Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ступень II «СУМАСШЕДШИЙ ШАРМАНЩИК»



 

От Печоры на Буг и Майну

Мчится всадник – Ржаной Хирам.

Н. Клюев

 

Этой песни нам лучше не знать никогда!

А. Вертинский

 

В зависимости от качества перевода и философской школы названия карт Таро варьируются от возвышенно-мистического слога, до лёгкой иронии и даже вульгарной насмешки. К примеру, первая карта – «Маг» имеет «бытовое» название – «Фокусник», или даже «Скоморох», сохраняя намёк на высокого неизвестного, образ которого символически замещает собой чародей.

На первый взгляд карты Таро выглядят как занимательные картинки. Магические и философские символы в них часто замаскированы под окружающие предметы или аксессуары одежды. Один из высших символов – знак бесконечности над головой персонажа карты. Он может изображаться явно, а может быть зашифрован в изящно изогнутых полях шляпы, напоминающих горизонтально расположенную восьмёрку, ленту Мёбиуса или лемнискату. Космическая лемниската – Змея Вечности, кусающая собственный хвост, напоминает о том, что через все перемены жизни, её подъемы и спады, человек всё равно возвращается к своему истоку, к вечному Свету, из которого он некогда изошёл. Итак, правильно прочитанный «знак отличия» возводит странствующего фокусника-комедианта в ранг Демиурга.

Оказывается, что когда-то и «…Карло в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб».

Рисунок:

Карта Таро «МАГ»

Согласитесь, что упоминание о шляпе Карло, как будто случайное, на самом деле случайным не является. «Что же, кроме шляпы на Карло ничего не было?» – могут ёрнически вопросить вслед за братьями Стругацкими («Понедельник начинается в субботу») слишком вдумчивые читатели, и будут правы: всё дело в шляпе! Заметим, что в сказке Карло Коллоди ничего не сказано о шляпе мастера Джепетто, отца Пиннокио.

Кроме фигуры мага на карте обязательно присутствуют магические знаки четырёх стихий: чаша (Святой Грааль), пентакль (иногда монеты), меч и жезл (волшебная палочка). От Карабаса Барабаса Буратино получает пять золотых монет специально для папы Карло, так как именно «пентакль» или «монета», один из атрибутов «Фокусника». Заметим, что находчивость и изящество Алексея Толстого лишь возрастают по мере перетасовки и расклада волшебной колоды для очередного сюжета.

Согласно французскому оккультисту Курту де Гебелину, «первооткрывателю» Таро, карта «Маг» указывает на то, что обыденная реальность есть не что иное, как сон, а неисчерпаемые чудеса природы – всего лишь проделки «космического фокусника». Он – тот, кого Омар Хайям называл «мастером представления», и не самого весёлого представления!

«А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка…» «Что наша жизнь? – Игра-а-а!» А играют, между прочим, нами…

Даже если наш мир – иллюзия, розыгрыш, то первый Аркан, тем не менее, возвещает о творческой Первопричине всего творения и божественных эманациях Абсолюта.

В том, что Карло и есть «творец иллюзий» сомневаться не приходится: именно он нарисовал «очаг и котелок на куске старого холста», да так правдоподобно, что голодный Буратино протыкает носом аппетитный натюрморт. Создав манящую картинку земного благополучия, Карло приступает к истинно творческой задаче, но в деле «сотворения человека» ему не обойтись без идейного вдохновителя, первопричины творения. Им становится старик Джузеппе по прозвищу Сизый Нос. Именно он подсовывает Карло говорящее полено и советует смастерить себе помощника, чтобы не остаться в старости без «кусочка хлеба и стаканчика вина». Это доброе пожелание старого пьяницы можно было бы оставить без особого внимания, однако, хлеб и вино – основа христианской евхаристии, истинная плоть и истинная кровь Бога, и совет Джузеппе отдаёт явным непочтением к христианским символам и ритуалам. Да и сам Джузеппе, Сизый Нос, в общем-то, как бы лишний в повествовании и в дальнейшем он исчезает из повествования Алексея Толстого.

Но у классиков не бывает «лишних людей». Попахивающий винцом Джузеппе – инициатор, автор идеи. Папа Карло – творец, создатель куклы, а сам проказливый деревянный мальчишка заключает собой эту досточтимую «троицу». Так Единый в сущности проявляет себя в тройственных аспектах.

В символизме масонства три Великих Мастера становятся Причинной Триадой, установленной посвящёнными философами в качестве триединой основы существования Вселенной. Хирам Демиург, Бог Творец есть вечное неизменное Божество. В масонской «легенде о Хираме» его замещает царь Соломон – солнце Мира. Царь Тира Хирам, по библейской легенде преданный друг и соратник Соломона, представляет собой источник благих энергий, духовных эманаций Божества. Хирам Абифф из Тира, «сын одной вдовы из колена Неффалимова» назван Величайшим Мастером. Он был послан царём Хирамом на постройку Соломонова храма. Хираму Абиффу, как «универсальной активности» дарована власть над низшими элементами мироздания.

Наш деревянный человечек не просто активен, но прямо-таки двигательно расторможен, разноречивые потенции рвут его на части, а его путь по ступеням лестницы универсального посвящения драматичен и смешон одновременно. Чем не слепок с новорождённого человечества, которое нуждается в сведущем Мастере, не меньше, чем неотёсанный чурбан в токарном станке. Заметим, что и его возвышенный прообраз: Хирам Абифф рассматривается масонами, как прототип нового человечества.

Корень еврейского имени Хирам (!ryj) включает в себя три согласных буквы, означающих на языке каббалы: j (хет) – огонь, свет; r (реш) – дух, воздух; ! (мем) – вода; всё вместе представляя первооснову Вселенной. Буква y (йод) – десятая буква еврейского алфавита, означает Бога, мудрость, идею (хохму) и является первой буквой непроизносимого имени Бога – тетраграмматона hwhy (Яхве).

Читателю знакомому только с библейским текстом о строительстве храма Соломона (Вторая и Третья Книга Царств) необходимо иметь ввиду, что судьба Хирама масонской легенды трагична, и отличается от библейского первоисточника: он был убит тремя Товарищами Ремесленниками ударами линейки, угольника и молотка, ставшими затем непременными атрибутами масонов, и затем, воскрешён Мастером Каменщиком (Масоном).

Священная Триада кочует по векам и народам, через мифологию Египта, индуизм, иудейскую каббалу, и масонский символизм, оставляя неизменной свою суть – идею сакральной жертвы: «И агнец заклан от начала мира», но только христианское богословие осознало и высветило всю глубину и величие этой идеи: «Сотворение мира было уже в самом основании жертвенным актом Божественной любви, вольным самоистощением. …Ибо Бог есть Любовь, а жизнь любви и величайшая радость её есть жертва». (С.Н Булгаков «Свет Невечерний»). Так и в сказке: уже первые шаги сотворения Буратино приносят его создателю, папе Карло, обидные неприятности. Но так уж предначертано, ибо «когда Хирам Демиург взялся за творение он открыл период своего космического мученичества» (Мэнли П. Холл).

Карта «Маг» открывает семеричный набор карт, называемый в египетском Таро «путём Осириса»: 1, 4, 7, 10, 13, 16 и 19 карты составляют этот «царский путь».

Буквенное значение карты «Маг» – первая буква эзотерического (еврейского) алфавита – Алеф (?). Поза Мага зеркально повторяет собой графику буквы ?: правая рука фокусника указует на небо, левая на землю. «Люди – смертные Боги. Боги – бессмертные люди», – возвещает одна из таинственных заповедей Изумрудной Скрижали, ключей, которыми открываются двери истинной магии.

Что же такое Таро? Кладовая сакральных архетипов? Стиль мышления? Или наш мир полон таинственных созвучий, и вовсе не обязательно быть масоном и оккультистом, чтобы «петь красиво в нашей земной глуши».

В этом вполне убеждает стихотворение Александра Вертинского (написанное в 1930 году) «Сумасшедший шарманщик»:

Каждый день под окном он заводит шарманку

Монотонно и сонно поёт об одном.

Плачет серое небо, мочит дождь обезьянку,

Пожилую актрису с утомлённым лицом.

Мчится бешеный шар и летит в бесконечность,

И смешные букашки облепили его,

Бьются, вьются, жужжат и с расчётом на вечность

Исчезают как дым, не узнав ничего.

А высоко вверху Время, старый обманщик,

Как пылинки с цветов, с них сдувает года…

Замолчи, замолчи, Сумасшедший Шарманщик

Этой песни нам лучше не знать никогда!

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь