Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. Важные особенности завета благодати



Параграф 3 Баптистского вероисповедания представляет собой замечательное утверждение. Вестминстерское вероисповедание делает акцент на органической целостности завета благодати. В процессе откровения онопризнает лишь изменение внешних обрядов и таинств. Баптистское вероисповедание не ограничивает развитие завета благодати только простыми изменениями в обрядах и таинствах. Более того, оно не рассматривает Ветхий Завет и Новый Завет как разные точки зрения на завет благодати, а скорее показывает постепенное откровение, которое начинается с Адама и продолжается далее до его "полного раскрытия" в Новом Завете. Вестминстерское вероисповедание имеет тенденцию к приуменьшению разнообразия действий Бога в Его заветах и не отражает прогресса в характеристиках общества людей, с которыми заключен завет. Баптистское вероисповедание, вместе с использованием его идеи о постепенном откровении, обеспечивает равновесие между единством и разнообразием и дает более широкую перспективу действий Бога в Его заветах.

Два заключительных исследования

А. Значение завета в Библии

Слово "завет" - одно из самых важных слов в Библии. Об этом свидетельствует его частое употребление в Писании. Еврейское слово "бериф" используется 275 раз. Греческое слово "диатеке" (diaqhkh) употребляется 33 раза. Божественные заветы являются основой в истории искупления, влияют на структуру самой Библии. (Термин "завет" в Ветхом Завете и Новом Завете - это перевод слова "договор", используемого в языках, на которых была первоначально написана Библия.) Путь к нашему спасению облечен в форму завета (Лк. 1:72; Иер. 31:33-34). Брак, представляющий собой основное установление в человеческой жизни, тоже является заветом (Прит. 2:17; Мал. 2:14). Поэтому очень важно знать, что такое завет, как он понимается в Библии.

Слово "завет" обычно определяется как договор, контракт или официальное юридическое соглашение между двумя сторонами. Контракт, как правило, является результатом сделки или взаимных переговоров. Какой-то профсоюз, например, ведет переговоры с компанией, чтобы прийти к соглашению, т. е. заключить договор (завет). Понимание данного слова в таком значении во многом повлияло на богословское мышление. Многие из ранних богословов, использовавших учение озавете, использовали его именно в таком значении4. Однако такое толкование слова "завет" ведет нередко к искажению значения этого слова в Библии. Здесь Божественный завет никогда не является договором, который стал результатом сделки или взаимных переговоров. Это всегда одностороннее действие. Хотя представление завета в виде контракта не является совершенно неправильным, однако речь не может идти ни о каких дискуссиях или переговорах. Приведем несколько доказательств в пользу сказанного.

1. Первый Божественный завет, который упоминается в Библии, завет с Ноем (Быт. 6:18; 9:8-17), несомненно, является односторонним. Одним из обстоятельств, указывающих на это, является повторение слов: "Я поставлю", - которые выражают суверенные и добровольные действия Бога. Они указывают на то, что данный завет заключен со всеми формами жизни на земле: как с человеком, так и с животными. И, наконец, они указывают на тот факт, что не существует никаких установленных условий завета.

2. Иеремия 33:20, 25 использует термин "завет" для обозначения установленных законов мироздания.

3. Слово "завет" также используется как синоним слов "устав", "закон" и "постановление" (Лев. 26:15; Иис. Н. 7:11; 24:25; Суд. 2:20; 3 Цар. 11:11; 4 Цар. 17:15; 1 Пар. 16:15-17).

4. В греческом языке было слово, которое специально обозначало контракт между двумя сторонами ("сунтеке"), но для того, чтобы выразить идею завета, в Новом Завете употребляется не "сунтеке", а "диатеке" (которое часто использовалось для обозначения последней воли, завещания или распоряжения о продаже имущества; Евр. 9:16-17).

5. Моисеев завет кажется тесно связанным по своей форме с договорами, которые заключались в тот период (1200-1400 годы до Р.Х.) на Ближнем Востоке царем-победителем с побежденными народами. Эти так называемые сюзеренные договоры, или заветы, имели отчетливый характер одностороннего соглашения, а не контракта, который был заключен в ходе переговоров.

6. Даже заветы между людьми в Библии не являются договорами, или контрактами, но имеют односторонний характер (1 Цар. 18:3; 20:8). Другими словами, они являются скорее обязательствами, нежели договорами.

Значение слова "завет" в Библии говорит нам о том, что искупление берет свое начало в суверенной деятельности Бога. Работа Бога по искуплению имеет односторонний характер. Она не является следствием человеческой просьбы или мольбы. Она является результатом свободной, добровольной и независимой деятельности Бога. И если спасение совершается в соответствии с заветом, то это означает, что мы спасены благодаря подчинению Богу и согласию со спасительными суверенными мерами и планом Бога. Бог не будет торговаться, заключать сделку или спорить с человеком. Он Сам заключает Свой завет с людьми.

Теперь, установив тот факт, что слово "завет" не обозначает в Библии взаимной договоренности, нам надо найти его более точное определение. Наилучшим кратким определением завета является следующее: "Завет - это обещание, обязательство, которое заверено клятвой". Есть два основных элемента в данном определении.

1. Завет - это обещание (Быт. 9:11; 15:18; 17:3-8; Втор. 7:9; 3 Цар. 8:23; 2 Пар. 6:14; Неем. 1:5; 9:32; Пс. 88:29; 105:45; 110:9; Еф. 2:12).

2. Завет - это больше, чем просто обещание. Это обещание, заверенное клятвой (Быт. 21:22-32; 26:28-31; 31:44-54; Втор. 4:31; 7:12; 8:18; 29:12-14; Иис. Н. 9:15; 1 Пар. 16:15-17; Пс. 88:4; 104:8-9; Иез. 16:8,59; 17:13-19; Ос. 10:4). Именно клятва превращает обещание в завет. Гарантированное, официально заверенное, публично засвидетельствованное обещание является заветом. Поэтому мы читаем о заветах, что они сопровождаются клятвами, свидетельствами, дарами, жертвами и знаками завета. Все это для того, чтобы подтвердить публичный, юридический, гарантированный, официальный, заверенный, законно засвидетельствованный характер обещания завета. Возможно, что наиболее убедительной иллюстрацией этого является книга Бытие 15:9-17. Самым лучшим объяснением данного отрывка является то, что он говорит о клятве Бога, которая содержит в себе проклятие за ее неисполнение.

Мы не можем не отметить удивительности и великолепия того факта, что Бог заключает заветы. Он не нуждается в том, чтобы заключать заветы или давать нам клятвы. Его обещаниям не нужны подтверждения, однако Бог снисходит до того, чтобы произнести клятву, которая бы служила подтверждением Его обещаний. Факт того, что Он поступает так, показывает нам, что Бог прилагает все усилия, чтобы заверить и убедить Своих людей в абсолютной непреложности Его обетований, Его верности, а также в том, что они совершенно безопасны в Его любви и благодати. Некоторым людям нравится, чтобы вы постоянно терялись в догадках. Бог не таков. Он хочет, чтобы мы полностью были уверены в надежности и безопасности наших взаимоотношений с Ним (2 Цар. 23:5; Евр. 6:13-20).

В наших рассуждениях до сих пор внимание акцентировалось на суверенной и односторонней деятельности Бога в Его заветах. Но Божии заветы часто требуют отклика от тех, с кем они заключаются5. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим шесть истин, касающихся отклика, которого требуют отношения Бога с людьми, отношения, которые представлены в форме завета.

1. Божественные заветы ставят духовные благословения в зависимость от отклика, который необходим в ответ на заветы. Необходимость отклика убедительно аргументируется в завете с Авраамом (Быт. 17:1,9,14). Моисеев завет настолько сильно настаивает на отклике, что некоторые назвали этот завет заветом дел и противопоставили его другим заветам. Мы должны помнить, однако, что Моисеев завет не является уникальным в своем требовании послушания. Отклик, требуемый этим заветом, впринципе не отличается от отклика, который был необходим в завете с Авраамом. Джон Мюррей отмечает: "В начале мы должны помнить, что идея условного исполнения не принадлежит исключительно Моисееву завету. Мы столкнулись довольно остро с этим самым вопросом в связи с Авраамовым заветом... Что нужно сейчас подчеркнуть, так это то, что Моисеев завет в отношении условия послушания не принадлежит к другой категории по сравнению с Авраамовым заветом"6. В Моисеевом завете, однако, дается самое полное раскрытие того отклика, который требуют Божественные заветы. В нем эта необходимость подчеркивается особым образом (Исх. 19:5-6; 24:7-8). Даже Десять Заповедей называются заветом (Втор. 4:13; 9:9, 11, 15; 2 Пар. 6:11). Они кратко излагают те требования, которые предъявляются клятвенным обещанием Бога, данным Израилю, и являются условием получения благословений завета (Исх. 19:5-6; Лев. 26; Втор. 28). В завете с Давидом ударение опять ставится на суверенной благодати завета, но в нем, тем не менее, продолжают подчеркиваться его требования (2 Цар. 7:14; Пс. 88:31, 32). Новый Завет является вершиной откровения завета о Божественной благодати (Иер. 31:33, 34; 32:40; сравните Евр.10:19, 23 со стихами 16, 18). Даже здесь, на вершине благодати завета, отклик на его благодать необходим. Хотя сам отклик даруется благодатью, однако это еще более подчеркивает его необходимость.

2. Требуемый отклик не является условием заключения или установления Божественных заветов. Наше послушание - это не предпосылка к заключению завета, а ответная реакция на завет, который уже установлен. Может показаться, что этому противоречат Бытие 17:1-2 и Исход 19:5-6. Но Бытие 17:1 следует после Бытие 15, где говорится о заключении завета, и данное место Писания говорит о дальнейших требованиях завета, которым посвящена 17-я глава книги Бытие. Книга Исход 19:5-6 также повелевает Израилю соблюдать завет. Из этого вытекает, что отношения завета уже имеют место. Кроме того, результатом послушания является не установлениезавета, а скорее то, что благословения, обещанные в завете, становятся нашими на деле. Мюррей удачно подмечает: "Завет фактически заключается в его соблюдении"7. Не сам завет поставлен в зависимость от послушания Израиля, а благословения, которые он с собой несет, и пользование благами, которые он предполагает.

3. Этот требуемый отклик не дает оснований считать исполнение Божественных заветов сомнительным или неопределенным. Кто-то может подумать, что требуемый отклик делает исполнение и получение благословений завета довольно неопределенным, потому что исполнение и благословение зависят от человеческого послушания. Но это не так. Безоговорочная определенность и гарантия обетований Божьего завета очень хорошо представлены в завете с Давидом (2 Цар. 7:14-15; Пс. 88:31-37). Даже в Моисеевом завете нет никакого намека на то, что Божественное намерение может быть расстроено (Исх. 6:2-8; Втор. 30:1-10). Конечно, верно и то, что не все в том завете наслаждались его благословениями и пользовались его благами из-за своей непокорности. Однако Бог в конце концов осуществляет Свое намерение, заключая Новый Завет с домом Израиля и с домом Иуды (Иер. 31:31-34).

4. Требуемый отклик - это неизбежное следствие обетований Божьего завета. Он является неминуемым ответом на Божию благодать. Говоря о возвышенной духовности завета с Авраамом, в противоположность завету, заключенному с Ноем, Мюррей отмечает: "Духовность Авраамова завета по сравнению с Ноевым заветом состоит в том, что Авраамов завет касается религиозных взаимоотношений на самом высоком уровне; он касается единения и общения с Богом. Там, где есть религиозные взаимоотношения, есть взаимность, и там, где мы имеем религиозные взаимоотношения на самом высоком мыслимом уровне, там взаимность должна достигать самого высокого уровня духовности. Это просто говорит нам о том, что должен быть отклик со стороны того, кто пользуется благословениями, и отклик на самом высоком уровне религиозного посвящения. Соблюдение завета поэтому, отнюдь не будучи несовместимым с природой завета как института благодати... является необходимостью, возникающей из-за тесной связи и духовности религиозных отношений, которые имеют здесь место"8.

Требуется благодарность. Она фактически является частью благословения завета, великой привилегией которого является общение с Богом. Без веры, надежды, благодарности и послушания не может быть наслаждения благословениями завета. Это верно прежде всего потому, что важнейшим и самым основным благословением заветов является общение с Богом, которое в значительной мере заключается в них.

5. Требуемый отклик - это условие личного достижения благ завета. Сказанное верно в отношении заветов с Авраамом (Быт. 17:14), Моисеем (Исх. 19:5-6), Ноем (Быт. 6:18; Евр. 11:7) и также в отношении Нового Завета (Иер. 31:33-34; 32:40). Здесь, однако, нет и мысли об их каких бы то ни было заслугах. Завет в своем начале и своем завершении полностью основан на милости и снисхождении. Отклик - это просто необходимое условие или отношение, которое требуется для того, чтобы наслаждаться тем самым благословением, которое обещано в завете.

6. Требуемый отклик является уникальным элементом Нового Завета. В Ветхом Завете статус завета был дарован людям независимо от их духовных качеств и характеристик. Поэтому благословение завета могло быть потеряно и было потеряно (Деян. 3:25, сравните со стихом 23; Втор. 5:2-3, 27-29; Иер. 31:31-32). В Новом Завете дарование и последующее обладание статусом завета гарантируют дарование требуемого отклика (Иер. 31:33-34; 32:40; 2 Кор. 3:1-9). Павел не говорит во Втором послании к Коринфянам 3:1-9, что Ветхий Завет является заветом дел. Он говорит, что Ветхий Завет не давал жизни и праведности тем людям, с которыми он был заключен. Многие участники Ветхого Завета не достигли требуемого отклика и лишились обещанного благословения. Новый Завет дарует требуемый отклик всем тем, с кем он заключен. "Все они будут знать Меня", - вот его главный смысл. Ветхий Завет не гарантировал жизни. Новый же Завет гарантирует ее (2 Кор. 3:3).

Если мы не желаем сказать, что жизнь и праведность являются гарантированной и неотъемлемой принадлежностью всех детей верующих, тогда мы также не можем сказать, что Новый Завет заключен с верующими и с их физическим потомством. Это так потому, что единственной альтернативой было бы учение о том, что статус Нового Завета, которым человек однажды обладал, может быть утрачен. Но такое учение не только бы противоречило ясному и глубокому библейскому свидетельству; это был бы арминианизм. В конечном счете детокрещение несовместимо с самой идеей Нового Завета как суверенного института благодати, который гарантирует и обеспечивает требуемые им условия.

Б. Свободное предложение в Библии

"Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись" (Ин. 5:34). Данный стих выражает суть свободного предложения, которое заключается в Божьем желании (не делающем различий) спасти грешников. Слова "говорю это" относятся к свидетельству Иоанна Крестителя о мессианском звании Иисуса (Ин. 5:33, 35-36). Выражение "чтобы вы спаслись" точно определяет цель Иисуса, которую Он имел в виду, упоминая свидетельство Иоанна. Эта часть предложения начинается одним из самых важных греческих слов, выражающих намерение, цель. Подлинная цель Иисуса, которую Он имел, намекая на свидетельство Иоанна, не заключалась в защите Себя Самого, но заключалась в том, чтобы спасти Своих слушателей. Местоимение "вы" ясно указывает на тех, кто являлся объектом спасительного намерения Иисуса. Это местоимение в данном контексте прямо относится к "Иудеям" (сравните Ин. 5:18-19, 33 с 1:19-24). Повсюду в Евангелии это название относится к еврейским вождям (Ин. 5:10, 15, 16, 18, 33; 1:19-24; 9:22). Характер этих "Иудеев" совершенно ясен. Хотя они и были благословлены великим светом (Ин. 5:35), однако отвергли его (Ин. 5:38-47). Эти люди не были обычными, рядовыми грешниками, но убийцами, которые вызвали смерть Иисуса (Ин. 5:16, 18; 18:12, 14, 31, 36, 38; 19:7, 12, 38; 20:19). Уделом многих из них была смерть как результат гнева Божия (Ин. 8:21,24; Мтф. 12:24,31; 24:15-28; Лк. 21:20-24; 1 Фес. 2:14-16). Эти стихи фактически учат, что Иудеи, отвергнув истинного Мессию, примут ложных мессий (Ин. 5:43). Слово "говорю" (Ин. 5:34) подчеркивает тот факт, что говоривший эти слова был не кем иным, как вечным Словом Божиим (Ин. 1:1; 5:19, 43) и вечным Сыном Божиим (Ин. 1:18; 5:18-26). Указав на эту мысль, которая содержится в Евангелии от Иоанна, мы должны признать, что Иисус здесь открывает сердце Бога и волю Бога (Ин. 12:49-50; 14:10, 24; 17:8).

Данный текст свидетельствует о том, что Бог искренне и горячо желает спасения каждого человека, который слышит Благую Весть, и потому даром предлагает Христа, что подтверждается всем остальным Писанием. Библия учит, что благие дары, которые Бог дарует всем людям вообще, включая неизбранных, являются проявлением общей любви Бога и общей благодати по отношению к ним (Мтф. 5:43-48; Лк. 6:35; Деян. 14:17). Хотя они на самом деле служат усугублению вины тех, кто злоупотребляет ими, однако это не является единственной целью Бога в отношении неизбранных, когда Он дает эти дары. Писание учит, что Бог желает добра даже и тем, кто никогда не придет к познанию добра, которое Бог желает дать им (Втор. 5:29; 32:29; Пс. 80:14-17; Ис. 48:18). Писание также говорит, что Бог так возлюбил грешников, что в лице Своего Сына Он плачет о той гибели, которую они сами навлекают на себя (Мтф. 23:37; Лк. 13:34; 19:41-44). Бог настойчиво выражает Свое желание, заключающееся в том, что некоторые должны покаяться, но они не каются (Иез. 18:23, 32; 33:11; Рим. 10:11). Писание говорит об общем евангельском призыве, который звучит для слушателей Благой Вести без каких-либо различий, которому можно противостоять и которому часто противостоят (Прит. 1:24; 8:4; Ис. 50:2; 65:12; 66:4; Иер. 7:13-14; 35:17; Мтф. 22:14).

Это библейское свидетельство не ниспровергает учение Писания о безусловном избрании и неотразимой благодати (благодати, которой невозможно противостоять). Когда наши ограниченные умы созерцают славу непостижимого Бога, Который явлен в Писании, тогда мы часто неспособны понять целиком и полностью, как две истины, которые кажутся противоречащими друг другу, могут быть согласованы. Данное свидетельство должно, однако, избавить нас от всякого сомнения в том, что мы должны призывать людей, не делая никаких различий между ними, что мы должны призывать их страстно, настойчиво и убедительно принять Иисуса Христа, Который свободно, даром предложен в Евангелии.

О Христе-Посреднике

1. Богу угодно было1 в Его вечном намерении2 избрать и предопределить Господа Иисуса, Своего единородного Сына, быть в соответствии с заветом, заключенным между Ними3, посредником между Богом и человеком; Пророком, Священником и Царем; Главой и Спасителем церкви, наследником всего и судьей мира4; Которому Бог от вечности дал народ, чтобы он был Его семенем и был в свое время искуплен, призван, оправдан, освящен и прославлен5.

1. Ис. 42:1; Ин. 3:16.

2. 1 Петр. 1:19.

3. Пс. 109:4; Евр. 7:21-22.

4. 1 Тим. 2:5; Деян. 3:22; Евр. 5:5-6; Пс. 2:6; Лк. 1:33; Еф. 1:22-23; 5:23; Евр. 1:2; Деян. 17:31.

5. Рим. 8:30; Ин. 17:6; Ис. 53:10; Пс. 21:31; 1 Тим. 2:6; Ис. 55:4-5; 1 Кор. 1:30.

2. Сын Божий, второе Лицо в Святой Троице, будучи истинным и вечным Богом, сиянием славы Отца, имея одну сущность и будучи равным Тому, Кто сотворил мир, Который поддерживает все и управляет всем, что Он создал1, когда пришла полнота времени2, принял человеческую природу со всеми ее неотъемлемыми качествами3 и общими немощами4, не имея, однако, греха5. Он был зачат Духом Святым во чреве девы Марии, когда Дух Святой снизошел на нее и сила Всевышнего осенила ее; и Он был рожден, таким образом, от женщины из колена Иудина, от семени Авраамова и Давидова по Писанию6; так что две целостные, подлинные и отличные друг от друга ипостаси (природы) были неразделимо соединены вместе в одной Личности без какого-либо изменения, сложения или путаницы; эта Личность является истинным Богом7 и истинным человеком8, однако одним Христом, единственным посредником между Богом и человеком9.

1. Ин. 8:58; Иоил. 2:32 и Рим. 10:13; Пс. 101:26 и Евр. 1:10; 1 Пет. 2:3 и Пс. 33:9; Ис. 8:12-13 и 3:15; Ин. 1:1; 5:18; 20:28; Рим. 9:5; Тит. 2:13; Евр. 1:8-9; Фил. 2:5-6; 2 Пет. 1:1; 1 Ин. 5:20.

2. Гал. 4:4.

3. Евр. 10:5; Мр. 14:8; Мтф. 26:12,26; Лк. 7:44-46; Ин. 13:23; Мтф. 9:10-13; 11:19; Лук. 22:44; Евр. 2:10; 5:8; 1 Пет. 3:18; 4:1; Ин. 19:32-35; Мтф. 26:36-44; Иак. 2:26; Ин. 19:30; Лк. 23:46; Мтф. 26:39; 9:36; Мр. 3:5; 10:14; Ин. 11:35; Лк. 19:41-44; 10:21; Мтф. 4:1-11; Евр. 4:15 и Иак. 1:13; Лк. 5:16; 6:12; 9:18,28; 2:40,52; Евр. 5:8-9.

4. Мтф. 4:2; Мр.11:12; Мтф. 21:18; Ин. 4:7; 19:28; Ин. 4:6; Мтф. 8:24; Рим. 8:3; Евр. 5:8; 2:10,18; Гал. 4:4.

5. Ис. 53:9; Лк. 1:35; Ин. 8:46; 14:30; Рим. 8:3; 2 Кор. 5:21; Евр. 4:15; 7:26; 9:14; 1 Пет. 1:19; 2:22; 1 Ин. 3:5.

6. Рим. 1:3-4; 9:5.

7. Смотрите ссылку 1 выше в этом абзаце.

8. Деян. 2:22; 13:38; 17:31; 1 Кор. 15:21; 1 Тим. 2:5.

9. Рим. 1:3-4; Гал. 4:4-5; Фил. 2:5-11.

3. Господь Иисус в Своей человеческой ипостаси, соединенной с Божественной, в лице Сына был освящен и помазан Святым Духом без меры, имея в Себе все сокровища премудрости и знания. И Отцу было благоугодно, чтобы в Нем обитала вся полнота. При этом Отец имел цель, чтобы Сын, будучи святым, не причастным ко злу, непорочным и полным благодати и истины, мог быть совершенно подготовлен для исполнения служения посредника и поручителя1. Это служение Он не Сам возложил на Себя, но был призван к этому служению Своим Отцом, Который также отдал всю власть и суд в Его руки и дал Ему заповедь пользоваться этой властью и производить суд2.

1. Пс. 44:8; Кол. 1:19; 2:3; Евр. 7:26; Ин. 1:14; Деян. 10:38; Евр. 7:22.

2. Евр. 5:5; Ин. 5:22,27; Мтф. 28:18; Деян. 2:36.

4. Это служение Господь Иисус Христос принял с желанием и готовностью1, и, чтобы Он мог исполнять его, Он подчинился закону2 и в совершенстве исполнил его. Он подвергся наказанию, предназначенному для нас, которое мы сами должны были понести и претерпеть3. Он сделался грехом и проклятием за нас4, испытав самую ужасную скорбь в Своей душе и перенеся самые мучительные страдания в Своем теле5. Он был распят, умер и пребывал в состоянии смерти, однако не увидел тления6: на третий день Он воскрес из мертвых в том же самом теле, в котором страдал7, в котором Он также вознесся на небо8, где сидит одесную Своего Отца, ходатайствуя за нас9, и откуда Он вернется судить людей и ангелов в конце веков10.

1. Пс. 39:8-9 и Евр. 10:5-10; Ин. 10:18; Фил. 2:8.

2. Гал. 4:4.

3. Мтф. 3:15; 5:17.

4. Мтф. 26:37-38; Лк. 22:44; Мтф. 27:46.

5. Мтф. 26-27.

6. Фил. 2:8; Деян. 13:37.

7. Ин. 20:25, 27.

8. Деян. 1:9-11.

9. Рим. 8:34; Евр. 9:24.

10. Деян. 10:42; Рим. 14:9-10; Деян. 1:11; Мтф. 13:40-42; 2 Пет. 2:4; Иуд. 6.

5. Господь Иисус Своим совершенным послушанием и принесением Самого Себя в жертву1, которую Он посредством вечного Духа однажды принес Богу2, полностью удовлетворил Божию справедливость и Его правосудие3, обеспечил примирение4 и приобрел вечное наследие в Царствии Небесном5 для всех тех, кого Отец дал Ему6.

1. Рим. 5:19; Еф. 5:2.

2. Евр. 9:14, 16; 10:10, 14.

3. Рим. 3:25-26; Евр. 2:17; 1 Ин. 2:2; 4:10.

4. 2 Кор. 5:18-19; Кол. 1:20-23.

5. Евр. 9:15; Откр. 5:9-10.

6. Ин. 17:2.

6. Хотя цена искупления не была фактически оплачена Христом до Его воплощения, однако его сила, действенность и благословения передавались избранным во все века от начала мира1 в тех и посредством тех обетований, прообразов и жертв, в которых Он был явлен и предвещен быть семенем, которое должно поразить змея в голову2, и Агнцем, закланным от создания мира3, будучи вчера, сегодня и вовеки Тем же4.

1. Гал. 4:4-5; Рим. 4:1-9.

2. Быт. 3:15; 1 Пет. 1:10-11.

3. Откр. 13:8.

4. Евр. 13:8

7. Христос в деле посредничества действует согласно обеим Своим ипостасям, посредством каждой из них делая то, что присуще ей. Однако по причине единства личности то, что свойственно одной ипостаси, иногда приписывается в Писании личности, которая обозначена другой ипостасью1.

1. Деян. 20:28; Ин. 3:13.

8. Ко всем тем, для кого Христос приобрел вечное искупление, Он непременно и действенно применяет и дарует это искупление1, ходатайствуя за них2; соединяя их с Самим Собою посредством Своего Духа3, открывая им в Своем Слове и через Свое Слово тайну спасения4, убеждая их верить и повиноваться5, управляя их сердцами посредством Своего Слова и Духа6 и побеждая всех их врагов Своей всемогущей силой и мудростью7, достигая этого такими путями, которые более всего согласуются с Его чудесным и непостижимым промыслом8. Все это Он делает по благодати, которая является свободной иабсолютной без какого-либо условия, которое Он предвидел в них и которое могло бы побудить Его к этому9.

1. Ин. 6:37,39; 10:15-16; 17:9.

2. 1 Ин. 2:1-2; Рим. 8:34.

3. Рим. 8:1-2.

4. Ин. 15:13, 15; 17:6; Еф. 1:7-9.

5. 1 Ин. 5:20.

6. Ин. 14:16; Евр. 12:2; Рим. 8:9,14; 2 Кор. 4:13; Рим. 15:18-19; Ин. 17:17.

7. Пс. 109:1; 1 Кор. 15:25-26; Кол. 2:15.

8. Еф. 1:9-11.

9. 1 Ин. 3:8; Еф. 1:7-8.

9. Служение посредника между Богом и человеком присуще только Христу, Который является Пророком, Священником и Царем церкви Божией. Данное служение не может ни целиком, ни частично перейти от Него к кому-либо другому1.

1. 1 Тим. 2:5.

10. Количество функций Иисуса и последовательность их проявления (Пророк - Священник -Царь) являются необходимыми, потому что из-за нашего невежества мы нуждаемся в Его пророческом служении1; из-за нашего отчуждения от Бога и несовершенства даже самых лучших наших служений мы нуждаемся в Его священническом служении, чтобы примирить нас с Богом и представить нас Богу достойными2; из-за нашего нежелания и абсолютной неспособности возвратиться к Богу и для нашего избавления и защиты от наших духовных врагов мы нуждаемся в Его царственном служении, чтобы убеждать, подчинять, привлекать, поддерживать, избавлять и сохранять нас для Своего Небесного Царства3.

1. Ин. 1:18.

2. Кол. 1:20-22; Гал. 5:17; Евр. 10:19-21.

3. Ин. 16:8; Пс. 109:3; Лк. 1:74-75.

План главы

Параграфы

1 I. Посвящение Христа на служение посредника

А. Автор посвящения

Б. Время посвящения

В. Суть посвящения

Г. Характер посвящения

Д. Цель посвящения

2 II. Его воплощение для служения посредника

А. Предмет (тема) воплощения

Б. Время воплощения

В. Сущность воплощения

Г. Способ воплощения

Д. Результат воплощения

1. Его абсолютная Божественность

2. Его подлинная человечность

3. Его единая личность

3 III. Условия, необходимые для служения посредника

А. Помазание Духом Святым

Б. Назначение на это служение Богом Отцом

4-10 IV. Исполнение служения посредника

4 А. Его историческое описание

5 Б. Его основное действие

6 В. Его передача в древности

7 Г. Его непостижимая общность

8 Д. Его действенное применение

9 Е. Неотчуждаемое обладание им

10 Ж. Его необходимые функции

Комментарии

Данная глава в своих первых восьми параграфах почти идентична Вестминстерскому вероисповеданию. Последние два параграфа, отсутствующие в Вестминстерском вероисповедании, являются дополнением к Первому лондонскому вероисповеданию, которое было сделано авторами Вероисповедания 1689 года. Хотя славная и чудесная тема о Христе-Посреднике могла бы быть рассмотрена очень подробно, однако отведенное для этого место позволяет нам рассмотреть только три важных вопроса, которые поднимаются в данной главе.

I. Личность Христа

Учение о личности Христа неизменно привлекало внимание церкви на протяжении первых восьми столетий, что свидетельствует о его важности для христианской церкви. Главная причина этого в том, что личность Христа - одна из величайших тайн веры. Христианин не может дать простой ответ на вопрос: "Кто такой Иисус Христос?" Он должен сказать, что Он Бог; но это не все. Он должен также сказать, что Христос является человеком. Но он не должен сказать только о том, что Христос - это Бог и человек. Христианин обязан сказать, что Он Бог и человек в двух отличных друг от друга ипостасях и, однако же, Иисус является только одной личностью. В этом и заключается тайна1.

А. Его абсолютная Божественность

Есть много разных доказательств Божественности Христа, содержащихся в Библии. Можно ясно показать, что Новый Завет говорит о поклонении Христу как Богу; он говорит о Его Божественных титулах, Божественных делах и Божественных качествах. В Евангелии от Иоанна 8:58 Христу приписывается свойство вечного бытия. Стихи из Ветхого Завета, в которых используется Божественное название "Иегова" (которое говорит о Боге как о Господе завета, имеющем жизнь в Самом Себе, как о великом "Я есмь"), неоднократно употребляются по отношению ко Христу (сравните Иоил. 2:32 с Рим. 10:13; Пс. 101:26 с Евр. 1:10; 1 Пет. 2:3 с Пс. 33:9; Ис. 8:12-13 с 3:15). Но самым убедительным доказательством являются те стихи из Библии, которые просто и прямо называют Господа Иисуса Богом (Ин. 1:1; 5:18; 20:28; Рим. 9:5; Тит. 2:13; Евр. 1:8-9; Фил. 2:5-6; 2 Пет. 1:1; 1 Ин. 5:20).

Б. Его подлинная человечность

Семь доводов в пользу подлинной человечности Христа делают ясным ее библейское основание и характер.

1. Обещание человека

Предсказания и пророчества Ветхого Завета обещали, что Мессия Израилев будет человеком (Мих. 5:2; Ис. 7:14; 9:6-7; Быт. 3:15; 17:7; Ис. 52:13-53:12; Иер. 23:5-6).

2. Он называется человеком

Деяния 2:22; 17:31, 1 Коринфянам 15:21 и 1 Тимофею 2:5 ясно говорят о том, что Христос был человеком. Поскольку большинство этих текстов говорит о Христе в настоящем времени, описывая Его воскресшим, то этим они ясно показывают, что Он остается человеком после Своего воскресения и, таким образом, останется им навсегда.

3. Самосознание человека

Не только Его ученики и другие люди думали об Иисусе как о человеке и таким описывали Его, но и Иисус Сам думал и говорил о Себе как о человеке (Ин. 8:39-40). Он называл Себя "Сын Человеческий". Данное определение по отношению к Самому Себе употреблено Им около 80 раз. "Сын Человеческий, - сказал Он, - есть господин и субботы" (Мтф. 12:8). В другой раз Он сказал: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19:10).

4. Внешность человека

Евангелие от Иоанна 4:29; 7:46, 51; 9:11, 16, 24; 10:33; 11:47, 50; 18:14, 17, 29; 19:5 ясно показывает, что Иисус имел внешность человека. И не только внешность. Он был человеком во всех отношениях. Мы должны помнить, что если бы мы жили на земле вместе с Иисусом, то Он бы не выглядел иначе, чем вы и я.

5. Тело человека

Два самых ранних заблуждения, с которыми столкнулась Церковь, утверждали, что небесный дух Христа не мог стать плотью и только лишь казался человеком. Однако частые библейские утверждения о том, что Он обладал реальным телом, противоречат этому (Евр. 10:5; Мр. 14:8; Мтф. 26:12,26; Лк. 7:44-46; Ин. 13:23; Мтф. 9:10-11; 11:19; Лк. 22:44; Евр. 2:10; 5:7-8; 1 Пет. 3:18; 4:1; Ин. 19:32-35).

6. Душа человека

Страдания Иисуса непосредственно доказывают, что Он имел подлинную человеческую душу. Конечно, страдания в саду Гефсиманском были скорее духовными, чем физическими (Мтф. 26:36-44). Смерть Иисуса также ясно показывает, что Он обладал человеческой душой. Смерть определяется в Библии как отделение души от тела (Иак. 2:26). Смерть Иисуса наступила, когда Он испустил Свой дух (Ин. 19:30; Лк. 23:46). Эта истина также подтверждается тем фактом, что Иисус обладал человеческой волей (Мтф. 26:39).

Более того, Иисусу были присущи человеческие чувства и эмоции. Бог имеет чувства и эмоции, но мы часто думаем о чувствах как о чем-то, особо присущем человеку. Много раз Он испытывал чувство жалости и сострадания (Мтф. 9:36). Он испытывал гнев (Мр. 3:5; 10:14) и временами, будучи печален, тяжело вздыхал (Мр. 8:12), иногда тихо плакал (Ин.11:35), а иногда плакал громко (Лк. 19:41-44). Но Он знал также, что значит веселиться и радоваться в духе (Лк. 10:21). Следовательно, Иисус испытывал те чувства, которые Бог не может испытывать. Он испытывал страх и сильное желание увидеть в других сочувствие и сострадание к Себе (Мтф. 26:36-39).

Факт того, что Иисус был искушаем, также свидетельствует о том, что Он имел человеческую душу (Мтф. 4:1-11; Евр. 4:15). Поскольку Бог не может быть искушаем (Иак. 1:13) и только человеческая душа может быть искушаема, то это означает, что Иисус обладал человеческой душой. Кроме того, Иисус был подкрепляем в искушении силой Духа Святого, что являлось ответом на молитву (Лк. 10:21; Евр. 9:14; Мр. 1:35; Лк. 5:16; 6:12; 9:18, 28). Самым ярким проявлением того факта, что Иисус имел человеческую душу, является неоднократное упоминание о том, что Он прошел процесс духовного и морального развития (Лк. 2:40, 52; Евр. 5:8-9).

7. Ограниченность человека

Иисус испытал на Себе многие проявления человеческой ограниченности, которых Бог не испытывает и не может испытывать. Он чувствовал голод (Мтф. 4:2; Мр. 11:12; Мтф. 21:18), но Бог не бывает голодным (Пс. 49:12). Он хотел пить (Ин. 4:7; 19:28), хотя Бог никогда не испытывает жажды. Он уставал (Ин. 4:6), хотя Бог никогда не утомляется (Ис. 40:28). Он спал (Мтф. 8:24), но Бог никогда не спит (Пс. 120:4). Наконец, самым, пожалуй, удивительным является то, что было нечто такое, о чем Иисус не знал, как Он Сам это признает (Мр. 13:32).

В. Его единая личность

Здесь необходимо подчеркнуть следующее.

Во-первых, Христос является одной личностью. Это видно из того, что при обращении к Нему используются местоимения только единственного числа и никогда множественного. Даже в тех стихах, где говорится об обоих Его ипостасях (природах), ясно, что речь идет об одной личности (Рим. 1:3-4; Гал. 4:4-5; Фил. 2:5-11).

Во-вторых, эта личность является вечным Сыном Божиим (Ин. 1:14; Гал. 4:4; Ин. 5:18; Евр. 1:2,8; Ин. 10:29-37).

В-третьих, единая личность не приводит к путанице или смешению двух ипостасей Христа в одну составляющую. Вероисповедание говорит о двух целостных, подлинных и отличных друг от друга ипостасях, в которых нет "какого-либо изменения, сложения или путаницы". Любое смешение двух ипостасей Христа выразилось бы в образовании какой-то третьей, представляющей собой нечто среднее, или же привело бы к поглощению и умалению одной или другой из них. Стихи, приведенные выше и говорящие об абсолютной Божественности Христа и Его подлинной человечности, показывают, что воплощение не выразилось ни в уменьшении Божественности Христа, ни в поглощении Его человеческой ипостаси. Он оставался в одно и то же время "Богом, благословенным вовеки" (Рим. 9:5), и человеком, который не знал о дне и часе Своего возвращения во славе (Мр. 13:32).

Г. Его безгрешная чистота и целостность

В Вероисповедании есть слова "со всеми ее... общими немощами, не имея, однако, греха". Они подчеркивают, что человечность Христа была подвержена последствиям проклятия (Рим. 8:3; Евр. 5:8; 2:10,18; Гал. 4:4). Однако при этом делается важная оговорка, что Его человечность была и все время оставалась безгрешной (Ис. 53:9; Лк. 1:35; Ин. 8:46; 14:30; Рим. 8:3; 2 Кор. 5:21; Евр. 4:15; 7:26; 9:14; 1 Пет. 1:19; 2:22; 1 Ин. 3:5). Учение данных отрывков состоит в том, что Христос был абсолютно безгрешен в соответствии с совершенным образом святого закона Божия. Таким образом, в мыслях, словах, делах и в своей сути Он не был запятнан грехом.

Пытаясь разгадать тайну личности Христа, люди придумали много ложных учений. Досетизм отрицал, что Христос был реальным человеком. Арианизм отрицал, что Христос был на самом деле Богом. Аполлинарианизм отрицал, что Христос имел человеческую душу, утверждая, что Слово заняло место человеческой души. Несторианизм отрицал, что Христос являлся только одной личностью, уча, что поскольку Он обладал двумя ипостасями, то должен был представлять Собой две личности. Ютичианизм, называемый монофизической ересью, отрицал, что у Христа были две отличные друг от друга ипостаси, доказывая, что у Него была лишь одна природа, представлявшая собой смесь Божественности и человечности. Божественная истина стоит выше всех людских мудрствований. Попытки объяснить тайну личности Христа всегда приводили к ереси. Церковные символы веры, в которых ересь отвергалась, были своеобразной защитой, созданной церковью, чтобы предотвращать осквернение и профанацию этой святой тайны гордым человеческим разумом. Одним из самых веских доказательств Божественного происхождения христианства является то, что его доктрины превосходят человеческое разумение. Однако несмотря на то, что эти доктрины превосходят человеческое разумение, только данное учение о личности Христа может удовлетворить нужду человека. Только Тот, Кто является одновременно Богом и человеком, мог быть заместителем для людей и за несколько кратких часов на кресте мог утолить гнев и ярость бесконечного и безграничного Бога.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.131 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь