эпохи и нравы. Со временем, мистическое понимание девственности, как «печати на грани миров ангелов и человеков» впало в забвение, и бастионы некогда неприступной фортеции Невинности сокрушили волны мирских страстей. В современных колодах «Силу» олицетворяет Геракл с увесистой дубиной, или атлет, удушающий льва в могучих дланях. Изменилось и место «Силы». В большинстве современных колод, «Сила» стоит на одиннадцатом месте, подменяя собой «Справедливость», что весьма символично и в социальном аспекте, где сила ломит силу, не вдаваясь в тонкости теологии.

Четырнадцатая карта «Умеренность» или «Время» продолжает галерею Изиды. За бесконечными заботами Мальвины о чистоте, за кукольными кофейниками и чашками, едва проглядывают контуры величественной фигуры этой карты.

На карте девушка (или ангел во плоти?) переливает воду из чаши в чашу: потоки льются навстречу друг другу, не перемешиваясь и не проливаясь. Это зодиакальный символ Водолея, или вечного движения вод бытия. Солнечный Гений выравнивает и гармонизирует космические потоки. «Эти два потока называются Духовный поток и Волна жизни. Духовный поток зарождается в сердце Бога. Отдельные его искры, души людей, нисходят в материю, чтобы бороться с нею и превзойти ее»[7].

Но фокусы с переливанием на этом не заканчиваются. О, ужас! Пьеро нечаянным взмахом рукава опрокидывает кофейник, и хорошенькое платьице Мальвины испорчено! Сюжет семнадцатой карты «Звезда» или «Звезда Волхвов» («Звезда Магов») отчасти иллюстрирует эту трагикомическую ситуацию: На берегу, среди сияющих звёзд обнажённая девушка, воплощение вечной женственности, изливает воду из двух кувшинов: золотого и серебряного. Но это нечто большее, чем сакральное омовение. «Когда нет дождя, то найдётся утешительница, вечно юная, вечно девственная, чтобы излить на землю влагу обеих гностических полярностей» – писал вдохновлённый очаровательной картинкой Г.О.Мёбес.

Защитники египетской теории происхождения Таро иного мнения о двух кувшинах. Известно, что Нил образуется слиянием Белого (прозрачного) Нила и Голубого (мутного) Нила. На египетских фресках и карте «Звезда» они изображались двумя струями, истекающими из двух сосудов.

Вокруг девушки на семнадцатой карте кружит хоровод из семи звёзд, реже рисуют падение звезды или кометы. Курт де Гебелин рассматривал звезду на карте, как Сириус (Сотис), другие семь звёзд представляют собой семь священных планет древних. Он полагал, что женская фигура символизирует Изиду, наполняющую водой Нил. Подьём воды в «реке жизни» всегда сопровождается появлением на небе звезды Собаки (Сотис). (Вот и для Атемона нашлось подходящее место в небесном пантеоне!) Нагота Изиды на карте означает, что Природа ещё не облачилась в свои зелёные одеяния до подъёма Нила. Цветущий куст, птицы и бабочки на карте означают рост и возрождение, сопровождающие подъём воды. Египтяне отождествляли Осириса с Нилом, а Изиду с прилегающей к нему землёй.

Сбежав от Мальвины, Буратино так и не может разорвать притяжение великого женского начала, одного из полюсов Таро. Золотой ключик он получает из лап черепахи Тортилы: «Буратино шлёпнулся в воду, и зелёная ряска сомкнулась над ним». «Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха Тортила с подслеповатыми глазами».

Так в раскладе вновь возникает «Жрица». Это, простите за каламбур, явление Истины из тины. На этот раз мистическая завеса представлена ряской, а святилище – глубинами пруда. Змеиная голова над «океаном иллюзий» также весьма уместный символ. По выражению гностиков, яйцо духовного змея, отложенное под кожей, после мучительного вызревания прорастает мудростью и всеведением: «Черепаха Тортила знает великую тайну…»

При внимательном прочтении сказки в фигуре и жестах Тортилы можно обнаружить и намёк на карту одиннадцатую (восьмую). Это «Справедливость» или «Юстиция»: «С поднятой лапой черепаха опустилась в воду». Воздетая к небесам лапа Тортилы и меч Правосудия одинаково апеллируют к Высшему Судье. Примечательно, что эта фраза против всяких правил взята автором в кавычки.

Но «карта возмездия» отчасти связана и с Мальвиной. В словаре имен напротив имени «Мальвина» стоит пометка: «новое календарное – из Французского Мальвина. Древне германское маль – справделивость и вин – друг. И присутствие справедливого возмездия, несомненно, ощущается. В конце сказки Добро торжествует. «Карабас Барабас так и остался сидеть в луже под дождём», дабы остудить свой адский темперамент, Мальвина продаёт билеты в театр жизни, и в этом мире больше нет жгучих тайн и сокрытых истин. Изящную партию Мальвины завершает 21 карта «Мир» или «Открытая истина»: Девичья фигурка парит в облаках под охраной Сфинкса в четырёх ипостасях его природы.

Что же за дивный предмет получил Буратино от хранительницы древней тайны. Элифас Леви в книге «Догма и ритуал высокой магии» так характеризует драгоценный ключ: «Универсальный ключ магии, есть ключ всех древних религий, ключ каббалы, и Библии, ключ Соломона. Этот ключ, который много столетий считался потерянным, теперь найден, и мы имеем возможность открыть гробницы древнего мира и заставить древних мертвецов говорить, увидеть памятники прошлого во всём их блеске, понять загадку сфинкса, проникнуть во все святилища. У древних пользование этим ключом разрешалось только главным жрецам, и секрет его сообщался только высшим посвященным».

Ключ, о котором идёт речь, представляет, по мнению мистиков, иероглифический и числовой алфавит, выражающий буквами и числами ряд всеобщих и абсолютных идей. Дабы не увязнуть в силках Каббалы вспомним о другом «Утерянном ключе». В масонской символике это – «имя Бога», великий «тетраграмматон».

В более широком смысле «Утерянное Слово» трактуется, как сам Человек отказавшийся от познания даже самого себя, и через это отпавший от Бога. По легенде, мистический пароль, иначе «ключ», требуют назвать убийцы Хирама, но мастер гибнет, не открывая заветного знания.

Но «Золотым ключиком» отпираются и вполне земные дверцы. «Золотой Ключ» – название масонской ложи инсталлированной Иваном Ивановичем Панаевым, братом литератора В.И.Панаева, в 1783 году в Перми. Вполне вероятно, что её отделения существовали и в уездных городах Поволжья, где прошло детство и юность А. Толстого.

Ныне ложа «Золотой Ключ» возрождена, так что слово «товарищи» в устах Мальвины, звучит, вполне по-масонски.

Рисунок:

Карточный домик. Арканы:

«БАШНЯ», «ЗВЁЗДА», «СУД»

Товарищ – традиционное обращение масонов друг к другу. Помните, у Александра Сергеевича, соприкоснувшегося с масонством ещё во времена своей Одесской командировки? – «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья…»

Этот же «пленительный свет» негасимо сияет и в символах карт Таро (семнадцатая карта – «Звезда магов»). А рядом, на шестнадцатой карте, с «Башни» разбитой молнией падают «обломки самовластья». Значит, и само Таро, как философская система, вполне может претендовать на гипотетическое звание «золотого ключика» к загадкам литературы и истории.

Рисунок:

Масонский золотой ключ всезнания

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь