Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
III. Мера (охват) искупления
За кого умер Христос? Необходимо прояснить несколько моментов, чтобы было ясно, чего не предполагает ответ на данный вопрос. Здесь не спрашивается: "Для чьей пользы умер Христос?" Многие люди, которые пользуются разными благами благодаря общей благодати, которую принесла смерть Христа, не являются избранными. В данном вопросе не спрашивается: "Является ли искупление ограниченным?" Все евангельские христиане, которые верят, что только некоторые люди будут в конечном итоге спасены смертью Христа, верят в ограниченное искупление. Арминиане ограничивают его действенность, говоря, что человек посредством своей свободной воли может ограничить действие искупления. Кальвинисты ограничивают его меру. Поэтому вопрос не заключается в том, ограничено ли искупление. Он заключается в том, ограничено ли оно в своей мере или в своей действенности. Вопрос иначе можно сформулировать так: "На чье место Христос поставил Самого Себя?" А. Доказательства конкретного (частного) искупления Природа искупления требует конкретного, или частного, искупления. Природа искупления заключается в том, что заместитель должен понести на себе проклятие. Когда мы говорим, что Христос умер за грешников, мы имеем в виду, что Он совершил работу заместителя, понеся на Себе проклятие за грешников. Если Христос на самом деле поставил Себя на мое место и понес проклятие за мои грехи, то как могу я когда-либо понести на себе то же самое проклятие? Будет ли справедливый Бог наказывать за те же самые грехи дважды? Действительно ли Бог во Христе искупил нас, примирил с Собою и умилостивил Свой гнев против нас на кресте? (Обратите внимание на Откр.5:9; сравните 2 Кор. 5:14 с Рим. 6:5, 8.) Недвусмысленные и ясные утверждения Библии относительно тех, за кого умер Христос, требуют конкретного искупления (Ин. 10:15, 26; 6:37-40; 15:13-14; 17:9; Еф. 5:25). Результаты искупления требуют конкретного искупления. Библия учит, что искупление достигает большего, чем просто делает спасение возможным или дает его. Оно обеспечивает и гарантирует спасение (Рим. 8:28-39). Контекст искупления требует конкретного искупления. Завет является контекстом того дела, которое совершил Христос. Кровь Христа - это кровь завета. Это одна из наиболее часто упоминаемых истин Нового Завета (Мтф. 26:28; Мр. 14:24; Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25; Еф. 2:12-13; Евр. 10:29; 13:20). Не все люди включены в завет. А завет обеспечивает и гарантирует спасение тем людям, которые включены в него (Иер. 31:31-34). Если весь контекст искупления имеет характер завета, тогда его мера (охват) должна быть не меньше самого завета. Это требует конкретного искупления. Б. Проблемы, связанные с конкретным (частным) искуплением Трудности, возникающие в связи с пониманием учения о конкретном искуплении, не могут быть возражением против самого учения. Они не подрывают и даже никоим образом не касаются всех ясных библейских доказательств конкретного искупления. Эти доказательства ясны и неопровержимы, поэтому учение имеет силу. Самая распространенная трудность возникает при рассмотрении той категории библейских стихов, которые говорят о тех, за кого умер Христос, при этом используются слова с обобщающим значением ("все", "весь мир" и др.). Арминиане и другие верующие, которые выступают против конкретного искупления, верят, что подобные слова с обобщающим значением относятся абсолютно к каждой личности, принадлежащей к роду человеческому. Однако существуют убедительные возражения против такого представления. Во-первых, слова с обобщающим значением часто ограничены их библейским контекстом (Лк. 2:1; Мтф. 2:3; 3:5; 10:22; 21:10; Мр. 1:5; Лк. 16:16; Ин. 3:26; Евр. 2:9 сравните со стихами 10, 11, 12, 13, 14 и 17 в том же контексте; 1 Кор. 15:22 сравните со стихом 23 в том же контексте; Ин. 2:2 сравните с 5:19; 1 Кор. 15:51-52). Во-вторых, такие слова часто направлены против иудейской исключительности. Новый Завет утверждает, что Божие спасение распространяется на каждую нацию и на каждый класс людей. Поэтому, когда Новый Завет говорит, что Христос умер за весь мир, то это означает, что Он умер как за евреев, так и за язычников. В-третьих, всеобщий охват (универсализм) Нового Завета не является условным или потенциальным, а является пророческим всеобщим охватом. Арминиане учат условному универсализму. "Мир, включающий всех людей, условно искуплен, - говорят они. - Мир потенциально спасен смертью Христа". Библейский универсализм, или всеобщий охват, является, однако, пророческим универсализмом. Пророки пророчествовали, что мир несомненно будет спасен. Библейский универсализм имеет дело с неоспоримыми фактами, а не с потенциальными возможностями (Пс. 21:28-30; 71:8-11, 17-19; 85:9; Ис. 2:2-4; Иер. 3:17; Иоил. 2:28; Зах. 14:9; Ис. 66:23-24. Обратите внимание также на Ин. 12:32; Рим. 5:18; 2 Кор. 5:19; Откр. 21:1, 24). Библия говорит, что Христос умер за этот мир, за всех людей, благодаря чему мир будет спасен. Значит, спасенный мир есть результат смерти Христа. Это, однако, не означает, что абсолютно каждый человек будет спасен. Еще одна трудность, связанная с конкретным (частным) искуплением, возникает при рассмотрении свободного предложения Благой Вести. В этой связи особого внимания заслуживает вопрос: "Как можем мы приглашать и призывать всех и каждого ко спасению, если Христос не умер за каждого человека?" Это нелегкий вопрос, он предполагает глубокие тайны, но, вместе с тем, достаточно ясный, чтобы устранить определенные трудности при решении рассматриваемой проблемы. Данная проблема не должна решаться путем отрицания свободного предложения (возвещения) Благой Вести. Распространилось представление, что конкретное искупление заставляет людей отрицать свободное предложение. Такое представление является совершенно неправильным. Большинство людей, верящих в конкретное искупление, верят также и в свободное предложение. Свободное предложение Евангелия не требует от нас, чтобы мы говорили людям, что Христос умер за них. Если бы свободное предложение Благой Вести означало, что надо говорить необращенным грешникам: "Христос умер за вас", - тогда конкретное искупление было бы несовместимо со свободным предложением. Но нигде в Библии Благая Весть не возвещается путем объявления необращенным грешникам, что Христос умер за них. Апостолы никогда не делали этого, о чем свидетельствует книга Деяний Апостолов. Проповедь Евангелия, во-первых, не заключается в провозглашении того, за кого Христос умер. Евангелие - это провозглашение Самого Христа как достаточного Спасителя грешников (Мтф. 11:28-30; Деян. 4:12; 5:28-31). Мы, возможно, не сумеем ответить на вопрос, как Бог может говорить нам, чтобы мы предлагали Христа тем людям, за кого Он не умирал. Но одно ясно. Бог никогда не говорит нам, чтобы мы возвещали этим людям, что Христос умер конкретно за них. Те стихи, которые, как нам кажется, учат, что некоторые из тех, за кого умер Христос, погибнут, представляет собой наибольшую трудность для тех, кто стоит на позиции конкретного искупления (Рим. 14:15; 1 Кор. 8:11; 2 Пет. 2:1; Евр. 10:29). Необходимо, однако, помнить, что мы обязаны давать только правильное толкование, которое соответствует ясному и очевидному свидетельству Библии о конкретном искуплении. Четыре общих замечания помогут устранить трудности, возникающие при чтении данных стихов. Во-первых, все эти стихи говорят исключительно о христианах, открыто исповедующих веру. Таким образом, чему бы данные стихи ни учили, они не могут учить всеобщему искуплению. Во-вторых, ограничивая распространение смерти Христа на верующих христиан, данные стихи фактически опровергают всеобщее искупление. Например, 1 Коринфянам 8:11 говорит о "брате, за которого умер Христос". Здесь смерть Христа выдвигается как особый мотив, побуждающий с добротой относиться к братьям. Какой смысл имеет данная фраза, если Христос также умер за каждого человека? Послание к Евреям 10:29 говорит: "...то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто ... не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет"? Здесь имеется в виду, что Кровь Христа попирается не каждым человеком, а именно тем, кто явно был христианином. Нет никакого смысла рассматривать данное попрание как отягчающее обстоятельство, сопутствующее греху верующего христианина, если Христос умер абсолютно за каждого. В-третьих, в наши дни большинство противников конкретного (частного) искупления верят в вечную безопасность. Для таковых данные стихи доказывают слишком многое. Если мы будем толковать их так, как они это делают, то эти стихи опровергают тогда не только конкретное искупление, но также и вечную безопасность (стойкость святых до конца). Послание к Евреям 10:29 говорит не только о том, за кого Христос умер, но и о том, кто также был освящен. 2 Пет. 2:1 говорит о тех людях, которые были искуплены не только в том смысле, что Христос умер за них, но также и в смысле обращения (2 Пет. 2:1,17-22; Иуд. 4-5). В-четвертых, люди, упомянутые в данных стихах, описываются в соответствии с их внешним, видимым исповеданием веры, а не согласно внутренней, духовной реальности (1 Кор. 8:11; Рим. 14:15) 2. Если эти стихи означают, что какой-либо брат может погибнуть, то такой брат описывается как имеющий лишь внешнее, видимое исповедание веры. Истинный брат не может погибнуть (Рим. 14:4). 2 Пет. 2:1 говорит о тех людях, которые, "отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель". Те же, кто на самом деле искуплен, не могут погибнуть (Откр. 5:9; 14:3-4). Лжеучители являются псами или свиньями (2 Пет. 2:22), предназначенными к осуждению (Иуд. 4; 2 Пет. 2:3). Послание к Евреям 10:29 говорит о тех, кто освящен кровью Христа. Те же, кто поистине освящен, соделаны навсегда совершенными через смерть Христа (Евр. 10:10-14); они наслаждаются благословениями Нового Завета (Евр. 10:15-18). Личности, о которых упоминается в Послании к Евреям 10:29, были освящены только в смысле их внешнего присоединения к народу завета, за который умер Христос. О свободной воле 1. Бог наделил волю человека естественной свободой и силой действовать по своему выбору; она не принуждена и не обусловлена никакой природной необходимостью делать добро или зло1. 1. Мтф. 17:12; Иак. 1:14; Втор. 30:19. 2. Человек в состоянии чистоты и невинности имел свободу и силу желать и делать то, что было хорошо и благоугодно Богу1, однако он был нетверд и непостоянен, так что мог утратить данные качества2. 1. Еккл. 7:29. 2. Быт. 3:6. 3. Человек, впав в состояние греха, полностью утратил всякую способность воли стремиться к духовному добру, которое сопутствует спасению. Поэтому по своей природе человек, будучи совершенно не расположенным к духовному добру и будучи мертвым во грехе, не способен своей собственной силой обратить себя или приготовить себя ко спасению1. 1. Рим. 6:16,20; Ин. 8:31-34; Еф. 2:1; 2 Кор. 3:14; 4:3-4; Ин. 3:3; Рим. 7:18; 8:7; 1 Кор. 2:14; Мтф. 7:17-18; 12:33-37; Лк. 6:43-45; Ин. 6:44; Иер. 13:23; Ин. 3:3,5; 5:40; 6:37, 39, 40, 44, 45, 65; Деян. 7:51; Рим. 3:10-12; Иак. 1:18; Рим. 9:16-18; Ин. 1:12-13; Деян. 11:18; Фил. 1:29; Еф. 2:8-9. 4. Когда Бог обращает грешника и переводит его в состояние благодати, тогда Он освобождает его от естественного рабства греха и исключительно посредством Своей благодати дает ему способность свободно желать и делать то, что является духовно хорошим и добрым1. Однако из-за своей испорченности человек все еще иногда стремится к злу, а не к добру2. 1. Кол. 1:13; Ин. 8:36; Фил. 2:13. 2. Рим. 7:14-25; Гал. 5:17. 5. Воля человека становится совершенно и неизменно свободной в стремлении лишь к добру только в состоянии славы1. 1. Еф. 4:13; Евр. 12:23. Ниже предлагаются два различных метода деления данной главы. План 1 Параграфы 1 I. Определение человеческой свободы 2-5 II. Состояния человеческой свободы 2 А. Свободная воля в состоянии невинности 3 Б. Свободная воля в состоянии греха 4 В. Свободная воля в состоянии благодати 5 Г. Свободная воля в состоянии славы План 2 1 I. Естественная свобода воли 2 II. Ее первоначальное непостоянство 3 III. Ее падшая неспособность 4 IV. Ее обновленная способность 5 V. Ее окончательная неизменность и непреложность Комментарии Учение о свободной воле человека в богословском и практическом смысле является жизненно важным. Ложные взгляды на свободную волю извратили всю систему христианской истины. Древний христианский богослов Ориген является самым убедительным примером этому. В его учении о христианстве толкование свободной воли занимает особое место. Келли отметил: "Идея свободной воли действительно дает ключ ко всей системе Оригена". Это действительно так. Во-первых, Ориген основывает человеческую греховность на личном падении каждой человеческой души в состоянии, которое предшествовало бытию человека. Только это объясняет всеобщность человеческого греха в той форме, которая согласуется со свободной волей. Во-вторых, человеческая душа Богочеловека заслужила Свое положение единственной души, которая не согрешила. В-третьих, разные положения, которые люди занимают в этом мире, и их разнообразные судьбы являются следствием степени их греховности в состоянии, предшествовавшем их бытию. В-четвертых, поскольку люди всегда сохраняют свою свободную волю, поэтому все они будут в конечном итоге спасены через очищение в очистительном огне ада. Таким образом, всеобщее спасение (универсализм) и чистилище основаны на доктрине свободной воли. Даже дьявол может быть восстановлен в своем первоначальном положении. В-пятых, поскольку люди сохраняют свою свободную волю, то нет уверенности в том, что их положение на небе будет постоянным и неизменным. Наконец, дело, которое совершил Христос, может поэтому являться только примером учителя1. Пример Оригена предостерегает нас от соединения наших естественных представлений относительно свободной воли с учением Библии. Этот пример говорит также о важности данной главы Вероисповедания2. Прежде чем мы сконцентрируем наше внимание на учении Вероисповедания о полной неспособности человека, о которой говорится в параграфе 3, уместны будут несколько предварительных замечаний. Вероисповедание утверждает и определяет свободную волю. Человек имеет естественную свободу. Она понимается как способность действовать по своему выбору, как свобода выбирать то, что он желает, независимо от того, какие факторы или внешние обстоятельства могут окружать человека в данный момент (Мтф. 17:12; Иак. 1:14; Втор. 30:19). Человеческая воля не принуждается и не обусловливается "никакой природной необходимостью делать добро или зло". Поэтому, когда библейский кальвинизм в другом смысле отвергает свободную волю, то он не принимает бихевиоризм (учение об обусловленной реакции на окружающую обстановку) или какую-то другую форму физического или химического детерминизма. Человеческая воля не подчинена никакой физической необходимости. Люди являются свободными. Их выбор не обусловлен факторами, которые являются внешними по отношению к их свободной, личной индивидуальности и нравственной природе. Не могло бы быть и речи об ответственности и подотчетности человека, о которых ясно говорит Библия, если бы это было не так (Прит. 1:24-33; Ин. 3:18-19). Вероисповедание, таким образом, с осторожностью ограничивает и определяет свободную волю. Свободная воля не является совершенно непредсказуемой. Человеческая свобода не первична. Она была под контролем Божией суверенной воли даже в состоянии невинности (обратите внимание на утверждения Вероисповедания в главе 5, параграф 4, и главе 6, параграф 1). Божественная свобода (Божия суверенная, постановляющая воля) и человеческая свобода не находятся в противоречии друг с другом. Правильнее будет сказать так: только потому, что наша воля создана по образу Божией верховной воли, только потому, что наша воля является производной Его воли, она свободна. Человеческая свобода заложена в Божией суверенной свободе. Наша воля контролируется нашей нравственной предрасположенностью и моральным состоянием нашего естества. Свободная воля не означает способности желать чего-то противоестественного, т. е. непредсказуемо творить добро или зло (Мтф. 7:17-20; 12:33-35). Параграф 3 утверждает, что свободная воля необращенных людей неспособна желать творить какое-либо "духовное добро". Параграф 5 говорит, что свободная воля людей, находящихся во славе, будучи совершенно и чудесно свободной, также неизменно утверждена в делании добра в состоянии славы (Еф. 4:13; Евр. 12:23). Свободная воля не является поэтому своего рода непреложной способностью принимать случайные, беспорядочные решения. Будучи связанной с человеческой природой, она существует в разных состояниях, потому что и человеческая природа разнообразна. Сама структура Вероисповедания иллюстрирует эту истину. Первый параграф дает определение свободной воли. Параграфы 2-5 рассматривают различные состояния, в которых она существует. Свободная воля переходит из состояния невинности, в котором она отмечена непостоянством, в состояние славы, где она отмечена неизменностью. Как ограниченные нравственные существа мы действительно проходим процесс нравственногоразвития. Сам Христос, будучи человеком, прошел этот путь. Конечно же, это не был процесс движения от греха к праведности, но это было движение от незрелой нравственной праведности к зрелой святости (Лк. 2:40, 52; Евр. 2:10, 18; 5:8-9). Никто из нас не был Адамом. Мы все рождены грешными и совершенно неспособными спасти самих себя, что является результатом поступка одного человека. Однако мы не рождаемся в состоянии, в котором наша воля неизменно зафиксирована на добре или зле. В необращенных людях происходит процесс морального созревания, в ходе которого их воля постепенно ожесточается и укрепляется во зле. В обращенных людях также происходит процесс морального созревания, в ходе которого они постепенно освящаются. Эти процессы всегда завершаются в момент смерти. Затем, как написано, "если упадет дерево, то оно там и останется, куда упадет". А потом мы будем судимы согласно тому, что мы "сделали, живя в теле" (Еккл. 11:3; 2 Кор. 5:10). Такая истина способна заставить нас трезво поразмыслить. Мы становимся тем, кем будем вечно. Давайте поэтому просить о той благодати, в которой мы нуждаемся, и проявлять ту дисциплинированность, которую мы обязаны проявлять, прежде чем наше нравственное состояние и наша свободная воля будут зафиксированы навеки. Теперь рассмотрим доктрину полной неспособности грешников, которая излагается в параграфе 3. Рассмотрим ее определение, ее защиту и ее отрицание. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы