Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. Особое постановление о предопределении (избрании) к жизни (параграфы 3-7)



А. Библейские характеристики доктрины избрания

Избирательность избрания (параграф 3)

Хотя некоторые известные реформаторские богословы ставят эту истину под сомнение, однако имеется убедительное библейское доказательство учения об осуждении. Библейское учение об избрании как акт отбора предполагает и включает в себя акт отвержения (Рим. 9:11). Следующие аргументы могут быть приведены в защиту избирательного характера избрания. Одновременно они направлены против представления о том, что каждый является избранным во Христе.

1. Слова, используемые для описания избрания, содержат в себе идею отбора (Пс. 147:8-9; Ам. 3:2; Втор. 7:7-8).

2. Стихи из Библии, которые говорят об осуждении, заключают в себе идею отбора (Ин. 12:37-40; Иуд. 4).

3. Стихи из Библии, которые противопоставляют избранных и неизбранных, содержат в себе идею отбора (Рим. 9:6-24; 1 Пет. 2:8-10).

Его определенность - личное избрание (параграф 4)

В параграфе 4 говорится о неизменности и точности Божьего предопределения. Здесь возникает вопрос: "Избрал ли Бог только отдельные народы или группы людей?" Говорит ли девятая глава Послания к Римлянам только об избрании народов? Избрал ли Бог церковь просто как единое целое? Положительный ответ на подобные вопросы был бы нелогичным и противоречащим Писанию.

1. Он был бы нелогичным. Если Бог избрал только группы людей, а не конкретные личности, то каждый человек в такой группе может отпасть и погибнуть. Таким образом, вся группа людей, избранная Богом, может погибнуть. Другими словами, если спасение некоторых является несомненным и определенным, то как оно может быть в безопасности без избрания отдельных личностей?

2. Он противоречил бы Писанию (Ин. 13:18; Рим. 11:5-6; 1 Кор. 7:20-22; 2 Тим. 2:19). Обратите внимание на 1 Кор. 7:20-22, где указано, что призвание является выражением избрания (Рим. 8:30; 1 Кор. 1:26-31). Если призвание является индивидуальным, личным и определенным (конкретным), то таким же должно быть и избрание, историческим проявлением которого является призвание.

Его причина - безусловное избрание (параграф 5)

Часто возникает вопрос: "Не избрал ли Бог тех, которые, как Он предвидел, покаются, уверуют, будут восприимчивы к Слову, будут святыми и устоят до конца?" Следующие соображения требуют отрицательного ответа на этот вопрос.

1. Предвидение (предузнание) предполагает Божие постановление, как мы уже рассмотрели выше.

2. Предвидение (предузнание) означает предопределение. Нормативный словарь греческого языка Бауэра, Арндта и Джингрича утверждает, что слово "предвидение" означает "предопределение" именно в тех стихах, которые чаще всего используются в качестве доказательства того, что избрание совершается на основе качеств, которые предвиделись6. Данный словарь утверждает, что слово "предопределил" в Послании к Римлянам 8:29 и 9-11 означает "избрал заранее", а в 1 Петра 1:2 "избранным по предведению" означает "по предопределению". Очень важно заметить, что в этих стихах говорится о том, что предузнано не что-то об этих избранных, а они сами предузнаны. Следует помнить, что в Библии слова "знать", "познать" часто присовокупляют к своему основному значению и значение "любить". Поэтому предузнание в этих стихах содержит в себе идею особой любви, любви Бога к избранным.

3. Мысль о том, что Бог избирает нас потому, что в нас есть что-то хорошее, категорически отрицается Библией (Рим. 9:11-16; 11:5-6).

4. Противоположное же представление (что мы избраны потому, что в нас нет ничего доброго) особенно утверждается в Послании к Ефесянам (1:4-6, 9).

5. Вера, покаяние, стойкость, святость и восприимчивость - все то доброе, что Бог должен был предвидеть в нас, сами являются плодами избрания. Как плоды или результаты избрания, они не могут быть его предшествующими условиями.

Б. Трудные вопросы, связанные с доктриной избрания

Может ли кто-либо спастись, помимо избранных?

Ответом на этот вопрос в соответствии с параграфом 4 будет: "Нет". Причина этого не в том, что Бог активно препятствует их спасению, а в том, что только поблагодати, предопределенной для людей, включенных в Божий план избрания, человек может прийти к искреннему и ревностному исканию спасения. Другими словами, вне избирающей благодати и милости никто не захочет быть спасенным (см. главу 6 "О грехопадении человека, о грехе и наказании за него").

Каким образом проводится различие между теми, кого Бог предопределяет к жизни, и теми, кого Он оставляет на смерть?

В соответствии с параграфами 3 и 5 (смотрите объяснение, которое дано выше) различие между ними делается посредством Божьего избрания и благодати. Из-за первородного греха все люди одинаково подвержены Божьему гневу. Никакие качества не являются условием избрания их Богом и не делают их привлекательными для Божией благодати. Только Божий выбор делает различие между теми, кто будет спасен, и теми, кто будет находиться в первородном грехе, который приведет их к погибели. Различие между избранными и неизбранными делается посредством Божественной верховной власти (суверенности Бога), а не на основании Божественной справедливости.

Как мы можем знать, что являемся избранными?

Мы можем знать, что являемся избранными, видя плоды избрания в нашей жизни (обратите внимание на параграф 6). Если у нас есть вера во Христа, если мы переживаем процесс освящения и имеем стойкость в нашей христианской жизни, то это результат действия избирающей благодати. Только избранные люди обладают такими качествами. Если эти качества у нас есть, то мы можем быть уверены, что являемся избранными.

Следует ли повиноваться тайному совету и благоволению воли Его (параграф 5)?

Воля Божия в Писании может рассматриваться с двух точек зрения. Тайный совет и благоволение воли Его - это Божья постановляющая (декретная) воля. Нравственные, этические требования Бога, предъявляемые к нам, Его закон, могут быть названы Его предписывающей волей. Эти два аспекта Божественной воли четко и ясно отличаются друг от друга. Постановляющая(декретная) воля представляет собой то, что Бог решил относительно того, что Он будет делать. Предписывающая воля - это то, что Бог заповедал человеку исполнять. Библейское обоснование этого различия убедительно изложено в книге Второзаконие 29:29. Здесь читаем: "Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего". Это различие также проводится в книге Бытие 50:20. Там ясно говорится, что братья Иосифа исполнили постановляющую (декретную) волю Бога, продав Иосифа в Египет. Однако, сделав это, они согрешили и нарушили Божию предписывающую волю. Божия постановляющая (декретная) воля не является правилом нашего поведения. Хотя в некоторых ситуациях Божие провидение может иметь косвенное влияние на наши нравственные обязанности, однако оно никогда не является правилом нашего поведения. Фактически правильно будет сказать, что, с одной стороны, постановляющая (декретная) воля Бога не имеет никакого отношения к наставлению нас по поводу наших обязанностей перед Богом. С другой стороны, правилом нашего поведения является Божий закон, предписывающая воля Бога.

Крайне важно учитывать это различие, если мы хотим избежать многих причуд и странностей гиперкальвинизма. Например, часто отрицается, что вера во Христа является обязанностью всех людей, потому что Бог не избрал дать веру всем людям. Такое отрицание означает, что мы делаем Божие избирающее намерение, Его постановляющую (декретную) волю правилом нашего поведения. Это большая ошибка. Вера является обязанностью всех людей независимо от того, избранные они или неизбранные.

Правильно ли говорить о том, что избранные будут спасены независимо от того, что они делают? Зависят ли предопределенные события от действий людей и исторических событий?

Ответ на эти вопросы содержится частично в параграфе 1 и частично в параграфе 6. На второй вопрос следует ответить: "Да, предопределенные события зависят от действий людей и других событий". Согласно параграфу 1 "возможность вторичных причин [т.е. тот факт, что они являются условиями последующих событий] не отрицается". Как поясняет параграф 6, если Бог предопределил цель, то Он также "предопределил и все средства для достижения этого". Поэтому избранные не будут спасены независимо от того, что они делают. Они будут спасены так, как Бог предопределил, и никак иначе. Только это придает смысл словам Павла, когда он говорит: "Я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе..." (2 Тим. 2:10). Павел знал, что если Бог предопределил цель, то Он также предопределил и все средства для достижения этой цели.

Надо всегда помнить, что избрание и Божие постановление являются Божиим планом. Планы, независимо от того, насколько реально их осуществление, все равно должны выполняться. План дома еще не является домом, даже если это Божий план. Постановление спасти избранных - это одно. Их фактическое спасение - это совсем другое. Послание к Ефесянам 1:4 учит, что избрание - это то, что происходит прежде создания мира. Спасение же - это то, что происходит в ходе развития истории этого мира.

В. Формулировка доктрины избрания в Вероисповедании

Параграф 7 главы 3 Вестминстерского вероисповедания был изъят из Баптистского вероисповедания, что ослабило его свидетельство в отношении доктрины осуждения, которая излагается в указанном параграфе. Хотя Баптистское вероисповедание несомненно подразумевает доктрину осуждения, однако изложенные на эту тему мысли не обладают той ясностью, которая должна быть присуща документу, отражающему положения вероучения. В данном случае Вестминстерское вероисповедание заслуживает одобрение за его верность Писанию.

Но Вестминстерское вероисповедание также имеет и недостаток. Оно проводит параллель между спасением и осуждением. Это может оставить ложное впечатление, что Бог является садистом. Связь Бога с осуждением не такая, как Его связь с постановлением о спасении (Иез. 33:11, 18). Возможно, поэтому баптисты пропустили некоторые ключевые утверждения Вестминстерского вероисповедания, касающиеся осуждения.

О творении

1. Вначале Богу Отцу, Сыну и Духу Святому1 для проявления славы Своей вечной силы, мудрости и доброты2 угодно было сотворить мир и все, что в нем, видимое и невидимое,3 в течение шести дней4, и все было весьма хорошо5.

1. Евр. 1:2; Ин. 1:2-3; Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4.

2. Рим. 1:20; Иер. 10:12; Пс. 103:24; 32:5-6; Прит. 3:19; Деян. 14:15-16.

3. Быт. 1:1; Ин. 1:2; Кол. 1:16.

4. Быт. 2:1-3; Исх. 20:8-11.

5. Быт. 1:31; Еккл. 7:29; Рим. 5:12.

2. После того, как Бог создал все, Он сотворил человека, мужчину и женщину, наделив их разумной и бессмертной душой, сделав их способными жить для Бога, для чего они и были сотворены1. Человек, будучи созданным по образу Божию в знании, праведности и истинной святости2, имея закон Божий, записанный в своем сердце, и силу исполнять его, имел вместе с тем и возможность нарушить его, так как он был предоставлен свободе своей собственной воли, которая подвержена переменам3.

1. Быт. 1:27; 2:7; Иак. 2:26; Мтф. 10:28; Еккл. 12:7.

2. Быт. 1:26-27; 5:1-3; 9:6; Еккл. 7:29; 1 Кор. 11:7; Иак. 3:9; Кол. 3:10; Еф. 4:24.

3. Рим. 1:32; 2:12а, 14-15; Быт. 3:6; Еккл. 7:29; Рим. 5:12.

3. Помимо закона Бытия, записанного в сердцах сотворенных мужчины и женщины, они получили заповедь не есть от дерева познания добра и зла. Адам и Ева были счастливы, общаясь с Богом, пока соблюдали эту заповедь, кроме того, они владычествовали над всеми тварями1.

1. Быт. 1:26, 28; 2:17.

План главы

Параграфы

1 I. Общий обзор творения

А. Время творения: "В начале"

Б. Автор творения: "Отец, Сын и Дух Святой"

В. Цель творения: "Для проявления славы Своей вечной силы, мудрости и доброты"

Г. Протяженность (объект, или пределы) творения: "Мир и все, что в нем, видимое и невидимое"

Д. Продолжительность творения: "В течение шести дней"

Е. Результат творения: "Все было весьма хорошо"

2 II. Венец творения

А. Конституция (строение) человека

Б. Личность человека

В. Целостность человека

3 III. Главное в творении1

Комментарии

Ряд вопросов, включенных в эту главу, мы будем рассматривать здесь достаточно полно2. Это вопросы, касающиеся описания процесса творения, длившегося шесть дней, конституции (строения) человека, состоящего из тела и души, а также личности человека как образа Божия.

I. Описание творения

Прежде всего хотим заметить, что данная глава предполагает буквальное понимание первой и второй глав книги Бытие. С этой целью мы часто делаем ссылки на события, описанные в этих главах. Развившиеся многочисленные теории, которые отступают от такого понимания книги Бытие, не находят абсолютно никакой поддержки в Баптистском вероисповедании.

Вероисповедание, раскрывая смысл Писания, ничего не добавляет к тому, что сказано в Библии о сотворении мира: Бог действительно сотворил мир в течение шести дней. Седьмой день Бог благословил и освятил, "ибо в оный почил от всех дел Своих...". Две категории толкователей уклонились от этой исторической точки зрения Вероисповедания. Основанием для этого они считают время существования земли, о котором говорит современная наука. Некоторые придерживаются теории "День-эпоха". Они утверждают, что слово "день", использованное в 1-й и 2-й главах книги Бытие, имеет переносный смысл и означает эпоху.

Другая категория известных евангельских истолкователей просто-напросто отвергает историчность и подлинность 1-й и 2-й глав книги Бытие, а также всего того, о чем написано в первых одиннадцати главах этой книги. Правда, некоторые из них, все же не до конца отвергая подлинность изложенного в указанных главах, тем не менее подчеркивают символический характер изложенного. Это в лучшем случае. К сожалению, другие толкователи этой категории вообще говорят о многих очевидных исторических подробностях этих глав как об упаковочном материале, в который завернута ваза Божественного откровения. Это, конечно же, по сути не отличается от неоортодоксального взгляда на Библию с его отрицанием абсолютной божественности, безошибочности и непогрешимости Библии3. И это самый ошибочный, самый неверный взгляд на рассматриваемую проблему. Представители первого и второго взглядов не в состоянии отдать должное ясному учению Писания. Иногда между собой они полемизируют, указывая, по их мнению, на ошибки друг друга.

Остановимся подробнее на заблуждениях названных толкователей. Прежде всего рассмотрим мысль о том, что Бытие 1-11 имеет символический, переносный смысл. Конечно, есть места в Библии, которые действительно имеют такой смысл. Однако любой беспристрастный литературный анализ первых одиннадцати глав книги Бытие убедит читателя, что эта часть Библии имеет все признаки исторического повествования.

Если мы воспринимаем 12-ю главу книги Бытие и все последующие главы как историческое повествование (было бы совершенно абсурдно отрицать историчность Авраама), тогда невозможно сомневаться в том, что Бытие 1-11 также надо понимать подобным же образом. Родословные 10-й и 11-й глав книги Бытие заканчиваются биографическими данными о семье Авраама. Кроме того, родословная, которая приводится в Бытие 11:10-32, идентична по своей структуре той, которую мы находим в 5-й главе книги Бытие. Родословная, которая дается в пятой главе книги Бытие, начинается с Адама и Сифа. Изложению событий во всех главах характерны не только единая структура, но и один жанр. Если главы 1-11 Бытие являют собой иной литературный жанр, отличный от Бытие 12 и того, что следует далее, тогда переход от одного к другому является, как ни странно, незаметным.

Более того, если главы 1-11 книги Бытие не воспринимать буквально, то любой читающий их будет просто сбит с толку, находясь под впечатлением очевидной историчности, которое возникает при чтении этих глав. Подробно описывается точное местонахождение Едемского сада (Быт. 2:8-17). Дается родословная Каина, и в ней называются конкретные имена. В описании этой родословной и других, которые рассеяны в повествовательных книгах Ветхого Завета (Быт. 4:16-24), нет ощутимой разницы. Даются родословные Сифа (Быт. 5) и Ноя (Быт. 10-11). К ним относятся как к обыкновенной истории в первой главе 1 Паралипоменон и в Евангелии от Луки 3:23-38. Хронология потопа дается в деталях, как и точные размеры ковчега. Описание последующих поколений, произошедших от Сима, Хама и Иафета, данное в 10-й главе книги Бытие, потомки которых наполнили землю после потопа, имеет целью показать происхождение народов, которые окружали Израиль на Ближнем Востоке. Народы, упоминаемые там, являются именно теми народами, которые встречаются повсюду в исторических повествованиях Ветхого Завета. Эта глава заканчивается утверждением: "От них распространились народы по земле после потопа" (Быт. 10:32). Если данное утверждение не воспринимать буквально, тогда становится невозможным знать с какой-либо степенью уверенности, что Библия хочет передать буквально и что нет. Отказ от буквального понимания вышеприведенных слов положил бы конец любому осмысленному утверждению, касающемуся ясности или авторитетности Библии.

А теперь обратимся ко взгляду группы толкователей, придерживающихся идеи о том, что многие исторические подробности, которые даются в книге Бытие 1-11, являются просто упаковочным материалом, а не Божественным откровением. Учение Нового Завета о Писании не допускает такого утверждения. В Евангелии от Иоанна 10:35 Господь Иисус говорит о Своем убеждении, что "не может нарушиться Писание". Три раза в главе 4 Евангелия от Матфея Он обосновывает авторитетность Своих ответов дьяволу просто на том факте, что так "написано" (Мтф. 4:4, 7, 10). Слова Христа несовместимы с идеей об "упаковочном материале".

Есть у нас еще одно возражение против теории "упаковочного материала", сторонники которой считают, что использование семи дней в описании дел Бога по сотворению мира и человека (Быт. 1-2:3) является просто литературным приемом, который помогает композиционно изложить материал. Именно это и умаляет, по их мнению, значение данной части книги Бытие.

Довольно интересно, что вместо этого мы обнаруживаем, что неделя творения имеет большое и широко простирающееся значение. На этом настаивает Сам Иегова. Он отмечает важность семи дней творения не меньше, чем важность Десяти Заповедей. Суббота, еженедельный день еврейского поклонения, должен быть седьмым днем, потому что Иегова говорит: "...в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:11). Иегова настаивает, что Он сотворил все точно за шесть дней. Это есть утверждение исторического факта. Далее, если семидневная структура недели творения является не более чем литературным приемом, то почему Сам Иегова придает ей такое значение? Иегова отождествляет седьмой день творения с днем покоя, субботой. Вторая половина стиха 11 повторяет мысль, высказанную в книге Бытие 2:3. Особенно интересно то, что в Книге Исход 20:11 Иегова называет седьмой день творения "днем субботним". Значение субботы в Книге Исход 20:11 невозможно подвергать сомнению. Суббота тутозначает каждый, периодически повторяющийся, в буквальном смысле седьмой день каждой недели4.

Обратим внимание еще раз на использование недели творения в главе 20 Книги Исход. Поклоняясь Господу в седьмой день, Израиль как бы говорил этим, что Бог, Которому он поклонялся, был именно тем Богом, Который сотворил мир за шесть дней и отдыхал в седьмой день. Чтобы не думалось, что мы слишком сильно подчеркиваем упоминание о неделе творения, которое находим в Книге Исход 20, обратимся ко второму отрывку, где неделе творения также придается огромное богословское значение (Исх. 31:15-17). В стихах 15-17 подчеркивается логическое обоснование соблюдения субботы: "Шесть дней пусть делают дела; а в седьмый - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти. И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный. Это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился". Празднование субботы называется в этих стихах знамением и заветом. Почему? Суббота является знамением и заветом, ибо подтверждает тот факт, что Бог Израиля - это тот Бог, Который сотворил мир за шесть дней и покоился в седьмой день! Соблюдая субботу, Израиль возвещает, что поклоняется тому Богу, Который создал мир за шесть дней и покоился в седьмой день. Как можно отрицать вышеизложенное и в то же время заявлять о том, что я поклоняюсь Богу, Который сотворил мир в шесть дней, а в седьмой почил?

Еще одним убедительным аргументом в нашу пользу является частое упоминание в Новом Завете людей и событий, о которых говорится в книге Бытие 1-11 (Мтф. 19:4-6; 24:37-39; Мр. 2:27-28; 10:6; Лк. 3:23-38; 17:26-32; Ин. 8:44; Рим. 5:12-19; 1 Кор. 11:7-12; 15:21-22, 44-49; Еф. 2:3; 5:31; 1 Тим. 2:13-14; Евр. 11:3-7; Иак. 3:9; 1 Пет. 3:20; 2 Пет. 2:5; 3:5-6; 1 Ин. 3:8,12; Иуд. 14-15).

Кто бы ни пытался любым, самым, казалось бы, аккуратным способом изъять из Библии главы 1-11 книги Бытие, сделать это невозможно. Это совсем не похоже на удаление лесов, когда покраска здания окончена. Это скорее похоже на откручивание головы уживого животного. Голову можно открутить, но сухожилия, кости и капающая кровь будут свидетельствовать о том, что голова была обязательной частью организма. Так и главы 1-11 книги Бытие не могут быть удалены из Библии без того, чтобы не оставить ее живой организм кровоточащим доказательством насильственности подобного акта. Эти главы нельзя исключить из Библии, не нанеся урона ее авторитету и вере.

Теория "упаковочного материала" искусно и утонченно заимствовала учение о единообразии эволюции. Это учение говорит о том, что единообразие естественных, природных причин в физическом мире никогда не нарушается сверхъестественным. Таким образом, согласно этой теории чудеса невозможны в нашем мире. Принятие учения о единообразии вызывает критику концепции "кажущегося возраста". Суть ее в том, что Бог сотворил иные объекты так, что с некоторой точки зрения они выглядят старше, чем есть на самом деле. Но Писание не допускает такого утверждения.

Библия решительно отвергает концепцию мира, в котором естественные причины единообразны и однородны, и ясно утверждает концепцию мировой истории, в которой есть место событиям, выходящим за рамки развития истории и законов этого мира, сотворенного Богом. Чудеса не рассматриваются здесь так, как будто Бог нарушает законы природы и естественные причины, которые чужды Ему или же существуют отдельно от Него. Законы природы - это просто те пути и способы, которые верный Бог творения избрал, чтобы они обычно действовали в мире. Все, что мы хотим сказать, заключается в том, что Бог, Который создал такие законы природы и лично участвует в природных процессах, которыми эти законы управляют, не ограничен ими и не принужден действовать только в соответствии с ними. Бог свободен переступать пределы законов природы и делать что-либо иным образом, который являет грешникам Его славу и превосходство.

Эту свободу Бога подтверждает Второе послание Петра (3:1-13). Обратите внимание на отвержение учения о единообразии в данных стихах. Концепция единообразия природных, естественных причин довольно ясно изложена в стихе 4. Она логически и фактически выражается в отрицании второго пришествия Христа. В стихе 3 эта концепция приписывается наглым ругателям, чей образ мыслей и течение жизни диктуются их похотями. В стихе 5 данная точка зрения характеризуется как невежество, основанное на недостаточной и частичной, неполной информации.

Обратите внимание также на свидетельство всемирной истории, которое подтверждает, что деяния Бога очень часто нарушают границы нормального хода событий в мире. Не эти события и мировые процессы, а всемогущее Слово Божие, говорит апостол Петр, ответственно за само существование этого мира (стих 5). Далее отмечается, что то же всемогущее и действенное Слово Божие прервало прошлую материальную историю, уничтожив весь мир потопом (стих 6). Такие события заставляют нас ожидать сверхъестественного возвращения Спасителя, Который ожил сверхъестественным образом. Он придет, чтобы совершить много дел, которые не могут быть объяснены последовательной эволюционной моделью, так сильно любимой приверженцами учения о единообразии (стихи 7-13).

В Библии записаны события, которые заставляют каждого истинного христианина принять в какой-то форме и в какой-то момент концепцию кажущегося возраста. Остановимся на двух таких событиях. В Бытие 2:7 описано сотворение человека. В шестой день Бог сотворил Адама и Еву. Какой возраст они бы имели в глазах современного ученого на момент сотворения? Несомненно, их возраст был бы намного больше одного дня. В Евангелии от Иоанна 2:1-11 записано, как Иисус превратил воду в вино. Это вино имело определенные физические качества, которые были отмечены распорядителем пира (стих 10). Ученый и даже просто человек, который не является ученым, и особенно знаток вин, живший в то время, без сомнения, обнаружили бы в этом вине множество тех признаков, которые указывали на то, что возраст вина был намного больше десяти минут. Знаток вин, возможно, даже смог бы точно определить, какие виноградники и сорта винограда дали возможность получить это вино. Но все характеристики вина были просто кажущимися, они не имели временного основания в реальной истории.

Сама идея чудотворного и сверхъестественного требует понятия кажущегося возраста. С одной стороны, не принимать концепцию кажущегося возраста - значит насмехаться над чудесами. С другой стороны, принятие чудес вместе с концепцией кажущегося возраста объясняет многие проблемы, созданные эволюционной наукой для библейской точки зрения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь