Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
IV. Ясность Писания (параграф 7)
Определение, которое дает Вероисповедание, может быть объяснено с помощью трех простых утверждений. Библия ясна и понятна. Вначале попытаемся изложить доказательства ясности Писания. Во-первых, можно доказать, что ясность Писания является частью его достаточности (2 Тим. 3:16-17). Было бы нелепо утверждать, что Писание достаточно, чтобы приготовить человека Божия ко всякому доброму делу, если оно не вполне ясно и понятно для него. В таком случае оно было бы достаточным без какой-либо пользы. Во-вторых, ясность Писания заключается в его способности убеждать: "А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен" (2 Тим. 3:14). Данный стих призывает быть уверенным и убежденным. В контексте со стихом 15 ясно, что Писание является источником этой убежденности. Дело в том, что человек никогда не будет в чем-либо убежден до тех пор, пока ему не станет ясно, что это является истиной. Любая истина не будет убедительной и не вызовет уверенности, если она изложена неясно и невразумительно. Писание дало Тимофею не просто идеи и знания, но и покорило его своей непоколебимой убедительностью. Следовательно, оно оказалось ясным и понятным. Ясность и понятность Писания подтверждаются также во многих других местах Библии (Пс. 18:8-9; 118:105; 2 Пет. 1:19; Прит. 6:22-23; Втор. 30:11-14). Давайте рассмотрим, насколько ясно Писание. Вероисповедание говорит об изложенном в Писании как обистинах, "...которые необходимо знать, в которые необходимо верить и которые надо соблюдать для спасения..." Ясность Писания не ограничивается несколькими простыми евангельскими истинами. Такое умонастроение, склонное все упрощать, было чуждо вестминстерским богословам. Доказательство, приведенное выше, скорее показывает, что ясность Писания принималась ими не в ограниченном плане. Те истины, которые необходимы для спасения, должны были, несомненно, по мнению вестминстерских богословов, включать по крайней мере основные обязанности христианской жизни и добрые дела. Такие обязанности характерны для пути, который ведет в жизнь (Мтф. 7:13-14). Библия не одинаково ясна во всех своих частях. Классическим примером, относящимся к рассматриваемой теме, является 2 Пет. 3:16. Здесь Петр, которого самого не всегда легко понять, говорит, что в посланиях Павла есть нечто "неудобовразумительное". Заметим, что не всё, а только нечто, трудное для понимания. Лишь невежды и неутвержденные извращают эти истины к собственной своей погибели. Далее Петр добавляет, давая дополнительную характеристику таким людям, что они извращают также и все остальное Писание. Это, несомненно, подчеркивает ту мысль, что причина такого извращения заключается не в неясности и непонятности посланий Павла, а в самих невеждах и неутвержденных. Очевидно, что наличие некоторых трудностей в восприятии не перечеркивает практической ясности Слова и его достаточности для достижения цели искупления. Библия не одинаково ясна для всех. Эта мысль хорошо изложена во Втором послании к Тимофею 3:15-17. Стих 15 говорит, что Писание достаточно ясно, чтобы даже ребенку дать мудрость, которая ведет ко спасению. В этом как раз и заключается смысл утверждения Павла о том, что "из детства" Тимофей знал священные писания, которые были способны дать ему мудрость, ведущую ко спасению. Павел подразумевал, когда говорил это, что, как только Тимофей стал познавать что-либо, он стал познавать Писание, и он знал его именно как собрание священных книг, которые способны умудрить во спасение даже ребенка, подобного Тимофею. Стих 17 говорит, что Писание достаточно ясно и понятно, чтобы приготовить человека Божия ко всякому доброму делу. Возможно, здесь намеренно подчеркнут контраст между ребенком в стихе 15 и человеком Божиим в стихе 17. В любом случае поучительно отметить для себя, что Павел говорит относительно человека Божия. Возникает вопрос: "Кто такой человек Божий?" Очевидно, что человек Божий - это не всякий верующий, а скорее тот, кто занимает официальное положение служителя среди народа Божия. Человек Божий - это тот человек, которому доверено Самим Богом особое положение руководителя в церкви. Это тот человек в народе Божием, который особым образом связан с Богом и представляет Его. Данное заключение можно обосновать следующим. 1. Словосочетание "человек Божий" употребляется в Ветхом Завете. Ясно, что в Ветхом Завете это название не употреблялось по отношению ко всем благочестивым, верующим израильтянам, но относилось к тем, кто руководил ими. 2. Это словосочетание употребляется в Первом послании к Тимофею 6:11. Вполне ясно, что в контексте этого послания Павел думает о Тимофее как о человеке, занимающем официальное положение служителя (1 Тим. 1:18; 5:17-25; 6:2, 14, 17-18, 20). 3. Эта мысль уточняется и конкретизируется в контексте всего Второго послания к Тимофею 3:17. В предыдущем стихе Павел определенно говорит о служении. Писание "...полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". Все это разные аспекты служения Тимофея и каждого истинного пастыря. В последующих стихах ударение также делается на служении (2 Тим. 4:1-5). Человек Божий не может быть просто приравнен к любому истинному верующему. Возможно, этим объясняются размышления Павла о том, что Библия не одинаково ясна для всех (2 Тим. 3:15-17). Она достаточно ясна, чтобы просветить даже ребенка в отношении пути спасения. И она достаточно ясна, чтобы просветить человека Божия в отношении всего круга его обязанностей. Достаточность и ясность Писания не отрицают настоятельной потребности в церковном служении. Это предостережение очень необходимо в наши дни. В рассматриваемом нами тексте из Второго послания к Тимофею внимание обращено на то, что Писание ясно и достаточно для работы пастыря-учителя. Даже одного этого обстоятельства достаточно, чтобы опровергнуть самодовольные мысли о независимости от церковного служения, которое будто бы не требуется вследствие достаточности Писания (см. Деян. 8:30-31; 17:11; Еф. 4:11-13). Указанные стихи из Библии подчеркивают ее исключительный, высший авторитет. Не существует никакого священнического авторитета, которым облекается служение и который делает пастырей качественно отличными от других христиан. Эти стихи также говорят о практической необходимости человека Божия для жизни народа Божия. Хотя нельзя утверждать, что служение церкви абсолютно необходимо для обращения каждого человека, однако это служение часто является средством обращения. Еще более важно то, что пастырь-учитель совершенно необходим для продолжения жизни церкви и наставничества. В заключение следует сказать, что эти истины, рассмотренные в совокупности, ясно говорят о взаимно дополняющих друг друга действиях, производимых Словом Божиим и человеком Божиим. Писание не позволяет нам отвергать ни то, ни другое. Это наставление имеет для нас большое практическое значение. Мы должны отвергать современный индивидуализм. Нам нужны те, кто может объяснить Писание. Мы должны быть готовы учиться, со смирением относиться к нашим наставникам в вере, принимать их наставления и исследовать Писание. Нельзя допускать, чтобы была умалена та польза, которую мы получаем от публичного слышания Слова. Приведение самого себя и своей семьи к верному служению Слову должно быть приоритетом каждого христианина. Изложим несколько важных практических выводов, следующих из совершенства, т. е. из достаточности и ясности Писания. Первый вывод: Писание является главным руководством для христианина. Оно дает ключ к пониманию воли Божией в нашей жизни. Писание является достаточным и ясным руководством для постижения полноты воли Божией в отношении нас. Мудрость, которая заключена в Библии, дает нам возможность привести нашу жизнь в соответствие с мудрым и угодным Богу стандартом. Во свете Писания и его мудрости даже такие сложные решения, как выбор учебного заведения, профессии и супруга, становятся ясными. Поэтому мы должны помогать людям обратиться к Писанию, если они нуждаются в познании Божественного руководства, обещанного в том же Писании (Псалом 24). Совершенство Писания не дает каких-либо оснований для цинизма или скептицизма в отношении его значения. К сожалению, даже серьезные христиане иногда говорят: "Уж если великие мужи Божии расходились во мнениях, то как я могу быть уверен в том, что конкретно Писание имеет в виду в данном случае?" Как часто слышится возражение: "Это только ваша интерпретация!" Подобные возражения предполагают и подразумевают недостаточность и неясность Писания и являются отрицанием совершенства Писания. Такие мысли, без сомнения, направлены против Бога, Автора Писания, представляя, что Он не может четко и понятно выразить Свои мысли. Вся эта нелепость опровергается достаточностью и ясностью, которые непосредственно характеризуют Библию. Совершенство Писания означает, что источником заблуждений в вопросах веры и жизни является грех. Но не всегда то или иное заблуждение вызывается только грехом. Это не значит, что люди могут считаться безгрешными, если они совершают грех по неведению. Когда слышатся заявления о том, что "великие мужи Божии расходились во мнениях", то на это нужно отвечать, что они были грешниками, причем грешниками, которые плохо разбирались в некоторых вопросах, что, в свою очередь, было вызвано грехом, пребывавшим в них. Достаточность и ясность Писания должны быть основными предпосылками в освещении любого вопроса веры и жизни. Это наш долг и одновременно наша привилегия - знать, что наши обязанности в отношении всех вопросов веры и жизни ясно и в достаточной мере раскрыты в Писании. Любой иной подход к практическому изучению Библии является неправильным иобязательно будет неэффективным, потому что огорчает Духа Святого, благодаря Которому Писание является богодухновенным. Такие вопросы, как христианский день покоя, крещение по вере и другие, которые иногда могут казаться запутанными, не должны рассматриваться как неразрешимые. Поскольку они, вне всякого сомнения, являются обязательными для исполнения, то мы должны рассматривать Писание как достаточное и вполне ясное, чтобы решить их. Поддерживает ли эта глава учение о неограниченной непогрешимости Писания? Говорить о "неограниченной непогрешимости Писания" мы можем в соответствии с утверждением, что Писание безошибочно во всем, что оно излагает. Это мы говорим в ответ тем известным евангельским верующим, для взглядов которых на Писание характерна формулировка: "скорее безошибочность, чем непогрешимость", или "ограниченная непогрешимость". Такие взгляды поддерживаются для того, чтобы можно было допускать возможность ошибок в исторических или научных утверждениях Библии. Трудно разбираться терпеливо с такими явно противоречивыми мыслями, как "скорее безошибочность, чем непогрешимость", или "ограниченная непогрешимость". Редко когда еще слова употреблялись так нечестно. Нижеследующее предполагает более честное использование слов человеческой речи. Чтение этой главы должно привести к выводу, что ее авторы поддержали бы неограниченную непогрешимость, если бы были участниками современной дискуссии. Вначале они говорят о Писании, что оно было дано "по вдохновению от Бога", является "богодухновенным", и, наконец, они говорят о нем, что оно было "непосредственно вдохновлено Богом" (1:2, 3, 8). Далее в самой консервативной манере они показывают, что не имеют никаких сомнений относительно исключительной каноничности шестидесяти шести книг Ветхого Завета и Нового Завета (1:2, 3). В самой консервативной форме они также утверждают, что Писание "является Словом Божиим" (1:4). И, даже более того, они говорят о "согласованности всех частей", "несравненных достоинствах и безупречных совершенствах" и о "непреложной истине" Писания (1:5). Совершенно ясно, что они не могли допустить, что Писание противоречит само себе или что его исторические или научные утверждения не являются достоверными. Кроме того, в самой консервативной манере Вероисповедание делает различие между непосредственно богодухновенными оригиналами, которые являются судом последней инстанции, и необходимыми, хотя и сделанными человеком, переводами (1:8). К тому же в параграфах 9 и 10 Вероисповедание подчеркивает абсолютную законченность и превосходство Писания. Писание является "безошибочным руководством" для решения главных вопросов, касающихся толкования, и "наивысшей судебной инстанцией" в решении всех остальных религиозных споров. Такое понимание не допускает возможности подвергать сомнению утверждения Писания, основываясь на официальных заявлениях современной науки или исторических исследованиях. Ясно, что если бы авторам Вероисповедания было предложено выбирать между заявлениями современной науки и утверждениями Библии, то они каждый раз делали бы выбор в пользу Библии. Такое учение равнозначно учению о неограниченной непогрешимости. Наконец, если нужны дополнительные доказательства, то читатель может обратиться к главам 4:1-3, 19:1 и 22:7 Вероисповедания, где при любом беспристрастном прочтении текста видно, что взгляд на творение представлен в соответствии с книгой Бытие 1-3, а это сегодня повсеместно ассоциируется с самым строгим взглядом на непогрешимость Библии. Совершенно ясно, что нет никакого оправдания для представления о том, что Лондонское вероисповедание или же Вестминстерское вероисповедание допускают отклонения от учения о неограниченной непогрешиёмости. Необходимо, однако, сделать одно дополнительное замечание. Целью документов, подобных Вероисповеданию, которые отражают положения веры, является исключение какого-либо заблуждения. Заблуждения и ереси, существующие сегодня, претендуют, хотя и незаконно, на то, что они занимают позицию Вероисповедания в отношении Писания, и даже заимствуют освященную веками богословскую терминологию, чтобы изложить свое ложное учение18. Ловкие и хитрые еретики могут так представить свою позицию, что для неосмотрительных она будет казаться вполне заслуживающей доверия. Раскрытие заблуждений в ходе истории, развитие понимания церковью истины и способность ясно выражать эту истину требуют порой, чтобы формулировки, бывшие некогда достаточными для того, чтобы исключить заблуждение, были сделаны более определенными и ясными. Может ли в таком случае не быть места подробному изложению Вероисповедания и включению в него ясного принятия той позиции, что Библия дословно и безоговорочно является богодухновенной, и совершенно очевидного утверждения, что Библия непогрешима во всем, что она утверждает? О Боге и Святой Троице 1. Господь Бог наш - единый, единственно живой и истинный Бог1; Чье существование заключено в Нем Самом и проистекает из Него Самого, бесконечный в Своем бытии и совершенстве2; Его сущность не может быть постигнута никем, кроме Его Самого3; Он является самым чистым, непорочным Духом, невидимым, бестелесным, не имеющим отдельных частей и не имеющим страстей, Который один имеет бессмертие, обитая в неприступном для человека свете4; Он неизменен, неизмерим, вечен, непостижим, всемогущ, бесконечен во всех отношениях, самый святой, самый мудрый, абсолютно свободный и неограниченный5; Он совершает все согласно замыслу Своей собственной неизменной и самой справедливой воли для Своей же собственной славы6; Он самый любящий, милостивый, полный благодати и долготерпения, полный доброты и истины, прощающий беззаконие, преступление и грех7; Он воздает тем, которые усердно ищут Его, и в то же время Он абсолютно справедлив и страшен в Своем суде, ненавидя всякий грех, и Он никогда не оставит виновного без наказания8. 1. Втор. 6:4; Иер. 10:10; 1 Кор. 8:4,6; 1 Фес. 1:9. 2. Ис. 48:12. 3. Исх. 3:14; Иов. 11:7-8; 26:14; Пс. 144:3; Рим. 11:33-34. 4. Ин. 4:24; 1 Тим. 1:17; Втор. 4:15-16; Лк. 24:39; Деян. 14:11, 15; Иак. 5:17. 5. Мал. 3:6; Иак. 1:17; 3 Цар. 8:27; Иер. 23:23-24; Пс. 89:3; 1 Тим. 1:17; Быт. 17:1; Откр. 4:8; Ис. 6:3; Рим. 16:27; Пс. 113:11; Исх. 3:14. 6. Еф. 1:11; Ис. 46:10; Прит. 16:4; Рим. 11:36. 7. Исх. 34:6-7; 1 Ин. 4:8. 8. Евр. 11:6; Неем. 9:32-33; Пс. 5:6-7; Наум. 1:2-3; Исх. 34:7. 2. Бог, обладая всей жизнью, славой, добротой и благостью, которые сокрыты в Нем Самом и исходят от Него Самого, один вседостаточен в Себе Самом и для Себя и не нуждается ни в каком творении, которое Он создал, не получая никакой славы от таковых, но Сам проявляет Свою собственную славу в них, через них, для них ина них1; Он единственный источник всего бытия, и все из Него, Им и к Нему. Он имеет самую могущественную и независимую власть над всеми существами, чтобы совершать через них, для них или над ними то, что Ему угодно2; все обнажено и открыто пред очами Его, Его знание безгранично, безошибочно и независимо от творения, так что ничто не является для Него непредвиденным или неопределенным3; Он абсолютно свят во всех Своих замыслах, во всех Своих делах и во всех Своих повелениях4; Ему должно воздаваться от ангелов и людей всякое поклонение, служение и послушание, которое они как творения должны проявлять к Творцу, и также все остальное, что Ему еще угодно, требовать от них5. 1. Ин. 5:26; Деян. 7:2; Пс. 148:13; 118:68; 1 Тим. 6:15; Иов. 22:2-3; Деян. 17:24-25. 2. Откр. 4:11; 1 Тим. 6:15; Рим. 11:34-36; Дан. 4:22,31-32. 3. Евр. 4:13; Рим. 11:33-34; Пс. 146:5; Деян. 15:18; Иез. 11:5. 4. Пс. 144:17; Рим. 7:12. 5. Откр. 5:12-14. 3. В этом Божественном и бесконечном Существе заключены три Личности: Отец, Слово, или Сын, и Святой Дух1. Они едины в Своей сущности, силе и вечности, и каждый обладает полнотой Божественной сущности, однако эта сущность неделима2: Отец не рожден никем и не произошел ни от кого, Сын является извечно рожденным от Отца, Святой Дух исходит от Отца и Сына3; все Три бесконечны и безграничны, не имеют начала и являются поэтому одним Богом, Которого нельзя разделить по сути и бытию, но Они различимы по своим особым сравнительным качествам и личностным отношениям; это учение о Троице является основой всего нашего общения с Богом и нашей зависимости от Него, дающей нам покой и утешение. 1. Мтф. 3:16-17; 28:19; 2 Кор. 13:13. 2. Исх. 3:14; Ин. 14:11; 1 Кор. 8:6. 3. Прит. 8:22-31; Ин. 1:1-3,14,18; 3:16; 10:36; 15:26; 16:28; Евр. 1:2; 1 Ин. 4:14; Гал. 4:4-6. План главы Параграфы 1 I. Свойства Бога А. Единственность Б. Независимость (жизнь в Самом Себе) В. Непостижимость (тайна) Г. Духовность Д. Бесконечность и безграничность Е. Верховная власть 1. Ее мера и степень 2. Ее принцип и господство 3. Ее цель Ж. Любовь З. Справедливость и правосудие 1. Бог вознаграждает тех, кто ищет Его 2. Он наказывает виновных 2 II. Отношение Бога (к Своим творениям) А. Его самодостаточная независимость от них Б. Его верховное владычество над ними В. Его абсолютное знание их Г. Его совершенная святость перед ними Д. Его законные права на них 3 III. Триединство Бога А. Утверждение триединства 1. Единство Трех Личностей 2. Различия между Тремя Личностями Б. Объяснение триединства В. Его уместность1 (значение) Комментарии Эта глава излагает ортодоксальное учение о Боге и Святой Троице. Содержание главы основано на историческом учении церкви о Троице, сформулированном в Никейском символе веры. Это учение отделяет себя от любой формы христианства, отрицающего доктрину Троицы, в том числе и от так называемого "реставрационного" христианства в радикальной Реформации. Эта глава также описывает свойства Бога и Его отношение к Своим творениям, что предвосхищает то внимание, которое учение Реформации уделяет верховной власти Бога в четвертой главе2. В этих параграфах дается удивительно гармоничная характеристика свойств Бога3. Религия наших дней нуждается в том, чтобы больше размышлять о Боге и жить с сознанием той реальности, что это есть тот Бог, Который нам нужен. Высказанные положения рассматривались и продолжают часто и подробно рассматриваться во многих образцовых богословских трудах4. Поэтому у нас нет особой необходимости подробно комментировать данную главу Вероисповедания. Мы ограничимся отдельным, выборочным комментарием положений параграфа 3 и учения о Троице. Параграф 3 интересен тем, что он сочетает в себе положения Первого лондонского баптистского вероисповедания, Вестминстерского вероисповедания и Савойской декларации. Следовательно, он дает более конкретное изложение учения о Троице, нежели любое из вышеперечисленных вероисповеданий. Возможно, что склонность "общих баптистов", живших в Англии в семнадцатом столетии (называемых так из-за их приверженности арминианизму и особенно из-за их веры во всеобщее искупление), впадать в ересь унитарианизма сделала эту конкретность важной в глазах авторов. Существует три основных положения в историческом и библейском учении о Троице. Три вопроса, имеющих отношение к Троице, в хорошо известном Детском катехизисе соответствуют этим трем положениям: "Есть ли еще боги, кроме одного? Нет, есть только один Бог. В скольких личностях существует этот единый Бог? В трех Личностях. Кто они? Отец, Сын и Святой Дух". Есть только один Бог, Который существует в трех Личностях, каждая из которых имеет свои характерные личные качества. Учение о Троице было и всегда должно быть Божественной тайной. Думать, что церковные символы веры (которые кратко излагаются в данном параграфе Вероисповедания) имели своей целью объяснить эту тайну, является неправильным представлением о них. Исторически установлено, что все было не так. В монархианской ереси (известной также как савельевская, или моделистская, ересь) церкви предлагалось объяснить эту тайну утверждением, что Бог является только одной Личностью в трех следующих одна за другой формах бытия. В арианской ереси церкви было предложено при объяснении этой тайны подчеркивать, что Иисус Христос и Дух Святой не являются Богом в полном смысле этого слова. Оба этих объяснения устранили бы трудности в понимании данного вопроса, но церковь отказалась признать как первое, так и второе. Она поддержала и защитила тайну о Триединстве, утверждая, что Бог в одном смысле один, а в другом смысле включает в Себя три Личности. Она утверждала, что Бог является и одним Богом, и тремя Личностями, имея одну сущность и три Личности. Церковные символы веры защищают эту тайну. Они не объясняют ее. Непостижимость Бога означает, что учение о вере включает святые тайны, которые превосходят человеческий разум и противоречат плотской мудрости (обратите внимание, например, на главу 3 "О Божием постановлении" и главу 8 "О Христе-посреднике"). Подобные тайны должны приниматься со смирением и благоговением; они должны приниматься умом, которому необходимо в данном случае отказаться от надменной и глупой позиции рационализма, согласно которой человек должен или может постичь Бога (Псалом 130). Рационализм наших дней опасен для исторического учения о Троице сомнением, которое широко распространилось среди учителей, занимающих евангельскую позицию относительно учения о вечном происхождении Сына и вечном происхождении Духа Святого. Это сомнение, вероятно, вызывается кажущимся противоречием между утверждениями, что Сын является Богом, имеющим жизнь в Самом Себе, и вместе с тем является извечно рожденным (рожденным от вечности). Баптистское вероисповедание в полном согласии и соответствии с Вестминстерским вероисповеданием, Савойской декларацией и всеми историческими церковными символами веры предостерегает нас от потворства подобным сомнениям и снисхождения к ним. Часто думают, что учение о вечном происхождении включает субординационизм (учение о субординации, или подчинении). Надо различать три вида подчинения. Во-первых, существует субординация в форме действия. Она имеет отношение к подчинению Богочеловека Отцу в деле искупления. Это может быть названо прикладной субординацией. Во-вторых, есть субординация в форме существования. Она касается порядка и взаимосвязи происхождения среди Личностей (или ипостасей) Самой Троицы: Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Них обоих. Это может быть названо субординацией ипостасей. В-третьих, есть субординация посуществу. Она имеет отношение к тому представлению, что Божественность Сына и Духа Святого является ограниченной формой Божественности Отца, что может быть названо субординацией сущностей. Это как раз то, что в историческом плане и в строгом значении слова известно как учение о субординации (субординационизм). Учение церкви и ее символов веры состоит в том, что в вопросе Своей сущности Сын и Дух Святой равны по силе и славе Отцу, но что касается Их Личностей, то Они имеют вечное происхождение от Отца. Таким образом, что касается Их сущности, Они имеют жизнь в Самих Себе, тогда как в отношении Их Личностей Они имеют вечное происхождение от Отца. Как исторические доктрины церкви, названные две доктрины неправильно называются субординационизмом. Этот термин предназначается, если его правильно употреблять, для того учения, которое утверждает, что Сын и Дух Святой в вопросе Своей сущности являются Богом в меньшей степени, чем Отец, и по существу имеют Божественные свойства меньшей степени (в меньшей степени трансцендентны). Субординация ипостасей и прикладная субординация не являются поэтому субординационизмом. Итак, библейские доказательства в пользу вечного происхождения Сына могут быть представлены следующим образом. 1. Дело искупления связано с делом творения (Ин. 1:1-3; Евр. 1:2; 1 Кор. 8:6). Конечно, было бы очень странно, что как в деле творения, так и в деле искупления сохраняется тот же самый порядок, если бы эта прикладная субординация не отражала определенной субординации ипостасей в Самой Троице. 2. Библия ясно и определенно учит, что Сын рожден или, по крайней мере, происходит от Отца, что Он "единородный" (Ин. 1:14,18). Перевод ключевого слова, однако, вызывает споры и разногласия. Некоторые переводят его традиционно, как "единородный", а другие предпочитают словосочетание "единственный в своем роде". Эта проблема перевода связана с не выясненной до конца этимологией данного слова. Некоторые объясняют его происхождение от глагола со значением "рождать" или "порождать", а другие производят от глагола, который означает "становиться". И та, и другая возможная этимология заключает в себе мысль об извечном происхождении. 3. Ясное учение об этом содержит Книга притчей 8:22-31, если применять указанные стихи к Сыну Божию. В Новом Завете говорится о том же (Кол. 2:3; 1 Кор. 1:24, 30; Лк. 11:49). Обратите внимание также на Книгу пророка Михея 5:2. 4. Иногда спорят о том, что слово "Сын" никогда не употреблялось по отношению ко Христу до Его воплощения. Но если допустить такое толкование в качестве довода, тогда необъяснимо использования слова "Отец". Это слово определенно применяется к первому Лицу Троицы, показывает Его отношение ко второму Лицу до воплощения (Ин. 10:36; 16:28; 1 Ин. 4:14). Невозможно отделить слово "Отец" от мысли о Том, Кто является причиной, источником или Отцом. Отец является Отцом именно по отношению к Сыну (Ин. 5:18; Кол. 1:3; Еф. 1:3; 2 Кор. 1:3; 1 Кор. 8:6). 5. Довод, что слово "Сын" никогда не употреблялось в отношении Христа до Его воплощения, не является убедительным (Ин. 3:16; Гал. 4:4; 1 Ин. 4:14). 6. Довод, что слово "Сын" не означает ничего, кроме равенства, просто неубедителен. Мы, конечно, не отрицаем, что он указывает на равенство. Однако говорить, что он означает только это, значит не считаться со всем тем, что мы знаем не только о слове "отец", но также и о слове "сын". 7. Дополнительное доказательство учения об извечном происхождении Сына мы получаем из того, что может быть названо доктриной вечного Слова. Другое ясное обозначение, или название, Сына до Его воплощения - Слово. Несомненно, это название подразумевает отношение субординации (подчинения) междуЛичностью, называемой Богом, и Личностью, Которая называется Словом в Евангелии от Иоанна 1:1. Что касается Их сущности, то Они оба являются Богом, имея неограниченную Божественность. "Слово было Бог". Что касается Их Личностей, то одна называется "Бог", а другая называется "Слово Бога". 8. Без учения об извечном происхождении, вечном исхождении и без учения о субординации ипостасей невозможно определить различия между разными Личностями Троицы. Эти различия в таком случае стираются. Даже терминология, такая как Первое, Второе или Третье Лицо Троицы, становится незаконной или неправильной. Мы остаемся тогда с тремя Личностями, не имеющими индивидуальных черт, не отличающимися друг от друга. Их просто невозможно различить. Такой вывод характерен для скудости человеческой философии, а не для обладающего богатством библейского откровения. 9. И, наконец, подавление реального, подлинного отцовства и реального, подлинного сыновства уменьшает славу любви, проявленной в искуплении. Разве не уменьшается слава Отца, отдавшего Своего Сына для нашего искупления, если мы ограничиваем понятие сыновства в этом случае до простого равенства? Результатом тогда будет то, что одна нейтральная Божественная Личность отдает другую Божественную Личность, также не имеющую индивидуальных черт. В таком случае, где же слава Отцовской жертвы? Где тогда слава Сыновнего послушания? Стремление подвергать сомнению извечное происхождение и вечное исхождение уменьшает славу Евангелия. О Божием постановлении 1. Бог от вечности постановил в Самом Себе, согласно премудрому и святому совету Своей собственной воли, свободно и неизменно все1, что когда-либо произойдет2. Однако Бог в связи с этим не является автором (инициатором греха) и не имеет общения с теми, кто находится во грехе3. Воля творения не подвергается насилию, и свобода, или возможность вторичных причин, не отнимается и не отрицается, а напротив, учреждается4. В управлении всем проявляется мудрость Бога; также Его власть и постоянство проявляются в выполнении Им Своего постановления5. 1. Прит. 19:21; Ис. 14:24-27; 46:10-11; Пс. 113:11; 134:6; Рим. 9:19. 2. Дан. 4:31-32; Рим. 8:28; 11:36; Еф. 1:11. 3. Быт. 18:25; Иак. 1:13; 1 Ин. 1:5. 4. Быт. 50:20; 2 Цар. 24:1; Ис. 10:5-7; Мтф. 17:12; Ин. 19:11; Деян. 2:23; 4:27-28. 5. Числ. 23:19; Еф. 1:3-5. 2. Хотя Бог знает все, что может произойти при тех или иных предполагаемых условиях1, однако Он ничего не предрешил по той причине, что предвидел это как будущее или как то, что должно случиться при подобных обстоятельствах2. 1. 1 Цар. 23:11-12; Мтф. 11:21,23; Деян. 15:18. 2. Ис. 40:13-14; Рим. 9:11-18; 11:34; 1 Кор. 2:16. 3. Согласно Божьему постановлению, для проявления Его славы некоторые люди и ангелы предопределены, или предназначены, для вечной жизни через Иисуса Христа, для восхваления Его славной благодати1; другие же оставлены на то, чтобы жить в своем грехе, ведущем к справедливому осуждению и к похвале Его славной справедливости и правосудия2. 1. Мтф. 25:34; 1 Тим. 5:21. 2. Ин. 12:37-40; Рим. 9:6-24; 1 Пет. 2:7б-10; Иуд. 4. 4. Эти ангелы и люди, которые таким образом предопределены и предназначены, особым и неизменным образом отмечены; и их число настолько определенно и точно, что оно не может быть ни увеличено, ни уменьшено1. 1. Мтф. 22:1-14; Ин. 13:18; Рим. 11:5-6; 1 Кор. 7:20-22; 2 Тим. 2:19. 5. Людей, предопределенных для вечной жизни, Бог избрал во Христе для вечной славы прежде основания мира в соответствии со Своим вечным и неизменным намерением, тайным советом и благоволением воли Своей, вследствие Своей добровольной, неограниченной благодати и любви1, не рассматривая каких-либо качеств самого творения (человека) в качестве условия или причины, побуждающей Его к этому избранию2. 1. Рим. 8:30; Еф. 1:4-6,9; 2 Тим. 1:9. 2. Рим. 9:11-16; 11:5-6. 6. Как Бог предназначил избранных к славе, так Он, посредством вечного и совершенно свободного определения Своей воли, предопределил и все средства для достижения этого1. Поэтому избранные, будучи падшими в Адаме, искуплены Христом2, действенно призваны к вере во Христа Его Духом, совершающим Свою работу в надлежащее время, оправданы, усыновлены, освящены3 и сохранены Его силой через веру ко спасению4. Никто другой не является искупленным Христом или действенно призванным, оправданным, усыновленным, освященным и спасенным, кроме избранных5. 1. Еф. 1:4; 2:10; 2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:1-2. 2. 1 Фес. 5:9-10; Тит. 2:14. 3. Рим. 8:30; Еф. 1:5; 2 Фес. 2:13. 4. 1 Пет. 1:5. 5. Ин. 6:64-65; 8:47; 10:26; 17:9; Рим. 8:28; 1 Ин. 2:19. 7. Трактовать доктрину предопределения, являющуюся высшей тайной, следует с особым благоразумием и осторожностью1, чтобы люди, внимающие воле Божией, явленной в Его Слове, и проявляющие к нему послушание, могли, исходя из несомненного факта их действенного призвания, быть уверены в своем вечном избрании2, чтобы эта доктрина приносила хвалу Богу, звала к Его почитанию и восхищению Им3, а также способствовала бы смирению4, прилежанию5 и обильному утешению6 всех тех, кто искренне повинуется Евангелию. 1. Втор. 29:29; Рим. 9:20; 11:33. 2. 1 Фес. 1:4-5; 2 Пет. 1:10. 3. Еф. 1:6; Рим. 11:33. 4. Рим. 11:5, 6, 20; Кол. 3:12. 5. 2 Пет. 1:10. 6. Лк. 10:20. План главы Параграфы 1-2 I. Общее постановление обо всех событиях 1 А. Его вселенский масштаб 1. Ясно и просто сформулировано 2. Тщательно оберегается от сомнений в святости Божией, от заблуждения фатализма 3. Практически рассматривается 2 Б. Его безусловность (независимость от каких-либо условий) 3-7 II. Особое постановление о предопределении (избрании) к жизни 3-4 А. Его главные, характерные черты 3 1. Его избирательность 4 2. Его неизменная определенность 5-6 Б. Его позитивное действие: избрание тех, которые предопределены 5 1. Благое основание избрания 6 2. Действенное совершение избрания, его средства: их Божественное назначение их точная идентичность их исключительные цели 7 В. Благоразумное отношение к избранию Комментарии Обратите внимание на то, что развитие мысли в этой главе идет от общего к частному. Сначала рассматривается общее постановление обо всех событиях, а затем его особая часть, которая является центральной, - предопределение к жизни. Избрание ко спасению тех или иных людей происходит в соответствии с постановлением о предопределении. Заметьте, что предопределение, о котором здесь говорит Вероисповедание, является той частью Божьего постановления, которая касается судеб людей и ангелов. Из структуры данной главы следует, что контекст, фон и изложение доктрины избрания являются Божиим всеобъемлющим постановлением о всем том, "что когда-либо произойдет". Когда трактуется доктрина избрания, то этим обстоятельством нельзя пренебрегать. Нижеизложенное толкование не будет излагаться нами как последовательный комментарий Вероисповедания в соответствии с вышеизложенным планом главы. Считаем, что лучше дать объяснение его основных, центральных утверждений. Одна из причин этого в том, что некоторые вопросы главы, особенно параграф 6, будут тщательно разъясняться в других главах. Обычное, двойное деление Вероисповедания будет, однако, соблюдаться. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы