Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I. Постановление обо всех событиях (параграфы 1-2)
А. Библейское доказательство доктрины Вероисповедания о постановлении 1. Ничто не может расстроить Божьего постановления Бог имеет постановляющую (декретную) волю (иногда также называемую Его тайной или верховной волей), которой невозможно противостоять и которая всегда выполняет все, что запланировано (Прит. 19:21; Ис. 14:24-27; 46:10-11; Пс. 113:11; 134:6; Рим. 9:19). 2. Ничто не ускользнет от Божьего постановления Все, что происходит, содержится в Божьем постановлении. Есть два доказательства этого утверждения. Во-первых, Библия везде говорит, что Божие постановление охватывает всю вселенную (Дан. 4:31-32; Рим. 8:28; 11:36; Еф. 1:11). Во-вторых, Библия говорит точно и определенно, что все разнообразие событий включено в Божие постановление. 1. Хорошие и плохие события (Ис. 45:7; Ам. 3:6; Иов. 1:21; Иер. 15:2). 2. Греховные деяния (Быт. 50:20; 2 Цар. 16:10-11; 24:1; сравните с 1 Пар. 21:1; Иов. 1:11-12,21; Лк. 22:22; Деян. 2:23; 4:27-28). 3. Свободные поступки людей (Прит. 16:1, 9; 21:1; Рим. 8:28, 35-39). 4. "Случайные" происшествия (3 Цар. 22:28-34; Иов. 5:6; 36:32; Прит. 16:33; Иона 1:7). 5. Обстоятельства и детали нашей жизни (Иов. 14:5; Пс. 138:16; Мтф. 10:29-30; Иак. 4:15). 6. Истории народов (4 Цар. 5:1; Пс. 74:2-8; Прит. 21:31; Дан. 2:21). 7. Окончательная погибель нечестивых (1 Цар. 2:25; Прит. 16:4; Рим. 9:17; 1 Пет. 2:8; Иуд. 4). 3. Ничто и никто не обусловливает Божьего постановления (кроме, конечно, Самого Бога). Это доказывается на основании следующего. Происхождение мира Никого не было там, ничего не существовало, когда Бог принимал Свое постановление. Следовательно, Бог ничего не принимал во внимание, кроме Своей собственной воли, когда определял все, чему надлежит быть. Утверждение Писания Писание утверждает, что никто не был советником Богу, когда Он принимал Свое постановление (Ис. 40:13-14; Рим. 11:34; 1 Кор. 2:16). Вывод, следующий из вселенского масштаба Божьего постановления Мы уже доказали, что Божие постановление охватывает абсолютно всю вселенную, т. е. является всеобъемлющим. Его постановление определяет все; но если оно определяет все, тогда оно не определяется ничем из того, что оно определяет. Б. Недавний спор об учении о постановлении1, которое содержится в Вероисповедании В 1924 году Синод христианской реформатской церкви сформулировал три положения об общей благодати2. Это послужило причиной выхода из нее Германа Хоуксема и тех, которые образовали вместе с ним протестантскую реформатскую церковь. Разногласия на этом не кончились, они, в свою очередь, вызвали дискуссию на тему верховной власти (суверенности) Бога. Комелиус ван Тил согласился с тремя сформулированными положениями, хотя и считал, что решение Синода было односторонним. Синод разбирался с фаталистской интерпретацией Божьего постановления, которой придерживался Хоуксема, но не обратился к мнению других членов христианской реформатской церкви. А они, в свою очередь, ограничивали Божие постановление и, таким образом, впадали в заблуждения другого рода. Фатализм и ползучий арминианизм, по мнению ван Тила, влекли за собой конец библейским понятиям и истинному христианству. Более того, как фатализм, так и арминианизм ушли в сторону от учения реформаторских вероисповеданий. Вероисповедание утверждает как абсолютную верховную власть (суверенность) Бога, так и реальность человеческой свободы. Если отрицать или приуменьшать то или другое, тогда истина и кальвинистское христианство завянут и умрут. Таким образом, существуют две рационалистические крайности, которые убивают библейский кальвинизм везде, где они возникают. 1. Приуменьшение или отрицание реальности человеческой свободы в интересах защиты верховной власти (суверенности) Бога ведет к жесткому, суровому гиперкальвинизму и, так сказать, "замораживает" воду жизни. 2. Приуменьшение верховной власти (суверенности) Бога в интересах защиты человеческой свободы приводит к арминианизму и к "испарению" воды жизни. Существование названных рационалистических крайностей поддерживается широко распространенным взглядом. Суть его в том, что Божественная верховная власть и человеческая свобода несовместимы и являются взаимно исключающими друг друга принципами. Эту ошибку хорошо изложил Рашдуни: "Бог и человек помещены в водонепроницаемые отсеки, так что Божия деятельность не может быть одновременной и одинаковой по длительности с деятельностью человека и быть в тоже самое время определяющей"3. Из сказанного видно, что сторонники одной из крайностей отрицают реальное существование человеческой свободы. Хоуксема, например, замечает: "Я всегда говорю, возлюбленные: дайте мне Бога, если я должен сделать выбор. Если мне надлежит сделать выбор - потерять Бога или человека, то дайте мне Бога. Пусть я потеряю человека. Для меня это нормально: тут нет никакой опасности. Дайте мне Бога! Это является реформатской позицией и особенно позицией протестантской реформатской церкви!"4 В то же время представители другой крайности сходятся во мнении об ограниченной верховной власти Бога. Таким образом, они готовы потерять Бога. Джеймс Дейн и другие ограничивают постановление Бога. В противном случае, по их мнению, нельзя было бы сохранить подлинную человеческую свободу. Одна сторона выбирает Бога, другая же выбирает человека. Обе стороны выбирают, и это является их ошибкой! Комелиус ван Тил, однако, используя реформаторские вероисповедания, учит, что свобода Бога и свобода человека не противоречат друг другу. Ни то, ни другое не должно быть ограничено, чтобы сохранить место для другого. Человеческая свобода - это не Божия свобода. Человеческая свобода не отрицает Божественной свободы, а сосуществует вместе с ней. Тот же самый результат, как сказал Тил, а до него об этом говорили реформаторские вероисповедания, может быть как следствием человеческой свободы, так и определением Божественной верховной власти. Это является, несомненно, выражением библейской истины по данному вопросу. Высказанные суждения, надеемся, помогут избежать рационалистических альтернатив гиперкальвинизма и арминианизма и подчинить наш разум ясному учению Слова Божия. В. Несколько серьезных вопросов, касающихся доктрины Вероисповедания о постановлении 1. Постановление о греховных деяниях Самое распространенное возражение, которое вызывается учением Вероисповедания о Божием постановлении, заключается в следующем. Делает ли оно Бога автором (инициатором) греха? Если нет, тогда на какомосновании Вероисповедание утверждает, что хотя Бог предопределяет все, однако при этом Он не является автором греха? Даже когда Вероисповедание учит, что Бог принимает постановление о грехе, оно, однако, отрицает, что Бог является инициатором греха. Это отрицание должно быть оправдано на основании "свободы, или возможности вторичных причин", упомянутой в параграфе 1. Бог не является автором греха, потому что Он Сам не совершает его и не является непосредственно его причиной. За это ответственны другие личности - те, которые совершают грех. Это поясняется на примере того случая, когда Бог постановляет, что Давид должен сделать исчисление Израиля, совершая этим грех (2 Цар. 24:1; 1 Пар. 21:1). Из Первой книги Паралипоменон (21:1) видно, что это постановление было осуществлено не Духом Святым, но сатаной, который возбудил Давида. Разобраться в данном вопросе поможет и мысль, содержащаяся в стихах, говорящих о Божьем постановлении в отношении греховных деяний (Быт. 50:20; 2 Цар. 24:1; Деян. 2:23). Стихи из названных книг свидетельствуют, что Бог принимал постановление о грехе с самыми чистыми намерениями. Из приведенных стихов Первой книги Моисеевой "Бытие" и книги "Деяния святых Апостолов" видно, что мотив Бога - по милости Своей привести человека к искуплению. 2. Свобода вторичных причин Совершенно очевидно, что определение свободы, которое используется Вероисповеданием, отличается от того представления о свободе, которого придерживаются многие. В соответствии с Вероисповеданием свобода не отрицается тем обстоятельством, что она полностью подчинена Божественному постановлению. Вильямсон дает библейское определение "свободы вторичных причин", которое согласуется с тем, как ее трактует Вероисповедание: "Свобода может быть определена как "отсутствие внешнего принуждения". Если человек не принуждаем никакой силой, находящейся вне его, делать что-либо, противоречащее тому, что "он хочет делать", тогда мы, собственно, можем сказать, что он "свободен". Чудо Божьего предопределения состоит в том, что Бог оставляет людей свободными в этом смысле, дажекогда Он предопределяет все, что каждый человек будет когда-либо делать"5. Высказанные мысли предполагают отрицательный ответ на такие вопросы, как, например: "Является ли свобода способностью делать добро или зло в любое время? Является ли свобода способностью действовать в совершенно непредсказуемой манере? Тот факт, что я должен делать что-либо, означает ли, что я могу это сделать?" 3. Концепция дозволяющей воли Концепция дозволяющего постановления, или дозволяющей воли, часто употребляется в связи с обсуждением Божественного постановления. Обоснована ли эта концепция? Говорит ли Библия о Божественной дозволяющей воле? Позволяет ли Бог происходить определенным событиям? Допустил ли Он, чтобы Иосиф был продан или чтобы Христос умер? Как говорится выше, совершенно верно то, что Бог активно не вовлечен в совершение человеческого греха таким же образом, как Он вовлечен в осуществление праведности и спасения. В этом смысле мы можем говорить о Божественном допущении определенных действий. Но, с другой стороны, мы не можем говорить о простом попустительстве или же о принужденном, данном против воли разрешении, если мы говорим о Боге. Бог допускает в истории только то, что Он уже постановил до того, как история началась. Как уже было доказано выше, ничто не обусловливает Божьего постановления. Концепция дозволения, однако, предполагает какую-то иную параллельную волю. Поскольку никакой такой воли не существовало, когда Бог издавал постановление в отношении всего, что должно было произойти, то просто бессмысленно и нелепо говорить о дозволяющем постановлении. Божие постановление не является дозволяющим по своему определению, так как оно не зависит ни от каких условий. 4. Суть Божественного предвидения (предузнания) Вполне уместно рассмотреть вопрос: "Может ли Бог предвидеть, что что-либо произойдет, прежде чем Он примет постановление, что это должно произойти?" Прямой и откровенный ответ будет: "Нет!" Предвидеть, или предузнать, можно только то, что определенно должно произойти. Предвидеть что-то - значит быть уверенным, что это произойдет. Поскольку именно Божие постановление определяет все, что должно случиться, то нельзя предвидеть определенно, что оно произойдет, пока Бог не примет постановление, что это должно произойти. Представление о том, что можно избежать проблем, связанных с Божественным постановлением, прибегнув к помощи Божественного предвидения (предузнания), беспочвенно. Предвидение предполагает, что какое-то будущее событие определенно должно произойти. Остается вопрос: "Что же заставляет то событие произойти?" Единственно возможным ответом будет: "Божие постановление". В Библии пророчества и предсказания будущих событий не рассматриваются как основанные просто на Божественном предвидении, но как основанные на Божественном постановлении (Ис. 46:10; Деян. 3:18; 4:27-28; 15:15-18). Пророчество в Писании поэтому рассматривается не как предвидение Бога, а как Его постановление (Мтф. 26:54; Лк. 22:37; Ин. 13:18; 19:24, 34-36; Деян. 1:16; 2:24-31; 13:34-35). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы