Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПРАВО И МОРАЛЬ



 

О политических идеях, распространенных в аксумском обществе, можно лишь догадываться на основа­нии общих представлений о социальном и государствен­ном строе Аксума. Эти идеи не оставались неизменны­ми на протяжении тысячелетней истории Аксумского царства. Однако проследить их развитие почти не пред­ставляется возможным. Выше говорилось об идеях боже­ственного происхождения царской власти, об обожест­влении аксумского царя, которые появились, конечно, за­долго до расцвета Аксумского царства. При Эзане рож­дается идея божественной избранности аксумского царя, которому единый универсальный бог оказывает особое покровительство. Эта идея должна была укрепиться в последующие века в связи с распространением монотеи­стических религий и особенно христианства.

С укреплением монархии вырождаются и гибнут идеи народоправства, представлявшие собой пережиток воен­ной демократии в сознании народа. Возможно, с исчез­новением этих идей связан отказ царей от официального этнического прозвища, место которого на аксумских мо­нетах занимают теперь демагогические формулы, или девизы.

Они носят явно декларативный характер. На монетах преемников Эзаны появляется греческий девиз: Тουτο 'αρεση τη χωρα — «Чтобы [это] понравилось стра­не» 69. Царь явно добивается популярности у народа; устойчивость демагогической формулы вряд ли случайна: [268] она отражает устойчивость официальной доктрины. Ее первые следы можно обнаружить в поздних надпи­сях Эзаны: в эфиопском и сабейском текстах билингвы и в «монотеистической» надписи (см. стр. 47, 54), где царь выражает заботу о славе своего города (или стра­ны) и заявляет, что «нет тягот» на его народ.

На некоторых монетах Калеба сохраняется девиз «Тουτο 'αρεση τη χωρα» или аналогичный эфиопский девиз «z-'dl l-hgr» («это да понравится городу»)70, но затем он исчезает, сменяясь благочестивой формулой «Θεου 'ευχαριστια» — „в благодарность богу". Калеб теперь благо­дарит бога, который дал ему власть, и больше не упо­минает о своих обязанностях перед народом. Эту бла­гочестивую формулу повторяют монеты ближайших пре­емников Калеба. Затем наблюдаются колебания. Монеты Эсбаэля вообще лишены „демагогических" и „благоче­стивых" формул. На монетах Зона возрождается этни­ческое прозвище. На монетах Вазены сохраняется де­магогическая формула „l-'hzb ydll" 71 (с пропуском слабой ') — „Чтобы народам [это] понравилось"; имеются в виду „народы" самого Аксума. На монетах Иоэля и Герсема I появляются благочестивые формулы: „Krsts msln" — „Христос с нами!" и „Krsts ym" — „Христос побежда­ет!". Затем на монетах Израэля и Хатаза I появляется девиз: 'bkh z-bs hbg (или hbl?)72, а на монетах царей VIII в. — Армаха II и Хатаза II — появляются новые де­магогические формулы: на монетах Армаха — fsh l-ykn, l-hzb — „чтобы радость была народам", fsh w-slm l-`hzb — „радость и мир народам"; на монетах Хатаза — shl l-'hzb — „благоволение (или милость) народам!"73. Налицо какое-то идеологическое движение, которое, по-видимо­му, является отражением политической борьбы. О нем нет прямых сведений; можно говорить лишь о борьбе двух тенденций в официальной аксумской идеологии: монархической идеи, связанной с христианским унита­ризмом и „демагогической", опирающейся на местные традиции. [269]

О праве и судопроизводстве древнего Аксума сохра­нилось чрезвычайно мало сведений. От аксумского периода не осталось свода писаных законов, да он, ве­роятно, и не существовал. Первый сборник правовых норм появился в XVII в. Это известная «Фетха Нагашт» («Законодательство царей»), составленная на основе копто-христианского права, но применительно к эфиоп­ским условиям. В этом отношении «Фехта Нагашт» на­поминает «Законы омиритов» (хымьяритов), составлен­ные в VI в. для жителей Южной Аравии на основе христианско-византийских норм, но с учетом местных ус­ловий 74. Вряд ли они «мели серьезное применение в Хымьяре или тем более в соседней Эфиопии. Однако в церковной практике Аксумского царства после его хри­стианизации должны были применяться римско-византийские правовые нормы, на первых порах неразрывно связанные с новой, иноземной религией. Они могли быть обязательны для проживавших в Аксуме и Адулисе рим­ских подданных и в гораздо меньшей степени — для крещенных туземцев. Иудейские, индийские и цейлон­ские купцы, очевидно, пользовались собственным рели­гиозным правом, пока имели дело со своими земляками и единоверцами. Недаром ранняя мусульманская тради­ция восхваляет толерантность аксумских царей начала VII в.

В конце аксумского периода на побережье Эфиопии вместе с мусульманской религией проникло мусульман­ское право, расцвет которого в Эфиопии относится лишь к средним векам.

Но если в исламе правовые нормы содержатся в са­мой религиозной литературе, начиная с Корана, то в христианстве этого нет; поэтому влияние христианства на эфиопское право никогда не было особенно сильным, даже после появления «Фетха Нагашт».

В Аксумском царстве господствовали нормы обыч­ного права, которые отразились в запретительных фор­мулах надписей Эзаны. О них сказано выше (стр. 240).

Из всех форм идеологии мораль наименее уловима. Особенно трудно реставрировать этические нормы ак­сумского общества, которое не оставило после себя ни [270] оригинальных священных книг, ни сколько-нибудь об­ширной художественной литературы, ничего, кроме не­скольких надписей. Кстати сказать, среди этих надпи­сей почти совершенно отсутствуют покаянные. Можно предполагать, что в период расцвета Аксумского царст­ва мораль играла важную роль в поддержании авторите­та монархов и других знатных лиц. По крайней мере, Эзана очень заботится о придании своему образу в над­писях высокого морального облика; он стремится пока­зать себя справедливым, великодушным царем, заботя­щимся прежде всего о благе своего народа.

Он утверждает, что все его набеги были спровоци­рованы враждебной стороной, а сам он лишь охраняет традиционный порядок и справедливость в отношениях между народами. Арест нубийских вождей объясняет­ся тем, что их подозревают в шпионаже, арест афанского алита — его ответственностью за истребление ак­сумского каравана, царь геэзов был арестован тогда, когда открылось его «коварство» и лр. Очевидно, в над­писях Эзаны отразились нормы феодальной морали.

То немногое, что известно о политических идеях, пра­ве и морали в Аксумском царстве, свидетельствует о зна­чительных пережитках доклассовых, первобытнообщин­ных форм, о неразвитости внеэкономического принужде­ния аксумитов-общинников.

Эти черты характерны и для других форм аксумской идеологии: для идейного содержания и эстетики эфиоп­ской литературы и искусства.

Литература и искусство. Аксумской литературе я по­святил особую статью 75, которую здесь нет смысла по­вторять. Развитие эфиопской литературы до начала позднего средневековья происходило главным образом в рамках устного народного и профессионального твор­чества. Вплоть до XIV—XVI вв. письменная литература играла второстепенную роль. В предаксумский и аксумский периоды она была представлена лишь эпиграфи­ческими жанрами, расцвет которых относится к IV— VI вв. После распространения христианства появляется небольшая книжная литература, предназначенная для церковных нужд и целиком переведенная с греческого. Аксумиты и племена предаксумского периода не имели [271] художественных или историко-мифологических книг; их вполне заменяло развитое устное творчество. Историче­ские предания и религиозные мифы бережно хранились в памяти многих поколений; певцы-сказители и народ­ные поэты знали огромное количество стихов и могли импровизировать в рамках традиционных жанров; зна­чительная часть всей этой словесности плюс песенно-сказочное творчество были достоянием всей массы насе­ления. Сильнейшие пережитки первобытнородового строя, наличие родо-племенных делений и традиций, общинного быта, слабость классовых различий, иными словами, раннеклассовый характер предаксумского и аксумского общества, которое не знало ярко выражен­ного индивидуализма, обусловили господство устной литературы. Письменность существовала, но служила главным образом для сакральных и деловых нужд. Вме­сте с тем в предаксумскую и особенно аксумскую эпоху постепенно развиваются первые жанры письменной ли­тературы, пока что лишь эпиграфические. Однако пе­ревод с греческого христианских книг и развитие инди­видуалистического монашества создавали объективные предпосылки для появления книжной литературы. Сила общинно-родовых традиций сказалась в том, что эти предпосылки не были использованы в аксумский период. Лишь появление победных надписей и феодально-эпиче­ских «сказаний»76 говорит о развитии классовых черт в аксумской литературе.

В аксумский период расцветает эфиопское изобрази­тельное искусство и архитектура. Их исследованию по­священ прекрасный очерк Кауфман 77, написанный опыт­ным искусствоведом и архитектором на основе обширно­го фактического материала. Здесь прослежено развитие аксумского искусства от его истоков до памятников XIV—XV вв., дана его подробная характеристика с точ­ки зрения эстетики и техники. Рассматривая аксумское искусство с идеологической точки зрения, уместно повто­рить мысль, высказанную мной в другом месте 78, о закономерном появлении гигантизма в аксумском ис­кусстве эпохи расцвета. [272]

Предаксумское искусство не знает ни гигантских зданий, ни колоссальных статуй. Только в эпоху рас­цвета появляются дворцовый комплекс Та'акха-Марйам, 33,5-метровая стела и другие громадные обелиски на 114-метровой базе, 5-метровая бронзовая статуя и пр. Тенденция гигантизма, гигантомания отражала вку­сы аксумской монархии и выполняла ее идеологический заказ — внушать благоговейный трепет перед величием и силой владык этих памятников. Относительное бо­гатство и заморские связи торговых городов Адулиса и Колоэ, стремление их жителей к уюту и покою отражено в домах и некрополях. В самом Аксуме поражает кон­траст между дворцами, храмами и царскими некрополя­ми, с одной стороны, и убогими домишками простого люда — с другой.

Музыка, пение и танцы становились на службу монар­хии и церкви. Певцы и музыканты упражнялись в своем искусстве на официальных приемах аксумских царей, как рассказывает Иоанн Малала 79. Появление царя перед народом сопровождалось пляской женщин; так утверждает хроника императора Зара-Якоба, возрож­давшего древние аксумские обряды: «Когда пришел в землю Аксума царь наш Зара-Якоб, чтобы совершить весь обряд коронации, как делали отцы его [аксумские] цари, встретили его все люди города и монахи в великой радости... и много женщин, исполнявших пляску непре­рывно, по древнему их порядку. Во время вступления его в стены [Аксума] стали макуаннен Тигре и небура-эд Аксума справа и слева, потрясая ветвями оливы, ибо таков их порядок, почему и называется макуаннен Тиг­ре „блюстителем мух"»80. Несомненно, перед нами очень древний обряд, по-видимому, совершенно справедливо относимый к аксумской эпохе.

Известно, что в эфиопской церкви очень большую роль играют пение, музыка и даже танцы. Местная тра­диция относит появление музыки, пения и танцев при богослужении еще к аксумской эпохе. Согласно эфиоп­ской традиции, изобретателем или реформатором эфиоп­ского церковного пения и создателем эфиопских нот был уроженец Аксума Яред, которого считают современником [273] одного из поздних аксумских царей (Габра-Маскаля) 81. Все это в той или иной мере свидетельствует о древнем соединении богослужения с искусством.

Несмотря на несомненные посторонние влияния, аксумская культура и идеология выросла на эфиопской почве, «а которой приживались далеко не все из про­никавших сюда элементов иноземных культур; она от­ражала уровень развития местного африканского обще­ства и служила его социальным и эстетическим потреб­ностям. Аксумская цивилизация, в свою очередь, ока­зала заметное влияние на культуру соседних развитых стран: Южной Аравии и Нубии, не говоря уже о срав­нительно отсталых племенах Северо-Восточной Африки. Этим она сыграла определенную роль в истории миро­вой цивилизации. Выполнив свою историческую роль, аксумская цивилизация не исчезла бесследно. Ее тради­ции сохранялись в последующий период и сохраняются до сих пор в культуре Эфиопии. [274]

 

Сноски к главе V

1 DАЕ, IV, 5. 57; № 27, 1; A. J. Drewes, Inscriptions de I'Ethiopie antique, № 68, 69, 70, р.р. 26—27, р1. VI, XX.

2 DАЕ, IV, № 10, 25; № 6, 20; № 7, 21.

3 Е. Сеrulli, Storia della letteratura etiopica, р. 24.

4 Е. Littmann, Sternsagen und Astrologishes…, S. 298—319.

5 Е. Littmann, Publications of the Princeton University Expedition, vоl. II, р. 65; № 50, р. 69; № 52; М. Нofner, Die Semitien Aethiopins, S. 560, 561.

6 C. Conti-Rossini, Gad e il dio Luna in Etiopia, р. 53. Гад — так­же имя известного бога Пальмиры.

7 М. Нofner, Die Semitien Aethiopins, S. 563.

8 DАЕ, № 34, I; A. J. Drewes, Inscriptions de I'Ethiopie antique, р. 67.

9 A. J. Drewes, Inscriptions de I'Ethiopie antique, р. 65.

10 Скопления стел в Северной Эфиопии называются Хаулти.

11 [E. O. Winstedt], The Christian topography of Cosmos Indicopleustes, р. 77.

12 Цит. по: Р. Хенниг, Неведомые земли, т. I, стр. 250.

13 [E. O. Winstedt], The Christian topography of Cosmos Indicopleustes, р. 77.

14 DАЕ, IV, № 10, 85—26.

15 М. Нofner, Die Semitien Aethiopins, S. 555—567.

16 DАЕ, IV, № 6, 20—21; № 7, 21.

17 Диодор, II, 55.

18 W. Vycichl, Е gzi`abherг «Dieu», рр. 249, 250.

19 D. Nielsen, Die athiopischen Gotter, S. 589 sq.; М. Нofner, Uber sprachlische kulturelle Bezichungen zweischen Sudarabien und Athiopien im Altertum, S. 435—445.

20 D. Nielsen, Die athiopischen Gotter, S. 592.

21 DАЕ, IV, № 7, 2, 18, 21, 26; № 6, 2, 18, 26.

22 DАЕ, IV, № 4, 6, 29.

23 [E. O. Winstedt], The Christian topography of Cosmos Indicopleustes, р. 77; А. Н. Sаусе, А Greek inscription of a Kinf of Aksum…, 2; DАЕ, IV, № 1, 7; №4, 6, 29.

24 DАЕ, IV, № 6, 2—3; № 7, 3—4; № 9, 4; № 10, 5.

25 DАЕ, IV, № 4, 6, 29.

26 DАЕ, IV, № 1, 8.

27 [E. O. Winstedt], The Christian topography of Cosmos Indicopleustes, р. 77.

28 А. Н. Sаусе, А Greek inscription of a Kinf of Aksum..., 2.

29 DАЕ, IV, № 11,2.

30 DАЕ, IV, № 10, 30; чаще царь назван сыном Махрема (DАЕ, IV, № 8,4; № 9, 10, 5; № 6, 2: № 7, 2).

31 [Дестунис], Прокоп ий Кесарийский... I, 19, 103, стр. 268.

32 См. прим. Гавриила Дестуниса к переводу книги Прокопия (там же, стр. 268). Проф. Н. В. Пигулевская ошибочно переводит указание подорожных на «эллинов и христиан» среди аксумитов как на «греков и христиан» (Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 409, 117). Между тем, здесь явно противопоставление тех и других по религии.

33 J. Вruсе, Т ravels..., vо1. II, сhар. III.

34 См. U. Monneret de Villard, Aksum ..., р. 133; С. Соnti-Rossini, Storia d' Е thiopia, р1. XII, № 46, 47; Vаn dе Walle, L е ciрре d'Но rus decouvert par J. В rисе а Ахои m, рр. 238—247.

35 R. Раribeni, Ricerche nel luogo dell' а ntica Adulis, р. 455, Fig. 3.

36 Н. dе Соntenson, L е s fouilles а Наои lti еп 1959, р. 48, р1. ХILХ, b-с.

37 А. Роlеrа, L о stato etiopico e la sua chiesa, р. 316 (цит. по: A. J. Drewes, Inscriptions de I'Ethiopie antique, р. 59).

38 A. J. Drewes, Inscriptions de I'Ethiopie antique, р. 62.

39 W. Мunziger, О stafrikanische Studien, р. 500.

40 A. J. Drewes, Inscriptions de I'Ethiopie antique, р. 62; тексты А, 19—20; А, 11—12.

41 DАЕ, IV, № 10, 29—30.

42 A. J. Drewes, Inscriptions de I'Ethiopie antique, р. 50.

43 Текст «В», 4.

44 A. J. Drewes, Т hе Inscription from Dibdib in Erithrea, рр. 185, 186.

45 A. J. Drewes, Inscriptions de I'Ethiopie antique, рр. 27 — 29, р1. VI, XXI.

46 И. Ю. Крачковский, Две южноарабские надписи в Ленинграде, Л., 1931, стр. 401—408.

47 RЕS, 3956.

48 О. Rусkmans, Notes epigraphiques, р. 466.

49 [E. O. Winstedt], The Christian topography of Cosmos Indicopleustes, р. 77.

50 DАЕ, IV, № 10, 29—30. Литтман полагает, что сопоставление быков и пленных говорит о жертвоприношении, а не о простом по­жертвовании (DАЕ, IV, 3. 32). В общем это верно. Следует обратить внимание на специфичность «дара» богу: не драгоценности, не земля, а только «мясо» (люди и быки), что делает предположение Литтмана наиболее правдоподобным.

51 Гелиодор, IX, 1, 25; X, 2, 6, 7, 9 и др.

52 [Дестунис], Прокоп ий Кесарийский..., I, 19, 103, стр. 268.

53 Б. А. Тураев, Некоторые жития эфиопских святых, стр. 318, 319.                                  

54 С. Соnti-Rossini, Notes sur l` А byssinie avant les semites, p.145, note 1; Н. von Wissmann, Hi туа r…, р. 484.

55 DАЕ, IV, S. 53, № 22.

56 R. Ваsset, Е tudes sur l`histoire d`Ethiopie, р. 410.

57 С этим распространенным мнением полемизирует Роденсон, доклад которого был напечатан после написания настоящей работы, Роденсон приводит лишь часть возможных аргументов против мифа об «иудейском влиянии» на Эфиопию (М. Rodinson, S и r lа question des «influences juives» еп Е thiopie, рр, 11—19).

58 См. А. Г. Лундин, Южная Аравия в VI веке, стр. 116—119; В. В. Бартольд, Мусейлима, стр. 483—512; К. С. Кашталёва, О тер­мине ха ниф в Коране, стр. 157—162 и др.

59 Б. А. Тураев, История Древнего Востока, стр. 354, 355.

60 DАЕ, IV, 5. 34, 35.

61 МАВ, II, 5. 125, 126.

62 Ср. DАЕ, IV, № 17, 5. 49.

63 Е. Littmann, О n the Old Ethiopic Inscription..., рр. 120, 121.

64 Н. dе Соntenson, Les fouilles a Ouchatei-Gulo р res d'Ахоит е n 1958, рр. 3—7, р1. I—VII.

65 Н. dе Соntenson, Les fouilles а Ахоит еп 1958, р. 5, р1. ХIС, f, g.

66 Л. Е. Куббель и В. В. Матвеев, Арабские источники VII— X вв..., стр. 60 (араб. текст), стр. 79 (русский перевод).

67 Там же, стр. 62 (араб. текст), стр. 81 (русский перевод).

68 С. Соnti-Rossini, Storia d' Е tiopia, р. 274.

69 А. Аnzani, Numismatica aksumita, рр. 59—63, 75—78, 95.

70 А. Моdrini, Арр unti..., р. 181. Мордини ошибочно читает I(Л) как g (4).

71 А. Аnzani, Numismatica aksumita, р. 74.

72 А. Моdrini, Арр unti..., р. 182.

73 А. Аnzani, Numismatica aksumita, рр. 88, 90, 92.

74 Н. В. Пигулевская, Византия на путях в Индию, стр. 247—259.

75 Ю. М. Кобищанов, У истоков эфиопской литературы.

76 См. Ю. М. Кобищанов, «Сказание о походе хадани Дан`эля».

77 С. А. Кауфман, Искусство древней Эфиопии.

78 Ю. М. Кобищанов, Древний Аксум..., стр. 15.

79 [L. Dindorff], I оаппе s Ма lala е С hronographia, р. 457.

80 Б. А. Тураев, Абиссинские хроники XIV— XVI вв., стр. 68, 69.

81 А. Dillmann, С hrestomathia Aethiopica, рр. 34—36; Б. А. Тураев, Агиологическое повествование о падении Аксумского царства, стр. 1— 8.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В период своего расцвета Аксумское царство пред­ставляло собой наиболее яркий и значительный образец африканской государственности. В этот период из всех стран Тропической Африки Аксумское царство внесло наибольший вклад в историю человечества. Богатая со­бытиями история Аксума, его политическое и торговое влияние, активное участие в тогдашней мировой поли­тике позволяют говорить о выдающейся роли Аксумско­го царства во всемирной истории. Собственная история Аксума и высокие достижения его культуры вписали одну из блестящих страниц в историю африканских на­родов. В то же время Аксумское царство явилось важ­ным связующим звеном между народами Тропической Африки и высокими цивилизациями Средиземноморья, долины Нила, Южной Аравии, Персидского царства (включая Месопотамию), Индии, Цейлона и других бо­лее отдаленных стран. При этом общественно-экономи­ческий и государственный строй Аксума обнаруживает ряд архаических черт. Многие их них свидетельствуют об относительной отсталости аксумского общества по сравнению с наиболее передовыми цивилизациями тог­дашнего мира; в то же время эти черты составляют про­дукт длительного исторического развития в условиях, во многом отличных от условий, в которых развивались цивилизации Европы и Азии, и свидетельствуют скорее не о примитивности, а о ярком своеобразии Аксума. Общественные отношения и надстройка, рожденные в предаксумский и аксумский периоды, — это первые эта­пы в развитии эфиопского феодализма и вместе с тем важный этап в социальной истории Африки.

До сих пор господствует взгляд, ненаучный и ра­систский в своей основе, что и предаксумская Эфиопия, и Аксумское царство представляли собой точную (или [275] «варварски искаженную») копию южноаравийской ци­вилизации с примесью древнеегипетских и греко-римских элементов. Я надеюсь, приведенное выше исследование показывает несостоятельность этого взгляда; выросшая на африканской почве, аксумская цивилизация уходит в нее своими корнями и дала на ней обильные плоды. Аксумская цивилизация и история — гордость эфиоп­ской нации и вместе с тем гордость африканских наро­дов. [276]

 

СОКРАЩЕНИЯ

 

АЭС — «Африканский этнографический сборник», Л.

ВВ — «Византийский временник», СПб. — М.

ВДИ — «Вестник древней истории», М.

ЗВОИРАО — «Записки Восточного отделения (Имп.) Русского археологического общества», СПб.

НАА — «Народы Азии и Африки», М.

ППС — «Православный Палестинский сборник», СПб.

ПС — «Палестинский сборник», Л.

СИЭ — «Советская историческая энциклопедия», М. — Л.

СЭ — «Советская этнография», М.

ХВ — «Христианский Восток», СПб. — Пг.

ЭВ — «Эпиграфика Востока», Л.

ЭСБЭ — «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона», СПб.

 

ACISE — «Atti del Convegno Internazionale di studi etiopici», Roma, 1959.

AE — «Annales d'Ethiopie», Addis Ababa — Paris.

Aeg — «Aegyptus», Roma. An — «Antiquity», Oxford.

APAW — «Abhandlungen der K.  Preussische Akademie den Wissenschaften zu Berlin» Phil.-hist. Klasse.

Ar — «Archaeologia», Oxford.

BH — «The Book of Himyarites», ed. by Axel Mоberg, Lund, 1924.

BO — «Bibliotheca Orientalis», Leiden.

Bol — «I1 Bolletino», Asmara, Ethiopia, vol. I, 1953.

BSGI — «BoIletino della R. Societa Geografica Italiana», Roma.

BSOAS — «Bulletin of the School of Oriental and African Studies», Washington.

CEA — «Cahier d'etudes africainnes», Paris.

CIH — «Corpus inscriptionum semiticarum ab Academia Inscriptionum et Litterarum humaniorum conditum atque digestum. Pars quarta. Inscriptiones himyariticas et sabaeas contiens», I — III, Parisiis, 1889—1929.

DAE — «Deutsche Aksum-Expedition», Berlin, 1913.

El — «Encyclopedie de l'Islam», Paris.

ES — «Ethiopian Studies», Manchester, 1963.

FF — «Forschungen und Forschriften», Gotha.

Ja — Jamme A., Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis (Mdrib) (Документы) .

JA — «Journal Asiatique», Paris. [277]

JAH — «Journal of African History», Cambridge.

JRAS — «Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland», London.

Kush — «Kush», Khartoum.

MA — «Martyrium sancti Arethae et sociorum in civitate Negrans, — «Acta sanctorum», octobris, t. X, Bruxelles, 1861.

Man — «Man», London.

Mus — «Le Museon», Louvain.

Nami —

NCh — «Numismatic Chronicle», London.

PO — «Patrologia Orientalis», Paris.

RA — «Revue Archeologique», Paris.

RaSE — «Rassegna di studi etiopici», Roma.

RES — «Repertoire d'epigraphie semitique», Paris.

RINSA — «Rivista Italiana di numismatica e scienze affini», Roma.

RN — «Revue numismatique», Paris.

RRAL — «Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei», Roma.

RS — «Revue semitique», Paris. RSE — «Rivista degli studi etiopici», Roma.

RSO — «Rivista di studi orientali», Roma.

Ry — Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes.

SMSR — «Studi e materiali di storia delle religioni», Roma.

SNR — «Sudan Notes and Reports», Khartoum.

TEI — «The Encyclopedia of Islam», London.

ZA—«Zeitschrift fiir Assyriologie», Weimar—Berlin—Strassburg.

ZDMG — «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», Leipzig. [278]

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Абу-ль-Фида, Географическое описание Аравии, пер. с араб., Ка­зань, 1891.

Бартольд В. В., Коран и море, — «Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее Российской Академии наук», т. I, Л., 1925.

Болотов В. В., Несколько страниц из церковной истории Эфиопии,— «Христианское чтение», 1888, № 1—2; 7—8; 11—12.

Болотов В. В., Эфиопская историография. Лекции по истории древ­ней церкви, т. II, СПб., 1907.

Бругш [Г.], История фараонов, пер. с нем., СПб., 1891.

Вавилов Н. И., Пшеницы Абиссинии и их место в общей системе пше­ниц, Л., 1931.

Вавилов Н. И., Мировые очаги важнейших культурных растений,— Избранные труды, т. II, М.—Л., 1962.

Валлон А., История рабства в античном мире, пер. с франц. Прило­жение: В. Вестерманн, Рабство в Римской империи, М., 1941.

Васильев А., Житие святого Григентия, епископа Омиритского,— ВВ, т. XIV, 1907.

Винклер Гуго, Нибур Карл, Шульц Генрих, История человечества,--«Всеобщая история», т. XII, пер. с нем. под ред. В. В. Бартольда и Б. А. Тураева, СПб., 1903.

Всемирная история», под ред. С. Л. Утченко, т. II, М., 1956.

Гелиодор, Эфиопика, пер. с греч., М.—Л., 1936.

Голенищев-Кутузов И. Н., Влияние латинской литературы IV— V вв. на литературу Средневековья и Ренессанса, — ВДИ, 1964, Яг 1.

[Дестунис Спиридон], Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец, переведенные с греческого С. Дестунисом, СПб., 1861.

[Дестунис], Прокопай Кесарийский. История войн римлян с персами, готфами и вандилами. Перевод Спиридона Дестуниса с при­мечаниями Гавриила Дестуниса, СПб., 1876.

[Доватур А. И., История изучения «Scriptores historiae Augustae»,— ВДИ, 1957, № 1

[Доватур А. И.], Scriptores historiae Augustae, XXVI. — ВДИ, 1957, № 1.

Дьяконов А. П., Иоанн Ефесский и его церковно-исторические тру­ды, СПб., 1909.

Дэвидсон Бэзил, Новое открытие древней Африки, пер. с англ., М,, 1962.

Кауфман С. А., Искусство древней Эфиопии (рукопись), М., 1964. [279]

Кацнельсон И. С., Нубийское государство, — «Доклады и сообщения исторического факультета МГУ», вып. 8, 1948.

Кацнельсон И. С., Некоторые черты государственного строя Нубии в VI— IV вв. до н. э., — «XXV Международный конгресс во­стоковедов», М., 1960.

«Книга глаголемая Козмы Индикоплова», СПб., 1886.

Кобищанов Ю. М., Политическое значение «Исследования Зара-Якоба», — «Проблемы востоковедения», 1960, № 1.

Кобищанов Ю. М., «Армии» царя 'Эзаны (Пережитки военной демо­кратии в древнем Аксуме), — ВДИ, 1962, № 1.

Кобищанов Ю. М., Рецензия на книгу А. Г. Лундина «Южная Ара­вия в VI в.», — НАД, 1962, № 4.

Кобищанов Ю. М., «Сказание о походе хадани Дан'эля» (Эпическая надпись позднего Аксума), — НАА, 1962, № 6.

Кобищанов Ю. М., Сообщения средневековых эфиопских источников о христианской Нубии, — ПС, вып. 7(70), 1962.

Кобищанов Ю. М., Избрание царя в древнем Аксуме, — ВДИ, 1963, № 4.

Кобищанов Ю. М., Общественные отношения в Аксумском царстве, — АЭС, V, 1963.

Кобищанов Ю. М., Древний Аксум. Аксумское царство в период воз­никновения и расцвета ( III— VII вв.), Автореф. канд. дисс. М., 1964.

Кобищанов Ю. М., Золотоносная страна Сасу, — ПС, вып. 11(74). 1964.

Кобищанов Ю. М., Кто убил Зу-Нуваса? — ВВ, XXV, 1964.

Кобищанов Ю. М., Ранние известия об охотниках-собирателях Эфио­пии— «VII Международный конгресс антропологических и эт­нографических наук», М., 1964.

Кобищанов Ю. М., У истоков эфиопской литературы (аксумская ли­тература),— «Литература стран Африки», сб. 1, М., 1964.

Кобищанов Ю. М., Старинин В. П., «Африканский этнографический сборник IV» (рец.) — НАА, 1963, № 6.

Крачковский И. Ю., Введение в эфиопскую филологию, Л., 1955.

Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, — Избранные сочинения, т. IV, М.—Л., 1957.

Крымский А. Е., Старинная история Южной Аравии от древневави­лонских времен до подчинения страны пророку Мухаммеду, — «Древности восточные», т. IV, М., 1913.

Крымский А. Е., Эфиопская литература и язык, — Энциклопедиче­ский словарь «Гранат», изд. 7, т. 54, М., 1948.

Куббель Л. Е. и Матвеев В. В., Арабские источники VII—- X вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. (Подготовка текстов и переводы), М.—Л., 1960.

Куббель Л. Е. и Матвеев В. В., Арабские источники X— XII вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. (Подготовка текстов и переводы), М.—Л., 1965.

Лукас А., Материалы и ремесленные производства древнего Егип­та, пер. с англ., М., 1958.

Лукницкий К. Н., Абиссиния с древнейших времен до эпохи импе­риализма, — «Абиссиния (Эфиопия). Сборник статей», М.—Л., 1936.

Лундин А. Г. Южноарабская историческая надпись VI в. из Мариба, - ЭВ, вып. IX, 1954. [280]

Лундин А Г Из истории Аравии в начале VI в. н. э., — ПС, вып. 2

Лундин А. Г., Рецензия « Sidney Smith. Events in Arabia in the 6 th с .», — НАА, 1957, № 1.

Лундин А. Г., К вопросу о хронологии хымьяритских надписей,— ЛС, вып. 3(66), 1958.

Лундин А. Г., Южноарабская строительная надпись начала VI в — ЭВ, вып. XIII, 1960.

Лундин А. Г., Южная Аравия в VI веке, — ПС, вып. 8 1961

Лялькина М. А., Путешествие по Абиссинии Теодора Бента в 1893 г. СПб., 1896.

Марголин П., Три еврейских путешественника IX и XII ст.: Эльдад Данит, Р. Вениамин Тудельский и Р. Петахий Регенсбургский (еврейский текст с русским переводом), СПб., 1881

Моммзен Теодор, История Рима, т. V. Провинции от Цезаря до Ди­оклетиана, пер. с нем., М., 1949.

«Народы Африки», под ред. Д. А. Ольдерогге и И. И. Потехина, М. 1954.

Нильсен Д., Библейская религия в свете новейших археологических раскопок, — ВДИ, 1937, № 1.

Пигулевская Н. В., Византия и Иран на рубеже VI и VII вв., Л.,

Пигулевская Н. В., Византийская дипломатия и торговля шелком в V—VII вв., — ВВ. т. I (XXVI), 1947.

Пигулевская Н. В., Эфиопия и Хымьяр в их взаимоотношениях с Восточноримской империей, — ВДИ, 1948, № 1.

Пигулевская Н. В., Первоисточники кушито-хымьяритских войн,— ВВ, т. II (XXVII), 1949.

Пигулевская Н. В., Законы хымьяритов, — ВВ, т. 3, 1950.

Пигулевская Н. В., Византия на путях в Индию, Л., 1951.

Пигулевская Н. В., К вопросу о «письменных» народах древности,— «Древний мир» (Сборник в честь В. В. Струве), М.—Л., 1961.

Пигулевская Н. В., Киндиты и лахмиды в V в. и начале VI в, — ПС вып. 9, 1963.

Пигулевская Н. В., Арабы у границ Византии и Ирана в IV— VI вв, М.—Л., 1964.

Пигулевская Н. В., Политика Византии на Эритрейском море,— ПС, вып. 11, 1964.

Прасолов Л, И., Почвы Абиссинии и Эритреи, — «Почвоведение», 1933, № 28.

Псевдоарриан, Плавание вокруг Эритрейского моря, пер. С. П. Кон­дратьева, — ВДИ, 1940, № 2.

Редин Е. К., Исторические памятники гор. Адулис (в Африке), в ли­цевых рукописях сочинений Козьмы Индикоплова, — «Сбор­ник статей по славяноведению, посвященный М. С. Дронову», Харьков. 1905.

Редин Е. К., Страны, и народы по Эфору в лицевых списках сочи­нений Козьмы Индикоплова, — ВВ, т. XIII, 1906.

Розов А., Христианская Нубия, ч. I, Киев, 1890.

Свет Я. М., За кормою сто тысяч ли, М., 1960.

Смирнов С. Р., Образование и пути развития северосуданской народ­ности, — АЭС, 1956, № 1.

Соловьев М., Священный город Эфиопии (The Sacred city of Ethiopians by Th. Bent), — «Русский вестник», 1894, июнь. [281]

Срезневский И., Христианская топография Козмы Индикоплова. Сравнение славянского перевода с греческим подлинником по содержанию, — «Записки императорской Академии наук», т. 9, прил. 3, СПб., 1866.

Страбон, География, пер. Ф. Г. Мищенка, М., 1879.

Томсон Дж. О., История древней географии, пер. с англ., М., 1953.

Тураев Б. А., Надписи ( Inscriptiones), — ЭСБЭ, т. XX, кн. 39.

Тураев Б. А.,  «Богатство царей». Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в.,— ЗВОИРГО, т. XIII, 1901.

Тураев Б. А., Две аксумские монеты имп. Эрмитажа, — ЗВОИРАО, т. I, 1901.

Тураев Б. А., Исследование в области агиологических источников истории Эфиопии, СПб., 1902.

Тураев Б. А., Христианство в Абиссинии, — ЭСБЭ, т. XXXVII, кн. 74.

Тураев Б. А., С arlo Со nti- Rossini, L'е vangelio d'о rо di Dа brа- Libanos (рец.), — ЗВОИРАО, т. XIV, 1904.

Тураев Б. А., Эфиопская церковь, — ЭСБЭ, т. ХLI, кн. 81.

Тураев Б. А., Агиологическое повествование о падении Аксумского царства, — «Сборник в честь В. И. Ламаинского», СПб., 1905,

Тураев Б. А., Повествование о Дабра-Либаносском монастыре, — ВВ, т. XIII, вып. 2—3, 1906.

Тураев Б. А., Некоторые жития эфиопских святых, — ВВ, т. XIII, 1906.

Тураев Б. А., Аксум, — «Новый энциклопедический словарь Брокгау­за и Эфрона», т. I, СПб., 1911.

Тураев Б. А., «Ае thiopica» за 1912—1914 гг., — ХВ, отд. «Библиогра­фия», вып. II, т. III, Пг., 1914.

Тураев Б. А., История Древнего Востока, ч. II, Пг., 1914.

Тураев Б. А., Абиссинские хроники XIV— XVI вв., М.—Л., 1936.

Успенский К. Н., Очерки по истории иконоборческого движения в Ви­зантийской империи в VIII— IX вв. Феофан и его хронография, — ВВ, т. 3—4, 1950—1951.

Успенский Ф. И., История Византийской империи, т. I—II, СПб., 1914—1918.

Феофан Исповедник, Летопись Византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта, пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского, М., 1884.

Флавий Вописк Сиракузянин, Божественный Аврелиан, пер. с лат. С. П. Доватура, — ВДИ, 1959, № 4.

Хвостов М. М., История восточной торговли греко-римского Египта, Казань, 1907.

Хенниг Рихард, Неведомые земли, т. I—II, пер. с нем. М., 1961.

Штаерман Е. М., Scriptores historiae Augustae как исторический ис­точник, — ВДИ, 1957, № 1.

 

Abbadie Antoine d', Observations sur les monnaies ethiopiennes, - RN, t. XIII, 1868.

Abbeloos J. B. et Lamy, Barhebraeus, Chronicon ecclesiasticum, t. I-II, Rowen, 1890.

Ademassou Shiferau, Exposition de U section d'archeologie Addis Ababa, — BO, XIII, 1956. [282]

Alliot A., Pount-Pwane, l`Opone du geographe Ptolemee, - «Revue d`Egyptologie», VIII, 1951.

Altheim P., Geschichte derHunnen, Bd V, Berlin, 1962.

Altheim F. und Stiehl Ruth, `Ezana von Aksum, — «Klio», Berlin, Bd 39, 1961.

Altheim F. und Stiehl Ruth,  Araber-in der Alten Welt, I. Berlin, 1963.

Altheim F. und Stiehl Ruth, Die Anfanges des Konigreichs Aksum, — «Klio», Bd 42, 1954.

Anfray Fransis, La premiere campagne des fouilles a Matara

Anfray Fransis, La premiere campagne des fouilles a Matara, — AE;'

Anzani Arturo, Numismatica aksumita, — RINSA, ser. 3 vol. III, 1926.

Anzani Arturo, Numismatica e storia d'Etlopia, — RINSA, ser. 3, vol. V-VI, 1928-1929.

Anzani Arturo, Monete del re d'Aksum (Studi supplimentari), — RINSA, ser. 5, vol. I, 1941.

Arkell A. F., J. A. Wainwright (Cosmos and the gold trade of Fazogl», — Man, vol. 44, 1944.

Arkell A. F., Meroe and India, — Aspects of archeology in Britani and beyond, London, 1951.

Arkell A. F., A History of Sudan to 1820 A. C., London 1955.

Ato Gezan Hailpmariam. Object found on the neighbourhood of Axum,- AE,, t. I, 1955.

Avalichvili A., Geographic et legende dans un recit apocriphe de St. Basil, — «Revue d'Orient chretien», ser. 3, vol. VI (26), 1927-1928.

Basset R., Etudes sur I'histoire d'Ethiopie, — JA, t. XVII, 1881.

[Bechingham C. F. and Huntitigford G. W.], Some records of Ethiopia (1593—1646), London, 1954.

Beeston A. F. L., Abreha, — TEI (new edition).

Beeston A. F. L., Problems of Sabaean Chronology, — BSOAS, vol. 16, 1954.

Bent James Theodor, The sacred City of Ethiopians being a record of travel and research in Abyssinia in 1893. With a chapter by prof. H. D. Muller on the inscriftions from Jeha and Aksum…, London, 1893.

Berger P. M., Histoire de I'ecriture dans I'antiquite, Paris, 1891.   

[Bezold C.], Kebra Nagast. Die Herrlichkeit der Konige, Muncheris, 1905.

[Bidez], Philostorguis, Historia ecclesiasticd, Leipzig, 1913.

[Blake R. P. and Vis H. de], Epiphanius. De gemmis. The Old-Georgian version and the fragments of the Armenian version and the Coptic-Sahidic fragments, London, 1934.

[Boor De...], Theophanes, Chronographia, Lipsiae, 1883.

Bruce James, Travels to discover the sources of the Nile in years 1768—1773, vol. I— III, Edinburgh, 1790.

Budge A. E. Wallis, The Book of the Saints of the Ethiopian church, Cambridge, 1928. 

Budge, A. E. Wallis, A History of Ethiopia, Nubia and Abyssinia, vol. I, London, 1928.

Buhl F., Abreha, — El, I

Buhl F., Abreha, — TEI, I. [283]

Bury J. B., A History of the later Roman Empire, vol. I—II, Oxford; Ethiopian Rock-Hewn churches, vol. XX, Oxford, 1922-1923.

Buxton David R., Ethiopian Rock-Hewn churches, vol. XX, Oxford, 1946.

Buxton David R., The Christian antiquities of Northern Ethiopia, — vol. XCII, 1947.

Buxton David R., Travels in Ethiopia, London, 1949.

Buxton David R., Ethiopian medieval architecture, — ES.

Calderini A., Documenti per la storia degli etiopi e del loro rapporti col mondo romano, — «Atti IV Congresso di studi romani», vol. II, Roma, 1938.

Caquot Andre, Aperfu preliminaire sur le Mashafa Tefut de Gechen Amba, — AE, t. I, 1955.

Caquot Andre, La Reine de Saba et la bois de la croix selon une tradition ethiopienne,— AE, t. I, 1955.

Caquot Andre, La royaute sacrale en Ethiopia, — AE, t. II, 1957.

Caquot Andre et Drewes A. J. Les monuments recueillis a Maqalle (Tigre),— AE, t. I, 1955.

Caquot Andre et Leclant J., Arabe du Sud et Afrique. Examen d'une hypotese recente, — AE, t. I, 1955.

Caquot Andre et Leclant J., Sur les traces des Axoumties, — «Annales publiees par la Faculte des Lettres de 1'Universite de Toulouse», 1955, facs. 3.

Caquot Andre et Leclant J., Rapporte sur les recentes travaux de la Section d'Archeologie, — «Comptes-Rendus de 1'Academie des In­scriptions et Belles-Lettrrs», Paris, 1956.

Caquot Andre et Leclant J., Ethiopie et Cyrenaique. A propos d'un texte de Synesius, — AE, t. Ill, 1959.

Carpentier, Commentarium prae"!s ad Mnrturium Arethae, — «Acta sanctorum», octobris, t. X, Bruxelles, 1861.

Cascel W., 'Ajam al-'Arab. Studlen zur altarabischen Epik, — «Islamica», Bd 3, 1930, f 5.

Cascel W., Entdeckungen in Arabian, Koln, 1954. Cassar B., Necropili precristiani di Seleclaca, — «Studi etiopici», Roma, 1945.

Caussin de Perseval, Essai sur I'histoire des Arabes, t. I, Paris, 1847.

Cerulli Enrico Recenslone delta «Storia d'Etiopia» del Conti-Rossini, — RSO, vol. XII, fasc. III, 1929.

Cerulli Enrico, Etiopi in Palestina, vol. I, Roma, 1943.

Cerulli Enrico, L'Etiopia mediovale in alcuni brani di scrittori arabi — RaSE, vol. III. 1943.

Cerulli Enrico, La Nubia cristiana, I Baria ed i Cunama, nel A secolo d. Cr., secondo Ibn Hawqal, geographo arabo, — «Annali dell'Instituto Universitario Orientale di Napoli Nuova serie», vol. III, Roma, 1949.

Cerulli Enrico, Storia della letteratura etiopica. Cap. I. II penodo aksumita, Milano, 1956.

Cerulli Enrico Punti di vista sulla storia dell'Etiopia. Discorso inaugurale. — ACISE, 1960,

Cerulli Ernrsta Peoples of South-West Ethiopia and its Borderlands, London, 1956

[Chabot J. B.] Chronicon Pseudo-Dionysianum vulgo dictam. (Corpus Scriptores Christianorum Orientalium. Scriptores syn, ser. III), vol. II, Paris, 1933. [284]

Clark J. Desmond, The Spread of food production in Sud-Sahartan Africa, — JAH, vol. Ill, 1962.

Clark W. L., Coins from Axum, American Numismatic Society. Museum Notes, New York, 1948, № 3.

Cleret Maxirre, Ethiopie, fidele a la croix, Paris, 1957.

Contenson Henri de, Aperfus sur les fouilles a Axoum et dans les environs d'Axoum en 1958 et 1959, — AE, t. Ill, 1959.

Contenson Henri de, Les fouilles a Axoum en 1957. Rapport prelimi­naire, — AE, t. III, 1959.

Contenson Henri de, Les premier rois d'Axoum d'apres les decouvertes recentes, — JA, t. CCXLVII, 1960. fasc. 1.

Contenson Henri de, Les fouilles a Haoulti—Melazo en 1958, — AE, t. IV, 1961.

Contenson Henri de, Les fouilles a Ouchatei-Gulo pres d'Axoum en 1958, — AE, t. IV, 1961.

Contenson Henri de, Les principales etape de I'Ethiopie antique, — CEA. 5, vol. II, 1961.

Contenson Henri de, Trouvailles fortuites aux environs d'Axoum, (19571959), — AE, t. IV, 1961.

Contenson Henri de, Les monuments d'art sud-arabe decouverts sur le site de Haoulti (Ethiopie) en 1959, — «Syria», t. XXXIX, 1962, № 1—2.

Contenson Henri de, Les fouilles a Axoum en 1958. Rapport preliminai­re, — AE, t. V, 1963.

Contenson Henri de, Les fouilles a Haoulti en 1959. Rapport preliminai­re, — AE, t. V, 1963.

Conti-Rossini Carlo, Donazioni reali alia cattedrale d'Aksum, — «L'Oriente», Roma, vol. II, 1895, № 1—2.

Conti-Rossini Carlo, L'inscrizione dell' obelisco presso Matara, — RRAL, ser. 5, 1896.

Conti-Rossini Carlo, Note etiopiche. — Leggenda tigray su Abrena e Asbeha — «Giornale della Societa asiatica italiana», Roma, vol. X, 1896—1897.

Conti-Rossini Carlo, La legenda etiopica di re Arwe, — «Archivio per le Tradiziioni populari», vol. I, Roma, 1897.

Conti-Rossini Carlo, Note etiopiche. I. Una guerra fra la Nubia e I'Etiipia nel secolo VII. II. Leggende tigrai. III. Sovra una tradizione Bilin, Roma, 1897.

Conti-Rossini Carlo, L'omilia di Yohannes, vescovo di Axum in onore di Garima, — «Actes du XIe Congres International des orientalistes». 4e Section, Paris, 1898.

Conti-Rossini Carlo, Ricerche e studi sull' Etiopia, — ESGl, ser. IV, vol. I (XXXVII), 1900.

Conti-Rossini Carlo, L'euangelio d'oro di Dabra-Libanos, — RRAL, ser. 5, vol. X, fasc. 5—6, 1901.

Conti-Rossini Carlo, Documenti per I'archeologia d'Eritrea nella bassu valle del Barca, — RRAL, s-r, 5, vol. XII, 1903.

Conti-Rossini Carlo, Sugli Habasat, — RRAL, ser. 5, 1906.

Conti-Rossini Carlo, Les listes des rois d'Aksoum, — JA, 10 septembre, t. XIV, 1909.

Conti-Rossini Carlo, Notes sur I'Abyssinie avant les semiles, — «Florilegium Melchior de Vogue», Paris, 1909.

Conti-Rossini Carlo, Liber Aksum, Paris, 1910.

Conti-Rossini Carlo, Un documento sul christianismo nello Yemen ai [285] tempi del re Sarahbil Yakkuf, — RRAL, ser. 5, vol. XIX, 1911.

Conti-Rossini Carlo, «Goodspeed, Edgar J. The Conflict of Severus, patriarch of Antiochia by Athanasius (Ethiopic text and transla­tion)», Paris, 1911.

Conti-Rossini Carlo, Picoli studi etiopicl. 2. Soba-Noba nella tradizione abissina, — ZA. 1912.

Conti-Rossini Sarlo, Meroe ed Aksum net romanzo di Eliodoro, — RSO, VIII, 1919.

Conti-Rossini Carlo, Expeditions et possessions des HabaSat en Ara­ble, — JA, ser. II, t. XVIII, 1921.

Conti-Rossini Carlo, Egitto ed Ethopia net tempi antichl e nell' eta di mezzo, — Aeg, vol. III, 1922.

Conti-Rossini Carlo, Commenti e notizie di geografi classicl sovra il Sudan Egiziano e I'Etiopla, — Aeg, vol. V, 1925.

Conti-Rossini Carlo, Leggende geographiche guindaiche del IX secolo, — BSGI, 1925, fasc. I—II.

Conti-Rossini Carlo, Monete aksumite, — AE, I, 1927.

Conti-Rossini Carlo, Gad e il dio Luna in Etiopia, — SMSR, 1928.

Conti-Rossini Carlo, Storla d'Etiopia, t. I, Bergamo, 1928.

Gonti-Rossini Carlo, Chrestomathia Arabica Meridionalis Epigraphica, Roma, 1931.

Conti-Rossini Carlo, Aksum , — «Enciclopedia Italiana», vol. II.

Conti-Rossini Carlo, Necropoli musulmana ed antica chiesa Christiana presso Uogri Hariba nell' Enderta, — RSQ, vol. XVII  1937—1938.

Conti-Rossini Carlo, Un' Inscrizione etiopica di Ham, — RRAL, I, 1939.

Conti-Rossini Carlo, Un' Inscrizione sul obellsco di Anza,— RaSE, vol. II, 1942.

Conti-Rossini Carlo, La regalita sacra in Ablssinia e nei regni del Africa centrale ed occidental, — SMSR, 21, 1947—1948.

Conti Rossini Carlo e L. Ricci, Consuetudini giuridiche del Serae, As­mara, 1938.

Coulbeaux J. B., Hlstoire politique et religieuse d'Abyssinie, depuis les temps plus recules jusqu'a iavenement de Menelik II, t. I, Paris, 1929.

Crowfoot J. W., Nuba pots in the Gordon College, — SNR, VII, 1959.

[Detlefsen D.] C. Plinii Secundi Naturalis hlstaria, vol. 1—4, Berlin, 1866—1871.

Dillmann August, Ober die Anfange des Ammitischen Reiches, — APAW, 1878.

Dillrnann August, Zur Geschichte des Axumitischen Reiches im vierten bis sechsten Jahrhundert, — APA'W, 1880, Phil.-hist. Klasse, Abh. I.

Dillrnann August, Ober die Reglerung und insbesondere die Kirchenordnung des Konigs Zar'a Jacob, Berlin, 1884.

Dillmann August, Chrestomathia Aethiopica, Lipsiae, 1950.

[Dindorff Ludwig], loannes Malalae Chronographid, Bonnae, 1831.

Doresse Jean, Au pays de la reine de Saba: L'Ethiopie antique et moderne, Paris, 1956.

Doresse Jean, Les premiers monuments chretiens d'Elhiopie et egllse archaique de YehS,— «Novum Testamentum», vol. X, 1956, N° 3.

Doresse Jean, Decouvertes en Ethiopie et decouverte de I'Ethiopie, — BO, XIV, 1957. [286]

Doresse Jean, L'empire du Pretre-Jean, vol. I—II, Paris, 1957.

Doresse Jean, L'Ethiopie et I'Arable merldlonale aux III-e et IV-e siecles A. D. d'apres les decouvertes recentes, — Kush, VI, 1957.

Doress Jean, La decouverte d'Asbi-Dera, — ACISE, 1960.

Drewes A. J., The Inscription from Dlbdib In Erithrea,— BO, 1954, XI.

Drewes A. J., Problemes de paleographie ethiopienne, — AE, t. I, 1955.

Drewes A. J., Les nouvelles inscriptions de I'Ethiopie, — BO, XIV, 1956.

Drewes A. J., Inscriptions de I'Ethiopie antique, Leiden, 1962. Drouin M. E., Les llstes royales ethiopiennes et leur autorite historique, — RA, 1882, aout-octobre.

Emilia A. d', Intorno ai Νομοί των Ομηριτων —RaSE, VII, 1948.

[Eyssenhardt Fr. J.], Ammlanus Marcellinus, Rerun gestarum llbrl qui supersunt. Berolini, 1871.

Fakhry A., An Archeologlcal Journey to Yemen (March—May 1947), vol. I—III, Cairo, 1951.

[Faris N. A.], The Antiquities of South Arabia being a translation... of the eight book of al Hamdarii's al-lklil, Princeton, 1938.

Fell W., Die Christenverfolgung in Sudarablen und die himjarischathloplschen Kreige nach abessinischer   Vberllferung, — ZDMG, 1881, Bd 35.

Fleischer, Abulfidae Hlstorla antelslamlca, Lipsiae, 1831.

Forrer L., Siidarabien nach al-Hamdanl's Beschreibunp der Arabixrhen Halbinsel, Leipzig, 1942.

Franchini V., Rltrovamentl archeologici di Dibdib, — Bol.

Franchini V., La zona archeologica di Macheda, — Bol.

Franchini V., Rltrovamentl archeologici in Erltrea, — RaSE, XII, 1954.

Frisk H., Le periple de la mer Erythree, Qoteborg, 1927.

Gabriel Gavino, Il Museo Archeologlco di Asmara, — Bol.

Gaudio Attilio, Quattro ritrovamentl archeologici I paleographicl In Erltrea, — Bol.

Gaudfroy-Demombynes M., Mahomet, Paris, 1957.

Gesenius W., Hebraische und Aramalsches Handwertenbuch, Leiozis 1921.

Glaser Eduard, Sklzze des Geschichte Arabiens, I, Berlin, 1888.

Glaser Eduard, Nochmals die Adulitanische Inschrijt, — «Das Ausland» 1891.

Glaser Eduard, Die Abessinier in Arabien und Afrika, Munchen, 1895.

Glaser Eduard, Zwei Inschriften uber den Dammbruch van Mdrib, Ber­lin, 1897.

Graziosi Paolo, Le pitture rupestri dell'Amba-Focada(Erltrea), — RaSE, I, 1941.

Grohmann A., Ober den Ursprung und die Entwicklung der athlopischen Schrift, — «Archiv fiir Schriftkunde», Jahre I, № 23, Leipzig. 1915.

Guidi Ignazio, La lettera di Simeone vescovo di Beth-Arsam sopra I martiri omeriti, — «Memorie della Reale Accademia dei Lincei (Classe scienze morale, storiche e filologiche)», vol. VII. ser. 3, 1881.

Guidi Ignazio, Bahrey, Historla gentls Galla (Scriptores aethiopici versio, ser. altera, t. III. Historia regis Sarsa Dengel), Paris, 1907.

Guidi Ignazio, Bizanzio e il regno di Aksum, — «Studi bizantini», Roma, 1924.

Guidi Ignazio, Storia della letterature etiopica, Roma, 1932. [287]

[Guirgass Vladimir], Abb tfantfa ad-Dlnawerl, Kitab al-ahbdr at-tiwat, Leiden, 1888.

[Gunther O.], Epiphanius. De duodecitn gemmis. Corpus scriptores ecclesiasticorum latinorum, t. XXXV, pars II, Wien, 1861.

Halevy J., Examen critique des sources relatives a la persecution des chretiens de Nedjran par le roj   juif des Himyarites, — RS, 1896.

Harris W. C., The Highlands of Aethiopia, vol. I—III, London 1842—1844.

Hartmann M., Der Najasi Aschama und sein Sohn Arma, — ZDMG, 1895, Bd 49.

[Haury J.], Prccopius Caesarensis, Opera omnia, t. I, Lipsiae, 1905.

Hennig R., Terras incognitae, Bd II, Leiden, 1937.

Hergeurother J. J., Handbuch der algemeinen Kirchengeschichte, Bd II, Freiburg, 1904.

Heuglin Theodor von, Beschreibung einiger athiopischen Kupfermunzen (Adoa, 1861), — ZDMG, Bd I, 1863.

Heuglin Theodor von, Reise nach Abessinien, Iena, 1868.

Heyd W., Histoire du commerce de Levant au moyen-age, vol. I, Leip­zig, 1885—1886.

Hirschenbrrt J. W., Nestorian sources of North-Arabic traditions on the establishment and persecution of Christianity in Yemen,— BO, 15.

Hitti Ph. K., A History of the Arabes, 4-th ed., London, 1949.

Hofmayr W., Die Schilluk. Geschichte, Religion und Leben eines Nilotenstammes, Modlins bei Wien, 1925.

[Hofner Mtria], Feteh Mahari, Mainz, 1959.

Hofner Maria, Uber sprachliche und kulturelle Bezichungen zwischen Sudarabien und Athiopien im Altertum, — ACISE, Roma, 1960.

Hofner Maria, Die Semitien Athiopiens, — «Sonderbruck aus Worterbuch der Mvthologie», Stuttgart, [S. a.].

Holm Hentietta M., The Agricultural economy of Ethiopia, Washing­ton, 1956.

Honigmann E., Un Eveque d'Adoulis au Concile de Chalcedon, Byzantion, 1950.

Honigmann E. et Moricq, Recherches sur les Res Gestae Divi Saporis, Bruxelles, 1952.

Huntingford C. E., The Galla of Ethiopia. The Kingdoms of Kafa and Janjero, London. 1955.

Jamme A., Ethiopia . Annales d'Ethiopie, t. I,— BO, 1957, XV.

Jamme A. On a drastic current reduction of South-Arabic chronology,— BSOAS. 1957, JV° 145

Jamme A., Sabaean inscriptions from Mahram Bilqis (Marib), Baltimo­re, 1962.

Jensen A. E., Elementi della cultura spirituale del Conso nell' Etiopia mer'dionale. — 'RxSE, 1942. vo1. II.

Joannes Epbesius, Historia ecclesiastica. Pars, tprta, libpr IV, vol. 5—8. CSCO, Scriptores svri. s-res terta. t. Ill, Paris. 1904.

John of Ephesus Lives of the Eastern Saints, — PO, XVII, t. I, Paris, 1909.

Jones A. H. M. and Elizabeth Munroe, A History of Abyssinia, Oxford, 1935.

Jones A. H. M. and Elizabeth Munroe, A History of Ethiopia, Oxford, 1955. [288]

Hammerer Albert, Essai sur I'histoire antique d'Abysslnle. Le royauftlt d'Aksoum et ses voisins d'Arable et de Meroe, Paris, 1926.

Kammeref Albert, Les monnaies abyssines de la collection Moucharlee d'Aden, Paris, 1926.

Kammerer Albert, La mer Rouge, I'Abyssinie et I'Arabie depuis I'antiquite, t. I, Le pays de la mer Ery three jusqu'a la fin de May en-Age, Le Caire, 1929.

Kawar J., Byzantium und Kinda, — «Byzantinische Zeitschrift», t. 53, I960.

Kenner Friedrich, Ober das Milnzrecht und die Goldprage der Konige der Axumiten, — «Sitzungberichte der phil.-hist. Klasse der K. Akademie der Wissenschafter», Wien, 1862, t. XXXIX.

Kirwan L. P., Oxford University excavations at Firka, Oxford, 1954.

Kirwan L. P., Tanqasi and the Noba, — Kush, V, 1957.

Kirwan L. P., Oxford University excavations at Firka, Oxford, 1959.

Kirwan L. P., The decline and fall of Meroe, — Kush, VIII, 1960.

Klotz A., Odoiporiai apo Edem, — «Rheinisches Museum fur Filologie», Bd 65, 1910.

Kobishchanow Yu. M., Aksum — ancient African civilization, — «Moscow News», 1964, JSTs 13(692); N° 14 (693).

Kobishchanow Yu. M., Aksum , antique civilization africainne, — «Les. Novelles de Moscou», 1964, 13(692); JYs 14(693).

Kobishchanow Yu. M., Les donnees primordiales sur les chasseurs-cueilleurs de I'Ethiopie (Communication sur le VII Congres in­ternational des sciences anthropologiques et ethnologiques), Moscou, 1964.

Kobishchanow Yu. M., On the problem of sea voyages of ancient Afri­cans in the Indian Ocean, — JAH, vol. 6, 1965, N» 2.

Kobishchanow Yu. M., Extrait de I'histoire des rapporte entre les peuples de I'Empire Russe et de I'Ethiopie, — «La Russie et 1'Afrique», Moscou, 1966.

Kobishchanow Yu. M., From the history of relations between the pe­oples of Russia and Ethiopia, — «Russia and Ethiopia», Moscow, 1966.

Kobishchanow Yu. M., The sea voyages of ancient Ethiopians in the Indian Ocean. Ill International Conference of Ethiopian Studies, Addis Ababa, 1966.

Kraft J. L., Travels, Reserches and Missionary Labours in East Africa, London, 1860.

Krenker Daniel, Deutsche Aksum-Expedition, Bd II. Altcre Denkmalet Nordabessiniens, Berlin, 1913.

Krenker Daniel. Die grossen Stelen in Aksum, — FF, 12 Jahrg., 1936.

Lacomrade Christian, Synesios de Cyrene, hellene et chretien, Paris, 1951.

Laming-Macadam M. F., The Temples of Kawa, I. The Inscriptions, London, 1949.

Leclant Jean, Egypte-Afrique, — «Bulletin dc la Societe francaise-d'Egyptologie», 1956, Mb 21.

Leclant Jean, Les fouilles a Axoum en 19551956. Rapport prelimi-naire, — AE, t. Ill, 1959.

Leclant Jean et Miquel Andre, Reconnaissences dans I'Agame: Goulo-Makeda et Sabea (octobre 1955 — avril 1956), — AE, t. Ill, 1959.

Lefebvre Theophile, Voyage en Abyssinie execute pendant les anneei 1839—1843, vol. I—III, Paris, 1845. [289]

Lepsius Richard, Denkmaler aus Agypten and Athiopien, Bd. V, Berlin, 1913.

Leroy Jules, Les «Ethiopiens» de Persepolis,— AE, t. V, 1963.     

Lesquier J., L'armee romain d'Egypte, Paris, 1951.

Letronne A. J., Histoire du christianisme en Egypte, en Nubie et en Abyssinie,— «Oeuvres choisies», vol. I, 1881.

Littmann Enno, The Legend of the Queen of Sheba in the Tradition of Axum, Princeton, 1904.

Littmann Enno, Geschichte der athiopische Litteratur, — «Geschichte der christianischen Liltteraturen des Orients», Leipzig, 1907.

Littmann Enno, Sternsagen und Astrologisches aus Nordabessinien, — «Archiv fur Religionswissenschaft», Bd XI, 1908.

Littmann Enno, Adulis. Aksum — «Realenzyklopadie Pauly — Wissowa».

Littmann Enno, Abessinische Parallelen zu einigen altarabischen, Gebrauchen und Vorstellungen, «Beitrage zur Kenntnis des Orients», Bd VI, Berlin, 1908.

Littmann Enno, Deutsche Aksum-Expedition, Bd I. Topographie und Geschichte Aksums , Berlin, 1913.

Littmann Enno, Deutsche Aksum-Expedition, Bd IV, Griechische, Sabaische und Altabessinische Inschriften, Berlin, 1913.

Littmann Enno, Eine neue Goldmiinze des Konigs Israel van Aksum, — «Zeitschriit der Numismatika», Bd 35, 1925, N° 4.

Littmann Enno, Indien und Abessinien, — «Beitrage zur Litteraturwissenschaft und Geistesgeschichte Indiens», Berlin, 1925.

Littmann Enno, La leggenda del Dragone di Axum in lingua tigrai, — RaSE, vol. VI, 1947.

Littmann Enno, Athiopische Inschriften, — «Miscellanea Academica Berolinensia», II, Berlin, 1950.

Littmann Enno, L'inscrizione di Anza, — RaSE, vol. XI, 1953. Littmann Enno, Aus dem alien Abessinien, — «Serta Cantabrigensis», Wiesbaden, 1954.

Littmann Enno, On the old Ethiopia inscription from the Berenice road, — JRAS, 1954.

Littmann Enno und Krenker D., Vorbericht der Deutschen Aksum — Expedition, — APAW, 1906.

Longperier Adrien de, Monnaies des Homerites frappee a Raidan (Ara­ble Meridionale), — RN, t. XIII, 1868.

Longperier Adrien de, Monnaies des rois d'Ethiopie (Nagast de Aksum en Abyssinie), — RN, t. XIII, 1868.

Loundine A. et Ryckmans J., Nouvelles donnees sur la chronologie des rois de Saba et Du-Ray dan, — Mus, t. LXXVII, N° 3—4, 1964.

Lumbroso G., L'Egitto dei Greci e del Romani, Roma. 1895.

Lumbroso G., L'Expositio totius mundi et gentium annotata, — «At'ti della Reale Accademia dei Lincei», 1898, ser. 5, vol. VI, pt. 1.

Lupke Theodor von, Deutsche Aksum Expedition, Bd III. Profan und Kutlbanten Nordabessiniens aus alterer Zeit, Berlin, 1913.

Mannert K., Geographie der Griechen und Romer, Bd I—XII, Nurnberg—Leipzig, 1795—1825.

Mantel-Niecko M., Staroamharskie piesni krolewskie,— «Przeglad Orientalny», 1957, Hs 3(23).

Manzi Luigi, Il commercio in Etiopia, Nubia, Abissinia, Sudan dai primordi alia dominazione musulmana, Roma, 1886.

Marquart J., Die Benin-Sammlung des Reichsmuseums fur Volkskunde in Leiden. Leiden, 1913. [290]

Maspero J., Histoire des patriarches d'Alexandrie... (518—616), 1923.

Matthews D. and Mordini A. The Monastery of Debre-Damo, Ethiopia, — AT, vol. XCVII, 1959.

McCrindle J. W., The Christian topography of Cosmos, London, 1897.

McMichael H. A., A History of the Arabs in the Sudan and some ac­count of the peoples who preceded them and tribes inhabiting Darfur, vol. I, Cambridge, 1922.

Migne J. P., Patrologiae graecae, t. 25, Paris, 1834; t. 65, 1862; t. 66, 1862; t. 86, 1864; t. 88, 1866.

[Minorsky V.], Hudud al-'Alam (The Regions of the World), Persian geography 372 A. H. 982 A . D. London, 1937.

Mlaker K., Die Inschrift von Husn al-Gurab, — «Wiener Zeitschrift fur Semitistik», 1929, Ns 7.

Mommsen Theodor, Romische Geschichte, Bd V. Die Provinzien von Caesar bis Diocletian, Berlin, 1893.

Mondon-Vidailhet C., Une tradition ethiopienne, — RS, vol. XII, 1904.

Monfaucon Bernard de, Patrum et scriptorum graecorum nova collec­tion, vol. II, Paris, 1706.

Monneret de Villard U., Aksum . Recerche di topographia generate («Pontificium Institutum Biblicum», Analecta orientalia, 16), Ro­ma, 1935.

Monneret de Villard U., Un tipo di chiesa abissina, — AE, vol. VI 1935.

Monneret de Villard U., L'origine dei pui antichi tipi di chiese abtssine, — «Atti del III Congresso di studi coloniali», Fiorcnze, 1937.

Monneret de Villard U., Note sulle influenza asiatiche nell' Africa Orientale, — RSO, vol. XVIII, 1938.

Monneret de Villard U., Storia della Nubia cristiana, Roma, 1938.

Monneret de Villard U., L'inscrizione etiopiche di Ham e l'epigrafia meroitica, — Aeg, vol. XX, 1940.

Monneret de Villard U., Perche la chiesa abissina dependeva dal pat­riarchate d'Alessandria, — «Oriente Moderno», XXIII, 1943.

Monneret de Villard U., Mose vescovo di Adulis, — «Oriente Christiana Periodico», vol. XIII, 1947.

Monneret de Villard U., Aksum e i quattro re del mondo, — «Annali Lateranensi», Vatican, t. XII, 1948.

Mordini Antonio, Un riporto sotto roccia con pitture rupestri nell' Amba-Focada, — RSE, I, 1941.

Mordini Antonio, Informazioni preliminari sui resultati delle mie recerche in Etiopia dal 1939 al 1944, — RaSE, vol. IV, 1946.

Mordini Antonio, Su di un nuovo titolo regale aksumita, — RaSE, vol. VIII, 1949.

Mordini Antonio, Un vasetto con figurazione votive proveniente de Daroca (Tigrai), — Bol, 1953, № 1.

Mordini Antonio, Appunti di numismatica aksumita, — AE. t. II, L, 1959.

Mordini Antonio, Gil aurei Kushana del convento di Dabra-Dammo. Un'indizio sui rapporti commerciale fra India e I'Etiopia nel primi secoli dell'era volgare, — ACISE, 1960.

Mordini Antonio, Gli aurei Kushana del convento di Dabra-Dammo,— «Accademia Nazionale dei Linceb, 1960.

Mordini Antonio, I tessili medioeval i del convento di Dabra-Dammo, — ACISE, 1960.

Mordini Antonio, Storia della letteratura etiopica, Roma, 1961. [291]

Mordtmann, J. H., Die hlmjarische — dthiopische Kriege noch enmal — ZDMQ, Bd35, 1881.

Mordtmann J. H., Himiarische Inschriften und Alterthumer, Berlin, 1893.

Moscati Sobatino, Ancient Semitic civilizations, London, 1957.

Muller Heinrich D., Epigraphische Denkmaler aus Abessinien, Berlin, 1894.

Mullerus C., Anabasis Preudo-Kallisthenes. Indica, Paris, 1846.

Mullerus C., Fragment a historicorum graecorum, t. IV, Paris, 1851.

Mullerus C., Geographi graeci minores, vol. I — II, Paris, 1855, 1861.

Munzigpr W., Ostafrikanische Studien, Schaffhausen, 1864.

Murad Kamil, An Ethiopic inscription found at Mareb, — ES, 1963.

Moberg Axel, The Book of Himyarites, Lund, 1924.

Niebuhr B. G., Ober das Alter der zweiten Halfte der adulitischen Inschrift, Berlin, 1810.

Nielsen Ditmar, Die athiopischen Gotter, — ZDMG, 1912, Bd 66.

Nielsen Ditmar, Handbuch der altarabische Altertumskunde, Paris—Copenhagen—Leipzig, 1927.

Pankhurst Richard, An Introduction to the economic history of Ethio­pia, From early times to 1800, with a foreword by K. M. Panikkar. (Essex), Lalibela House, 1961.

Pankhurst Sylvia, Ethiopia . A cultural historu, (Essex), Lalibela, 1955.

Paribeni R., Ricerche nel luogo dell'antica Adulis, Roma. 1908.

Paul A., A History of Beja tribes of the Sudan, Cambridge, 1954.

Pereira Estevao, Historia dos martyres de Nagran, Lisboa, 1899.

Perruchon Jules, Histoire des guerres d'Amda-Syon roi d'Ethiopie, — JA, t. XIV. 1889.

Perruchon Jules, Les chroniques de Zar'a Yd'eqob et de Ba'eda-Mariam, rois d'Ethiopie, Paris, 1893.

Philby H. St. J., Note on the Kings of Saba, — Mus, t. 63, 1950. № 3—4

Philby H. St. J., Note on «Ryckmans 535», — Mus, t. 73, 1960. № 3—4.

Pietschmann, Axomis, — «Realencyclopadie der Klassischen Altertumswissenschaft» von Pauly-Wissowa, II, Berlin, 1896.

Pirenne Jacqueline, L'inscriition «Ryckmans 535» et la chronologie sudarabe, — Mus. t. LXIX, 1956, Ns 1—2.

Pirenne Jacqueline, Chronique d'archeologie sud-arabe (1955—1956), — AE, t. II, 1957.

Pirenne Jacqueline, Une probleme-clef pour la chronologie de I'Orient: la date du «Periple de la mer Eritree», — JA, t. CCXLIX, 1961, fasc. 4.

Pirenne Jacqueline, Le royaume sud-arabe de Qataban et sa dotation, d'apres I'archeologie et les sources classique, jusqu'au Periple de la mer Erythree, Louvain, 1961.

Piva A., Gli sca"i archeologici di Cheren, Roma, 1907.

Porteres Roland, Berceaux agricoles primaires sur le continent africain, — JAH, vol. III, 1962. no 2.

Priauex B., On the Indian Embassies to Rome, from the Reigne of Claudius to the Death of Justinian, —WAS. vol. XX, 1863.

Prideaux W. F., Coins of the Axumite Dynasty, — NCh 3 ser., vol. IV, 1884: vol. V. 1885.

Pritchard E. E., The Divine Kingship of the Shilluk of the Nilotic Sudan , Cambridge, 1948.

Quatrеmere M., Memoirs geographique et historique sur I'Egypte et la Nubie, Paris, 1811. [292]

[Rackham H.], Ptinias Secundus. Natural History, London, 1947—1956.

Rathjens C., Kulturelle Einflusse in Sud-West Arabien, — «Jahrbuch fur Kleinasiatische Forschung», Bd I, 1950.

Renouvin P., Histoire des peuples d'Afrique Noire, Paris, 1960.

Ricci L., Ritrovamenti archeologici in Eritrea, — RaSE, XIV, 1955—1958.

Ricci L., Notizie archeologiche, — RaSE, XV, 1959.

Roden K. G., Le tribu del Mensa, Roma, 1940.

Rodinson Maxime, Sur la question des «influences juives» en Ethio­pia, — ES, 1963.

Rubin B., Prokopius von Kaisareia, Stuttgart, 1955.

Rubin B., Das Zeitalter Justinians , Berlin, 1960. Ruppel E., Reise in Abessinien, Bd 1—2, Frankfurt-am-Main, 1838—1840.

Ruppel E., On an Unedited Coin of one of the Early Kings of Abyssi­nia,—NCh, ser. 1, vol. VIII, 1845—1846.

Ryckmans J., Inscriptions historiques sabeennes de I'Arable centrale, — Mus, t. LXVI, 1953, Ns 3—4.

Ryckmans G., Inscriptions sud-arabes, ser. X, № 506—508, 515, — Mus, t. LXVI, 1953, № 3—4; ser, XII, № 533, — Mus, t. LXVIII, 1955, № 3—4; ser. XIII, № 535, —Mus, t. LXIX, 1956, № 1—2; ser. XIV, №  539,— Mus, t. LXIX, 1956, № 3—4.

Ryckmans J., La chronologie sud-arabe du premier siecle avant notre ere, — BO, t. X, 1953.

Ryckmans J., L'origine et I'ordre des lettres de I'alphabet ethiopien, — BO, t. XII, 1955, Ns 1.

Ryckmans J., La persecution des chr&tiens himyarites au sixieme siecle, Istanbul, 1956.

Ryckmans J., A. Jamme. Sabeean inscriptions from Mahram Bilqts ,— BO, t. XXI, 1964, Ns 1—2.

Ryckmans J., Les rois de Hadramawt mentionnis а 'Uqla, — BО, t. XXI, 1964, Nb 5—6.

Sain-Martin L. Vivien de, Eclaircisements geographiques et historiques sur inscription d Adulis et sur quelques points des inscriptions d'Axum, — JA, 1863, II.

Salt H., A voyage to Abyssinia and travels into the interior part of that country, London, 1814.

Sapeto G., Viaggio e missione cattolica fra i Mensa, i Bogos e git Habab, Roma, 1857.

Sauter Roger, Ou est notre connaissance des eglises rupestres d`Ethiopie, — AE, t. V, 1963.

Sayce A. H., A Greek inscription of a King of Axum found at Meroe. — «Proceedings of the Society of Biblical Archeology», t. XXXI, 1909.

Scher A., Histoire nestorienne (Chronique de Seert), — PO, ser. 4, t. 3, 1906.

Schlumberger G., Le tresor de Sana (Monnaies humyaritiques), Paris, 1880.

Schlumberger G Monnaies inedites des ethiopiens et des homerites, — RN, ser. 3, t. IV. 1886.

Schmidt C., Manichaische Handschriften der Staatlichen Museen von Berlin, Bd I. Kephalaia, Stuttgart, 1940.

Schnabel P., Text und Karten des Ptolemaeus, Leipzig, 1938.

Schneider Poger, Une page du Gadla Sadgan, — AE, t. V, 1963.

Schoff W. H., Periplus mari Erythraei, London, 1912. [293]

Schroter, Trostschreiben Jacob's von Serug am die himjarischen Christeti, — ZDMG, Bd 31, 1877.

Schwartz E., Bin Bischof der Romischen Reichskirche im Abessinien, Philologus, 1936, Ns 91.

Seligman C. C. und Seligmann B. Z., Pagan tribes of the Nilotic Su­dan, London, 1932.

Sethe K., Urkunden des Alien Reiches, Bd IV, Leipzig, 1932.

Shinnie P. L., Excavations at Tanqasi 1953, — Kush, vol. II, 1954.

Shinnie P. L., The Fall of Meroe, — Kush, vol. VI, 1957.

Simoons Frederick J., Northwest Ethiopia . Peoples and economy, Ma­dison, 1960.

Sinko T., Die Discriptio orbis terrae, eine Handelsgeographie aus dem IV Jahrhundert, — «Archiv fur latinische Lexicographic und Grammatik», Bd XIII, 1904.

Smith Sidney, Events in Arabia in the Vl-th century A, D., — BSOAS, vol. XVI, 1954, pt 3.

Snowden J. D., The Cultivated races of Sorghum, London, 1936.

Sola Sole J. M., La inscription Gl 389 y los comienzos del monoteismo en Sudarabia, — Mus, t. LXXII, 1959, Ns 1—2.

Stein E., Histoire du Bos Empire, t. II, Paris, 1949.

Stiehler W., Landwirtschafts und Siedlungsgeographie Athiopiens, Erdkunde, 2, 1948.

[Strelcyn Stefan], Kebra Nagast szyli Chwala Krolow Abisynii, Warszawa, 1956.

[Sundstrom], Preliminary report on the Princeton University expedition to Abyssinia, — ZDMG, Bd 60, 1906.

Tabari, Annales quos scripsit Abu Djafar Mohamed Ibn Djarir at-Tabari, cum alis ed, M. J. de Goeje, ser. I, Leiden, 1881.

Tedesco-Zammarano, Contributo alia numismatica aksumita, — «Numismatica», Roma, vol. XIII, 1947.

Theophanes, Chronographia, ed. De Boor, Lipsiae, 1883.

Trimingham J. Spenser, Islam in Ethiopia, London, 1952.

Tubiana Joseph, Elements de toponimie etiopienne (Tigre), — JA., t. 244, 1956, fasc. 1.

Tubiana Joseph, Quatre genealogies royales etiopiennes, — CEA, 7, 1961.

Ullendorff E. M., Exploration and study of Abyssinia. A brief survey. With an appendix on «The Obelisk of Matara», Asmara, 1945.

Ullendorff E. M., Note on the introduction of Christianity into Ethiopia, — «Alrica», 1949, Ns 19.

Ullendorff E. M., The Semitic languages of Ethiopia, New York, 1949.

Ullendorff E. M, The Obelisk of Matara, — JRAS, 1951.

Ullendorff E. M., An Ethiopic inscription from Egypt, — JRAS, 1955.

Ullendorff E. M., Hebraic-Jewish elements in Abyssinian (monophisite) Christianity, — «Journal of Semitic Studies», 1956, July.

Ullendorff E. M., The Ethiopians. An Introduction to country and people, London, 1960.

Urvoy M. L., Histoire de I'empire du Bornou, Paris, 1949.

Vaccaro F., Monete aksumite, — Bol.

Vasiliev A. A., Kaiser Justin I (518—527) und Abessinien, — «Bizantische Zeitschrift», Bd XXXIII, 1933.

Vasiliev A. A., Expositio totius mundi. An anonymous geographic trea­tise of the fourth century A, D., New York, 1936. [294]

Vasiliev A. A., Justin the First. An introduction to the epoch of Justinian the Great, Harvard, 1950.

Vavilov N. I., Bases theoretique de la selection des lection Generate, Moscou —Leningrad, 1935.

Vincent William, The Commerce and navigation of the anclin Indian Ocean , vol. II. The Periplus of the Erythrean Sea, London, 1807.

Vycichl Werner, Egzi'abher «Dieu», — AE, t. II, 1957.

Vycichl Werner, Le pays de Kush dans une inscription ethiopienne, - AE, t. II, 1957.

Vycichl Werner, Le titre de Roi des Rois . Etude historique et comparative sur la monarchie en Ethiopie, — AE, t. II, 1957.

Wainwright J. A., Cosmas and the gold trade of Fazogl, — Man, vol. 42, 1942.

Walle B. Van de, Le cippe d'Horus decouvert par J. Bruce & Axoum, — «Chronique d'Egypte», 1953, N° 56.

Westermann D., Geschichte Afrikas, Koln, 1952.

Winckler H., Altorientalische Forschungen, Bd I—II, Leipzig, 1893—1894.

Winckler H., Die Sabaische Inschriften der Zeit Alhan Nahfan's — «Mitteilungen der Vordasiatischen Gesellschaft», 5, 1897.

Winckler H., Zur alten Geschichte Semens und Abe'ssiniens, — «Orientalische Skizzen», Bd I, -Leipzig; 1899.

[Winstedt E. Q.], The Christian topography of Cosmas Indicopleustes, Cambridge, 1909.

Wissmann H. von, De mari Erythreo, — «Stuttgarter Geographische Studien», Bd 69 (Lautensach Festschrift), 1957.

Wissmann H. von, Zur Geschichte und Landeskunde von Alt-Siidarabien, — «Sitzungsberichte der Osterreichische Akademie den Wissenschaften, phil.-hist. Klasse», Bd 246, 1964.

Wissmann H. von, Himyar, Ancient history, — Mus, t. XXVI, 1964, № 3—4.

Wissmann H. von und Hofner M., Beitrdge zur historischen Geographie der vorislamischen Siidarabiens, Mainz, 1963.

Wooly and Maclver, Caranog, The Romano-Nubian cemetery, London, 1910.

[295]

Юрий Михайлович Кобищанов

АКСУМ

Утверждено к печати

Секцией восточной литературы РИСО

Академии наук СССР

Редактор М. Д. Папасьянц

Художник Е. В. Бекетов

Художественный редактор И. Р. Веским.

Технический редактор Л. Т. Михлина

Корректоры В. В. Воловик и М. Н. Гарбер

Сдано   в набор 22/VII 1966 г.  Подписано к печати 23/Х1 1966 г.

А-01604. Формат 84Х108'/М. Печ. л. 9,25. Усл. п. л. 15,54. Уч.-изд./ л. 16,47.

Тираж 1500 экз. Изд. № 1638. Зак. № 1069.

1-6-3 28-66


Индекс           Цена 1 руб.

 

Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» Москва, Центр, Армянский пер., 2

3-я типография издательства «Наука» Москва К-45, Б. Кисельный пер., 4


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.725 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь