Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ступень IX «РУКА МИСТЕРИЙ»



 

И заплачут шишками сосны

Над моей пропащей могилой.

Н. Клюев

 

Не знаю, удалось ли мне убедить вас в глубочайшей мистической и мифологической подоплёке сказки, но возможности и повороты её сюжета не будут исчерпаны, пока не опустеет кладовая оккультных образов.

В некоторых папирусах, иллюстрирующих посмертное вхождение души в зал Осириса, умерший несёт на голове сосновую шишку. Известно, что греческие мисты имели при себе трость, с набалдашником в виде сосновой шишки, так называемый жезл Вакха.

В древних культурах шишковидную железу, священный третий глаз, олицетворяющий всеведение, в сакральных целях замещали шишкой. Наш предыдущий экскурс в историю «символизма сосны» оказался вполне уместен. Сосновая шишка венчает мизинец «руки мистерий». Эта рука, покрытая многочисленными символами, касалась неофита, когда он входил в Храм Мудрости. Понимание знаков, нанесённых на длань, наполняло неофита неизведанной прежде силой духа. Посредством этой символической руки кандидат поднимался к новой жизни.

Удар сосновой шишкой по лбу и появление огромной «шишки» соответствует начальному этапу духовного пробуждения: «На лбу у директора кукольного театра багровела огромная шишка».

Карабас Барабас – типаж мало симпатичный, но весь наш мир полон «индивидуальностями на разных ступенях духовного развития», и низшие ступени этой пирамиды всегда шире венчающей её вершины. Но всё во Вселенной, по бесстрастным законам космической эволюции, обязано восходить, невзирая на свою временную духовную нищету и вульгарность форм. Возможно, что и Карабас Бабрабас после кармической отработки станет «добрей и милей»[8].

Логично, что сразу за происшествием с сосной, бородой и шишкой наступает «Воскресение мёртвых» (двадцатая карта), важнейший этап в масонском посвящении. Краткое описание этой карты таково: по зову архангельской трубы отверзаются каменные гробницы и ликуют воскресшие. Этот аркан также связан с тайной магического восстановления вещества в реторте алхимика. Но Алексей Толстой, помещая Буратино в кувшин с костями, намекает не на древний ритуал погребения в керамических сосудах, и не на алхимический процесс восстановления материи внутри «философского яйца», но, главным образом, на драму мистериальной смерти. «Кувшин, где сидел Буратино поставили между директором кукольного театр и продавцом лечебных пиявок. На голову Буратино посыпались обглоданные кости и корки…» Далее следует «воскрешение»: «Карабас Барабас схватил со стола кувшин и бешено швырнул его об каменный пол. Из соколков и кучи обглоданных костей выскочил Буратино».

В некоторых вариантах колоды Таро двадцатая карта зовётся «Суд». Её тайный смысл: освобождение духовной природы человека из могилы материального существования. Ритуал «второй смерти» некогда разыгрывался в Камере Царя в недрах пирамиды. Здесь кандидат погребался в громадном каменном саркофаге. Эта комната была промежутком между материальным миром и духовными сферами.

«В то время как тело неофита лежало в гробу, душа его парила, как сокол с головой человека, в небесных просторах, открывая для себя вечность Жизни, Света и Истины, в то же время попирая иллюзорность смерти, мрака и греха»[9].

Буратино верхом на петухе составляет сюжет седьмой карты «Победитель», или «Триумфатор». Её эзотерическое название «Колесница Гермеса», а смысл обрисован следующей сентенцией: хотя земные деяния впечатляют, необходимо помнить об относительной ценности этих побед и достижений.

Петух не просто «синьор главнокомандующий»: у него ещё и «генеральский хвост». Петух есть олицетворение мужской силы, и седьмая карта имеет явный фаллический оттенок, подчёркнутый в строе египетского Таро недвусмысленной готовностью к воспроизводству. Овладение плотскими страстями довольно сложный этап испытаний. Дрогнет рука колесничего, «и кони-страсти пожрут своих седоков…»

«Ты остался победителем в первых испытаниях. Ты восторжествовал над смертью, над огнём и водой, но ты не сумел победить самого себя. Ты дерзающий стремиться на высоты духа и познания, ты поддался первому искушению чувств и упал в бездну материи», – пишет Э.Шюре о кандидате, не совладавшем с упряжкой, и павшем с «Колесницы Гермеса».

Значение седьмой карты: «Исполнение Великих планов, неукротимое движение к совершенству».

Рисунок:

«КОЛЕСНИЦА».

Магистральный путь эзотерики

 

Ступень X ЗЕЛЁНЫЙ РЫБАК

 

На берегу сидел рыбак, ромашками заросший

Ловил он раков и салак резиновой калошей.

Ю.Мориц

 

История с зелёным рыбаком, в руки которого попадает Пиноккио сходна с положением Буратино в лапах голодного Карабаса Барабаса, которому ничего не стоит изжарить свой каннибальский ужин, используя в качестве полена подвернувшегося деревянного человечка. Зелёный рыбак в сказке Толстого раздваивается на два персонажа, огненного и водяного, но со схожими функциями. Их прародитель довольно гадок с виду: «И тут он (Пиноккио) увидел, как из пещеры вышел рыбак, который был так исключительно безобразен, что напоминал морское чудище. Вместо волос у него на голове торчал толстый пучок зелёной травы, всё его тело было зелёного цвета, и глаза зелёные, и зелёная длинная предлинная борода. Он был похож на гигантскую зелёную ящерицу, вставшую на задние ноги».

Для начала рыбак превращает Пиноккио в подобие мумии: «Пиноккио стал белый сверху донизу. Словно гипсовая кукла». И юмор у этого чудища, естественно, садистский. «Быть изжаренным в кампании это всегда приятно…», – утешает Зелёный Рыбак Пиноккио.

Дуремар у Толстого, тоже зелен, как молодая ряска. Нелепая фигура продавца лечебных пиявок словно списана с сюжета тринадцатой карты Таро – «Смерть». Дуремар занят тем что рыщет по болотам, собирая сачком поживу. Изредка он нанимает «бедного человека», чтобы собрать пиявок «на живца» и всё это за четыре сольдо в день: настоящий живоглот, и имя у него соответствующее: Дур – «глупость», Мар – «смерть», представленная в пантеоне славянских богов Мареной. В вольной интерпретации это имя означает «глупая смерть».

Итак, в сказку входит «длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок. На нём было старое зелёное пальто, на поясе болтались щипцы, крючки и шпильки. В руках он держал жестяную банку и сачок».

В некоторых строях Таро на тринадцатой карте явлен всадник Апоклипсиса верхом на бледном коне. В руках всадника плещет чёрное знамя. В египетском Таро – пеший скелет сжимает в костлявых дланях символическую косу. Согласитесь, сачок Дуремара одинаково похож и на флаг и на косу, а вся его тощая фигура, жалкая и зловещая одновременно, явно напоминает символический скелет с косой, традиционный символ смерти.

«А смерть, лишь продолженье бала из света в сумрак переход». Поэтому и смысл карты «Смерть» в целом позитивен: постоянное возобновление вселенной, распад, за которым следует восстановление на более высоком уровне выражения.

В конце книги Дуремар намеривается попроситься в театр Буратино «зажигать свечи или мести пол». Тоже весьма характерные занятия для «усталой смерти».

Дуремар, труженик стоячих водоёмов – добытчик и поставщик гирудина на нужды народной медицины. «Безобразнейший сморчок» связан с миром болот, сферой «низшего астрала», следуя терминологии оккультистов. Он воплощает собой первоначальный аспект смерти (до сорока дней), когда освобождённое звёздное тело обретает полузабытый опыт и знания на уровне предковых миров. Болото – это кладовая времён и гениальная мастерская Природы:

«Полюби эту вечность болот.

Никогда не иссякнет их мощь

Этот злак что сгорел, не умрёт.

Этот куст без истления тощ…»

А.Блок

Тринадцатая карта Таро соответствует тринадцатой букве еврейского алфавита ? (мем) с цифровым (нумерологическим) значением 40. Число 40 одно из самых «востребованных» магических чисел. Смерть или обратные «роды в астрал» длятся около сорока часов, за ними следуют сорок дней подготовительного, вернее приспособительного периода. В православной традиции по умершему заказывают сорокоуст, принято считать, что за сорок дней душа проходит сорок монастырей.

Мокрый, хлюпающий Дуремар дополняет адское чистилище Карабаса. Недаром он всё время жмётся к его очагу, ведь горение и гниение это один и тот же окислительный процесс, но протекающий с разной скоростью. Пламя – символ «мытарств» и испытаний. Дьявольский очаг Карабаса Барабаса – это ложный свет, увлекающий неопытные души к «земному кубу», в колесо воплощений и странствий по низшим мирам, и, в дальнейшем, прямиком в сачок к Дуремару.

И в заключение немного о «говорящих» деталях: Продавец лечебных пиявок одет в зелёное пальто. Зелёный – символический цвет Земли. Значит, перед нами труженик земного плана, а его «пиявочки», о которых он говорит с такой нежностью, – неусыпные черви, помощники в деле очистки, «лечения» и преобразования земной субстанции для её дальнейшего использования во благо жизни.

До чего же элегантен Алексей Толстой не только в обрисовке образов, но и в подборе мелких аксессуаров! Так творить мог человек очень любящий жизнь, и её преходящий блеск, человек солнечно мудрый, но по-детски светлый душой. Что же двигало пером писателя: задание некой тайной организации, или сердечное влечение, широта творческой натуры?

На протяжении столетий «Всевидящее око» мировой масонерии прицельно выбирало себе талантливых и ярких адептов. Однако в двадцатом веке масонство стало уже величиной частично виртуальной, приобрело интеллектуально-духовную направленность, и если нам хорошо известна масонская степень максима Горького (30º, Шевалье Кадош), то о степени посвящения Алексея Толстого, выступающего в роли милосердного просветителя по принципу: «хочешь – кушай, а не хочешь – сказку слушай», – у нас данных нет. Однако имеются сведенья Российского (1905 г.) и зарубежного происхождения (Германия, 1922 г.) подтверждающие его масонство.

Одно можно сказать с уверенностью: не буквы магического алфавита, нумерология, или аллегории каббалы завлекли тонкого душеведа в оккультные арканы. Главный интеллектуальный магнит Таро – сам Человек в его разнообразных отношениях к миру: ноуменальному и феноменальному, Божественному и грубо-физическому.

Рисунок:

Нашейная лента (кордон) степени Кадош

(рыцаря белого и чёрного Орла)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь