Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ступень V ТЕАТР ГОСПОДИНА САТАНЫ



 

Волк и заяц, тигры в клетке -

Все они марионетки,

В ловких и натруженных руках…

Я устал и отдыхая,

В балаган вас приглашаю,

Где куклы так похожи на людей!

А. Макаревич

 

Ожидая начала представления, Буратино с интересом разглядывает занавес, и этот занавес подозрительно напоминает образы Таро. «На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в чёрных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звёздами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки».

Единственное представление кукольного театра занимательно не менее чем всё предыдущее, достаточно сказать, что в названии комедии упомянуты тридцать три подзатыльника. Тридцать три, число не менее мистическое, чем двадцать два. Оно считается числом совершенства, и горделиво именуется «числом Бэкона» (о самом лорде Веруламском речь впереди).

Известно, что все великие мужи древности великолепно знали анатомию. У человека тридцать три позвонка, соответственно тридцать три есть «число человеческое».

В сказке Пушкина тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором выходят на заре из вод морских. Что это, как не становление разумной жизни, вышедшей из моря, хотя и в чешуе, но зато с дядькой-мозгом во главе. Столь знаменательное число вполне может служить паролем, или «знаком мастера» для адептов, посвящённых в его секрет.

Представление начинается с драки Пьеро и Арлекина. Арлекин – личность довольно тёмная. Чёрно-красный шут, словно только что выпрыгнул из ада. Его рогатый колпак и неуёмный темперамент намекают на родство с неким вездесущим персонажем.

В мифологии западной Европы, восходящей к кельтской древности, есть необычный герой: рогатый охотник Херне (Херле). Он и вождь «дикой охоты», и предводитель ночной процессии привидений, и демон ночи. Херлекин (Арлекин) – персонаж уже напрямую ассоциируемый с дьяволом. Херне изображают в головном уборе с оленьими рогами. Именно так в некоторых старинных колодах Таро изображается четвёртая карта – «Царь», её значение «материальная вселенная». Подобный рогатый призрак есть в немецких и французских народных сказаниях. Поговаривают, что Херне до сих пор встречают в лесу около Виндзорского замка.

Пьеро – неудачливый соперник Арлекина. Его удел – печаль, насмешки и оплеухи безответной любви. Его наряд и грим – это Свет, но не солнечный блеск, а свет лунной меланхолии. Пьеро начинающий поэт, и его дар оттачивается в утончённых страданиях души.

Драка Пьеро и Арлекина – это непримиримый бой за вечные идеалы, это – отражение космической битвы Ормузда и Аримана, Осириса и Сета, Духа и самодовлеющей Плоти, где поле битвы, как сказал Достоевский, сердца людей. Трогательный образ печального Пьеро, в этой почти безнадёжной битве, избрал себе Александр Вертинский. Его стихотворение «Трефовый король» (трефам в Таро соответствуют жезлы) живописует злоключения влюблённого идеалиста:

Так недолго вы были моей Коломбиною

Вы ушли с представителем фирмы Одоль.

Далеко, далеко в своё царство ослиное

Вас увозит навеки трефовый король.

Ну, конечно, Пьеро – не присяжный поверенный,

Он влюблённый бродяга из лунных зевак,

И из песни его, даже самой умеренной

Всё равно не сошьёшь горностаевый сак.

Долгожданное представление кукольного театра – это сфера открытой истины, в Таро ей соответствует двадцать первая карта – «Мир». Эта карта появляется дважды: в начале сказки и в её конце, так как в сказке разыгрывается два спектакля. Девушка, изображенная на карте, кружит в хороводе четырёх вещих животных. Она – божественный огонь в сердце Мира – Великой Мистерии. Её позиция читается, как алхимический знак серы. Насколько этот знак важен для оккультного понимания, доказывает тот факт, что именно он зашифрован в позах многих персонажей Таро: таковы «Фараон» в египетском Таро, или фигура «Повешенного» на одноимённой карте. Алексей Толстой даёт этот символ зримо: «Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол», – не терпящим возражений голоском приказывает Мальвина деревянному мальчику. Нога, согнутая в колене и приставленная к телу под углом – это и есть алхимический знак серы, космический огонь, горящий «в сердце каждого человека и каждой звезды».

Очутившись в центре круговращения, упоённый движением и сменой декораций, Буратино (человеческая душа) быстро забывает, зачем его сотворил добрый папа Карло, одел, обул, вручил мудрую книгу, и как следствие, деревянный человечек попадает в лапы «кукольного владыки».

В сказке Коллоди бородатый кукольник Манджофоко сжимает в руках плётку, сплетённую из лисьих хвостов и змей: это почти всё, что роднит его с Карабасом Барабасом, ибо Манджофоко грубоват, но чувствителен и бескорыстен. Рядом с ним Карабас – это сущее исчадие ада: «Услышав весь этот шум, из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него.

Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку».

Насчёт крокодила, намёк, как говорится, ясен. На карте «Дурак» египетского Таро изображён крокодил, подстерегающий незадачливого путника. А портрет самого «хозяина кукольного театра, доктора кукольных наук» написан столь густо инфернальными красками, что директор заштатного театра, превращается не то в чёрта с кочергой, не то – в самого Князя Тьмы.

 

Рисунок:

Карабас Барабас и марионетки.

«Синьор Карабас Барабас, страшно сопя носом, мешал кочергой угли. Вдруг глаза его налились кровью… Должно быть, ему в нос попал кусочек угля».

Внимание, мы приближаемся к одному из самых загадочных и драматичных феноменов Таро. Это карта пятнадцатая «Дьявол». На ней изображён козлоногий и рогатый андрогин, властелин ада, удерживающий на привязи демонизированных мужчину и женщину. В руке его чадит опрокинутый факел (свеча).

Напомним, что мы анализируем эзотерическое Таро с классическим набором символом. В современных колодах строй пятнадцатой карты искажён в пользу большей декоративности. Там уже нет скованных цепями Адама и Евы. Полярность принципов может быть выражена рожками агнца, а узы – крепким кулаком двуполого дьявола. Библейский колорит подчёркнут ослиной челюстью в руке андрогина. Известно, что ослиная челюсть прославила иудейского богатыря Самсона. Тысяча филистимлян была убита им посредством этого орудия. Белое и пушистое «человечество» буквально отдано на заклание «Козлу Мендоса». Его рогатая голова и есть пресловутая перевёрнутая пентаграмма.

Козлоногий бес пятнадцатой карты восседает на кубе (глобусе). Мужчина и женщина, прикованные цепями к его трону, имеют облик сатиров. Это порабощённые и растлённые души. Алексей Толстой щадит наши нервы: Карабас Барабас дёргает за верёвочки и вешает на гвозди всего лишь деревянных кукол.

Семихвостая плётка Карабаса Барабаса есть перевёрнутый факел в руках андрогина. По семеричному коду: числу чакр спинного мозга, плётка Карабаса – аналог посоха Гермета-Отшельника на девятой карте, забегая вперёд отметим, что на посохе насчитывается семь сучков. «Плётка в семь хвостов» означает, что куклы, точнее рабы, находятся во власти мучителя от макушки до её антипода.

Адское пламя Карабаса Барабаса, в котором едва не сгорел Буратино, и факел в руках двуполого беса – это земные соблазны, ложный свет, который ведёт непросвещённые души к разрушению и смерти.

Но и сам «доктор кукольных наук» – тоже маска. Правильно прочитанная символика карты указывает, что «Дьявол» – не персона, а скорее – наше грубое материальное естество, не только удерживающее человека на привязи земных страстей, но ещё и подстёгивающее, подстрекающее к животной жизни, главным образом к «способу преемства скотскому и бессловесному». Дьявол – всё что пленяет и стесняет наш вечный дух.

Рисунок:

 

Карта Таро «ДЬЯВОЛ»

Цепи, удерживающие сатиров на привязи, могут быть истолкованы по-разному: ведь все мы, хотим того или не хотим, служим идеям, утвердившимся в нашей ментальности или в более высоких, духовных областях. Все мы скованы цепью своих «хотений-нехотений». Цепи – это и рабское поклонение ложным идеям, и законы земного выживания, и неумолимая логика Природы. Все мы «уловлены в тенёта плоти», а значит и страданий, но «в развитии каждой живой индивидуальности наступает время, когда её пробуждённое сознание начинает понимать, что является узником. Именно на этом этапе человек всё более настойчиво кричит об освобождении его от сковывающих пут, которые будучи невидимыми для глаз смертных, связывают его цепями куда более страшными, чем в физической тюрьме». (Мэнли П.Холл).

Участь душ, прикованных к трону Люцифера бередит воображение, и поэзия вновь становится языком мистических откровений:

Глядите в глубинность, там рощи-смарагды,

Из ясписа даль, избяные коньки, -

То новая Русь – совладелица ада,

Где скованы дьявол и Ангел Тоски.

Н. Клюев, «Медный кит», 1918 г.

Сделаем ещё несколько шагов в глубину. В эзотерическом толковании гигантская фигура узодержителя на пятнадцатой карте зовётся Бафомет. Рогатый андрогин ногами попирает глобус Земли, рыбья чешуя внизу его тела символизирует воду, за его спиной простёрты крылья воздуха, в руках – перевёрнутый факел (свеча). Козлиная голова с рогами образует перевёрнутую пентаграмму. Женская грудь олицетворяет плодотворные силы Изиды Урании. Андрогин имеет мужскую и женскую руки. Нагие фигуры, прикованные цепями к подножию его трона – суть

активные и пассивные принципы мироздания, неразрывные бинеры «Инь и Янь».

Бафомет также представляет собой нижнюю часть некой дуальности. Он – Князь мира сего, и при надлежащей оккультной подготовке облик существа на пятнадцатой карте ничего особо страшного в себе не несёт. Это, скорее, Великий Пан, бог природы древнего мира, а его пугающая андрогиния – лишь отражение всеобщей структуры мира, где все границы и разделения, в том числе и половые, весьма условны и временны. На таком понимании основывается тантрическая традиция и метафизическая эротика закрытых сект и тайных обществ.

Итак, перед нами один из примеров интеллектуальной эквилибристики, тонко подменяющей исходные понятия. Так порхающий в саду эзотерики искатель истины неизбежно попадает в шёлковый силок символов и двусмысленностей. Магические покровы Изиды шьются по выверенным лекалам. Однако наберёмся мужества, заглянем в масонское ателье, и бросим бесстрастный взгляд в «сумрачное лоно» оккультизма.

Имя идола, прочитанное слева направо на латыни и разложенное на буквенные символы, является нотариконом следующей фразы: «настоятель храма мира всех людей». Недаром Бафомет восседает на кубическом камне символизирующим в масонской символике не только трон властителя, но и земную гробницу: мир материи.

Из истории тайных орденов известно, что Бафомет – идол братства Тамплиеров, рыцарей храмовников, и пятнадцатая карта хранит явный тамплиерский след.

История братства Тамплиеров полна трагических коллизий. «В 1307 году был арестован орден Тамплиеров, подготовлявший ниспровержение христианства во имя взращенного в его недрах древнего манихейства. Вместе с религиозным переворотом подготовлялась величайшая социальная революция, имевшая целью перестроить облик всей Европы. Но орден был разгромлен, а великий магистр его Яков Моле был сожжён на медленном огне. Но влиянием ордена, имевшего огромные связи, эта казнь была отсрочена, и из тюрьмы заключённый вёл широкую организационную деятельность. Плодом её были четыре масонских ложи: в Неаполе – восточная, в Эдинбурге – западная, в Стокгольме – северная, в Париже – южная. Тайное общество принесло клятву в вечной ненависти… началам монархии и церковности. Эту свою ненависть вместе с девизом: Свобода, Равенство и Братство оно пронесло через века и передало революции…

…Во время сентябрьских убийство какой-то таинственный старик громадного роста с длинной бородой, появлялся везде, где убивали священников… «Вот вам за Альбигойцев! – восклицал он, – Вот вам за Тамплиеров!.. За Великих Осуждённых!» Он рубил направо и налево и весь был покрыт кровью с головы до ног. Борода его слиплась от крови, и он громко клялся, что вымоет её кровью.

После казни Людовика XVI этот вечный жид крови и мести поднялся на эшафот, погрузил обе руки в королевскую кровь и окропил ею народ, восклицая: «Народ французский! Я крещу тебя во имя Якова и Свободы!» (Элифас Леви).

Согласитесь, педантичная, но равнодушная Клио, муза истории, редко сохраняет краски и запахи событий. Ради них мы и позволили себе столь обширную цитату.

Итак, с некоторых пор ведущим мотивом Тамплиерства становится изощрённая месть. В Таро удаётся обнаружить только две явных реминисценции, указывающие на Рыцарей Храма: это пятнадцатая карта («Дьявол») и шестнадцатая: «Башня», поражённая молнией.

Тамплиерский путь достаточно полно отражён в этих картах. Это и преодоление цепей, наложенных природой, и даже попытки «взять небо штурмом», это единение противоречивых потоков, принципов, и разноимённых полярностей, и безжалостная месть. Но пугающая личность «настоятеля храма всех людей» срисована не с реального образа тамплиерского божества (все изображения Бафомета были уничтожены агентами инквизиции папы Климента Пятого), а с гравюры изображающей великого Андрогина, схожего с Бафометом по символическому составу.

Химерическая сущность Бафомета полностью объясняется и оправдывается текстом «Изумрудной скрижали» (перевод Г.О. Мёбеса):

«Отец его Солнце, мать – Луна; Ветер выносил его во чреве; Земля – кормилица. В нём источник всякой целесообразности во всей вселенной. Его сила исчерпана полностью, если она обращена в землю. Ты отделишь землю от огня, плотное от тонкого. Плавно с великим умением. Он восходит от земли к небу и снова возвращается в землю, заряжаясь силой высших и низших (начал)».

Из этого следует, что Бафомет, по всей видимости, – некая зашифрованная алхимическая формула, ибо «природа очень синтетична в своих проявлениях, и простота лежит в основе её самых по внешности запутанных феноменов», – доверительно сообщает нам доктор Папюс.

Примечательно, что и сказочная индивидуальность Карабаса Барабаса соткана из паутины различных уз. Узы – это не только плеть, бечёвки, или трости «кукловода», это и огромная, несоразмерная борода Карабаса. Неопрятная, вызывающе длинная борода – архетипический символ кровожадной дремучести (Синяя Борода), и признак магических возможностей (Старик Хоттабыч). Борода – это возможность опутать, увлечь или запутаться самому, как это и происходит с Карабасом Барабасом. Бедняга постоянно наступает на собственную бороду, прячет её в карман, и дёргает себя за неё же.

На память приходит оригинальная трактовка длиннобородости Черномора в сказке Пушкина «Руслан и Людмила» данная «Глобальным предиктором СССР»[5]. Борода уродливого Карлы, олицетворяющего собой избранную и оттого микроскопическую часть народонаселения земного шара, есть символ грабительского ростовщического процента, удушающего экономику стран всё еще осмеливающихся свободно изъявлять свою волю. Богатырь Руслан единым взмахом меча обрубает эту губительную удавку, высасывающую силы и соки народов.

Страна Болвания у Коллоди дотла разорена ссудным процентом. Даже фазаны заложили свои роскошные хвосты, а мотыльки не летают потому что «продали крылышки», зато вовсю процветают наглые хищники. Вот такая перекличка сказочников через времена и веси!

В сказке Алексея Толстого заветное деревце с золотыми вместо листьев растёт по ночам при мертвенном свете «иудейской» луны, в отличие от «арийского» солнца. Что это, как не метафора мирового ростовщичества?

«Всякий работник, идущий путём самопосвящения, дойдёт до клише этих тайн ресурсами шестого чувства и общечеловеческой дедуктивной логики», – вновь воодушевляет искателей истины Г.О.Мёбес. Итак, вперёд!

Вполне логично, что золотые, полученные из рук дьявольского Карабаса, не приносят Буратино и малой толики счастья. На запах денег сбегаются хищники без чести и совести; за деревянным человечком увязываются кот и лиса, чтобы вновь и вновь околпачивать его. Эти зловещие

персонажи соответствуют карте восемнадцатой «Луна», а Поле Чудес на которое они заманивают Буратино – безрадостному пейзажу на этой карте.

«По ту сторону ручья среди куч мусора виднелись полуразвалившиеся домишки, чахлые деревья с обломанными ветвями и колокольни, покосившиеся в разные стороны».

На карте «Луна» изображён безжизненный пустырь, унылый мир тоскующих привидений, где слоняются отрешённые, потерянные для мира души. Между двух шатких башен вьётся дорога, это ложный путь, путь без истины в конце. Посреди дороги раскинулась лужа, из неё выползает рак. Собака и волк (шакал) воют на луну. В практике толкований Таро эти животные олицетворяют собой открытых врагов и предавших друзей. В сказке Толстого их партию исполняют кот Базилио и лиса Алиса.

Наглые бродяги – это грязные страсти и сущности низшего астрального плана. Кот Базилио, – образ вполне оккультный. Как упоминалось ранее, кошка иногда изображалась на карте «Дурак». В колдовстве и магии кошка всегда была символом магнетических сил природы. Египетские жрецы окружали себя этими животными ради незримого огня, исходящего из их тел. Кошка ещё и символ вечности: во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост её соприкасаются. У греков и римлян кошка была священным животным Дианы, богини Луны и охоты. Индийские буддисты придают кошке особое значение, но совсем по другим причинам. Кошка была единственным животным отсутствовавшим в тот момент, когда умирал великий Будда, поскольку она была занята в это время ловлей мышей. Символ низших сил не должен присутствовать при освобождении Высочайшего.

В Театре Теней Таро у лисы Алисы несколько больше возможностей. На его волшебном экране Лисица вполне может быть спроецирована как Тифон, растерзавший тело Осириса, солнечного Бога, супруга и брата Изиды. Тифон – химерическая сущность с головой крокодила и телом свиньи, но на картах Таро Тифон («Колесо Фортуны», 10 карта) изображается шакалоподобным существом с длинной лисьей мордой. «Когда в глубине ночи раздаётся печальный вой гиены, он звучит как последний отчаянный вопль души, попавший в когти Тифона». (Мэнли П.Холл).

Среди занятий этого дьявольского создания – охрана могил от гробокопателей. Лиса Алиса и «мнимый слепой», тоже связаны с землёй, с обрядом похорон монет, и последующего разрывания могилы. Но, это достаточно отдалённые аналогии. В Таро Тифон в паре с добрым гением Германубисом вращают Колесо Фортуны (10 карта). Таким образом, и Зло являет себя движущей силой мира.

Рисунок:

Карточный домик. Арканы:

«ПРАВОСУДИЕ», «ПОВЕШЕННЫЙ», «ДЬЯВОЛ»

Примечательно, что кот и лиса в сказке Карло Коллоди одеты в «угольные мешки» с прорезями для глаз. Эту деталь сохраняет и Толстой. Не намёк ли это на движение карбонариев, вдохновляемое тайным освободительным обществом, не имеющего с угольщиками ничего социально близкого. «Ах, Боже мой! Он карбонарий!» – в ужасе восклицает престарелая светская львица, услышав дерзкие речи аристократа Александра Андреевича Чацкого.

В довершение истории с золотыми монетами, полученными от кукольного владыки, злодеи вешают Буратино. «…Разбойники решили его повесить вниз головой. Привязали к ногам верёвку, и Буратино повис на дубовой ветке…».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь