Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ступень VI «ПЕНЬКОВАЯ ТРОПКА»



 

О, распните меня, распните,

Как Петра, – головою вниз.

Н.Клюев

Счастлив, кто падает вниз головой

Мир для него хоть на миг, но иной.

В. Ходасевич

 

Согласно масонской интерпретации легенды о Хираме, убийцы мастера Хирама – это три измерения низшей вселенной, которые напали и разрушили беспредельный и неизмеримый Дух: «Когда Хирам Демиург взялся за творение, он открыл период своего космического мученичества. Как Христос он был распят на кресте четырёх элементов: как Атис пронзён кабаном забвения, как Осирис он был погребён в свинцовом гробе бытия». (Мэнли П.Холл).

Заметим, что в сказке Карло Коллоди Пиноккио вешают вполне традиционным способом.

Двенадцатая карта «Повешенный» («Висельник») представляет собой инициатическую смерть на древе, добровольные муки, во имя грядущего посвящения. Двенадцатый номер может указывать и на конец года, а значит, на ежегодную смерть солнечного божества. Бог-Свет умирает в низшей точке года, в дни декабрьского солнцестояния, и воскресает вместе с рождением «нового солнца», таким образом, Солнечный Бог распят на кресте солнцестояний, посреди бури равноденствий.

Карта «Висельник» иллюстрирует миф об умирающем боге. Идея умирающего и воскресающего бога имеет многотысячелетнюю историю. Таковы: Осирис, Таммуз, Адонис, Атис, индийский Шива… Смерть Титана Прометея, прикованного к скале Кавказа, – это тоже добровольная гибель во имя идеалов. «Вот друг человека!» – по легенде воскликнул Юпитер, увидев муки Прометея.

Наиболее важным примером этой концепции могут служить ритуальная кончина скандинавского бога Одина: он пронзает себе бок священным копьём и девять суток висит на ветви Мирового Древа. В результате этой великой жертвы Один, подвешенный над глубинами Нифлхейма, открыл в себе трансцендентное знание. Ему явился рунический алфавит, посредством которого были сохранены летописи северных народов.

Примечательно, что во фригийских мистериях Атиса и греческих Адониса участвовало вечнозелёное дерево сосна. Прекрасные божества растительности и пышного цветения умирали. Атис оказывался заживо разорванным кабаном, Адонис в отчаянии оскоплял себя, и умирал от потери крови. Так умирает Природа, убитая летним зноем, чтобы вновь воскреснуть, с обновлением солнечного цикла. Сосна оставалась немым свидетелем гибели божества, и с почтением перенимала его вечную жизнь. По преданию, Кибела (Иштар), разыскивая возлюбленного Атиса, (Адониса) нашла его тело под сосной, и забрала с собой не только тело возлюбленного, но и священное растение. Вечнозеленое хвойное древо стало символом бессмертия, возрождения и обновления. Этот тайный смысл запечатлён и в «ёлочном» праздновании Рождества и Нового года.

Идея жертвы, «зерна, падшего в землю», обильно плодоносит во всех религиозных и этических учениях мира. Значение карты «Повешенный» гласит: ради достижения духовных высот, человек зачастую должен перевернуть свой образ жизни и мышления, буквально с ног на голову. Пожалуй, на этом объяснении остановимся и мы. Фигура повешенного – это перевёрнутый знак серы, «окончание Великой Работы».

В некоторых колодах человек представлен держащим в руках по мешку, из которых падают монеты. (!) По некоторым интерпретациям на карте изображён Иуда Искариот с деньгами, полученными за предательство, но это одна из ловушек Таро. Низший символ ни в коем случае нельзя принимать за конечный, ибо за каждым образом выстраивается целая галерея мифологических персонажей, раскрывающая свои недра по мере накопления опыта.

Эзотерически «Висельник» есть человеческий дух, висящий на небесной питающей нити; пуповине, связывающей его с духовной колыбелью мироздания. Именно так, путём добровольной жертвы, подвешенная во мраке иллюзий на волоске надежды человеческая душа обретает Мудрость.

Однако наиболее полным воплощением архетипа мученика является символическое название двенадцатой карты, приведённое Г.О.Мёбесом: «Мессия». Именно это название позволяет по новому взглянуть на спекуляции вокруг имени Иуды Искариота. Они далеко не случайны, и ритуальное предательство не исключает момента жертвы, где Иуда лишь исполнил предначертание. Добровольная жертва в интересах ближнего, на бытовом уровне – называется бескорыстием, но в трагических перипетиях распятия и Воскрешения Христа роль Иуды она вполне может восприниматься сакральной жертвой или парадоксальным моментом, когда зло вынуждено служить добру.

После испытания и принятия «посвящения» следует жертвенное служение «делу». «Умрёшь недаром. Дело прочно, когда под ним струится кровь», – с мрачным торжеством утверждал Николай Некрасов.

У двенадцатой карты есть и космогонический аспект. Одно из её названий: «Зодиак». Приход и гибель солнечных эманаций в грубом плену материального мира, пожирание их флорой, фауной и минералами – это тоже самопожертвование Бога-Света.

Подобно колосу на ветру, Буратино постепенно созревает к жатве. Его любовь к отцу, и дружба с подобными ему человечками возвышаются до риска пасть «за други своя». Упорствуя в когтистых лапах своих мучителей, он спасает не столько «золотые», сколько своего отца, которому грозит непременная смерть «от голода и холода».

У карты есть ещё одно философское значение: «Милосердие». Голова повешенного обращена к Земле, это значит, что именно к земле обращено его служение, лучшее, что в нём есть.

«Висельник» – посланник высшего к низшему, ради спасения всего лучшего на этом уровне бытия. «Всякая реализация, от трансмутаций металлов неблагородных в благородные, до занятий отвлечённой наукой с тупым и ленивым учеником, представляет собой инволютивный полуцикл жертвы тонкого плотному в целях обоснования на нём энволютивного полуцикла облагораживания неблагородного и утончения плотного», – комментирует идею жертвы Г.О.Мёбес. Добровольность жертвы, готовность к закланию открывает пути к воскрешению, к рывку в бесконечность, к высотам духа. «Повешенный вниз головою» на самом деле находится в пути.

Об этом и стихотворение Николая Клюева, поэта мистических откровений и сакральных языческих образов, подобно Виргилию, он может быть избран в проводники по лабиринтам подсознания. Ему удалось отразить и кровоточащее адское месиво плоти и райское, бестелесное, духовное, что едва брезжит в синеве небес:

Повешенным вниз головою

Косматые снятся шатры

И племя с безвестной молвою

У аспидно-синей горы.

Там девушка – тигру услада,

И отрок геенски двууд…

Захлёстнутым за ноги надо

Отлить из кровинок сосуд.

В нём влага желёз, сочленений

И с семенем клей позвонков…

Отрадны казненному сени

Незыблемых горных шатров.

Смертельно пеньковой тропою

Достичь материнской груди…

Повешенных вниз головою

Трещоткою рифм не буди!

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь